Кризис от рождения до года. Календарь возрастных кризисов развития ребенка до года

Разное

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1. «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2. Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3. Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям , обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4. Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение , особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам . Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1. Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2. Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться. Движение – это всегда развитие.

3. Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи , которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.» ), так и на улиц е. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4. Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?» . С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5. Старайтесь понять его все просьбы , и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6. Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7. Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее, то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8. Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9. Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его , говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним - и сейчас и в будущем.

К концу первого года жизни малыша многие родители сталкиваются с новыми проблемами. Ребенок научился ходить и решил самостоятельно освоить до сих пор неизведанный мир. Родители просто не успевают за его желаниями попробовать все на ощупь, залезть в каждую тумбочку, перевернуть содержимое шкафов. Ведь для него это все новое, интересное, притягательное. Молодые мамы и папы начинают переживать за ребенка, ведь самостоятельность может быть опасной.

Острые предметы, дверные щели, горячие кастрюли, и это еще не полный список того, что может навредить их чаду. И поэтому каждый запрет либо отказ воспринимается малышом агрессивно. Ведь он сам хочет быть независимым, управлять взрослыми. Когда на пути к самостоятельности он встречает ограничения, то его реакция может закончиться истерикой. Если вы столкнулись с таким поведением крохи - наберитесь терпения. Потому что это кризисный период первого года ребенка. Для родителей это этап непонятных перемен настроения малыша, а для самого ребенка это очень важное событие в жизни, которое наступает после младенческого возраста.

Причины кризиса 1 года

Кризис - это необходимая фаза развития малыша. Этот период очень часто сопровождается капризами, упрямством, непослушанием. Основными причинами такого поведения можно обозначить умение самостоятельно ходить, разговаривать, развиваться с помощью дополнительных предметов.

Ребенок уже понимает, что он отличается от взрослых. Каждый раз, сталкиваясь с чем-то новым, он хочет это потрогать, освоить, рассмотреть. И когда у него что-то не выходит, он начинает с помощью капризов добиваться своей цели.

Годовалый малыш хотя и начал осваивать азы речи, но он еще не умеет толком объяснить родителям, чего хочет. И каждый запрет вызывает еще большее упорство и истерики. Родители, которые сталкиваются с непонятным поведением чада, думают, что ребенок просто-напросто разбалован, и начинают ограничивать его самостоятельность еще больше. А кризисный этап очень важен для становления ребенка как личности. И капризное поведение - это всего лишь требование самостоятельности.

Капризы ребенка в год

В один момент ребенок из лапочки может превратиться в несносное дитя. Родители просто не знают, как найти подход к малышу в таких ситуациях. Потому что настроение годовалого любимца настолько часто меняется: то он плачет и упрямится, то он переключает свое внимание и находит новое интересное занятие.

Истерики, плачь, даже иногда драки и кусания - и никакие меры не помогают повлиять на чадо. Многие родители опускают руки и начинают применять физическое наказание и крик. Но даже такие методы не помогают. Как же поступить в этом случае? Вот некоторые советы, которые помогут родителям пережить кризис 1 года.

С самого рождения существует неразрывная связь между мамой и малышом, как на физическом, так и на психологическом уровне. Младенец во многом зависит от взрослых, о каждом дискомфорте сообщает с помощью плача. Мама, папа, бабушки и дедушки тут же проявляют внимание и заботу. Но, сделав первые шаги самостоятельно, он начинает осознавать, что и сам может достигнуть желаемой цели. И мир для него становится таким большим и необъятным, что карапуз стремится как можно быстрее его изучить.

Очень часто малыш не может отпустить маму или папу надолго от себя. Когда вас нет рядом, то он спокойно играется своими игрушками, но как только он замечает ваше присутствие, требование внимания растет с каждой минутой. И если он не получает нужной заботы, то капризы вам гарантированы. Вы должны понимать, что за время вашего отсутствия дитя успело просто соскучиться по вас. И если вы проявите к нему нужную заботу, то он поймет, что вы никуда не исчезнете, и сам захочет свободы.

Что касается любопытства юного исследователя, то запрещенные предметы для него становятся просто одержимой целью. Он наперекор родителям хочет абсолютно все перетрогать своими маленькими ручками. Чтобы малыш при обследовании не навредил сам себе, позаботьтесь о его безопасности и уберите с поля зрения все опасные предметы. А чтобы интерес узнавать что-то новое не пропал, принимайте активное участие в таком важном для него деле.

Очень часто кроха начинает показывать характер в самых обыденных делах: кормлении, купании, одевании либо раздевании. Просто ваш карапуз хочет быть самостоятельным, но у него еще в полной мере это не получается. И так он проявляет свою личность. Но ничего страшного в этом нет, просто нужно на положительных примерах объяснять ему ваши действия.

Проявляйте терпение к вашему малышу во время капризов, переменчивого настроения, упрямства. Так он хочет заявить всему миру, и в первую очередь вам, о своей самостоятельности.

