Чистильщик обуви как называется. Правильный уход за обувью: научиcь чистить свои ботинки, как это делает Теодор — лучший чистильщик обуви из Денвера

Любовь и отношения
Конституция СССР 1936 г.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Конституция СССР 1977 г.
Статья 17. В СССР в соответствии с законом допускаются
индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения,
а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует
индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее
использование в интересах общества.

На основании указанных статей советских конституций действовали в основном артели инвалидов и... айсоры. В Москве айсоры (они же ассирийцы) появились в конце 1910-х - начале 1920-х годов. В связи с серьёзными гонениями на территории Турции, они стали переселяться, в том числе, и на территорию советской России. В Москве они начали заниматься чисткой обуви и со временем это стало их монополией. Москвичи, как правило, называли их "армяшками", но армян среди них не было.

Фото 1980-х гг. Петровка, возле дома № 3.




Фото кон.1980-х гг. И. Нагайцева. Та же палатка.


Фото 1947 г. Р. Капа. Угол Рождественки и Пушечной улицы.
Гуталин изготавливали сами. Для этого печную сажу смешивали с яйцом и пивом. При этом сажа должна быть как можно более мелкой, иначе чистильщик рисковал поцарапать ботинки. Крем для обуви у каждой семьи был своим собственным, секретным. Его цвет подбирали в зависимости от цвета ботинка. Тайны ремесла передавались из поколения в поколение и посторонним не выдавались. Зато алгоритм чистки везде был одинаков: первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали. Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней! Отсюда.
Но это, конечно, в 1920-е, 1930-е годы. В 70-е гуталин был уже фабричный.


Фото 1981 г. В. Царина. Там же. Но палатка уже нового образца.


Фото 1980 г. В. В. Милосердова. Вон, под вывеской "Снежинка" (это химчистка была) видна палатка "Чистка обуви".

Марк Луцкий
Воспоминание о чистильщиках обуви
Вы помните – шустры и споры,
С глубокой древностью в очах
Чистильщики сапог – айсоры
Сидели в будках на углах?
Их руки действовали хитро,
Шло колдовство во всей красе!
А кремов пестрая палитра
В коробках из-под монпасье!
А взмахи полукруглой щеткой!
А отблеск зайчиков-зеркал,
Когда малиновой бархоткой
Чистильщик башмаки ласкал!
Который ярче? Ну, который?
Как будто свет шел от земли!
Куда девались вы, айсоры?
Ужель в Ассирию ушли?

Многие из них до сих пор на своих местах стоят и работают.
Про одного из таких чистильщиков писала одна из центральных советских газет. У него эта заметка в рамке в палатке висела. Сам видел и разговаривал с ним, но теперь не могу вспомнить, где его палатка стояла? На Тверском бульваре? Может кто помнит?
UPD: Юрий Рост писал. Вот его снимок.

Находясь в Германии, Чарльз Митчелл, председатель Национального Сити Банка Нью-Йорка, сообщил своим акционерам следующее: «Положение в промышленности Соединенных Штатов абсолютно надежно, и ситуация с кредитованием никак не критическая… Всеобщий интерес к брокерским займам всегда преувеличен… В целом, биржа находится сейчас в здоровом состоянии. За последние шесть недель, благодаря снижению цен, продано значительное количество товаров… Мне неизвестно о каких-либо неполадках на или с основным бизнесом и кредитной структурой». На календаре стояла дата 20 октября 1929 года, воскресенье.

28 октября того же года в понедельник Джозеф Патрик Кеннеди, отец будущего президента США Джона Кеннеди, продал все свои биржевые активы. Считается, что Старина Джо, как между собой коллеги называли Кеннеди-старшего, настолько удачно вышел из игры, что в трейдинге даже появился термин Joseph Kennedy Moment – нереально удачное закрытие ставок. Что заставило Кеннеди поступить так? Анализ рынка? Обзор прессы или результаты социологического опроса?

