Как происходит запоминание. Основные процессы памяти

Причёстки
Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] Зиганов Марат Александрович

Как происходит запоминание

Как происходит запоминание

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.

Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.

Хорошо известно, что язык мозга - это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.

Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут».

Из книги Наедине с памятью автора Корсаков Игорь Анатольевич

Запоминание лиц и имён В жизни каждого из нас бывают неприятные ситуации, связанные с трудностями узнавания человека, припоминания его имени или обстоятельств, при которых вы с ним познакомились. В принципе, это понятно: имя человека, если это не «Соколиный глаз» или

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Повтор и запоминание Активное слушание помогает проникнуть в истинный смысл, заключенный в словах. Повтор сообщения служит ключом для его запоминания. Выяснение смысла побуждает вас к действию, которое вы ждете. Исследование показало, что если людям излагается какая-то

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§30. Запоминание Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить и не производим для этого никаких усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой».

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

44. ЗАПОМИНАНИЕ Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или

автора

2.3 Память и запоминание Понятие "Память" отличается от понятия "Запоминание".Памятью называется один из психических процессов головного мозга. Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется

Из книги Учебник мнемотехники автора Козаренко Владимир Алексеевич

6.7 Запоминание в алфавитном порядке В простейшем случае запоминание в порядке букв алфавита осуществляется также, как и запоминание под порядковыми номерами. Однако букв в алфавите мало и можно запомнить последовательно всего 30 единиц информации.Практическая схема

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание.Информация закрепляется намного прочнее, если закреплять ее на конкретном, хорошо знакомом фоне. Например, взяв

Из книги Психология критического мышления автора Халперн Дайана

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Запоминание Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначально запоминание

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Фоновое запоминание На своих занятиях я предлагаю в качестве одного из способов запоминания бессвязной, а также текстовой информации фоновое запоминание.Информация

автора

40. Запоминание Ф.И.О. Фамилии преобразуются в образы методом наводящих ассоциаций, т.е. каким-либо из четырех приемов кодирования или их комбинациями (приемы символизации, привязки к знакомой информации, кодирования по созвучию и составление слова по слогам). Образы,

Из книги Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] автора Зиганов Марат Александрович

49. Запоминание адресов Полный адрес включает в себя название улицы, номер дома, корпус и номер квартиры. Так как при запоминании числовых сведений вы используете образные коды, следовательно, эти образы нельзя связывать в ассоциацию. Поэтому числа, входящие в адрес, как и

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ О СЕБЕ Когда надо начинать учить ребенка, чтобы он запомнил свою фамилию, адрес и номер телефона? Лучше всего - когда он станет интересоваться песенками и стишками. И те и другие превращают обучение в игру, что упрощает процесс запоминания. Вот

Из книги Осознанное сновидение автора Лаберж Стивен

Запоминание снов Для того чтобы видеть осознанные сны и помнить их после пробуждения, вы должны уметь запоминать сновидения. Чем чаще вы сможете вспоминать сны, чем ярче и детальнее будут ваши воспоминания, тем выше вероятность того, что некоторые из таких сновидений

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Запоминание Перед тем как идти на совещание, Кейт часто переживает стресс. Как ей хотелось бы обладать способностью легко и быстро вспоминать необходимую информацию по мере надобности. Особенно трудно запоминаются цифры и факты, потому что у них нет связи с тем, что ты

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Память - это способность человека к сохранению, воспроизведению и накоплению информации, знаний и навыков.

Сохранение информации даёт человеку не только возможность быть частью общества, но и активно существовать в нем. Ведь именно при помощи памяти развивается интеллект и логическое мышление людей.

Без этих качеств невозможно научиться ораторскому искусству, письму, счету и многим другим необходимым для современного человека вещам. Именно за восприятие новой информации и её сохранение отвечает такой процесс, как запоминание. Что же он собой представляет?

Виды запоминаний

Сразу стоит перейти к ним. Запоминание - это психологический процесс ввода информации в память при помощи мышления и В социальной психологии выделяют несколько его типов: произвольное и непроизвольное, а также механическое и смысловое.

