Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Конни Линдквист (1950-2002): Рождественская коза.
Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.
Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.
Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.
В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.
В рождественские праздники по улицам ходили ряженые в костюмах козлов.
Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.
Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.
В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.
Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.
Их, к недовольству мастеров, часто сжигают в канун праздника, что совершенно незаконно!
Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.
Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.
У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.
Вождение козы в барском имении. Западная Белоруссия, XIX век. М. Андриолли.
Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.
От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.
Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.
У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.
В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).
Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»
Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.
Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.
Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.
Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.
Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.
Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.
Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.
Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.
В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».
На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.
Ряженые. Святочное вождение «козы». Станица Анастасиевская, Краснодарский край. Фото. 1989 г.
В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.
Для человека наиболее привычными являются круглые зрачки. А вот у коз, например, они прямоугольные!
С чем это связано?На самом деле, у коз зрачки похожи на горизонтальные прорези. Но при расширении они становятся похожими на прямоугольники.Это даёт возможность козам видеть на 340°, практически без поворота головы. Для сравнения, человек может видеть на 160 – 180°, не поворачивая головы.
В течение дня при солнечном свете зрачки у коз очень узкие.Это, своего рода, защита от солнечного света. Глаз защищает сам себя от дневного света, а ночью расширяется, и становится прямоугольным.Наличие таких необычных зрачков заложено природой. Прямоугольные зрачки не только у коз, но и у других копытных животных, которые пасутся на пастбищах. Такие зрачки помогают животным лучше ориентироваться на равнинах и пастбищах.Форма зрачка открывает животным лучший кругозор по ночам, что даем им хорошую возможность ориентироваться в ночное время.Это также обусловлено природой. Такие животные могут увидеть опасность и хищника (особенно ночью) раньше, чем он заметит их. Это заложено инстинктом самосохранения.Точно такие же прямоугольные зрачки присутствуют у осьминога, что обусловлено природой и эволюцией.
Откуда пошло выражение " отставной козы барабанщик " ?
Так называли в xix веке людей без определенных занятий, а иногда и просто маленьких, забытых людей, кое-как кормящихся какими-нибудь случайными и никому не нужными поделками. откуда взялось это шуточное определение?
Почти до самой революции в глуши можно было увидеть бродячую труппу нищих или полунищих: поводыря с ученым медведем, показывавшим разные «штуки», «козу» - человека, на голове которого было укреплено грубое подобие козьей головы из мешковины, и «барабанщика», часто из отставных солдат, барабанным боем призывавшего «публику».
Оказаться на положении «отставного барабанщика при козе», то есть потерять и эту работу, было уже окончательным пределом бедствия. вероятно, в языке бродячих трупп и надо искать корни нашего образного выражения.
Немножко новых и интересных фактов о козах.
Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр.-карпат.).
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой (рус., костром.) или чёрт (укр., житомир.) и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой (укр.) и ласка (Полесье). По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре (пол. Бескиды). От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.
ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ ВЫРАЖЕНИЕ «КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ»?
По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа.
Затем козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».
НЕМНОЖКО НОВЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О КОЗАХ.
Нормальная температура тела у коз от 39,0 до 39,3-39,4.
У коз большой и хорошо развитый головной мозг.
Козы (при хорошем обращении с ними) легко поддаются дрессировке.
У коз хорошо развиты: слух, зрение, обоняние, вкус и т. д.
При плохом обращении коза начинает показывать свой нрав.
У коз очень тонкий вкус и они разборчивы в еде.
Козы не любят и даже боятся сырости.
Козы легко могут открыть мордой или передними ногами дверь (конечно если дверь не закрыта на замок!).
У коз, также, как и у козлов, растёт борода.
У козы длинные уши - из-за них коза лучше слышит.
Козы могут «гипнотизировать», делать глаза жалобными, смотреть человеку в глаза, выпрашивая еду.
В 1906 году, в Париже, на Всемирном конгрессе детских врачей, козье молоко было признано лучшим естественным заменителем женского молока.
В зоопарках всего мира держат коз для выкармливания детенышей, оставшихся без материнского молока, так как козье молоко подходит практически для всех млекопитающих.
Козье молоко содержит иммуноглобулины и с древнейших времен использовалось для лечения и профилактики многих болезней, даже таких, как туберкулез.
