Как воспитывались царские дети. Семья боголюбовых

Чувства

«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.

До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу.

В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».

Петр I Алексеевич, прозванный Великий, первый Император Всероссийский.

Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть.

Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования.

Павел I и Елизавета Петровна

Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, так же дипломата и государственного деятеля.

В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.

Павел Петрович, Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Федоровича и Екатерины II Алексеевны.

Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.

Александр I и Екатерина II

Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона.

Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому».

При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.

Александр II и поэт Жуковский

Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877-1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля».

Александр II Николаевич, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны

С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательных наклонений.

Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе:
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.

Семья Николая II в 1913 году (слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Александра Федоровна, Николай Александрович, Алексей, Анастасия).

Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.

Принципы воспитания детей в царской семье на примере династии Романовых... Как сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность...

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.

Основные принципы воспитания детей

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими .

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.

Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность.

Полезный материал:

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.

Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла . Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Роль труда и физической культуры

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота.


С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Похожая статья:

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

Экология сознания: Жизнь. Принципы воспитания в доме Романовых вполне могут стать пособием для воспитания будущих поколений.

Николай II:«Мне нужны нормальные здоровые русские дети»

В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

Великая княжна Ольга Николаевна

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме - не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Великая княжна мария Николаевна

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве» , писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулёзных больных, то посылала туда дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали медсёстрами в Царскосельском госпитале наравне с другими медсёстрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

Ефрейтор Русской армии Алексей Романов

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений. опубликовано

«Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь - жизнь самая счастливая, полная, чистая, БОГАТАЯ. Это установление Господа о совершенстве.»

По вине тех, кто поженился, появляются дети. «Дети - это апостолы Бога, которых день за днем Он посылает нам, чтобы говорить о любви, мире, надежде» «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей примером своей жизни.»

Из дневника Александры Федоровны Романовой, святой императрицы.

З арисовки детских воспоминаний св. царя Николая Александровича Романова.

К воспитанию детей относились очень серьезно.

Детские - без украшений, исключение составляли только иконы в богатых окладах, и вряд ли это можно было назвать украшением. Жесткие кровати, порядок в комнатах, который наводился исключительно самими детьми. Строгий распорядок дня. Дети все умели самостоятельно делать по дому и обслуживать себя. Учителя и воспитатели подбирались с особой щепетильностью. В основе воспитания лежали заповеди и их исполнение. Каждый день дети перед сном вызывались на «ковер» в кабинет к отцу. Они должны были каждый без утайки выложить все хорошее и плохое, что случилось за прошедший день и дать оценку своим поступкам. Милосердие и сострадание впитывалось с молоком матери. Участие в благотворительности, посещение больниц, изготовление подарков для малоимущих своими руками, все это было необходимым условием воспитания личности каждого из детей.

Летом семья императора Александра III переезжала на полтора месяца в Петергоф, чтобы провести жаркое время года на берегу Финского залива. Детям разрешалось брать с собой домашних животных. Кого только не было в специальном вагоне: кролики, собаки, кошки. Даже любимая корова! «Дети должны любить и заботиться о братьях меньших, чтобы вырасти великодушными и сострадательными людьми» - говорила императрица Мария.

Но, хотя Александр III и Мария Федоровна и воспитывали детей в рамках строгого придворного этикета и, тем не менее, оставаясь с детьми наедине, сбрасывали с себя обычную маску строгости и превращались в озорников. Однажды на отдыхе у родственников в Великобритании Мария Федоровна, нарядившись в большую модную шляпу, украшенную ярко-красными вишенками, вместе с детьми отправилась в зоопарк. Там императрица остановилась у клетки с шимпанзе и стала ее разглядывать, чем вызвала ответный интерес с ее стороны. Вдруг обезьяна протянула лапу и вцепилась в шляпу, пытаясь ее стащить с головы царицы. Но Мария Федоровна дала ей отпор. Дело завершилось «ничьей» - во время потасовки шляпа благополучно, отлетев в сторону, спикировала на голову прохожему.

