Самообразование трудовое воспитание дошколников. План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности План по самообразованию тема трудовое воспитание дошкольников

Досуг 

В этом году у нас младшая группа, возраст детей с 3 до 4 лет. На начало учебного года было 30 детей. В группе 21 мальчик и 9 девочек. Группа по набору детей очень сложная, трудная. Дети домашние, в детский сад не ходили. Трудностей было много (в одевании, в раздевании, в приёме пищи, в культурно-гигиенических навыках, в общении, в поведении и т.д.) Я думала, что мальчики будут более самостоятельными, но оказалось совсем наоборот.

Дети поступали в группу постепенно. В течение четырёх месяцев проходила адаптация. Уровень подготовки к детскому саду был у всех разный. Мы стали наблюдать за детьми, было очень много ослабленных детей - это, как правило, изнеженные дети, незакалённые дети, не подготовленные к детскому саду. Также дети были с повышенной нервозностью. Были дети, которые совсем не спали, не ели, сильно плакали. Как бы трудно нам не было, мы старались создать в группе домашнюю спокойную обстановку, которая снимает у детей напряжённость.

Первый год работы с новыми детьми - это самый трудный год, т.к. не всегда можно безошибочно определить способ воздействия на каждого ребёнка, да и дети ещё не привыкли к воспитателю. В первые месяцы мы обычно изучаем детей, наблюдаем за ними в игре, в повседневной жизни, чем они любят заниматься, что умеют делать, какие навыки и умения у них уже есть.

Затруднений в выборе темы для самообразования у меня не было, т.к. наблюдая и работая с детьми, я пришла к выводу, что одной из главных задач воспитания детей на данном этапе является развитие навыков нравственно-трудового воспитании. «Я сам!» - это значит приучать детей к самостоятельности, к самообслуживанию. Чем раньше начать прививать нравственные понятия детям, тем лучше будет результат.

Выбрав эту тему, я поставила перед собой определённую цель:

Ц Е Л Ь: Поиск новых подходов к решению проблемы личностного развития ребёнка младшего дошкольного возраста в системе работы по формированию и обучению навыкам самостоятельности и положительного отношения к труду. А для выполнения этой цели определила следующие задачи, которые помогут детям в этом вопросе.

З А Д А Ч И:

  1. Формирование предпосылок трудовой деятельности.
  2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых.
  3. Воспитание личности ребёнка, личностных черт (самостоятельность, ответственность, инициативность).

При этом использовала основные направления работы:

  1. Знакомство с трудом взрослых.
  2. Организация труда детей.

И поэтому поставила следующие задачи:

  1. Самообслуживание (обучать детей самостоятельно одеваться, снимать одежду, аккуратно складывать, мыть руки и лицо, пользоваться платками, учить правильно держать столовые приборы, вытирать салфеткой рот, обучать культуре поведения за столом).
  2. Хозяйственно-бытовой труд: учить выполнять поручения (убирать игрушки, пособия после занятия и т.д.)
  3. Труд в природе. Учить проявлять интерес к жизни растений и животных, помогать взрослым ухаживать за ними.

И вот, когда план был готов, я приступила к отбору литературы. Литературу отбирала так: во-первых, взяла основные книги, которые нужны по всем пунктам плана. Основная книга Куцаковой Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание», «Я люблю трудиться»; Уруктаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как приобщить детей к гигиене и самообслуживанию»; Нечаева В.Г. «Нравственное воспитание в детском саду»; Кононенко Е.Н. «Я сам», а также журналы «Дошкольное воспитание» и программа Васильевой. Всю литературу я указала в плане, в портфолио. Выбрав литературу, я приступила к тематическому планированию работы с детьми на весь учебный год.

Основные направления работы с детьми:

  1. Знакомство с трудом взрослых
  2. Организация труда детей

В портфолио тематическое планирование разработано, можно ознакомиться.

Например, тема: «Какой такой предмет» (учить закладывать основы усвоения навыков самообслуживания).

Заучивание стихотворения «Водичка, водичка, умой моё личико» (учить детей культурно-гигиеническим навыкам).

Чтение «Маша-растеряша» (закрепление навыков одевания и раздевания)

Беседа «Чумазый Хрюша» (формировать навыки самообслуживания).

Беседа «Каждой вещи своё место» (воспитывать самостоятельность).

Вот так, постепенно, шаг за шагом, осваивали с детьми это направление.

