Кино Лавочка
Добро пожаловать
Вход / Регистрация
загрузка...

Иван Грозный (1944) 2 серия


Не работает видео? Сообщите нам, нажмите на флажоки мы быстро исправим.
Если видео прерывается, поставьте его на паузу, чтобы оно подгрузилось...

Для корректного просмотра фильмов Вам понадобятся: Яндекс Браузер или Google Chrome
или Mozilla Firefox . А также Adobe Flash Player.

Фильм посмотрели? А отзыв написать? Нам важно ваше мнение, оставляйте комментарии.

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравился фильм. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированые пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


1,214 Просмотры фильма

Описание

Польский король Сигизмунд принимает перешедшего к нему Андрея Курбского и обещает поставить того над русскими землями после их завоевания. В этот момент гонец сообщает, что Иван вернулся в Москву.

Царь усиливает свою власть, забирая в своё владение земли бояр, которые те могут получить, только поступая на службу царю. Фёдор Колычёв, некогда друг молодого царя, а теперь монах Филипп, принимает предложение стать митрополитом, но только при условии, что он сможет вступаться за осуждённых. Иван даёт своё согласие, но тут же посылает опричника Малюту Скуратова привести в исполнение приговоры осуждённым, чтобы Филипп не успел замолвить за них слово. Среди тех, кого казнит Малюта, три родственника Филиппа.

Иван вспоминает своё детство: он был провозглашён великим князем ещё ребёнком, после отравления матери. При малолетнем князе страна оказалась в руках бояр, служивших иностранным государствам, пока наконец Иван не смог взять власть в руки и не приказал псарям расправиться с главой бояр князем Шуйским.

С помощью Фёдора Басманова царь начинает подозревать, что Анастасия была отравлена Евфросиньей. Тем временем Филипп принимает сторону бояр. Во время богослужения, когда в соборе инсценируется чудо в огненной печи, Филипп вступает в спор с царём. В ярости Иван кричит, что теперь будет Грозным, как его прозывают враги. Видя непреклонность царя, бояре поручают юному послушнику Петру заколоть его.

Иван убеждается в том, что заговор против него возглавляет Евфросинья. Он посылает ей пустой кубок, а Владимира приглашает на пир, где опричники поют и танцуют, и среди них — Фёдор Басманов в женском платье и с личиной. Владимир проговаривается, что существует заговор, цель которого — возвести его на трон. Иван делает вид, что удивлён, и предлагает Владимиру побыть царём. Его сажают на трон в царском одеянии, в шапке Мономаха, со скипетром и державой. По указанию Ивана Владимир возглавляет процессию опричников в собор. Там его поджидает убийца, который закалывает переодетого Владимира.

Убийцу задерживают Фёдор и Малюта. Евфросинья ликует, думая, что убит Иван, но быстро понимает ошибку. Оплакивая сына, она теряет рассудок, а Иван благодарит убийцу и объявляет, что после того, как уничтожены враги внутри страны, можно начать борьбу с внешними врагами.

Интересные факты:

  • В фильме показано «Пещное действо» — одно из первых на Руси театрализованных представлений.
  • Колыбельную «Окиян-море» и «Песню про бобра» исполняет певица Ирма Яунзем.
  • В съёмках использовался иконостас храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
  • Во время съёмки, после того как отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль Ивана Грозного Николаю Черкасову было трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге, он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратить.
  • Исторические костюмы через много лет были использованы при съёмках комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
  • По некоторым, неофициальным данным, считается, что в этом фильме дебютировал Георгий Вицин, однако Владимир Цукерман, скрупулёзно собиравший все факты жизни Вицина, рассказывал: «…Георгий Михайлович признавался мне, что Эйзенштейна в глаза не видел. А дебютировал в фильме Юткевича „Здравствуй, Москва!“». Тем не менее Вицин появляется на экране в эпизодической роли опричника (есть кадры).
  • Френсис Форд Коппола признался, что назвать продолжение «Крёстного отца» как «Крёстный отец-2» (то есть «Крёстный отец. Часть вторая») сподвиг фильм Эйзенштейна.

Отзывы о фильме:

Фильм был встречен кинематографистами неоднозначно. Чарльз Чаплин отозвался восторженно:

Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты.

