Кино Лавочка
Добро пожаловать
Вход / Регистрация
загрузка...

Цареубийца (1991)


Не работает видео? Сообщите нам, нажмите на флажоки мы быстро исправим.
Если видео прерывается, поставьте его на паузу, чтобы оно подгрузилось...

Для корректного просмотра фильмов Вам понадобятся: Яндекс Браузер или Google Chrome
или Mozilla Firefox . А также Adobe Flash Player.

Фильм посмотрели? А отзыв написать? Нам важно ваше мнение, оставляйте комментарии.

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравился фильм. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированые пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


410 Просмотры фильма

Описание

«Цареубийца» — художественный фильм режиссёра Карена Шахназарова, снятый в1991 году. Психологическая драма с элементами мистики. Главные роли исполняют Олег Янковский, удостоенный за эту актёрскую работу национальной премии «Ника», и британец Малкольм Макдауэлл.

Врач-психиатр Смирнов (Олег Янковский) приехал из Москвы в провинциальный город, чтобы заменить уходящего на пенсию главврача местной психиатрической клиники Александра Егоровича (Армен Джигарханян). Одним из давних пациентов клиники является бывший уголовник («уже 18 лет по больницам») Тимофеев (Макдауэлл), который страдает шизофренией (раздвоением личности) и в периоды обострения этого заболевания считает себя убийцей российских императоров Александра II и Николая II. Новый главврач был поражён тем обстоятельством, что пациент приводил такие мелкие подробности из жизни цареубийц, которые ему просто не могли быть известны, поскольку тот родился на много десятилетий позднее, да и был малообразованным человеком. Мало того, в строго определённые дни у Тимофеева проявлялись те же телесные повреждения, которые были у двух убийц российских императоров — шрамы с кровоподтёками на шее, как у убийцы Александра II, которому отрезали голову, и признаки прободной язвы желудка, как у Юровского, убийцы Николая II.

Доктора Смирнова профессионально заинтересовывает этот уникальный случай и он начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед с Тимофеевым провести с ним что-то вроде шоковой терапии: сначала начать с ним общаться от имени Николая II, чтобы заставить того поверить, что перед ним — российский император, а потом показать ему, что на самом деле он не тот, за кого себя выдавал, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и тот сам не является тем, кем себя воображает, что, по мнению Смирнова, могло привести к излечению странного больного. Предшественник Смирнова пытается его от этого отговорить, заявляя, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться», но новый врач приступает к осуществлению своего замысла.

Сначала всё идёт именно так, как планировал Смирнов — Тимофеев безоговорочно верит, что общается с Николаем II, однако уже вскоре ситуация выходит из-под контроля врача — он невольно для самого себя начинает действительно идентифицировать себя с последним русским императором и даже однажды обнаруживает у себя на голове кровоточащую рану, которая бесследно исчезает через сутки, не зная о том, что на том же самом месте у Николая II на голове под волосами был шрам, нанесённый ему сабельным ударом ещё в юности. Александр Егорович, понимая, что с коллегой происходит что-то неладное, снова пытается отговорить Смирнова от дальнейшей работы с Тимофеевым, но тот неожиданно ему говорит: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил».

Это пытается понять и Тимофеев-Юровский — почему это убийство выпало именно ему, а не было доверено какому-то более «именитому» лицу.

В последующих беседах Смирнов и Тимофеев, они же — Николай II и Яков Юровский, рассказывают друг друг о тех обстоятельствах, которые происходили в те дни и не были известны другому, делятся друг с другом своими личными мыслями и переживаниями. Смирнов-Николай II начинает понимать, что сын старьёвщика Яков Юровский не был ни хладнокровным палачом, ни «избранным» историей, чтобы «уничтожить одну из самых великих династий в Европе» — он был лишь винтиком в машине русской революции. Хотя имя Якова Юровского и вошло в историю, как имя палача семьи Николая II, но сам он так и остался «простым винтиком» — Ленин при встрече с ним, прекрасно зная о том, что совершил Юровский («мы с ним это сделали вдвоём, я и он»), к удивлению последнего ни словом не обмолвился об обстоятельствах исторической казни, убийства бывшего российского императора, членов его семьи и обслуги, совершенной по его прямому указанию («я всё ждал… но ни слова, ни даже намёка, ничего»).

Сначала Юровский считает, что ему не случайно выпала эта историческая миссия, что убийство царя и его семьи, пресечение одной из самых знаменитых царских династий и его самого поднимает по исторической значимости до уровня самого царя. Но постепенно он осознаёт, что на самом деле он — лишь что-то вроде пружинки в нагане, которая сработала, когда он нажимал на курок, направляя ствол в сердце российского императора. И именно так его воспринимал Ленин — именно поэтому тот «ни словом, ни намёком», не поинтересовался у исполнителя об обстоятельствах «дела» — мнение и чувства «пружинки» не интересуют тех, кто нажимает на спусковой курок. И умирая через 20 лет в элитной палате клиники Грановского, Юровский понял, что несмотря на совершённое им историческое злодеяние, он как был «никем и ничем», так им и остался.

После очередной беседы с Тимофеевым, в которой тот, наконец, описывает подробности дня 16 июля 1918 года, когда была совершена казнь, доктор Смирнов едет в Екатеринбург, посещает там место, на котором стоял дом инженера Ипатьева — место последнего заточения и убийства царской семьи, — и ночью умирает у себя в гостиничном номере.

В ролях:

  • Олег Янковский — психиатр Смирнов / Николай II
  • Малкольм Макдауэлл — пациент Тимофеев / Яков Михайлович Юровский (озвучивает Юрий Беляев)
  • Армен Джигарханян — Александр Егорович
  • Андрей Кривицкий — Николай II в детстве
  • Ольга Антонова — императрица Александра Фёдоровна
  • Дарья Майорова — великая княжна Ольга Николаевна
  • Евгения Крюкова — великая княжна Татьяна Николаевна
  • Алёна Теремизова — великая княжна Мария Николаевна
  • Ольга Борисова — великая княжна Анастасия Николаевна
  • Алексей Логунов — царевич Алексей Николаевич
  • Юрий Шерстнёв — Пётр Сергеевич Козлов, санитар
  • Юрий Беляев — Александр II
  • Виктор Сеферов — Пётр Лазаревич Войков
  • Гиви Тохадзе — генерал
  • Анастасия Немоляева — медсестра Юровского
  • Антон Табаков — психбольной, поющий песню (нет в титрах)

История создания:

Примерно за год до начала съёмок фильма «Цареубийца» Карен Шахназаров и Александр Бородянский писали сценарий фильма «Палата № 6» по повести А. П. Чехова для совместного проекта с итальянскими продюсерами. Шахназаров мечтал снять этот фильм, а Марчелло Мастроянни в той кинокартине должен был играть главную роль — доктора Рагина. Однако, ещё в процессе написания сценария, итальянские продюсеры отказались от финансирования этого проекта, и «на руках» Шахназарова остался богатый материал о людях, лежащих в клиниках для душевнобольных.

Однажды Карен Шахназаров прочитал большую статью о расстреле царской семьи. Факты мытарств и расстрела семьи Романовых поразили режиссёра. Родилась идея воссоздания этих событий в кинокартине «Цареубийца», но сценарий будущего фильма решено было писать в двух временных измерениях: 1918-й год и современная жизнь, чтобы появилась возможность для творческой импровизации. Таким образом, сценаристы Бородянский и Шахназаров «развязали себе руки», не желая замыкаться только на событиях кровавого расстрела. В этот момент очень пригодился материал нереализованного сценария «Палата № 6».

Так появился образ доктора-психиатра Смирнова (в исполнении Олега Янковского), который по сюжету фильма сначала представляется императором Николаем II, а затем «вживается» в плод своих собственных фантазий и ему самому уже непонятно — кто же он: психиатр или император, убитый Юровским.

В период съёмок катастрофически не хватало денег, а из-за занятости актёров (особенно Макдауэлла) на других кинопроектах, контрольно-постановочный план переписывался несколько десятков раз. Шахназаров из тех режиссёров, которые любят снимать быстро (все его предыдущие фильмы сняты за 20-30 дней), а в «Цареубийце» на натурных съёмках было необходимо отснять все четыре времени года. Приходилось надолго останавливаться, распускать киногруппу, потом вновь её собирать и пытаться «на той же ноте» отснять новый материал.

Худсоветы «самоликвидировались», и никто не перечёркивал сценарий, никто не корректировал отснятый материал, никто не заставлял Шахназарова при монтаже выбрасывать «в корзину» сцены из фильма.

Художник картины Людмила Кусакова рассказывала, что для съёмок пришлось в Екатеринбурге восстанавливать дом инженера Ипатьева, который был полностью разрушен. Она пыталась найти хоть какие-то сведения о доме, в городском музее, разговаривала со старожилами. Случайно обнаружилось, что в местном ЖЭКе сохранились копии планов этажей дома, и по ним, впоследствии, были построены в павильонах интерьеры. Одну лестницу пришлось развернуть на 90 градусов, потому что она не умещалась в павильоне.

Съёмки фильма проходили в психиатрической больнице № 16, расположенной в Берлюковской пустыни.

Малкольм Макдауэлл, работая над фильмом, несколько месяцев прожил в Москве, на скромной съёмной квартире. Гонорар Макдауэлла за съёмки в фильме составил два миллиона долларов Актёр согласился сниматься в картине после того, как прочитал сценарий и встретился с Шахназаровым на Каннском кинофестивале.

По воспоминаниям Шахназарова, при написании сценария изначально задумывалось, что главные роли будут исполнять Янковский и Макдауэлл. С Янковским была предварительная договорённость, а о Макдауэлле Шахназаров даже не мечтал. Но после их встречи и знакомства в Швейцарии, Шахназаров был уже твёрдо убеждён, что Макдауэлл («звезда первой величины») будет сниматься в этом фильме.

Было два варианта фильма — русский и английский (для европейского показа).

 


Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет.
загрузка...
RSS
загрузка...