Кризис первого года жизни ребенка: Выготский

Известный психолог Лев Семенович Выготский считал, что кризис 1 года связан с появлением автономной речи у ребенка. Она является переходной ступенью между пассивной и активной речью. С появления детского говора меняется отношение к окружающей среде. Изменения биоритма не совпадают с развитием речи у малыша, и поэтому он не может контролировать свое поведение.

До годовалого возраста мама и папа были для ребенка единственным центром восприятия. Но с развитием речи ребенок переключает свое внимание и на окружающие предметы. Когда его внимание не удовлетворено, карапуз начинает эмоционально реагировать: плачет, капризничает, упорствует. И кризис в этот период характеризуется обратным развитием. То есть неумение полностью выразить словесно свои действия и побуждения провоцирует его эмоциональное поведение. При таком поведении нарушаются и все биоритмы организма ребенка: время сна и бодрствования, приема пищи. Но такой период нельзя назвать острым.

Кризис 1 года: Комаровский

Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский призывает родителей, которые столкнулись с кризисом первого года жизни своего ребенка, научиться понимать свое чадо. И чтобы за ребенком не закрепилось слово «непослушный», родителям нужно принимать меры именно в годовалом возрасте.

Доктор Комаровский советует как можно меньше употреблять слово «нельзя», но при этом ребенок сам должен знать, что это опасно для него. Для этого нужно создать систему запретов и наказаний, и не отходить от нее ни в коем случае.

Педиатр акцентирует внимание на поощрении: ребенку необходимо знать, что он сделал что-то хорошее, и родители оценили это.

Как преодолеть кризис первого года жизни ребенка

Чтобы преодолеть трудный, и в то же время важный период в жизни ребенка, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Создайте все необходимые условия для полноценного развития ребенка.
  2. Придерживайтесь привычного режима дня.
  3. Позаботьтесь о безопасности малыша, уберите все предметы, которые могут принести вред.
  4. Старайтесь не ограничивать его самостоятельность в обыденных делах.
  5. Поощряйте результаты действий.
  6. Проявите усилия для того, чтобы понять все просьбы вашего чада.
  7. Не применяйте физическую силу в целях воспитания.
  8. Определитесь с правилами запретов, чтобы ребенок в будущем знал, что можно, а что нельзя.
  9. Проявляйте уважение к малышу как к личности.
  10. Не ограничивайте себя в проявлении нежности и заботы, которые так необходимы вашим детям даже в период первых попыток демонстрации своей самостоятельности.

Специально для - Марина Амиран

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со . Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышущихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

«Визитной карточкой» такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, «с характером». Малышу «с характером» приходится даже гораздо труднее, чем «спокойному». И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в «критические» периоды ему нужна «экстрапорция». Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращается к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возраста были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему «открыть» то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Возможно ребёнок сильнее «липнет».

Примерно на этой неделе ожидается «штурмовое» время.

У вашего ребёнка сейчас сравнительно спокойное время.

На этой неделе вполне возможно, что ваш ребёнок проявит себя с «солнечной» стороны.

Если ваш ребёнок в районе 29-30 недели ведёт себя хуже, то это не обязательно знак для очередного скачка в развитии. Ваш ребёнок обнаружил, что мама может уйти и оставить его. Как ни странно, но и это шаг в развитии. Так ребёнок учится понимать, что такое расстояние.

5-я неделя (4-5 недели)

8-я неделя (7-9) Мир «узоров»

12-я неделя (11-12) Мир «плавных переходов»

19-я неделя (18-20, но! уже между 14 и 17 неделями начинает расти напряг) Мир событий

26-я неделя (25-27 опять но: хуже становится уже между 22 и 26 неделями) Мир «взаимосвязей»

37-я неделя (36-40. «но» можно не повторять:) 32-37 пошло ухудшение) Мир «категорий»

46-я неделя (44-48. но начаться может и между 40-44 неделями) Мир «последовательностей»

55-я неделя (54-56, но у некоторых начиная и с 51) Мир «программ»

Расшифровка кризисов и советы по поведению мамы (не влазит по объему в запись)

персональный календарь малыша

– переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи. Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.

Общие сведения

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно. Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет. Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой .

Причины кризиса первого года жизни

Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями. С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется. Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.

Патогенез

Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС. До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию. Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый). Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Симптомы кризиса первого года жизни

Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску. Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами. При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.

Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался. Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам. Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания. Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.

Осложнения

Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями. Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания. Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.

Диагностика

Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога , врача-психиатра . Диагностика проводится клиническими методами. Используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
  • Наблюдение . Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.

Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации. Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис. Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:

  • Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

Прогноз

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности. Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием. Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Кризис первого года жизни имеет определенные симптомы, которые ни с чем не спутать. Он неизбежен, у любого ребенка рано или поздно он начнется в той или иной степени.