В то же время Орсон Уэллс оценил фильм очень негативно, как «выхолощенную демонстрацию красивых картинок». В ответ Эйзенштейн завязал переписку с Уэллсом.

Проживавший в Америке русский художник Мстислав Добужинский также раскритиковал «Ивана Грозного» в рецензии «Сусальный фильм» (1947):

…тенденция в этой картине искажает историческую правду. Удивляет при этом необъяснимое обилие фальши и явных исторических неточностей, которыми полон фильм. <…>

Общий стиль фильма — внешняя его сторона и игра актеров до крайности вычурны и ходульны. Эти «ходули» прежде всего — в грубых эффектах контрастов: в огромной высоты палатах (такие исторически совершенно неверны) с карикатурно низенькими дверями-норами <…>

Как пьеса, фильм образец лубочности. Это отдельные картины без всякого развития драматического действия <…>

Самое тягостное впечатление от «Ивана Грозного» — в игре актеров. <…> Вывороченные и изломанные позы и ужимки, патетические движения, вытаращенный или прищуренный глаз — точно вновь воскрес давно похороненный арсенал провинциальных трагиков, злодейское рычание и адский шепот. <…> И вообще сама эта мелодрама под названием «Иван Грозный» не далеко ушла от тех патриотических феерий, которые когда-то давались в балаганах. Наверно, пройдет несколько лет, этот фильм будет снова показываться у нас в архиве Museum of Modern Art, и публика будет весело смеяться в самых трагических местах, как на комическом старомодном фильме.

В ролях:

  • Николай Черкасов — Иван Грозный
  • Михаил Жаров — Малюта Скуратов, опричник
  • Амвросий Бучма — Алексей Басманов, опричник
  • Михаил Кузнецов — Фёдор Басманов, опричник, сын Алексея Басманова
  • Серафима Бирман — Ефросинья Старицкая, тётка царская
  • Павел Кадочников — 1) Владимир Андреевич, сын Ефросиньи Старицкой (1-я, 2-я серии); 2)халдей в «пещном действе» (2-я серия); 3) Евстафий, царский духовник (несохранившаяся 3-я серия)
  • Александр Мгебров — Пимен, архиепископ новгородский
  • Андрей Абрикосов — боярин Фёдор Колычёв, в дальнейшем митрополит московский Филипп
  • Михаил Названов — князь Андрей Михайлович Курбский
  • Людмила Целиковская — Анастасия Романовна, царица (1-я серия)
  • Владимир Балашов — 1) Пётр Волынец; 2) один из отроков в «Пещном действе» (2-я серия)
  • Павел Массальский — Сигизмунд, король польский
  • Ада Войцик — Елена Глинская, мать царя (Пролог, «Детство Ивана»)
  • Всеволод Пудовкин — Никола Большой Колпак, юродивый
  • Максим Михайлов — протодиакон
  • Эрик Пырьев — Иван Васильевич в детстве (Пролог, «Детство Ивана»)
  • Сергей Столяров — Иван Телепнёв-Оболенский (материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Георгий Юматов — монах (вторая серия)
  • Татьяна Панкова — Ефросинья Старицкая (в «Прологе», «Детство Ивана», материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Ирина Володко — дама при дворе Сигизмунда
  • Вячеслав Гостинский — посол Сигизмунда
  • Константин Сорокин — пушкарь Ерёма
  • Анель Судакевич — дама при дворе Сигизмунда
  • Семён Тимошенко — Ливонский посол
  • Владимир Уральский — митрополит
  • Георгий Гумилевский — 1) Турунтай-Пронский; 2) пушкарь Фома
  • Олег Жаков — Генрих Штаден (2-я серия, фрагмент 3-й серии)
  • Леонид Косматов — митрополит Вассиан, благословляющий осаждающие Казань русские войска (материал сохранился, но в фильм не попал)
  • Андрей Петров — 1) простолюдин; 2) послушник (2-я серия)
  • Наум Рогожин — придворный Сигизмунда
  • Александр Румнев (Зякин) — Иностранный посол
  • Владимир Шишкин — первый халдей
  • Владлен Давыдов
  • Борис Жуковский — боярин, представитель интересов ливонцев (2-я серия, сцена «Детства Ивана»)
  • Ной Авалиани — опричник (нет в титрах)
  • Георгий Вицин — опричник (нет в титрах)


Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет.
загрузка...
RSS
загрузка...