Непроизвольное запоминание - это то, что происходит случайно, без проявления каких-либо усилий со стороны человека. И хотя психологи считают, что материал, усвоенный таким образом, закрепляется у нас в мозгу хуже и быстрее забывается, на самом деле всё зависит от умственных способностей личности.

Метод ОВОД

Указанная аббревиатура расшифровывается так: основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка. Используется для текстового запоминания и позволяет запечатлевать у себя в мозгу довольно большой объем информации в четыре шага. Пожалуй, это один из самых интересных приёмов запоминания.

Для начала необходимо прочесть текст и попытаться понять основные мысли прочитанного, их связь.

Далее, не торопясь, вдумчиво ознакомиться с ним ещё раз, только более внимательно, обращая внимание даже на самые мельчайшие подробности. Основная цель данного пункта - связать подробности с основными мыслями.

После этого можно приступить к третьему пункту. Обзор подразумевает беглое прочтение текста (желательно с конца) и дальнейший анализ прочитанного.

Последний приём - доводка. Нужно воссоздать прочитанный ранее текст по памяти, стараясь припомнить все подробности, опираясь на основные мысли. Для более эффективного запоминания материал необходимо повторить через некоторое время.

Методы запоминания иностранного языка

Нелишним будет упомянуть и их. Английский для запоминания, в принципе, несложен, однако не каждому под силу быстро освоить незнакомые слова, фразы и правила. Для того чтобы облегчить изучение иностранных слов, существует несколько действенных методик:

  • «Запоминалки». материала в стихах. Подходит как взрослым, так и детям. Данная техника интересна тем, что, помимо рифмованных слов, которые запоминаются довольно легко, присутствуют элементы ассоциаций. Например, стихи с английскими словами: «Слива тут, и слива там. "Слива" по-английски - plum ».
  • «Мне во сне сказала фея: "груша" по-английски pear ».
  • «Карточки». Необходимо заготовить несколько карточек. На одной стороне пишется английское слово, на другой - перевод. Данные шпаргалки должны быть всегда на виду. Можно разделить карточки по тематикам или звучанию. Для детей можно украсить рисунками.
  • «Маркировка». Очень интересная техника запоминания. Это особенно подойдет для ребенка. На наклейках/стикерах надо написать названия бытового окружения (домашняя мебель, техника и другое) и приклеить на предметы. Таким образом можно маркировать огромное количество вещей. Слова для запоминания усвоятся быстро, так как они не только будут постоянно мелькать перед глазами, но ещё и ассоциироваться с материальной вещью.
  • «Противоположности». Чтобы легко пополнить словарный запас новыми иностранными словами, можно запоминать не только слово, но его антонимы и синонимы.
  • «Истории». Узнавая новые иностранные слова, стоит вписывать их в специальную тетрадь, а затем составлять небольшие рассказы. Данная техника поможет не только выучить новые слова, но и правильно употребить их в тексте. А такое запоминание - это ещё и неплохой способ развить своё воображение.
  • «Время». Еще один замечательный метод. Выученное слово нужно использовать сразу, затем употребить его через 10-15 минут. Затем - через час, на следующий день. После этого без всяких усилий можно употреблять выученное слово в разговорной лексике иностранного языка.

Чтобы освоить любую технику запоминания, главное - помнить: без желания, усидчивости и самоконтроля даже самое легкое и интересное задание покажется скучным и трудным. Поэтому, в первую очередь, важно поставить цель и четко следовать намеченному плану.

Человечество никогда не смогло бы достичь таких удивительных достижений, если бы оно не обладало такой уникальной нервной системой, отличающейся от всего живого на земле. Зарождаясь в миллионах нейронных соединений, мысль появляется внезапно, как вспышка. Потом начинает будоражить сознание, обрастать различными гранями, дополнениями или опровержением. Именно процессы, происходящие в центральной нервной системе, способствуют хранению информации, иными словами, так происходит формирование памяти.