Подходит к концу учебный год во второй младшей группе № 5. На конец учебного года в группе осталось 24 ребёнка, из них 20 мальчиков и 4 девочки. Конечно, очень заметно, что дети наши выросли, стали более самостоятельными. Как приятно их встречать утром - никто не плачет, здороваются, входя в группу со взрослыми и детьми. Знают, что утром - перед завтраком - нужно обязательно пойти на зарядку. С грязными руками никто не сядет за стол. Это радует. В основном все дети кушают самостоятельно, стараются сидеть за столом правильно, кушать аккуратно. Одеваются и раздеваются на прогулку почти самостоятельно. Главное, детям нужно поверить, что они всё умеют, со всем самостоятельно справятся. Когда мальчики захотят, то всё смогут сделать и тогда успех налицо. Мы работой своей довольны, если что-то не получилось - учтём на будущее. Также работаем в тесном контакте с родителями - они видят, как растут и развиваются их дети, радуются их успехам, видят нашу заботу о них. В следующем году я продолжу эту тему, т.к. она разновозрастная, и виден результат моей работы.

Тематический план, конечно, во многом помогает. Я углубила знания по этой теме и мне легче общаться с родителями, проводить беседы, консультации. Но впереди ещё много интересного!

План самообразования воспитателя средней группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темы

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

Задачи:

    развивать трудовые навыки у детей;

    воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

    способствовать всестороннему развитию детей в труде.

План работы на год

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.

Оформление уголка дежурств.

Знакомство с профессией почтальона.

Организация сюжетно-ролевой игры

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Знакомство с профессией пекаря.

Организация сюжетно-ролевой игры, подготовка наглядного материала

Изготовление поделок из лоскутков ткани.

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Посадка семян на рассаду.

Трудовой десант «Мы – огородники».

Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. (Или подготовка видеосюжета, в котором дети рассказывают, кем они хотят стать, когда вырастут.)

Сборник детских рассказов (или видеосюжет для показа родителям на итоговом родительском собрании) «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?»

Привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке.

Трудовой десант «Зимние фантазии».

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В апрельский день трудиться нам не лень».

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Фотовыставка «Мы любим труд!»

Самореализация

Сентябрь

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).

Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию.

Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».

Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».

Выступление на педагогическом совете.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педагогическом совете.

Развитие трудовых навыков у детей с нарушениями слуха

Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Формирование элементарной трудовой деятельности (в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности).

Формирование мотивации трудовой деятельности детей, развитие интереса к разным формам труда, помощи старшим.

Воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.

Формирование культурно-гигиенических умений, связанных с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, ручным трудом.

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь - Декабрь

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание».

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь - Ноябрь

Консультация для воспитателей:

1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;

2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

Проект на свою тему: «Труд дошкольников »

Сентябрь – Май

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Консультации для родителей:

1.«Трудовое воспитание в семье»;

2.«В семье трудовой»; 3.«Какой труд доступен детям».

В течение года

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).

Список литературы:

    Головчиц Л.А. Сурдопедагогика: «Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха». Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с. - (Коррекционная педагогика);

    Коррекционно–развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стрельникова. - М. : Просвещение, 2009;

    Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991. Маркова Т. А.;

    Учите детей трудиться. - М., 1983.. Буре Р. С, Година Г. Н.;

    Сергеева, Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.;

    Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у школьников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

Методическая работа с педагогами по проблеме

"Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений"

Задача:

Создать комплекс условий, обеспечивающих развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений.

Ожидаемые результаты:

- обогащение предметно-развивающей среды;

-овладение педагогами методикой организации и руководства

трудовой деятельностью детей;

- овладение детьми трудовыми навыками и умениями;

- расширение представлений детей о труде взрослых;

- развитие творчества и инициативы при выполнении различных

видов труда.

Направление и формы работы

Ответственный

Сроки проведения

Результат

1.Организационное

    Изучение учебно-методической литературы по вопросам организации и руководства трудовой деятельностью детей дошкольного возраста

    Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей осуществление профессиональной деятельности направленной на трудовое воспитание детей

Ст.воспитатель

Заведующая

Постоянно

Постоянно

Методическая

литература

Инструкции,

приказы

2.Диагностическое

    Анализ уровня усвоения программы по трудовому воспитанию

    Выявление навыков по самообслуж-ю

    Владение навыками дежурства

    Ознакомление с трудом на занятиях и в повседневной жизни

    Оценка условий всех видов труда

    Анализ взглядов родителей на трудовое воспитание и формирование навыков и умений у детей

Ст.воспитатель

Педагоги

Педагоги

Ст воспитатель

Ст.воспитатель

Педагоги

2 раза в год

Декабрь

Декабрь

Февраль

Сентябрь

Октябрь

Аналитическая

спрвка

Диагнос-я карта

Диагнос -я карта

Конспекты занятий

Диагност-кая карта

Аналитическая

справка

3.Повышение квалификации

(оказание помощи):

    Консультация "Любим мы трудится, не хотим ленится"

    Консультация "Воспитание навыков самообслуживания у детей 3-го года жизни"

    Открытые просмотры:

- коллективный труд,

- труд в природе;

    Взаимопроверка по самообслуживанию

    Семинар "Любовь к труду воспитывать с детства"

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Хворова Е.В.