Императрицу - Мать Марию Федоровну считали идеальной матерью - муж, родственники, все окружение постоянно восхищались ее материнскими качествами и умением найти общий язык с детьми. Строительство ледяных горок и снежных крепостей, катание на коньках зимой, на лодках летом, рыбалка, сбор грибов и ягод, печеная картошка на костре и спортивные игры - все это Мария Федоровна не только позволяла своим детям, но и сама инициировала участие в подобных мероприятиях. А на одну из важных встреч, Мария Федоровна явилась с …синяком под глазом, который она даже не припудрила: «Не обращайте внимание, господа. Я только что с катка. Катались с детьми. Неудачно упала!»

Император каждый день пару часов проводил с детьми на прогулке. Он мог строить крепости и играть в войну, бегая с игрушечным пистолетом. Дети всегда с радостным возбуждением ожидали, когда же часы на башне Гатчинского дворца пробьют три раза и Папа возьмет их с собой на прогулку одних без родственников и придворных. Особенно важным казалось для детей подчеркнуть: " Только мы трое (двое или четверо) и больше никто!» Самая незатейливая прогулка или пикник с детьми превращались в необыкновенное событие. Если дети с отцом оказывались в гатчинском лесу, отец учил их, как расчищать дорожки, срубить засохшее дерево, развести костер, печь картошку и яблоки. Александр III умел читать следы животных и делать много других интересных вещей, чем вызывал восторг и любовь своих детей. У каждого из детей у него была своя маленькая тайна, которую не знали остальные. Так, у Папа с Никки была своя "Собачья история";, которую они писали совместно. Великая Княгиня Ольга Александровна вспоминала: Александр III обычно рано вставал в 7 часов. Весь дом еще спал. Умывался холодной водой, натягивал на себя незатейливые одежды, сам варил себе кофе и насыпал в тарелку сушки. После чашки утреннего кофе он садился к письменному столу работать. Когда просыпалась Мария Федоровна, она шла завтракать к супругу. Завтрак тоже был очень простым: яйца, черный хлеб или что-то в этом роде. Это были минуты задушевного покоя и доверительной беседы. Их покой никто не смел нарушить, исключение было для маленькой княжны Ольги, любимицы отца. Она заползала на колени к отцу и, по воспоминаниям самой княжны,;помогала Папа править страной" Как и в большинстве православных семей, главными праздниками в императорском семействе были Рождество и Пасха.

Задолго до кануна Рождества в Гатчинском дворце начиналась суета и загадочные приготовления. Подарки заготавливались тысячами. Кроме членов семьи, родни, одаривались все домашние обитатели; слуги, конюхи, кучера, садовники, учителя и воспитатели детей, солдаты и офицеры полков охраны, кухонные служители. К каждому из подарков прикреплялась поздравительная карточка с собственноручной подписью императора и императрицы. Карманных денег царские дети никогда не имели, подарки близким они делали сами. К сочельнику все приготовления завершались, и во дворце наступала тишина. Дети стояли у окна и высматривали первую рождественскую звезду. После вечерней службы начинался семейный ужин, но детям было не до еды. Все внимание их было приковано к дверям парадного зала, у которого стояли на часах казаки. Все ждали сигнала: император должен был позвонить в колокольчик. Сигнал. И тут, забыв про этикет и всякую чинность, все бросались к дверям банкетного зала. Двери распахивались и все оказывались в волшебном царстве. Весь зал был уставлен рождественскими елками, СВЕРКАЮЩИМИ РАЗНОЦВЕТНЫМИ СВЕЧАМИ И УВЕШАННЫМИ ПОЗОЛОЧЕННЫМИ И ПОСЕРЕБРЕННЫМИ ФРУКТАМИ И ЕЛОЧНЫМИ УКРАШЕНИЯМИ. Шесть елок предназначалось для императорской семьи и гораздо больше - для родственников и придворного штата. Возле каждой елки стоял маленький столик, покрытый белой скатертью и заваленный подарками. В этот день веселье в банкетном зале, чай, и пение песен продолжались почти до полуночи. Три дня спустя полагалось разбирать, и это тоже был особый ритуал, в котором принимали участие царские дети.

Вторым главным праздником в году была Пасха.

Пасхальных дней царские дети ожидали с особым чувством. В Великий пост семья императора воздерживалась не только от скоромной пищи - мяса, сливочного масла, сыра и молока, но и от всяческих развлечений. Ни устраивались ни балы, ни званые вечера, ни концерты. Даже уроки танцев у маленькой княгини Ольги на время поста прекращались.

В Великую субботу семейство не ложилось спать, а оставалось на ногах и готовилось к торжественной пасхальной заутрене. Все наряжались в парадные одежды в русском стиле, даже маленькие великие княжны облачались в парчовые сарафаны и расшитые жемчугом кокошники. Церковная служба длилась три с лишним часа, но никто не чувствовал усталости. У всех, кто стоял в храме в руках были зажженные свечи. Царь с царицей и дети с благоговением ожидали возгласа «Христос Воскресе!», который подхватывали императорские хоры.

После окончания службы по пути домой христосовались со слугами, дворецкими, солдатами охраны и всеми, кто попадался по пути, - это было незыблемой традицией. Подарками из рук императора и императрицы были художественно исполненные сувенирные яйца из фарфора, яшмы и малахита.

Александр III и императрица Мария Федоровна всегда принимали совместные решения и не только в семейных делах. Они очень внимательно с большим уважением относились к вкусам друг друга. Если уж Александр III любил квас, значит, питье кваса превращалась в традицию императорского дома.

Вместе всегда и во всем.

Возможно, поэтому дети Александра III сами стали хорошими родителями, что с ранних лет прониклись духом родительского дома.

Тема воспитания детей раскрывается в книге «Царская семья. Возвращение» , вышедшей в феврале 2018 г. в Издательском Доме «СириуС» к 100-летию убийства Царской семьи.

Когда гости приходят к кому-то в дом, им показывают альбомы с семейными фотографиями. Во всяком случае, раньше так делали. Семейным альбом – бесценный документ, в котором отражена история семьи, запечатлены важные события. Моменты счастья, добрые воспоминания. Семейный альбом – безмолвный свидетель, порой говорящий больше, чем целые тома книг.

Давайте заглянем в семейный альбом Царской семьи.

Мы видим на фотографиях в фильме прекрасные, одухотворённый лики, исполненные красотой, чистотой, внутренним достоинством.

Последние кадры фильма напоминают нам о том, что вся семья вместе с детьми была убита в подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. К этому вопросу мы вернёмся в конце лекции.

А пока поговорим о воспитании. Эта тема волнует каждого неравнодушного родителя: как же всё-таки правильно воспитывать детей?

Безусловно, в этом вопросе никто из нас не застрахован от ошибок. Но чтобы их совершать меньше и выбрать правильное направление в деле воспитания детей, мы знакомимся с опытом других семей.

И Царская семья являет собой образец такой семьи, с которой хочется брать пример.

Говорят, что судить нужно по плодам. Не по благим намерениям или красивым речам, а именно по результату усилий.

Плоды воспитания – это дети. Познакомимся с плодами.

Плоды воспитания

Перед вами на фотографии Императрица Александра Фёдоровна и две её старшие дочери в форме сестёр милосердия. Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна первым делом открыла во дворцах, принадлежащих семье, госпитали и склады для медикаментов. Вместе со старшими дочерьми он окончила курсы хирургических медсестёр. Ольге было в ту пору неполных 19 лет, а Татьяне 17 лет. Молодые девушки ассистировали на операциях, делали перевязки раненым.

Представьте картину госпиталя: кровавые раны, запахи, операции, длящиеся несколько часов…


Это на постановочных фотографиях всё красиво. Но будни были другими.

Как проходил день женщин Царской семьи?

Приведу воспоминания очевидца Анны Вырубовой, фрейлины и подруги Императрицы, которая вместе с нею окончила курсы медсестёр:

«Опишу одно такое утро. В 9 1/2 час мы приехали в госпиталь и тотчас же приступили к работе – перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и Великие Княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Объясняю себе тем, что она была врождённой сестрой милосердия...»

Ещё одно описание из воспоминаний А. Вырубовой:

«Началось страшно трудное и утомительное время. С раннего утра до поздней ночи не прекращалась лихорадочная деятельность. Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знаменья, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей.

Когда прибывали санитарные поезда, Императрица и Великие Княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь, с 9 час(ов) иногда до 3 час(ов) дня».

