Развитие творчества детей в танце дошкольники. Доклад «Развитие творчества детей в процессе игрового танца

Рукоделия

Музыкальное движение представляет особенный интерес в свя­зи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется:

■ во-первых, «двигательной природой» детского воображения
(Л. С. Выготский);


■ во-вторых, максимальной доступностью движения под музыку

для детей па всех возрастных этапах, в том числе на ранних;

■ в-третьих, синтетической природой музыкально-ритмической
деятельности.

Вместе с тем важно отметить, что ребенок начинает импровизи­ровать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, вырази­тельных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками, т. е. если он готов к таким занятиям, обладает опытом осуществления подобной деятельности.

Таким образом, творческие проявления детей в ритмике связаны с их умением импровизировать под музыку на основе имеющегося запаса исполнительских движений.

Кроме того, творческие проявления детей в ритмике во многом обусловлены и рядом других факторов:

■ уровнем развития музыкального восприятия; степенью понима­ния ребенком особенностей развития музыкального образа;

■ качеством педагогического руководства творческими проявле­ниями детей в ритмике;

■ учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их склонностей и интересов.

Важен также подбор музыкального репертуара, поскольку он служит сценарием для творческих проявлений детей в ритмике, ведущее место в музыкально-игровом творчестве занимают про­граммные музыкальные произведения.

Для полноценного творчества ребенка в ритмике необходимо оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым:

■ музыкальным сопровождением;

■ костюмами и атрибутами;

■ музыкальными инструментами;

■ пространством для игр и танцев;

■ возможностью проявить самостоятельность (Г. А. Праслова и др.).

Для развития творчества в ритмике педагогами-музыкантами (М.Л.Палавандишвили и др.) рекомендуется последовательность творческих заданий, предъявляемых детям в несколько эта­пов.

Если в младшем возрасте самые лучшие песни для таких зада­ний - народные, то детям более старшего возраста предлагают и


1-й этап Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в движениях отдельных персонажей, отражающие их повадки, особенности, либо имитировать игру на различных музыкальных инструментах и т. п. Педагог при этом дает образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребенок выбирает один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки
2-й этап Перед детьми ставятся творческие задания, связанные с передачей динамики развития музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей или передачей характера музыки в различных танцевальных жанрах. Для обогащения творческих проявлений ребенка рекомендуется побуждать его к предварительной словесной характеристике музыкального образа, тогда творческий замысел становится ему более ясным, что помогает практически реализовать опыт усвоенных ранее музыкально-ритмических движений
3-й этап Детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей с контрастными характерами. При этом важно акцентировать их внимание не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
4-й этап Детей побуждают к выполнению более сложных заданий: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребенка включения самоконтроля, волевых усилий, психологической раскрепощенности

классическую, и современную музыку. При этом дети должны знать, что сориентироваться в выборе движений для пластической импро­визации им помогут выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контра­сты и т. д.

Для развития творческих музыкально-двигательных проявлений предлагают также использовать задания на свободное дирижирова­ние (Г. А. Праслова и др.), в ходе которых дети жестами передают характер музыкального произведения, их штрихи, динамику, темп и т. д. Цель этих заданий - воспитание чувства соответствия движе­ний характеру музыки.


Обобщая, следует отметить, что в качестве критериев сфор­мированности творческих навыков детей в области ритмики выде­ляются:

■ самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движе­ний, выразительность движений, нестандартность пластических средств выражения;

■ способность двигательно откликаться на переживания, выра­женные в музыке;

■ способность придумывать собственные музыкально-двигатель­ные композиции;

■ увлеченность процессом отражения музыки в движении.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №1»Аленушка»

Обобщение педагогического опыта

музыкального руководителя

« Развития творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности »

Составитель:

музыкальный руководитель

Татаринцева И.В.

г.Жердевка 2018

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»

А.И. Буренина.

1. Введение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Дошкольное образовательное учреждение должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности. Именно хореография является таким универсальным средством воспитания широкого профиля детей. Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Занятия танцами способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.

