Досуг для пожилых. I организация и методика занятий адаптивной физической культурой с лицами пожилого возраста Группа здоровья для пожилых конспект занятий

Мода и стиль

«В 40 лет жизнь только начинается» , - говорила героиня Веры Алентовой в любимом всеми фильме «Москва слезам не верит». И была несказанно права! В 40 - только начинается, а в 50 и 60 - бьет ключом!

Сегодня мы расскажем, где и как можно с пользой для здоровья тела и души провести время представителям старшего поколения.С выходом на пенсию появляется «лишнее» свободное время. Что делать пенсионерам? Огород, забота о внуках, хлопоты по дому, любимое хобби - занятия найдутся. Но чтобы жить полноценной жизнью и получать удовольствие от обретенной свободы, надо быть в хорошей физической форме. Для этого и созданы «Институты третьего возраста», где открываются факультеты здоровья и долголетия.

Именно с этой целью три месяца назад на базе Центра социальной защиты населения по Краснокутскому району была организована группа здоровья. Как оказалось, не напрасно, ведь активисты всегда найдутся, особенно - на пенсии. В группе здоровья на сегодняшний день насчитывается 15 человек, и все они, несмотря на возраст, занимаются спортом с не меньшим азартом и позитивом, чем молодежь.

Ни для кого не секрет, что разумная физическая нагрузка необходима всем в любом возрасте. Зарядка для пенсионеров тем более необходима, ведь она дает возможность не только оставаться в тонусе и создавать настроение с самого утра, но и помогает укреплять суставы, мышцы, повышать выносливость, улучшать координацию движений, поддерживать в рабочем состоянии органы дыхания и сердечно-сосудистую систему.

Фитнес-тренером группы здоровья стала Алла Аюсинова , заместитель директора ЦСЗН, которая, кстати сказать, по своему первому образованию - преподаватель физической культуры. Как говорится, ей и карты в руки! Новоиспеченному тренеру не составило большого труда возглавить новое спортивное движение с учетом возрастных особенностей занимающихся. Каждое занятие в группе включает в себя целый комплекс упражнений - на гибкость, силовые и дыхательные. Занятия проходят два раза в неделю и длятся, в среднем, около часа. Начинаются занятия с разминки: ходьба, наклоны, повороты. Затем каждый занимается тем видом спорта, кото-рый ему под силу. Кто-то крутит обруч, кто-то прыгает через скакалку, а кто-то не оставляет без внимания тренажеры. Все упражнения подобраны с учетом уровня физической подготовки каждого участника группы, а также имеющихся заболеваний и возрастных особенностей. Однако, как признаются сами занимающиеся, после трехмесячных занятий они чувствуют себя намного лучше, бодрее, энергичнее.

Первые успехи отмечает и сама тренер. «С каждым занятием я вижу, как много достигли мои подопечные , - с удовлетворением говорит Алла Андреевна. - Если на первых порах многие просто не могли согнуть колени и достать до пола руками, то теперь они делают этос легкостью. У них появилась выносливость, улучшилась растяжка, координация движений. Они все активнее осваивают спортивные тренажеры, постепенно увеличивая нагрузки. И когда я вижу плоды моей работы, то испытываю невероятную радость, ведь это значит, что мы движемся в верном направлении ».

И, действительно, когда смотришь, с каким азартом и желанием занимаются женщины, как задорно и молодо горят их глаза, понимаешь, что это им просто необходимо. Ведь каждое выполненное упражнение для них - настоящая победа над своими физическими проблемами. А если учесть, что помимо занятий пенсионеры находятся здесь в приятной, похожей на домашнюю обстановке, общаются, пьют чай, делятся какими-то семейными радостями, то польза от такого времяпровождения поистине огромна. Значит, цель организаторов досуга пенсионеров достигнута, ведь группа здоровья для того и создавалась, чтобы люди третьего возраста не ощущали себя ненужными стариками, а как можно дольше оставались молодыми, подтянутыми, активными.

Кстати, руководители Центра приглашали в группу здоровья всех желающих, но для кого-то местонахождение фитнес-зала оказалось слишком отдаленным, поэтому, в основном, сюда пришли те, кто проживает поблизости. «Но если кто-то вдруг решит, что и им это нужно, кто готов не только закалять свое здоровье, но и проводить время в приятной атмосфере и схожих интересах с компанией единомышленников, кто не готов стареть сердцем и душой - милости просим! Двери нашего Центра открыты для всех краснокутцев!» , - гостеприимно приглашает всех желающих Надежда Кожухова , директор Центра социальной защиты населения. И это хороший совет всем пожилым людям, ведь пенсия - совсем не повод задуматься о «вечном». Это время радоваться жизни и заниматься тем, на что раньше не хватало времени. Пока штат «студентов» университета долголетия состоит из женщин, но, возможно, вскоре к ним примкнут и мужчины. Главное - захотеть заняться собой, и тогда будет жить здорово!

О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина, А.В. Антонова

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

в геронтологии

Рекомендовано Учебно-методичесхим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебного пособия для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 032100 - «Физическая культура»

(по магистерской программе «Адаптивная физическая культура»-)

ОВСТСКИЙ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Москва 2010

УДК 796/799 ББК 75.48 Е25

Рецензенты:

С. П. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор, заведую­щий кафедрой ТиМАФК ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»;

А. А. Потапчук, доктор медицинских наук, профессор кафедры физических методов лечения и спортивной медицины ФГОУ ВПО «СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова»

Евсеева О. Э.

Е25 Адаптивная физическая культура в геронтологии [Текст] : учеб. пособие / О. Э. Евсеева, Е. Б. Ладыгина, А. В. Антонова. - М. : Советский спорт, 2010. - 164 с. : ил.

15ВК 978-5-9718-0461-1

В первом разделе пособия рассматриваются вопросы организации и методики занятий адаптивной физической культурой с людьми по­жилого возраста. Особое внимание уделяется выбору средств адап­тивной физической культуры, врачебному контролю и самоконтролю. Во втором разделе изложена примерная программа курса «Адаптив­ная физическая культура в геронтологии».

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, трене­ров, инструкторов по АФК и ФК.

УДК 796/799 ББК 75.48

© Евсеева О. Э., Ладыгина Е. Б., Антонова А. В., 2010 © Оформление. ОАО «Издательство 15ВК 978-5-9718-0461-1 “Советский спорт”», 2010

I организация и методика занятий адаптивной физической культурой с лицами пожилого возраста

    Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого возраста

Многолетняя практика и результаты научных исследований доказали, что при проведении занятий физическими упражнения­ми с людьми пожилого возраста необходимо учитывать в первую очередь их анатомо-физиологические особенности.

