Работа логопеда после инсульта. Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

Разное

Нарушение речи – одно из самых распространенных последствий ОНМК. Восстановить способность полноценно разговаривать можно с помощью нескольких методов, но подходить к вопросу следует с максимальной ответственностью, чтобы добиться результата в кратчайшие сроки. Для этого нужно знать не только способы лечения, но также особенности возникновения проблемы.

Афазия и особенности лечения

С инсультом сталкиваются чаще всего пожилые люди, т.к. изменения в организме, связанные с его старением, приводят к нарушению кровообращения. Одним из самых распространенных симптомов повреждения сосудов в мозге является частичная или полная потеря способности разговаривать, что сопровождается параличом, когда начинают отниматься части тела, сбоем координации движения, а также яркой головной болью.

Механизм

Нарушения речи называются афазией, которая по МКБ имеет код R47.0. Они могут происходить как при ишемическом или геморрагическом инсульте, так и при микроинсульте. Повреждение сосудов приводит к гибели клеток речевого отдела, отвечающего за передачу сигналов от мозга. Такое возможно только при кровоизлиянии в левом полушарии. Оно может нарушать функционирование многих составляющих организма, что полностью зависит от масштабов проблемы. Если инсульт обширный и затронул обе стороны мозга, то пострадавший может потерять память и способность ясно мыслить, а при отсутствии лечения его ждет летальный исход.

Виды

Афазию разделяют на несколько видов, которые определяют степень нарушений, связанных с речевым аппаратом. От них зависит успешность будущего лечения. Всего существует 5 видов:

  • Моторная. Происходит при поражении центра Брока, находящегося в третьей мозговой извилине. У больного наблюдаются проблемы с произношением слов или предложений, он может выговаривать только звуки или несвязные слова, но его слух при этом сохраняется.
  • Сенсорная. Причиной такой афазии становится повреждение одноименной речевой зоны, которая расположена в центре Вернике. Пострадавший перестает понимать речь окружающих, а сам начинает произносить слова несвязно и без какого-либо смысла.
  • Амнестическая. При амнестической афазии кровоизлияние может незначительно поражать несколько участков мозга. Больной нормально общается, не имеет проблем с чтением и слуховым восприятием, но зачастую забывает названия известных ему вещей, из-за чего испытывает серьезные затруднения в процессе беседы и не может подобрать правильное слово.
  • Семантическая. Афазия такого типа вызвана поражением зоны мозга, расположенной в точке соединения темени, виска и лба. Человек страдает от ухудшения понимания словосочетаний, не воспринимает разницу в словах, выражаемую предлогами или окончаниями, не разбирает сложных речевых конструкций.
  • Тотальная. При обширных инсультах у больного развивается афазия тотального типа. Она характеризуется полным отсутствием речи, а также непониманием больным того, что говорят другие люди.

Некоторые пациенты с легкой афазией могут восстановиться самостоятельно, но при тяжелых нарушениях лечение является обязательным.

Прогноз

При афазии очень важно своевременно начать лечение. Избавиться от нарушений речи при инсульте можно всем пациентам, но заниматься этим следует в первые несколько месяцев после инсульта. Затягивание будет замедлять будущий процесс реабилитации, а также снижать шансы на полный возврат речевых навыков. При легких нарушениях прогноз очень положительный, а первые успехи восстановления проявляются уже спустя месяц занятий. Если проводить не все основные мероприятия для реабилитации, то существует риск навсегда остаться с различными дефектами речи, а также столкнуться с расстройством психики.

Во время лечения афазии нельзя забывать об основном восстановлении, которое подразумевает прием различных лекарств и соблюдение строгого режима дня. Если этим не заниматься, то риск перенести повторный инсульт будет расти, а шансы на выздоровление значительно уменьшатся. При этом важно понимать, что период восстановления будет длиться долго, а относиться к нему нужно очень серьезно.

Правила лечения

Восстановить речь получится только в том случае, если строго придерживаться особых правил реабилитации и лечения. Они направлены на повышение эффективности всей терапии, а также снижение риска развития осложнений.

