Кино Лавочка
Добро пожаловать
Вход / Регистрация
загрузка...

Иван Грозный (1944) 1 серия


Не работает видео? Сообщите нам, нажмите на флажоки мы быстро исправим.
Если видео прерывается, поставьте его на паузу, чтобы оно подгрузилось...

Для корректного просмотра фильмов Вам понадобятся: Яндекс Браузер или Google Chrome
или Mozilla Firefox . А также Adobe Flash Player.

Фильм посмотрели? А отзыв написать? Нам важно ваше мнение, оставляйте комментарии.

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравился фильм. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированые пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


1,129 Просмотры фильма

Описание

Первая серия начинается с венчания на царство Великого князя всея Руси Ивана Васильевича, который провозглашает себя царём и произносит речь о необходимости защитить Россию от внутренних и внешних врагов, не желающих видеть её великой державой. Присутствующие при коронации бояре и иностранные послы тревожно перешёптываются. В следующей сцене показана свадьба Ивана с Анастасией Захарьиной-Юрьевой. В Анастасию влюблён один из приближённых царя, Андрей Курбский, но Анастасия отвергает его домогательства. Во время пира в палаты врывается толпа простолюдинов, возмущённых всевластием знатных боярских родов, но вышедший к ним царь успокаивает их. В этот момент в зал заходит посол Казанского ханства, объявляющий Руси войну и протягивающий царю нож, чтобы тот сам себя зарезал. Оскорблённый Иван объявляет войну Казани.

Идущую на Казань русскую армию формально возглавляет Курбский, но он показывает себя неумелым командующим, жестоко мучающим татарских пленных. По предложенному Иваном Васильевичем плану русские делают подкоп под стенами и закладывают туда порох. После того, как внутри крепости раздаются взрывы, туда врываются русские солдаты. Во время осады Иван знакомится с простым солдатом Алексеем Басмановым, услышав, как он возмущается боярским правлением.

После возвращения из Казани Иван тяжело заболевает. На смертном одре он приказывает приближённым присягнуть своему сыну младенцу Дмитрию, чтобы сохранить страну единой. Тётка царя Ефросинья Старицкая, считающая, что монарх должен быть «боярским царём», призывает всех принести присягу своему сыну Владимиру, слабому и управляемому молодому человеку. Когда Иван теряет сознание, все считают его мёртвым и начинают присягать Владимиру. Курский колеблется, но царица, благосклонности которой он пытается добиться, убеждает его не хоронить живого раньше времени. Он присягает Дмитрию. Выздоровевший Иван награждает тех, кто сохранил верность ему: Курбский получает в командование войска на западной границе, а Алексей Басманов — на южной.

Царь получает известие о том, что Курбский потерпел поражение и переметнулся на сторону литовцев. Тем временем Евфросинья составляет заговор с целью убийства Анастасии. Она оставляет в палатах кубок с отравленным вином, которое Иван подаёт больной Анастасии, когда та просит пить. Во время отпевания Анастасии Иван приходит в отчаяние. Басманов предлагает царю окружить себя верными людьми, такими, как молодой сын Басманова Фёдор, — так появляется опричнина. Иван отрекается от престола и уезжает вАлександрову слободу — только для того, чтобы вернуться на царство, когда в слободу к царю начали стекаться толпы простых людей.

Интересные факты:

  • В фильме показано «Пещное действо» — одно из первых на Руси театрализованных представлений.
  • Колыбельную «Окиян-море» и «Песню про бобра» исполняет певица Ирма Яунзем.
  • В съёмках использовался иконостас храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
  • Во время съёмки, после того как отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль Ивана Грозного Николаю Черкасову было трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге, он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить.
  • Исторические костюмы через много лет были использованы при съёмках комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
  • По некоторым, неофициальным данным, считается, что в этом фильме дебютировал Георгий Вицин, однако Владимир Цукерман, скрупулёзно собиравший все факты жизни Вицина, рассказывал: «…Георгий Михайлович признавался мне, что Эйзенштейна в глаза не видел. А дебютировал в фильме Юткевича „Здравствуй, Москва!“». Тем не менее Вицин появляется на экране в эпизодической роли опричника (есть кадры).
  • Френсис Форд Коппола признался, что назвать продолжение «Крёстного отца» как «Крёстный отец-2» (то есть «Крёстный отец. Часть вторая») сподвиг фильм Эйзенштейна.