Козье молоко усваивается организмом в 5 раз быстрее коровьего, успешно употребляется людьми, страдающими метеоризмом и не переносящими коровьего молока.
Козы практически не болеют туберкулезом.
2/3 населения никогда не пробовали козьего молока.
Молоко от козы молочной породы не имеет специфического запаха, присущего аборигенным козам, оно очень приятно на вкус, охлажденное молоко приобретает привкус свежего лесного ореха.
Козье молоко выводит из организма радионуклеиды.
Козьим молоком успешно лечат аллергию.
В США самый дорогой племенной козлик заокеанской породы стоил 5300 долларов (1995 год)
Племенные козлята в США стоят от 200 до 1000 долларов, средняя дойная коза стоит около 1000 долларов.
Согласно греческому мифу, коза Амалфея (Амаптея) вскормила в некой пещере на острове Крит своим молоком беспомощного младенца Зевса.
Козел - символ плодородия. Отсюда его связь с божествами и другими мифологическими персонажами, олицетворяющими это качество - литовским Перкунасом, славянским Перуном, скандинавским Тором, индийским Пушаном, греческим Паном, прусским Пушкайтсом. Колесницы этих богов запряжены козлами.
Молоко люди стали употреблять за 10 тысяч лет до нашей эры, когда приручили диких коз.
Козы упоминаются в Библии 200 раз.
Одна из агадических историй рассказывает, что путь в Землю Обетованную показала людям коза - ей к хвосту привязали веревку и отправились вслед за нею.
Рекордный удой в Австралии козьего молока за год - 3500 кг (зааненская порода), когда в Тверской области среди коров эта сумма колеблется около 2000 кг.
До сих пор в Скандинавии иногда козам на шею вешают головку чеснока, чтобы защитить их от троллей.
Тобаго является домом для козьих гонок. Удивительно, но это один из самых популярных, но при этом весьма необычных видов спорта на острове, где наездники управляют козами с помощью трехметровой привязи и кнута. Этот странный вид спорта имел место на Тобаго с 1925-го года, Букко - именно то место, где можно посмотреть на сие невероятное действо.
А вы знали, что за кофе мы должны благодарить коз? Именно козы нашли кофейные зерна, из которых впоследствии человечество научилось варить кофе.
Во Франции раньше часто запрягали коз в маленькие детские коляски. Также их использовали для выполнения садовых работ: было замечено, что кастрированные козы намного усидчивее и сильнее.
У козы очень чувствительное отношение ко всем атмосферным изменениям. В горах всем известно, что за день или два до бури у козы нарушается покой, они начинают громко и часто блеять, порывисто едят, удои сильно снижаются.
Имеется более трехсот различных пород коз.
Группа коз называется стадо или племя и, как правило, возглавляется самкой.
Некоторые породы коз могут прыгать выше своего роста.
Козы живут около 8-12 лет.
Коза пробует на вкус всё, что напоминает ей траву, чтобы потом решить, будет ли она это есть.
В календарных обрядах, связанных с аграрной магией, присутствует ряженая коза или маска козы. Святочные и масленичные обходы с ряженой козой наиболее распространены у украинцев и белорусов, в меньшей степени у русских. Атрибуты ряженой козы: вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью.
Ядром восточно-славянского рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза», где в гиперболизированных образах рисуется картина будущего урожая («где коза ходит, там жито родит», «где коза рогом - там жито стогом», «где коза хвостом - там жито кустом» Ит. п.). Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы. В Польше деревянная рогатая фигура козы участвовала в процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).
С плодовитостью козы связана ее эротическая символика: в белорусских и польских песнях присутствуют мотивы любовных ухаживаний Волка за Козой и брака Козы с Волком в песнях, а съеденная Волком Коза символизирует доставшуюся жениху невесту.
Коза как жертвенное животное фигурирует в своеобразном действе, совершавшемся в разных районах Чехии в день св. Якуба (25 июля), когда с колокольни или другого возвышенного места сбрасывали козла с позолоченными рогами, убранного лентами и цветами. Его кровь собирали и хранили как лечебное средство от испуга. Фракийские болгары закалывали козу на свадьбе, после брачной ночи. Запреты использовать козу в качестве жертвы (болгары не закалывают козу на поминальную трапезу; македонцы не используют козу как жертвенное животное) мотивированы тем, что коза - нечистое, демоническое животное.