Какие условия нужно соблюдать:

  1. Выполнять все рекомендации врача.
  2. Заниматься с логопедом, выполнять домашние упражнения.
  3. Исключать стрессы, обеспечивать комфортную обстановку.
  4. Позитивно относиться к лечению, не сомневаться в результате.
  5. Общаться с близкими.
  6. Проводить больше времени на свежем воздухе, ограничивать нагрузку.
  7. Следить за питанием, не употреблять вредную пищу.

Близкие люди должны проявлять понимание к больному. Очень важно, чтобы они разговаривали с ним простыми предложениями, давали больше времени для ответа, а также активно участвовали в процессе реабилитации.

Также человек может столкнуться с афазией при защемлении нерва, опухоли мозга, протезировании зубов и некоторых других заболеваниях.

Лечение

Разработкой плана лечения должен заниматься квалифицированный врач. Только так удастся добиться значительного результата за короткий срок. Когда больной будет выписан из больницы, ему назначат прием специальных медикаментов и прохождение процедур, направленных на восстановление речи и здоровья. Терапия должна быть комплексной, при этом в ней важно участие родственников больного, т.к. поддержка близких имеет очень большое значение для реабилитации.

Медикаментозное лечение

В современной медицине нет специальных препаратов, которые помогали бы возвращаться речевой функции при лечении таблетками. Тем не менее врачи очень часто назначают больным препараты, направленные на улучшение кровотока. Они нормализуют работу всех нервных окончаний, что положительно сказывается на способности произносить слова. При правильном их употреблении проблемы начинают постепенно пропадать, а четкость и громкость голоса повышаются.

Дополнительно могут назначить лекарства для стимуляции работы мозга, которые также укрепляют память и повышают внимание. Все это приводит к значительному улучшению здоровья. Однако этого недостаточно, чтобы полностью вернуть речь человеку.

Наиболее популярные препараты:

  • «Семакс»;
  • «Церетон»;
  • «Цераксон»;
  • «Мексидол»;
  • «Нейромидин».

Указанные лекарственные средства могут заменяться аналогичными, а также дополняться другими препаратами. Необходимость их приема определяется лечащим врачом.

Народные методы

Для избавления от заторможенности речи и ее нормализации могут применяться народные средства. Наиболее эффективны отвары из шишек, ягод калины, можжевельника, чабреца, а также шалфея. Готовить их нужно путем заваривания в кипятке и настаивания в течение 20-30 минут. Восстановление речи после инсульта в домашних условиях такими средствами должно быть осторожным, т.к. некоторые люди могут столкнуться с негативными последствиями, связанными с индивидуальной непереносимостью компонентов отвара.

Также допускается заваривание более сложных напитков. Они улучшают состояние больного и помогают в лечении утраты речевых функций. Эффективны следующие смеси:

  1. Листья подорожника, тысячелистника, зверобоя.
  2. Агримония, календула, плоды шиповника.
  3. Грецкий орех, ягоды земляники, листья очанки.

Другие методы

Лечить афазию можно не только с помощью медикаментозных и народных средств. Хорошие результаты показывают также другие методы. Целесообразность их применения определяется индивидуально. Большинству пациентов назначают хотя бы один из них.

Популярные методы:

  • Лечебная физкультура. Помогает при параличе мышц, ответственных за речевые функции. В большинстве случаев ЛФК показывает высочайшую эффективность.
  • Физиотерапия. Массаж помогает расслабить мышечные ткани и улучшить кровоток, что важно после .
  • Иглоукалывание. Такой метод применяется при коррекции артикуляции и нормализации речи. Особенно эффективно при моторном типе афазии.
  • Функциональное биоуправление. Метод показывает хорошие результаты по улучшению речевых функций и заключается в визуальном контроле мышечных тканей, связанных с произношением слов.
  • Работа с психотерапевтом. Занятия со специалистом помогают быстро нормализовать состояние психики, что очень важно при восстановлении после инсульта, которое сопровождается афазией.
  • Хирургическое вмешательство. Операции для восстановления речи проводятся очень редко. Их целью является соединение речевого центра со здоровым участком мозга. Но речь у больного после этого остается невнятной и прерывистой, что делает способ менее популярным.

Особенно важны для лечения афазии специальные занятия с логопедом и выполнение домашних упражнений. Они позволяют восстановиться максимально быстро без каких-либо осложнений.