2. Актуальность

Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.

Цель:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к искусству танца, развить танцевальные и музыкальные способности.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

Научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

Научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

Обучить основам импровизации.

Развивающие:

Развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

Формирование художественного вкуса;

Развитие выразительности движения;

Развитие координации движения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям ритмикой;

Психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

Воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

Развитие мышления, воображения, познавательной активности.

3. Новизна педагогического опыта

Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

В моей работе были применены следующие принципы педагогического опыта:

    Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;

    Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;

    Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному;

    Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно –образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей, родительские собрания).

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях.

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели индивидуальные занятия и репетиция, которые в основном носят репродуктивно-практический характер и прежде всего освоение концертного репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание образования посредством репертуара. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.

При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания.

К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

В реализации опыта использованы инновационные технологии:

    Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.

    Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.

    Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на занятиях.

4. Теоретическая база

Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.

5. Технология реквизитного украшения танца

Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Так для танца «Капитошка» потребовалось очень много объемных цветов на голову, которые были сделаны из обыкновенных полиэтиленовых пакетов мною и сотрудниками детского сада. Для постановки танца «Восточные красавицы» многие родители сами сшили костюмы, что придало яркость и оригинальность выступлению детей. Для танцевального номера «Клоуны» потребовалось каждому участнику купить колпачок, а более заинтересованные родители нарядили своих детей еще в костюмы и носики. Таким образом, можно сделать вывод, что без помощи родителей и коллег в подготовке и изготовлении реквизита не обойтись.

6. Педагогическая идея

Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.

7. Эффективность педагогического опыта

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от10 до12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического коллектива в достижении высокого творческого результата.

Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования района.

8. Результативность опыта

Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод – развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

По наблюдению воспитателей заметные изменения произошли в старшем дошкольном возрасте в межличностных отношениях детей: меньше конфликтов стало происходить между девочками и мальчиками, появилась общая цель (постановка музыкального спектакля с танцевальными номерами), способствующая сплочению группы. Воспитанники стали меньше копировать друг друга – появилось больше самостоятельных решений; в движениях и позах стал проявляться характер музыки; позы стали выразительными.В средней, старшей, подготовительной группе положительные изменения произошли во внешнем виде (стремление к аккуратности одежды и прически) и поведении (сдержанность, саморегуляция) детей.

Об успехах детей свидетельствуют выступления детей на утренниках и развлечениях перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы родительской и городской общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие детей на родительских собраниях.

9. Заключение:

На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической деятельности – любовь к своей профессии, детям. Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на любовь и веру в них.
По моему мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый день и час открывал им что-то, новое, развивал их ум, формировал основы личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет

успешной и плодотворной.

Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом.

День прошёл зря, если я не танцевал.
Фридрих Ницше

Екатерина Чернова
Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

Программа саморазвития по теме :

«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста ».

1. Актуальность ….…. 3 стр.

2. Цели, задачи…. 5 стр.

3. Этапы работы…. 6 стр.

4. План мероприятий по реализации программы… . 8 стр.

5. Ожидаемые результаты…. 15 стр.

6. Заключение….16 стр.

7. Список литературы…. …. … 19 стр.

Актуальность :Социальная значимость проблемы воспитания активной творческой личности . Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте , так как в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности . Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры . Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий : повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности ! В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и ФГОС ДОзаложены принципы развития творческой личности ребенка , основанные на индивидуальных потребностях. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том , что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения , заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности . Этой проблемой занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, З. Фрейд и другие, которые считали, что

необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки , заложенные природой. И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений , формированию музыкального вкуса и культуры детей .

Цель : Содействовать творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально - ритмических движений и танцевально-игровой гимнастики . Создать необходимый положительный психологический настрой.

Задачи :

Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме -Повысить двигательную активность детей через танцевальную и музыкально -ритмическую деятельность - Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении

Этапы работы

Диагностический

Постановка проблемы. Анализ собственного педагогического опыта по данной теме

Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме;

Определение целей и задач работы над темой В течение трех лет

Прогностический - разработка системы мер, направленных на решение проблем;

- прогнозирование результатов

Составление перспективного планированияпо данной теме. В течение трех лет

Практический - выступление из опыта работы на педсоветах, родительских собраниях,

Информирование педагогов и родителей дошкольников через консультации :

Посещение семинаров, методических объединений;

Проведение открытых показов, семинаров-практикумов для педагогов. В течение трех лет

Обобщающий - анализ работы

Обобщение опыта, оформление материала, проведение мониторинга. В течение трех лет

Внедренческий использование опыта работы педагогами в других ДОУ В течение трех лет

План мероприятий по реализации программы

2017 – 2018 учебный год

Средняя группа

Период прохождения

мероприятия

музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Познакомить детей с понятиями «осень» , «осенние листочки» , «осенний листопад» .

Расширять знания детей о понятиях «танец» , «ориентировка в пространстве» , «ровная спина» , «носик смотрит прямо» .

Учить первичным навыкам «находить свое место на краю ковра» , «двигаться по краю ковра» .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ -Познакомить детей с понятиями «зима» , «зимние праздники» .

Расширять знание детей о понятиях «линии» , «повороты, выпады вправо и влево» .

Учить движения хороводного шага , держась за руки и

соблюдая правильную форму круга.

-Развивать музыкально -ритмическую координацию движений музыки , используя предметы.

Расширять умение перестраиваться из большого круга в маленький и наоборот, не держась за руки.

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ -Познакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

Расширять имитационные знания о понятиях «кошечка точит коготки» , «умывается» , «ползает» , «виляет хвостиком» , «болтает ножками» .

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ -Учить детей движением в работе с лентой : «поочередное поднятие рук» , «круговые движения рук » , «змейка» , «водопад» .

Повторение и закрепление

Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

Учиться музыкально движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

«Лето»

2018– 2019 учебный год

Старшая группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение передавать через движения характер музыки . Свободно ориентировать в пространстве

3. Познакомить детей с движениями танца русского хоровода .

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1. Напомнить детям о понятиях «зима» , «зимние праздники» .

2. выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами .

3. Развивать музыкально -ритмическую координацию движений , способность выразительно двигаться в соответствии с характером музыки , используя предметы.

4. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных

движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед , кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Продолжать знакомить детей с понятиями «весна» , «мамин праздник» .

2. Учить передавать характер, мимику, пластику, воображение, через движения с сюжетным наполнением танца .

3. Продолжать учить детей импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и

т. д.) в разных игровых ситуациях.

4. учить придумывать движения

к пляскам, танцам .

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «бальный танец» - вальс, полька.

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

4. Учиться музыкально , выразительно и эмоционально передавать характерные движения в танце .

Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Лето»

Подготовительная группа

Период прохождения

мероприятия

СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ 1. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей на начало года .

2. Продолжать развивать чувство ритма , умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки . Свободно ориентироваться в пространстве

3. Знакомить с особенностями русских плясок (одиночные, групповые, круговая пляска, перепляс)

праздник

ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ 1Знакомить с особенностями белорусских плясок. («Юрачка» , «Бульба» , «Полька-Янка» ).

2. Познакомить детей с особенностями национальных культур. «Танцы народов мира » . («Кадриль» )

3. Совершенствовать умение импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.)

4. Знакомить с понятием «Цыганский танец» . Рассказать детям об особенностях цыганской культуры, характере и манере исполнения народных танцев .

Праздник

Нового года

ФЕВРАЛЬ. МАРТ 1. Рассказать о разнообразии историко-бытовых танцев : («Гавот» , «Менуэт» , «Мазурка» )

2. Знакомить с особенностями украинских плясок («Гопак» , «Казачок» )

3. Развивать танцевально - игровое творчество ; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.

4. Закреплять умение придумывать движения , отражающие содержание песни.

Праздник «День защитника Отечества»

Праздник

АПРЕЛЬ. МАЙ 1. Познакомить детей с понятием «Бальный танец» («Вальс» )

2. Повторение и закрепление

пройденного за учебный год материала.

3. Способствовать формированию настойчивости, выдержки в достижении результатов на занятиях

4. Диагностика уровня музыкально -двигательных способностей детей

Праздник, посвященный Дню Победы «Выпуск в школу»

Ожидаемые результаты :

Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов :- Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям , используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного) .- Укрепление здоровья : способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку. - Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу , гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности; содействовать развитию чувства ритма , музыкального слуха , памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой ; формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев . Улучшение ориентировки в пространстве- Развитие творческих способностей : развивать мышление , воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку ; воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях ; развивать лидерство , инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи. - Повышение интереса родителей в данной области

Заключение.

Музыка в области музыкально -ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим : «Следует научить детей красиво двигаться » . Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку , воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества . Музыка , обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения , оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка. Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность . Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические , темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка , причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой , передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей , а способность уложить свои движения во времени , в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха . Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения , их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей , постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное . Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса , то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей , до сложных образцов симфонической музыки . И здесь важно только то, что, выбирая музыку , каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии. Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель : выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки , способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой , умение выразить её содержание в движениях . Итак, в каждом виде музыкально -ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве , кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально -слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие . В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление . В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности , требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций. Музыкально -ритмическая деятельность развивает не только музыкальные , но и общие способности. Развивается мышление , эмоции, воспитывается творческое воображение , укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных . Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Список литературы :

1.«Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугина – М., 1989

2. Журнал «Музыкальный руководитель » .

3. «Музыка – детям » , Н. А. Метлов – М., 2005

4. «Музыка и движение » Бекина С. И М., 1984

5. «Музыкально – двигательные упражнения в детском саду» . Е. П. Раевская С. Руднева – М., 1991


« БАБОЧКИ »

Ст.гр.

Цель:

Ход: Педагог просит детей « превратиться » в бабочек и показывать жизнь бабочек в соответствии с его рассказом: « Светит яркое солнышко. Бабочка только что проснулась. Она расправляет плечи, потягивается, проверяет свои ножки. Ей радостно. Она начинает махать крылышками медленно, потом все быстрее и быстрее. А затем взлетает. Она летит в теплом-теплом радостном воздухе. Жарко, солнце греет ее крылышки. От радости она смеется. Вот она увидела цветок, села, сложила крылышки и вдыхает его аромат: как вкусно он пахнет! Наверное, цветку тоже, радостно. Темнеет. Бабочка садится, складывает крылышки и засыпает. Ей снится чудесный сон » .


« В ЛЕСУ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Педагог: «В лесу раннее утро, светит солнце и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим».

«Первым на поляну прискакал зайчик» соответственно в музыке идет заячья тема. Затем: «На поляну прибежал волк» идет тема волка и т.д. Дети должны изобразить зверя, который приходит на поляну. Его манеры, его поведение и т.д. В конце игры можно выбрать самого страшного волка или самого трусливого зайца.

* зайчик, волк, медведь, ежик, лисица, птички.

« ЦВЕТОЧКИ »

Ст. д/в

Цель: Побуждать детей к самостоятельной импровизации движений подчиненных определенному образу. Совершенствовать умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание.

Ход: Педагог: « Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной. »

« ПОД ДОЖДИКОМ »

Ср. гр.

Цель:

Ход: Звучит запись шума дождя. Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу - настоящий ливень! Педагог открывает зонт и зовет детей. Предлагая спрятаться от дождя. Педагог с радостью встречает детей, имитирует движения – как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.


« РАСТУЩИЕ ЦВЕТЫ »

Ср.гр.

Цель: Побуждать детей к импровизации движений подчиненных определенному образу.

Ход: Звучит спокойная музыка. Дети вместе с педагогом изображают растущие цветы: сначала цветы все спят, затем начинают медленно просыпаться, вытягиваться к солнышку, тянутся все выше и выше. Как хорошо им на лесной полянке всем вместе, закружились цветы под музыку птичьих трелей в общем танце. А теперь подбежали все цветочки близко друг к другу и обнялись.

« МАГАЗИН ИГРУШЕК »

Ольга Ракова
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Развитие творческих способностей в танцевально -игровой деятельности современные ученые рассматривают как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального) . Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлекшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.

Танцевально-игровое творчество – это умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать из знакомых танцев различные элементы , комбинации шагов в новые танцевальные композиции . Умение творить , самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Только хорошее овладение танцевальными навыками побуждают дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству .

Воображение, фантазия- это необходимый элемент импровизации. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать . Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных способностей ребенка : одним импровизация дается легче, другим труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, и если осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями . Применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке , самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом . Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности.

Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ решения раскрытия творческих ресурсов личности .

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей желательно использовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку . Например : перед занятием воспитатель надевает на руку петрушку, зайчика, и т. д. и приглашает с ним подвигаться. Дети весело маршируют, подражая всем движениям петрушки, которые он показывает : хлопают в ладоши, приседают, кружатся. Используется появление игрового персонажа, переодетого ребенка старшей группы в костюме персонажа. Необходимо развивать стремление самостоятельно, с творческими элементами двигаться под музыку . А для этого надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей . В этом большую помощь могут оказать игровые приемы. Например, в игре «Кто из леса вышел?» дети должны не только определить, кто вышел из леса : медведь, зайчик или лиса, но и передать в движении неуклюжего медведя, быстрого, трусливого зайку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

В старшем возрасте задания усложняются. Для детей старшего возраста часто используется магнитофон. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование компакт-дисков в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.

Игры на развитие танцевального творчества для старшего дошкольного возраста.

1. «Танец с предметом» .

Участники встают парами, кто остался без пары, тот танцует с предметом . Играет музыка , все танцуют . Как только музыка остановилась , каждый участник должен поменяться по линии танца , кто остался без пары, тот танцует с предметом .

2. «Подари цветок» .

Участники встают по парам. Тот, кто стоит во внутреннем кругу-кавалер, во внешнем-дама. Все встают друг против друга по кругу, в середине-ваза с цветами (цветов меньше на один, чем пар) . Играет музыка , все танцуют , при остановке музыки кавалер должен успеть подарить своей даме цветок. Та пара, которой не достался цветок, выбывает из игры . Так играют до тех пор, пока не останется одна пара, которая становится победителем, а кавалер самым элегантным.

3. «Зеркало» .

Участники встают по кругу. В центр круга выходит один участник, который показывает какое-либо движение. На 2 часть музыки все выполняют это движение, а солист выбирает того участника, который повторил это движение наиболее музыкально и выразительно . Этот игрок становится солистом.

4. «Передача платочка» .

Играющие выстраиваются в круг. В руках у двух детей платочки . Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается , передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется платок, выходит в центр круга и под хлопки детей танцуют известные движения . Затем игра продолжается.

5. «Музыкальные змейки » .

Играющие выстраиваются на 3-4 команды по количеству участников команды. Они выстраиваются в колонны по одному параллельными рядами. Каждой команде предлагается музыка , под которую они танцуют по всему залу . С началом другой музыки дети должны вернуться на свои места, танцует следующая группа и т. д.

6. «Бабочка, журавль и лягушка» .

Ведущий говорит : «Бабачка» - дети изображают порхающих бабочек под музыку . «Журавль» - стоят на одной ноге, «Лягушка» - прыгают.

7. «Джаз тела» .

Танцующие встают в круг . Звучит ритмичная музыка . Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала двигается голова вперед-назад. Затем только плечи-вверх-вниз. Далее-движения рук – сгибаем в локтях, потом и в кистях. Следующее движение –пружинка в коленях. Затем подъем на ступнях. А теперь постепенно надо прибавлять каждое движение по порядку : голова+плечи+локти+кисти+колени+ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми частями тела одновременно.

8. «Походка и настроение» .

Ведущий называет движения и просит изобразить настроение : «Полетаем, как воробей. А теперь, как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить, осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу другу, прыгнем ему на шею и обнимем его.