Time Magazine приводит вполне обоснованную версию: «Старина Джо преуспел на Рынке Большого Быка (Great Bull Market, то есть грандиозный обвал рынка акций в 1929 - прим. автора) и отлично пережил крах, поскольку он обладал страстью к фактам, не полагался на чувства и тонко чувствовал тайминг (одним слово перевести слово timing достаточно трудно - имеется в виду «знал, когда войти в рынок и когда выйти)». Просто и ясно: анализируйте факты, не девайте волю эмоциям, тщательно рассчитывайте продолжительность и динамику сделок - вот вам факторы успеха. У нас нет причин не доверять Time, но для объективности стоит упомянуть одну легенду, весьма необычно трактующую поспешность Старины Джо в выводе своих активов с рынков.

Биржевые легенды о чистильщике обуви

Утром 21 октября Джозеф Кеннеди , идя на работу, остановился, чтобы почистить ботинки и подозвал чистильщика обуви. Шустрый мальчуган ловко принялся начищать ботинки миллионера.

— Мистер, а вы понимаете в биржевой игре? - невзначай спросил мальчик.
— Пожалуй, да, - улыбнулся Старина Джо.
— У меня есть несколько железнодорожных компаний. Что посоветуете с ними делать?
— У тебя есть акции? — удивился Кеннеди.
— Да. Отец купил сотню, а я выкупил десяток. Как ими лучше распорядиться.

Поборов замешательство, Кеннеди посоветовал… Впрочем, его совет от нас скрыт, но для нас важнее другое: невольный совет закончить игру трейдер получил от мальчика, чистившего ему туфли. Изумление Кеннеди от того, что чистильщик обуви является акционером, легко понять - в 20-е годы прошлого века биржа считалась привилегией богатых и могущественных людей. Когда Кеннеди понял, что акции появились даже у уличных мальчишек, он понял - грядет нечто ужасное. Красивая легенда.

Вот еще одна. Мультимиллионер Джон Морган тоже за несколько часов до очередного биржевого кризиса сбросил акции компаний-аутсайдеров. Моргана обвинили в манипулировании рынком. «Как вы догадались, от каких активов надо избавляться?» — спрашивали его. «Какие манипуляции? Что за чушь вы несете! - возмущался банкир. — Просто каждое утро я чищу ботинки у одного и того же мальчишки. Накануне он похвастался, что прикупил по сходной цене акции железнодорожных компаний. Вот тут-то я понял, что, раз на биржу приходят чистильщики, ловить там нечего и пора выводить капитал».

Сравните два предыдущих параграфа. Они очень похоже, не правда ли? Только имена отличаются. Удивительно? Давайте отбросим эмоции и подключим логику. Мальчишка-чистильщик - это собирательный образ наиболее бедных слоев населения. Когда два знатока рынка поняли, что акции продаются по ценам, доступным даже этому социальному классу, оба поняли - рынок собрал все деньги, которые только мог. Значит, пузырь раздулся до максимального размера и если лопнет не сегодня, то завтра.

Присутствие чистильщиков в истории успеха не выглядит случайным. К

создании Великого Быка, который и обвалит рынок.

Против теории заговора тоже хватает доказательств. Во-первых, Кеннеди был одним из тех, кто остановил панику на бирже. Во-вторых, Джон Морган зависел от стабильности экономики, как никто другой. Оперируя миллиардными транзакциями, Морган владел смехотворным состоянием - всего лишь 80 миллионов долларов. После его смерти друг-соперник Ротшильд изумленно воскликнул: «Так он совсем не богат!». Вряд ли Моргану так уж хотелось уничтожить источник собственного благополучия.

Однажды днях чистила свое замшевую обувь, но увидела, что советы с ним не могу дать. В ворсинки набилась пыль, не помогала и щетка для замши … Чистку обуви в мастерских Львова не практикуют, поэтому вспомнила о мастере, который «пуцует» туфли прямо на улице.

Олега я встретила случайно. От подземного перехода на площади Галицкой (там ремонтируют дорогу) он перебрался ближе к площади Рынок. У него как раз чистил свое замшевую обувь некий мужчина, удобно устроившись в пластмассовом кресле под открытым небом. Мастер рассказал, что чистить замшу, если ворсинки забились, надо не 10 минут, как я это делала, но и две-3:00. , Пока ворс не поднимется. Кроме того, часто люди используют не те щетки, что нужно, которые этот ворс «убивают» … Замша затирается, образуется «залысин». Труднее, по словам мастера, чистить обувь светлых цветов (бежевого, зеленого, коричневого). «На зеленом видно грязь, - говорит Олег. - Его нужно постирать в мыльной смеси, я ее сам делаю. Затем кожа имеет высохнуть.