Современные медицинские технологии позволяют лечить афазию с помощью стволовых клеток. Такой метод применяется в ограниченном количестве продвинутых стран и показывает высокую эффективность.

Занятия с логопедом

Специальные уроки с логопедом после инсульта являются важнейшей составляющей лечения. Начать посещать специалиста нужно сразу после определения типа нарушений речи. Чем раньше больной начнет тренировать способность полноценно говорить, тем больше шансов добиться желаемого результата. Все занятия делятся на 2 этапа.

Первый этап

Занятия на первом этапе направлены на восстановление элементарных речевых функций. Он применим как для взрослых, так и для детей. Если пациент страдает от легкой афазии, то первый этап может проходить в укороченном виде. Он подразумевает применение следующих практических занятий:

  1. Разговор логопеда с пациентом, вынуждение восприятия информации. Для этого специалист говорит на различные темы, заставляя больного понять речь.
  2. Постановка вопросов, требующих развернутого ответа. Врач задает больному особый вопрос, в котором отсутствует возможность ответа только утвердительным или отрицательным жестом.
  3. Распознавание фотографий. Пациенту показывают фото с предметами или знакомыми людьми, а он должен назвать, что именно видит.
  4. Зачитывание букв или цифр. Больному показывают числовые или буквенные ряды, где элементы расположены без какого-либо упорядочивания. Его задача заключается в зачитывании того, что он видит.
  5. Письмо и чтение. При незначительных нарушениях речи больному предлагается писать фразы или предложения, а также читать заготовленные тексты вслух.

Если занятия приносят плохой результат, то они могут проводиться повторно в более упрощенной форме.

Второй этап

На втором этапе больному предлагается более сложный комплекс заданий. Очень важно исключить излишнюю нагрузку, т.к. она может снизить результативность занятий. Поэтому логопед должен внимательно следить за состоянием пациента и давать ему время для отдыха.

Упражнения:

  1. Восстановление связи между словами и образами. Для этого пациенту дают усложненные задания, подобные упражнениям из первого этапа. Также его просят составлять рассказы на основе связанных картинок, работать над интонацией, пересказывать тексты, а также самостоятельно читать и писать небольшие сочинения или письма.
  2. Распознавание речи. Больной должен классифицировать услышанные слова по определенным признакам, выполнять инструкции, выраженные сложными предложениями, импровизировать на любую тему, стремиться к эталонной речи.
  3. Коррекция артикуляции и произношения. Проработка шаблонных фраз, попытка максимально четкого произношения фраз, развитие интонации и навыка окрашивания речи, устная реализация всех мыслей.
  4. Восстановление основных способностей. Чтение книг или писем, анализ прочитанного, проработка узнавания букв с цифрами, написание больших сочинений с постепенным повышением сложности задач.

Для полного восстановления может потребоваться проведение большого количества занятий с логопедом. Если стал заметен прогресс, то прекращать уроки со специалистом нельзя, т.к. следует добиться максимального результата, а также закрепить его, чтобы речевые навыки не начали вновь ухудшаться.

Логопеды могут применять дополнительные упражнения, что позволит добиться еще больших результатов.

Самостоятельные занятия

Дополнительно каждый больной должен заниматься дома самостоятельно. Это поможет ускорить процесс реабилитации. Некоторые врачи выдают пациентам специальную методичку, где описаны все основные упражнения для домашней гимнастики, которые следует выполнять каждый день. Если ее не выдали, то это не означает, что нужно отказаться от домашней тренировки.

Одиночные занятия

Добиться успеха можно без помощи других людей. Достаточно выполнять следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Вытянуть губы трубочкой на 7 секунд.
  2. Стараться свернуть язык трубочкой, повторять многократно до сильной усталости.
  3. Открыв рот, высунуть язык, потянуться им максимально высоко на 5 секунд. Желательно вместе с этим вытягивать шею.
  4. Потянуться языком до носа, а потом до подбородка.
  5. С закрытым ртом постараться дотянуться языком до горла, делать максимально долго.
  6. Водить языком от одного края рта к другому. Делать это с разной скоростью.
  7. Выдвинуть нижнюю челюсть, захватив ею верхнюю губу, на 3 секунды. Повторить то же самое с верхней челюстью и нижней губой.
  8. Приоткрыть рот, соединив губы вместе, водить языком по верхнему ряду зубов, затем повторить с нижним, а также с губами.
  9. Улыбнуться, показав зубы, затем спрятать их губами, продолжая держать улыбку.
  10. Многократно чмокать, словно посылая воздушный поцелуй.
  11. Цокать языком, стараясь постепенно увеличить скорость до предела.
  12. Вытянув язык, долго шипеть.

Упражнения следует делать по 5-10 подходов, если не указано иное. Иногда количество повторений можно увеличивать на свое усмотрение, но не следует забывать о важности отдыха.

Совместные занятия

Дополнительно следует включить в список домашних упражнений специальные тренировки, предусматривающие помощь близких. Они также очень эффективны, поэтому отказываться от их выполнения не рекомендуется.

Что можно сделать с посторонней помощью:

  1. Помощник произносит фразу, обрывая ее на полуслове. Больной должен правильно завершить слово. Начинать следует с удаления одного слога, а потом усложнять задачу.
  2. Оба человека тихим голосом поют. Начинает помощник, ограничивая громкость голоса, затем больной присоединяется к пению.
  3. Больной зачитывает скороговорки своему помощнику. Постепенно их нужно обязательно усложнять, но начинать следует с максимально простых вариантов.

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными .

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает для взрослого.

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Чаще всего логопедическая работа по восстановлению нарушенных речевых функций начинается уже в стационаре, однако после выписки больные чаще всего остаются один на один со своими проблемами, в связи с тем, что большинство поликлиник для взрослого населения не имеют в своем штате логопеда, а добраться к прикрепленному специалисту, подчас на другой конец города, больные не имеют возможности.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

К тому же желательно, чтобы эта работа не прекращалась и после выписки из стационара, поскольку периоды пропуска занятий могут неблагоприятно сказаться на качестве речевого восстановления.

А поскольку физические функции больного восстанавливаются гораздо дольше и часто такие пациенты не могут самостоятельно, без помощи посторонних передвигаться на большие расстояния, быстро устают и нуждаются в отдыхе, актуальным становятся услуги логопеда на дому. К тому же для такой категории больных чрезвычайно важным является соблюдение режима дня.

Работа логопеда для взрослых по постановке звуков, а также устранение говора, акцента

Для исправления речи во взрослом возрасте требуется заниматься всего лишь в течение 45-60 минут два раза в неделю не более 1-2 месяцев. В течение этого времени можно устранить практически все виды нарушений. Главное - это мотивация. Если Вы действительно хотите избавиться от своего речевого дефекта, не пропускайте занятия, делайте все упражнения, заданные для работы дома, и всё получится в кратчайшие сроки!

Мы бесплатно подберем , который будет проводить занятия в удобное для больного время, учитывая его наибольшую активность в различное время дня, использовать различные методики и все необходимые пособия для коррекционной работы.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать. Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

Упражнение при афазии

Дополнительные методы

Работа над восприятием и произношением речи самая важная, но не единственная часть восстановления речи. При необходимости обязательно должны использоваться:

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Прогноз

Самые тяжелые расстройства речи возникают при обширных инсультах, затрагивающих лобно-височно-теменную область (бассейн средней мозговой артерии) в левом полушарии мозга у правшей или правом полушарии у левшей. В среднем при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов выжившими пациентами утраченная после инсульта речь восстанавливается:

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Лечение сердца и сосудов © 2016 | Карта сайта | Контакты | Политика по персональным данным | Пользовательское соглашение | При цитировании документа ссылка на сайт с указанием источника обязательна.

Первостепенная задача после инсульта - восстановление речи

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция - это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Спасибо за интересную статью!

У нас в семье беда! Маму свалил инсульт. Диагноз; ишемический инсульт, мерцательная аретмия Правая сторона. Прошло уже почти 2месяца.Ногой уже немного двигает и поднимает ее.Рука пока нет. С речью беда. не говорит кроме, - как слог-. ДА. И на вопросы все ДА, и разговор, все ДА. скажите пожалуйста. Речь вернется?

