Как делать янтарь из травы. Оригинальная кровля и дизайнерские крыши: Yantar

Красота

В этой статье:

Янтарь уже давно используется не только для создания небольших украшений, из этого камня делают целые комнаты. Камень содержит в себе многолетнюю историю планеты, поэтому янтарь довольно ценный материал. И многие, кто хочет иметь украшение с таким камнем, интересуются, можно ли создать искусственный янтарь или приобрести где-то такое изделие. Конечно, процедура трудоемкая, но итоговая стоимость отличается дешевизной и делает камень доступным для большинства любителей украшений.

Искусственный янтарь

В природе янтарь образуется из смолы или живицы хвойных деревьев. Сейчас ученые утверждают, что вид дерева неважен, поскольку стали распространены камни из бобовых растений. Поэтому на сегодняшний день янтарем принято считать материал, который образовался из смолы или других соков дерева, а также находился в земле не менее миллиона лет.

По разновидностям янтаря изучают природно-климатические условия, а также флору и фауну тех времен. Поэтому камень популярен не только среди ювелиров, им еще интересуются историки, геологи. Понять о состоянии планеты можно по инклюзам, включениям в состав камня, в роли которых могут выступать частички растений, насекомые, примеси из почвы.

Как сделать янтарь?

Сделать искусственный янтарь своими руками можно в домашних условиях. По времени этот процесс будет гораздо быстрее, чем он происходит в природе. Для этого можно воспользоваться одним из следующих способов:

  • Методика первая. Возьмите скипидарную смолу, шеллак и канифоль в пропорции 1:2:1. В жестяной посудине, стенки которой предварительно нужно смазать маслом, необходимо расплавить скипидар. По мере плавления материала в него постепенно добавляют шеллак, консистенция смеси будет становиться густой и приобретет белый оттенок. Продолжайте нагревать смесь до того момента, пока она не станет прозрачной. После того как это произойдет, постепенно влейте предварительно расплавленную канифоль. При постепенном нагревании масса будет становиться все более прозрачной, необходимый цвет получится путем выбора соответствующего шеллака. Чем дольше нагревать эту смесь, тем она будет темнее. А еще камень, созданный в таких условиях, будет довольно твердым. Чтоб немного размягчить его консистенцию, следует добавить чуть больше скипидара. Полученную имитацию янтаря можно отлить или придать форму с помощью прессования, после этого камень можно полировать и шлифовать. Помните, что состав не чувствителен к воде, зато растворяется в спирте.
  • Вторая методика включает в состав искусственного янтаря желатин. Но версия более трудоемкая, поскольку после заливания желатина в ванночку, понадобится его сверху присыпать дробленными золотистыми слюдяными блестками. После того как масса затвердеет, стоит снова залить слой желатина, покрыв его блестками. Процедуру необходимо провести несколько раз, а сверху новоиспеченный камень покрыть вишневым лаком. Кстати, этот метод часто используют реставраторы.

Поскольку изначально масса жидкая, в нее можно добавить для натуральности какой-то листочек или насекомое и таким образом сымитировать инклюзы. А еще из такого янтаря изготавливаются любые украшения, начиная бусами и заканчивая кулонами. Стоимость методик гораздо дешевле, чем натурального камня. Но не стоит использовать ее в промышленных целях, выдавая за янтарь, поскольку изготовление и продажа подделок является уголовно наказуемым делом.

Бусы из искусственного янтаря

Проверка камня

Проверку янтаря можно провести и дома. Для этого придуманы такие способы, которые не повредят настоящему камню:

  • Если опустить материал в стакан с соленой водой, то подделка утонет, а вот настоящий янтарь будет плавать на поверхности.
  • Можно попробовать капнуть ацетоном или спиртом на камень. Если это ненатуральный материал, на нем останутся следы в виде изменения цвета или расплавленности.
  • Дешевые варианты, сделанные из смол искусственно, легко царапаются, чего нельзя сказать о натуральном янтаре. Хотя материал, добытый в природе, довольно хрупкий и легко крошится.
  • Если не боитесь повредить изделие, попробуйте поднести к нему нагретый металлический инструмент. Если это украшение, то проведите процедуру на изнаночной стороне. Из точки плавления пойдет запах: если он будет хвойным и приятным, то камень натуральный. А если запах будет отдавать химией или пластмассой, то у вас в руках подделка под янтарь.

А вот насекомые не дадут точного ответа о подлинности, поскольку даже при искусственном изготовлении добавить в камень инклюзы довольно просто. Настоящие профессионалы, конечно, могут отличить, было ли помещено в янтарь насекомое в живом виде, или же добавлен мертвый материал. Но этого не сделать без увеличительного стекла и предварительных знаний.

Разновидности подделок

В качестве янтаря в промышленных масштабах продают такие материалы:

  • Копал, смола каури - это натуральные материалы, которые ученые сейчас относят к разновидности янтаря, поскольку в их состав также входит затвердевшая смола. Правда, эта смола производится не хвойными деревьями, а бобовыми растениями в жарких странах. При этом стоимость материалов дешевле, чем у традиционного янтаря.
  • Бернит - синтетические соединения полиэфира. В камне можно искусственно сымитировать дефекты. Для его изготовления используется янтарный порошок с полиэфирными смолами. Камню можно придать даже зеленый оттенок.
  • Полиберн - материал с добавлением эпоксидной смолы, состав открыт в Германии.
  • Бакелит - материал, который изначально использовали для изготовления корпусов из пластмассы.
  • Фатуран - материал, который появился на Востоке из смеси отходов от добычи янтаря, а также примесей местных смол.
  • Целлулоид - также использовали для имитации янтаря. Но сейчас популярность материала снизилась.
  • Казеин - белок, который при обработке формальдегидом давал в результате пластмассу.
  • Акрил - оргстекло, которое при покраске имитирует янтарь. Сегодня чаще всего используется в качестве подделок под камень.
  • Полиэстер - также разновидность пластмассы, которую маскируют под застывшую смолу.
  • Амбдроид - разновидность спрессованного янтаря. Камень не является подделкой, просто имеет низший сорт и, соответственно, стоимость.

Натуральный янтарь - дорогостоящий материал. Поэтому вас также должна насторожить цена изделия, в случае подделки она будет дешевой. Купив натуральный камень, он будет радовать вас своим видом, иногда и приятным запахом. А если такой возможности нет, но носить камень очень хочется, задумайтесь об искусственном изготовлении материала: сделанный янтарь сложно отличить только лишь по внешнему виду.

Подробный перечень материалов призванных имитировать янтарь. Во все времена – даже тогда, когда янтарь был реально дешев – ископаемую смолу древних хвойников подделывали. Часто из простого интереса к процессу, еще чаще из желания создать нечто, соперничающее красотой с творением природы. Сегодня, когда розничные цены на янтарные изделия зашкаливают, интерес умельцев определяется возможностью получения конкретной выгоды.

В ход идут самые различные природные и искусственные материалы, зачастую даже внешне не слишком схожие с натуральным янтарем. Присмотримся к наиболее распространенным имитациям драгоценного самоцвета биологического происхождения...

Копал

По происхождению копал сходен с янтарем. И то, и другое – отвердевшие смолы деревьев. Только янтарь – это смола привычных нам хвойных растений, а копал – выделения растений бобовой группы (к каковым относится, например, робиния, фигурирующая у нас как акация) или экзотических южных хвойников, таких как араукария.


Есть различие и в возрасте. Янтарю – десятки миллионов лет. Копал тоже бывает ископаемым, но его возраст не превышает трех миллионов лет – а зачастую едва набегает всего лишь 150-200 годков. Более того: подсечка определенных растений тропического пояса приводит к выделению затвердевающей живицы, которую после несложных манипуляций (в основном, вываривание либо запекание) выдают за копал ископаемый.

Визуально копал трудно отличим от некоторых сортов янтаря. Обработка застывших капель древесной живицы, проводимая в автоклавах в присутствии различных реагентов, позволяет увеличить твердость и плотность свежей смолы.

Особо выгодным является умение ввести в капельку еще жидкого смолистого натека насекомое, позволить принять ему естественную «позу», а после придать рукотворному изделию вид природного янтарного инклюза.

Смола каури


Kauri gum (или смола каури) – вещество, относящееся к копалам, и имевшее все шансы присоединиться к триумфальному шествию янтарю по ювелирным прилавкам планеты. Выделяют эту смолу деревья каури, разновидность хвойных араукарий. История каури почтенна: эти растения давали кров динозаврам...

Живицы в случае повреждения корневой системы деревья каури выделяют немало! Сильный ветер, раскачивая высокие стволы, порой рвет корни – и тогда в земле под деревом образуется внушительный (до полутонны!) натек смолы.

Однако с накоплением смоляного богатства не сложилось... Химический состав смолы каури лишь в общих чертах схож с составом янтаря – такая же степень подобия наблюдается и с физическими свойствами. Поэтому копал kauri gum по большей части используется для производства высококачественных лаков, и лишь в небольшом количестве «модернизируется» умельцами для подделок янтаря.

Смолу каури принято относить к копалам несмотря на то, что внешнее сходство kauri gum с натуральным янтарем может быть разительно сильным. В одном из музеев Окленда (Новая Зеландия) есть целый зал, посвященный каури гум. По мнению обычных посетителей, выглядят огромные глыбы смолы точь-в-точь как янтарь!

Бернит


Бернит (или, в другом прочтении, бернат) иногда выдают за натуральный янтарь. Хотя в массиве бернита собственно янтарной пыли может содержаться 5%, а может и не содержаться вовсе... Серьезные ювелирные предприятия давно перестали имитировать натуральный янтарь бернитом: искусственный камень ныне окрашивают в цвета, совершенно невозможные для ископаемой смолы, и продают как изделие, имеющее самостоятельную ценность.

Тем не менее, синтетические полиэфирные соединения, входящие в состав бернита, полностью имитируют оптические свойства медово-прозрачного янтаря. Специальные технологии обработки искусственного камня позволяют создать в массиве дефекты, усиливающие сходство бернита с янтарем.

Первые берниты производились спеканием янтарного порошка с полиэфирными смолами. Если процесс шел в присутствии кислорода, камень получался желтовато-красным. Нагревание в азотной среде заставляло бернит зеленеть.

Ассортимент сегодняшних бернитов настолько велик, а цвета настолько разнообразны, что бернитовые имитации янтаря встречаются исчезающе редко. Раньше в них просто не было нужды! Однако рост цен на натуральный янтарь может спровоцировать рост количества бернитовых подделок...


Почти год ушел у химиков Германской Демократической Республики, чтобы выполнить веление партии и создать материал, позволяющий сделать янтарное производство безотходным. Янтарная крошка, образующаяся при механической обработке натурального камня, стала основой для изготовления полиберна.

Скрепленные эпоксидной смолой мелкие и дотоле невзрачные кусочки янтаря заблистали, заиграли светом, порадовали яркими красками. Руководство коммунистической партии одобрило новацию, и промышленное производство полиберна стартовало.

Название искусственному камню немцы составили из имен двух главных составляющих материала. «Поли-» - это напоминание о полиэфирной смоле, скрепляющей осколки. Слог «-берн» взят у германского наименования янтаря – бернштейн.

Массовое производство полиберна позволило ювелирам прошлого века выпустить несколько обширных серий украшений – перстней, кулонов, брошей, серег – с полиберновыми вставками. Выпускались и предметы интерьера, выполненные из полиберна.

Вскоре, однако, мода на недорогой искусственный камень прошла. Ювелирное качество полиберна сильно зависело от декоративности поступающих на предприятие янтарных осколков. В результате различные партии материала отличались друг от друга по художественной выразительности.

В таких условиях вести ритмичное производство гарантировано качественного камня не удавалось. Предприятия переключились на другую продукцию, но технология не забылась. В наши дни несколько восточногерманских (и еще несколько западноевропейских) лабораторий выпускают полиберн мелкими партиями.

Бакелит


Лео Бэкленд, американский химик бельгийского происхождения, был человеком, смолоду мечтавшем об успехе. Однако слава, которую ему принес фенол, обработанный формальдегидом, пришла откуда не ждали. Бэкленд создал бакелит отнюдь не для фальсификации янтаря! Но Европа распорядилась изобретением своего выходца по-своему...


Не было ничего удивительного в том, что первая в мире целиком синтетическая пластмасса, пригодная для массового производства, использовалась для изготовления деталей, корпусов и кожухов всевозможных аппаратов и приборов. Бакелитовая пластмасса ушла в электротехнику и машиностроение, стала гетинаксом и текстолитом, тормозными колодками и фрикционными накладками, клеями и лаками.

Однако в милой сердцу Бэкленда Германии его химическое детище, бакелит, нашел новое применение. Дело в том, что после Первой Мировой войны страна обеднела до крайности. Люди не имели средств на драгоценные камни и ювелирные украшения, а быть красивыми немкам хотелось очень...

Вот для них-то и были синтезированы искусственные янтари, изготавливаемые из окрашенного и тонированного бакелита!

Материал оказался на редкость отзывчивым к усилиям производственников. По своей природе фенолформальдегидная смола бесцветна, однако введение примесей и небольшие изменения в технологическом процессе делают ее желтой. Янтарно желтой!

В общем, бизнесменам понадобилось сделать всего несколько маленьких шажков – и рынок Германии, а вслед за нею и всех европейских стран оказался наполнен «янтарными» бусами, клипсами и перстнями из бакелита.

Модно поветрие подхватила фирма «Паркер», выпускающая дорогие ручки. И сегодня, более чем через сто лет после изобретения бакелита, «Паркер» использует похожий на ископаемую смолу материал в производстве своих изделий.

Выпускаются в наше время – правда, небольшими партиями, – и бусы из бакелита, имитирующего янтарь. Однако спутать натуральный камень и синтетический материал непросто...

Фатуран


С фатураном – материалом давним, заслуженным – возникла путаница. Дело в том, что фатуран стар и многолик...

Изобретение фатурана пришлось на ΧVΙΙΙ век. Восточные умельцы брали отходы ювелирной обработки янтаря (пыль и стружку), смолы местных растений; смешивали продукты, грели, прессовали – и в результате получался фатуран.

Мастерство ремесленников оказалось настолько высоким, что фатурановые бусины моментально стали деньгами, эквивалентными имевшим хождение монетам. Матово блестящие бусины медово-красного цвета и сегодня производят неизгладимое впечатление. Однако рецепт трехсотлетней давности утрачен, и восстановить аутентичное производство не представляется возможным.

Так думали все, кроме доктора Трауна, гамбургского предпринимателя начала прошлого века. Увидев высокий коммерческий потенциал в бакелите, Траун решил слегка видоизменить технологический процесс и выдать минимально измененный (попросту подкрашенный) бакелит за любимый Востоком фатуран.

Афера удалась. Вплоть до начала 40-вых годов ΧΧ века компания Трауна занималась поставками новодельного фатурана на Ближний Восток. Транзит велся через Турцию. Товар проник во все страны Передней Азии.

Воодушевленные успехом Трауна, современные мошенники продолжают преступные опыты, и пытаются имитировать как натуральный янтарь, так и старинный фатуран смешением невесть каких синтетических ингредиентов. При этом все единодушно называют свои поделки фатураном.

Ни бакелит доктора Трауна, ни поделки наших дней никакого отношения к ставшему драгоценным старинному фатурану не имеют. А сам фатуран (даже самый что ни на есть настоящий) родственен янтарю весьма косвенно...

Может показаться, что искусственная узорчатость целлулоида превосходит очарование натурального янтаря. Но есть красота, а есть красивость...

Целлулоид в известном нам виде был изобретен в Америке, в 1869-м году. Джон Уэсли Хайат, запатентовавший название нового материала, стремился создать полноценную замену . Однако его последователи пошли дальше, и сумели из камфары, нитроцеллюзы и коллоидного красителя синтезировать материал, отдаленно напоминающий натуральный янтарь.

Имитирующий янтарь целлулоид использовался как декоративная накладка на столовые приборы. Из него формовали рукоятки. Им отделывали различные бытовые изделия. Выпускаются целлулоидные пластины псевдоянтарной фактуры и сегодня. В большинстве случаев окраска таких изделий яркая, кричащая, и ничего общего с прекрасным ископаемым камнем не имеет.

В условиях современности выпуск целлулоида ограничен: этот материал крайне горюч, его использование где бы то ни было считается небезопасным. Наткнуться на целлулоидный «янтарь» на рынке украшений – непросто...

Казеин – основа производства галалита


«Янтарные» бусинки, изготовленные из пластмассы, синтезированной из казеина. Казеин это белок обработанный формальдегидом.

Вообще-то казеин – это молочный белок. Химики начала ΧΧ века попытались обработать казеин формальдегидом, и в результате получили смолу, пригодную для использования в промышленности. В Советском Союзе, склонном к присвоению своих названий всему на свете, новый материал назвали галалитом.

Производство пластмассы из молочного белка казеина было разработано и организовано в Германии, в первой четверти прошлого века. Советское правительство распорядилось приобрести готовое производство у немцев в 1925-м году.

На следующий год завод дал первую продукцию. Пластической массе было присвоено звучное имя «галалит», от греческого «гала» - молоко, и «литос» - камень. Название прижилось лишь на территории СССР. За границей эту разновидность пластмассы звали (и зовут) казеином – по названию главного ингредиента синтеза.

Технологи галалитового производства быстро добились известного разнообразия своей продукции. В зависимости от количества гидроксильных групп, интегрированных в молекулу искусственного полимера, материал выходил желтоватым или буро-красным, полупрозрачным или совершенно не пропускающим свет.

Красящие добавки позволяли создавать самые различные вариации имитаций природных материалов. Из галалита производились «роговые» гребни, «перламутровые» пуговицы, «янтарные» бусины. Галалитовые пластины, цветом и фактурой схожие со слоновой костью, шли на изготовление клавиш для фортепиано.

Галалитовый «янтарь» нередко походил на отдельные сорта подлинного янтаря. Однако спутать искусственный материал с ископаемым камнем трудно. Галалит существенно тяжелее янтаря. У синтетического вещества большая теплопроводность: оно холоднее на ощупь.

Промышленное производство галалита в Советском Союзе было прекращено без малого полвека назад. Однако сегодняшние частные мастерские вполне могут использовать отработанные в прошлом технологии для изготовления подделок янтаря. Казеин свободно реализуется молокоперерабатывающими заводами, в методах обработки молочного белка формальдегидом секретов нет...

Акрил


«Янтарные» браслеты. Бусины браслетов изготовлены из акрила. Нередко и, к сожалению, небезуспешно такие поделки выдают за натуральный янтарь

Полиметилметакрилат известен довольно давно. Это вполне заурядное органическое стекло, иначе называемое плексигласом или попросту акрилом. В годы Второй Мировой войны из плексигласа изготавливали прозрачные элементы самолетных кабин. В наши дни из окрашенного в молочный цвет акрила делают ванны, а из прозрачного пластика, подкрашенного в цвет меда – имитации янтаря.

Принять акриловый «янтарь» за настоящий можно только издалека либо на фото. Слишком явна искусственность материала. Слишком заметна рукотворность внутренних дефектов и включений. Акрил нарочито блестящ, а форма его бусин идеально стандартна.

Однако непосвященного человека акриловые изделия ввести в заблуждение способны. Современные методы изготовления подделок порой достигают цели. Акриловый «янтарь» - особенно на фото и видео – выглядит не просто как настоящий, а как ювелирный янтарь образцового качества.

Отмечены случаи фальсификации акрилом украшений премиум-класса. Копируя модели известных дизайнеров, мошенники в точности повторяют форму золотой и серебряной оправы, моделируют выразительность янтарного кабошона.

Рекламируются такие подделки через интернет, реализуются по почте. На видеороликах янтароподобный акрил и «самоварное золото» выглядят чрезвычайно презентабельно. Неплохо смотрятся изделия и в натуре – некоторое непродолжительное время...

Однако первый же визит к ювелиру проясняет ситуацию: бижутерия, даже особо качественная, не стоит столько же, сколько стоит натуральный янтарь в золотой оправе.

Ресолан и новолак

Бусы из новолака. Сходство с натуральным янтарем сомнительно, с фатураном – практически полное. Однако фатуран, в отличие от новолака стоит намного дороже. Ответ на вопрос – «почему?» скрыт в статье.

Ресолан и новолак – это хорошо нам знакомый бакелит, только названный по-другому. Разноголосица возникла из-за нежелания разворотливых европейских предпринимателей покупать патент на производство бакелита. Не хотелось им, кроме того, именовать свою продукцию прмелькавшимся именем заокеанского химика... Ведь публика, как известно, падка на новенькое.

Таким образом, забытые сегодня бизнесмены Старого Света на границе ΧΙΧ и ΧΧ веков решили подзаработать деньжат на чужой интеллектуальной собственности. Переняв в общем-то несложные заокеанские технологии, они взялись радовать Европу женскими украшениями. И если бакелит, названный ресоланом, позволял более или менее достоверно имитировать природный янтарь, новолак использовался двояко.

Во-первых, из новолака формовали обычные бусины. Во-вторых, фенолформальдегидную смолу превращали в вязкую жидкость, покрывали ею граненые бусины из плексигласа, и продавали поделки как ценные изделия из новолака.

Бизнес продолжался не слишком долго, но некоторое количество изделий сохранилось да наших дней. Хорошее качество новолака и ресолана заставляет современных коллекционеров платить немалые деньги за раритетные подделки.

Полиэстер


Великолепный браслет, выполненный из красного полиэстера. Как жаль, что он не янтарный!

Полиэстер, полностью искусственное вещество, и натуральный янтарь, древняя окаменелая смола хвойных деревьев, – химические родственники. Оба соединения относятся к полиэфирам. Только полиэстер производится и потребляется тысячами тонн (в основном в виде тканей), а янтарь – добывается из отложений и служит в основном для любования.

Химическое сходство веществ нередко становится основой структурного подобия образцов. Надо отметить, что полиэстер и янтарь могут быть настолько схожи друг с другом внешне, что говорить приходится не об уподоблении, а о копировании.

К счастью для покупателей янтаря, большого распространения полиэстровые подделки (пока) не получили. Одна из причин состоит в абсолютном преобладании на рынке полиэстера, пригодного лишь для создания волокнистых материалов. Требуются специальные реагенты и термические установки высокого давления для превращения промышленного полиэстера в псевдоянтарь.

Правда, сходство настоящего янтаря и «янтаря» из полиэстера исчерпывается оптическими свойствами материалов. Полиэстер легче и теплее на ощупь, при нагревании (даже в руке) источает запах пластмассы.

Да и мошенники-фальсификаторы пластмассового «янтаря» работают сегодня грубовато. Имитируемые ими дефекты натурального камня в полиэстровых кабошонах и бусинах выглядят нарочито, чересчур искусственно и броско. Однако ничто не мешает ремесленникам нанять талантливого дизайнера и достичь более высокого профессионализма...

Амброид – прессованный янтарь


История возникновения амброида восходит к древнейшим временам. Римляне, придумавшие проваривать янтарь в меду для придания ему более густого цвета, предпринимали опыты по прессовке размягченных осколков камня – но результаты их не удовлетворили, и попытки прекратились.

Больших успехов добились средневековые арабы. Наступление Нового времени дало всплеск пользовательского интереса к недорогим украшениям из янтаря. И вот в 1881-м году, в Австрии, были осуществлены по-настоящему удачные пробы изготовления ювелирного материала из отходов янтарного производства.

Нагретые и спрессованные опилки янтаря при должном мастерстве ремесленников превращаются в вещество, как две капли воды похожее на непрозрачные сорта ископаемой смолы. Последующие циклы нагревания-сдавливания-охлаждения в различных средах приносят осветление амброида, либо наоборот, сгущение его цвета и снижение прозрачности.

Советский союз, ведший масштабную добычу янтаря, отработал технологии прессования янтарной крошки, гостировал продукцию, наводнил внутренний рынок дешевыми и качественными изделиями из амброида.

Настолько качественными, что ныне советский амброид не считается подделкой под янтарь. Его статус – драгоценный камень сниженного сорта. При всей спорности подобной формулировки, следует признать: амброид на 100% состоит из ископаемой смолы, окаменевшей за миллионы лет нахождения в грунте (однако претерпевшей изменения по воле человека).

Современные предприятия еще более усовершенствовались в производстве амброида. Готовые изделия, вышедшие из-под пресса в последние годы, трудно отличить от натурального янтаря. Одни только пузырьки воздуха, вытянутые и деформированные в процессе прессования, выдают искусственное происхождение украшений.

Инклюзы


Инклюз паука в натуральном балтийском янтаре. Отлично видна полупрозрачная полость на месте усохшего брюшка паука. Очевидно: паук не вчера запечатан!

Испокон веку подлинность янтаря определялась в том числе и наличием инклюзов – биологических остатков, миллионы лет назад запечатанных в живичных натеках. Но кто в детстве не развлекался утоплением мух в свечном стеарине? Современные мошенники продолжают детские игры, и с увлечением заталкивают в твердеющую синтетику и мух, и пауков, и даже мелких рептилий.

Разница иногда трудноуловима, но в большинстве случаев очевидна. Паучок или комашка, плененные смолой сто миллионов лет назад, давно утратили плоть и стали полупрозрачными. Их тело исчезло! Остался лишь обесцвеченный (в большинстве случаев) хитиновый покров, да точная форма существа, жившего некогда на Земле.

Инклюз в натуральном янтаре – на 99,9% пустота, полость!

Подделки же демонстрируют залитых смолой насекомых во всей их первозданной красе. Синтетические полимеры нередко выступают в роли консервантов, а потому мясная муха, «упакованная» в смолу лет двести назад, выглядит как живая – и так же блестит сине-зеленым покровом!

Искусственные инклюзы выдают себя и неестественностью объектов. Насекомое, прилипнув к смоле, остается целым. Пинцеты и прочие инструменты ремесленников грубы, и часто лишают комашек крылышек или лапок.

Однако на рынке геологических раритетов и ювелирных изделий из янтаря немало подделок, почти неотличимых от подлинного камня. Искусственные смолы определяются спектрометрами? Мошенники – в свете текущего повышения цен на янтарь – спешно закупают затвердевшую смолу араукарий Южного полушария, плавят ее, и помещают в отливки не только насекомых и паучков, но и мелких рептилий, и даже экзотических моллюсков.

Классифицируя подделки как редчайшие инклюзы, нанятые пропагандисты убеждают коллекционеров приобретать «янтарь», пока не явились представители богатых музеев. «Таких экспонатов, - нашептывают искусители, - нет даже в музеях естественной истории Лондона и Нью-Йорка!»

И невдомек незадачливому покупателю, подписывающему распоряжение на многотысячный платеж, что потому и нет, что музеям подделки неинтересны!

Фальсификаторы янтаря наращивают арсенал преступных приемов, совершенствуются в умении обманывать. Самая свежая тенденция рынка – выдача изначально недорогих, но видоизмененных и «усовершенствованных» копалов за янтарь. Не дремлют и самодеятельные химики. Искусственные смолы и даже композиты все чаще принимают облик янтаря – молчаливого свидетеля незапамятных времен, извечного символа Солнца, старинного друга человека и человечества.

Бусы из мадагаскарского копала бледно желтого цвета. Их несложно принять за настоящий янтарь. Хоть копал – это тоже ископаемая смола, но янтарем его не называют в силу различий в происхождении и возрасте.



Полированный кусочек затвердевшей смолы хвойного дерева Каури, произрастающего в Новой Зеландии.


Колье с крупными бусинами из бернита очень похоже на изделие из натурального прокаленного янтаря.


Кабошон, выполненный из полиберна. Отчетливо видны кусочки янтаря внутри кабошона. Природный янтарь таким не бывает. Распознать имитацию не составляет труда!


Бусы из желтого бакелита. Принять бакелит за натуральный янтарь сложно. Искусственный материал выдает себя в том числе и строго направленным рисунком текстуры.


Бакелитовая бусинка на просвет. На фото четко видны сонаправленные волокна материала. Такой рисунок не свойственен ни янтарю, ни фатурану.


Старинные бусы из непрозрачного фатурана красного цвета. Язык не поворачивается назвать этот материал имитацией янтаря. Фактически это самоценный материал, шедший на четки и бусы, столь популярные на Востоке. Сегодня украшения из этого раритетного материала высоко ценятся коллекционерами. За бусы или четки из НАСТОЯЩЕГО фатурана платят по меньшей мере 1000 долларов, и это далеко не предел цены. Старый фатуран сегодня является объектом подделок – так же, как и натуральный янтарь. Бусы советского производства. Материал – прессованный янтарь, он же амброид. С наступлением 2013-го оживился народ. Теперь эти бусы активно скупаются людьми, но не для того, чтобы носить их как раньше, а чтобы перепродать по дороже друзьям из Поднебесной. Сколько стоит Янтарь Обзор цен на янтарь сырец, полуфабрикаты и украшения из янтаря на 2014 год. Зеленый янтарь Красный? Желтый? Зеленый! Многоликий янтарь...

Янтарь - слово русское, но по своему звучанию оно близко к ли­товскому названию этого солнечного камня - гиитарас. Настоящий янтарь - это окаменевшая аморфная смола хвойных деревьев, Янтарь не минерал, а ископаемая смола, точнее разные смолы с примерным составом: 79% углерода, 11% водо­рода и 10% кислорода. Их возраст равен 45-50 млн. лет, но встречаются и более «пожилые» возрастом 65-135 млн, лет. Каждый кусочек неодноро­ден по окраске от бледно-желтой, лимонно-желтой (наиболее модной) до красно-коричневой, редко голу­бой, зеленой и даже черной.

Камень прозрачен, полупрозра­чен или непрозрачен, вплоть до по­ристого, если в нем находится мно­го пузырьков или включений. В прибалтийских янтарях, помимо минеральных включений, обнаружены остатки 197 видов расти­тельности и несколько сотен видов животного мира.

Этот удивительный подарок природы с древних времен использу­ется для изготовления ювелирных изделий. Но из него не только де­лали украшения. Всем известна Янтарная комната, стены которой были сделаны из 22 стенных мозаичных панелей, множества досок с мозаикой и украшениями из солнечного камня.

Много красивых изделий (браслеты, кольца, кулоны, шкатулки! различные фигурки, картины, сувениры) можно увидеть из янтаря-в магазинах и музеях Калининградской области янтарного края.

Совсем не обязательно делать подобные изделия из настоящего янтаря, это недешевый материал, да к тому же его не везде можно приобрести. В качестве небольшого бизнеса в домашних условиях можно делать те же изделия, но только из искусственного янтаря, который легко можеI получить каждый.

Существует несколько способов изготовления искусственного янтаря.

1 Способ. Необходимо взять 1 часть скипидарной смолы, 2 части шеллака и 1 часть белой канифоли. В жестяном сосуде, двойные стен­ки которого заполнены маслом для достижения равномерной темпе­ратуры, расплавляется скипидарная смола, а затем прибавляется шел­

Лак. Постепенно шеллак будет размягчаться и соединяться со скипи­даром, превращаясь в непрозрачную, белую, густую массу. Масса будет становиться все жиже и прозрачнее. В отдельной посуде необ­ходимо растопить канифоль. Когда масса станет почти прозрачной, в нее надо влить растопленную канифоль.

Через некоторое время масса станет совсем прозрачной и жидкой, готовой к изготовлению из нее задуманных изделий путем отливки или прессования. По внешнему виду изделия, изготовленные из этой массы, напоминают настоящий янтарь, но менее прочны. К воде мас­са нечувствительна, но в спирту растворяется.

В зависимости от цвета шеллака окраску массы можно получить от коричневого до лимонно-желтого цвета. Чем дольше нагревать, тем темнее будет цвет. При увеличении скипидарной смолы масса получится жиже и после охлаждения будет более мягкой и менее лом­кой. Увеличение шеллака или канифоли приводит к ломкости массы.

Полученный материал можно полировать и лакировать. При на­гревании этот материал становится пластичным, а при дальнейшем нагревании расплавляется. Эти свойства можно использовать при изготовлении ювелирных изделий.

2 Способ. Чтобы сделать искусственный янтарь по этому способу, сначала в ванночку (по форме детали) заливают желатин. Когда же­латин подсохнет, его сверху посыпают мелкодроблеными золотисто - желтыми слюдяными блестками и снова заливают тонким слоем жид­кого желатина. Дав и этому слою подсохнуть, опять посыпают слю­дяным порошком и опять вес покрывают желатином. Наслоение ве­дут столько раз, сколько нужно, чтобы достичь требуемой толщины шгастины. Посие этого дают массе немного подсохнуть и по! срывают клеевым раствором, можно окрашенным о вишневый цист. Этим спо­собом часто пользуются при мелких реставрационных работах.

Изготовив формы или воспользовавшись окружающими вас под­ходящими для форм предметами, вы сможете изготавливать бусы, браслеты, кулоны и другие украшения. Можно попробовать сделать кулон с включением какой-нибудь растительности (листочков, лепе­стков цветка и т. д.). Большой популярностью пользуются кулоны с изображениями знаков зодиака, с именами. Для изготовления укра­шений дополнительно, возможно, придется приобрести цепочки для кулонов, леску для бус и другие материалы.

Из искусственного янтаря можно сделать мозаичное панпо, карти­ну - это уже более дорогие вещи.

Затраты небольшие, а доход будет зависеть от тех изделий, кото­рые вы сможете изготавливать.

Рекомендации. Часть изделий можно подсмотреть в магазинах в отделах сувениров либо в художественной лавке, если такая суще­ствует в вашем городе. Предложите изготовление интересных сувени­ров. брелоков, цветов, браслетов в организациях к определенным праздникам. К Новому году можно отливать фигурки зверей, соот­ветствующие знакам Зодиака.

Кроме того, подготовленную массу в качестве материала можно предложить гем, кто занимается поделками.

Начальные затраты: от 1000 рублей.

Месячный доход: 3-10 тыс. рублей,

Янтарь издавна используется для изготовления ювелирных изделий, сувениров и украшения интерьера. Особо ценятся камни, в которых содержатся инклюзы – органические включения (насекомые, частички дерева, листочки).

Стоимость янтарных изделий по сравнению с изготовленными из других драгоценных камней невысока. Однако приобрести несколько украшений из янтаря или украсить им интерьер может себе позволить далеко не каждый человек. Для того чтобы сэкономить средства, можно изготовить аналог янтаря своими руками. Из чего можно сделать камни в домашних условиях?

Что представляет собой натуральный янтарь: описание, свойства

Янтарь – это камень, имеющий органическое происхождение. Он представляет собой окаменевшую смолу хвойных деревьев. Под влиянием различных процессов из растений выделялась живица, которая постепенно застывала. На липкую смолу прилипали насекомые и различные растительные элементы, покрывавшиеся следующими смоляными слоями. Со временем растения погибали и попадали в землю вместе с застывшей живицей.


Образование янтаря происходило на протяжении нескольких сотен лет. Примерный возраст камня – 40–60 миллионов лет. Окраска зависит от различных включений и может быть белой, молочной, медовой, бледно-желтой, светло-оранжевой, коричневой, зеленой и бурой. Наиболее редкие экземпляры – голубые. Основные физико-химические свойства:

  • твердость по шкале Мооса – 2,5 балла;
  • плотность – 1,05 – 1,3 г/куб. см;
  • высокая степень воспламеняемости;
  • электризация при трении;
  • температура плавления – 350 градусов;
  • неустойчивость к кислотам, спирту, хлороформу и эфиру.


Маги и литотерапевты открыли в янтаре лечебные и магические свойства. Камень способен помогать при головных и суставных болях, кожных высыпаниях, кишечных патологиях, болезнях кроветворной системы. Янтарные камни приносят удачу, привлекают верных друзей, ограждают семью от несчастий.

Как понять, что камень натуральный?

В настоящее время существует множество подделок янтаря. Многие из них тяжело отличить от оригинала. Однако внимательный покупатель может определить подлинность камня по таким признакам:

  • Взаимодействие с соленой водой. Настоящий янтарь не тонет в подсоленной жидкости.
  • Влияние растворителей. Если на поверхность натурального камня капнуть немного ацетона, он не изменится.
  • Запах. Для проверки нужно приложить к месту, которое не бросается в глаза, раскаленную иглу. Природный материал на этом участке расплавится, и в результате воздействия высокой температуры появится приятный хвойный аромат. Для подделок такой запах нехарактерен.
  • Температура. При прикосновении к янтарю кажется, что он теплый.
  • Электростатические свойства. Если подлинный камушек потереть о синтетическую ткань, он станет притягивать мелкие кусочки бумаги.
  • Свечение под ультрафиолетом. Под воздействием ультрафиолетовой лампы дымчатые и прозрачные камни имеют голубое свечение, а непрозрачные – молочно-белое с голубым отливом. Таким свечением будут обладать только экземпляры из прессованных янтарных остатков.


Способы изготовления имитации

Методы изготовления искусственного янтаря разрабатывались на протяжении многих лет. В различных странах появились особые методики производства подделок. Многие изготовители научились производить искусственный камень с инклюзами, для которых используются мертвые насекомые и засохшие растения. Как имитируют янтарь в промышленных масштабах и в домашних условиях?

В промышленных масштабах

В производстве янтаря используют различные материалы природного и химического происхождения. Многие методы постоянно совершенствуются, что позволяет делать искусственный янтарь максимально похожим на натуральный.

Наиболее похожим по составу и происхождению материалом, применяемым для изготовления аналога, является ископаемая смола бобовых растений – копал. Качественная обработка копала придает ему высокое сходство с оригиналом. В таблице описаны другие методики изготовления искусственного янтаря:

Название имитации Отличительные особенности Способ изготовления
Смола каури Мягче настоящего камня, не имеет наслоений, присущих ископаемой смоле. Используются затвердевшие экземпляры. Для придания нужной формы и цвета материал нагревают в автоклавах.
Амброид Имитация имеет множество пузырьков газа, неравномерную окраску, непрозрачна или полупрозрачна. Непригодные для обработки янтарные камушки или отходы спрессовывают или склеивают при помощи специальных материалов.
Бернит В материале содержится до 5% натурального сырья. Искусственно созданные дефекты увеличивают сходство с оригиналом. Янтарный порошок смешивается с полиэфирными смолами и нагревается в кислородной или азотной среде.
Полиберн Качество материала зависит от используемого сырья. Янтарная крошка скрепляется эпоксидной смолой.
Полимеры (бакелит, полиэстер, акрил, целлулоид) Искусственные камушки весят меньше настоящих, обладают однородной структурой и характерным химических запахом. Соединяются различные химические элементы. Для придания нужного цвета используются красители.
Казеин Полученный материал непрозрачен, тяжелее и холоднее янтаря. Молочный белок обрабатывают формальдегидом, вводят красители.
Стекло Образцы тяжелые, неестественной окраски. Кварцевый песок нагревают, добавляют примеси и быстро охлаждают.


В домашних условиях

Способы изготовления имитации янтаря в домашних условиях были изобретены для изготовления предметов интерьера и внутренней отделки стен. Однако со временем люди научились делать подделки, пригодные для изготовления недорогих украшений. Многие имитации очень похожи на натуральный камень. Искусственные камушки чаще всего изготавливают из эпоксидной смолы, желатина и канифоли.

Из эпоксидной смолы

Для изготовления камня, напоминающего янтарь, необходимо приготовить форму, в которую будет заливаться смесь, и глицерин для смазывания стенок. Имитация изготавливается из следующих материалов:

  • эпоксидная смола;
  • отвердитель;
  • вода.


Количество ингредиентов зависит от нужной массы готового продукта. Следует придерживаться пропорций: 9 частей «эпоксидки», 1 часть отвердителя, несколько капель воды. Схема приготовления:

  • смешать «эпоксидку» с отвердителем;
  • влить жидкость;
  • перемешать;
  • для придания необычного вида добавить краситель, засушенных насекомых, листочки или веточки;
  • залить в формы;
  • оставить для застывания на 24 часа;
  • вынуть из форм и отшлифовать наждачной бумагой.


С использованием желатина

Изготовление янтаря из желатина популярно среди реставраторов. Данный способ несложный, но требует больше времени, чем приведенный выше. Для того чтобы сделать янтарь, нужно развести желатин согласно инструкции, залить его в формы и посыпать сверху золотыми слюдяными блестками. После застывания раствора необходимо залить второй слой желатина и блесток. Это повторяют 3–5 раз.

В процессе изготовления в один из слоев можно добавить инклюзы, которые придадут имитации реалистичность. После полного застывания выращенные камушки покрывают лаком вишневого цвета.


С применением канифоли

Данный метод позволяет получить прочный материал, который не портится при взаимодействии с водой, но растворяется в спирте. Необходимые ингредиенты:

  • шеллак – 2 части;
  • белая канифоль – 1 часть;
  • скипидарная смола – 1 часть.

Для создания янтаря нужно расплавить скипидарную смолу и влить в нее шеллак необходимой расцветки. Смесь необходимо продолжать разогревать на медленном огне до того момента, пока она не станет прозрачной. Далее следует влить предварительно расплавленную канифоль и тщательно перемешать. Раствор помутнеет, но после прогревания снова станет прозрачным.

Цвет полученного камня зависит от длительности нагревания. Длительный разогрев делает смесь более темной. Смесь разливают в формы и оставляют застывать.

Чудесные украшения, не правда ли? А ведь это всего лишь эпоксидная смола. И… немного фантазии.

Если вы найдете время немного поэкспериментировать, то сможете сделать близким хороший подарок: кулон, брошь, браслет из самодельного янтаря, который по внешнему виду нелегко отличить от настоящего.

Материалы: эпоксидная смола, которой пользуются моделисты для склеивания деталей, отвердитепь к ней, органическое стекло толщиной 1,5—2 мм, немного глицерина, наждачная бумага, паста ГОИ.

Нагретым металлическим предметом выдавите в органическом стекле выбранную вами форму. Когда стекло остынет, смажьте форму изнутри глицерином. Смолу перемешайте с отвердителем (девять частей смолы и одна часть отвердителя) и залейте в форму. Теперь капните туда 2— 3 капли воды и тонкой папочкой чуть размешайте круговыми движениями так, чтобы вода в сочетании со смолой образовала неповторимый янтарный рисунок.

Затвердевшее изделие выньте из формы, зачистите тонкой наждачной бумагой и отполируйте пастой ГОИ.

Внутрь самодельного янтаря можно замуровать мертвое насекомое, травинку, маленький листок, лепесток цветка. В этом случае воду закапывать не следует. Надо налить немного смолы на дно формы, дать слегка затвердеть, потом прилепить к ней насекомое и долить форму до краев.

Работать со смолой нужно в проветриваемом помещении, надев тонкие резиновые перчатки.

Домашние технологии изготовление сувениров, поделок и декоративных изделий из эпоксидной смолы и полиэфирного лака

Такие сувениры можно изготовить следующим образом: С понравившегося образца снимаем форму, делаем 8-15 отливок. И с них уже делаем основную форму, таким образом, одна форма будет за одну заливку делать 8-15 отливок. Если надо повысить производительность, для этого достаточно сделать еще несколько форм.

Эпоксидную смолу хорошо подкрашивать масляными красками, только перед этим желательно краску выдавить из тюбика на старую газету, чтобы убрать из нее масло.

Добавив в смолу бронзовую или алюминиевую пудру, получим раствор золотого или серебряного цвета. Можно обмакнуть отливки в спиртовую морилку и, дав чуть-чуть подсохнуть, протереть тряпочкой, смоченной в нитрорастворителе. В этом случае выпуклые места будут светлее, а углубления темнее.

Чтобы придать дополнительную прочность при изготовлении галантерейных изделий, можно вводить порошковые наполнители.

Если отлитые заготовки будут липнуть к рукам, их надо опустить в воду со стиральным порошком, то есть как бы простирнуть изделие.

Цеховики, как правило, с эпоксидкой не работают, они предпочитают полиэфирный лак, потому что он намного дешевле и его проще найти в больших количествах. С лаком работают так же, как с эпоксидной смолой, только к нему дополнительно, кроме отвердителя, добавляют ускоритель, чтобы ускорять процесс затвердения. Поскольку ускоритель добавляется, в 5-10 раз превышая норму, то лак при затвердении сильно нагревается и может трескаться. Чтобы этого не произошло, отливку из лака нужно вовремя опускать в холодную воду, а потом промывать в теплой воде со стиральным порошком.

Из-за высокой температуры при затвердении лак можно заливать только в формы из герметика. В магазинах встречаются изделия, про которые продавцы говорят, что они сделаны из искусственной кости. На самом деле они изготовлены из полиэфирного лака.

Также подобным способом изготавливаются различные модели игрушечных танков, статуэток и т.д.

Отливка деталей из эпоксидной смолы

Радиолюбитель конструирует миниатюрные электронные устройства, и ему нужны, к примеру, миниатюрные штепсели. Что делать? Сделать самому, из смолы. Потерялась пешка или другая шахматная фигура, треснула ручка от газовой плиты, кому-то понравилась визитная карточка с выпуклыми буквами на входных дверях — их также можно сделать, отливая из смолы (рис. 1). Этим методом можно изготовить сколько угодно пуговиц самых разнообразных форм, маленькие вешалки собственной конструкции, рамки для семейных фотографий, поплавки для удочек, фигурки солдатиков, модели старинных пушек, автомобилей и еще множество других предметов.

Из той же смолы можно восстановить по имеющемуся образцу недостающие металлические элементы старинной мебели, причем сделать их действующими, а не бутафорию. Отливки из смолы могут помочь при ремонте старинных, богато украшенных рам. Если в старинной мебели имеются какие-то дефекты, а резная декорация частично испорчена, также стоит обратиться к смолам, напоминающим дерево, и из них отлить недостающие детали.

Для того чтобы приступить к отливке, необходимо иметь модель отливаемого предмета. Ее можно сделать из дерева, гипса, воска или даже пластилина. Моделью может быть также предмет, который мы хотим скопировать. Понадобился декоративный металлический элемент для мебели или еще одна фигурка солдатика — берем образец и с его помощью делаем форму для отливки. Действовать же надо следующим образом.

Картонную коробку, металлическую или пластмассовую банку необходимо внутри обложить алюминиевой фольгой, в которой обычно пекут цыплят, прижать ее к стенкам посуды и разгладить на дне. А теперь довольно смешная, но нужная процедура: модель, то есть ручку регулятора или другой какой-либо предмет, копию которого нужно изготовить, следует тщательно смазать обувным кремом (использовать нужно хороший крем с большим содержанием воска). После того как крем высохнет, модель следует начистить мягкой щеткой так, чтобы не стереть воск и получить гладкую, ровную поверхность. Воск должен изолировать модель от смолы.

При использовании пластилина модель нужно клеить к фольге на дне посуды и залить смолой, смешанной с отвердителем. Чтобы не расходовать много смолы, в нее надо добавить наполнитель — проще всего сухую муку. Наполнителя не должно быть слишком много, чтобы из смолы не получилась паста. Смола должна быть текучей, легко заполняющей форму — для этого ее немного можно разбавить ацетоном или нитрорастворителем.

Когда смола затвердеет, все вместе с фольгой вынимают из посуды. Затем снимают пластилин и очищают от него модель. Вновь наносят крем на модель и на болт, а также на поверхность формы. Обкладывают все фольгой и вновь заливают смолой. Таким образом получают две половинки формы с моделью внутри.

После того как форма будет вынута из посуды, ее необходимо развинтить (она свинчена винтом), вынуть модель, сделать заливное отверстие и отверстие (или даже не одно) для удаления воздуха. Если винт должен быть закреплен в ручке, его следует тщательно вымыть и снова смазать кремом. Также тщательно смазать кремом внутреннюю часть формы и вычистить ее. Сложить формы и залить смолой. После того как смола затвердеет, из формы вынимается готовая отливка, но только не совсем красивая, так как цвет у нее такой же, как смолы.

Но эпоксидные смолы можно подкрашивать. Чтобы получился белый цвет, надо добавить цинковых белил. Для того чтобы изготовленные из нее предметы были прочными, необходимо в смолу добавить наполнитель. Таким наполнителем может быть, к примеру, алюминиевый порошок или медные опилки — получается очень оригинальный цвет. Можно добавлять пыль латуни или парчи и т.д. При добавлении сажи смола делается более прочной и черной. Слюда увеличит электрическое сопротивление. Можно добавлять даже песок — только сухой и обезжиренный, его следует «выстирать» в воде с добавлением моющих средств, а затем хорошо высушить. К муке, как к наполнителю, не стоит относиться скептически — смола, смешанная с мукой, делается твердой, как камень.

Простой способ изготовления брелков из эпоксидной смолы

Привожу вам простейшую технологию изготовления брелков и различных сувенирных поделок. Их можно изготавливать из обрезков листовой латуни на оловянном припое с канифолью.

Сначала от листа металла отрезается полоска шириной около 5 мм, затем куски необходимой длины сгибаются на оправках и помещаются на предварительно залуженный латунный лист. Чтобы собирать такие брелки и поделки, паяльника не потребуется. Поместите пластину-основание на утюг (см. рис. 2), посыпьте ее канифолью, аккуратно, с помощью пинцета разложите элементы поделки и дайте припою затечь во все стыки, добавляя его по мере необходимости. Остается выключить утюг, подождать, пока он остынет, и залить лунки «лепестков» эпоксидной смолой, тонированной небольшим количеством масляной краски. После отверждения смолы основание обрезается по периметру поделки и заполировывается. Со стороны заливки брелок прошкуривается до появления блестящих латунных торцов, а затем полируется.

Такие простейшие сувенирные изделия всегда пользуются большим спросом. Особенно если изготавливать такие сувениры к каким-либо памятным событиям, мероприятиям, годовщинам. Например, памятные сувенирные поделки к юбилею города, христианским праздникам и т.д.

Творческих успехов!