Самообразования. План работы по самообразованию «Подвижная игра как средство развития основных движений у детей раннего возраста Тема самообразования народные подвижные игры в доу

Красота

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;

Развивать основные движения средством подвижной игры.

Укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому и эмоциональному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124» комбинированного вида

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности».

Подготовила: воспитатель

группы раннего возраста

Шошина Наталья Вячеславовна

Г. Дзержинск

2017 г.

Цель:

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;

Развивать основные движения средством подвижной игры.

- укреплять здоровье детей, способствовать их правильному физическому и эмоциональному развитию.

Задачи:

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»;

Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для детей раннего возраста;

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр, приобретение спортивного инвентаря;

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм;

Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча;

Формировать умение двигаться стайкой в одном направление, не мешая друг другу.

Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу;

Разработка перспективного плана подвижных игр для детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

Повышение профессионального уровня;

Овладение детьми видами основных движений;

Активное участие детей в подвижных играх.

Актуальность выбранной темы:

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях не благоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё за долго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский), вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Известный физиолог А.Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов. Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно-сосудистой, дыхательной, костно- мышечной, нервной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ. Исследования убедительно доказали зависимость здоровья от двигательной активности. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша. Чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, тем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Малыш развивает умение ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т.д.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.

В решении этой задачи эффективным средством может стать подвижная игра.

Подвижная игра, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется стремление детского организма к движению, решаются самые разнообразные задачи. Играя, дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных движениях. Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

- Изучение литературы по теме.

Уточнение основных моментов при разработке рабочей программы в соответствии с Ф.Г.О.С.

Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.

Посещение педсоветов, семинаров.

Обобщение результатов.

Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.

Этапы

Пути реализации и формы работы.

Сроки

Способы оформления материала для использования в практической работе.

Практическая деятельность.

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Оценка имеющихся условий для формирования основ безопасности.

Анкетирование родителей.

Подбор игр и материалов для оснащения предметно-пространственной среды.

Познакомится с интернет-ресурсами.

Изучить ФГОС (двигательная активность детей группы раннего возраста).

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Прогнозирование результатов.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы).

Разработка перспективного плана на учебный год по группе раннего возраста.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа

(применение выбранной технологии для работы с детьми).

Результаты анкетирования родителей.

Привлечение родителей к организации ППРС в группе и использованию подвижных игр дома.

Консультация для родителей «Подвижные игры для малышей».

Информационный стенд: «Подвижные игр для детей раннего возраста».

Картотека подвижных игр для детей 1,5-2 лет для родителей.

Фотовыставка «Мы играем».

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

ПЛАН РАБОТЫ.

месяц

Цель

Форма представления результатов

Сентябрь

2016г

Повысить свой профессиональный уровень в образовательной области «Физическое развитие»

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Анкетирование родителей

Октябрь

2016г

Консультация для родителей «Подвижные игры малышей».

Ноябрь

2016г

Разработать перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста.

Перспективный план подвижных игр.

Декабрь

2016г

Оформить картотеку подвижных игр

Разработка и оформление картотеки подвижных игр

Картотека подвижных игр по видам основных

Движений.

Январь

2017г

Пополнить предметную среду группы.

Изготовление медальонов с изображением мордочек животных, флажков и ленточек

Приобретение мячей и обручей в группу

Февраль

2017г

Фотовыставка «Мы играем»

Март

2017г

Подготовить выступление на педсовет.

Выступление на педсовете «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности».

Апрель

2017г

Оформление информационного-наглядного материала в родительском уголке.

Папка-передвижка « Физическое развитие детей в группе раннего возраста».

Май

2017г

мониторинг

Сентябрь - май

Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем), включение их во все режимные моменты.

Подвижные игры

Первая

неделя

Вторая

неделя

Третья

неделя

Четвёртая неделя

Сентябрь

1. «Догоните меня»

2. «К куклам в гости»

3. «Доползи до погремушки»

Цель : развивать умение ползать, ходить и бегать в определённом направлении, учить ползти до цели, создать радостное настроение.

1. «По ровненькой дорожке»

2. «Догони меня»

3. «К куклам в гости»

Цель : развивать умение ходить по всей площади и в определённом направлении, создать настроение.

Октябрь

1. «Лови мяч»

2. «Доползи до погремушки»

3. «Самолёты»

Цель : развивать ловкость, внимание, учить ползти до цели; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

1. «Беги ко мне»

2. «Подползи под воротца»

3. «Поезд»

Цель : развивать умение ползать, не задевая предметы, ориентироваться в пространстве; развивать умение двигаться друг за другом.

1. «Догоните меня»

2. «Пройди по дорожке»

3. «Самолёты»

Цель : упражнять детей в беге, ходьбе в указанном направлении, развивать равновесие.

