Практикум для родителей доу о дисграфии. «Домашняя игротека» для профилактики дисграфии

Здоровье

Дисграфия

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно. Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Этиология дисграфии. Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения. Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ. Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).

Речевая симптоматика дисграфии. При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.

Неречевая симптоматика дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Механизм дисграфии. Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух - физический . Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность - музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид - речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом - сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова "дочка-точка", "уголь-угол", "палка-балка", "чашка-Сашка". Замена глухого звука звонким звуком, твердого - мягким, шипящего - свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист.

Какая область мозга "отвечает" за письмо? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга "заведует" предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более "древняя", автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям "объясняться" с помощью рисунка (как в древности - посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на "зеркальный" характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону, как при изображении в зеркале. Пример: "С" и "З" открываются влево; "Ч" и "Р" выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв - характерная особенность левшей.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

пропуски букв и слогов;

перестановка букв и (или) слогов;

недописывание слов;

написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";

повторение букв и (или) слогов;

контоминация - в одном слове слоги разных слов;

слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: - недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. Несколько слов о почерке. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму). Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

КАК НАУЧИТЬ Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ! Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.

НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ,
которые помогут в преодолении дисграфии

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только). Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

Диктанты надо писать! Только по-особому.

1. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот". Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма. НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Семинар-практикум для родителей

«Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников».

Выполнила: учитель-логопед

Е.А. Зацарная

ноябрь 2012 г.

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

· формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

· развивать мелкую моторику рук,

· ориентировки в пространстве,

· развивать все психические процессы,

· готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

· для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

· для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

· для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.


Зацарная Екатерина Алексеевна

Конкурсант:

Гебра Марьяна Ивановна

Учитель-логопед,

МБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №81 «Мальвина»

ХМАО-Югра г.Сургут

"Письменная речь не есть простой перевод

устной речи в письменные знаки,

и овладение письменной речью не есть

просто усвоение техники письма".

Л.С.Выготский

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом.

В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

В наше время все чаще встречаются дети с нарушениями речи и дисграфией. Многие родители и учителя не знакомы с данной проблемой и им трудно помочь, своим детям. Коррекционная работа будет более результативной, если в ней будут задействованы родители.

Работа с родителями ведется по двум направлениям:

- информационно-просветительское , направленное на повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей, например консультации выставляются в родительских уголках 1 раз в месяц, выступление на родительских собраниях (три раза в год) и т.д. (см. Приложение №1)

- практическое направления , дающее возможность родителям понимать и уметь выполнять рекомендации и задания данные логопедом, а также использовать интересные приемы логопедии в домашних условиях еженедельно, в выходные дни. Помимо заданий направленных на автоматизацию поставленных звуков, предлагается родителям карточки по профилактике акустической дисграфии. (см. Приложение №2)

Карточки с домашними заданиями решают следующие задачи:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

Регулярная работа с детьми по профилактике акустической дисграфии - родителями, воспитателями, логопедами, в предлагаемых направлениях, преодолеет появление школьных трудностей, если они были предупреждены в дошкольном возрасте.

Приложение:

Консультация для родителей РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

Карточки по профилактике акустической дисграфии

Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 26.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

на тему: «Ранняя профилактика

дисграфии в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ детский сад № 82

Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,

заинтересует Вас своей актуальностью.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с

письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими

школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.

Проблема

нарушения

актуальных

школьного

обучения.

Специфическое

расстройство

письменной

проявляющееся

многочисленных

типичных

стойкого

характера

о бу с л о вл е н н о е

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения

навыками письма – это дисграфия.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в

дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей

в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

наследственная предрасположенность:

(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей

качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

патологические факторы (вредное воздействие):

пренатальный (дородовой период жизни ребенка);

натальный (в момент родов);

постнатальный (после родовой период).

Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):

длительное соматическое заболевание;

неправильная речь окружающих;

дефицит речевых контактов;

двуязычье в семье;

недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе

письма и чтения.

Как же проявляется дисграфия в младших классах?

упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;

путают схожие буквы;

имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

Артикуляционно-акустическая:

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

Акустическая форма:

смешивает на письме буквы, обозначающие

Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);

Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);

Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

Аграмматическая форма:

- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-

ний, текста. Пропуск членов предложения.

Не согласование в роде и числе (желтая солнце);

Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

- пропуски букв, слогов;

- перестановки букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Оптическая дисграфия (на письме):

- замены графически сходных букв;

- зеркальное написание букв;

- искажения написания букв.

Дизорфография:

- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на

письме (несмотря на знание соответствующих правил).

приводится

перечень

специальных

упражнений,

которые

будут

способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а

затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,

фольги, ткани и т.д.);

«Громко-тихо»

дифференциация

звучащих

предметов

присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину? »;

«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что

слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды

круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический

рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают

место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные

диктанты»

нарисовать

(квадратиков,

сколько звуков в слове;

«Какая

картинка

лишняя? »

предметы

картинках

начинаются

определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,

обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит

буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок

сохранял

интерес

занятиям,

главное

условие

успешной

работы

профилактике и коррекции дисграфии.

Учитель-логопед высшей категории

Цель: способствовать формированию у родителей обучающихся элементарного представления о дисграфии как специфическом нарушении письма при нормальном физическом слухе и сохранном интеллекте.

1. Ознакомить родителей с видами дисграфических ошибок.

2. Способствовать формированию чувства сопричастности, ответственности за результативность коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

3. Ознакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Что такое дисграфия?

Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

2. Механизм дисграфии.

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др.), обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

3. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

4. Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

bРугать ребёнка, показывать ему свое раздражение . Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

cОбычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

dСтараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

5. Как понять, что у ребёнка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил) , которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

Примеры дисграфических ошибок:

пропуск букв,

перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»),

добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»),

замены букв:

Звонких и глухих согласных (з има – «с има»),

Гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лё ша – «Лю ша»),

К - г - х (сух ой – «суг ой»),

Сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим »),

- с - ш, з - ж, с - щ (с обака – «ш абака», ж ук – «з ук», щ ётка – «с ётка»),

- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс » - «заяч »),

оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв),

слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»),

раздельное написание частей слова («по бежал»),

отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения),

ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях »).

6. О чём следует помнить, развивая речевой слух?

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима ).

Слова состоят из слогов (зи - ма ).

Слоги состоят из звуков [з"], [и] .

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

А, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- е, ё, ю, я - йотированные:

обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: я ма, ю ла, мая к, зая ц, семья );

либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: бер ёза, м яч) .

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

Твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э ),

Мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я ).

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

7. Как помочь ребёнку с дисграфией?

Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

Игры на развитие слухового внимания

"Разговор шпионов "

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом . При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

"Слышим звон и знаем, где он "

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т.д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (ш уба, уш и, кош ка).

Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ча - - са - -

ча - - - са - - -

ча - - - - са - - - -

Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

"Волшебные превращения ":

а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяй один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух –сох;

в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

"Цепочка бесконечности ": от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: д ом м ак к от т опор р ука.

"Перевёртыши ": назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

«Какой звук убежал (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

Упражнение "Редактор ".

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м .

Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан . Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.