Бенда Т.Н.

Педагоги

Ст.воспитатель

Октябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Материалы консультаций

Конспекты

Аналит-я справка

Материалы семинара

4.Организация тематического контроля

    Анализ планирования по трудовому воспитанию

    Анализ педагогического процесса: "Организация и руководство хозяйственно-бытовым трудом"

    "Предметно-развивающая среда-средство трудового воспитания детей"

    Тестовый контроль по теме "Трудовое воспитание дошкольников"

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Заведующая

Ст.воспитатель

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Аналитическая

справка

Материалы тестирования

5.Педсовет

    Трудовое воспитание в д/с (анализ программы)

    Нравственное воспитание дошкольников в труде

    Планирование и руководство трудом в

    Народное творчество в трудовом воспитании детей

    Роль воспитателя и мл.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошколь-го возраста (из опыта работы)

    Итоги тематической проверки

Ст.воспитатель

Педагоги

Протокол,

материалы выступлений,

опыт работы

6.Медико-педагогическое совещание "Воспитание малышей в труде"

    Формирование предпосылок трудовой деятельности

    Труд и игра

Ст.воспитатель

Педагоги

Протокол,

материалы выступлений

7.Изучение,обобщение,распространение и внедрение передово-

го пед.опыта

    Оказать помощь в обобщении опыта работы по ознакомлению детей с тру-

дом родителей

    Начать создание опыта работы о роли воспитателя и мл.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего

дошкольного возраста

Ст.воспитатель

Педагоги

Токарева И.В.

В течениегода

В течение года

консультации

Перспективный план работы по созданию опыта

8.Создание условий

    Приобретение дидактических игр и пособий, методической литературы по данной проблеме

    Изготовление пособий, атрибутов по профессиям

    Иллюстративный материал

Ст.воспитатель

В течение года

Выставка игр, пособий, литературы

9. Формы работы с

родителями

    Оформление фотостенды: "Мамы всякие нужны", "Мой папа на работе"

    Анкетирование родителей

    Индивидуальные консультации родителей по данной проблеме

    Участие родителей в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

    Организация выставок работ родителей в группах

Ст.воспитатель

Педагоги

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

Педагоги

Педагоги

В соответствии с годовым планом

Октябрь

В течение года

Постоянно

В течение года

Фотостенды

Аналитическая справка

Материалы консультаций

Выставки

10.Формы работы с внешними организациями

    Экскурсии на почту, библиотеку, магазин, ателье; беседы с работниками о значимости их труда

Цель: использование ближайшего окружения детского сада в решении проблемы

Педагоги

В соответствии с планом воспитательно-образовательной работы

Фотографии

Конспекты занятий

План самообразования педагога

План самообразования педагога

Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

Разработчик

Втюрина Елизавета Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №51»

Актуальность. Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости.

Готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы и сроки исполнения

I. Изучение литературы

1 Нравственно – трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1987.

2 Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

3 Рукотворный мир. Сценарии игр – занятий для дошкольников / О. В. Дыбина. – М. ; Сфера, 2001.

4 Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1977. – 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А. Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Посещение городских методических объединений для воспитателей ДОУ (ежегодно)

III. Повышение квалификации (1 раз в 5 лет) .

IV. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть? ». Игра для детей 5-7 лет

Иллюстрации о труде взрослых

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Кукольная одежда

Семена, ящики с землей

V. Работа с родителями:

консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье",

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам

Родительское собрание «Папа – пример в труде».

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

VI. Творческий отчёт на педагогическом совете на тему «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

VII. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста

Тема:

Воспитатель: Николаева Ольга Владимировна.

2016 - 2017 учебный год.

Тема: «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности».

Актуальность: ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, мы учим детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, как и прежде, индивидуально.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т. д.

Цель : повышение компетентности воспитателя в вопросах организации коллективных форм труда дошкольников с целью нравственно-психологической и практической подготовки детей к добросовестному труду на общую пользу и формирования начал трудолюбия.

Задачи :

1. Повышение своего профессионального уровня.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

3. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

4. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в труде.

5. Формирование навыков организации своей и общей работы.

6. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Этапы работы:

I. Изучение литературы:

1. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.

2. Воспитатель и дети. Уч. пособие. Глава» Растим самостоятельных и инициативных» / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - М. : Ювента, 2001.

3. Рукотворный мир. Сценарии игр - занятий для дошкольников / О.В. Дыбина. - М. ; Сфера, 2001.

4. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1977. - 179 С.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.

6. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

II. Приобретение материала для непосредственной образовательной деятельности:

Лото «Кем быть?». Игра для детей 5-7 лет;

Иллюстрации о труде взрослых;

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»;

Кукольная одежда;

Семена, ящики с землей.