В этиологических легендах коза - создание дьявола (укр. - «чертово семя», пол. - «дьявольское создание», чеш. - «чертова порода») и потому внешне похожа на него. Украинцы считают, что домашняя коза сотворена чертом и если ее покропить освященной водой, то она сейчас же сдохнет. У козы короткий хвост, так как дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты (пол., укр. - карпат.). Согласно польскому поверью, коза имеет всю силу в хвосте; чтобы козы не объедали деревьев, им в хвост надо воткнуть иголку. В Закарпатье говорят, что козы все время норовят залезть на деревья, потому что у них «чертовы» ноги; козы когда-то имели на ногах когти и лазали по деревьям; черт проспорил Богу своих коз, и Бог лишил их когтей; на коленях у козы желтая шерсть, так как черт, выгоняя их со двора Господа, бил их по ногам, отчего текла кровь и окрасила шерсть. В легендах коза как нечистое животное противопоставляется корове и овце - чистым и «Божьим» созданиям.
По общеславянскому поверью, в виде козла появляется дьявол. Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта, лешего, домового, водяного. Поляки считают, что в глазах у ведьмы можно видеть отражение козы. В Костромской области бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в коз. В Киевской губернии верили, что накануне Пасхи в виде козы может показаться клад. У козы, как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока. Верхом на козе ездит дьявол.
Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) используется как оберег. По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не дает колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губернии от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим - это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины.
Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.
Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.
Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.
В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.
Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.
Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.
В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.
Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.
Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.
Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.
У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.
Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.
От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.
Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.
У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.
В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).
Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»
Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.
Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.
Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.
Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.
Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.
Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.
Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.
Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.
В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».
На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.
В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.
» от 2015 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 43 выпуска.
Участники:
Алёна Волкова, Юлий Якубовский (0 очков), Светлана Чуйко; Сергей Плотников, Екатерина Крупская , Олег Желков; Александр Лемешев, Оксана Григоренко, Виктор Мазуренко ;
Участники:
Наталья Грозовская (г. Лас-Вегас), Александр Тимофеев (г. Коломна), Светлана Ефимова (дер. Ивановка) ; Дарья Черкасова (г. Тула), Василий Пестряк-Головатый (г. Гатчина), Ирина Новикова (г. Москва) (2 550 очков); Виолетта Любина (г. Аниево), Олег Фетькушов (г. Москва) , Инга Шенникова (г. Кисловодск);
Участники:
Лидия Цынцарь (с. Капчак) , Георгий Вирвичец (с. Струнино), Наталья Нейт (г. Новокузнецк); Юрий Шестернин (г. Балаково), Анатолий Аграфенин (с. Борское), Ольга Мазуренко (г. Голицыно) ; Любовь Волкова (г. Казань) (2 600 очков), Юлия Альба (г. Новосибирск), Сергей Семёнов (г. Тихорецк)Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Андрей Хозяинов (с. Усть-Сцима), Елена Песецкая (дер. Ядрино), Галина Рыбакова (г. Красноярск) ; Тельман Алиев (с. Халамели), Елена Романова (г. Санкт-Петербург), Елена Бакурова (г. Архангельск) ; Алексей Пашин (г. Химки), Виктор Канов (г. Москва), Надежда Смолянская (г. Котово) (2 750 очков)
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Латокат Расулова (г. Ангрен) (6 400 очков), Михаил Фадеев (г. Коломна), Наталья Самойлова (г. Волгоград); Ирина Цой (г. Новосибирск), Александр Степанов (дер. Дубровка), Павел Игнатьев (г. Санкт-Петербург) ; Николай Канаев (дер. Иванково) , Елизавета Данилина (г. Райчихинск), Сергей Шалов (экопос. Цица);Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Надежда Рынцева (пос. Шексна), Сергей Миленко (с. Васильчуки), Елена Цветаева (г. Москва) ; Иммо Лесвиси (г. Рим), Владимир Брилёв (г. Новороссийск) (1 800 очков), Екатерина Константинова (г. Гагарин); Надежда Корзина (г. Приволжск), Карина Курносова (г. Брянск) , Борис Мусс (г. Санкт-Петербург);
Участники:
Татьяна Кузнецова (с. Мундыбаш), Андрей Кравцов (г. Сочи) , Ольга Ковалёва (г. Владимир); Севада Малхасян (г. Переславль-Залесский), Наталья Дмитрюк (г. Кольчугино), Ваха Мусаев (г. Грозный) ; Вера Родионова (г. Балаково), Виктор Дмитриев (пос. Пудомяги), Екатерина Баринова (с. Рябинки) (4 700 очков);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Руслан Зулькарнаев (г. Баймак), Ольга Хазиева (г. Можайск) , Надежда Мельник (г. Николаев); Олеся Пронина (Калужская область), Виталий Седов (пос. Краково) , Андрей Матусевич (г. Вольск); Роман Булыжников (пос. Романовка) (500 очков), Наталья Верова (г. Пенза), Александр Юрьев (хут. Дубовой);
Участник отгадал горизонтальное и первое вертикальное слово, но не отгадал второе вертикальное слово.