Этапы формирования памяти

Память - это восприятие информации, её фиксирование, хранение и последующее воспроизведение. Благодаря памяти мы можем связывать прошедшее и настоящее время. Мы обладаем памятью с рождения и можем совершенствовать её всю жизнь.

  • 1-й этап - информация воспринимается органами чувств и специфическими рецепторами.
  • 2-й этап - рецепторы распространяют импульсы по нервным путям.
  • 3-й этап - импульсы достигают центра восприятия в коре головного мозга, где информация перерабатывается.

Таким образом, глазами, ушами, прикосновениями мы воспринимаем лишь изначальную информацию. А окончательная звуковая, зрительная, осязательная визуализация формируется в головном мозге.

Как мозг запоминает

После попадания информации в мозг мы способны её воспроизводить. Однако мозг записывает в память не всё подряд. Он просеивает информацию, подобно фильтру, и выбирает самое главное, или то, что счёл нужным, или то, что успел запомнить. И откладывает это на хранение. То есть наш мозг анализирует полученную информацию, избавляет её от лишних деталей и фокусируется на самом главном.

Так как абсолютно всё отложить в голове невозможно, мозг самостоятельно регулирует нагрузку, высвобождаясь для принятия новой порции информации. Более давняя информация из активной памяти переходит в пассивную, извлекая её оттуда при необходимости.

Качество запоминания

Качество и характер запоминаемой информации в большой степени зависит от уровня возбуждения нервной системы. Также на качество запоминания влияет повторяемость контакта с раздражителем. Как говорят, повторение - мать учения.

Немаловажную роль играет мотивация запоминания. Студенты перед экзаменом способны запомнить гораздо больший объём информации, чем в повседневной учёбе. Водители способны удерживать в памяти размещение многих улиц, перекрёстков, объездов, состояние дорог на различных участках пути. Танцоры, гимнасты, акробаты имеют хорошо развитую двигательную память, что помогает им легко запоминать сложный рисунок движений.

На способность к запоминанию ещё влияет возраст. Маленькие дети плохо умеют пользоваться своей памятью. Но с возрастом эта способность развивается.

Виды памяти

Память подразделяют в зависимости от длительности хранения информации на кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но также быстро и забывается. При долговременной памяти информация хранится очень долго или запоминается навсегда.

Также память делится на произвольную и непроизвольную. Произвольная память - это запоминание с сознательным приложением усилий. Непроизвольная память - это автоматическое запоминание, которое происходит помимо воли человека.

Память хранит всё: зрительные, слуховые образы, эмоции, движения, запах и вкус. В зависимости от этого её делят на образную, словесно-логическую, эмоциональную, двигательную.

  • Образная память запоминает и хранит информацию, поступающую через органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
  • Словесно-логическая память - это запоминание логически связанных слов. Она развивается одновременно с развитием речи.
  • Эмоциональная память - способность хранить впечатления от ситуаций, связанных с проявлением эмоций.
  • Двигательная память - умение запоминать движения и их последовательность. Она проявляется ещё в младенческом возрасте, когда малыш учится переворачиваться, садится, подниматься.

Как улучшить память?

При запоминании чего-либо полезно делать опору на различные органы чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Память улучшается при развитии воображения, внимательности, интеллекта, умения сосредотачиваться. Хорошему запоминанию способствуют эмоции. Но они не должны быть чрезмерными, так как в этом случае создаётся хаос в процессе мышления и запоминания.

Укреплению памяти способствует употребление в пищу таких продуктов, как рыба, морепродукты, злаки, овощи, растительное масло, шоколад.

Ну и, самое важное, интеллектуальная нагрузка. Память улучшается, подобно мышцам тела, если её тренировать.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Какая часть мозга отвечает за память и что влияет на этот процесс, важно знать всем. Каждый день мы получаем массу информации, часть из которой запоминается. Почему одни воспоминания остаются в памяти, а другие нет, какой механизм действия памяти?

Памятью называют способность к запоминанию, накоплению и извлечению полученных сведений. Сколько может запомнить человек, зависит от его внимания.

Память формируется несколькими участками головного мозга: корой мозга, мозжечком, лимбической системой. Но в большей степени на нее влияют височные доли мозга. Процесс запоминания происходит в гиппокампе. Если повреждена височная область с одной стороны, то память становится хуже, но при нарушениях в обеих височных долях процесс запоминания полностью прекращается.

Функционирование памяти зависит от состояния нейронов и нейромедиаторов, обеспечивающих связь между нервными клетками. Они концентрируются в области гиппокампа. К нейромедиаторам относят и ацетилхолин. Если этих веществ не хватает, то память значительно ухудшается.

Уровень ацетилхолина зависит от количества энергии, производимой в процессе окисления жиров и глюкозы. Нейромедиаторы концентрируются в органе в меньших количествах, если человек переживает стресс или страдает от депрессивных состояний.

Механизм запоминания

Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:

  • непосредственную память;
  • кратковременную;
  • долговременную.

Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в , а долговременные – в гиппокампе.

Способность к запоминанию считается важной частью интеллекта. Поэтому от ее развития зависит и объем информации, которой владеет человек.

Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.

На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне.

Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте.

Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.

Какое полушарие отвечает за память, точно сказать нельзя, так как оба эти участка играют важную роль в процессе обработки и запоминания информации.

Объем памяти

Согласно недавним результатам исследований, ученым удалось выяснить, что объем памяти человеческого мозга составляет около миллиона гигабайт.

Если способности к запоминанию хорошо развиты, то творческим личностям это может доставлять много проблем.

В составе головного мозга около сотни миллиардов нервных клеток, между каждой из которых существуют тысячи нейронных связей. Информация передается в синапсе. Так называют точку, в которой контактируют нейроны. Во время взаимодействия двух нейронов, происходит формирование прочных синапсов. На ветвящихся отростках нервных клеток есть дендриты, которые увеличиваются в размерах во время получения новой информации. Эти отростки позволяют контактировать с другими клетками, во время увеличения он может воспринимать большее количество сигналов, поступающих в мозг.

Некоторые ученые сравнивают дендриты с битами компьютерного кода, но вместо цифр применяют описательные характеристики их размеров.

Но раньше не знали и том, каких размеров способны достигать эти отростки. Ограничивались только определением маленьких, средних и больших дендритов.

Ученые из Калифорнии столкнулись с интересной особенностью, которая заставила их пересмотреть известную информацию о размерах отростков. Это произошло во время изучения гиппокампа крысы. Это отдел мозга отвечающий за память по отношению к зрительным образам.

Исследователи заметили, что один, из отростков нервной клетки, отвечающий за передачу сигналов способен взаимодействовать с двумя дендритами, принимающими информацию.

Ученые выдвинули предположение о способности дендритов принимать одинаковую информацию, если она происходит от одного аксона. Поэтому размер и прочность их должны быть идентичными.

Было произведено измерение объектов, отвечающих за формирование синаптических связей. В ходе исследования удалось выяснить, что разница между дендритами, получающими информацию от одного аксона составляет около восьми процентов. Всего удалось выявить 26 возможных размеров отростков.

Основываясь на результатах исследований, была выдвинута гипотеза о способности человеческой памяти сохранять квадриллион байт информации. Чтобы сравнить мозг с компьютером достаточно знать, что размер средней оперативной памяти устройства не больше восьми гигабайт. Тогда как мозг может сохранить миллион гигабайт.

Каждый человек знает, что полностью использовать весь объем памяти нельзя. Многие хоть раз забывали о днях рождениях друзей и родственников, испытывали трудности с изучением стихотворений или запоминанием параграфов по истории. Это явление считается нормальным. Но, если человек помнит абсолютно все, то это считается феноменом. Миру известны лишь единицы людей, которые помнили большую часть полученных сведений.