По мнению большинства исследователей, в период старения морфологические, функциональные и биохимические особенно­сти организма оказывают влияние на его важнейшее свойство - реактивность.

Способность приспосабливаться к обычным факторам среды с возрастом снижается за счет повышения порогов восприятия раз­личных раздражителей (гипоталамический порог по В.М. Диль- ману). Все эти сдвиги в конечном счете приводят к изменению го­меостаза и развитию реакций хронического стресса. Прежде всего изменениям подвергаются нервно-гуморальные механизмы регу­ляции функций организма.

Происходит ослабление функционального состояния цент­ральной нервной системы, которое обусловлено не столько ана­томическими изменениями мозговой ткани, сколько ухудшением кровообращения мозга и сдвигами основных нервных процессов: снижением подвижности процесса раздражения, ослаблением процессов торможения, повышением их инертности. С возрастом ухудшается функция рецепторов, что проявляется в ослаблении зрения, слуха, чувствительности кожи. Медленнее образуются и закрепляются условные связи и рефлексы, снижается мышечный тонус, замедляются двигательные реакции, ухудшается коорди­нация движений, равновесие. Замедляется скорость передачи ин­формации.

С возрастом дискоординируется и гормональная регуляция, осуществляемая отдельными железами внутренней секреции. Ослабляется выработка адренокортикоидного гормона (АКТГ) гипофизом, снижается секреция гормонов корой надпочечников, функция щитовидной железы. Нарушается обмен жиров, вслед­ствие чего в организме накапливается холестерин и развивается склероз. Функциональные и морфологические нарушения под­желудочной железы сопровождаются инсулиновой недостаточ­ностью, нередко приводящей к развитию возрастного сахарного диабета.

Таким образом, возрастное снижение функций эндокринных желез приводит к развитию трех «нормальных» болезней старе­ния - гиперадаптоза (избыточность стрессовой реакции), климак­са и ожирения (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Очень существенны возрастные изменения в сердечно-сосу­дистой системе, приводящие к развитию склероза и атеросклероза. Его развитие обусловлено нарушением липидного и углеводного обменов, недостатком двигательной активности. Морфологиче­ские изменения оказывают существенное влияние на кардиоге­модинамику. Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) дав­ление увеличивается, пульсовое чаще всего падает. Повышение СД выражено сильнее. ДД же изменяется весьма незначительно, но с каждым последующим десятилетием жизни оно повышается в большей степени, чем в предыдущем, примерно на 3-4 мм рт. ст. Минутный объем крови (МОК) у лиц 60-70 лет на 15-20% ниже, чем у людей зрелого возраста. Ухудшается сократительная функ­ция сердечной мышцы в связи с возрастной инволюцией миокар­да, вследствие чего уменьшается ударный объем крови (УОК). Поэтому частота сердечных сокращений (ЧСС) после 40-50 лет увеличивается, чтобы поддерживать МОК на достаточном уровне.

Органы дыхания при старении дольше сохраняют достаточные приспособительные возможности для удовлетворения повышен­ных требований при мышечной деятельности. Однако постепен­но легочная ткань теряет свою эластичность, уменьшается сила дыхательных мышц и бронхиальная проходимость, развивается пневмосклероз, все это приводит к уменьшению легочной вен­тиляции, нарушению газообмена, появлению одышки, особенно при физических нагрузках. Эти изменения нередко сопровожда­ются развитием эмфиземы. Снижается жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхание становится более поверхностным, частота дыха­ния (ЧД) возрастает.

Желудочно-кишечный тракт, по мнению тех же авторов, под­вергается меньшим изменениям. Лишь несколько снижается тонус и моторика его различных отделов.

С возрастом ухудшается выделительная функция почек, вслед­ствие чего снижается диурез, отмечается задержка выведения мочевины, мочевой кислоты, креатинина, солей.

Кости становятся более хрупкими, так как развивается остео- пороз (разрежение ткани трубчатых костей). Появляются изме­нения в суставах, подвижность в них нарушается в большей или меньшей степени. Возрастные изменения позвоночника нередко вызывают заболевания, приводящие к длительной нетрудоспособ­ности. На Востоке бытует мнение, что человек начинает стареть только тогда, когда теряет гибкость позвоночника. Возрастные изменения в скелетных мышцах характеризуются их атрофией, замещением мышечных волокон соединительной тканью, умень­шением кровоснабжения и оксигенации мышц, что приводит к снижению силы и скорости мышечных сокращений.

К положительным моментам инволюционных процессов в организме человека можно отнести его свойство поддерживать постоянную температуру тела при изменениях температуры внешней среды, нарастающее вплоть до пожилого возраста.

Старение организма сопровождается изменениями как биоло­гических, так и психических структур. Характер инволюционных процессов психики чрезвычайно сложен и зависит от индивиду­альных особенностей человека, от его предрасположенности к тем или иным заболеваниям, от образа жизни, личностных характе­ристик. Изменение психического функционирования в связи с возрастом может проявляться избирательно и в различные воз­растные периоды. Так, сравнительно рано начинает ослабевать воображение - его яркость, образность. Со временем ухудшается подвижность психических процессов. Ослабевает память, снижа­ется возможность быстрого переключения внимания, наблюдают­ся значительные трудности с развитием абстрактного мышления, а также в усвоении и восстановлении информации.

В отличие от других психических процессов интеллектуальные способности у большинства пожилых людей сохраняются доволь­но долго, но могут утрачивать свою яркость, ассоциации стано­вятся более бедными, снижается качество и обобщение понятий. В профилактике снижения интеллекта большую роль играет по­стоянная умственная нагрузка, положительно влияющая на ак­тивность мозга в целом.

Эмоциональные проявления с возрастом также видоизменя­ются. Развивается эмоциональная неустойчивость, усиливается тревожность, появляется неуверенность в себе, может наступить духовный упадок, обусловленный обеднением эмоциональной жизни человека. Возникает склонность к акцентированию вни­мания на негативных переживаниях. Появляется тревожно­депрессивная окраска настроения. Возраст, который обычно считается началом возникновения психических нарушений, свя­занных с инволюцией, составляет 50-60 лет.

