Кино Лавочка
Добро пожаловать
Вход / Регистрация
загрузка...

Насими (1973)


Не работает видео? Сообщите нам, нажмите на флажоки мы быстро исправим.
Если видео прерывается, поставьте его на паузу, чтобы оно подгрузилось...

Для корректного просмотра фильмов Вам понадобятся: Яндекс Браузер или Google Chrome
или Mozilla Firefox . А также Adobe Flash Player.

Фильм посмотрели? А отзыв написать? Нам важно ваше мнение, оставляйте комментарии.

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравился фильм. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированые пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


Добавлено от Администратор В Драмы Советские
936 Просмотры фильма

Описание

Советский фильм "Насими"Биографический фильм посвящен 600-летию со дня рождения великого азербайджанского поэта и философа Имаметдина Насими.

Рубеж XIV и XV столетий. Мрак, кровь, дикость. Страна под пятой кровавого Тимура. Страна под властью невежественного духовенства. Всех осмелившихся восстать ждет казнь. Раздирают в клочья привязанного к конским хвостам философа и проповедника Фазла, его жена —распята в Тавризе на городских воротах, на ее теле ржавым гвоздем нацарапаны все буквы алфавита. Избивают последователей Фазла — хуруфитов. Падают пронзенные стрелами, рассеченные мечами тела. Бросают оземь у ног завоевателя голову полководца хуруфитов Довлет-бея. Избивают ни в чем не повинных людей: они пришли на казнь Фазла, значит, среди них есть его последователи. На экране застывшие от ужаса, заплывающие кровью прекрасные лица: женщины, прижимающие к себе детей, юноши, пронзенные ударами копий. И, наконец, в финале брызнет кровавый дождь на помост эшафота — это палач приступит к делу: сейчас с героя фильма — поэта и мыслителя Насими, живого, будет содрана кожа.

На экране воочию видишь, в КАКОЙ мир несет своё слово проповедник, наперекор КАКОЙ яростной силе утверждает свою истину. Весь фильм об этом — о поисках истины. Рассказывая историю жизни великого азербайджанского поэта-гуманиста Има-деддина Насими, авторы фильма — сценарист Иса Гусейнов и режиссер Гасан Сеидбейли — строят свой рассказ не по законам хронологического жизнеописания, но по законам трагедии. В их фильме много говорят, спорят, проповедуют. Слово здесь — действие. Слово — оружие, которым сражаются и за которое убивают. Насыщенность словом этому фильму необходима, ведь его герой — поэт, проповедник.

Столкновение персонажей фильма есть столкновение их философских позиций. Остановимся на трех, прослеживаемых авторами от начала и до конца картины судьбах: шейха Азама, ширваншаха Ибрагима I, поэта Насими.

Шейх Азам. Его истина — ислам — господствующая, единственно признанная религия в его стране. За ней не только авторитет священных книг, но и мечи и копья воинов Тамерлана. И все же быть правоверным мусульманином в его положении не так-то просто. Нужно немало мужества, чтобы не побояться пойти на открытый конфликт с ширваншахом. Нужна твердость, чтобы бороться с еретиками-хуруфитами, посягающими на основы веры. Нужна нечеловеческая воля, наконец, чтобы своими руками убить дочь, пошедшую вослед еретику Насими,— разве не хуже было бы видеть, как она умрет от руки палача вероотступницей...

Ширваншах Ибрагим. Чистота веры беспокоит его меньше всего. Обе его ноги стоят на земле. Он знает, что и Тимур, тот, кто больше всех на словах радеет об истинной вере, в случае надобности не задумываясь пожертвует и верой и аллахом. Истина шаха — польза. Нет, не личная выгода, мелкая корысть — польза государственная. У него есть цель— сбросить иго Тимура, объединить разрозненные азербайджанские земли под своей, единой властью. Опора Тимура — ислам, значит, те, кто против ислама, могут пригодиться шаху в его борьбе, значит, можно воспользоваться и силами хуруфитов. Но шах — политик. Он знает, что сейчас выступление против Тимура обречено. Нужно выжидать, копить силы, идти на уступки. Тимур требует выдачи Фазла —что ж, придется уступить. Тимур требует казни Насими — нет, сейчас можно и ослушаться. Насими нужен шаху, он привлечет на его сторону хуруфитов, обезглавленных после потери Фазла.

И, наконец, Насими (прекрасно нервное, одухотворенное лицо Расима Балаева, играющего эту роль). Его истина—человек. Не ничтожный раб, слабый духом и плотью, во всем зависимый от воли аллаха, как того хочет шейх, и не ничтожная игрушка в руках политика, как хотел бы ширваншах. Человек — суть, сердце — вина всего сущего.

Он сам создатель, сам творец в этом мире.Однако то, что для хуруфитов было тайной, «птичьим языком», одним им понятным шифром, поэт сделал достоянием всех. Он открыто провозгласил в своей поэзии те еретические истины, которые они проповедовали в своем узком братстве.

К чему же приходят в итоге эти герои?

С шейхом Азамом мы встречаемся в далеком сирийском городе Алеппо. Он изгнан из Ширвана, шах сместил его, лишил всех владений. Теперь шейх ненавидит весь мир, аллаха, не оценившего его трудов и жертв. Он умоляет странствующего с дервишами по свету Насими: «Позволь мне пойти с вами. Позволь. Я поклялся, сколько буду жить, буду мстить шаху... Верь мне, Насими, я отрекся от бога».

Так что же? Чего стоила его вера, если он, пожертвовавший во имя ее дочерью, так легко проклял своего бога, когда лишился той власти, тех выгод, которые ему вера давала? И было ли вообще это истиной или просто догмой, вызубренной прописью, не затронувшей сути его души?

Верен себе остался ширваншах Ибрагим. Он дождался смерти Тимура и распрей наследников из-за отцовского престола. Его армии готовы идти в бой. Только в их рядах нет Насими—того, чьи стихи, по словам самого шаха, «сильнее целой армии». «Ты нужен мне,— зовет шах поэта. «Я нужен людям»,— отвечает Насими.

Можно убить поэта, но неубиенно слово. В час казни Насими - стихи, сорвавшиеся с его уст, подхватываются, передаются от одного к другому, звучат над всей площадью. Дух поэта будет жить в людях. И в этом - бессмертие истины...

Актеры: Расим Балаев, Исмаил Османлы, Халида Гулиева, Тофик Мирзоев, Самандар Рзаев, Мамедрза Шейхзаманов, Алмас Аскерова, Юсиф Велиев, Мухтар Маниев


Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет.
загрузка...
RSS
загрузка...