Рекомендации родителям по теме народная игрушка. Консультация для родителей на тему « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой»

Мода и стиль

Шилова Светлана Анатольевна
Воспитатель Д/С №25 "Лесная сказка" п.г.т. Мирный р.м.Красноярский Самарской области.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.
Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка.
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Консультация для родителей и педагогов:

«Народная игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители и педагоги, давайте вспомним наше детство. Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой уникальное творение, созданное людьми. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. В преддверии веселых и долгожданных народных праздников, например таких как Масленица, мы предлагаем вам и вашим деткам окунутся в увлекательный мир народного наследия и творчества.

Почему ребенку важно знать народную игрушку?

Народное творчество заключает в себе очень важное воспитательное значение. Оно аккумулирует культуру народа, начиная с ее истоков и перенося многовековое наследие сквозь вереницу поколений, поддерживая, таким образом неразрывную связь между старшими и младшими представителями нации. Отбирает лучшее, что накоплено в национальном опыте. Отражает мировоззрение людей, менталитет нации, ее фундаментальные ценности и традиции. Именно в народном творчестве следует искать духовные начала и семейные основы, многовековые знания и верования. Народное творчество показывает этапы становления нации, ее эволюцию.

Поэтому изучать историю своей страны и своего народа необходимо в тесной связи с сокровищницей народного искусства. Подлинно патриотические чувства человека всегда уходят своими корнями в истоки национальной культуры. Кроме того, народное творчество приоткрывает перед человеком, его изучающим, разнообразие уголков Родины: от крупных ремесленных центров до крошечных сел, славящихся мастерами и их уникальными изделиями, в которых отражен неповторимый облик народа. Широкие познавательные возможности, заключенные в народной культуре, способны расширять кругозор детей и взрослых. И наконец, видя перед собой лучшие образцы декоративно-прикладного искусства, возникает невольное желание подражать выдающимся мастерам, создавая подобные работы своими руками; стремление овладеть ремеслом и заниматься им как хобби или профессиональной деятельностью .

Изучение декоративно-прикладного творчества своего народа очень важно начинать в дошкольном детстве, когда ребенок как бы пропитывается духовной жизнью разных поколений, впитывает в сознание культурный опыт предшественников.

Из истории русской народной игрушки.

Из диалога мамы и сына. «Что же такое народная игрушка?» — спросила одна мама у своего сына. «Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ», – не без гордости ответил ребенок.

Народная игрушка – особый вид русского народного творчества, сокровищница народной культуры.

Народное творчество любят и понимают все, потому что в нем живет душа народа. Речь идет, прежде всего, о народных ремеслах, которыми славятся городки и селения нашей необъятной страны и которые формируют национальный колорит России. Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), посуду, ковры, кружева, чеканку, вышивку, ковку и т. д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее как на продукт народного творчества. Например, когда мы видим среди прочих сувениров, находящихся на стеллаже в гостиной или на полке в детской комнате, занимательных медведей-кузнецов или расписную свистульку, не сразу можем сказать, что та или иная поделка есть изделие народного промысла. Хотя нас привлекает особый дизайн игрушки, ее яркие цвета и чисто русское содержание.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, которая сначала несла в себе ритуальную, обрядовую функцию, постепенно становясь декоративным элементом. Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

История народной игрушки подтверждает, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, которая имеет свои традиции и техники исполнения.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Иными словами, игрушки изготавливали из всего, что давала человеку природа. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей, Сама природа вдохновляла человека на создание творений декоративно-прикладного характера.

Чтобы достичь слияния в игрушке глубокого внутреннего содержания и выразительного образа необходимо длительное время и усилия многих людей, поэтому народная игрушка была плодом коллективного творчества нескольких поколений народных мастеров. На протяжении долгого времени совершенствовался пластический и колористический облик игрушки, присущий конкретной местности. Разные мастера вдыхали в него свою жизнь, вносили оригинальные приемы лепки, цветового оформления, характера игрушки; оставляли след своей, несравнимой ни с какой другой фантазии; оттачивали собственную технику и передавали ее ученикам. Так формировались целые династии мастеров, изготавливающих народную игрушку, живущую благодаря их художественному чутью и умению. Постепенно «отсекалось» все лишнее, ненужное, усложняющее выразительный облик, мешающее воспринимать игрушку как единое целое. Игрушка принимала идеальную форму, с которой живет по сей день.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

Назначение: игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель: Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы:

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

Перед началом создания куклы, кратко ознакомьте ребенка с историей возникновения куклы, расскажите о ней, можно показать несколько иллюстраций с ее изображением.