Именно в этот период человек выходит на пенсию, что сопря­жено, с одной стороны, с изменением социального статуса ин­дивида, а с другой - с наступлением гормонально-физиологиче­ских процессов в организме (климакс). И то и другое негативно отражается на психике человека и приводит к сильнейшему стрессу.

На протяжении всего индивидуального пути человек привы­кает жить планами, близкими и отдаленными целями, которые ориентированы на интересы своей семьи, детей, карьеру. В пожи­лом же возрасте меняется привычный стиль жизни, круг общения, даже распорядок дня переходит к более самоориентированному образу жизни.

В этот кризисный момент могут проявляться многие нега­тивные стороны личности человека, отмечается обострение лич­ностных черт. Ранее настойчивые и энергичные люди становятся упрямыми, суетливыми, назойливыми. Недоверчивые - подо­зрительными. В прошлом расчетливые и бережливые - скупыми. У людей с художественными чертами характера заостряются черты истерического поведения (Безденежная Т.И., 2004).

Этот период жизни схож с подростковым: вновь возникают вечные вопросы о смысле жизни, месте в ней собственной лично­сти, значимости своего бытия. Но этот кризис в пожилом возрас­те более эмоционален и трагичен. Подросток осмысливает жиз­ненную перспективу, в пожилом же возрасте такой анализ связан с итоговой оценкой себя и своей прошедшей деятельности. Воз­раст, болезни, несоответствие устоявшихся взглядов требованиям времени, чувство одиночества и ненужности усиливают у пожи­лых людей тоскливое и серое мироощущение. Причем женщины, по имеющимся сведениям, в отличие от мужчин пессимистичнее смотрят на жизнь и так называемое социальное умирание у них наступает раньше.

К сожалению, не всегда процесс старения происходит в соот­ветствии с закономерными правилами увядания. Нередко ста­рость сопровождается тяжелыми психическими заболеваниями, такими как болезнь Пика - развитие прогрессирующей амнезии и тотального слабоумия, болезнь Альцгеймера - полная потеря памяти и атрофия головного мозга. Кроме того, могут развиваться: старческое (сенильное) слабоумие, бредовые и галлюцинаторные состояния, болезнь Паркинсона (ее основные неврологические проявления - дрожание, мышечная ригидность, т.е. ограничен­ность движений). Различные соматические заболевания также вызывают нарушения психики у пожилого человека. Например, клиническая картина психических расстройств при ишемической болезни сосудов сердца и инфарктах миокарда характеризует­ся раздражительностью, колебаниями настроения, навязчивыми мыслями о болезни, повышенной тревожностью, ипохондриче­скими явлениями, которые бывают особенно стойкими и выра­женными.

В целом же на пожилой возраст нельзя смотреть как на необ­ратимое биологическое состояние неминуемой дряхлости. Су­ществуют и положительные стороны этого жизненного этапа. Исследования отечественных и зарубежных исследователей сви­детельствуют о многообразных проявлениях положительного от­ношения к старости. Многое зависит от самого человека, от его активности и жизненной позиции. Накопление жизненной муд­рости, базирующейся на опыте, умеренности, рассудительности, бесстрастном взгляде на события и проблемы, обладает неоспо­римым преимуществом перед молодостью. В то же время в стар­шем возрасте все еще есть возможность воспользоваться плода­ми своего труда в целях самопознания, самосовершенствования и добиться профессионального и творческого успеха. При жела­нии третий возраст может стать самым плодотворным периодом жизни человека.

    Цель, задачи, направленность и роль занятий адаптивной физической культурой с лицами пожилого возраста

Роль адаптивной физической культуры (АФК) в жизни по­жилого человека достаточно велика. В отличие от физической культуры АФК сталкивается с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Это обстоятельство требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств и методов физической культуры к нуждам данной возрастной категории занимающихся.

Людям пожилого возраста для сохранения здоровья и твор­ческого долголетия необходима сбалансированная двигательная активность, учитывающая их психофизические особенности и потребности, направленная на приостановление процессов преж­девременного старения. Инволюционные изменения сердечно­сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других систем не позволяют лицам старшего возраста выполнять многие физические упражнения, так как они могут вызвать перенапря­жение организма и стать толчком к негативным изменениям в нем.

В рамках физической культуры эту проблему решить можно, например средствами физической рекреации, если нет больших отклонений в состоянии здоровья человека. Но учитывая отри­цательное влияние окружающей среды, снижение качества жизни и общего уровня здоровья пенсионеров данных средств для поло­жительного и стойкого результата, как правило, недостаточно.

Поэтому именно АФК с ее разнообразным арсеналом средств предоставляет возможности для решения проблем, связанных с процессом старения.

В этом периоде жизни на первое место выходят оздоровительно­восстановительная и профилактическая направленности физкуль­турной деятельности. Кроме того, можно выделить и дополнитель­ные направленности занятий АФК - развивающую, познавательную, творческую, коммуникативную, поскольку двигательная активность в этом возрасте должна носить комплексный характер и способст­вовать не только укреплению здоровья, но и облегчать процесс социальной интеграции лиц пожилого возраста на фоне неблаго­приятных экономических преобразований в нашей стране.

Основная цель АФК в пожилом возрасте - развитие жизнеспо­собности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоя­нии здоровья, и тем самым способствование продлению активно­го периода его жизни за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в на­личии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил.

В самом обобщенном виде задачи АФК в пожилом возрасте можно разделить на две группы:

    первая группа задач вытекает из особенностей занимаю­щихся - лиц пожилого возраста, имеющих отклонения в состоя­нии здоровья. Это, в основном, коррекционные и профилактиче­ские задачи;

    вторая группа - образовательные, воспитательные и оздоро­вительно-развивающие задачи - наиболее традиционные для физической культуры.

Задачи, решаемые в процессе занятий АФК с лицами пожило­го возраста, должны ставиться исходя из конкретных потребно­стей и возможностей пожилого человека.

Общими задачами АФК в третьем возрасте (пожилой воз­раст) являются:

    удовлетворение биологических потребностей человека в двигательной активности;

    противодействие инволюционным процессам;

    активизация деятельности организма с помощью движе­ний;

    профилактика неблагоприятных воздействий на организм человека;

    восстановление сниженных или временно утраченных функций организма;

    развитие индивидуальных творческих способностей чело­века;

    создание условий для самопознания, самореализации и само­утверждения.

