Когда мужчина главный в семье. Консультация «Кто главный в семье

Разное

Когда люди начинают строить отношения, рано или поздно, возникает вопрос: «Кто главный в семье?». Одни считают, что главой семейных отношений должен быть мужчина. Другие утверждают, что это переизбытки прошлого и женщина тоже может возглавить семейное гнездышко. Чье же мнение на самом деле является правдой? Сейчас попробуем разобраться.

Мужчина всему голова?

С давних времен существует мнение, что мужчина должен быть хозяином. Это происходило, потому что он являлся добытчиком, а женщина работала дома по хозяйству. Она не имела права перечить мужу и должна была выполнять все, что он скажет.

В современном мире все далеко не так. Женщина в состоянии сама себя обеспечить и реализоваться в жизни. Если в семье мужчину воспитывали, как главу в его будущей жизни, то он будет стараться в отношениях перетянуть на себя азы правления. Вот с этого момента и начинаются конфликты с противоположным полом. Мужчина в таком случае должен поговорить со своей второй половиной и распределить обязанности.

Как же понять кто в семье главный: муж или жена?

Сейчас редко можно встретить семью, в которой конкретно будет главный человек. Есть несколько критериев, по которым можно определить первенство. Вот некоторые из них:
  1. влияние второй половинки на принятие решений (влияние может быть скрытое, открытое, использование нужных рычагов для принятия решения);
  2. последнее слово всегда за главой семьи (чтобы ни говорили, решение принимает лидер);
  3. распределение средств на необходимые нужды.
Если вы нашли себя в этих критериях, то можете назвать себя лидером в отношениях.

Какие существуют способы определить кто глава семьи?

В интернете, на различных ресурсах можно найти разные методы и способы понять кто главный. Некоторые из них сейчас рассмотрим.

Существуют доводы, что если в семье мужчины главой была мать, то он вырастает безвольным человеком и нуждается в заботе и опеке. Если в семье женщины главой был папа, то она привыкает подчиняться и с трудом может сама что-то решить.

Пальцы на ногах

Для начала снимите обувь и обратите внимание на ваши пальцы ног. Если второй пальчик длиннее первого, то можно смело говорить о главенстве в семье.

Собака в помощь

Если у вас есть общая собака, которая подчиняется одному из супругов, то можно смело говорить о лидерстве. Это происходит потому что, собаки умные существа и чувствуют многие вещи. Она с помощью запаха человека определяет, кто главный и слушается его.

Существует и такие семьи, в которых оба партнера главные. Часто в таких отношениях назревают конфликты. Это происходит, потому что никто не хочет уступать первенство друг другу. К сожалению, такие семьи или распадаются, или находят компромисс. Но все равно один будет подавлять другого. Поэтому счастливыми такую семью редко назовешь. Самое главное научится идти друг другу на уступки. Если это произойдет, то отношения можно сохранить и быть счастливыми людьми.

В этой статье были раскрыты моменты, которые так важны в нашей жизни. Строить отношения - это большой труд. Ведь препятствия могут ждать на каждом шагу. Чтобы их легко преодолевать нужно, быть не только сильными морально, но и быть партнером для своей второй половинки.

Это вопрос вопросов. Несекрет, что в современном обществе распад семьи стал обычным явлением. Семья - священна, во все времена так считалось и считается. Однако за последние годы она ослабевает. одной из причин этого мне видится в процессе эмансипации женщин. Женщина работает, зарабатывает на жизнь. Может быть из-за этого она уже мало считается с мужем. Может быть, если женщина зарабатывает деньги, так оно и должно быть? Но я так не считаю.

2013-07-15 12:00:07

Prosto4elovek отвечает:

, Главой семьи должен быть отец,который будет зарабатывать и содержать свою семью,будет не прилично если всё будет наоборот,мать будет работать содерживать семью,а отец будет сидеть дома и играть в компьютер.Также финансовые вопросы должен решать отец,а не дети и не мать.Почти все обязанности входят в отца,так как он же взял эту семью значит он должен её содержать,свозить всех в отпуск,но стремиться к какой то цели они должны все вместе.А мать должна,делать все по дому.кроме чего электрического,электричество тоже должен делать отец,так как он мужик и он должен в этом понимать.Так что по своему мнению я считаю что главным в семье должен быть,а также он должен следить за своими детьми которые ходят в школу,он должен проверять дневники и ходить на родительское собрание.Например к девочкам на родительское собрание большинство ходят мамы,а к мальчикам папы.В семье главным должен быть мужик!

2013-07-15 12:23:02

EvgenijMarkovich отвечает:

, По всем правилам, глава и опора семьи - муж и отец. Мужчины зарабатывают деньги, а женщины их тратят. Но это классика. Не каждой современной девушке это по вкусу. И не в каждой семье так устроено. Сейчас все чаще встречаются семьи, где жена становится добытчиком, у нее свой бизнес или высокооплачиваемая работа, в то время, когда муж прекрасно справляется с домашним хозяйством и детьми. Каждый должен выполнять ту функцию, которая ему удобнее и под силу. А в некоторых семьях, как у меня, например, муж зарабатывает деньги, помогает по дому, занимается сыном - помогает мне очень, а глобальные вопросы решаю я, женщина. Что как правильно сделать, куда поехать отдыхать, как провести свободное время, как сделать ремонт, как оформить документы. А так же полный контроль сложных ситуаций и решение проблем. Всегда, перед тем, как что то сделать и принять решение я обязательно советуюсь с мужем, если он против, я объясняю, почему этот выход самый наилучший. Он соглашается. Таким образом, выходит, что глава семьи - ГОЛОВА - я, а он думает, что он. И ничто не тревожит его мужскую гордость!

Материнские заметки

Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.

Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.

Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.

Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.

Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.

Дом возглавляет система ценностей семьи.

Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все

И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…

Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

Семья может быть даже раем: «...сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:

«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос» .

Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог

При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.

Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).

Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.

«В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога» , – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.

Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.

Отношения в семье – к Богу

В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.

Муж

Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:

«Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него» .

Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:

«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью» .

Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.

Жена

Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа» . Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:

«Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу» .

Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.

А если смотреть не на мужа, который вызывает , а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:

«Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…» .

Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…

Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.

Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?

Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.

И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в . А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?

Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…

Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней

Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.

Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом

Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!

В семье мы идем к Богу вместе. по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.

Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество

Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.

Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)... Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании» .

Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек» .

«С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей» , – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.

Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.

Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:

«Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели... а требуется еще (добродетель) другого» .

Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:

«Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына» .

Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.

Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.

Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:

«Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться» . .

У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.

Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.

Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:

«Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою» .

Вечно быть вместе, вечно быть с Богом

Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.

Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством... Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти... Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…

Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.

«Кто в доме хозяин — я или тараканы?» — так обычно шутит мужчина, которого жена пытается загнать под каблук.

И действительно: кто должен быть главный в семье? По идее муж: ну так принято, вроде, испокон веков. Но в последнее время верх над мужчинами пытаются взять их жены и командовать над всеми домочадцами. Ну что ж, порассуждаем на этот счет.

Семья — как государство

Давай представим себе, что семья — это маленькое государство, и еще не выбран его президент. Понятно, что «народ» — это дети и домашние животные. На главу претендуют жена и муж. Нужен неоспоримый лидер, потому что без выборов начнется анархия, развал и смута.

Ошибиться опасно! Плохой президент может накосячить с реформами, которые приведут к семейному кризису. «Народ», как и в обычном государстве, как всегда несведущ и наивен: кто вкусняшкой поманит, кто приголубит — тот и президент.

Иногда в политику семьи вмешиваются «влиятельные страны» — свекровь со свекром, теща с тестем и другая родня. Как показывает практика, это вмешательство чаще всего грозит войной. Поэтому от их советов лучше держаться подальше, или держать нейтралитет.

Так кто должен быть в итоге главой семьи — муж или жена? В молодой семье, пока диктуют правила «влиятельные страны», сначала ничего не понятно — каждый тянет одеяло на себя. Но с рождением детей и получением отдельного жилья обязательно надо определиться.

Как правильно выбрать «президента»

В маленькой семье не может быть много «министров», поэтому эту роль на себя берет мужчина или женщина. Ну или они распределяются пополам: по талантам и способностям, что гораздо правильней. Только как это сделать?

Кто отвечает за финансовый поток

Чаще всего это бывает мужчина и изредка женщина, но всё же за основу возьмем мужа. Без основного добытчика семья будет испытывать нужду.

Что может случиться, если его в чем-то ущемлять в правах или вообще выгнать из семьи:

    От недоверия он будет делать заначки и часто врать. А что еще остается делать? Должен же он чувствовать себя мужчиной.

    Если есть контроль над его заработком, то он будет искать способ подработки, о котором тоже умолчит.

    Если его выгонят из семьи, то он может скрываться даже от алиментов — и ищи свищи его тогда, выпутываясь из нищеты.

Особо алчные женщины гонят мужей на три работы, что негативно может сказаться на здоровье мужа. А результат может быть плачевный, в том числе и ударит по карману.

1 балл в пользу основного добытчика.




Кто отвечает за экономику

Далеко не всегда добытчик волен распоряжаться деньгами, которые он заработал. Чаще всего бывает, что муж приносит домой зарплату, а жена выгребает всё до копейки. Хорошо, если еще на карманные расходы мужу оставит.

Но суть не в том, у кого эти деньги. Важно, чтобы они были в тех руках, кто грамотно сможет распорядиться семейным бюджетом. А это значит:

  • вовремя оплачивает все текущие счета (кредиты, коммуналка, сад, школа);
  • рассчитывает сумму на продукты до следующей зарплаты;
  • следит за тем, у кого в семье реальная нужда в чем-то (например, в одежде);
  • по возможности откладывает на черный день;

То есть, «министр экономики» никак не может быть транжирой: отдавать последние деньги на безделушки и хватать ненужные кредиты. Такого мота надо немедленно и безапелляционно отправлять в отставку.

Еще 1 балл грамотному экономисту.




Кто отвечает за «внешнюю политику»

Он же — дипломат, он же — миротворец, он же — главный в отношениях с людьми вне семьи. Обязательно из супругов найдется тот, кто не любит или даже боится что-то «разруливать», вот и сваливает все на другого.

А делать надо многое:

  • улаживать конфликты с родственниками;
  • решать проблемы со всеми документами;
  • посещать родительские собрания;
  • договариваться с чиновниками;

Нервы мотаются, поэтому характер должен быть сильным. Плюс еще четко поставленный голос и хотя бы элементарное знание законов. Но при этом «дипломату» негоже быть крикливым и базарным, приветствуется вежливость, интеллигентность и «внутренний стержень».

Еще 1 балл вручается тому, кто отвечает за решение проблем в семье.




Кто отвечает за культуру

Нет, это не только праздники и планирование отпуска всей семьи, дело гораздо серьезнее. Воспитание детей и внутренний мир в семье — вот что важно. Доброе отношение к каждому домочадцу и сглаживание «острых углов» при конфликтах можно доверить только мудрому человеку.

Кстати, это далеко не всегда бывают женщины. Если женщина в семье истеричная и глупая, то эту роль на себя берет мужчина. Если, конечно, живя со стервой, у него выдерживают нервы. Но иногда мужья не уходят из семьи именно из-за того, что жаль детей. Ему по суду их не отдадут, а воспитываясь у истерички, они не получат должного воспитания.

Но если не все так сложно, то есть и другие приятные хлопоты:

  • совместный отдых с семьей и оформление праздников;
  • чтение книжек на ночь детям и грамотные ответы маленьким «почемучкам»;
  • прививание семейных ценностей и традиций.

Еще 1 балл тому, кто может ответить за культуру в семье.




Кто отвечает за хозяйство

Имеется ввиду внешний уют: чтобы дома было чисто, тепло, красиво, и на столе вкусно. Ну, конечно же, это будет делать женщина. Если, конечно, она не поменялась с мужчиной ролями: она вся в работе, а он на хозяйстве и сам воспитывает детей.

Не все семьи, правда, безупречные чистюли и педанты. Может, это где-то даже и хорошо: люди творчества, как правило, не обращают на внешний лоск особого внимания, но это их дело. Если есть в доме что перекусить, и тараканы по дому толпами не бегают — уже хорошо. Главное для них — это спокойствие в семье.

Еще 1 балл тому, кто в доме носится с тряпкой и вкусно готовит.




Подсчитываем баллы

И кто бы ни старался перекричать другого, что он без него ноль без палочки, то если счет не в его пользу, он явно лукавит. Поступление денег, их распределение, решение проблем внутри дома и за его пределами по силам только главе.

Иногда можно наблюдать за странными семьями, где «президентом» избирают ребенка. Точнее маленьким царем-узурпатором. Бабушки и дедушки с ног сбиваются, чтобы угодить чаду, родной отец с ним сюсюкается, а мама слезно умоляет скушать ложечку каши. А этот великовозрастный карапуз плюет в лицо этой кашей своей «свите».

Ребенок подрастает и диктует свои условия:

    Влезает в семейный бюджет, распоряжаясь в нем: какие сладости требуются вместо ужина и где купить ему куртку помоднее.

    Бьется в истерике, если что-то пошло не по его плану и требует извинений и полного ему повиновения.

    Решает сам — кто вхож в дом, куда двигать мебель, где провести выходные и можно ли ему ругаться матом.

Со стороны это выглядит отвратительно и с такими семьями мало кто хочет общаться. Но даже и это еще не страшно! Такой ребенок, когда повзрослеет, станет агрессивным по отношению к окружающему миру и людям. Ведь сюсюкаться с ним никто не будет, как было принято в его в семье!

Но еще абсурднее бывает, когда главой дома делают какое-то животное: кошечку или собачку. Можно еще простить эту слабость одинокой старушке, но ужасно, когда это происходит в больших семьях: «Тяпочка хочет спать на кроватке, ну пусть поспит, в мы себе на полу постелем». Дурдом!




Будь мудрой, даже если «президент» — это ты

Ты хочешь уважения к своей семье от окружающих? Тогда не вздумай никому говорить, что ты главенствуешь над мужем. Общество презирает мужчин-подкаблучников и женщин-командирш. Отношение от окружающих будет соответствующее: семейство тряпки и базарной тетки.

Женщина — добрый дух семьи. У мудрой женщины муж сам не заметит, как она хитро и умно руководит им, но при этом именно он носит корону. Поэтому даже если тебе досталось большинство баллов, то сделай так, чтобы твою семью уважали. А это еще один балл в твою пользу.

В первую очередь ему необходимо проникнуться идеей, что именно семья самое главное в его жизни, а только потом карьера, бизнес, любимое дело, друзья и увлечения. Ведь если семья для тебя не главное, то как ты можешь быть главным в семье?

Чтобы быть настоящим главой семьи, нужно быть настоящим мужчиной. Но далеко не все вкладывают в это понятие одинаковый смысл. Не раз приходилось наблюдать, как почетным званием «настоящий мужик» женщины награждали невзрачных (на первый взгляд!) и даже тщедушных мужчин. Это происходило, когда те совершали мужественный поступок, демонстрировали решительность и выдержку в критических ситуациях, чудеса профессионализма.

Многие считают, что понятие «настоящий мужик» включает в себя накачанные мускулы; умение «дать в морду»; грубоватые манеры; склонность к ненормативной лексике; небрежное, слегка высокомерное обращение с женщинами; приоритет мужской дружбы; акцент на своих мужских способностях; непременное наличие «мужских пороков» в виде курения, выпивки, ночных гулянок и т.п. Это система ценностей из переходного возраста, когда внешняя мужская атрибутика важна юношам для половой самоидентификации. В этот период основные усилия подростков направлены на то, чтобы казаться мужчинами. Смелость у них порой подменяется бравадой, уверенность в себе - хвастовством, а неумение организовать себя и добиться цели прикрывается «философией пофигизма».

Но все это слишком мелко для зрелой личности, основными критериями которой является развитие волевой и эмоциональной сфер. Мужчиной нужно быть, а не казаться им. Воля к самоорганизации и самодисциплине, воля к каждодневным маленьким победам над собой, умение обуздывать свои инстинкты и дурные наклонности, брать ответственность на себя - вот истинно мужские качества. Развивают их в себе далеко не все юноши. Именно поэтому встречаются мужчины-мальчики с сединой на висках. Сила духа куда важнее для настоящего мужчины, чем сила мускулов. Мужество проявляется в том, чтобы не бояться ответственности и не уходить от нее.

Настоящий мужчина никогда не будет тираном в семье. Унижают и подавляют женщин закомплексованные, слабые духом мужчины из тех, кто не смог самоутвердиться ни в профессиональной, ни в социальной сфере. Как и те, кто не может простить женщине, если она хоть в чем-то превосходит его - более образованна, умна, больше зарабатывает. Самое простое и примитивное - это самоутверждение по половому признаку. Недостойно и стыдно корчить из себя сильного, унижая того, кто слабее тебя. Или еще хуже - того, кто зависит от тебя. Или совсем отвратительно - того, кто тебя любит. Настоящий мужчина уверен в себе, благороден, великодушен и не мелочен, он не мучится сомнениями относительно своей ценности, в том числе и для семьи. Ему нет смысла повышать свою самооценку путем унижения окружающих.

Но в чем же сами мужчины видят свою роль в семье? Мы провели блиц-опрос в ближайшем мужском окружении, и большинство опрошенных ответили одинаково: «Материально обеспечить семью». Не спорим. Это очень важно, но невольно возникает ассоциация со старым анекдотом: «Мужчина - это самец плюс деньги». Многие мужчины в наше время чувствуют свою ущербность от того, что недостаточно (либо на их взгляд, либо по мнению их жен) обеспечивают семью. Но «недостаточно» - понятие неопределенное. Подобным комплексом неполноценности может страдать и учитель, и бизнесмен-миллионер. Дело не в количестве денег, а в наличии альтернативной системы ценностей, которая намного важнее достатка. Быть идеологом семьи, духовным лидером, уметь остановить женщину, а потом и детей в гонке за все большими материальными благами - это тоже обязанность главы семьи (конечно, мы не говорим о крайних вариантах, связанных с отказом семьи от элементарных жизненных потребностей).

Хороший муж обязан не только принести деньги в дом, но и выслушать жену, разделить ее заботы, одарить ее сопереживанием, сочувствием, вниманием к самым мелким тревогам и болям. Это не значит делать что-то вместо нее. Скорее всего, то, что лежит в сфере сугубо женских обязанностей, она сделает потом сама. Но причастность мужа к важным для женщины вопросам повышает ее самооценку, поддерживает в ней уверенность в важности ее роли в семье, придает сил сражаться с рутиной и серыми буднями. Мужчины! Неважно, как часто у вас появляется возможность уделить внимание вашей супруге. Это может быть всего пара часов в неделю. Но если женщина знает, что при первой же возможности вы постараетесь уделить ей настоящее, а не формальное внимание, что ваша душа отзовется на ее радости и печали, она будет терпеливо ждать. Ведь жажда переносится куда легче, если знаешь, что идешь к роднику душевного общения. Но она невыносима, если уверен, что находишься в эмоциональной пустыне.

Семья как смысл жизни - не мелковато ли для мужчины, которому предопределено играть в обществе главную роль? Ничуть. Хороший семьянин будет хорошим учителем, так как ему не чужды идеалы; ответственным политиком, потому что мечтает о том, чтобы его дети жили в цивилизованном государстве; отважным воином, ибо ему есть кого защищать. Для настоящего мужчины семья - своеобразный плацдарм, аэродром для духовного и социального взлета к созидательной деятельности.