III. Работа с родителями:

Консультации на темы "Трудовое воспитание ребенка в семье";

Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам;

Родительское собрание «Папа - пример в труде»;

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

IV. Оформление опыта работы по теме «Влияние коллективных форм трудовой деятельности на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста».

Раздел плана

Форма работы

Практические выводы

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания».

Знакомство детей дошкольного возраста с видами труда и профессий. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Основной этап.

Январь 2017 г. - Апрель 2017 г.

Выставка работ. Тема: «Все профессии важны».

Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?».

Распространение материала на уровне ДОУ.

Заключительный этап.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Самообслуживание

  1. Показывать последовательность одевания и раздевания (упражнять в застегивании пуговиц, молний, шнурков на одежде и пособиях), объяснять, почему надо убирать вещи на место, аккуратно складывать одежду в шкаф и вешать на стул.

2. Наблюдение за процессом одевания и раздевания других детей (личный пример воспитателя).

3. Дидактические игры: «У нас порядок», «Покажи Мишке, как надо делать», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Зайки», «Чистим зубы крокодилу», «Покажи такой же цветок», «Волшебное зеркало», «Цветочный магазин» (узнавать растение по описанию). Игры поручения: «Собери семена в коробочку», «Помоги отнести сухие листочки».

4. Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

5. Чтение художественной литературы: «Маша- растеряша» Л. Воронкова, «Огурцы» Н.Носов, Г. Лагздынь, потешки.

Хозяйственно-бытовой труд

  1. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом, взвешивание). За работой прачки (глажка, сушка, стирка белья). За работой повара.

2. Целевое посещение медицинского кабинета, кухни, прачечной (ситуативные разговоры).

3. Дидактические игры: «Кукла заболела», «Кому, что нужно для работы», «Готовим обед», «Постирушки», «Помоги Кукле собрать игрушки», «Покажи кукле Маше, как ухаживать за цветами».

4. Элементарное дежурство по столовой (выполнение поручений: расставить салфетницы, стаканы).

5. Беседы о работе медсестры, повара; рассматривание иллюстраций.

6. Чтение художественной литературы: «Айболит» К.Чуковский, Журавлева Е. «Фунтик», Лебедева Г. «Как Маша поссорилась с подушкой».

Труд в природе

  1. В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (полив, рыхление, посадка, сбор семян, прополка).

2. Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций.

3. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями, зарисовки в «Календаре природы».

4. Чтение художественной литературы: сборник «Детям о труде».

5. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток».

Практические выходы:

1. Оформление папки-передвижки. Тема: «Значение нравственно-трудового воспитания»;

2. выставка работ. Тема: «Все профессии важны»;

3. оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Как приучать ребенка к труду правильно?»;

4. отчёт о проделанной работе за учебный год.

Формы представления результатов самообразования:

Доклад на педсовете, сообщение на педсовете;

Консультация для педагогов;

Творческий отчет;

Проведение мероприятий, развлечений;

Наглядно-иллюстративный материал;

Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Вывод:

Таким образом, мы рассматриваем нравственно - трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

Актуальность



для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: . Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: Итак, что такое труд?

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитатель: Шигаева Людмила Михайловна

Тема: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков».

2015-2016 учебный год.
Цель: формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.
Задачи:

  • развитие трудовых навыков;
  • включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд);
  • воспитание положительного отношения к труду.

Актуальность

Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии -это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал. (ФГОС 2.7)

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» . Подчеркивая роль воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». Итак, что такое труд?

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Срок выполнения

Изучение специальной методической литературы:

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

В течении года

Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

В течении года

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

В течении года

Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

В течении года

Изучение статей в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч»

В течении года

Практический этап

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

В течении года

Подбор аудио и видеозаписей, песен и мультфильмов.

Сентябрь - Декабрь

Разработка и оформление трудового воспитания по данной тематике.

Сентябрь

Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание».

Ноябрь

Разработка конспектов занятия по трудовому воспитанию на тему «Игрушки любят чистоту».

Октябрь - Ноябрь

Консультация для воспитателей:

1.«Трудовое воспитание ребёнка в семье»;

2.«Труд и формирование личности ребёнка».

Декабрь - Январь

Проект на свою тему: «Труд дошкольников»

Сентябрь – Май

Картотека трудового воспитания направленная на развитие у детей простейших трудовых навыков.

В течение года

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Март

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

Апрель

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для трудового воспитания).

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Май

Работа с родителями

Участие родителей в изготовлении трудового и демонстрационного материала.

Январь

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Февраль

Консультации для родителей:

1.«Трудовое воспитание в семье»;

2.«В семье трудовой»;
3. «Какой труд доступен детям».

В течение года

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории, посадка цветов и деревьев).