Поговорка: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

«О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу»;

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

«Моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей!»

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Народные тряпичные куклы-закрутки.

Технология изготовления народной тряпичной куклы-закрутки:



Материалы. Берем один квадрат белой ткани

подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.


В середину кладем вату, чтобы наша Выполняем тугое закручивание.

куколка не была слишком худенькая

Получилась скрутка - рулик. Это На уровне шеи и пояса

«тулово» нашей куколки. перевязываем скрутку ниткой.


Берем второй квадрат белой ткани, в центр Завязываем ниткой на уровне шеи.

размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы

голова получилась более круглой.


Расправляем ткань. Постараемся убрать Формируем руки: определяем их длину,

лишние складки с лица куклы. лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь

Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки

подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань

равномерно. Основа нашей куклы готова. А вот наряд – это ваша фантазия и творчество!


Сарафан. Берем две узкие цветные ткани и Квадрат цветной ткани сворачиваем

располагаем их крестообразно через плечи пополам, располагая нитку внутри.

на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, Повязываем куколке косыночку,

равномерно распределяя вокруг, и завязываем. Завязываем пояс и куколка готова.

Материал подготовила: воспитатель

Уважаемые педагоги!

В народных играх, в том числе в детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания.

Таким образом, каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Интересными сведениями, связанными с детскими играми, располагает этнографический материал.

Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. К последнему мы относим весь набор предметов, необходимых для игры. Игровой инвентарь – это, прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» - предмет, которым играют.

Игрушки имели и имеют сегодня конкретные воспитательные задачи на каждом этапе жизни ребенка. Игрушки раннего младенческого возраста (от рождения до 1,5 – 2 лет) стимулировали движения, активизировали зрение и слух, помогали установить простейшую ориентацию. Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Г.Ш. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках, они были известны грекам, римлянам, существовали во времена средневековья. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали погремушке высокохудожественные формы чеканного серебра с фиалковым корнем на конце. О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками и т.д. Делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочонка.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появились игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Были специально сделанные для детей игрушки. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка – игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку изготавливали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

В традиционном крестьянском быту существовали и другие самодельные звучащие игрушки. Интересно, что названия их отражают характер издаваемого звука. Например, фуркалка – продолговатая дощечка с двумя отверстиями, в которые продевались нити: при дергании двумя руками за скрученные, соединенные на концах нити пластинка вертелась и «фуркала».

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки. Покровский перечисляет и также музыкальные инструменты, как дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки. Все эти музыкальные игрушки, по свидетельству многих исследователей, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скаканье на палочке – коне и др.).

Сегодня игра в мяч – одно из самых любимых развлечений не только детей, но и взрослых. Русских народных игр в мяч насчитывается более 80.

Надо сказать, что мячи долгое время изготавливались вручную. Формы их поражали своим разнообразием: кроме классических шарообразных были мячи кубические и многогранные, с острыми и закругленными углами. Их шили из тряпок или кусочков кожи, выплетали из полос лыка, бересты, набивали льняной куделью, шерстью, мхом, нередко добавляли горошины или камешки, чтобы при бросании мячик «звучал».

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно девочке делали взрослые – мама, бабушка, старшая сестра, потом – она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборов обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела косу. Для куклы – женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в свадебный наряд. Иногда во время игры, разыгрывалось целое действие – свадьба, сватовство, посиделки. Обращает на себя внимание такая распространенная особенность матерчатой куклы, как безликость. У многих народов существовало поверье, что если у куклы есть черты лица, то в нее может вселиться злой дух.

Таким образом, мы видим, что в игре, дети воспроизводили все жизненные ситуации. А народные игрушки служили проводником в мир народных традиций и культур.

Шилова Светлана Анатольевна
Воспитатель Д/С №25 «Лесная сказка» п. г.т. Мирный р. м.Красноярский Самарской области.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.
Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка», как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное — просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.
Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь — как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
А во что же играли деревенские девочки? Конечно же, в тряпичных кукол.
Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.
Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети.
Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.
Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу.
Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка.
Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.
Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).
Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.
Дымковская игрушка.
Это очень древний промысел. В старину праздновали «Свистопляску» — праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.
Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.
В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную.
Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.
Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.
Богородская игрушка.
Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.
Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки — это шутейные, юмористические, динамичные забавы.
Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.
Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Скачать полный текст конспекта

Уважаемые родители !

В период с 10.03.16 по 31.03.16 тема наших занятий "Народная игрушка ".

Цель темы : знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек ; знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки, заклички) ; использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности

В достижении поставленных целей нам помогут следующие задания и упражнения :

1) Конструирование «Лестницы» , «Домик» ;

2) Лепка «Вот какая у нас неваляшка!» , «Пирамидка» , «Огуречик, огуречик;

3) Рисование «Деревянные колечки» , «Большие и маленькие яблоки на тарелочке» , «Кубики большие и маленькие» ;

4) Дидактическая игра «Найдем матрешкам косыночки» , «Расставь матрешек на дорожке» , складывание 4- и 5- местной матрешки;

5) Обыгрывание сказки «Курочка Ряба» ;

6) Игровая ситуация «Матрешка» , «Петрушкин концерт» , «Котик простудился» ;

7) Выполнение движений, сопряженных с проговариванием рус. нар. песенки «Ай, качи – качи – качи!» ;

8) Рассматривание народных игрушек : матрешка, игрушки – забавы , волчок, иллюстраций к известным детям рус. нар. потешкам, песенкам и сказкам;

9) Чтение потешек «Ой – ду - ду.» , «Ай, качи – качи – качи!» , «Сорока - белобока» , «Огуречик, огуречик» ;

10) Чтение произведения К. Ушинского Гуси», русских народных сказок «Репка» , «Три медведя» , «Теремок» ;

11) Игры «Найди матрешку» », «Каравай» , «Собери матрешку» , «У медведя во бору» , «Огуречик, огуречик» , «Кошки – мышки» , «Гуси» , «Лиска – лиса» ;

12) Игры со свистульками, деревянными ложками, дудочками, погремушками.

В результате усвоения темы дети :

1) эмоционально откликаются на игру , предложенную взрослым, подражает его действиям;

2) называют музыкальные инструменты;

3) различают и называют предметы ближайшего окружения;

5) различают большие и маленькие предметы, называют их размер;

6) сопровождают речью игровые и бытовые действия.

Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется :

Рассказать детям о русских народных игрушках , рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде;

Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки - глина , дерево, керамика;

цвет, форму, величину, части игрушек , рассказать, как в них играют;

Побеседовать с детьми о народных промыслах , о том, что игрушки делают народные умельцы .

Дидактическая игра «Назови игрушку » :

игрушка из дерева (какая) – деревянная (матрешка, дудка) ;

игрушка из глины (какая) - глиняная (свистулька) ;

игрушка из керамики (какая) - керамическая (куколка)

Отгадать и выучить загадку :

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка .

(Матрешка)

Итоговое мероприятие по теме :

Физкультурный досуг «В гостях у Матрешки» .

Публикации по теме:

Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.

Конспект интегрированного занятия «Народная игрушка» Конспект интегрированного занятия по теме: «Народные игрушки» (подготовительная к школе группа) Цель: Обобщить знания детей о русских.

Кризис трех лет. Рекомендации родителям Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.

В нашей группе воспитатели, дети и родители совместно осуществили проект, посвященный неофициальному символу России - матрешке..

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Дорогие коллеги! Все мы планируем образовательную деятельность на основе комплексно-тематического подхода. Темы недели сменяют друг друга,.