Конспект нод с использованием триз круги венна. Конспект нод в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики триз «путешествие в страну сказок

Разное

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие;

Социально – коммуникативное развитие;

Художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи

Образовательные: Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия, глаголы) .

Материал к НОД: мяч, «Волшебный сундучок», - в нем Колобок. Карточки-схемы к сказке «Колобок», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше) .

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная) .

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

I этап. Организационный

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в лес. Но наш лес не обычный – он волшебный. И жители этого леса тоже не обычные, а сказочные звери, они приготовили для нас много интересных заданий и сюрпризов. Но прежде, послушайте загадку:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)

Воспитатель: Правильно, осень. А это значит, что мы с вами отправимся в осенний лес! А чем отличается осенний лес от летнего? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно в осеннем лесу на деревьях много разноцветных листочков: зеленых, красных, желты. Вот и мы с вами сейчас давайте поиграем с осенними листочками.

1 . Игра "Осень в гости к нам пришла”…

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

Осень дождь нам принесла. Как капельки стучат? (поочередно ударять

пальцами по ладошке)

Лес, лесок стоит богат, угощает всех ребят:

Девчонок – земляникой, черникой,

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

II этап. Мотивационный

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Вы любите сказки? А вы знаете их? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм») .

Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Кто съел козлят?

Кто пришел в гости к медведям?

В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

Что выросла «Большая – пребольшая»?

Что случилось с ледяной избушкой?

В какой сказке кот спасал петушка?

Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Смотрите ребята, сказочный, « чудесный мешочек »!

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок "чудесный мешочек”.

Послушайте, что он говорит:

Я мешочек не простой

Я мешок – с секретом,

Как узнаешь, что во мне-

Расскажи об этом.

2. Игра "чудесный мешочек”.

Что лежит в нашем мешочке, нам помогут узнать наши помощники.

Назовите их: руки, уши, нос, глаза, язык.

(выставляются картинки).

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там.

Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок) .

Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка) .

Это кто? (Колобок)

А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный) .

А что еще бывает такое же? (метод анализа) .

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

Что случилось с Колобком? (ответы детей) .

Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из « чудесного мешочка » листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Колобок»)

А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая) .

А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый) .

А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий) .

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

Что это? (рукавичка)

А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная) .

А из чего она сделана? (из ниток, из ткани) .

А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .

Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .

А кто жил в рукавичке?

Почему они там жили?

Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

Воспитатель спрашивает у ребенка:

Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного) . Молодцы, ребята, ну а теперь мы немножко отдохнем!

5. Физкультминутка.

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе сделайте вот так:

Раз - мы встали, распрямились,

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место быстро сесть.

6. Воспитатель достает из« чудесного мешочка » иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый) .

А какая была мама Коза? (добрая, заботливая) .

А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних) .

7. Дидактическая игра «Кто чем будет».

Воспитатель достает из « чудесного мешочка»:

Дощечка - стол, стул, теремок…

Яйцо – цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек - шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена - цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из « чудесного мешочка » зайчика - он плачет.

Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома) .

А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

А как можно развеселить зайчика? (ответы детей) .

IV этап. Рефлексивный

Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты) .

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку) .

Мозговая Валентина Владимировна
МБДОУ детский сад №40 "Пчелка", п.Щепкин
воспитатель

Конспект НОД по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ

в старшей группе

Тема: «Спасти заколдованную принцессу»

СКАЧАТЬ (презентация)

Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.

Ход занятия:

На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.

В.: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка - это неживой предмет.

Игра «Данетка»

Д: Это книга?

В.: Нет

Д: Это игрушка?

В. : Да

Д.: Может кукла?

В. : Нет.

Варианты ответов детей…

Д: Это домик?

В.: Да

Воспитатель снимает ткань.

В.: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.

В.: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.

Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»

В.: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?

Д.: Да.

В.: Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:

Кто пугливей всех зверей?

Уши у кого - длинней?

В огороде ест морковку и капустную листву,

удирать умеет ловко,

Если встретит вдруг лису...

Сильно глазками косит,

всех боится и дрожит...

Д.: Заяц

В.: Правильно. Молодцы ребята. Как в сказках называют зайца? (косой, трусишка, зайка-попрыгайка) А теперь давайте попытаемся описать зайку. Что вы можете сказать о его шерстке? (мягкая, пушистая, серая). Расскажите мне о хвосте зайца? (короткий, мягкий, пушистый). А что можно сказать о характере зайца? Какой он в сказках? (трусливый)

Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.