Участники:
Рассвета Мусатова, Валентина Дрогина , Олеся Коваленко; Марина Кошелева, Надежда Савельева (2 900 очков), Надежда Маслова; Светлана Титова, Ирина Кривуля , Наталья Забелина;
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Евгения Столярова (г. Железнодорожный) , Валентина Сухарева (с. Дмитриевы Горы), Сергей Питаев (г. Сочи); Вероника Ратомская (г. Москва) , Александр Орлов (г. Великой Новгород), Григорий Марков (г. Озёры); Валерий Болотов (г. Истра), Наталья Некрасова (г. Тверь) (600 очков), Сергей Ларин (г. Меленки);Участница отгадала горизонтальное и первое вертикальное слово, но не отгадала второе вертикальное слово.
Участники:
Ольга Тимофеева-Оболенская (г. Чебоксары), Сергей Рябов (г. Самара), Эммануила Штуко (г. Тверь) ; Наталья Чураева (г. Москва) (7 750 очков), Александр Логвин (пос. Дружба), Юлия Солнцева (г. Магнитогорск); Инна Морозова (г. Струнино), Андрей Носов (г. Шахты), Людмила Сухомлинова (пос. Грибанский) ;
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Вера Кольцова (г. Бежецк) , Геннадий Аксёнов (дер. Гололобовка), Ольга Мамаева (г. Орлов); Наталья Рулёва (г. Дубовка), Светлана Селезнёва (г. Москва), Александр Милкин (г. Мичуринск) (3 150 очков); Наталья Явкина (г. Москва) , Алексей Борискин (г. Орехово-Зуево), Николай Байдуков (г. Новокуйбышевск);Участник отказался от суперигры.
Участники:
Светлана Михеева (г. Железнодорожный), Сергей Трегубов (пос. Глебычево) (4 000 очков), Людмила Курилина (пос. Смирновка); Владислав Голубенков (г. Тула) , Адам Саидов (г. Грозный), Светлана Вирвичас (г. Струнино); Марина Снимщикова (г. Протвино), Вероника Ильиных (г. Киров), Людмила Домнина (пос. Шилово) ;
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Евгений Михайловский (г. Железнодорожный), Сергей Герасимов (г. Сыктывкар) (1 400 очков), Людмила Семёнова (с. Шемурша); Олег Колосов (г. Геленджик), Светлана Дашевская (г. Кольчугино) , Лариса Терентьева (г. Сыктывкар); Михаил Домнин (пос. Шилово), Олеся Шегулькова (г. Урюпинск), Ольга Семёнова (г. Тихорецк) ;
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Диана Ходоковская (г. Коростень), Юрий Алексеев (г. Камышовка), Святослав Шершуков (г. Клин) (1 950 очков); Виктор Лукашов (г. Ейск) , Галина Ясная (г. Санкт-Петербург), Анна Пеушкина (г. Нижний Новгород); Алибек Асхабов (г. Хасавюрт), Нина Богатых (г. Воронеж) , Дмитрий Прянов (г. Троицк);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Александр Карпич (с. Новая Усмань), Владимир Орлов (с. Ижма) (1 400 очков), Инна Шумилина (г. Санкт-Петербург); Дмитрий Лысенко (пос. Богородское), Екатерина Хамукова (г. Бийск) , Авраам Троян (г. Браила); Николай Костриков (ст. Кумылженская), Виктор Цигеман (г. Зиммерн) , Наталья Середина (г. Волгоград);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Антон Иванюк (г. Кузнецк), Александр Стукалин (г. Калининград), Евгений Агафонов (г. Рязань) ; Евгений Калинин (г. Брянск) , Никита Рудь (г. Санкт-Петербург), Илья Альтман (г. Москва); Дмитрий Габелко (г. Воронеж) (9 000 очков), Андрей Ерков (г. Серпухов), Рубин Родин (г. Москва);
Участник отгадал все три слова и выиграл автомобиль.
Участники:
Светлана Каурова (г. Струнино), Ирина Федотова (г. Великий Новгород), Илья Абарёнов (пос. Запрудный) ; Евгений Цепелов (г. Москва), Нина Первухина (пос. Шувалово) , Олеся Гумбина (г. Ухта); Надежда Чураева (пос. Бородинский), Сергей Соррос (г. Санкт-Петербург), Валентина Иванова (г. Москва) (350 очков);
Участники:
Яна Фридман (г. Франкфурт-на-Майне) (3 000 очков), Виталий Авилов (г. Москва), Анастасия Прэк (пос. Балакирево); Элеонора Пожидаева (г. Тула), Игорь Герасимов (раб. пос. Майна), Юлия Кузнецова (г. Мытищи) ; Мария Вирвичас (г. Ярославль), Дмитрий Скорина (г. Минск), Татьяна Канова (г. Москва) ;Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Светлана Калачёва (с. Никольское) , Юрий Леванов (г. Нижний Новгород), Денис Абжалилов (с. Красная Поляна); Галина Родионова (г. Домодедово), Геннадий Колосов (г. Калуга) , Валентин Терещенко (г. Люберцы); Алёна Мань (пос. Среднево) (2 950 очков), Людмила Стародубцева (г. Севастополь), Николай Попов (г. Архангельск);Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Оксана Сахарова (г. Железнодорожный) , Василий Осадчий (с. Новохуторное), Екатерина Веронова (г. Владимир); Татьяна Тузова (г. Аланья) , Артём Симонов (г. Астрахань), Любовь Молодых (с. Донское); Валерия Борецкая (Габовское с/п), Ренат Каримов (г. Грозный), Михаил Яковлев (г. Москва) (4 300 очков);Участник отказался от суперигры.
Участники:
Наталья Никитина (г. Сыктывкар), Валерий Середенко (г. Раменское) , Тамара Матеева (г. Кольчугино); Денис Симуков (г. Подпорожье), Маргарита Вартанян (г. Краснодар) , Виктор Микошина (пос. Дубовая роща); Юрий Агафонов (г. Орехово-Зуево), Любовь Желонкина (г. Иркутск) (5 550 очков), Алексей Брындин (г. Санкт-Петербург);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Марина Репкова (г. Никополь) , Николай Корякин (с. Ломовка), Андрей Сазонов (с. Новое Девяткино); Сергей Миронов (г. Москва) (2 400 очков), Татьяна Фомичёва (г. Алексин), Роман Хамин (г. Майкоп); Светлана Бородина (г. Москва), Рашид Зинников (с. Татарская Пишля) , Николай Гульванский (г. Сугрут);Участники:
Лидия Петрунина (г. Муром) , Дмитрий Новожилов (г. Москва), Игорь Савинцев (г. Тольятти); Надежда Гармашова (г. Лыткарино) (2 600 очков), Виталий Малинов (г. Чебоксары), Любовь Храмовичева (пос. Первомайский); Алла Зинкова (г. Саратов) , Павел Попов (г. Самара), Максим Татаров (г. Мирный);Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Геннадий Хазанов , Екатерина Андреева, Юрий Вяземский ; Владимир Винокур , Елена Малышева, Дмитрий Дибров ; Алексей Булдаков, Зарифа Мгоян (Зара), Аркадий Инин (7 000 очков);Суперигра не проводилась.
Участники:
Галина Полякова (г. Ковров), Андрей Гражданкин (г. Москва), Иннарья Супханкулова (г. Войск) ; Ирина Вагер (пос. Тевриз) , Игорь Кравцов (г. Уральск), Зинаида Курач (г. Раменское); Вера Курбакова (пос. Красные Ткачи), Василий Касьянов (г. Архангельск) (6 100 очков), Марина Наутран (г. Санкт-Петербург);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Юрий Мартиросов (г. Москва), Ольга Харитонова (г. Струнино), Согдиана Пясецкая (пос. Поварово) (2 300 очков); Анатолий Топыркин (г. Можга), Анастасия Коваленко (г. Щёлково) , Рубен Потеев (г. Санкт-Петербург); Нина Пашехонцева (г. Москва) , Вера Сухова (с. Путятино), Марина Чилова (г. Нарткала);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Олег Мотеев (г. Балашиха), Наталья Торохова (г. Струнино) , Александра Пожидай (г. Челябинск); Игорь Костровин (г. Лабытнанги) , Арина Ростовская (г. Санкт-Петербург), Николай Кабичкин (г. Янгиер); Павел Середенко (г. Раменское), Татьяна Кошелёва (г. Сочи) (2 350 очков), Кирим Крымов (пос. Брыковые горы);
Участница отгадала горизонтальное слово, но два других не смогла.
Участники:
Эльмира Гультяева (г. Санкт-Петербург), Павел Козлов (г. Москва), Сергей Егоров (г. Александров) ; Тамара Кабзарь (г. Евпатория), Ирина Максимова (г. Суздаль), Сергей Исаев (г. Богородицк) (1 850 очков); Олег Комаров (г. Домодедово) , Артур Запунян (пос. Дагомыс), Илона Дилбарян (г. Москва);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Артём Василенко (г. Краснодар) , Снежана Захарова (г. Тюмень), Владимир Уткин (дер. Новая); Роман Тихомиров (пос. Ленинский) , Наталья Тенькова (г. Москва), Екатерина Горчакова (г. Сыктывкар); Андрей Брик (г. Москва), Лариса Ноговицына (г. Ижевск), Семурлах Ахизмаилов (сел. Кличхан) (4 450 очков);Участник отказался от суперигры.
Участники:
Тимофей Лиханов (г. Ангарск), Ксения Горячева (дер. Верейка), Артак Весрапян (г. Сочи) ; Игорь Латышко (г. Санкт-Петербург) (3 000 очков), Ирина Алёшкина (г. Москва), Валентин Сарксян (г. Ванадзор); Олег Харитонов (г. Верхняя Пышма), Надежда Молчанова (г. Великий Новгород) , Денис Устюжанин (г. Балашиха);
Участник не отгадал горизонтальное и два вертикальных слова.
Участники:
Надежда Агафонова (г. Богородицк), Елена Лысенко (г. Тихорецк) (1 300 очков), Павел Уханов (г. Люберцы); Елена Польская (г. Москва) , Людмила Плюснина (г. Сыктывкар), Владислав Ермошин (г. Астрахань); Александра Фокс (г. Санкт-Петербург) , Виктор Парахнян (г. Сыктывкар), Михаил Кочерешко (с. Подстёпки);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Клара Кожнева (г. Балаково), Надежда Андреева (г. Новочебоксарск) (800 очков), Даниил Мужинский (г. Касимов); Таисия Павенская (г. Санкт-Петербург) , Мария Коновалова (г. Тула), Сергей Канушкин (г. Люберцы); Феликс Шилутский (г. Нью-Йорк), Юлия Корочкина (г. Серпухов) , Игорь Крюков (г. Ярославль);
Участница отгадала горизонтальное слово, но два других не смогла.
Участники:
Фазыл Шиапов (г. Заинск), Эльза Касимова (г. Кумертау) , Николай Пересадин (г. Луганск); Матвей Криволапов (пос. Чашниково), Татьяна Жучкова (г. Тула) , Евгений Сарычкин (с. Орда); Михаил Алубаев (г. Константиновск), Мария Запорожская (с. Осокино) (900 очков), Юрий Корноухов (дер. Кулаково);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Олег Вострокнутов (г. Мирный), Татьяна Чёрных (пос. Михнево), Ирина Пинаевская (с. Верховажье) (победителя нет); Салтанат Исмагулова (г. Уральск) (8 900 очков), Михаил Быков (г. Вологда), Александр Хохлов (Республика Коми); Лариса Никитина (г. Москва) , Наталья Казакова (дер. Хлопово), Станислав Татарников (пос. Красково);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Алексей Еремчук (г. Кемерово), Виктор Баум (г. Бремен), Юлия Черняева (г. Струнино) (7 000 очков); Виктория Сармина (г. Санкт-Петербург) , Сергей Прищепа (с. Михайловка), Альбина Аскарова (с. Панаевск); Александр Симонов (г. Рязань) , Розалия Коваль (с. Сынково), Борис Иванова (г. Истра);
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Любовь Бухова (г. Рязань), Любовь Беляева (г. Пёчора), Эдуард Шипов (г. Александров) (9 000 очков); Арсу Керимова (пос. Североонежск) , Александр Скворцов (г. Кольчугино), Артём Авакимов (г. Краснодар); Зинаида Шудрик (мест. Свобода), Татьяна Шаброва (г. Москва), Владимир Тыкунов (пос. Боголюбово) (победителя нет);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Ася Шилова (г. Томск), Алексей Торопов (с. Усть-Цильма) , Зарета Давлетукаева (г. Грозный); Александр Анокелов (г. Батайск) (4 550 очков), Анастасия Бабинцева (г. Санкт-Петербург), Василий Симонов (г. Александров); Мария Березина (с. Турдаки), Денис Курбаков (пос. Кубинка) , Юрий Матвиенко (пос. Красивая сказка);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Галина Чернякова (г. Торжок), Александр Кличко (г. Омск), Наталья Журавлёва (г. Жуковский) ; Николай Сгеря (с. Южное) (2 200 очков), Галина Беммах (дер. Ветлянка), Наталья Палкина (г. Жуковка); Александр Ященко (г. Москва) , Людмила Ересько (г. Краснодар), Светлана Камышова (г. Ярославль);
Участник отказался от суперигры.
Участники:
Ксения Доболатова (г. Люберцы), Галина Кутас (г. Минск) , Евгений Котиков (с. Ратово); Ирина Михайловская (г. Калининград), Владимир Тарубаров (г. Москва), Татьяна Завущак (г. Пыть-Ях) (3 150 очков); Ольга Шутенко (г. Гатчина), Роман Холофян (г. Москва), Виктор Литао (г. Людингхаузен) ;
Участница отказалась от суперигры.
Участники:
Елена Щербакова (г. Энгельс), Денис Смирнов (г. Великий Новгород) , Людмила Гурпалова (г. Москва); Олег Дмитренюк (г. Кострома), Снежана Захарова (г. Тюмень), Екатерина Пищулина (г. Одинцово) ; Андрей Руденок (г. Дедовск), Ираида Макшанова (г. Павловский Посад) (800 очков), Татьяна Абросимова (г. Волгодонск);
Участница не отгадала горизонтальное и два вертикальных слова.
Участники:
Наталья Беспалова (пос. Шаховская), Александр Курдюмов (г. Москва), Екатерина Нуждова (г. Никольск) ; Юрий Кучин (г. Ярославль), Зинаида Баратова (г. Пятигорск), Владимир Опарин (г. Пермь) (3 200 очков); Ольга Шмаленюк (г. Шатура) , Николай Чуев (г. Москва), Валентина Сторожевых (г. Санкт-Петербург);
Участник не отгадал горизонтальное и два вертикальных слова.
Участники:
Виталий Олейников, Екатерина Орешникова (2 800 очков), Евгений Дорогайкин; Дзерасса Кабулова (г. Химки), Андрей Поволоцкий (пос. Ковалёвка) , Ирина Голушко (г. Смоленск); Шанава Шанавазов (г. Махачкала) , Елизавета Вольф (г. Комсомольск-на-Амуре), Александр Рожков (г. Санкт-Петербург);
Участница отказалась от суперигры.