Как обработать янтарь. Способы обработки янтаря в домашних условиях

Одежда и стиль

Пару месяцев назад мне удалось побывать в самом янтарном крае России, и мира, как утверждает википедия. Наверное вы догадались, что это Калининградская область, где залежи янтаря в составляют не менее 90 % от мировых. Саму добычу мне не удалось увидеть, но вот как обрабатывают янтарь в небольшой мастерской, мне удалось запечатлеть, заодно узнал несколько фактов, о которых вы наверное точно не знали. Считается также, что русское слово "янтарь" заимствовано из литовского, так как литовские племена обычно проживали у янтарных берегов, а русские - очень редко. В других странах янтарь называют по разному, на Сицилии "симетитом", в Румынии - "румэнит", Мьянме - "бирмит". На древнегреческом "янтарь" звучит как "электрон". Ещё в древней Греции естествоиспытателями проводились эксперименты - куски янтаря тёрли шерстью, после чего те начинали притягивать к себе мелкие предметы. В древние времена за небольшое украшение из янтаря можно было купить раба (эх, были времена), а позже в средневековье, этот минерал наделяли чудодейственными свойствами - якобы он лечил от многих болезней. Сейчас знатоки различают около двухсот восьмидесяти разновидностей янтаря, от «морского» до «земляного». Пока я вам рассказываю про янтарь, управляющий цехом по обработке янтаря открывает большой железный сундук с сокровищами.
Но что мы здесь видим? Несколько мешков и тазик с камушками не презентабельного вида.
Это совсем не похоже на тот янтарь, что я себе представлял. Однако не будем торопиться с выводами. Это самый настоящий янтарь. В цех он приходит в различных фракциях. От такого "щебня", который стоит 600р. за кг.
До таких камушков, которые стоят значительно дороже, потому что из них можно сделать более крупные, интересные изделия.
А такие куски янтаря стоят до 20 тыс.р. за кг. Не маленькие такие булыжники. Кстати, куски янтаря весом более 1 кг приравниваются к драгоценным камням и не подлежат свободной продаже, такой указ выпустило правительство в конце 90-х годов. Вот так.
В этой комнате, где хранится сырье и обработанный янтарь, под неусыпным взором охранника производится взвешивание и расфасовка минерала.
Работа скучная и монотонная.
Янтарь распределяют по цвету, размеру и прочим параметрам.
Кто скажет, что из этого можно сделать украшение? Однако же делают.
Управляющий открывает шкаф с готовой продукцией. Хотя я должен был показать вам результат обработки в конце репортажа, придется сделать это сейчас.
Обработанный "щебень" выглядит как леденец.
А вот этот полуфабрикат сделан путем прессовки янтаря, из которого никак не могло получится чего-то толкового, однако выбросить тоже нельзя. Ни одна частичка этой драгоценной смолы не пропадет даром
Обломки и крошки янтаря засыпают в эти формы, который кладут в специальный пресс. Он под давлением и температурой плавит их.
В результате чего получается пластина с шариками. Их потом отделяют, обрабатывают. Стоят они конечно в разы меньше, чем настоящий янтарь.
Их потом еще ждет шлифовка и полировка, однако они не будут сверкать как шарики снизу. Проверьте кстати бабушкины янтарные украшения у вас дома, кто знает, может недобросовестный продавец впарил вам "прессовку" взамен настоящего янтаря.
А это настоящие, отплированные янтарные шарики.
На них можно смотреть бесконечно долго, они чудо как хороши. Мне бы один такой в детстве, в мою сокровищницу бесполезных фиговин.
Шарики помельче. В них позже будут просверлены дырки и сделаны браслеты, ожерелья и прочие украшения.
Из кусков побольше будут сделаны кулоны. Каких только цветов янтаря тут нет. Взял в руки кусок побольше, вес мало ощущается, минерал кажется легким.
Попадаются среди сырья и такие уникальные экземпляры с насекомыми внутри, которые называются инклюзами. Инклюзы – частицы флоры и фауны, попавшие в древнюю смолу и застывшие на миллионы лет. Самые распространенные включения – частицы членистоногих и растений, очень редко встречаются позвоночные и млекопитающие. Янтарь с инклюзами составляет около 10% от всего добываемого янтаря. При большом желании и огромных деньгах можно взять такой инклюз и построить себе небольшой юрский парк).
А теперь наконец узнаем, как делают шарики из янтаря. Для этого из сырья нарезаются кубики.
Которые вручную гранятся на шлифовальных станках до такого состояния.
После чего шарики опять обрабатываются на станке со специальными шлифовальными кругами.
Шарик крутится, поливается водой и становится более круглым, чем раньше.
Не обработанные шарики.
И готовые.
После обработки янтарь попадает на галтовку. Весьма интересный процесс. Здесь в виброгалтовочном барабане с наполнителями из абразива он подвергается обработке, необходимой, для обеспечения товарного вида.
Попросту говоря, шарики и прочие кусочки янтаря разного размера трутся с абразивом в воде с моющим средством в течении некоторого времени, точно не помню сколько.
Тут два таких барабана, функция у обоих одинаковая - вибрировать и вращаться.
После шлифовки в галтовочном барабане, шарики и кусочки янтаря перебирают, проверяют.

Затем дополнительно обрабатывают при необходимости и делают в янтаре отверстия.

В самом цехе висит янтарная пыль, при долгой работе с ним без респиратора наверное трудно дышать, однако некоторые работники были без него, привыкли наверное.
А это кстати, тот самый пресс, в котором плавят не кондиционный янтарь.
И напоследок готовые изделия из янтаря.
За эти бусы в прежние времена можно было купить парочку молодых рабынь).
И янтарь необычного черного цвета.
На этом все, спасибо, что дочитали до конца!

Каждый из нас знает, что такой материал, как янтарь, представляет собой затвердевшую ископаемую смолу, которая является натуральной. За счет того, что янтарь выступает достаточно мягким материалом, он очень быстро подвергается возникновению всевозможных царапин, загрязнений и помутнений. Для того чтобы привести изделие из янтаря в первоначальный внешний вид, необходимо знать, как правильно чистить его, и как правильно обрабатывать янтарь самостоятельно в домашних условиях.

История возникновения янтаря и его особенности

Янтарь выступает тем материалом, который принадлежит к группе тех самоцветов, с которыми впервые познакомилось человечество. Если рассматривать время его первого возникновения, то первые образцы янтаря были получены примерно 60 миллионов лет назад, когда первобытные люди нашли небольшие окаменевшие кусочки смолы. Ранее использовали янтарь для создания амулетов, ювелирных украшений и всевозможных предметов культа, которые помогали человечеству избавиться от болезней, сглазов и порч. На сегодняшний день янтарь широко используется для создания не только украшений, но и всевозможных интерьерных элементов. Что же касается непосредственного места нахождения этого материала, то встретить его можно в любом регионе, но в огромном количестве янтарь получают непосредственно на территории Балтийского моря. Именно поэтому его и называют, как «золото Севера».

Свое удивительное название этот материал получил за счет своих уникальных декоративных свойств. Этот материал на сегодняшний день насчитывает больше, чем 200 разнообразных расцветок. В цветовой палитре такого камня, как янтарь, можно встретить следующие цвета: медовый, золотисто-желтый, коричневатый. Очень редко можно встретить даже образцы белого, красного, сине-зеленого и черного янтаря. За счет пузырьков воздуха, которые попадают в смолу, янтарь приобретает мутный цвет, а небольшие капельки воды позволяют получить молочные разводы на камне. На сегодняшний день большим спросом пользуются абсолютно все варианты янтаря.

Необходимые инструменты для работы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Естественно, у многих людей очень часто возникает вопрос, возможно ли самостоятельно в домашних условиях осуществить обработку этого материала и какие инструменты для этого вам потребуются.

За счет того, что сам по себе янтарь – это достаточно мягкий материал, обрабатывать его следует крайне осторожно. Благодаря такому свойству, как чрезмерная мягкость, никакие редчайшие приспособления не потребуются. Поэтому к основным инструментам, которые помогут отделать янтарь, относятся:

  • пилочка, предназначенная для резки по металлу;
  • для сверления небольших дырочек в камне потребуется достаточно тонкое сверло;
  • лобзик и наждачная бумага;
  • напильники, которые имеют разное сечение;
  • войлок;
  • паста гой.

Как только вы соберете все необходимые инструменты, можно переходить непосредственно к обработке янтаря.

Приступаем к обработке янтаря

В том случае, если у вас имеется янтарь и необходимые инструменты, вы можете осуществить отделку янтаря, к которой относятся следующие этапы:

  • обдирка;
  • раскройка;
  • формовка;
  • шлифовка;
  • полировка.

Перед тем, как приступать непосредственно к отделке этого материала, займитесь его детальным изучением. Вначале вы должны отобрать только самые прозрачные камни. Если вы желаете посмотреть, как будет выглядеть янтарь в процессе работы, с его разных сторон обрежьте малые кусочки. Как только отшлифуете их, посмотрите на них на свет. Мутные камни будут иметь достаточно неровную структуру, а вот гладкие камни можно получить из прозрачных вариантов. Как только вы определитесь с тем, для каких целей вы желаете обрабатывать янтарь и какой именно, можно будет приступать к выполнению данной работы.

1 этап – осуществляем обдирку камня

Чтобы осуществить процесс обдирки янтаря вам необходимо взять такие инструменты, как крупная наждачная шкурка, напильник или же обыкновенное точило. За счет того, что осуществляется процесс выветривания, на поверхности этого материала появляется так называемая корка-патина, которую и необходимо снять. Это один из самых первых этапов, который необходимо осуществить в процессе обработки данного камня.

Если вы желаете осуществить процесс обдирки как можно качественнее, желательно начинать его именно с прозрачной стороны. Ту янтарную пыль, которую вы получите в процессе обдирки этого материала, не выбрасывайте. По истечении определенного промежутка времени у вас получиться собрать достаточное количество янтарной пыли, из которой в последующем можно создать специальный лак.

Заготовке, которую вы получили, нужно придать некой формы. Поэтому именно после полировки янтаря вы переходите к процессу формовки янтаря. Используя все те же инструменты, на этом этапе вы должны придать материалу формы, которую вы желаете получить. Если же вы желаете получить достаточно мелкие пластины, то в данном случае вам придется осуществить такое действие, как раскрой. Для его реализации вам придется:

  • обернуть приготовленную заготовку в ткань;
  • поместить заготовку между тисками и хорошо зажать ее;
  • используя ножовку или же лобзик, осуществите распиливание янтаря на 1/5 часть от толщины;
  • после этого переверните камень и произведите это действие еще раз.

Для того чтобы на янтаре не появилось никаких расколов, необходимо осуществлять распиливание постепенно и не спеша.

2 этап – шлифовка и процесс выравнивания

Несмотря на то, что янтарь уже прошел несколько этапов обработки, он все еще остается достаточно грубым. Поэтому перед тем, как осуществить его шлифовку, необходимо его выровнять. Для реализации данного процесса наилучшим материалом может стать шкура средней зернистости. В зависимости от того, какую форму имеет камень, непосредственно сам процесс выравнивания будет проходить совершенно по-разному. В том случае, если вам необходимо выровнять гладкую пластинку, то класть ее необходимо непосредственно под саму шкурку. Если же края изделия круглые, то при выравнивании янтарь желательно вовсе держать в руках. При этом следите за тем, что как только вы начинаете работать со шкуркой, все движения должны быть мягкими, без нажима и достаточно плавными.

На следующем этапе после осуществления процесса выравнивания переходят к шлифовке янтаря. Для этого этапа следует осуществлять точно такие же действия, что производятся в процессе выравнивания, но при этом меняется только сама шкурка. Необходимо чтобы она была мелкозернистой. Обратите внимание на то, что постепенное уменьшение зернистости положительно сказывается на качестве отшлифованного камня. Осуществляя шлифовку, сам камень и шкурка должны быть слегка влажноватыми.

3 этап – полировка камня

Для придания янтарю уже окончательно и завершенного внешнего вида необходимо в домашних условиях осуществить полировку камня. Реализовывать этот процесс следует только в ручном режиме с применением таких материалов, как фланель, фетр, войлок или же кожа. В том случае, если у вас имеется электроточило, то можно использовать и его. Главное следить за тем, чтобы его круги должны быть достаточно мягкими. Осуществляя полировку, обратите внимание на то, что вам потребуется в домашних условиях и дополнительное средство, к которому можно отнести парафин, пасту ГОИ, масло или даже обыкновенный мел.

Производиться процесс полировки только аккуратными круговыми движениями. В том случае, если для данного действия вы используете электроточило, то следите за тем, чтобы количество оборотов было минимальным. Как можно аккуратнее давите на камень, чтобы янтарь не был испорчен. Обратите внимание на то, что в процессе полировки необходимо изредка охлаждать камень в воде. Для того чтобы точно определить тот период, когда можно заканчивать полировку, необходимо посмотреть на янтарь. Если в камне будет присутствовать так называемый зеркальный эффект, то полировку можно смело заканчивать. После этого обработанный янтарь вставляется в изделие или же направляется в необходимое место.

Как видите, процесс обработки этого камня в домашних условиях достаточно простой и не требует от людей знания каких-либо особых навыков и наличия соответствующих умений.

Янтарь - один из первых самоцветов, к которому прикоснулась рука человека более чем семь тысячелетий назад. Являясь раз­новидностью природной окаменевшей смолы, образовавшейся 30-60 млн. лет назад, он с первобытных времен шел на изготовление декоративных изделий. В основ­ном это были предметы культа, ювелирные украшения, амулеты, избавляющие человека от различных недугов, болезней, порчи. В наш век кольца, крестики, табакерки, раз­ные миниатюры, инкрустация, броши, бусы, серьги, браслеты, мундштуки - дале­ко не полный перечень наиболее распро­страненных изделий из янтаря. В обилии встречающийся на побережье Балтийского моря, его во все времена называли не иначе, как «золото Севера».

Это лестное название камень получил за свои исключительные декоративные качест­ва. Более 200 расцветок вобрал он в себя. В янтарной палитре преобладают оттенки золотисто-желтого, медового, коричневато­го цветов. Встречаются образцы красного, белого, зеленовато-синего, черного. Попав­шие в смолу мельчайшие пузырьки воздуха делают его мутным, а капельки воды - «ри­суют» молочные разводы. Все это создает на обработанной поверхности камня при­чудливые узоры, которые вместе с неповто­римой цветовой гаммой привлекали внима­ние человека с доисторических времен.

В зависимости от степени прозрачности и цвета ювелиры делят янтарь на прозрач­ный - ймеет все оттенки желтого цвета; дымчатый - мутноватый, с «запыленными» участками и просветами; костяной - не­прозрачный, светлый, схожий со слоновой костью; пеноянтарь - непрозрачный, свет­лый, похожий на застывшую пену...

Очень ценным является янтарь, содержа­щий в себе включения: насекомых, мелких животных, мох, пыльцу растений, кусочки коры, минеральные образования, песок, пирит, кальцит и т.д. Все они захвачены во время выделения смолы, что дало им возмож­ность сохраниться до наших дней. Такие эк­земпляры, помимо ювелирной и коллекцион­ной значимости, представляют собой науч­ный материал величайшей важности, д ающий представление о жизни и ее развитии в дале­кие геологические времена.


Есть у второго, хранящего солнечное тепло камня еще ряд преимуществ: мягкость (твердость по шкале Мооса 2-3), отсутствие спайности, вязкость, мягкая полируемость, дающие возможность обрабатывать его под­ручными средствами.

Изготовление изделий из янтаря в типич­ном случае сводится к таким приемам, как обдирки, раскрой, «формовка», шлифование и полирование. Прежде чем браться за работу, следует очень внимательно изучить имею­щийся материал, вполне вероятно, что в не­которых образцах могут оказаться включения. С этой целью выбирают прозрачные камни (просматривают на сильный источник света), а затем сначала с одной, потом с другой сто­роны спиливают ножовкой тонкие ломтйки. Полученные грани прошлифовывают мелкой шкуркой и просматривают, как через призму, на просвет... Характер будущей работы и при­емы обработки полностью зависят от особен­ностей имеющегося сырья. У прозрачных камней лицевая сторона всегда более ровная, без заметных углублений; у мутных (до белых) - имвет более выраженную волнистую или об­лачную фактуру. Крупные - мысленно рас­секают на заготовки, необходимые для ком­плекта поделок, учитывая и возможность включения янтарной корочки. Проведя диа­гностику камней и определив содержание бу­дущей работы, переходят непосредственно к технологическим операциям.