Кроме того, Ольга и Татьяна вместе с Александрой Фёдоровной посещала госпитали в западных и центральных городах России. Обе открыли комитеты, в которых, по словам генерала А.А. Мосолова, очень разумно и толково работали и председательствовали. Ольгинский комитет предназначался для помощи семьям фронтовиков и увечных воинов, Татьянинский комитет – для помощи беженцам. Этот комитет оказал помощь трём с половиной миллионам беженцев.

Напомню, что девушкам было 19 и 17 лет.


А чем занимались младшие княжны ? Они тоже трудились в госпитале. Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали их, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

И будучи столь юны, они были свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы» .

Таким образом, когда началась война – самое тяжёлой время для страны, Императрица, как истинная мать всего народа и своих детей, встала на переднем крае битвы вместе со своими детьми.

Можете ли вы привести примеры жён современных или даже не очень современных правителей, которые бы работали хирургическими медсёстрами с утра до ночи?

Поистине, история человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу.

А где же был в тяжёлое военное время самый младший ребёнок, цесаревич Алексей ?

Как истинный наследник престола, как мужчина, он вместе с отцом тоже находился на переднем крае битвы – на фронте. Когда отец взял сына в Ставку, тому едва исполнилось 12 лет (это возраст пятиклассника!). Алексей переносил все тяготы походной жизни наравне со взрослыми, участвовал в смотрах. И при этом продолжал учиться! На фронт вместе с цесаревичем поехали его учителя.

А теперь поставьте себя на место матери, которая должна отпустить на фронт своего 12-летнего сына! К тому же, ситуация обостряется тем, что мальчик болен гемофилией, несвёртываемостью крови. И от любой царапины или ушиба он серьёзно страдает и болеет.

И всё же мужчины находятся там, где им положено быть.

В конце августа 1915 года Николай Второй становится во главе русской армии, которая до этого терпела одно поражение за другим. Истощённые физически и морально бойцы, начинали сдаваться в плен десятками тысяч. Как пишет историк Антон Керсновский: «Если июнь месяц был месяцем кровавых потерь, то август 1915 года можно назвать месяцем массовых сдач. На Россию надвинулась военная катастрофа, но катастрофу эту предотвратил её Царь» .

Решение Государя принять на себя обязанности Верховного главнокомандующего вызвало острое недовольство как у либеральной части общества, так и у министров. Его пытались заставить отказаться от этого решения. Но Государь проявил твёрдую волю, его решение осталось неизменным.

И это было правильное решение. За короткий срок был преодолён общий кризис на Восточном фронте: налажено снабжение снарядами, оружием, продовольствием, поднялся боевой дух армии. В 1916 году «погибшая» русская армия ответила мощным наступлением. Император был уверен в предстоящей победе. Парад победы был назначен на лето 1917 года.

И всё это происходило на глазах у сына. Не это ли лучший пример для воспитания истинного наследника престола!

Британский политик У. Черчилль дал высокую оценку усилиям России и её Государя.

Надо отметить, что многие зарубежные деятели, среди которых были даже враги, оценили вклад Императора и Императрицы не только в победу России в Первой мировой войне, но в и развитие страны в целом. Но только не министры двора, не члены царской фамилии, не пресловутые либералы, всегда недовольные и осуждающие, всегда стоящие в оппозиции власти. По себе судили. Но сами не доросли до духовной и нравственной высоты Царской семьи.

Итак, как мы с вами увидели, родители воспитывали детей примером своей собственной жизни . Если они что-то утверждали на словах, то обязательно то же самое было явлено в делах.

Династический фактор

Родители – Николай II и Александра Фёдоровна, в свою очередь, воспитывались таким же образом, беря за образец жизнь своих родителей.

Согласитесь, что чем выше положение в обществе, тем больше ответственность. На руководителе страны лежит огромная ответственность. А если власть передаётся по наследству, то на родителе лежит ещё и ответственность подготовить детей к бремени власти.

300 лет понадобилось Дому Романовых, чтобы у России появился Николай Второй.


Вспомним, родоначальником царского рода Романовых является Михаил Фёдорович, который был, по сути, избран демократическим путём на царствование. В 1613 году представители всех губерний России собрались в Костроме в Ипатьевском монастыре, где и подписали Грамоту, в которой давалась клятва быть верными царю и всем его потомкам.

Михаил Фёдорович и практически каждый последующий царь улучшал Россию, приращивал её территорию, выводил на новый уровень. Почти два десятка государей сменили друг друга на троне за 300 лет. В них укреплялось чувство ответственности, чувство долга, преданность и любовь к Отечеству, выковывались определённые качества и черты характера: честь, преданность, чувство долга, забота о подданных, высокая работоспособность, умение масштабно мыслить, ставить высокие цели.

В жизни мы нередко встречали примеры, как в семье музыкантов, где музыкантами было несколько поколений, рождался гениальный композитор или исполнитель-виртуоз (например, династия Бахов, династия Штраусов). Как в семье учёных рождались дети, которые тоже становились учёными и делали гениальные открытия (династии Кюри, Бернулли, Паскалей, Капиц).

В династии каждый из потомков может взять от родителей и других предков всё самое ценное, развивать, совершенствовать, приумножать этот багаж и передавать его своим детям.

То же относится и к монархической Династии Романовых: Николай Второй явился тем представителем рода, кто сконцентрировал в себе лучшие качества монарха и человека.

Можно не сомневаться, что Алексей Николаевич, если бы не был убит, смог бы достойно продолжить царствование родителя и поднял бы Россию на небывалую высоту, на которой Россия смогла бы быть мировым лидером не только по экономическим показателям, но и лидером в духовном плане, задавая более духовный вектор развития для всего мира.

Таким образом, династический фактор в плане воспитания потомков играет важную роль . Вот почему так важно знать свои корни и опираться на свой род.

Процесс воспитания в Царской семье

Давайте коснёмся деталей воспитания , из чего всё-таки оно складывалось в семье Романовых.

Иногда на встречах нам говорят, что у царской семьи было гораздо больше возможностей, а потому нам никогда не воспитать своих детей таким образом. Давайте разберёмся.

Действительно, у царских особ в материальном плане были огромные возможности: они жили во дворцах, могли одеваться в роскошные наряды, украшать себя драгоценностями, позволить себе любой распорядок дня, путешествия. Т.е. жить в роскоши и неге.

Что мы видим на фотографиях? У женщин Царской семьи скромные платья, простые причёски, часто в руках – рукоделие.


Царь в буднях в простом рабочем мундире. Интерьер – самый простой, располагающий к работе. А работал Николай II часто далеко за полночь, что называется, до последнего документа. Говорил, что пока не расчистит стол от бумаг, спать не уходит.


Девочки жили по двое в комнате. Спали на простых жестких кроватях. Вставали рано. С утра принимали холодную ванную. Пища была самая простая, без изысков. Младшие девочки донашивали одежду старших.

Никогда дети не сидели без дела. В свободное время они занимались рисованием, рукоделием, музицировали, много читали художественной и духовной литературы. Пример им подавала Александра Фёдоровна, каждая свободная минута которой была занята рукоделием либо чтением книг. Многие вещи, сшитые или связанные руками княжон, предназначались не только для своих близких, но для бедных людей, для солдат и членов их семей.

Нередко Александра Фёдоровна устраивала благотворительные базары, немалые средства с этих мероприятий шли на поддержку разных благотворительных дел. Сама воспитанная в правилах заботы о людях, императрица к тому же приучала и детей. Личные средства шли не на наряды и драгоценности, а на поддержание работы 33-х благотворительных комитетов, организованных Императрицей. Также и Николай II никогда не оставлял без внимания ни одно прошение об оказании помощи.

Дети в этом следовали примеру родителей. Так, княжна Ольга, когда получила право в 20-летнем возрасте распоряжаться частью своих личных денег, первым делом обратилась к родителям с просьбой разрешить ей оплатить лечение ребёнка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребёнка, ковыляющего на костылях.

Дети много учились. Причём не только в первой половине дня, но и после обеда и прогулки. Их образовательная программа была гораздо шире, чем в школах того времени и даже чем во многих современных нам школах. И в этом, конечно, большие возможности для царских особ. У них были лучшие учителя, которых мать сама подбирала для образования детей.

Но перед ними была и огромная ответственность: каждая из княжон в потенциале могла стать супругой представителя высшей власти в другой стране, т.е. королевой, либо занимать высокое положение при любом европейском дворе, либо оставаться в России и приносить стране пользу на выбранном поприще.

Пропустить занятия дети могли только по болезни или в связи с важными государственными событиями. Обладая многими возможностями, царские дети не имели других возможностей, которые имеют дети из обычных семей: они не могли гулять, сколько хочется, идти, куда захочется, проводить время в праздности, в неподходящих компаниях, шумно себя вести, дерзить старшим… Высокое положение налагает свои ограничения.

Друзьями царских детей были не те, кто имел высокое положение в обществе, а прежде всего те, кто обладал качествами добронравия. Нередко в друзьях у детей были дети слуг.


Цесаревич Алексей был очень привязан к своему «дядьке» матросу Деревенько. Он внимательно следил за жизнью простых людей. Цесаревич говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы!»

Дети воспитывались в строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку и никогда не кичились своим высоким положением. Государь всегда повторял:

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения; такими должны быть и мои дети!»

Поскольку отец в связи со своими императорскими обязанностями был большую часть времени занят, основное время с детьми проводила мать.


Всех своих детей Александра Фёдоровна сама вскормила грудью, хотя в дворянских семьях в ту пору было принято привлекать кормилиц. И потому в прямом смысле с молоком матери дети получили тепло и силу любви.

К каждому из своих пятерых детей Александра Фёдоровна находила свой особый подход, в соответствии с особенностями характера детей.

В Александре Фёдоровне сочетались замечательные качества, так необходимые в воспитании детей. У неё была «адамантовая» (алмазная) сила воли, как отмечали знавшие её люди. Твёрдость и строгость в сочетании с внутренней нравственной чистотой и духовностью являлись той основой для детских душ, благодаря которой и создавались лучшие условия для их роста и развития, и никакая грязь мира не могла их испачкать.

Вот лишь некоторые правила, которые Императрица прививала детям:

– простота и скромность во всём,

– чуткость по отношению к людям и их нуждам,

– умение осознать, если не прав, и попросить прощения после грубости и непослушания,

– никаких сплетен и пересудов,

– отсутствие высокомерия.

Императрица вела дневник, записывая в него цитаты из книг, близких её сердцу, и свои размышления. Всё, что Александра Фёдоровна когда-то записала в свой дневник, – всё применила она в своей жизни.

Вот как достигалась для неё семейная гармония:

«Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб».

«В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо только с любовью. В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращением в обществе».

Эти строки звучат актуально и в наше время.

Давайте посмотрим фильм «Чистота помыслов и чистота души», созданный по книге «Покаяние спасёт Россию. О Царской семье».

Атмосфера в семье

На примере царской семьи мы видим, что независимо от социального статуса или возможностей семьи, истинная гармония в семье создаётся всеми членами семьи и, конечно, в первую очередь, неустанными стараниями родителей, особенно женщиной.

И основой таких взаимоотношений является любовь.


Надо сказать, что женились Николай Александрович и Александра Фёдоровна по любви , что являлось в то время небывалой роскошью для царственных особ, большинство которых вынуждены заключать браки по расчёту.

Они прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не омрачила ни одна ссора или серьёзная размолвка. И через годы после свадьбы они любили друг друга как молодожёны.

И в этой атмосфере любви росли их дети.


Приближённые вспоминали:

«Трогательная была их любовь и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда я не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с Государем или совместное чаепитие считалось праздничным событием».

Ещё одно воспоминание очевидца, отражающее очень важную особенность царской семьи:

«Во время Семейных бесед их разговор всегда был далёк от всяких мелких пересудов, затрагивающих чью-либо семейную жизнь и бросавших какую-либо тень на одну из сторон. В течение многих дней и вечеров, когда я имел радость находиться в близком общении с Царской Семьей, я ни разу не слышал даже намёка на сплетню, столь оживлявшую всегда все классы как нашего, так и иностранного общества. Попытки некоторых близких лиц нарушить это обыкновение неизменно встречались молчанием и переменой разговора. В этом отношении Семья моего Государя была единственной из всех, какие я когда-либо знал: о них сплетничали все, даже близкие родные, они не сплетничали ни о ком ».

И ещё одно важное обстоятельство. Жизнь царя и царицы была пронизана не только взаимной любовью, но вся озарена любовью к Богу.

Государь делал многое, для того чтобы народ имел веру в Бога. При нём было построено 30 300 храмов, открыто 429 монастырей.

Именно во время его правления были возобновлены канонизации святых после 200-летнего перерыва. Одной из самых значимых является канонизация святого Серафима Саровского, состоявшаяся по личному требованию Николая II в 1903 году.

При Николае II было канонизировано больше святых, чем при любом из Романовых, построено больше храмов, чем при любом другом правителе и открыто рекордное количество монастырей.

Подведём итог , что же главное в воспитании детей (на примере Царской семьи):

– создание пространства любви, заботы, условий для раскрытия лучших качеств ребёнка (на первый план выходит нравственность и чистота во всём, именно это должно быть красной нитью в процессе воспитания);

– учить детей примером своей жизни: образ жизни родителей гораздо важнее, чем применение назидательных слов или наказаний, поскольку дети просто впитывают и копируют в своих поступках этот пример;

– привить чувство ответственности, чувство долга не только перед своими близкими, но перед другими людьми, Родиной, планетой;

– вера в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со смирением и любовью.

«Любовь сильнее смерти»

Этой сплочённой, дружной семье выпало на долю пережить страшные потрясения.

В марте 1917 года после мнимого отречения Николая Второго от престола вся семья оказывается арестантами в собственном доме. После чего последовали мучительные, полные унижения месяцы ссылки сначала в Тобольске, затем в Екатеринбурге.

Семья сохраняла высочайшее достоинство, старались жить обычной жизнью, насколько это было возможно.

В письме из Тобольска Ольга передала последние слова своего отца, обращённые к людям:

«Отец просил передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

В ночь с 16 на 17 июля в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге семья Романовых была убита.

Старцу-прозорливцу Николаю Гурьянову было дано увидеть духовным взором последние часы жизни Царской семьи. Он сообщал, что семья была не просто убита, их долго мучали – мучали детей на глазах поседевших от горя родителей.

По свидетельству старца, последними словами Государя были слова Иисуса Христа: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят».

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Царскую семью к лику святых царственных страстотерпцев. Но до сих пор в России нет того признания Царской семьи, которое заслуживают эти выдающиеся люди.

Заключение

Пока мы не осознаем, насколько члены Царской семьи были нравственно чисты и духовно возвышенны, ничего в России не изменится к лучшему.

Мы должны осознать всю тяжесть сотворённого. Грех цареубийства лежит на всех: и на тех, кто убивал, и на тех, кто отдавал приказы, и кто не защитил, и кто делал вид, что его это не касается… И на нас, как потомках всех этих людей, тоже лежит этот грех.

Мы должны осознать, что убийству Царской семьи предшествовал другой тяжкий грех – грех предательства. Многие позарились на деньги, на посулы должностей. Алчность и жажда власти привели к государственной измене и перевороту, и лишь потом на этой «благодатной» почве власть захватили большевики. А затем последовали гражданская война, голодоморы, репрессии, концлагеря… Многомиллионные жертвы народа – как расплата за совершённый тяжкий грех. Не слишком ли дорого мы заплатили, чтобы искупить эту вину?

Без осознания причин и их последствий мы будем продолжать совершать те же ошибки.

Мы должны осознать, что в течение 100 лет нашей истории мы шли не туда, что нельзя было убивать ни в чём не повинных царя и его детей.

И когда каждый придёт к такому выводу, то есть совершит практически перемену ума в связи с событиями 100-летней давности, тогда и произойдёт покаяние нации , ведь покаяние и означает перемену ума, осознание.

17 июля 2018 года – дата 100-летия со дня зверского убийства Царской семьи. Это важный рубеж, который стоит перед страной и народом. Мы должны признать ошибки наших прадедов и перестать повторять ложь и клевету. Мы должны перестать смотреть на Царскую семью глазами их убийц. Мы должны признать высокую нравственность и культуру Государя Николая II и его семьи, осознать их огромный вклад на благо своей страны, безусловную ценность их жизни для России.

Именно после этого что-то начнёт изменяться в России к лучшему.

Символическое возвращение Царской семьи – это наше возращение к идеалам нравственности, чести, достоинства, благородства, порядочности во всех сферах человеческой деятельности.

Новые факты на смену старой лжи:

Царская семья. Возвращение / авт.-сост. Т.Н. Микушина, О.А. Иванова, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2018. – 200 с.