Основные симптомы кризиса:

  1. Ребенок становится настолько самостоятельным, что отказывается от любой помощи взрослого, он пытается все сделать сам, хотя порой это невозможно (сам пытается одеться, но не может, сам пробует двигать мебель, нести тяжелый пакет и т.д).
  2. Ситуация, которая раньше не вызывала у ребенка негативных эмоций, вдруг может явиться причиной истерики и дикого плача (возвращение домой после прогулки, дневной сон).
  3. Некоторые умения, который ребенок получил в период первого года жизни, внезапно могут исчезнуть (есть ложкой, садиться на горшок).
  4. Любой запрет может вызвать плач, эмоции, которые могут негативно сказаться на детской психике.
  5. Те действия, которые ребенок раньше выполнял без затруднений, сейчас могут вызвать большое нежелание это делать, он будет демонстративно показывать свое отношение к подобным ситуациям.
  6. На фоне беспокойства ребенка, может нарушиться сон и состояние здоровья.
  7. Как справиться с кризисом одного года

    Самое главное для родителей в этот период – понимать, что кризис является абсолютно нормальным явлением в развитии малыша , он проявляется по-разному, но у каждого малыша.

    Никогда не вините себя в том, что ребенок плачет, капризничает, нервничает.

    Он просто пытается показать свой характер, а если родственники будут говорить вам, что ребенок очень разбалованный, не слушайте никого , пройдет этот период, и все встанет на свои места.

    Запаситесь терпением и ни в коем случае не кричите на малыша , а уж тем более не шлепайте его, он не поймет за что это, ведь для него он всегда прав.

    Со временем ребенок научиться контролировать свои эмоции, просто поддерживайте его теплыми словами и своей любовью, это ему необходимо.

    Что же нужно делать в такой непростой для ребенка момент его жизни?

    Меньше запретов , чтобы малыш не слышал слова «нельзя», пусть он играет, разбрасывает игрушки, вам ведь не трудно их собрать, пусть познает мир. И лишь только в опасных ситуациях ребенок может получить запрет, но и его нужно объяснить, чтобы не просто он так не делал, а понял, что так делать нельзя.

    Не разрушайте веру ребенка в то, что он самостоятельный . Пусть он сам одевается, сам кушает кашу или суп, хоть большая часть еды и окажется на столе, зато ребенок будет активным, инициативным и самостоятельным, будет понимать, что ему полностью доверяют. Не показывайте ему то, что вы сами все за него сделаете, он должен понимать свою ответственность.

    Не ругайтесь, не показывайте свой негатив ребенку , если он что-то сделал не так, он не должен видеть ваше недовольство. Ему очень трудно в этот период, просто объясните, что не так и помогите немного.

    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый развивается индивидуально, и не живет по написанному плану, не стыдите своего кроху за неумения, а наоборот, хвалите за любое, даже совсем малое, достижение.

    Всегда поддерживайте своего ребенка , общайтесь с ним, разговаривайте, комментируйте все свои действия, не старайтесь как можно раньше отдать его в садик, или оставить с няней.

    Малыш должен понимать, что мама и папа всегда с ним, и никогда его не бросят, он должен полностью доверять вам, ласкайте его чаще и показывайте, ка сильно он вам дорог.

    Гуляйте с ребенком чаще, составьте и соблюдайте режим дня , не забудьте про дневной сон, оградите ребенка от конфликтов в семье, чтобы не усугубить его кризисное состояние.

    Отложите все свои дела на задний план, проводите все время с ребенком, чтобы у него не возникало чувство страха и одиночества.

    Чего нельзя делать

    Существует ряд правил, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ребенок проживает для него столь трудный период:


    Кризис одного года у ребенка имеет огромное значение для его развития. Безусловно, важно, чтобы родители понимали и поддерживали своего кроху, чтобы проявляли терпение ко всем его выходкам и капризам.

    В этот период лучше не позволять ребенку абсолютно все, но и запрещать нужно по минимуму.

    Модель воспитания и поведения родителей в этот, нелегкий для ребенка, период нужно согласовать со всеми родственниками, чтобы не получилось такого, что родители запрещают, а бабушка разрешает , ребенок просто не будет понимать, что же делать в такой ситуации.

    Ребенка нельзя обделять вниманием, но все-таки нужно ему объяснить, что у взрослых есть и другие заботы, кроме него.

    Малыш должен чувствовать свою ответственность и самостоятельность, давайте ему разные несложные задания , тем самым придавая ему уверенности в себе.

    Подавайте ребенку только хороший пример , не показывайте ему, если у вас какие-то проблемы, малыш в этом возрасте все повторяет, поэтому не позволяйте себе ничего лишнего в его присутствии.

    Период кризиса одного года очень нелегкий как для ребенка, так и для родителей, поэтому нужно, чтобы малыш чувствовал вас и вашу заботу о нем.

    Кризис первого года жизни — Теледетки