ОТВЕТ ПОЛУЧЕН!

Обдирка - снятие корки-патины, образо­вавшейся в результате выветривания, с помо­щью крупнозернистой шкурки, напильника, легкого прикосновения к вращающемуся камню электрогочила Образующуюся янтар­ную «муку» собирают в отдельную емкость для получения (по мере накопления) само­дельного лака. Обдирку всегда начинают с прозрачной стороны куска, которая когда-то была обращена к солнцу. Нижняя корковая часть может стать прекрасным фоном буду­щего изделия, рисующего уголок подводного царства, пещеры, гроты, сказочные цветы...

Формовка - придание заготовке заду­манной формы. С помощью тех же инстру­ментов и приспособлений камню придается определенный объем, силуэт, пространст­венный рисунок.

Раскрой (пиление) - прием, используе­мый для получения пластин различной тол­щины, заготовок определенного размера. Инструментом служит слесарная ножовка по металлу с коротким полотном, лобзик. Камень зажимают в струбцине или в тисоч­ках, предварительно обернув в бумагу, ткань. Во всех случаях распил не доводят до конца примерно на 1/4-1/5 толщины материала, чтобы избежать скола. Затем ка­мень освобождают от зажима, переворачи­вают и делают встречный запил. Движения «режущего» инструмента легкие, свободные, без заметных усилий. Сделав несколько дви­жений, пилку вынимают из пропила и счи­щают в емкость налипшие опилки.

Выравнивание - полученное после обдир­ки, формовки или раскроя изделие имеет до­вольно грубый, с заметными царапинами, ше­роховатый вид. Шкуркой средней зернистости (Ns 40-16) тщательно заглаживают всю по­верхность. Ровные участки - подложив под шкурку гладкую пластину, закругленные - в руках, изогнув шкурку желобком, трубочкой. Движения шкурки или камня - легкие, без нажима, круговые, вращательные.

Шлифование - прием, который в точ­ности копирует предыдущий, только шкурка берется более мелкой зернистости. Жела­тельно этот прием осуществлять в несколько заходов, постепенно, снижая степень зер­нистости. Шкурку брать водостойкую, об­работку вести, увлажняя камень или шкур­ку. Старые мастера для шлифования с ус­пехом использовали увлажненный порошок пемзы, нанося его на ткань или древесину.

Полирование - заключительная операция, придающая изделию законченный «товар­ный» вид. Выполняется вручную на войлоке, коже, фетре, фланели, миткале или электроточиле, вращающихся кругах, изготовленных из того же материала. На основу наносится имеющийся полирующий состав: паста ГОИ (окись хрома), окись олова, «Крокус» (окись железа) на масле, зубной порошок, паста, мел. В производстве янтарные изделия полируют на бязевом круге, натертом специальной пас­той из янтарной стружки, парафина и мела.

Полировка вручную выполняется легкими круговыми или восьмеркообразными дви­жениями. На вращающихся кругах - легким прикосновением и постоянным перемеще­нием полируемой поверхности. При слиш­ком больших оборотах полировального круга или при сильном нажатии на него, поверхность камня как бы пригорает, обра­зуется оплавленная корочка. Это происхо­дит от того, что при температуре свыше 100°С янтарь начинает размягчаться, а при 300°С - плавиться. Чтобы избежать оплав­ления камня, прибегают к уменьшению обо­ротов, подавая на электроточило, дрель 1/3 напряжения (примерно 70 В) или охлаждая заготовку водой. Устранить появившийся при полировке дефект можно, лишь повто­рив обработочные операции: грубое и тон­кое шлифование (шкурками со средним и мелким зерном) и полирование.

Окончание полировки определяют по принципу зеркального эффекта: при каче­ственно выполненной полировке, в гладкой поверхности камня, как в зеркале, отража­ются все предметы. У старых мастеров ян­тарного дела есть маленькая хитрость, за­имствованная у умельцев Древнего Востока. Закончив полировку камня, поверхность его некоторое время натирают сухими пальцами рук (этот прием можно провести в дороге, между делом, не тратя специально время). Окончательно протерев камень кусочком замши или фланели, его укладывают в от­веденное место коллекции, вставляют в оп­раву, нанизывают на нитку, скрепляют це­почкой, наклеивают на основу и т.д.

При сборке ювелирных изделий из ятгря нередко приходится делать отверстия - сквоз­ные или на определенную глубину. Сверяете осуществляют ручной дрелью или бормаши­ной (на низких оборотах), сверлом диаметром около 1 мм Сверло можно заменить швейной иголкой со сломанным ушком, короткой за­каленной стальной проволокой с заточенным наконечником и т.д. В момент сверления после каждого заглубления на 1-2 мм свер­ло извлекают и очищают от стружки. Вы­сверливание лучше производить до приема окончательной полировки, что дает воз­можность хорошо удерживать камень в руках и избежать появления царапин от ост­рия сверла. Чтобы камень (особенно мел­кий) при сверлении не треснул, его иногда во время работы опускают в воду или масло. При сквозных отверстиях высверливание желательно вести встречное, до половины камня с одной стороны, а затем с другой. Это позволяет избежать образования сколов в момент выхода сверла из заготовки.

В некоторых случаях бывает необходимо прочно соединить детали из янтаря друг с другом. При склеивании прибегают к одному кз клеевых составов: пятидесятипроценг- ным водным раствором едкого натрия или калия (гидроксид калия или натрия) смазы­вают поверхность деталей, слегка нагревают и плотно прижимают друг к другу; спирто­вым раствором канифоли или янтаря (ян­тарный лак); раствором твердого копала в эфире; раствором целлулоида.

Некоторые кусочки янтаря, если они не удовлетворяют своими декоративными свойствами, можно облагородить, повысив их прозрачность (удаляются воздушные пу­зырьки и включения жидкости). С этой целью янтарь подвергают кипячению, прока­ливанию в льняном или сурепном масле. При кипячении важно, чтобы разогревание и охлаждение масла шло как можно мед­ленней. Замутненный янтарь просветляют также с помощью сухого прокаливания. В течение длительного времени кусочки ян­таря прогревают в песке при температуре свыше 100° С. При охлаждении просветлен­ных камней внутри их происходят микро­взрывы пустоток, в результате чего образу­ются веерообразные блестки-чешуйки, а сам янтарь приобретает красивый красновато- вишневый оттенок В литературе встреча­ются сведения о способах окрашивания ян­таря в красный, синий, фиолетовый, пур­пуровый, зеленый и другие цвета. Напри­мер, для получения красноватого и других оттенков янтаря его проваривали в меду или растительном масле в присутствии органи­ческих красителей. Однако рецептура, со­ставы красителей не приводятся.

Среди механических приемов обработки мягких камней есть вполне доступный и про­стой, но очень продолжительный по времени, гактоака - обкатка мелких кусочков янтаря во вращающемся барабане. Получающиеся окатыши - великолепное сырье для изготов­ления украшений. Вместе с камнями в бара­бан засыпается абразивный порошок (время от времени его заменяют на более мелкое зерно) и все это обильно смачивается водой или спиртовым раствором для лучшего по­верхностного сцепления абразива и янтаря.

В производстве из отходов переработки «смолы» получают прессованный янтарь. Не­пригодные мелкие кусочки, после дополни­тельного дробления, нагревают под значитель­ным давлением в гидравлическом прессе до температуры 140-15(гС без доступа воздуха. Расплавившийся янтарь прессуют в крупные блоки или изготавливают бруски (прутья), продавливая через круглые отверстия нужного диаметра. Бруски, кубики, прутки распили­вают на более мелкие заготовки, из которых вытачивают бусины или делают другие ук­рашения, уступающие по своим декоратив­ным свойствам натуральному камню.

Ювелирные украшения

Кольца. В прошлом довольно широко были распространены кольца, выточенные из целого куска камня. Простейшие из них вы­резаются из пластинки, приближающейся по форме к будущему изделию. Выпиливается внутреннее отверстие (удобнее его д елать труб­чатым сверлом), после чего кольцо доводится шкуркой или напильником до необходимого размера, тщательно шлифуется и полируется.

Более прочны массивные каменные коль­ца с расширяющейся верхней частью, закан­чивающейся ровной площадкой, на которой выгравировываются вензеля, вырезаются ми­ниатюры или просто оставляют зеркально гладкой. Для таких колец напиливают кубики первоклассного янтаря, высверливают или выпиливают отверстия, придают соответст­вующую форму, выравнивают кромки, после чего - финиш - обработка.

В кольцах из цветных металлов очень часто в качестве вставок используется янтарь. Он имеет правильную овальную, приплюснутую форму с ровной нижней площадкой (кабо­шон). Кабошоны удобно изготавливать с по­мощью простейшего приспособления - де­ревянной палочки (оправки) с гладким тор­цевым срезом На него с помощью клея ПВА нижней подшлифованной площадкой накле­ивается подобранный камешек и круговыми движениями (вручную на шкурках или электроточиле) доводится до законченного вида. Чтобы снять кабошон с палочки, до­статочно его опустить в теплую воду.

Янтарную вставку при желании можно огранить. Однако «вручную» выдержать со­отношение плоскостей и углов очень труд­но, поэтому следует изготовить хотя бы про­стейшую опорную втулку, фиксатор оправ­ки. Оптимальные углы при огранке у пави­льона 43°, коронки - 40-50°. После об­дирки на тонком абразиве приступают к ог­ранке. Ее лучше вести на мелкозернистом алмазном круге или порошком карбида кремния на свинцовом или чугунном круге (планшайбе). Полировку осуществляют на деревянном круге.

Серьги.

Отличительная особенность этого излюбленного женщинами изделия - изготовление в паре. Во всем: в размере, цвете, рисунке, массе, материале, вставках - они идентичны. Поэтому выбранный ка­мень для вставок должен быть достаточно крупным, без дефектов, с однородным ри­сунком, цветом, прозрачностью. Подготовка янтаря (как и любого другого материала) может идти двумя путями. В первом - ка­мень обрабатывается до стадии полировки целым куском, после чего его распиливают на две одинаковые половинки, шлифуют место раскроя, высверливают отверстия или паз для крепления дужек и доводят до зер­кального блеска. Во втором - в напиленных или имеющихся пластинах находят два аб­солютно одинаковых участка. Склеивают их друг с другом (клеем ПВА, предварительно отшлифовав плоскости), а затем обрабатыва­ют на глаз или предварительно разметив ка­рандашом контур украшения. Изредка, когда серьги имеют усложненную форму, вставки изготавливают по отдельности, постоянно сравнивая друг с другом или проверяя по шаб­лону. Очень оригинально смотрятся серьги, представленные несколькими, смешанными в обработке или однотипными деталями из ян­таря. Здесь остается ют же принцип - пар­ность, хотя непосредственно в отд ельной «под­веске» могут быть представлены камни, разные по цвету, прозрачности, форме в зависимости от замысла художника.

Броши.

Подбирают наиболее интерес­ные, уникальные по рисунку и цветовой гамме крупные, прозрачные или полупро­зрачные плоские камни. Впечатляюще смот­рятся прозрачные самоцветы с «лимонной» корочкой, которые как бы раскрывают внут­ренний затаенный мир камня. Форма броши: овальная, уплощенная, угольная, слегка ограненная и т.д. во многом зависит от имеющегося минерала. Для всех, однако, характерно значительное по площади зер­кальное «пятно» украшения. Имея под ру­ками такую «благородную» поверхность, ее можно использовать для вырезания камей (выпуклое над фоном изображение), инта­лий (погруженного в фон изображения).

Кулоны.

Технология изготовления этих украшений полностью совпадает с получе­нием вставок для серег. Задача даже упро­щается, поскольку нужен всего лишь один камень хотя и большего размера. Он имеет обычно уплощенную, обтекаемую, капле­видную форму, прозрачный или полупро­зрачный, часто с приятным мягким рисун­ком. Для законченного кулона подбирают цепочку или бечевку, используя такой ма­териал, который бы наиболее полно под­черкнул красоту самоцвета.

Бусы.

Эти изделия наиболее ценимы женщинами. Некоторые отдают предпочте­ние им из соображений, что янтарь прино­сит облегчения от различных недугов, да и по красоте своей они мало чем уступают бусам из твердых камней. Классическая форма бус - округлая (шаровидная, оваль­ная), поэтому их в основном вытачивают на станках, так как получить вручную оди­наковые бусины очень трудно. Для янтар­ных бус хорошо подходят галтованные ока­тыши, граненые кругляши, мелкие кубики с заглаженными ребрами, небольшие плас­тинки, а также обычные камешки, в обилии собираемые после шторма на побережье Балтики. Последние сортируют по разме­рам, форме, цвету. При необходимости при­шлифовывают на прочную тонированную капроновую нитку или леску. Бусины в из­делиях могут быть нанизаны и в несколько рядов. Сами ряды - плавно изгибаться, об­разуя порой узор под стать кружевам. От­дельные камешки будут выделяться своей нетипичной формой, цветом, свешиваться искрящимися каплями дождя, сосульками, отражаться дрожащими лучиками...

Кроме упомянутых янтарных украшений, можно встретить или попробовать изготовить самому декоративные заколки, оригинальные зажимы для галстука, браслеты. Поскольку ян­тарь как поделочный материал наиболее до­ступен, предпочтение в работе отдается целой группе изделий - гарнитурам. Они дают воз­можность максимально реализовать творчес­кие возможности художника, загадочную кра­соту камня. Не последнюю роль здесь играют сопутствующие материалы: металл, древеси­на, кожа, текстиль.

В свою очередь, в творческом ряду работ немало таких, где янтарь сам играет вспо­могательную роль. Используемый в роли цв.говых, фактурных пятен, оригинальных вставок, деталей украшений (дамские сумки, портмоне, альбомы, курительные принадлежности и т.д.), он позволяет под­черкнуть своеобразие авторского замысла, полнее раскрыть красоту предмета, напол­нить его новым содержанием.

Янтарь в прикладном творчества

Мозаика. Картины, «выписанные» из ку­сочков янтаря, подобранные по цвету, раз­меру. рисунку, имеют богатую историю. Наиболее значительным памятником этого вида искусства являлась янтарная комната, возведенная в Екатерининском Царскосель­ском дворце (XVIII в.) под Санкт-Петер­бургом, названная «восьмым чудом» света. Варварски разрушенная и вывезенная из страны фашистами в годы Великой Отечественной войны. Общая площадь каменных рисунков составляла десятки квадратных метров. На их изготовление пошли сотни килограммов отборного камня. Ныне пред­принимаются попытки воссоздать утерян­ное чудо из солнечного камня. Лучшие мас­тера янтарного дела заняты возрождением потерянного шедевра.

Как и всякой мозаике, работе предше­ствует тщательная разработка эскиза, вы­полненного во всем богатстве янтарной па­литры. Подбираются соответствующие об­разцы (с предварительно снятой коркой) и распиливаются на пластины толщиной при­мерно в 3 мм. Основой д ля небольших работ может служить слоеная фанера, оргалит, доска, древесностружечная плита, металличес­кая пластина и т.д., толщина которых зависит от размеров «картины». Края основания об­рамляются полосками металла или тонкими рейками, продающими изделию законченный вцд. Кроме того, они не дадут клею и кусочкам камня выступать за край мозаики. Если пре­дусматриваются декоративные кромки, то по­лоски устанавливаются съемные.

В зависимости от выбранного рисунка, ко­торый сразу переводят на основу, определяют тип мозаичной техники: обычная - кусочки камня имеют приблизительно один и тот же размер, форму (в небольших работах пример­но 5-6 мм) и закрепляются на основе с за­зором в 1,5 мм или флорентийская (интарсия) - кусочки камня как можно плотнее, без про­светов, прилегают друг к другу. Для простой мозаики «нарезают» или осторожно раскалы­вают кусочки янтаря, клеем смазывают не­большой участок рисунка, имеющий один цвет, и укладывают детальки, оставляя тонкий ровный просвет. Работы начинают с цент­ральной части рисунка, перемещаясь посте­пенно к его краям. В флорентийской - ри­сунок разрабатывают так, чтобы каждая цве­товая деталь была полностью вырезана из одной пластины. Бумажное изображение рас­краивают на отдельные детали, каждую из ко­торых наклеивают (клей ПВА) на подходя­щего цвета и размера пластинку. Затем плас­тинку по изображению опиливают лобзиком или обтачивают напильником, на электрото­чиле. «Вырезав» каменную деталь, осторожно снимают бумагу (предварительно размочив). Набор «картины» удобнее вести на стеклян­ной пластинке, подложив лист кальки (чтобы клей не прилип к стеклу), сверяя получаемое изображение с оригиналом. Закончив сухой набор деталей, полученный рисунок скрепля­ют по краям полосками, заливают клеем, на­кладывают основу и помешают под пресс.

Клеевым составом могут быть: шпаклев­ка, эпоксидный клей, клей БФ-2, БФ-4, ПВА и другие. Клей БФ-2 больше подходит к интарсии: набранная поверхность рисунка и основа обезжириваются спиртом, смазы­ваются тонким слоем клея, подсушиваются в течение 15-20 мин, затем вторично на­носится клей и через 3-5 мин пластину ос­новы накладывают на мозаику и прижимают грузом. Сушка длится 1-2 суток. Очень удо­бен в работе клей ПВА. При испарении воды он образует твердую, вязкую, просвечиваю­щуюся и почти бесцветную пленку, обла­дающую, однако, низкой водостойкостью. На основе этого клея можно приготовить за­мазку (шпаклевку) для заполнения пустот в законченном изделии и в ремонте их. С этой целью толченый порошок камня смачивают клеем и тщательно перемешивают. После просушки наклеенных кусочков янтаря акку­ратно, шпателем заполняют паутинку просве­та, окончательно просушивают, шлифуют и полируют лицевую сторону изделия.

Инкрустация.

Представляет собой разно­видность так называемой врезной мозаики, когда в основе (твердые породы древесины, мягкий камень, металл, кость) по размяг­ченному рисунку вырезаются углубления с плоским дном, предназначенные для вкла­дывания в них тонких пластинок из камня. Края углублений подрезают под прямым углом, стараясь избегать сколов, задиров. С помощью бумаги снимают точные контуры деталей (бумагу накладывают сверху и при­тирают карандашом), вырезают ножницами и наклеивают их на пластинку или пользу­ются ими при разметке как шаблонами. Вы­пилив из камня детали, в углубление нано­сят шпаклевку или клей (желательно, чтобы по цвету состав не отличался от основы) и вдавливают пластинки, стараясь, чтобы клей появился снаружи. После затвердевания связки всю поверхность мозаики тщательно шлифуют, а затем полируют. Описанный прием мозаичной техники широко исполь­зуется при отделке всевозможных изделий, носящих декоративно-прикладной характер.

Аппликация.

Такие работы являются наи­более простым и доступным примером мо­заичной техники. Основой чаще всего слу­жит дерево, тщательно обработанное, тони­рованное в густые темные тона. Можно ис­пользовать также натянутую на подрамник ткань, оргалит, фанеру, стекло, керамичес­кую плитку и другие плоскостные материа­лы. Схематический рисунок, набросанный в свободной манере, заполняют отдельными тонкими, разноцветными, отшлифованны­ми деталями. Порой на значительном рас­стоянии друг от друга, а иногда почти ка­саясь кромками. Нередко детали представ­ляют собой просто отшлифованные «лом­тики» распиленного камня, с плавно очер­ченной корочкой, контуром. После сухого набора рисунка, добившись его выразитель­ности, цветовой насыщенности, компонов­ки, детали закрепляют на основе, стараясь, чтобы клей не выступал наружу. Изделие накрывают чистым листом бумаги, сверху накладывают груз и высушивают.

Вышивка. Среди почитателей янтаря есть и такие, которые предлагают использовать застывшие слезинки в качестве материала д ля вышивки, переняв технику бисера. Каждая бусинка представляет собой мелкую, «при­плюснутую», чуть подшлифованную, почти полностью сохраняющую естественную непра­вильную форму, с просверленным отверстием, детальку. На подрамник с натянутой тканью или иной материал с выразительным перепле­тением, фактурой, с помощью тонкой лески или нитки нашивается незатейливый узор. В лучах света каждый камешек начинает играть свою цветовую мелодию, сливаясь в единую композицию, согревающую душу.

Гравирование.

Этот прием нечасто встре­чается в практике художественных работ по камню. В свое время (30-е годы) были модны украшения из пластинок прозрачного янтаря овальной или круглой формы. На изнаночной стороне вьправировывался рисунок, который хорошо просматривался сквозь отполирован­ную поверхность. В основном это были изо­бражения цветов, пейзажи. Техника гравиро­вания, заимствованная как один из способов художественной обработки стекла, хрусталя, не нашла широкого применения. В настоящее время отдельные умельцы вновь прибегают к этому нехарактерному для янтаря приему, ис­пользуя его для усиления восприятия естест­венного рисунка камня. Снятая с лицевой стороны прозрачного камня корочка позво­ляет заглянуть внутрь янтаря, увидеть непо­вторимый мир сказочных образов. Остается лишь «прочесть» открывшийся рисунок, сде­лать мотив более явственным, слегка допол­нив его гравированным рисунком, отдельны­ми штрихами различной глубины и направ­лений, сохраняя при этом натуральный облик самоцвета.

Инструменты - от обычных стальных ппихелей для резьбы по дереву до борма­шины с гибким валом и насадками. Пос­леднее более удобно, поскольку за счет сменных головок есть возможность получать штрихи любых очертаний. При выполнении «негативной» гравировки на янтарной плас­тинке карандашом помечают контур рисун­ка (в зеркальном изображении), после чего осторожно обводят его режущим инстру­ментом, стараясь снимать стружку сразу на заданную глубину, не «зарываясь» внутрь материала и не выходя на поверхность.

Резьба.

Низкая твердость камня, слабо вы­раженная хрупкость (прозрачные разновид­ности более хрупкие, чем замутненные) дают возможность вырезать из целого куска янтаря различные миниатюры, плоские и объемные композиции, фигурки. Мелкая резная плас­тика из янтаря нашла свое отражение в япон­ских стилизованных резных изображениях людей и животных (искусство НЭЦКЕ - изящные, прочные, гладкие украшения ве­личиной со сливу с отверстием дня шнурка, используемые как противовес - брелок для удержания на поясе кисета с табаком или кошелька). Особенно широко резные изде­лия были распространены в XVII-XVIII вв.

Традиционно резьба по янтарю осущест­вляется с помощью разнообразного сталь­ного инструмента: пилками с мелкими зу­бьями, напильниками, надфилями, штихе­лями. Работа идет намного быстрее, если использовать вращающиеся твердосплав­ные, металлические насадки бормашины. Чтобы уменьшить вероятность растрескива­ния камня, в процессе работы его следует держать в слегка подогретом состоянии.

Выбранному камню (без заметных изъ­янов) вчерне, с помощью напильника, электроточила, придается задуманная форма. Затем она постепенно, надфилями, штихелями, доводится до необходимой чис­тоты. При выбирании крупных полостей пользуются пилкой. Шлифовку всей поверх­ности осуществляют тонким порошком пемзы или карбида кремния, используя при необходимости липовую палочку с обрезан­ным под углом 45° кончиком. Имеющиеся углубления вышлифовываются также липо­вой палочкой, кончик которой повторяет его очертания. Полировку резной поверх­ности удобнее вести специальными волося­ными щетками, применяемыми в стомато­логии (закрепляются на вращающихся валах бормашины, электродрели, точила), или мягкими тканевыми кругами с нанесенной меловой суспензией или пеплом.

Изредка встречаются работы, вырезанные не из единого куска янтаря, а из нескольких горизонтально склеенных, красиво подобран­ных по цвету, фактуре пластин. Склеенный янтарный блок обрабатывают как цельный ка­мень, соблюдая осторожность.

Точение. Из отдельных высококачествен­ных кусков янтаря можно вытачивать шары, бусины, имеющие круглую или овальную форму, а также статуэтки (шахматы) или из­делия цилиндрической формы. На произ­водстве такие работы выполняют из прес­сованного в круглые стержни янтаря. В лю­бительских условиях камню придается стержнеобразная форма. Затем его как «южно глубже вставляют (обернув в про­кладку) в патрон и обрабатывают на малых оборотах с помощью резцов, надфилей, на­пильников, шкурки, мягкой тканью с нане­сенным полировочным составом. В некото­рых случаях камень пришлифованной пло­щадкой наклеивают на торец деревянного стержня и, зажав последний в станке, ведут обработку. Чаще всего работы из точеных деталей делают наборными (подсвечники, мундштуки, ручки...), соединяя выточен­ные, иногда добавляя резные части, друг с другом с помощью клея.

Скульптура.

Имея под руками интересные по форме камешки янтаря, не представляю­щие ювелирной ценности, можно попытаться вдохнуть в них вторую жизнь. Стоит только повнимательней взглянул» на теплый камень, повернуть той или иной стороной, как перед глазами возникнет оживший зверек, томик, чудище... Достаточно иногда двух-трех дви­жений резца, напильника, и образ становится куда более явственным.

Если одного камешка недостаточно, по­пробуйте составить композицию из не­скольких, скрепив их капельками клея, на­низав (предварительно просверлив) на нитку, проволочку, металлический стер­жень. Особое внимание следует уделить форме отдельных деталей, соотносительнос­ти их, цветовому решению, способности камня создавать иллюзию тепла, света.

Янтарный калейдоскоп

1. Как распознать натуральный янтарь?

Янтарь - один из тех минералов, поделки из которого легко спутать с пластмассой, син­тетической смолой, стеклом, костью. Помимо сугубо научных диагностических способов, позволяющих отличить натуральный камень от имитации, есть вполне доступные каждому.

кусочек янтаря легко загорается от пламени спички, давая характерный «смо­листый» запах;

если с некоторым усилием потереть сухим пальцем обработанную поверхность камня, он дает приятный, чуть уловимый «смолистый» аромат;

при трении о шерстяной платок ян­тарь электризуется и начинает с особой силой притягивать мелкие кусочки бумаги, соломинки, волосы;

Янтарь тонет в воде, но остается на плаву в солевом растворе (плотность мине­рала 1.05-1.30).

Как отличать натуральный янтарь от прессованного?

Изделия из прессованного янтаря отли­чаются по внешнему виду от натурального прежде всего мутноватым оттенком (хотя встречаются и прозрачные разновидности) и измененной формой включенных газовых пузырьков. Последние, в отличие от при­родного (всегда сферические), имеют вытя­нутый удлиненный вид. Наблюдать их лучше всего в бинокулярную лупу или мик­роскоп. Кроме пузырьков характерной формы, у прессованного янтаря в глаза бро­саются: струйчатосгь течения, наличие пря­молинейных, кривых, спиралевидных обра­зований; шарики плотной основной массы; сгустки красителя.

Какими лечебными и загадочными свой­ствами обладает янтарь?

Во все времена человечество использовало застывшие кусочки смолы как лечебное сред­ство. Перемолов янтарь в муку, его прини­мали внутрь, в виде мази втирали в кожу, сжигая, окуривали помещения. В средние века появились первые работы, содержащие многочисленные рецепты по применению камня в медицинской практике. Говорят, что нет такой болезни, от которой бы он не ис­целил. Поэтому не случайно точный перевод названия камня с литовского - «гингарас» - означает «защита от болезней».

Современные исследования показали, что народный опыт лечения янтарем имеет под собой вполне научную основу. В этом удиви­тельном самоцвете в значительном количестве сосредоточены соли янтарной кислоты, кото­рые являются неспецифическими биостиму­ляторами. Они благотворно действуют на нервную систему, работу почек и кишечника, являются хорошим средством против стрессов, токсинов, при воспалительных процессах.

Обладая неповторимой игрой света, ис­целяющими свойствами, способностью «чувствовать» электромагнитные поля, ян­тарь завораживающе действовал на психику человека, приобретал в его глазах таинст­венную, магическую силу. Из него стали де­лать амулеты, талисманы, приносящие счас­тье, благополучие, предохраняющие хозяи­на от дурного глаза, злого наговора.

Бусинка из янтаря, будучи подвешенной на нитке, может многое поведать ее обла­дателю. Разместите перед собой подвешен­ную бусинку (длина нитки не менее 20 см) и понаблюдайте за ее поведением. Если она начинает раскачиваться параллельно тулови­щу или застыла неподвижно - оставьте ян­тарную бусинку, этот камень не ваш, испы­тайте на другом, который подходит по зодиа­ку. Если же камень как бы кланяется, раска­чиваясь вперед-назад, смело носите янтарь, он вполне может стать вашим талисманом. Более того, он может «предостеречь» вас от ненужной траты средств. При выборе бус из натуральных камней, янтарная бусина, раз­мещенная над ними, может начать раскачи­ваться в вашу сторону-стоит делать покупку, или вдоль вас - воздержитесь, подберите из­делие из другого камня. Точно также можно определить энергетику растений, окружающих вас дома, приобретенных и имеющихся вещей и даже человека, с которым вы общаетесь... На­родные целители, экстрасенсы по миниатюр­ному маятнику могут определить, какой орган поражен болезнью, какие лекарства подходят человеку, какие продукты питания.

С помощью янтарной бусины легко опре­делил» (если этот камень «подходит» вам) так называемую геобиологическую сетку, которая опоясывает поверхность Земли с севера на юг с интервалами по два метра, с востока на запад

по два с половиной. Внутри прямоуголь­ника сетки янтарный маятник спокоен, на ли­ниях - раскачивается, на точках пересечения вращается. Люди, которые проводят боль­шую часть жизни на этих «перекрестках», рано или поздно хронически заболевают, у них по­являются постоянные головные боли, бессон­ница, ухудшение памяти, скачки давления, рев­матизм и даже онкологические заболевания. Поэтому 1фовать, письменный стол должны стоять внутри прямоугольника, не попадая на линии и тем более на перекрестие. Впрочем, критическую точку патогенной зоны можно значительно ослабить, рассеять. Для этого под кровать, стол, иное место кладут «нейтрализа­тор» - кусок янтаря, канифоль, вар, зеркало, комок глины, мрамор... Из растений - чеснок, лук, папоротник, каштаны... (Подробнее о гео­патогенных зонах читайте в статье СЛ.Черенкова «Биолокационное исследование мест оби­тания». - Ред.)

4. Как отреставрировать янтарное изде­лие?

Расколотый кулон, брошь, миниатюра склеивается одним из клеевых составов (см. выше). После высыхания шов аккуратно за­чищают мелкой шкуркой и заполировываюг.

Поверхностные сколы, образовавшиеся при неосторожном обращении с изделием, выравнивают напильником и шкуркой со средним зерном. Затем переходят на мелкое зерно, после чего изделие полируют заново.

Выемки, раковины, изломы шпаклюют янтарной мастикой, приготовленной из ян­тарных опилок с добавлением клея ПВА. Если при высыхании мастика дает усадку, состав наносится вторично, добиваясь тем самым ровной поверхности. После полного высыхания «заплатки» ее шлифуют мелкой шкуркой и отполировывают заподлицо.

Образовавшаяся при длительном ноше­нии паутинка царапин, микротрещин уда­ляется перешлифовкой всего изделия мел­козернистой шкуркой с последующей поли­ровкой. Аналогично обрабатываются по­тускневшие, изменившие цвет украшения.

Как можно использовать отходы янта ря?

В процессе обработки янтаря в обилии образуются опилки, стружки, мелкие крошки. Все это с успехом можно использовать для из­готовления высококачественного лака, идущего на покрытие мелких изделий из древесины.

Янтарные опилки (1 в.ч.) заливаются этиловым спиртом (1.5 в.ч.) и прогреваются в течение нескольких часов на водяной бане. Полученный раствор помещают в теплое место и выдерживают 3-4 суток. Образо­вавшуюся жидкость (лак) осторожно слива­ют в емкость и тщательно закупоривают.

Вместо спирта можно взять равное по объему количество дихлорэтана или АКР- 1S. Раствор выдерживается в теплом месте 8-10 дней, после чего полученный лак сли­вается в отдельную стеклянную посуду и притирается крышкой.

На производстве значительная часть отхо­дов перерабатывается на технические продук­ты, где, помимо лака, получают янтарную кислоту, масло, канифоль.

Как подобрать коллекцию из янтаря?

Имея в руках пригоршню мелкого янтаря,

можно оформить прекрасную мини-коллек­цию, особенно модную сегодня на Западе. Среди россыпи наверняка найдутся образцы, интересные своей формой: каплевидные, ста- лактигообразные, кацделябровцдные, плас­тинчатые, скорлуповидные, ноздреватые, на­течные, сморщенные и тд. Все это готовые экспонаты, которые осторожно раскладывают в подготовленные углубления на красивой бу­маге, ткани, картоне... Аккуратная плоская коробочка (а еще лучше с застекленной Крышкой) завершит дело.

Коллекция янтаря с включениями будет пополняться очень медленно. Дежольно бы­стро попадутся экземпляры с отд ельными час­тицами и крупинками замурованной живой и неживой природы. С помощью бинокуляр­ной лупы или микроскопа легко определить характер объекта. Если повезет, можно найти и целое насекомое, место которому уже в настоящем музее. В собрании включений сразу выделяется несколько направлений: растительные остатки, животные, минераль­ные, неопознанные... Для просмотра заму­рованных объектов под руками должна быть дула с сильным увеличением, а сами камни тщательно обработаны, отполированы со всех сторон.

Янтарь - минерал, имеющий богатую цветовую палитру (свыше 200 тонов и от­тенков) и степень прозрачности. Будучи разложенный на планшете: прозрачные с раз­личными оттенками, чисто белый (костя­ной), пятнистый (бестардный), дымчатый (мутный), пенистый (непрозрачный), саха­ристый (пористый), он дает яркое представ­ление об уникальности солнечного камня.

Сторонники точных классификаций могут воспользоваться системой сортности балтийского янтаря, в основу которой (а также других существующих) положены раз­личия по цвету, прозрачности и способнос­ти к полировке:

а). Прозрачный, характерного «янтарно­го» цвета от почти бесцветного до темно- коричневого; легко полируется. Самоцветом высшего качества считается камень лимонно-желтого цвета, просвечивающийся во всей массе.

б). Полупрозрачный - слегка замутнен­ный пузырьками воздуха, от желтого до темно-желтого, реже красный и голубой; легко полируется.

в). Непрозрачный, белый; Хорошо поли­руется.

г). Костяной - непрозрачный, цвета слоновой кости; полируется.

д). Слоистый - с включениями насекомых и других объектов; не полируется.

е). Пенистый - белый; не полируется.

ж). Загрязненный - темный до черного; не полируется.

Существует классификация природного поделочного (ювелирного) янтаря, которая, исходя из размеров кусков, сортирует их также на 7 классов. Минимальные размеры образцов, лишенных дефектов, составляют не менее 5 мм Окаменевшие «слезы» массой более 500 г выделяют в особый уникальный сорт.

7. Как получить самодельный янтарь?

Янтарь легко имитируется различными синтетическими смолами: бакелитом, целлу­лоидом, эпоксидным клеем и другими. Для получения янтарного камня в оргстекле или ином материале выдавливается форма. Внут­ренняя полость ее обильно смазывается гли­церином и заливается приготовленным эпок­сидным клеем. Неповторимый рисунок камню дадут добавленные 2-3 капли воды, кото­рые осторожно размешивают тонкой палоч­кой. Камень можно оставить прозрачным или даже ввести включения: камешек, лис­тик, букашку (воду в этом случае не добав­ляют).

После застывания смолы заготовку вы­нимают, зачищают мелкой шкуркой неров­ности и отполировывают пастой ГОИ. Такой самодельный янтарь будет мягче на­турального (на поверхности легко образу­ются царапинки), но по внешнему виду, ри­сунку - трудно отличим.

В.А.Воронов г.Рязань

БИБЛИОГРАФИЯ

Ерлыкин Л.А. Пионер-умелец. -- М.: Дет лит., 1976 - 176 с.

Калининградский музей янтаря. Путеводитель/Т.Г.Буроковская и др. - Калининград: Кн. изд-во, 1982 - 61 с.

Савкевич С.С. Янтарь. - Л.: Недра, 1970. - 192 с.

Синкенкес Дж. Руководство по обра­ботке драгоценных и поделочных камней / Пер. с англ. - М.: Мир, 1989 - 423 с.

Смит Г. Драгоценные камни. Пер. с ант. - М.: Mm, 1984 - 558 с.

Средобольский Б.И. Мир янтаря.- Киев: Наукдумка, 1988. - 144 с.

Средобольский Б.И. Янтарь. - М.: Наука, 1984. - 112 с.

Трофимов B.C. Янтарь. - М.: Недра, 1974. - 184 с.

Обработка янтаря

Самые ранние предметы из янтаря, обнаруженные археологами-исследователями, были изготовлены более 9 тысячелетий назад. В основном это были мелкие предметы быта и украшения: бусы, амулеты, курительные трубки, фигурки, изображающие людей и животных.

Широкое распространение предметы из янтаря получили примерно, три тысячи лет до нашей эры. В этот период обработка янтаря достигла уже достаточно высокого уровня. Найденные изделия из янтаря уже украшались довольно сложной резьбой. Все они отражали стороны жизни и мировоззрение первобытного человека.

Около 1500 предметов быта, выполненных из янтаря, было обнаружено археологами на Лубанской равнине. Основную массу составляли бусы, подвески, кольца, бусины, гребни. Исследователей поразило разнообразие форм найденных подвесок: они были выполнены в виде капель, вытянутых трапеций, округлые, прямоугольные, обладающие волнистыми и зубчатыми краями. Особое восхищение вызвали подвески в виде птиц, зверюшек, змей.

Ожерелья и бусы собирались из бусин самой разнообразной формы: круглых, четырехгранных, миндалевидных, фасолееобразных и т. д.

Изделия из янтаря, относящиеся к началу бронзового века, встречаются во многих странах мира; это является свидетельством того, что уже к тому времени было хорошо налажено серийное производство и торговля янтарными «чудесами» между восточными и северными соседями.

Европа познакомилась с янтарем уже в I веке до н. э. Теплый солнечный камень не только легко обрабатывался, но и поражал воображение разнообразием медовых оттенков. Янтарем торговали от Балтийского до Северного моря.

Большая часть добываемого янтаря уходила на выполнение четок и других предметов религиозного культа, которые пользовались спросом в странах Востока.

Янтарь использовался также для создания оптических стекол. Самыми лучшими и дорогими в средние века считались очки с янтарными стеклами. Янтарные линзы использовали при производстве микроскопов, увеличительных стекол, луп.

Возникает вопрос, каким образом неоднородный мутный янтарь мог использоваться для выполнения оптических стекол. Уже в то время люди хорошо исследовали свойства янтаря, а именно его способность проясняться при разогревании в масле. В результате прогревания получался идеально чистый, прозрачный как стекло материал, пригодный для вытачивания линз.

В XIII веке Тевтонский орден объявил монопольное право на добычу, обработку и торговлю янтарем как на побережье, так и в самом Балтийском море. Неповиновение каралось смертью. Этот факт значительно затормозил развитие янтарного ремесла. Но янтарь все равно продолжал поступать в другие страны по веками проложенным торговым путям.

В XVII, начале XVIII века из янтаря стали выполнять преимущественно декоративные художественные изделия. В это время янтарь стали применять для украшения внутреннего убранства дворцов и замков. Из солнечного камня вырезали кубки, вазы, шкатулки, трубки, табакерки, светильники, скульптуры, создавали картины в технике мозаики, рамы для них. Именно в это время появилась мебель, инкрустированная янтарем, были созданы скульптуры мадонн, данцигские кораблики, рамы под зеркала. Известно, что Людовику ХIV принадлежала большая янтарная ваза, выполненная в виде гондолы. Янтарь по своей ценности приравнивался в это время к слоновой кости.

В ХIХ веке с изобретением землечерпательных машин добыча янтаря значительно увеличилась. Это повлекло за собой снижение его себестоимости. Из янтаря стали производить товары широкого потребления: пуговицы, гребни, курительные трубки, набалдашники для трости, ручки для зонтов и ножей, шкатулки и т. д. Изделия из янтаря становились все доступнее. Мастера предпочитали использовать в работе чистый, однородно окрашенный янтарь, поэтому удаляли все включения и придавали изделиям правильные геометрические формы. Янтарные произведения утрачивали свою естественность и неповторимость.

В середине ХХ века традиции обработки янтаря стали развиваться особенно быстро. В Европе стали появляться профессиональные школы, специализирующиеся на выполнении изделий из янтаря.

Крупнейшее предприятие по переработке янтаря находится в Калининградской области в России. А также янтарь традиционно перерабатывался в Литве и Латвии.

Прежде чем превратиться в прекрасное солнечное ожерелье или медово-желтый браслет, янтарю необходимо пройти целый ряд подготовительных процедур.

Прежде всего янтарь промывается и сортируется. Необработанный, он выглядит совсем не так привлекательно, как мы привыкли его видеть, куски янтаря покрыты сверху коричневой окисленной коркой. Для того чтобы раскрыть сокровища, таящиеся под ней, в заготовительном цехе обрабатывающего предприятия раскройщицы специальным ножом с искривленным лезвием срезают корку и придают кусочку лучшую форму, стараясь сохранить его неповторимость.

Затем янтарь отправляется в камнерезный цех, где на больших шлифовальных станках кускам придается форма и где куски полируются фетровыми дисками. Только после этого янтарь приобретает наконец свой неповторимый вид и может служить материалом для создания художественных и ювелирных изделий.

Большую часть производимых изделий из янтаря составляют бусы и ожерелья. Конфигурация бусин, подготавливаемых для их выполнения, самая разнообразная: круглые, овальные, прямоугольные плоские, граненые. Огранка янтарных бусин производится на специальных шлифовальных станках, количество граней варьируется от 3 до 64. Модели бус различаются цветом, размером и порядком расположения бусин на нитке.

Большой популярностью пользуются также декоративные бусы, выполненные из естественно несимметричных, слегка отшлифованных кусочков янтаря.

При всем многообразии современных возможностей обработки мастера считают важным не изменить янтарь, придав ему четкую правильную форму, а бережно сохранить его цвет и структуру, подчеркнуть его живую природную красоту. Важно не испортить естественное очарование янтаря, не нарушить игру красок, не погасить медовые искорки, скрывающиеся внутри. Опытные мастера достигают невероятных результатов при работе с янтарем, лишь умело подмечая шлифовкой и оправой очарование солнечного камня.

Основной продукцией художников Калининградского обрабатывающего комбината являются ювелирные изделия - такие, как броши, запонки, зажимы для галстуов, браслеты, ожерелья, перстни и т. д. Янтарь обладает удивительной способностью сочетаться почти со всеми декоративными материалами: черным деревом, слоновой костью, эмалью, серебром, золотом, медью и даже драгоценными камнями. В работах прибалтийских мастеров янтарь играет ведущую роль, а остальные материалы лишь дополняют его, выполняя второстепенную роль.

Именно в работе с металлом проявляется мастерство художника. Янтарь одевают в ажурную филигранную оправу, кольчужное плетение, оксидированное серебро, выпиловку, гнутье, чеканку, гравировку, чернение, окаливание, блестящую полировку, эмалирование. Богато смотрится янтарь, декорированный зернью, которая придает выразительность и изысканность изделию.

Очень долгое время мастера спорили о том, сочетается ли янтарь с драгоценными металлами, в частности с золотом. Высказывались мнения о том, что золото своим величием затмевает янтарь, в некоторых работах камень действительно теряется, но в данном случае можно лишь посетовать на неопытность мастера, выполнившего изделие.

Изящная ажурная оправа, выполненная в филигранной технике, выгодно подчеркивает первозданную красоту янтаря. Тонкое искусство филиграни пришло в Россию из стран Востока и на нашей почве приобрело совсем новый оттенок.

Лучше всего с золотом сочетаются прозрачные янтари с красноватым оттенком, содержащие радужные блестки. Натуральные янтари такой расцветки встречаются в природе очень редко, но их в достатке получают в лабораторных условиях. Сделать янтарь прозрачным и получить искристые блестки можно в результате каления. При этом янтарь покрывается красной корочкой, а внутри него возникают искрящиеся веерообразные трещинки, напоминающие по форме рыбью чешую. Осветленный таким образом янтарь приобретает красивый вишневый оттенок.

Красивые изделия получаются с янтарем, имеющим инклюзии фрагментов растений или пузырьков воздуха.

Янтарь, отличающийся небольшой твердостью и разнообразием форм, нуждается в особом виде крепления в ювелирном изделии. Чаще всего для фиксации янтаря в оправе применяется свободная подвеска на «шиповых закрепах». При таком способе крепления шип-проволочка с загнутым кончиком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Это крепление выгодно подчеркивает красоту и выразительность камня.

Последнее время полированные цветные янтари неопределенных форм получают при помощи обкатки в специальных барабанах-окатышах. Из получаемых таким способом бусин создают бусы и ожерелья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

СТРАНЫ ОЛОВА И ЯНТАРЯ, ЗАГАДОЧНАЯ ЗЕМЛЯ ТУЛЕ (Северо-Западная Европа) Прежде чем рассказать о географических достижениях астронома и путешественника античности Пифея, следует сделать оговорку. Ведь речь идет об открытии европейцем… Западной Европы.Эти регионы были

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЛ) автора БСЭ

Из книги Тайны драгоценных камней автора Старцев Руслан Владимирович

Глава 7. Тайны янтаря А сейчас пришло время поговорить о загадочном, завораживающем янтаре. Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.Смолой веков, солнечным камнем,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Добыча янтаря Самый древний способ добычи янтаря - сбор кусочков, выброшенных морем на прибрежный песок. Были времена, когда для добычи янтаря приспособили сачок. Рыбаки во время шторма черпали этим сачком гонимый волнами янтарь.Особенно много янтаря добывалось во

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Виды янтаря и его имитация Известно несколько видов янтаря, свойства которых практически одинаковы. Наиболее известным является прибалтийский, так называемый сукцинит. Расцветка его варьируется от молочно-белого, медово-желтого до красновато-коричневого. Встречается

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Лечебные свойства янтаря Янтарь издревле применялся не только как украшение, но и как целебное средство. Информацию о янтаре как средстве лечения мы встречаем в трактатах древних ученых, к примеру Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает об использовании

Из книги 100 знаменитых изобретений автора Пристинский Владислав Леонидович

Обработка После распиловки куска малахита, которая производится обязательно перпендикулярно натечной структуре, отпиленные пластиночки разворачиваются по принципу гармошки - и в таких случаях полосы малахитового узора в двух соседних пластинках должны совпадать,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Где находится крупнейшее в мире месторождение янтаря? Крупнейшим в мире месторождением янтаря является Приморское (Пальмникенское), расположенное в Калининградской области РФ. В нем содержится около 80 процентов запасов российского янтаря. По разведанным запасам янтаря

Из книги Обучение действиям в оборонительном бою автора Серов Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заядлого охотника. 500 секретов мужского удовольствия автора Лучков Геннадий Борисович

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Обработка шкур Своеобразным и оригинальным трофеем являются коврики и покрывала из шкур диких животных. Качество шкуры во многом зависит от ее первоначальной обработки и дальнейшей выделки. Поэтому рекомендуется следовать советам бывалых охотников.Если отстрел

Из книги автора

10.4.2. Обработка ран Чаще всего поверхностные раны кровоточат не сильно. Поэтому помощь состоит в перевязке раны. Края ее смазываются антисептиком, следя за тем, чтобы он не попал в рану.Рана закрывается стерильной салфеткой и бинтуется. Если края раны сильно разошлись,

Обработка янтаря обычно включает в себя: обдирку, раскрой, формовку, шлифовку и полировку . Прежде чем браться за обработку камня, внимательно изучите его. В первую очередь следует выбрать прозрачные камни. Чтобы посмотреть, как материал будет смотреться в готовой работе, спилите с двух сторон камня тонкие ломтики. Отшлифовав их шкуркой, внимательно посмотрите на просвет. Прозрачные камни более гладкие, а мутные - с более волнистой фактурой. Определившись с тем, на что пойдёт янтарь, можно приступать к обработке.


Необработанный янтарь

Янтарь - материал не капризный, его легко можно обработать в домашних условиях без применения профессиональных инструментов. Плотность янтаря настолько мала, что он не тонет в морской воде. Благодаря низкой плотности, янтарь очень прост в обработке.
Первичная обработка

Первый этап обработки - обдирка.


Этот процесс производится посредством крупной шкурки, электроточила или обычного напильника. В результате выветривания на поверхности янтаря образуется корка-патина, её-то и требуется снять перед тем, как продолжить работать с камнем в домашних условиях. Начинайте этот процесс с прозрачной стороны. Янтарную пыль, образующуюся в процессе, не стоит бездумно выбрасывать, когда её наберётся достаточное количество, можно изготовить лак.


Цвет янтаря бывает от зеленого до чёрного

Заготовке необходимо придать форму, которую вы задумали. Этот этап называется формовкой янтаря. С помощью всё тех же инструментов придайте камню необходимую форму или силуэт, если это будущая фигурка.