1. «Лови мяч»

2. «Найди игрушку»

3. «Пройди по дорожке»

Цель : развивать ловкость, внимание, ориентироваться в пространстве, игре в мяч.

Ноябрь

1. «Беги ко мне»

2. «Лови мяч»

3. «Снег, снег кружится»

Цель : бег в одном направлении, уметь ловить мяч двумя руками, учить детей кружится.

1. «Лови мяч»

2. «Снег, снег кружится»

3. «Самолёты»

Цель : развивать умение ловить мяч двумя руками, бегать, не наталкиваясь друг на друга, учить детей кружится.

1. «Зайка беленький сидит»

2. «По ровненькой дорожке»

3. «Догоните меня»

Цель : развивать умение детей подпрыгивать на двух ногах, выполнять действия со словами, ходьба в прямом направлении, бег в определённом направлении.

1. «К куклам в гости»

2. «Спрячем игрушку»

3. «Игра с воздушными шарами»

Цель : развивать умение ходить в определённом направлении, перешагивать через предметы, бег в разных направлениях.

Декабрь

1. «Догоните меня»

2. «Поднимай ноги выше»

3. «Собачка Жучка»

Цель : бег в указанном направлении, ходьба, высоко поднимая ноги и перешагивая через предметы, реакция на сигнал, имитация движений.

1. «Подползи под воротца»

2. «Догони мяч»

3. «Снег, снег кружится»

Цель : развивать умение ползать на четвереньках над препятствиями, не задевая их, бег в одном направлении, учить детей кружится.

1. «Самолёты»

2. «К куклам в гости»

3. «Собачка Жучка»

Цель : бег по сигналу, ходьба в указанном направлении, реакция на сигнал, имитация движений.

1. «Пройди по дорожке»

2. «Где звенит?»

3. «Зайка беленький сидит»

Цель : ходьба по ограниченному пространству, развитие внимания и ориентировка в пространстве, выполнение движений в соответствии с содержанием, учить детей подпрыгивать на двух нога.х

Январь

1. «Догоните меня»

2. «Поднимай ноги выше»

3. «Зайка беленький сидит»

Цель : вовлечь всех детей, создать радостное настроение, учить бегать в определённом направлении, поднимать выше ноги, двигаться по слову, упражнять детей подпрыгивать на двух ногах.

1. «Снег, снег кружится»

2. «Самолёты»

3. «К куклам в гости»

Цель : продолжать развивать умение ходить в определённом направлении, бег в различных направлениях, создать бодрое настроение, учить детей кружится.

1. «Зайка беленький сидит»

2. «Спрячем куклу»

3. «Лови мяч»

Цель : развивать умение детей подпрыгивать на двух ногах, выполнять действия со словами, вовлечь всех детей, создать бодрое настроение, учить игре с мячом.

1. «Самолёты»

2. «Раздувайся пузырь»

3. «По ровненькой дорожке»

Цель : продолжать развивать умение бегать в разных направлениях, создать бодрое настроение, выполнять движения со словами игры.

Февраль

1. «Догони меня»

2. «Спрячем игрушку»

Цель : упражнять бегу в определённом направлении и ориентироваться на местности, создавать радостное настроение.

1. «Лови мяч»

2. «Раздувайся пузырь»

3. «Зайка беленький сидит»

Цель : создать радостное настроение, вовлечь всех детей.

1. «Догони меня»

2. «Беги ко мне»

3. «По ровненькой дорожке»

Цель : упражнять в ходьбе в прямом направлении, по ограниченной площади, развивать глазомер и чувство равновесия.

1. «Где звенит?»

2. «К куклам в гости»

3. «Принеси мяч»

Цель : развивать внимание, ориентировку в пространстве, продолжать упражнять в ходьбе в указанном направлении, создать радостное настроение.

Март

1. «Подползи под воротца»

2. «Самолёты»

3. «К куклам в гости»

Цель : упражнять ползать, ходить и бегать в разных и определённом направлении.

1. «Солнышко и дождик»

2. «Доползи до погремушки»

3. «Догони меня»

Цель : вовлечь всех детей, создать бодрое настроение, реакция на сигнал воспитателя.

1. «Поднимай ноги выше»

2. «Спрячем игрушку»

3. «Самолёты»

Цель : создать радостное настроение, ходить, высоко поднимая колени, ноги, ходьба и бег в разных направлениях, по всей площади.

1. «К куклам в гости»

2. «Догони мяч»

3. «Солнышко и дождик»

Цель : продолжать упражнять ходьбе в определённом направлении, реакция на сигнал воспитателя.

Апрель

1. «Где звенит?»

2. «Поезд»

3. «Поднимай ноги выше»

Цель : развивать внимание, ориентировку в пространстве, учить ходьбе, высоко поднимая ноги, и ходьбе, держась друг за друга.

1. «Догони мяч»

2. «Самолёты»

3. «Солнышко и дождик»

Цель : развивать умение бегать, не толкая других, быстро реагировать на сигнал.

1. «Поезд»

2. «Целься вернее»

3. «Догони меня»

Цель : упражнять ходьбе, держась друг за друга, бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать глазомер.

1. «Спрячем игрушку»

2. «К куклам в гости»

3. «Собачка Жучка»

Цель : упражнять бегу и ходьбе в определённом направлении, реакция на сигнал, имитация движений.

Май

1. «Солнышко и дождик»

2. «Догони меня»

3. «Собачка Жучка»

Цель : развивать умение ориентироваться в пространстве, реакция на сигнал воспитателя, развитие двигательной деятельности.

1. «Карусель»

2. «Самолёты»

3. «К куклам в гости»

Цель : создать бодрое настроение, вовлечь всех детей, учить детей играть дружно.

1. «Раздувайся пузырь»

2. «Лохматый пёс»

3. «Поднимай ноги выше»

Цель : развивать умение детей ходить в хороводе, реакция на сигнал воспитателя, развивать внимание, речь.

1. «К куклам в гости»

2. «Солнышко и дождик»

3. «Догони меня»

Цель : развивать двигательную активность, речь, внимание, создать радостное настроение.

Список литературы:

Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1979.

Воспитание и развитие детей раннего возраста. /Под ред. Г. М. Ляминой. М.: Просвещение, 1981.

Жердева Е. В. «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов н/Д: Феникс, 2007

Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей». М.: Просвещение, 1987.

Шишкина «Движение + движение». М.: Просвещение, 1992.


План по самообразованию на 2014-2015 год
воспитателя Скрипневой Ольги Николаевны
Тема: Формирование личности ребенка посредством народных подвижных игр.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Дошкольный возраст - это период совершенствования и развития личности. А старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Детские народные подвижные игры выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.
Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по воспитанию детей в условиях внедрения фгос на основе использования народных подвижных игр. Задачи: - развитие интереса к игре
-воспитание самооценки и самоконтроля
-формирование представлений о зож.

Месяц

Цель

Форма представления результатов самообразования

В течение года

октябрь

ноябрь-февраль


апрель

в течение года

февраль

март

Апрель

май

формирование совокупности теоретических знаний

изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме

создание условий для физического развития детей; формирования личности ребенка средствами народных подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Самореализация

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения

Повышение своего профессионального уровня

изучение ФЗ «Об образовании», ФГОС
изучение методической литературы,
Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»
Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры.
Русские народные подвижные игры
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе.
Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения»
журнал «Дошкольное воспитание»

просмотр сайтов в Интернете.


разработать перспективный план


Работа с детьми.
Познакомить детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
(«Заря-заряница»,»Золотые ворота». «Гори, гори ясно», и т.д.)


Разучивание считалок, закличек, потешек

Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании)

Совместное изготовление атрибутов к русским народным играм

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей

Консультация для педагогов ДОУ по теме самообразования

Подготовить открытый просмотр по обозначенной теме

Отчет о проделанной работе

Публикации своего опыта педагогической деятельности в соц.сети работников образования сайт

Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности.

Перспективный план

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении, о предметах старины

Беседа «Как играли в старину»

Картотека народных подвижных игр

Картотека «русские народные считалки»

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»

Информация для родителей «Давайте поиграем»

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Индивидуальный план на меж аттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй» села Бикмуразово Буинского муниципального района»

Мусиной Лилии Фаритовны

План

самообразования воспитателя

старшей группы

Тема:

Подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении.

Цель: Развивать ловкость, внимание, находчивость, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе, правильное ориентирование в пространстве, самостоятельное распределение ролей и товарищескую взаимопомощь.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре.

По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Игры требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

«Гуси – лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются лицом к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом к друг другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры: Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры. Они перекатывают его только ногами.

Октябрь

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Перевенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе, по чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

«Липкие пеньки»

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходит близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснутся пробегающих мимо детей. Осаленые становятся пеньками.

Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест.

Ноябрь

«Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то это группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: Иголка, нитка, узелок держаться за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

«Совушка»

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила игры: Запрещается «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Декабрь

«Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом к друг другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры: Коту нельзя забегать в нору. Кот и мышь не должны убегать далеко от норы.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Январь

«Заморожу»

Все дети стоят в 2 круга. Маленький внутри большого. В середине – Дед Мороз. Дети, взявшись за руки, идет по кругу, - круги идут в разные стороны – под любую хороводную музыку. С окончанием музыкальной фразы дети большого круга останавливаются, поднимают вверх руки, образуя воротики, а дети малого круга пробегают в эти воротики, спасаясь от Деда Мороза, который старается их «заморозить».

«Летает- не летает»

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Февраль

«Стоп»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Бездомный заяц»

Среди играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником

Март

«Горелки»

Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 – 3 шагов от играющих проводится линия. Один из играющих – ловящий - становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

После слова беги дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны один справа, другой слева, стремясь схватиться за руки впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если же ловящему не удается поймать кого – нибудь из пары, он остается в той же роли.

Игра заканчивается, когда все играющие пробегут по одному разу. Игру можно повторить 2 – 3 раза.

Число участвующих не должно превышать 15 – 17 человек, иначе детям долго придется стоять без движения.

«Мячик кверху»

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху! Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой! ” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Апрель

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится “хитрой лисой”. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем–нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: Где ты, хитрая лиса? При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

«С кочки на кочку»

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Май

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.

Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Июнь

«Самолеты »

Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

«У кого мяч?»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Список литературы

1. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осакиной. – М.: Просвещение, 1988.

2. Картотека русских народных подвижных игр.

Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова. – М.: Айрис-пресс, 2003г.

Светлана Назарова
Тема самообразования «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры»

Тема самообразования на 2015-2016 учебный год

«Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры »

Воспитатель :

Назарова Светлана Витальевна,

План работы

Цель : продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей . Привлекать родителей к формированию ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических традициях русского народа .

№ Изучение

литературы Работа

с детьми Работа

с родителями Работа

с педагогами Срок

1 Сбор и изучение методической литературы, пособий для русских народных игр . Совместное изготовление с детьми атрибутов к народным подвижным играм Привлечение родителей в воспитательно -образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр . сентябрь

2 М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Айрис-пресс, 2003. Развлечение «Русские народные забавы » Развлечение «Русские народные забавы »

С участием родителей. Развлечение «Русские народные забавы » совместно с физкультурным руководителем . октябрь

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. :. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 Разучивание новой народной подвижной игры

«Гуси – гуси» Знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями. Консультация

«Народные игры в детском саду » ноябрь-декабрь

4. Знакомство детей с русским народным творчеством . /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2004. Создание картотеки народных подвижных игр . Памятка для родителей «Народные игры это интересно » январь-февраль

5. Истоки русской народной культуры в детском саду / И . Г. Гаврилова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. Разучивание подвижной народной игры

«У дедушки Трифона» Развлечение «Масленица» март

6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки : увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле. / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 157с Просмотр видеофильмов с народными подвижными играми . Консультация для родителей «Организация народных игр в семье »

Характеристика народных подвижных игр апрель

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив : Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Проведение досуга

«Веселый хоровод» .Русские народные подвижные игры с музыкальным сопровождением. май

Публикации по теме:

Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Чурилова Елена Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детский.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения: долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»

п. Дедовичи Псковской области

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Развитие физических качеств посредством подвижных игр»

учителя физической культуры, высшей квалификационной категории:

Ивановой Ирины Васильевны


План работы над темой по самообразованию

2010 –2011 -

Провести анализ методической литературы из существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных игр применимых к использованию в образовательном процессе

Разработать программу по спортивно – оздоровительному курсу «Подвижные игры»

в 1 классах

Выступить на МО учителей физической культуры по обобщению опыта

Создать картотеку подвижных игр

2011–2012 –

2012 – 2013 –


Основные ф изические качества человека:

  • Быстрота
  • Выносливость
  • Ловкость
  • Гибкость

Быстрота

Способность перемещаться в пространстве за минимально короткое время

Упражнения для развития:

  • специально-беговые упражнения,
  • бег с ускорением от 30 - 40 м
  • Одной из форм развития быстроты

безусловно являются подвижные игры.





Сила

Способность человека воздействовать на внешние силы или противодействовать им с помощью мышечных напряжений.

Упражнения для развития:

  • подтягивание
  • упражнения в висах и упорах
  • упражнения с гантелями
  • набивание мячом

Развивать такое важное для человека

качество,

как сила, нужно с детства посредством

подвижных игр, постепенно вводя новые

элементы и увеличивая нагрузки.





Выносливость

Способность противостоять утомлению в процессе какой-либо деятельности, длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности.

Упражнения для развития:

  • бег в равномерном темпе от 6-10 мин
  • длительный бег,
  • кросс,
  • ходьба на лыжах,
  • круговая тренировка

Выносливость необходимо

развивать с раннего детства.




Гибкость

Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Упражнения для развития:

  • общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных коленных суставов и позвоночника

Развивать гибкость нужно с самого

раннего возраста.



Ловкость

Способность правильно, быстро овладевать новыми движениями и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с обстановкой.

Упражнения для развития:

  • варианты челночного бега,
  • бег с изменением направления,
  • метание,
  • передача, ведение мяча.

игра «Семеро козлят»

Ломает домик

переползают




Значение подвижных игр на ваше физическое состояние

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

На физическое и психическое состояние влияет не только занятия спортом, но и подвижные игры. Они развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость и другие физические качества.





Мониторинг физической подготовленности учащихся

Цель-определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам

проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости