Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста методическая разработка на тему Умственное развитие и деятельность дошкольника

Здоровье

Признаками достаточного умственного развития ребенка являются объем, характер и содержание знаний малыша, уровень сформированности его познавательных процессов (таких как: восприятие ребенка, его память, мышление, воображение, внимание малыша), склонности к независимому творческому познанию.

С первых месяцев жизни у малыша начинает формироваться и развиваться способность к накоплению знаний, улучшению мыслительных операций, таким образом происходит его интеллектуальное развитие. У детей-дошкольников в той или иной степени развивается целый ряд свойств ума - скорость, широта, критичность, гибкость мышления, творческое начало, независимость. Умственное развитие ребенка дошкольного возраста при этом зависит от целого ряда социальных и биологических факторов, среди которых основные - умственное воспитание и обучению малыша.

Умственное воспитание детей
Умственное воспитание ребенка - это комплекс действий со стороны взрослых, направленный на малыша, на умственное развитие ребенка с целью передачи ему навыков и знаний, необходимых для всестороннего развития и адаптации к окружающей действительности. При этом умственное воспитание и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. Умственное воспитание, по сути, определяет умственное развитие, помогает, способствует ему. Это возможно только в том случае, если взрослые учитывают все основные закономерности и возможности умственного развития малышей дошкольного возраста.

Умственное воспитание, целью которого является влияние на ребенка, его развитие способствует становлению морали малыша, нравственному развитию, формированию навыков и привычки здорового образа жизни. Умственное воспитание осуществляется:
1. в повседневной жизни;
2. во время речевого и действенно-практического общения с взрослыми;
3. в игровой деятельности;
4. в процессе систематического обучения.

Особенности умственного развития ребенка младшего возраста
В период до 7 лет наблюдаются высокие темпы интеллектуального развития малышей в сравнении с последующими возрастными периодами в их жизни, и важно в этот особый период использовать все возможности для умственного развития ребенка. Особое внимание необходимо уделять интеллектуальному развитию малышей самого раннего возраста. В ходе многочисленных исследований эксперты по данному вопросу выяснили: в случаях, когда в первые два года жизни малыши живут насыщенно, у них наблюдается активная познавательная деятельность, то мозг таких детей развивается очень быстро: до трех-семи лет он достигает нормальной 80% массы мозга взрослого. Парадоксально, но данные по физиологии утверждают, что большинство современных малышей до двух лет страдают не от перенасыщения информацией, а от ее дефицита. Но и перегружать малыша информацией не стоит.

Возможные отклонения в интеллектуальном развитии малыша, которые возникли в течение раннего детства, очень трудно исправить. Например, если не уделяется внимание игре со строительными материалами, конструкторами и т.д., то в будущем можно наблюдать недостаток развития пространственного воображения малыша, как следствие таким детям сложнее понять учебный материал на уроках геометрии, черчения и т.п.

Познавательные процессы, развивающиеся у ребенка, имеют проявление в различных видах детской активности. Так, у малыша с развитым воображением складывается образ последующей деятельности, он планирует ее, осознает, что от него требуется. Навыки, которые усваивает кроха, не просто расширяют его мировоззрение, они закладывают основы отношения к людям, природе, искусству.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» - называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» - исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и т.д. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек .

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

Установление причинно-следственных связей. От выяснения наиболее простых, прозрачных, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно переходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Один из важнейших видов таких зависимостей - отношения причины и следствия. Исследования показали, что трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули - он упал). Но уже в четыре года дошкольники начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал, потому что у него одна ножка). В старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, "потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто").

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

Значение усвоения знаний для развития мышления. Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. В самом деле, невозможно решить, например, задачу о чае для охотников, не зная, что снег при нагревании превращается в воду, или задачу о расстоянии, на которое прокатился мяч, не зная, что по гладкой поверхности движение осуществляется легче, чем по шероховатой .

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.

Развитие мыслительных действий. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные Действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др.

Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это уже знакомое нам наглядно-образное мышление. Выполнение действий со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числа как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением. Отвлеченное мышление подчиняется правилам, изучаемым наукой логикой, и называется, поэтому логическим мышлением.

Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения. Если ребенок пытается предсказать, поплывет предмет или утонет, связывая плавучесть, например, с величиной предмета, он только, случайно, может угадать решение, так как выделенное им свойство в действительности несущественно для плавания. Ребенок, который в этой же ситуации связывает способность тела плавать с материалом, из которого оно сделано, выделяет значительно более существенное свойство; его предположения будут оправдываться намного чаще, но опять-таки не всегда . И только выделение удельного веса тела по отношению к удельному весу жидкости (этими знаниями ребенок овладевает при изучении физики в школе) даст безошибочное решение во всех случаях.

Различие между наглядно-образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства предметов в разных ситуациях и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т.п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления. Только оно позволяет, например, определить подлинную причину плавания тел. Можно представить себе плавание деревянного бревна или пустого ведра, но соотношение удельного веса плавающего тела и жидкости можно обозначить только словами или соответствующей формулой.

Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, - перемещение предмета, его использование или изменение .

Однако в усложняющейся деятельности ребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет не прямым, а косвенным и для его достижения необходимо будет учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Простейшим примером может служить отскакивание мяча от стенки или пола: прямой результат действия здесь заключается в том, что мяч ударяется о стенку, косвенный - в том, что он возвращается к ребенку. Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость) и во многих других случаях.

Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. Так, если детям предлагают задачу на использование рычага, где прямой результат действия заключается в отодвигании от себя его ближнего плеча, а косвенный - в приближении дальнего, младшие дошкольники пробуют двигать рычаг в разных направлениях, пока не найдут нужного. В игре, где нужно установить шарик на наклонной плоскости так, чтобы он, разогнавшись, прокатился на определенное, заранее заданное расстояние, дети каждый раз добиваются этого путем проб: помещают шарик то в одном, то в другом месте, пока не наткнутся на правильное решение. Решение, найденное путем проб, дети могут запомнить. Но стоит видоизменить задачу - ввести рычаг другой формы или изменить расстояние, на которое должен прокатиться шарик, как пробы начинаются заново .

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи.

Овладение моделями. В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки. Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается главным образом связь основных частей изображаемого предмета и отсутствуют индивидуальные черты. Подобные рисунки характерны для детей, которых специально не обучают рисованию. Если же такое обучение проводится, ребенок скоро начинает понимать, что основная задача изображения - именно передача внешнего облика предмета, и переходит к рисованию, основанному на восприятии и на представлениях о внешних свойствах предметов.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т.п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе обучения пятилетних дошкольников математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не понимают, а действуя с составными предметами, усваивают названия "часть" и "целое" только применительно к данному конкретному материалу и не переносят их на другие случаи. Тогда детей познакомили с этими отношениями при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей.

Чрезвычайно эффективным оказалось использование пространственных моделей и при обучении дошкольников анализу звукового состава слова.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий их жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития познавательных интересов ребенка . Но оно имеет не меньшее значение и для развития самого мышления. Обеспечивая усвоение обобщенных знаний, образное мышление само совершенствуется в результате использования этих знаний при решении разнообразных познавательных и практических задач. Приобретенные представления о существенных закономерностях дают ребенку возможность самостоятельно разбираться в частных случаях проявления этих закономерностей. Например, ознакомившись с тем, из каких частей состоит каркас постройки, как эти части взаимодействуют между собой, дети могут по строению каркаса представить себе особенности постройки в целом. Исходя из того, какая постройка должна быть, возведена, они овладевают умением определить особенности ее каркаса. Усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий их жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам нового для них животного установить, где оно живет, как добывает пищу.

Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать и использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важное значение имеет то, что представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. Но эти формы остаются образными и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, требующие выделения таких свойств, связей и отношений, которые нельзя представить наглядно, в виде образа. Попытки решать такие задачи с помощью образного мышления приводят к типичным для дошкольника ошибкам. Примером может служить задача на сохранение количества вещества, в которой ребенку предлагают установить, меняется ли количество жидкости или объем сыпучих тел при перемещении из одного сосуда в другой, имеющий иную форму, меняется ли количество глины или пластилина при изменении формы вылепленного из них предмета и др.

Дело в том, что дошкольник не может отделить видимый им уровень вещества в сосуде от общего количества этого вещества (как было в опыте Ж. Пиаже), видимую площадь шарика и лепешки от количества пластилина, не может рассмотреть эти стороны независимо друг от друга. В образном мышлении они оказываются слитными: количество нельзя увидеть, наглядно представить себе отдельным от воспринимаемой величины. Правильное решение подобных задач требует перехода от суждений на основе образов к суждениям, использующим словесные понятия.

Вслед за Мухиной В.С. мы считаем, что образное мышление - основной вид мышления дошкольника. Оно становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи Отображение объективных связей - необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.
Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей - творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно - как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания объективной реальности".

Первая ступень познания - живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания - абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, "живыми" образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение - являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика - не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления - наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий - он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности - умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра - практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень - словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Умственное развитие детей раннего возраста

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.

У Вас растет ребенок. И конечно, Вы пристально следите за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным. Всех родителей, конечно, волнует вопрос: а достаточно ли для своего возраста развит их ребенок, можно ли это проверить? Но дети разные. Семьи разные, условия разные. Трудно дать общий рецепт для оценки умственного развития детей, оно тоже проявляется по-разному. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Значительно существеннее не сами знания, а то, как ребенок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Уровень понимания стишка или сказки, умение самостоятельно пересказать содержание, не исказив смысла и последовательности событий, намного важнее, чем запоминание текста. Точно также понимание значения числа как выражения количественной стороны любых явлений, овладение решением простейших арифметических задачек и особенно умением их самостоятельно составлять (пускай в пределах пяти) более важно, чем счет до «бесконечности». Степень любознательности, умственной активности дошкольника – одно из важнейших показателей его умственного развития. Конечно, установить эту степень не так-то легко. Одного количества задаваемых вопросов явно недостаточно, чтобы судить о любознательности. Вопрос вопросу рознь. Очень часто ребенок спрашивает не потому, что действительно чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним. Что касается проявлений умственной активности в собственных рассуждениях ребенка, то здесь опять-таки следует отличать встречающуюся у некоторых детей бездумную болтливость от подлинных попыток строить догадки об окружающих явлениях, судить о них по аналогии с уже известным. Не беда, если рассуждения ребенка даже при этом условии, часто бывают неверны, приводят к неоправданным выводам - он еще слишком мало знает и слишком привык свободно фантазировать. Главное не выводы, а само стремление понять. То же самое можно сказать о детском «экспериментировании»:важно само стремление «попробовать»,провести опыт. Когда ребенок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления, полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы. У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны,в значительной мере они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами (например, прокатыванию машины взад-вперед,»кормлению» или «укладыванию» куклы). При хорошем развитии ребенок строит развернутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы (кубики, карандаши, стулья и др.), придавая им игровое значение. Замыслы ребенка достаточно устойчивы, они дополняются и обогащаются в ходе игры. Детские рисунки своеобразны. Дети не передают объемной формы предметов, их соотношения по величине. В окраске предметов они часто «грешат» против истины, применяя те цвета, которые больше нравятся. Вместе с тем детский рисунок имеет свои особые средства выразительности и немало может рассказать о том, как ребенок осознает мир, особенно когда мы видим не только готовый результат, но и сам процесс создания рисунка. Здесь, прежде всего, важно, чтобы ребенок умел заранее создать определенный замысел – решить, что и как он хочет рисовать, а потом следовать этому замыслу, воплощая его в жизнь. Так же как в игре, замысел может видоизменяться и обогащаться в процессе рисования, но плохо, если он вовсе теряется, не доводится до конца. Следует иметь в виду, что часто ребенок рисует, играя или рассказывая какую-нибудь историю, дополняет нарисованное жестами или словами. Естественно, что в этих условиях рисунок может получиться отрывочным, непонятным для постороннего. Не беда! Лишь бы вы знали, что это не просто случайное нагромождение пятен и линий, что они имеют для ребенка определенный смысл, изображают предметы и события. Возведение построек из кубиков, тех или иных конструкций предъявляет к умственной деятельности ребенка особые требования. Так же как в игре и рисовании, здесь создается и воплощается определенный замысел. Но если рисунок может строиться в любом, сравнительно произвольном, порядке, постройка, конструкция требует строгой последовательности в ее создании, иначе она просто развалится. Поэтому в процессе конструирования обнаруживается умение планировать свои действия.

Было бы ошибкой считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своей деятельности. В зависимости от многих причин и, главным образом, от условий воспитания один ребенок больше увлекается играми и рисованием, другой -конструированием, один интересуется машинами, другой - растениями и животными. И, конечно, проявления умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребенка. Нужно также иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных качеств указать трудно, поскольку дети обладают разным темпом развития. И здесь возникает новый важный вопрос: насколько темп развития может служить показателем умственных способностей? Обычно ему придают весьма большое значение. И это, безусловно, оправданно, когда речь идет о задержках – ребенок вовремя не переходит к сюжетной игре, не овладевает предметным рисованием, не усваивает простейших математических представлений и т.д. Отставание в этом отношении от других детей должно вселять в родителей известную тревогу. Причины могут лежать как в области условий и особенностей воспитания(«педагогическая запущенность»),так и в области дефектов мозга и нервной системы (умственная отсталость, нарушения слуха и др.) Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребенок сам неведомо как овладевает грамотой, математикой и др. Однако на самом деле его всему этому учат взрослые, хотя часто стихийно, неосознанно и систематически. Конечно, у разных детей разный уровень обучаемости, и то, что один ребенок схватит с полунамека, потребует от другого длительных усилий. И так, любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами «детской» деятельности и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития ребенка-дошкольника.

Следует, однако, помнить,что умственное развитие теснейшим образом зависит от условий воспитания и обучения и изменяется вместе с изменением этих условий . У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей – всячески способствовать их реализации, не нарушая вместе с тем гармоничности этого развития, обеспечивающей ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком.