Вологодское кружево народное декоративное искусство. Вологодское кружево: особенности и техника плетения, история создания коклюшного кружева

Рукоделия

Кружево – древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще до нашей эры грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило довольно широкое распространение в Европе. Производством его занимались во многих странах мира. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии.

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. Ипатьевская летопись говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.

Хотя трудно сказать, в какие времена кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно только предположить, что появление его в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это действительно так, то кружева в Вологду попали через Северную Двину, Белое море и Сухону вместе с товаром, который завозили из Западной Европы. Как бы то ни было, самые ранние образцы местного кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Также применяли их и для отделки церковной утвари.

При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Ростов, Галич, Вологда, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань. В 1820 г. помещицей В.А. Засецкой под Вологдой в сельце Ковырино была создана первая кружевная фабрика. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Кадниковском, Грязовецком и Вологодском. Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева. Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход. Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги. Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. В прекрасную летнюю погоду они могут работать и на открытом воздухе. При необходимости им не составит большого труда перейти на другое место. Заниматься этим ремеслом можно в свободное от труда на земле время.

В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 их насчитывалось около 40 тысяч. Из них были 20% девочки-подростки. Обучение ремеслу они начинали с 5–7-летнего возраста. Нередкими были случаи, когда кружевоплетением занимались мальчики.

Готовая продукция через перекупщиков попадала в Петербург и Москву. В столичных магазинах вологодское кружево ценилось высоко. Были и такие случаи, что их продавали как иностранные, этим самым увеличивалась стоимость. Но ухищрения подобного рода были излишними, по своим достоинствам изделия мастериц из Вологодской губернии не уступали зарубежным образцам.

В 1920 г. основалась кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевницы объединились в артели. К этому времени этим промыслом занимались около 70 тысяч. В 1928 г в городе Вологда была создана профтехшкола, она имела не малое значения в развитии промысла. Она готовила инструкторов и мастериц по кружевоплетению. В ней разработали большинство видов кружевных решеток, необычные образцы современных изделий. Вот этим Вологда и отличалась от других центров кружевного промысла, для нее это была не малая выгода. В 1930 г. все артели расположенные на территории 8 районов (Вологодского, Чебсарского, Усть-Кубинского, Харовского, Грязовецкого, Сокольского, Кубеноозерского, Лежского) объединили, и образовался единый Вологодский кружевной союз. В 1876 г. вологодские кружева на международной выставке в Филадельфии получили высокую оценку. В 1893 году с большим успехом их продемонстрировали в Чикаго. На выставках в Брюсселе (1958) и в Париже (1925) они были награждены Золотой медалью. В 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы выходили из-под коклюшек вологодских мастериц. Историю промысла изучила Наталья Летникова.

Наташа Минтон/Фотобанк Лори

10 фактов о вологодском кружеве.

1. Прародители вологодского плетения родом из Европы. Первое иноземное кружево - из золотых нитей - попало в Вологду в ХVI веке по Северному морскому пути. Столетие спустя на Руси начали собственное производство… металлических кружев в Оружейной палате .

2. Массовый промысел своим появлением обязан крепостным. Русские мастерицы стали плести из льняных нитей. Во всех помещичьих усадьбах губернии появились свои мини-фабрики: оплетали Москву и Петербург. В губернии проживала треть всех кружевниц России.

Надежда Глазова/Фотобанк Лори

3. Французы и немцы именовали кружева «верхушка» или «зубчик». На Руси промысел назвали «круживо»: от слова «окружать» - наряды отделкой. Или название навеяно северной метелью? Теперь уж наверняка никто и не скажет.

4. Узоры резьбы по дереву , орнаменты ткачества , старинная ажурная вышивка «вологодское стекло». В основу северных кружевных узоров легли традиционные промыслы Вологодской губернии.

5. Снежинка - главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Мастерицы обладают поистине инженерной мыслью. В одном узоре переплетают до ста нитей.

Наташа Минтон/Фотобанк Лори

6. Расцвет промысла совпал с отменой крепостного права. Ремесло недорогое. Валик, коклюшки и станок стоили дореволюционные 1 рубль 50 копеек. Зарабатывали кружевницы до 20 рублей в год, но проводили за коклюшками по 16 часов в день.

7. Обучали кружевоплетению с пяти лет. Как правило, работали целыми династиями. К примеру, бабушка лауреата Госпремии им. Репина Веры Веселовой плела чулки и зонтики по особому заказу императорского двора.

8. Парижская премьера принесла северному рукоделию мировое признание. Вологодский кружевной союз в 1937 году получил Гран-при за новизну и художественное исполнение. Золотые медали привезли в Вологду из Чикаго, Филадельфии и столицы кружева - Брюсселя.

9. «Самое массовое кружевоплетение». Профессиональный рекорд поставили в Вологде 570 кружевниц, которые одновременно работали на протяжении двух часов. Событие международного масштаба: в акции приняли участие мастерицы из восьми стран - от Австралии до Канады.

10. Кружевные раритеты собраны в Вологодском музее . В числе четырех тысяч экспонатов - и первые кружева из золотых и серебряных нитей, прибывшие в губернию морем. Но главная гордость коллекции - работы вологодских кружевниц, что сказочник Степан Писахов назвал «мороженой песней».

Русские кружева - самобытны, многообразны по сюжетам и техникам исполнения. Но есть среди них одни, особенные. Чаще именно изделия вологодских кружевниц прочно ассоциируются у нас со словом "кружево". И это неспроста - история этого промысла на Вологодчине уходит корнями в далекое прошлое и вот уже несколько веков поражает нас своим изяществом. Итак - знакомимся: вологодские кружева!

А начиналось вологодское кружевное производство в конце XVIII в., когда в различных регионах России сформировались и стали развиваться центры русского кружевоплетения: Галич, Ростов, Балахна, Калязин, Торжок, Рязань. И - Вологда!

Первая кружевная фабрика здесь была создана в 1820 г. помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой, откуда во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось по всем центральным уездам Вологодской губернии. А поспособствовала этому... отмена крепостного права: крестьянки стали более свободны в выборе рода занятий, больше занимались рукоделием и плетением кружев на продажу. Это производство приносило дополнительный доход крестьянской семье. Тем более, что кружевоплетение не требует каких-то особых вложений: и нити для кружев, и оборудование были недороги и их мог приобрести или смастерить каждый. Не требовалось и специального помещения - летом кружева плели прямо на улице. Да и заниматься этим ремеслом можно урывками, в свободное от труда на земле время.

Постепенно кружевоплетение стало очень популярно: в 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц, а в 1912 – уже около 40 тысяч. По статистике тех лет значительную часть из них составляли девочки-подростки. Обучаться ремеслу они обычно начинали с 5–7-летнего возраста и к 12-14 годам становились очень опытными мастерицами. Но нередко кружева плели и мужчины.

Зато как высоко ценились вологодские кружева в столичных магазинах! Хитрые торговцы поначалу выдавали их за иностранные, чтобы увеличить прибыль. Но это было излишним - по своим характеристикам изделия вологодских мастериц совсем не уступали европейским. В 1876 г. вологодские кружева заслуженно получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С не меньшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго.

Октябрьская революция подорвала кружевной промысел. Но совсем скоро, в 1920 г. в Вологде была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, целью которого было развитие ремесел народов Севера в новых социалистических условиях. Всех кружевниц, а их к этому времени насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели, была основана профтехшкола, которая готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Именно в те годы были разработаны многие новые узоры и приемы плетения, созданы сюжеты для кружевных изделий, воплотившие в себя мечты о новой стране.

На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) вологодские кружева были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 г.

В чем же секрет успеха вологодского кружева? Издавна кружевницы плели его вручную, используя деревянные коклюшки, сколок с рисунком и особую подушку на подставке. Сколок (схема, по которой выплетается рисунок) – воплощение мастерства кружевницы.

По технике исполнения своременное вологодское кружево относится к "сцепным" кружевам. В этом виде кружева основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками", выполняемыми отдельно, при помощи вязального крючка. Эта техника применяется при изготовлении косынок, воротников, пелерин, скатертей, покрывал, занавесей, панно.

Но были и мастерицы - "мерницы", которые плели т.н. "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетался одновременно с фоном, что позволяло получать сколь угодно длинные полосы кружев, от которых отмеряли (отсюда и название) отрезы необходимой длины.

Понятно, что узоры в сцепном кружеве более разнообразны, чем в парном. Это могут быть и геометрические фигуры, и мотивы растительного и животного мира (елочки, цветы, рыбы, птицы, олени, львы, павлины), и фантастические существа (птицы сирины, единороги), и явления природы (северное сияние), и человеческие фигуры (дамы, кавалеры, всадники, крестьянки в кокошниках и сарафанах), и архитектурные сооружения (церкви, башни, мосты, беседки, дворцы), и достижения техники (башенные краны, самолеты, космические аппараты). Да, да, на изделиях вологодских кружевниц 1930-х годов были даже трактора и самолеты - ведь им точно также, как их прабабушкам, хотелось воплотить в кружеве тот мир, что их окружал.

Долгое время в Вологде преобладало парное кружево, оно составляло примерно 2/3 всего объёма выпускаемой продукции. Большой вклад в развитие сцепного кружева внесли мастера открывшейся в Вологде в 1928 году кружевной школы (ВКШ). Так в 1930-е годы художником Анной Александровной Перовой-Никитиной и инструктором производственного обучения Капитолиной Васильевной Исаковой было разработано более 100 решёток для сцепного кружева. Это изобретение изменило внешний облик сцепного кружева: оно стало ажурным, так как решётка теперь могла выполнять лидирующую роль в рисунке. Кроме того, именно этим способом можно было создавать изделия, комбинированные с тканью, большие крупные предметы, сшитые из многих частей.

В 1936 г. при "Волкружевосоюзе" (была такая организация!) создается художественная лаборатория, где многочисленные кружевницы и художники над ассортиментом, качеством, технологией плетения кружевных изделий. Общие для всего вологодского кружева приемы, в творчестве каждого мастера приобретают индивидуальную окраску. Так, работы самой К.В. Исаковой развивают камерное лирическое направление. Нежность и теплота образов отличают ее панно "Олени", созданное в 1968 году.

Большой вклад в развитие промысла внесла А.А.Кораблёва, сотрудница Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Ею были созданы крупные сшивные произведения, ставшие этапными в развитии отрасли: панно "Домик в Гори" (1949 г., к юбилею И.В. Сталина), занавес "Юбилейный" (1954 г., к 300-летию воссоединения Украины и России), занавес "Русские мотивы" (1958 г., на Всемирной выставке в Брюсселе он по праву получил высшую награду "Гран-При"), панно "Спутник" (1959 г.), панно "Аврора" (1970 г.), панно "Стройки Москвы" (1970 г.) и др.

Еще одно известное в Вологде имя - В.Д. Веселова, родившаяся в семье потомственных кружевниц. Этим промыслом занимались и ее мать, и бабушка, и прабабушка, и, возможно, далекие предки. Сохранилось семейное предание о том, что бабушка Веры Дмитриевны плела по особому заказу чулки и зонтики для царского двора. А самая известная работа внучки - скатерть "Ладья", в ней мастерица воплотила и поэтичность образа, и завершенность рисунка и свое мастерство кружевницы.

Но самое известное изделие вологодских кружевниц бесспорно скатерть "Снежинка" (автор В.Н. Ельфина), ставшая визитной карточкой всего кружевного промысла. И не случайно именно ей обязано своим названием кружевное объединение "Снежинка", созданное в Вологде в 1964 году и остающееся центром кружевного производства до наших дней. Сейчас тут трудятся сотни кружевниц, продолжая создавать из тончайших нитей изысканные кружевные узоры. Ведь кружево даже в наш компьютерный век остается все также востребовано.

Работы этих мастериц, как и десятков других, представлены в открывшемся в Вологде Музее кружев. Если вам посчастливится побывать в этих краях - непременно загляните туда. Не пожалеете. Ведь Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

При подготовке использованы фотоматериалы сайта "Вологодские народные промыслы".

"Невеста Севера". 2010 г. Авторы А.Н. Ракчеева, Ю.Е. Захарова, Е.Е. Марочко.

– древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще древним грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило широкое распространение на территории Европы. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое-то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии .

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.


Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов , а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка . Также применяли их и для отделки церковной утвари.


При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц , для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».


Кружево (фрагмент)

Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри . К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Вологда, Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.


Вологодское кружево - вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен , отбеленный или суровый.


В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Мавзолей”

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.


Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Звезда”

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева.

Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход.

Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги . Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Кружевницы могли заниматься этим ремеслом в свободное от труда на земле время.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.).


Кружево “Лукоморье” (фрагмент)

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды:

– на выставке в Брюсселе 1958 году они были награждены золотой медалью кружевной вологодский занавес «Русские мотивы»;

– в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже;

– в 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.


В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка» . Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева . В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.


Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Статья о Музее кружева в Вологде находится

Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее

Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.

Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе.



Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.




История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.



Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».



Вологодское кружево


"Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели",- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании "Русское кружево и русские кружевницы".



До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло.



Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.



Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.



И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.



Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.



Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого "белозерского" манера с плетешковыми решетками.



Так и получился знаменитый, и ставший модным, "вологодский манер". Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.