Восстановление речи после инсульта упражнения

Восстановление речи после инсульта: необходимые упражнения

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как вернуть нормальную речь после инсульта

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

Виды речевых расстройств

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы – тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Как лечить афазию и дизартрию

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Способы лечения дизартрии:

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Упражнения, способствующие восстановлению речи

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения – по 5 секунд, потом – 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Наиболее частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий).

Расстройства речи после инсульта возникает в следствии поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:

Афферентная - проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная - речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.

Для восстановления речи после инсульта работу с логопедом нужно начинать в течение первых трех месяцев после приступа. Как правило, форму нарушения и ее степень можно определить уже через несколько недель, и уже в это время можно наметить основную программу и подобрать комплекс упражнений.

Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии.

Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи с логопедом, после инсульта

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. Независимо от того, проходят они в клинике, или на дому, квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.

Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией. Восстановительное обучение длитсяминут (в зависимости от степени утомляемости пациента).Если же во время работы с логопедом наблюдается головная боль, одышка, слабость, повышения давления и другие негативные проявления, занятие сокращается до 10 минут.

Восстановление речи в Центре реабилитации

Реабилитация речи после инсульта в нашем реабилитационном центре проводится квалифицированными логопедами- афазиологами, клиническими психологами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций. Также проводят консультации с родственниками пациента, в том числе относительно занятий в домашних условиях.

Большое внимание уделяется также формированию положительного эмоционального состояния пациента, выбору формы мотивации к занятиям и социальной адаптации больного.

Восстановление речи – сложный и трудоемкий процесс, эффективный результат которого напрямую зависит от тесного взаимодействия всех специалистов и родственников пациента.

Как восстановить речь после ишемического инсульта

Какой бы инсульт, геморрагический или ишемический, не стал причиной нарушений речи, от пациента потребуется максимум усилий для восстановления утраченной функции.

Сразу оговоримся, что ни старания больного восстановить речь, ни затраченные средства на профессиональную логопедическую помощь, результата не принесут, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Степень тяжести перенесенного заболевания;
  • Необходимость систематической медикаментозной терапии.

Некоторые источники указывают, что мероприятия по восстановлению речи после перенесенного инсульта следует начинать чуть ли не с первой недели заболевания. Этот подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, имеет место лишь исход заболевания.

Смертность от инсульта очень высока и достигает чуть менее 40% от всех случаев. Поэтому первые недели – это настоящая борьба с недугом. А вот восстанавливать речь пациент начнет уже после выписки из стационара, в комплексе с другими мероприятиями реабилитации.

Понятие и разновидности афазии

Полное отсутствие или нарушение речи носит понятие афазии. Различают следующие виды афазий после ишемического инсульта:

  1. Тотальная. Речь отсутствует совсем. Часто полное отсутствие речевой функции сочетается с нарушением узнавания близких, понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Нарушение, при котором пациент не может понять речь других людей. Воспринимает родной язык, как иностранный.
  3. Моторная. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена отдельными звуками.
  4. Амнестическая. Пациент не может называть окружающие предметы. Из личного словарного запаса ему трудно выбрать соответствующее слово.
  5. Семантическая. Больной не понимает сложно построенные предложения, сравнения, синонимы. При обращении к такому человеку следует использовать простые предложения.

Учитывая вид афазии у конкретного человека, создается индивидуальная программа реабилитации по восстановлению речи.

Занятия с логопедом дома

Начинать занятия с логопедом лучше в домашних условиях. Привычная окружающая обстановка помогает пациенту расслабиться и направить все усилия на выполнение логопедических упражнений, не рассеивая внимание на посторонние предметы. Важно, чтобы родственники поддерживали пациента – не говорили о его заболевании, не обсуждали между собой трудности общения с ним. Необходимо поддерживать больного, вместе с ним радоваться даже незначительным успехам.

Начинает занятия логопед с диагностики нарушения речи у конкретного пациента. Для того чтобы разработать индивидуальную программу занятий в домашних условиях, следует установить степень и форму нарушения речи, проверить реакцию больного на слабые речевые раздражители – тихий разговор, шепот и т.д.

Первое занятие не должно вызывать трудности у больного. Следует предлагать выполнять достаточно легкие речевые упражнения, чтобы пациент понял, что они ему по силам.

Постепенно сложность упражнений по восстановлению речи следует усложнять. Не стоит требовать произносить конкретные названия предметов, урок должен вынуждать его к диалогу. Если до перенесенного ишемического инсульта пациент умел и любил петь, этот навык можно успешно использовать. Пение помогает быстро восстановить речь. Для музыкальных занятий следует подобрать песни, слова которых пациент хорошо знал.

Можно использовать и навыки рисования, различные карточки с изображениями предметов. Методика с использованием наглядных изображений успешно применяется у людей с сенсорной афазией. Логопед показывает карточку, предлагая пациенту перерисовать ее, а после назвать изображенные на ней предметы.

Продолжительность урока в ранний период восстановления после ишемического инсульта должна составлять от 7 до 15 минут. Впоследствии длительность занятий постепенно доводят до получаса.

Заниматься больше 30 минут смысла нет, пациенты, перенесшие ишемический инсульт, быстро устают. Излишнее усердие в выполнении упражнений способно уничтожить достигнутый прогресс.

Поможем логопеду?

Зачастую члены семьи больного стремятся ускорить результат – заставляют больного выполнять логопедические упражнения вне урока. Так вот, делать это стоит только по назначению логопеда. Обычно родственникам не рекомендуют присутствовать во время занятий – это отвлекает пациента.

После перенесенного ишемического инсульта люди становятся очень ранимыми, быстро раздражаются, могут быть плаксивыми. Выполнять речевые упражнения им и так достаточно сложно, важно не спешить и не заставлять больного.

А вот действительно помочь логопеду родственники могут, тщательно выполняя его рекомендации. Родные должны контролировать своевременный прием медикаментов, правильно организовать режим больного после перенесенного ишемического инсульта. К примеру, просмотр телепередач не должен превышать 2 –х часов – это утомляет больного.

Необходимо ходить с пациентом на прогулки, следить за его питанием. Терапия народными средствами помогает ускорить процесс восстановления.

Используют для лечения после инсульта лекарственные отвары из следующих компонентов:

Кроме монокомпонентых применяют и сложные лекарственные сборы. Для лечения народными средствами готовят лекарственные чаи следующих составов:

  1. Подорожник, тысячелистник, зверобой.
  2. Грецкий орех, очанка, земляника.
  3. Календула, репешок, шиповник.

По рекомендациям народных медиков, восстановлению речи больше всего способствует чай из шалфея. Заваривают его обычным способом, и предлагают пациенту в течение дня небольшими порциями – по 4-5 глотков до 5 раз в сутки.

В стремлении помочь человеку после инсульта следует помнить, что только общие и согласованные действия медиков, логопедов, родственников и самого пациента принесут желанный успех. Поэтому не форсируйте события, относитесь к пациенту с терпением и любовью. Лишь тогда все получиться!

Так же вам будет полезно знать, какую диету при инсульте нужно соблюдать.

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, в ходе которого наступает и нарушение речи. Нарушение функции речи, невозможность произносить слова в первые дни после инсульта - отличительная черта патологического процесса. Спустя достаточно короткое время, иногда это несколько дней, развивается тотальная - один из видов речевого расстройства. В зависимости от области поражения головного мозга существуют несколько форм афазий:

  1. Сенсорного типа. Больной теряет возможность различать звуки и понимать их, тоже касается слов - слышит одно, но воспринимает как совершенно иное.
  2. Моторного типа. Нарушается правильное месторасположение органов артикуляции, за счет чего пациент не может говорить вообще либо же искажает звуки.
  3. Амнестического типа. Больной забывает названия предметов или знает, но не может вспомнить как правильно произносить слово.
  4. Динамического типа. Характеризуется тем, что пациент не в состояние связать из нескольких слов предложение.
  5. Семантического типа. На фоне поражения области мозга человеку крайне сложно понимать смысл сложно построенных речевых конструкций, например, поговорок и стихотворений.

У не только нарушается речевой аппарат, но и возможность писать и читать. Изменяется социальный статус человека, такие больные часто впадают в депрессию, считая, что их жизнь окончена и они никому не нужны. Помочь такому человеку в домашних условиях очень сложно. Такому человеку нужны не только специалисты, помогающие восстановить речь, но и круглосуточный уход. По этой причине, многие родственники пожилого человека задумываются о частных пансионатах для престарелых, которые как правило могут предоставить опытного логопеда и эффективные методики восстановления после инсульта.

Восстановление речи с помощью логопеда

Логопед для взрослых после инсульта: стоит ли обращаться? Сразу стоит отметить, что эффективное восстановление речевого аппарата после инсульта может предоставить исключительно логопед - квалифицированный специалист, знающий методики работы с подобной категорией больных. Хороший врач располагает не только способами реабилитации речи, но и имеет знания в области неврологии, лингвистики и психологии. При выборе логопеда обратите на это внимание, поскольку специалист должен будет уметь расположить к себе пожилого человека, убедить, что занятие ему необходимы. Ведь старики - особая группа пациентов, большинство из них, пережившие инсульт теряют интерес к жизни.

Также родственникам очень важно понять, что они не могут самостоятельно использовать техники восстановления речи, изученные в книге или прочтенные в Интернете. Только врач может подобрать верную методику, определить ее дозирование и стимулировать пациенты к речевой деятельности.

Почему не стоит родственникам отказываться от услуг логопеда? Как показывает практика, многие родственники считают, что они вполне сами могут справиться с восстановлением речи, прочитав некоторые рекомендации, тем самым не переплачивая. К сожалению, это в корне ошибочное мнение и позже, это становится понятно всем. В первую очередь, родственники подбирают неправильную схему реабилитации, которая, как правило не эффективна. Как следствие, положительные результаты отсутствуют, больной впадает в депрессию и позже отказывается работать даже со специалистом. Таким образом теряется драгоценное время, ведь первые 6 месяцев самые важные и именно в это период работа с логопедом наиболее плодотворна.

Наши пансионаты:

Чем могут помочь близкие люди?

После инсульта - длительный и медленный процесс, зависящий от общего состояния больного и его индивидуальных особенностей организма.

Даже учитывая тот факт, что восстановлением речи должен заниматься профессионал, но не стоит исключать участие родственников. Родные и близкие люди должны регулярно и подолгу разговаривать с пожилым человеком, рассказывать ему новости или просто читать книги. Такой процесс будет помогать больному восстанавливать понимание речи, проговаривая про себя. Старайтесь все слова произносить громко, четко, при необходимости несколько раз. Подобный комплексный подход - работа врача и помощь со стороны близких намного ускорит восстановительный процесс.

Дополнительно стоит проконсультироваться с логопедом и выяснить все моменты общения с таким пациентом.

Эмоциональный аспект афазии после инсульта

Наиболее сложно после инсульта приходится пациентам пожилого возраста. Период реабилитации может быть сложнее и длиннее на фоне столь деликатного возраста. Поэтому, к таким больным необходим особый подход.

Как уже говорилось выше - первые полгода наиболее подходящие для восстановления речи, поэтому следует как можно скорее выяснить у врача форму афазии и подключить логопеда. В случае, когда в вашем городе нет подходящего специалиста, то возможно получить консультацию в скайп-режиме. Для этого необходимо найти в Интернете подходящую клинику и договориться об онлайн-приеме.

В первое время занятия с логопедом после инсульта должны быть максимально часто, по возможности ежедневно. При наличии положительной динамики регулярность занятий можно снизить. Как утверждают многие специалисты, помочь человеку в данной ситуации вполне реально, все зависит от желания родственников и профессионализма врача.

Естественно, бывают ситуации, когда у родственников нет возможности посвятить все свободное время своему близкому. Это обыденная ситуация, особенно для тех, кто живет в крупных городах и мегаполисах, таков ритм жизни. По этой причине многие прибегают к услугам частных пансионатов, помещают . Здесь существует реальная возможность помочь близкому и быть уверенным, что ему предоставят нужный уход и заботу. «Дом доброты» проводит восстановление и пациентов после инсульта, представляет услуги опытного логопеда, внимательных сиделок. Доверяя вашего близкого человека «Дому доброты» можно быть полностью уверенным, что здесь ему помогут, восстановят физическое и эмоциональное здоровье.