«Как вы относитесь к тому, что некоторые люди используют народные методы, например, распаривают замшу над паром?». «Можно подержать обувь над паром, а можно - и на солнце. Это я додумался после нескольких лет работы », - делится своими наблюдениями человек. В этом году исполнилось десять лет, как господин Олег чистит обувь на улице. Говорит, это не просто работа, это - профессия. Этой специальности мастер и до учится. Ведь сапожник, который ремонтирует обувь, не знает, как его правильно почистить.

Господин Олег рассказывает: в свое время брался за разную работу: был и контролером в трамвае, и парковщиком. И нашел себя именно в чистке обуви. «Я все делал, разве не строил. Работал на заводе. Ездил за границу - подрабатывал там в пекарне. Но однажды вспомнил фильм «Неуловимые мстители» (в фильме один из главных героев, Данька, чистит обувь атаману Бурнашу - Авт.) После этого решил стать чистильщиком. Господин Олег говорит, сначала у него была лишь подставка. Человек приходил и ставила ногу. Впоследствии свое рабочее место человек усовершенствовал. Теперь клиенты чувствуют себя в кресле, как короли и королевы …

«Некоторые, наверное, стесняется вот так сидеть посреди улицы, когда все на тебя пялятся?» - Спрашиваю у мастера. «Таким говорю: если вам неловко, принесите обувь в пакете. Я его почищу, а вы потом заберете. Так часто делают женщины. Это действительно лучше, потому что иногда туфли или сапоги такие уничтожены, что их надо чистить по несколько часов ».

За десять лет работы у господина Олега накопилось более ста постоянных клиентов. «По вашим наблюдениям, или люди умеют ухаживать за обувью?». «Зеленое понятия имеют, - улыбается мужчина. - Большинство пользуется пастами, которые забивают кожу. Я чищу только пастами украинских производителей. Но сначала из кожи надо снять пыль, а потом уже чистить обувь, чтобы оно хорошо выглядело. Господин Олег осматривает обувь у прохожих, как врач во время осмотра пациентов … «Я даже могу сказать клиенту, пастой какой фирмы он чистит ботинки. Зачастую даже не пастой, а краской-кремом. Там еще губка есть. Это не чистка, а наложения. На ботинке остаются белые пятна. Их нужно снять ».

За рубежом обувь чистят не только на улице, но и в отелях, там и целые мастерские по чистки. «За десять лет я чистил обувь всему миру. У меня даже муж из Лас-Вегаса был. «Дорогое у него обувь была?». «Нет. Иностранцы к нам приезжают в старых туфли. Думают, что здесь бездорожья. Об Украине они мало знают. Но однажды ко мне пришел украинских и говорит: «Я купил обувь за тысячу долларов. Боюсь его носить »… Я ему говорю:« А ты поставь его в сервант »(улыбается).

… Иностранцы щедрые чаевые дают? »- Заглядываю в кошелек к мастеру (почистить обувь у господина Олега стоит от 10 грн, цена зависит от объема работы - Авт.) «Человек придет, я чищу, говорю ей одну цену, но она видит, что я с ее туфли сделал, и платит больше. «На жизнь хватает?». «Это сезонная работа - осень, весна. Иногда подыскивает дополнительный заработок. Жена меня критикует: «Найди какую постоянную работу». Я ей говорю, что имею стабильный калым. Да и работа эта мне нравится ».

У господина Олега трое детей - два сына и дочь (замужем). «Зятю туфли чистите?». «Еще чего? - Отшучивается. - Ну разве, как попросит, то почищу. Жене раз в полгода чищу. Времени нет … заметила, что у господина Олега туфли блестят, как глянцевые. «Купил их в магазине« Все по 55 гривен, - ловит мой взгляд человек. - Иногда дорогую обувь, а некачественная. В этих ботинках третий сезон хожу …

Обувь под дождем
  • Чистка обуви на улице
  • Как сохранить кожаную подошву? Чистка обуви дома Замшевая обувь - сушим без потерь Глассаж обуви Щетки для обуви Loake Щётки для полировки обуви Крем по уходу за кожей Хранение обуви Уход за обувью Loake в зимний период Щетки для замшевой обуви Loake

    Обувь для джентельмена

    Уход за обувью

    Встаньте двумя ногами на два листа бумаги. Держа карандаш строго вертикально, проведите линию вокруг ноги...