В.: Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.

В.: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.

Обсуждение с детьми противоречий в погоде

В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)
В. : А что плохого в дожде?
Д.: Можно заболеть

В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …

В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

В.: Как мы можем помочь зайцу?

Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.

В.: Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?

Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.

В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.

В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.

В. : А, что у нас еще есть в сундучке? плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что здесь изображенно.

В: А какие сказки перепутались? Назовите их.

В : Верно. А что перепутано на картине?

В.: Вот и еще одно окошко открылось. А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слово наоборот»

— Весёлый — грустный,

— добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

Старый — молодой,

Сильный — слабый,

Здоровый — больной,

Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Могучий — слабый,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

В: Молодцы, теперь посмотрите на доску - «тени» сказочных персонажей, нам необходимо их разгадать.
Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

В: Всех героев вы узнали молодцы.

Физминутка «Волшебные растения»

Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел бы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т.д).

В : Молодцы! Возвращаемся на свои стулья.

В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.

Д.: Хорошее.

В.: Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и т.д.)

В.: Посмотрите, еще одно окошко открылось.

В.: Что у нас еще осталось в сундучке.

А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.

Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

Не Желтая, а Красная

Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

Да нет же, не папа, а мама.

Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.

Не площадь, а лес.

И встретила она медведя.

Не медведя, а волка.

В.: Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.

Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта(Золушка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Айболит

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке.

(Колобок.)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же девочку ту звали?(Снегурочка)

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку.... (Яга)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? — Вот вопрос.(Буратино)

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)

В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней. Принцесса очень благодарна вам за помощь, за старание, за любовь к русским народным сказкам и дарит вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще!

НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной непосредственной образовательной деятельностью является развитие умения старших дошкольников составлять фантазийные рассказы по сюжетной картине. При проведении НОД используются технологии ТРИЗ и ИКТ.

Задачи:
Обучающие

  • Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.

Развивающие

  • Способствовать активизации словаря детей на тему «Весна».
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Развивать эстетические чувства, способность анализировать, устанавливать связи между предметами.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитывающие

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, динамической паузы, загадок о весенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы о весне; знакомство с технологией ТРИЗ.

Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседа, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (презентация, демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);
Игровой (игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Объедини-ка», «Слушай-ка - Чувствуй-ка», «Верные помощники - органы чувств»).

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, экран, презентация, видеоклип, фланелеграф, сюжетная картина, костюм скворца, костюм волшебника, волшебная палочка, бумажные круги, фломастеры, столы, атрибуты к игре «Верные помощники - органы чувств», «весенняя музыка».

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.

ХОД НОД
Организационный момент
(Звучит «весенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)
В круг скорее соберемся,
А потом все разойдемся,
Снова быстро соберемся -
Крепко за руки возьмемся,
Вместе мы и ты, и я,
Распрекрасные друзья!
Улыбнусь тебе в ответ,
Шлю горячий свой привет!
Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете какое сейчас время года:
Это чудо - время года,
Когда просыпается наша природа,
Даже дедушка медведь,
Начинает громко петь,
В небе птичья трель звучит,
И ручей в лесу журчит.
Дети: Весна.

Воспитатель: Верно. Присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним весенние признаки (Ответы детей).
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у весны?
Дети: Три.

Воспитатель: Назовите их.
(Дети называют весенние месяцы. На экране появляется весенняя картина)

Слайд 2
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? А какой месяц? Почему?
(Ответы и объяснения детей)
Слышится громкий плачь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет...
(Слышится громкий плач, выходит скворец).
Воспитатель: Здравствуй скворушка, что с тобой случилось, может быть, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Скворец: Я потерялся и не знаю, как мне попасть домой. (Замечает картину на экране) Ой, а вот и мой дом - скворечник. На веточках дерева сидят мои друзья. Как я по ним соскучился (плачет).

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь скворцу?
(Предположения детей. Решают обратиться за помощью к волшебнику.)
Воспитатель: Давайте его позовем. Для этого нужно произнести заклинание:Крибле, крабле, бумс!- 3 раза (сначала тихо, а потом все громче).
Волшебник: Кто меня побеспокоил? Что за переполох?
Воспитатель: Беда случилась, нам очень нужна твоя помощь?
Волшебник: Что за беда - то такая?
Скворец: Я потерялся. Мой дом нарисован на картине. Сможешь ли ты помочь мне вернуться к моим друзьям?
Волшебник: Задача, конечно трудная, одному мне не справиться...как же быть? Где помощников искать?
Воспитатель: А какие помощники тебе нужны?
Волшебник: Умные, смелые, ловкие, умелые. Есть среди вас такие?
Дети: Да
Воспитатель: А что же нужно делать?
Волшебник: Нужно оживить картину, тогда скворец сможет вернуться домой. Готовы?
Дети: Да.
Волшебник: Сейчас проверим. Я буду показывать движения, которые вы должны будите повторять, при этом буду вас путать, называя другие действия, будьте внимательны! Кто не ошибется, тот и будет моим помощником!

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Волшебник: Ребята, какие же вы молодцы, справились с этим трудным заданием! Беру вас себе в помощники!
А вот и первое задание.

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту,
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз.
Дети: Мальчик, дом, труба, молоток, гвоздь, скворец, скворечник, кот, береза и др.
(Иллюстрации, с названными ребятами предметами, воспитатель выставляет на фланелеграф)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам описать каждый предмет, ответив на вопрос: «Какой? (какая?, какое?)»

Игра «Скажи, какой?»
(Дети по очереди описывают один из объектов).
Волшебник: Ребята, какие вы молодцы! Без вашей помощи я бы не справился! Вы разобрали нашу весеннюю картину на отдельные объекты,
рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их.

Игра «Объедини-ка»
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картину и проверьте, все ли объекты мы соединили.
Скворец: Ребята, вы хорошо потрудились, смогли объединить все элементы картины друг с другом, составили замечательные предложения, значит, скороя смогу вернуться домой и встретиться со своими друзьями.
Игра «Слушай-ка - Чувствуй-ка»
Волшебник: Не торопись, скворушка, сначала я помогу детям попасть в картину, и мы оживим ее, а для этого поиграем в игру «Слушай-ка -Чувствуй-ка».
Скажите, пожалуйста, какие органы чувств помогают нам познавать мир?

Слайд 3
Дети:
- Орган зрения - глаза (помогают увидеть предметы);
- Орган обоняния - нос, (узнает запахи);
- Орган вкуса - язык (узнает вкус),
- Орган осязания - кожа (помогает узнавать предметы на ощупь);
- Орган слуха - уши, (помогают слышать звуки).
Волшебник: Правильно. Вы готовы оказаться в картине?
Дети: Да.
Волшебник: Закройте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание.)
Воспитатель: Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза)Какое яркое, весеннее солнышко нас здесь встречает. Давайте поиграем с ним.

Физкультминутка(под музыкальное сопровождение)
Солнышко, солнышко,
Выйди на лужок,
Солнышко, солнышко,
Встанем мы в кружок.
Солнышко, солнышко,
Лучик протяни
Солнышко, солнышко,
Деток обними.
Прыгни лучик на ладошку,
Поиграй со мной немножко,
Лучик бегал и скакал
С нами весело играл
Скажем солнышку «Спасибо!» -за его тепло
И пойдем по свету прославлять его!

Волшебник: Как весело играть с солнышком, но мы попали в картину для того, чтобы помочь скворцу.
Воспитатель: Верно. Ребята, закройте глаза. Вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.

Игра «Верные помощники - органы чувств»
Волшебник: Открывайте глаза. Органы чувств - наши верные помощники. У меня в руках картинки с изображением уха, рук, носа. Сейчас тот на кого укажет моя волшебная палочка подойдет ко мне и выберет одну из картинок. А затем расскажет, что он слышит или чувствует.
Воспитатель: Начинать предложения нужно со слов:
Я слышу...(ухо).
Когда я трогаю руками...(рука).
Я чувствую запах...(нос).
(Ответы детей)
Волшебник: Картину мы оживили, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание)
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в группе. Волшебник, нам так и не удалось помочь скворцу...
Волшебник: Наберитесь терпения, друзья мои. Нам предстоит очень ответственное задание! Нужно составить рассказы от лица объектов находящихся на картине. На экране появляются объекты картины (береза, кот, скворечник, скворец).

(Дети составляют рассказы 4-5 чел.) Слайды 4-8
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все постарались и у вас получились интересные, не похожие друг на друга рассказы.
Волшебник: Дети,посмотрите, а скворушка - то вернулся в картину и машет нам оттуда своим крылом.

Слайды 9-11
Спасибо вам за то, что не оставили скворца в беде.
Воспитатель: Спасибо и тебе добрый волшебник, за то, что помог нам.
Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.
(Работа детей под музыку)
Волшебник: Вижу, что настроение у вас у всех отличное. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте подарим свое хорошее настроение доброму
Волшебнику и попрощаемся с ним.
Дети: До свидания.


Полный текст материала НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Ольга Мамаева
Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ.

Цель : развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность.

Ход и приемы руководства:

1 часть –

Ребята, как приятно здороваться. Желать друг другу здоровья, доброго утра. Давайте мы еще раз поприветствуем друг друга и поздороваемся со всем, что нас окружает.

«Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй утро, Здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

Давайте подарим друг другу добрую улыбку.

Дети, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вас пригласить в сказку. Хотите?

Мы с вами будем добрыми сказочниками. Согласны? Но эта сказка будет необычная. В нашей сказке нам встретятся разные герои, которые просят нас о помощи в выполнении задания. Поможем? А что же это за герои вы должны догадаться, разгадав загадки.

Загадка : Он носом в землю постучит, взмахнет крылом и закричит (петух)

Игра : «Назови часть предмета или явления» (дом,машина, часы, зима, улица)

Загадка : С хозяином дружит, дом сторожит (собака)

Игра : «Кем или чем был раньше?» (цыпленок, корова, рыба, бабочка, хлеб, платье, дом)

Загадка : Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (медведь)

Игра : «Хорошо-плохо» (зима, лето, сладости)

Загадка : Зимой беленький, а летом серенький (заяц)

Физминутка

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках потянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

Загадка : Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает (корова)

Задание- расколдуй геометрическую фигуру, чтобы она стала похожа на какой-нибудь предмет (нарисован круг, нужно дорисовать; так же квадрат и треугольник) .

Задание- собери целое из предложенных геометрических фигур (например : дом, машина, ракета) .

3 часть – Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, которые нам предложили петух, собака, корова, медведь, заяц. Они вас благодарят за помощь.

Какие задания вам больше понравились и почему?

Публикации по теме:

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Интегрированная НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ Задачи: 1. Образовательные: Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, правильно использовать в речи грамматические.

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе «Наш друг - домовенок» Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ технологии в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима»(решение задач.

Конспект НОД в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Солнышко и дождик» Подготовила и провела Воробьева Марина Валерьевна Москва Цель: выполнять пальчиковые упражнения по подражанию, играть вместе со сверстниками.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Тамара Евсеенко
Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Одежда»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей № 109

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с использованием технологии ТРИЗ

«Одежда »

старшая группа

Разработала : Евсеенко Тамара Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории МДОУ детский сад № 109

г. Комсомольск-на-Амуре

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе .

Тема : «Одежда »

Цель : Дети узнают, какие бывают ткани для изготовления одежды с учетом времени года, их свойства. Классифицируют одежду по сезону , по половому признаку и по назначению.

Программные задачи :

1. Расширять и систематизировать знания об одежде : видах одежды , тканях, из которых шьют одежду . Обогащать активный словарь детей за счет слов, обозначающих виды одежды , название тканей.

2. Развивать речь, умение анализировать, делать выводы в процессе

исследования тканей для изготовления одежды по сезону : драп, меховая ткань используется для пошива одежды для зимы , из плащевой ткани шьют демисезонную одежду , т. к. она не промокает. Летнюю одежду шьют из легкой , тонкой ткани. Развивать умение доказать и объяснить в процессе игры «Хорошо, плохо» .

3. Воспитывать внимание, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

Предварительная работа : рассматривание разных видов тканей, одежды ; дидактические игры «Узнай и назови одежду по части » , «Подбери ткань к одежде » , чтение и заучивание стихотворений об одежде , загадывание загадок об одежде ; сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды » . Чтение «Как ткани ткут и нитки прядут» М. Константиновского .

Методические приемы : беседа, вопросы проблемного характера. Д/и : «В какое время года одевать одежду » , «Что лишнее» , «Чем похожи, чем отличаются» . Игры ТРИЗ «Хорошо- плохо» , «Да – нет» . Прием фантазирования; экспериментирование, чтение стихов.

Материал : Сундучок с лоскутками ткани, бумажные салфетки, стаканчики для экспериментирования, вода. Магнитная доска, бумажная кукла, иллюстрации разной одежды для куклы . Картинки одежды по временам года , по половому признаку, символы времени года. Мультимедиа, презентация : «Какая бывает одежда

Словарная работа : демисезонная одежда , плащевая ткань- «болонья» .

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, посмотрите какой у меня в руках красивый сундучок. Хотите узнать, что в нем лежит? Давайте поиграем в игру «Да – нет» , и вы отгадаете, что там лежит. (Игра «Да – нет» )

II.Основная часть.

1) Воспитатель : Посмотрите, что здесь? Кусочки ткани! Ещё их можно назвать лоскутки ткани. (Выкладывает на стол) . Возьмите себе любой лоскуток ткани.

Рассмотрите ткань, расскажите о ней : какая она, что из нее можно сшить. Воспитатель : У меня ткань тонкая, холодная на ощупь, зеленого цвета, это – шелк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку.

Дети определяют и называют ткани и что из них можно сшить. (Ситец, лен, шелк, драп, кожа, плащевая ткань : «болонья» ; мех). -Чем ткани отличаются друг от друга? Ткани отличаются друг от друга : по цвету, по фактуре (на ощупь : тонкая, толстая, ворсистая, гладкая) ; по весу (легче – шелк, тяжелее – драп) . - Встаньте радом, у кого одинаковая ткань. Дети находят себе пару.

А теперь представьте, что пошел дождь. Воспитатель предлагает каждой паре детей провести опыт : подложить под один из своих лоскутков ткани бумажную салфетку и налить сверху на ткань воды, второй лежит рядом. Дети выполняют задание воспитателя и делают выводы. Если одежда из ситца , то человек под дождем промокнет, из шелка, тоже. – Какую нужно взять ткань, чтобы человек остался сухим? Да, плащевую ткань, кожу. Какую одежду шьют из этой ткани , почему? Вода не может промочить плащевую ткань и кожу. – А что случилось с остальными лоскутками? Дети : Они намокли.

В какое время года мы носим куртку, плащ, накидку от дождя, ветровку? (осенью или весной) . Воспитатель : весной и осенью мы носим одинаковую верхнюю одежду . Ее еще называют демисезонной, т. е. эту одежду носят весной и осенью. А, какие времена года вы еще знаете? (зима, лето) . У меня на столе лежат символы времен года : снежинка – зима, солнышко – лето, лист (одна сторона зеленая, другая оранжевая) - весна, осень. Разложите ткань к символам по временам года. Давайте посмотрим правильно ли вы выполнили задание? Какая ткань? Подходит ли она к этому времени года? Как можно назвать одежду , сшитую из этой ткани? Летняя, зимняя, демисезонная. 2) Воспитатель показывает детям картинки и предлагает назвать виды одежды (зимняя, летняя, демисезонная; мужская, женская, детская) .

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением одежды и предлагает детям разложить одежду к тканям по сезону .

3) Воспитатель : Ребята, хотите узнать, какая еще бывает одежда ? Показ презентации : «Виды одежды » . Дети знакомятся с другими видами одежды : одежда для дома , одежда для спорта . - Но существует еще и специальная одежда – показ одежды по профессиям . - Кто это? - ПОЖАРНЫЙ, ПОВАР. Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда ? От чего она защищает? Это спецодежда , она защищает от огня, не горит. -Зачем повару для работы нужен халат? Он работает с продуктами и чтобы не запачкать свою одежду , чтобы микробы не попали на продукты, надевает халат. Колпак? Чтобы волосы не попали в пищу. Дети называют профессии и рассказывают о том, почему, например, у водолаза такая одежда .

4) Воспитатель приглашает детей к магнитной доске. На доске - бумажная кукла и разные виды одежды .

Воспитатель :

Посмотрите, что за чудо, Мы на сказочном балу, Сколько платьев, брюк и шубок - Описать я не могу. Воспитатель : Кукла Таня – модница. У нее много нарядов. Ребята, скажите, хорошо, когда много одежды ? Дети выясняют, что хорошего в том, что много одежды . (Нарядные платья нужно для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник; теплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице – зимой в шубке, осенью – в пальто). Уточняют, что хорошо иметь много одежды , можно быть всегда модной, нарядной; в разную погоду одеваться по - разному; если не так часто носить одну и ту же вещь, она долго сохранится. Воспитатель : Скажите ребята, а что плохого в том, когда много одежды ? Плохо - много денег тратится на покупку одежды ; ее негде хранить, она занимает много места; из нее быстро вырастаешь. - Вот мы с вами узнали, что много одежды иметь – это и хорошо, и плохо.

III. Заключительная часть.

Воспитатель : Ребята, хотите стать модельерами и придумать свою, интересную одежду для кукол . Из чего ее можно изготовить? (из ткани, из бумаги, фольги, из фантиков, из цветов, из ваты и т. д.) У куклы Тани много друзей. Как вы думаете, они будут рады обновкам? В свободное время вы можете это сделать.