Отзывы о фильме:

Фильм был встречен кинематографистами неоднозначно. Чарльз Чаплин отозвался восторженно:

Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты.

В то же время Орсон Уэллс оценил фильм очень негативно, как «выхолощенную демонстрацию красивых картинок». В ответ Эйзенштейн завязал переписку с Уэллсом.

Проживавший в Америке русский художник Мстислав Добужинский также раскритиковал «Ивана Грозного» в рецензии «Сусальный фильм» (1947):

…тенденция в этой картине искажает историческую правду. Удивляет при этом необъяснимое обилие фальши и явных исторических неточностей, которыми полон фильм. <…>

Общий стиль фильма — внешняя его сторона и игра актеров до крайности вычурны и ходульны. Эти «ходули» прежде всего — в грубых эффектах контрастов: в огромной высоты палатах (такие исторически совершенно неверны) с карикатурно низенькими дверями-норами <…>

Как пьеса, фильм образец лубочности. Это отдельные картины без всякого развития драматического действия <…>

Самое тягостное впечатление от «Ивана Грозного» — в игре актеров. <…> Вывороченные и изломанные позы и ужимки, патетические движения, вытаращенный или прищуренный глаз — точно вновь воскрес давно похороненный арсенал провинциальных трагиков, злодейское рычание и адский шепот. <…> И вообще сама эта мелодрама под названием «Иван Грозный» не далеко ушла от тех патриотических феерий, которые когда-то давались в балаганах. Наверно, пройдет несколько лет, этот фильм будет снова показываться у нас в архиве Museum of Modern Art, и публика будет весело смеяться в самых трагических местах, как на комическом старомодном фильме.

В ролях:

  • Николай Черкасов — Иван Грозный
  • Михаил Жаров — Малюта Скуратов, опричник
  • Амвросий Бучма — Алексей Басманов, опричник
  • Михаил Кузнецов — Фёдор Басманов, опричник, сын Алексея Басманова
  • Серафима Бирман — Ефросинья Старицкая, тётка царская
  • Павел Кадочников — 1) Владимир Андреевич, сын Ефросиньи Старицкой (1-я, 2-я серии); 2)халдей в «пещном действе» (2-я серия); 3) Евстафий, царский духовник (несохранившаяся 3-я серия)
  • Александр Мгебров — Пимен, архиепископ новгородский
  • Андрей Абрикосов — боярин Фёдор Колычёв, в дальнейшем митрополит московский Филипп
  • Михаил Названов — князь Андрей Михайлович Курбский
  • Людмила Целиковская — Анастасия Романовна, царица (1-я серия)
  • Владимир Балашов — 1) Пётр Волынец; 2) один из отроков в «Пещном действе» (2-я серия)
  • Павел Массальский — Сигизмунд, король польский
  • Ада Войцик — Елена Глинская, мать царя (Пролог, «Детство Ивана»)
  • Всеволод Пудовкин — Никола Большой Колпак, юродивый
  • Максим Михайлов — протодиакон
  • Эрик Пырьев — Иван Васильевич в детстве (Пролог, «Детство Ивана»)
  • Сергей Столяров — Иван Телепнёв-Оболенский (материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Георгий Юматов — монах (вторая серия)
  • Татьяна Панкова — Ефросинья Старицкая (в «Прологе», «Детство Ивана», материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Ирина Володко — дама при дворе Сигизмунда
  • Вячеслав Гостинский — посол Сигизмунда
  • Константин Сорокин — пушкарь Ерёма
  • Анель Судакевич — дама при дворе Сигизмунда
  • Семён Тимошенко — Ливонский посол
  • Владимир Уральский — митрополит
  • Георгий Гумилевский — 1) Турунтай-Пронский; 2) пушкарь Фома
  • Олег Жаков — Генрих Штаден (2-я серия, фрагмент 3-й серии)
  • Леонид Косматов — митрополит Вассиан, благословляющий осаждающие Казань русские войска (материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Андрей Петров — 1) простолюдин; 2) послушник (2-я серия)
  • Наум Рогожин — придворный Сигизмунда
  • Александр Румнев (Зякин) — Иностранный посол
  • Владимир Шишкин — первый халдей
  • Владлен Давыдов
  • Борис Жуковский — боярин, представитель интересов ливонцев (2-я серия, сцена «Детства Ивана»)
  • Ной Авалиани — опричник (нет в титрах)
  • Георгий Вицин — опричник (нет в титрах)


Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет.
загрузка...
RSS
загрузка...