    Чистка обуви на улице - традиции и суть

    Помните, как в старых голливудских фильмах герои со сверкающими набриолиненными висками с небрежной элегантностью присаживались на скамеечку перед уличными чистильщиками обуви? Мелькали щетки в умелых проворных руках мастера. И вот через пару минут герой в отполированных до зеркального блеска туфлях готов отправляться на свидание или на важную деловую встречу.

    Особенности уличной чистки обуви

    В наши дни в России подобная картина — скорее фантастика, чем реальность. Лишь единичные частные предприниматели пробуют возродить подобную услугу в последние годы.

    Однако в некоторых европейских странах подобная практика не выходила из моды никогда. Почистить обувь на улице для европейца так же естественно, как зайти освежить прическу или побриться в маленькую семейную парикмахерскую — такие в изобилии встречаются в старинных европейских городках.

    Приятно наблюдать за работой профессиональных уличных чистильщиков обуви в Англии, Португалии или Испании.

    Опытный чистильщик вооружен целым арсеналом разнообразных щеток и обувной косметики. Ему без опасений можно доверить самые дорогие и красивые ботинки. Работа занимает, как правило, не более нескольких минут. Мастер за работой либо развлечет Вас разговором о городских новостях, либо, если Вы не настроены на беседу, можете спокойно почитать газету, сидя в удобном кресле.

    К сожалению, ниша подобного сервиса у нас пока остается незанятой. А ведь в течение девяти месяцев в году в России грязь и слякоть, а в оставшиеся летние месяцы — пыль. Но встретить уличного чистильщика обуви в России пока невозможно. Только крупные отели понемногу возрождают традиции предоставления такой услуги, но преимущественно своим постояльцам-европейцам. Опытный мастер может освежить цвет ваших любимых ботинок Loake , придать блеск обуви, нанести защищающее от влаги покрытие. Так же он может заменить Вам потертые шнурки, дать полезный совет о дальнейшем уходе за Вашей обувью.

    Автоматы по чистке обуви

    Автомат для чистки обуви в России почти такая же редкость, как и живой чистильщик. Но некоторые крупные торговые центры уже оборудованы машинками для автоматической чистки обуви. Подобное миниатюрное устройство можно встретить так же в скоростных поездах Москва — Санкт-Петербург.

    Помните, что ни к коем случае не стоит чистить в автомате туфли из замши. Да и для натуральной кожи это нежелательно — автомат наносит на обувь много крема, который, возможно не годится именно для ваших оксфордов . Поэтому не стоит злоупотреблять такими устройствам, особенно для дорогой качественной обуви.

    Если же Вам встретится опытный профессиональный чистильщик, Вы можете со спокойной совестью доверить ему заботу о Вашей обуви Loake.

    Лет 25 назад в Москве не было ни одного менеджера, зато были чистильщики обуви. И, судя по их количеству, услуги чистильщиков пользовались спросом. Климат-то у нас известно какой: девять месяцев — слякоть, остальные три — пыль.

    При всем желании по московским улицам долго в чистой обуви не походишь. Но вот парадокс. Климат с тех пор изменился мало. С чистотой на улицах тоже прогресс небольшой.

    А чистильщики обуви между тем исчезли как класс. Репортер “МК” попытался отыскать их следы.

    Человеческая память — удивительная штука. Из каких-то ее закоулков всплыло воспоминание детства: будочка чистильщика обуви рядом с выходом из метро “Проспект Мира”. Приезжаю. Будочка стоит на том самом месте, и даже, возможно, та же самая: те же шнурки, стельки, кремы, щетки... Только вместо надписи “Чистка обуви” на ней теперь значится “Срочный ремонт обуви”.

    — Можно почистить туфли? — обращаюсь к хозяйке пункта бытового обслуживания.

    — Я вам продам губку, и вы сами почистите, — отвечает женщина пенсионного возраста.

    История повторяется на площади Белорусского вокзала. Ровно на том же месте, между 1-й и 2-й Брестскими, где согласно детским воспоминаниям сидел чистильщик обуви, стоит будка “Ремонт обуви”. Ботинки здесь тоже давно не чистят. Молодой парень, дагестанец, говорит, что иногда по старой памяти наведывается бабушка, которая когда-то давно работала здесь много-много лет:

    — Вот она чистила, а у нас только мелкий ремонт.

    Первый советский бизнес

    В советские времена этот, как сказали бы сейчас, бизнес держали ассирийцы. Помощница руководителя московской общины ассирийцев Нина Дилон пересказывает мне то, что когда-то давно слышала от предков:

    — В 1914 году в Ираке и Турции вспыхнула межнациональная резня и началось великое бегство ассирийского народа. Кто бежал в Европу, кто — в Россию. Путь на север лежал через Баку. Там ассирийские дети и подсмотрели, как армянские и еврейские дети чистят на улицах обувь. Часто получалось так, что дети оказывались единственными добытчиками в семье, только за счет этих заработков многие семьи и выживали.

    В Москве ассирийцы заняли пустовавшую нишу. Строителям коммунизма, занятым на стройках века, было не до таких мелочей, как чистка штиблет. А для беженцев с Востока оставалось не так уж и много вариантов трудоустройства — в большинстве своем они даже не знали русского языка. Впрочем, было и еще одно обстоятельство, делавшее этот вид деятельности привлекательным для ассирийцев.

    — Ассирийцы — народ вольный, — говорит Нина Дилон. — Для них ходить на работу с 9.00 до 18.00 было мукой. А ремесло чистильщика давало независимость. Если нужно было поехать в другой город к родственникам на свадьбу, они закрывали свои точки и ехали.

    По сути, в стране развитого социализма и поголовного обобществления эти точки были чуть ли не единственными очагами частного предпринимательства. Хотя государство и чистильщиков пыталось как-то построить и организовать. По документам все они числились в производственном объединении “Труд”. Кроме них в предприятие входило восемь мастерских по ремонту обуви. Но на деле каждый чистильщик ежемесячно просто платил “наверх” какую-то фиксированную сумму, а дальше был предоставлен сам себе — прототип нынешнего упрощенного налогообложения малого бизнеса.

    — Будочки, в которых работали чистильщики, у нас назывались стоянками, — продолжает Нина Дилон. — У моей крестной тоже была стоянка. Мы, дети, очень любили к ней ходить. Потому что у нее всегда водились деньги и она давала нам на мороженое. Да и вообще — стоянки располагались в людных местах, и вокруг всегда было шумно и весело.

    На одной из таких стоянок еще в 70-е годы работал аж Герой Советского Союза! Звали его Ладо Давыдов. На фронте он был разведчиком. Подвиг совершил, добыв карты немецкой обороны в районе Западной Двины. А после войны вернулся в Москву и много лет чистил обувь на площади трех вокзалов.

    В конце 50-х годов частыми гостями в ассирийских семьях стали репрессированные. Люди возвращались из лагерей, идти им порой было некуда, и первым человеком, с кем случалось пообщаться на вокзале, оказывался чистильщик обуви. Он-то и предлагал переночевать, осмотреться. Ассирийцы считали, что случайных гостей не бывает, каждого гостя приводит Бог. Было у стариков-чистильщиков и еще одно неписаное правило: с солдат, находящихся в увольнении, денег не брать.

    Сама же процедура чистки обуви на всех стоянках исполнялась как по нотам. Рассказывает Нина Дилон:

    — Первым делом щеткой наподобие одежной смахивалась пыль. Потом в ботинок вокруг ноги вставляли картонки или пластмасски, чтобы ненароком не испачкать носки. На обувь наносили крем. Причем многие чистильщики варили его сами, по собственным секретным рецептам. При необходимости, чтобы подобрать нужный оттенок, смешивали несколько разных кремов. Этот состав втирали в обувь другой щеткой. А спустя несколько минут уже третьей полировали.

    Окончательный блеск наводился бархоткой. К таким ботинкам пыль не приставала несколько дней!

    Обувь чистили первые два или три поколения ассирийцев, оказавшихся в Москве. Дети и внуки чистильщиков уже поступали в институты, всячески ассимилировались и семейный бизнес бросали. Сейчас в общине не смогли найти ни одного действующего чистильщика. Да и стариков-аксакалов, видимо, уже не осталось.

    Но хранителей этой умирающей профессии обнаружить в Москве все-таки удалось.

    По стопам Рокфеллера

    Уже несколько лет в столице работает фирма, оказывающая услуги по ручной чистке обуви. У нее с десяток точек. В основном — в крупных торговых центрах и дорогих отелях. В один из отелей я и отправляюсь, чтобы побеседовать с современными чистильщиками.

    Роскошная гостиница на Тверской. Красное дерево и мрамор, упругие паласы на полу. На уютных диванчиках — дамы и джентльмены. В сторонке пианистка играет на рояле. Служащая отеля провожает меня в закуток чистильщика, находящийся на пути к лифтам.

    Рядом с большим кожаным креслом стоит элегантный молодой человек в черных брюках, такой же жилетке и белой рубашке с бабочкой. Интересуюсь у него, как работа, много ли клиентов.

    — Сейчас мало — 2—3 человека в день, в основном иностранцы.

    — Не скучно сидеть без дела?

    — Нам сидеть нельзя.

    Действительно, когда я подошел, он стоял. На свой маленький стульчик чистильщик присел только затем, чтобы продемонстрировать содержимое ящика, задвинутого в основание кресла. Надо сказать, что технология чистки осталась почти такой же, как была у ассирийцев. Только после смахивания пыли щеткой появилась еще одна операция — поверхность ботинка промывается специальным обувным шампунем. Ну и крем теперь не собственного изготовления, а лучших немецких марок: черный, бесцветный, шесть оттенков коричневого.

    …В большом торговом центре около Красной площади место у чистильщика обуви побойчее. Но и тут он стоит без дела. Зато Михаил оказывается разговорчивее, чем его коллега в отеле.

    — Почему умирающая профессия? — не соглашается он. — Не умирающая, а, наоборот, возрождающаяся.

    Клиентов, однако, у него в первой половине дня не было.

    — Ничего, у нас к вечеру все просыпаются, — не унывает Михаил. Возможно, его оптимизм подпитывается тем фактом, что знаменитый Рокфеллер тоже начинал свой путь чистильщиком обуви.

    В торговом центре соотношение клиентов между иностранцами и нашими — 50 на 50.

    — Иностранцы говорят обычно: “Good job!” — делится Михаил. — У наших дежурная тема сейчас — кризис. Но чаще люди просто разговаривают по телефону.

    Подавляющее большинство клиентов — мужчины. Женщины, видимо, стесняются садиться в юбках в стоящее на возвышении кресло. Зато дамы приносят обувь с собой. Пока Михаил чистит, они ходят по магазинам.

    Цены во всех точках этой фирмы одинаковые: чистка кожаной обуви — 290 руб., замшевой — 390. Немало. Но если верить сайту фирмы, ее мастера творят буквально чудеса: разбитую старую калошу превращают в туфельку принцессы.

    Чисто российское раздвоение

    А что, как говорится, у “них”?

    В восточных странах уличные чистильщики обуви совсем не редкость. Где-нибудь в Каире к столику кафе подходит паренек с картонкой под мышкой. Он не произносит ни слова, но местные знают, что это чистильщик обуви. Вот кто-то подзывает его знаком. Мальчишка кладет свою картонку перед клиентом. Египтянин, неожиданно озаботившийся внешним видом своих туфель, разувается и ставит босые ноги на картонку. А чистильщик удаляется с обувью и через несколько минут приносит ее надраенной до блеска.

    В европейских столицах такую картину наблюдать не доводилось. Но там и грязи на улицах в любую погоду почему-то нет.

    Мораль сей басни такова. С грязью и пылью у нас — как на Востоке. А с чистильщиками обуви — как на Западе. Чисто российское, кстати, раздвоение. У нас и орел на гербе о двух головах, собственно, по той же самой причине.