В некоторых современных исследованиях цели и задачи физ­культурной деятельности пожилых объединяются в единый блок, исходя из того, что с возрастом выдвигается необходимость ком­пенсировать появляющиеся недостатки благодаря сохранению кондиционных способностей, улучшению психофизического и со­циального состояния.

Отсюда можно выделить следующие цели или задачи:

    сохранение и развитие психических способностей, прежде всего интеллектуальных;

    удовлетворение потребностей в двигательной активности;

    расширение социальных контактов;

    обеспечение досуга, хобби;

    удовлетворение имеющихся желаний (общения, избавле­ния от вредных привычек, улучшения телосложения и т.д.);

    сохранение чувства собственного достоинства.

Четкое понимание целевых установок является непременным условием эффективности физкультурной деятельности пенсио­неров.

Поэтому особое значение приобретают целеформирующие факторы:

    внутренние: личностные потребности, мотивация, интере­сы, убеждения, «моторные задатки» и т.д.;

    внешние: разработанная методика занятий, соответствую­щая возрасту и психофизическому состоянию занимающихся; жилищные условия; финансовое состояние; социальное положе­ние и т.д.

В целом же задачи, решаемые в процессе рекреационных заня­тий с лицами пожилого возраста, очень разнообразны и сводятся к следующему:

    обеспечение оптимального уровня двигательной активности в целях сохранения, укрепления, восстановления здоровья и под­держания необходимого уровня дееспособности организма;

    поддержание определенного уровня развития и совершен­ствования двигательных способностей;

    совершенствование практических знаний, умений, навыков в области движения, управления своим телом и применение их в жизни;

    обучение рациональному использованию средств физиче­ской культуры в личном быту и в режиме трудовой деятельности, приобретение некоторых жизненно необходимых навыков;

    получение знаний, умений и навыков самостоятельных заня­тий физической культурой и способов самоконтроля;

    расширение и углубление знаний в области гигиены, меди­цины, оздоровительной физической культуры;

    приобретение знаний о заложенных природой возможностях человека;

    воспитание у занимающихся стремления к здоровому образу жизни и самосовершенствованию;

    формирование представления о своем здоровье как личном и общем достоянии;

    формирование потребности в каждодневных занятиях физи­ческими упражнениями;

    содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию созидательных свойств личности;

    содействие раскрытию творческих способностей и умения широко мыслить;

    расширение кругозора и круга общения.

    Формы организации занятий адаптивной физической культурой с лицами пожилого возраста

Занятия адаптивной физической культурой с людьми пожило­го возраста осуществляются в различных организационных фор­мах:

    коллективные (группы здоровья, клубы любителей бега, центры здоровья при парках и спортивных сооружениях, группы лечебной физической культуры);

    индивидуальные;

    самостоятельные.

При выборе форм занятий АФК необходимо учитывать материально-технические условия и обеспечивать занимающимся:

    возможность для проявления инициативы и самостоятель­ности;

    возможность творчества;

    возможность расширения познавательных интересов;

    получение удовлетворенности занимающимися как от само­го процесса занятий, так и от его результата.

По мнению большинства исследователей, лучшей формой ор­ганизации занятий АФК являются группы здоровья, где занятия проводятся квалифицированными инструкторами-методистами, имеющими специальное образование. При этой форме занятий имеется возможность постоянно осуществлять врачебный конт­роль и самоконтроль. Это позволяет своевременно выявлять от­клонения в состоянии здоровья занимающихся и дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений. В условиях групп здоровья легче комплексно использовать различные сред­ства адаптивной физической культуры с элементами закалива­ния, массажа, сбалансированного питания и т.п.

Целесообразно создавать группы здоровья, руководствуясь принадлежностью занимающихся к определенной медицинской группе. Необходимо учитывать состояние здоровья лиц пожи­лого возраста, уровень их физической подготовленности и другие показатели. Это дает возможность проводить занятия в адекват­ном функциональному состоянию занимающихся двигательном режиме. Их выделяют, по крайней мере, четыре: щадящий - для больных людей или находящихся в периоде выздоровле­ния;оздоровительный - для практически здоровых людей и лиц с ослабленным здоровьем;тренировочный - для здоровых людей с несущественными отклонениями в состоянии здоровья;режим поддержания спортивного долголетия - для бывших спортсменов, продолжающих спортивную деятельность.

К первой медицинской группе относят людей без отклонений в состоянии здоровья, с умеренными возрастными изменениями или незначительными функциональными нарушениями отдель­ных органов и систем.

Ко второй относят людей, страдающих хроническими заболе­ваниями (без частых обострений), с незначительными возраст­ными нарушениями функций органов и систем, а также с низким уровнем физической подготовленности.

В третью медицинскую группу включают лиц с хроническими заболеваниями, протекающими с относительно частыми обостре­ниями, при выраженном функциональном нарушении различных органов и систем в фазе неустойчивой ремиссии.

Первая медицинская группа может заниматься в оздоровитель­ном и тренировочном двигательных режимах, а также в режиме поддержания спортивного долголетия, если речь идет о бывших спортсменах. Вторая группа - большей частью в оздоровительном режиме и третья - только в щадящем. Не надо забывать, что диф­ференцирование занимающихся на медицинские группы и выбор того или иного двигательного режима достаточно условны, так как на практике сделать это сложно, но необходимо.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, желатель­но на свежем воздухе.

В перспективном планировании предусматривается выделе­ние четырех этапов:

    1-й - около двух месяцев, задача - адаптация всех систем ор­ганизма к физическим нагрузкам;

    2-й - 5-6 месяцев, задача - обеспечение общего физического развития и укрепления здоровья;

    3-й - 2-3 года, совершенствование физиологических функ­ций, повышение общей физической подготовленности;

    4-й - 1-3 года, задача - стабилизация физиологических функций, сохранение на возможно более длительный срок хоро­шего состояния здоровья, высокого уровня работоспособности и обеспечение активной жизнедеятельности организма.

Отдельно необходимо остановиться на естественной и до­ступной для нашей страны самостоятельной форме физической рекреации пожилого контингента - трудотерапии на своих садо­вых участках, которые имеют многие пенсионеры. Деятельность в саду и огороде включает в себя разнообразные трудовые про­цессы и имеет массуположительных моментов для укрепления здоровья людей пожилого возраста.Первое - это пребывание продолжительное время на свежем воздухе, что уже само по себе позитивно влияет на все системы организма человека.Второе - трудовые движения стимулируют физиологические процес­сы и функции внутренних органов. Они мобилизуют волевые импульсы, дисциплинируют человека, создают бодрое настрое­ние, освобождают от навязчивых мыслей, возникающих на поч­ве бездействия, и отвлекают от болезней. Труд вводит человека в деятельное состояние и вызывает гармоничное функциониро­вание как всего организма, так и его отдельных частей. Вместе с тем трудовые действия возбуждают активную психическую дея­тельность, направляют ее в русло предметной, осмысленной, ре­зультативной и дающей удовлетворение работы. Однако нельзя злоупотреблять трудотерапией, поскольку неумеренная физиче­ская деятельность на садовом участке может привести к физи­ческому и психическому переутомлению и неблагоприятно ска­заться на здоровье, а в ряде случаев - послужить причиной обо­стрения хронических заболеваний или травм. Именно поэтому для предупреждения негативных явлений необходимо информи­ровать пожилых о том, как правильно организовывать домашний труд и отдых, как вести самоконтроль физического состояния, способствовать формированию навыков, необходимых в личном быту и в режиме трудовой деятельности (например, предупреж­дения травм позвоночника при подъеме и переносе тяжестей, работе в саду и т.п.).

Таким образом, на сегодняшний день для лиц пожилого воз­раста наиболее предпочтительной и доступной формой организа­ции групповых занятий остаются рекреативные группы здоровья, а самостоятельных - трудотерапия на садовых участках.

    Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях адаптивной физической культурой

Ведущую роль в процессе занятий физическими упражнения­ми в группах здоровья с пожилыми людьми приобретает контроль физического состояния занимающихся, включающего в себя, как минимум: состояние здоровья, телосложение, уровень фи­зической подготовленности (Зациорский В.М., 1979). Контроль можно подразделить на врачебный контроль исамоконтроль. Сущность контроля составляет оценка состояния адаптации организма к окружающим условиям. Иными словами, любой комплекс профилактических мероприятий, в том числе и физи­ческих упражнений, усиливает биологические механизмы адапта­ции к окружающим условиям. Воздействие их ведет к перестрой­ке сложившихся в организме функциональных отношений между различными органами и системами.

С этих позиций врачебный контроль исамоконтроль физиче­ского состояния организма необходимы каждому человеку, за­ботящемуся о своем здоровье. Для этого можно использовать каксложные инструментальные методы исследования: электрокар­диографию, фонокардиографию, лабораторные исследования и др., так ипростейшие: анамнез, визуальное наблюдение, различ­ные функциональные пробы (Штанге, Генча, проба Мартине, проба с 20 приседаниями, ортостатическая и клиностатическая пробы, проба Ромберга, пальце-носовая проба, коленно-пяточная проба и др.), методы антропометрии, плантография, гониометрия, динамометрия и др.

Кроме того, применяются нетрадиционные методы самоконт­роля и самодиагностики, основанные на восточной рефлексотера­пии:

    диагностика энергетического состояния каналов (по ки­тайской системе меридианов) по реакции на тепловую пробу по методу А. Акабане;

    диагностика энергетического состояния каналов по био­логически активным точкам - МО-пунктам (точкам «трево­ги»), расположенным на передней поверхности грудной клетки и брюшной стенке (приложение 1).

Самоконтроль служит важным дополнением к врачебному контролю. Его данные могут оказать большую помощь препода­вателю в регулировании тренировочной нагрузки. Преподаватель должен прививать занимающимся навыки регулярного самоконт­роля, разъяснять его значение и необходимость для укрепления здоровья.

Самым эффективным методом самоконтроля является веде­ние дневника самоконтроля (приложение 2). В дневник заносятся показатели двух видов:текущие (характеристики повседневного состояния организма), т.е. такие, которые изменяются быстро, иэтапные, изменяющиеся в течение длительного времени (на­пример, месяца или нескольких месяцев). Те и другие складыва­ются из учета субъективных и объективных показателей, т.е. из простых и общедоступных приемов самонаблюдения, а также по­казателей врачебного и педагогического контроля.

Текущий контроль

При заполнении таблицы показателей текущего контроля до­статочно их отмечать любым знаком (крестиком, кружком и т.п.) в столбце за тот или иной день месяца. Лишь показатели объек­тивного контроля отмечаются цифрами.

Субъективные показатели самоконтроля основаны на личных ощущениях, на умении их понимать и расшифровывать. К ним относятся: самочувствие, активность, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения, респираторные заболевания и обострения хронических заболеваний 1 .

Самочувствие - отражает состояние и деятельность всего организма и, в первую очередь, нервной и сердечно-сосудистой систем. Его отличительные признаки: слабость, вялость, голово­кружение, сердцебиение, различные болевые ощущения, недо­могания, а также ощущение бодрости, энергичность, наличие или отсутствие интереса к занятиям. Самочувствие может быть хоро­шим, удовлетворительным, плохим.

Активность - если занятия физическими упражнениями по­строены правильно, то после них появляется чувство повышенной активности. Если наблюдается обратный результат, это указывает на то, что нагрузка на занятии была завышенной, соответствен­но, активность снижается. Ее можно оценивать как пониженную, обычную и повышенную.

Настроение - характеризует психическое состояние челове­ка. Оно бывает: хорошим - если человек уверен в себе, спокоен и жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмо­циональном состоянии; неудовлетворительным - растерянность, подавленность и т.д.

Сон, а точнее, его субъективная оценка, также отражает состо­яние организма. Важно отмечатьдлительность ночного сна, вре­мя засыпания, пробуждения, бессонницу, сновидения. Нормаль­ным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий утром чувство бодрости и отдыха. Если сон нарушился, появилась вялость, раздражитель­ность, усиленное сердцебиение, необходимо срочно снизить на­грузку и посоветоваться с врачом. Кроме того, необходимо отме­чатьхарактер сна .

Аппетит - очень тонкий показатель состояния здоровья. В целом это чувство правильно отражает потребность организма в продуктах питания для восстановления истраченных ресурсов. Но эта закономерность проявляется только в том случае, если физическая нагрузка оптимальна. За пределами оптимума на­грузки чувство аппетита дает «сбой». Например, если нагруз­ка мала, то аппетит может возрасти, не соответствуя реальной потребности. При повышенной нагрузке аппетит может снизить­ся из-за начавшегося переутомления. В дневнике можно харак­теризовать аппетит как нормальный, пониженный или повышен­ный.

Болевые ощущения - головные боли, боли в позвоночнике, в мышцах, в ногах, боли в области сердца, при каких упражнени­ях появляются боли, их сила, длительность - все это информация о функциональном состоянии организма. На нее следует обра­щать внимание и анализировать. Такой анализ дает возможность отследить, в первую очередь, адекватность нагрузки при занятиях физическими упражнениями, а также начало того или иного за­болевания.

Респираторные заболевания, обострения хронических забо­леваний. Отмечается количество больничных дней, возникающие осложнения, сезонные обострения хронических заболеваний и т.д.

Объективные показатели текущего контроля основаны на ана­лизе показателей, выраженных цифровыми значениями, и вклю­чают: регистрацию пульса (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД) и др.

Наблюдения за ЧСС. Это наиболее доступный показатель де­ятельности сердечно-сосудистой системы. Подсчитывается чис­ло ударов за 10 с и получаемая величина умножается на 6, чтобы получить минутный показатель. В норме в пожилом возрасте ЧСС в покое (по Бальсевичу В.К., 1986) колеблется в пределах 60­70 уд./мин. У нетренированных людей в начале занятий физиче­скими упражнениями пульс не должен учащаться более чем на 30 уд./мин по сравнению с частотой пульса в состоянии покоя. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100-120 уд./мин.

Во время занятий физическими упражнениями сердце долж­но работать с определенной частотой, но не с максимальной на­грузкой, обеспечивающей безопасный уровень для выполнения непрерывных упражнений. Максимальную частоту сердечных со­кращений для людей пожилого возраста во время занятий следует определять по формуле:

ЧСС = 190 - возраст (лет).

Частый пульс (тахикардия) - 100-120 уд./мин - нередко на­блюдается у людей с повышенной нервной возбудимостью, при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях, а также после больших физических нагрузок. Медленный пульс (брадикардия) - 54-60 уд./мин - наблюдается, как правило, у тренированных людей.

Особенно важную роль играет ритм сердечных сокращений. В норме удары сердца следуют через одинаковые промежутки времени. Если подсчитать пульс по 10-секундным отрезкам за минуту и количество ударов будет одинаковым или с разницей в один удар от предыдущего, значит, ритм сердечных сокращений нормальный. Если разница больше, то такой пульс аритмичен и необходимо обратиться к врачу.

ЧСС подсчитывается утром в покое, до занятий и после них. Через 3-4 месяца регулярных занятий пульс в покое становится реже на 6-10 уд./мин. Это объективный показатель определенно­го улучшения здоровья.

Наблюдения за АД. Регистрация АД особенно необходима женщинам с повышенным артериальным давлением (или явле­ниями гипертензии). С возрастом, как правило, отмечается по­вышение уровня систолического АД. Диастолическое давление с возрастом изменяется мало. Средними цифрами АД (по Мо- тылянской Р.Е., Ерусалимскому Л.А., 1980) в возрасте 50-59 лет принято считать - 144/89, в 60 лет и старше - 149/89 мм рт. ст., но в преклонном возрасте люди, имеющие проблему повышенного АД, сами знают свою «норму».

Можно определить нормальную величину АД по формулам:

АД систолическое = 102 + 0,7 X возраст + 0,15X масса тела;

АД диастолическое = 78 + 0,17 X возраст + 0,1X масса тела.

Особо следует подчеркнуть, что часто у пожилых людей на­блюдается систолическая (или атеросклеротическая) артериаль­ная гипертензия, которая протекает почти бессимптомно. Боль­шинство специалистов связывают ее с атеросклерозом крупных сосудов, в первую очередь, аорты, а также с нарушениями функ­ций барорецепторов, заложенных в ее дуге. Это необходимо учи­тывать при планировании нагрузки.

Наблюдения за ЧД. Деятельность сердца тесно связана с рабо­той легких, определяемой по частоте дыхания, наличию одышки, кашля и т.д. Частота дыхания зависит от возраста, состояния здо­ровья, уровня тренированности, величины нагрузки. ЧД удобно подсчитать, положив руку на грудную клетку. Количество вдохов- выдохов считают в течение 30 с и умножают на 2. У взрослого человека в покое этот показатель равен 14-18 дыханий в минуту, после нагрузки - до 20-30. У регулярно занимающихся физиче­скими упражнениями ЧД в покое может достигать 10-16 дыханий в минуту.

Этапный контроль

Показатели этапного контроля (за каждый месяц или не­сколько месяцев) заполняются цифрами. В него можно вклю­чать разные показатели физического состояния человека. Важное требование к измерению показателей - соблюдение требований стандартности этих измерений: пробы желательно проводить в одно и то же время, в одних и тех же условиях.

Этапный контроль может включать:

    наблюдения за уровнем физического развития (весом тела, состоянием осанки и стоп и др.);

    наблюдения за уровнем функционального состояния (проба с 10 приседаниями, проба с одышкой, пробы с задержкой дыхания и др.);

    наблюдения за уровнем развития двигательных качеств (об­щая гибкость, ловкость, сила, выносливость и др.);

    комплексную оценку уровня физического состояния.

Наблюдения за уровнем физического развития

Наблюдения за весом тела. Лучше всего измерять его во вра­чебном кабинете, поскольку там имеются более точные весы, но можно воспользоваться и домашними напольными весами. Взве­шиваться следует утром, натощак, всегда в одной и той же одежде. После начала занятий вес может понизиться за счет уменьшения в организме воды и жира. В дальнейшем - повыситься за счет нара­щивания мышц, а затем остаться на одном уровне. С возрастом вес тела изменяется (чаще возрастает), и для индивидуальной оцен­ки этого показателя, зная показатели веса и роста, целесообразно воспользоваться методом индексов:

    весоростовой индекс Кетле: вес тела (кг) /рост (см);

    весоростовой индекс Брока: рост (см) - 100 единиц. По­лученная разница соответствует должному весу в кг (для роста выше 165-170 см рекомендуется вычитать 105, для роста 176­185 см - 110 единиц).

Данные заносятся в дневник самоконтроля раз в месяц.

Наблюдения за состоянием осанки 2 . Осанка является косвен­ным показателем состояния позвоночника человека. Еще в древ­ности считалось, что все болезни, как правило, связаны с измене­ниями в позвоночнике.

Измеряется ширина плеч и величина дуги спины. Для этого сантиметровая лента нулевым делением прикладывается к высту­пающей точке правого плеча и протягивается по линии ключиц к точке на левом плече. Полученное значение является показате­лем ширины плеч. Второй показатель также замеряется с помо­щью сантиметровой ленты, которая протягивается от левой под­мышечной впадины по линии верхнего края лопаток до правой подмышечной впадины. Полученное значение показывает вели­чину дуги спины.

цнфиыа длэт (см) ^ х

величина дуги спины (см)

Средние показатели осанки - 100-110%. Показатель 90% сви­детельствует о серьезном нарушении осанки. При снижении его до 85-90% или увеличении до 125-130% необходимо обратиться к ортопеду.

Наблюдения за состоянием стоп 3 . Чтобы определить состоя­ние стоп, на гладкую, твердую поверхность (доска, картон и т.п.) кладется лист бумаги. Испытуемый встает на него так, чтобы но­ски и пятки обеих стоп были параллельны, а расстояние между ними соответствовало ширине ладони. Карандашом обводятся контуры стоп и каждый помечается цифрой 1. Не сходя с места, немного приподнимается правая нога и, стоя на левой ноге, при­держиваясь за опору рукой, обводится контур левой стопы, кото­рый помечается цифрой 2. Затем аналогичным образом обводит­ся и помечается контур правой стопы. Полученные контуры 1 и 2 сравниваются. Результаты определяются по таблице:

Наблюдения за уровнем функционального состояния

Тест с 10 приседаниями для определения переносимости физических нагрузок 4 . Исходное положение - стойка, определя­ется пульс за 1 мин (можно за 10 с и умножить эту цифру на 6). Выполняется 10 приседаний за 20 с. Измеряется пульс за 1 мин. Определяется разница между пульсом в покое и после нагрузки.

Оценка пробы:

Доступность нагрузки

Не более 10

Доступна малая нагрузка (ходьба с небольшой скоростью - 4 км/ч)

Доступны незначительные, строго дозированные нагрузки (медленная ходьба - 2-2,5 км/ч)

Занятия физической культурой должны проводиться только в группах ЛФК под наблюдением врача

Проба с одышкой для оценки состояния сердечно-сосу­дистой системы и работоспособности. Показателями работо­способности являются наличие одышки и ЧСС при подъеме по лестнице на 4-й этаж в спокойном темпе без остановок. Можно проводить пробу и с подъемом на 4-й этаж за определенное время (начинать с 2 мин).

ЧСС (уд./мин)

Наличие одышки

Оценка работоспособности (баллы)

Не возникает

Почти не возникает

150 и выше

Проба с задержкой дыхания для оценки состояния дыха­тельной системы, сердечно-сосудистой системы и волевой подготовленности. Исходное положение - стойка. Сосчитать пульс в течение 1 мин. Затем после вдоха выдохнуть, зажать паль­цами нос и задержать дыхание как можно дольше (эта задержка дыхания называется апноэ). Данные пульса и апноэ (с) записать в виде дроби: пульс/апноэ (например, так: 80/40=2). Чем мень­ше полученный показатель, тем лучше устойчивость организма к кислородной недостаточности. То же проделать на вдохе.

Оценка апноэ на выдохе

Свыше 40 с - хорошо 35-39 с - удовлетворительно Менее 34 с - неудовлетворительно

Оценка апноэ на вдохе

Свыше 50 с - хорошо 40-49 с - удовлетворительно 39 с - неудовлетворительно

Наблюдения за уровнем развития двигательных качеств

Общая гибкость. Состояние общей гибкости можно опреде­лить с помощью следующего контрольного упражнения: исходное положение - основная стойка, носки вместе. Наклон вперед, каса­ясь пальцами рук или ладонями пола. Колени прямые.

Шкала оценки:

Подвижность суставов 5 . Подвижность в суставах измеряет­ся с помощью специальных приборов - гониометров, или угломе­ров. Наиболее простым по устройству считается гониометр Мол- лизона. Этот прибор представляет собой обычный транспортир, на основании которого укреплена стрелка-указатель, показываю­щая в градусах угол измерения положения прибора.

Измерение подвижности в тазобедренном суставе (сгибание- разгибание бедра). Обследуемый человек находится в основной стойке, фиксируя тело упором одной рукой о стенку. Гониометр рукояткой накладывают на боковую поверхность туловища вдоль его вертикальной оси. Центр круга совмещают с фронтальной осью тазобедренного сустава. Подвижный рычаг фиксируют на вертикальной оси наружной поверхности бедра.

Стоя на одной ноге, обследуемый:

    сгибает другую ногу в тазобедренном и коленном суставах;

    производит сгибание бедра при выпрямленной голени;

    производит разгибание бедра при выпрямленной голени.

Величину в градусах записывают по показателям транспортира.

Измерение подвижности в коленном суставе (сгибание голени).

Исходное положение то же, что и при измерении подвижности тазобедренного сустава. Рукоятку гониометра располагают вдоль наружной поверхности (по вертикальной оси). Центр круга со­вмещают с фронтальной осью коленного сустава. Подвижный рычаг фиксируют на наружной поверхности по вертикальной оси голени. Обследуемый выполняет сгибание и разгибание в колен­ном суставе. По показаниям гониометра определяют величину их углов.

Наряду с определением величины активных движений произ­водят также измерение величиныпассивных движений (выполня­емых при приложении сил извне). Величина каждого движения измеряется трижды, при этом учитываются максимальные по­казатели. После этого вычисляетсярезервная подвижность (раз­ность между активной и пассивной подвижностью). Показатели резервной подвижности свидетельствуют о потенциальных воз­можностях увеличения амплитуды движения в суставе.

Ловкость. Для определения ловкости можно взять два не­больших мяча или небьющихся предмета и проделать следующее упражнение: исходное положение - стойка, предметы попере­менно подбрасываются вверх сначала правой, затем левой рукой максимальное количество раз. Фиксируется время непрерывного выполнения упражнения.

Силовые качества. Для определения силы можно использо­вать контрольное упражнение: исходное положение - упор стоя о стол или подоконник, выполнять сгибание разгибание рук в упо­ре, туловище держать прямо. Фиксируется количество повторе­ний упражнения.

Аэробная выносливость. Для определения выносливости можно воспользоваться методикой трехминутногосит-теста по Д.Н. Гаврилову (1996). Тест предназначен для практически здоро­вых людей до 60 лет или лиц с достаточно высоким уровнем фи­зической подготовленности.

В соответствии с ростом устанавливается высота стула: до 175 см - 43 см (высота стандартного стула), 176-185 см - 48 см. Увеличение высоты стула осуществляется за счет плоских накла­док (можно использовать книги, журналы).

Перед началом приседаний измеряется ЧСС1 в покое за 10 с, полученный результат умножается на 6. Далее в течение 3 мин выполняется равномерная нагрузка сесть-встать со стула (режим движения - 26 циклов - 52 движения). Измеряется пульс за 10 с и умножается на 6 сразу после нагрузки (ЧСС2) и через 2 мин (ЧСС3).

Оценка уровня кардиореспираторной выносливости произво­дится по формуле:

И (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3) - 200 10 "

Выше среднего

Ниже среднего

Более 15,0

Для людей в возрасте более 60 лет можно использовать тест, разработанный специалистами из университета Юваскула (Фин­ляндия) - ходьба на 2 км по твердому и ровному покрытию с фик­сацией пройденного в максимальном темпе времени. Темп движе­ния выбирается по самочувствию.

Для расчета индекса теста необходимо:

масса тела (кг)

показатель = -

    Найти сумму следующих произведений:

для мужчин... мин х 11,6 или... с х 0,2 ... X 0,56 ... х 2,6 ... х 0,2

для женщин... мин х 11,6 или... с х 0,14 ... х 0,36 ... х 1,0 ... х 0,3

время прохождения дистанции

пульс за последнюю минуту рассчитанный показатель возраст сумма

    Из числа 420 вычесть полученную сумму.

    Определить индекс физической подготовленности по шкале:

Больше 130

Выше среднего

Ниже среднего

Меньше 70

Комплексная оценка уровня физического состояния

Для комплексной оценки уровня физического состояния Е.А. Пирогова с соавт. (1986) предложила формулу в виде урав­нения регрессии с использованием только двух показателей: ЧСС и АД.

УФС = 700 - 3 ЧССп - 2,5 АДср - 2,7 возраста + 0,28 массы тела 350 - 2,6 возраста + 0,21 роста

где УФС - количественный показатель, эквивалентный уровню физического состояния; ЧССп - ЧСС в покое сидя; АДср - АД диастолическое (нижнее) + 1/3 АД пульсового (разница систоли­ческого и диастолического АД).

Уровень физического состояния оценивается так:

Показатель

Более 0,826

Выше среднего

От 0,676 до 0,825

От 0,526 до 0,675

Ниже среднего

От 0,376 до 0,525

Менее 0,375

Как видно из приведенной формулы, знаменатель для данного индивидуума является статичным. Увеличение числителя может произойти только за счет уменьшения ЧСС в покое и снижения среднего АД. Поэтому контроль этих показателей в процессе самостоятельных занятий может дать оценку их эффективности.

Большинство занимающихся пожилых женщин обладают до­статочным жизненным опытом и поэтому очень внимательно относятся к осуществлению самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

10521 0

Особое значение для человека во второй половине его жизни приобретает физическая культура, когда адаптация системы кровообращения постепенно снижается. Двигательная активность большинства людей среднего и старшего возраста значительно понижена. Физическая культура в этом случае может явиться важным фактором предупреждения различных нарушений и отклонений функции сердечнососудистой системы. Речь идет не только о взаимоотношении мышечной деятельности и функции сердечно-сосудистой системы, но и о всестороннем влиянии физической культуры и спортивных упражнений на весь организм, на повышение его адаптационной способности к требованиям жизни.

Известно, что развитие приспособительных процессов в большей мере обеспечивается в условиях движения, физической тренировки: при регулярных и длительных занятиях физическими упражнениями повышается устойчивость здорового человека к различным неблагоприятным факторам внеигней среды (гипоксемии, перегреванию и охлаждению, перегрузкам и др.).

Занятия физическими упражнениями с лицами среднего и старшего возраста должны решать следующие задачи:
— оказывать тонизирующее воздействие на нервную систему;
— постоянно стимулировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— улучшать процессы обмена веществ;
— укреплять мышечную систему, сохранять и улучшать подвижность в суставах;
— поддерживать полноценность жизненно важных двигательных навыков и умений.

Повышение двигательной активности должно способствовать замедлению процессов инволюции в организме, уменьшению степени их выраженности.

При организации занятий с людьми среднего и старшего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и состояние здоровья. Исходя из медицинских показаний и возраста, каждому занимающемуся рекомендуется индивидуальный двигательный режим, включающий гигиеническую гимнастику, прогулки, ходьбу, бег и многое другое.

Режим дня не может быть одинаковым для всех людей, без различия возраста, профессии, состояния здоровья. Однако есть общие гигиенические требования, одинаковые для лиц любого возраста: а) правильное сочетание умственного и физического труда; б) занятия физической культурой; в) регулярное и правильное питание; г) чередование труда и отдыха.

Двигательный режим. Отдельные двигательные режимы, которые могут быть рекомендованы лицам среднего и старшего возраста, различаются по основной направленности, объему используемых нагрузок и выбору средств физической культуры, условиям проведения занятий. Их условно подразделяют на 4 группы.

Реабилитационный двигательный режим, предусматривающий использование средств, направленных на восстановление здоровья после перенесенного заболевания, травмы, хирургического вмешательства, осуществляется в отделениях восстановительного лечения поликлиник, стационаров, санаториев или реабилитационных центров.

Режим общей физической подготовки, направленный на разностороннее развитие физиологических функций и восстановление нарушенных качеств и умений, осуществляется в группах здоровья.

Тренировочный режим, осуществляемый в группах оздоровительного бега, плавания или индивидуальных занятий бегом, проводится по определенной системе, предусматривающей постепенное и рациональное наращивание нагрузок в целях повышения функциональных возможностей организма.

Режим поддержания спортивного долголетия направлен на возможно более длительное сохранение спортивной работоспособности ветеранами спорта благодаря систематической тренировке в конкретном виде спорта и при отсутствии противопоказаний к участию в массовых спортивных мероприятиях.

Гигиеническая гимнастика

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными, исключать статическую нагрузку мышц, вызывающую сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки.

При составлении комплекса упражнений следует знать ряд положений.

Медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения.
. Упражнения типа подтягивания углубляют дыхание, увеличивают подвижность грудной клетки, позвоночника, укрепляют мышцы плечевого пояса, корригируют осанку.
. Поднимание рук, отведение их в стороны и назад, медленные вращения в плечевых суставах, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и другие подобные движения увеличивают подвижность суставов и укрепляют мышцы рук.
. Упражнения для стоп и ног способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.
. Приседания укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетонизирующее влияние.
. Ходьба при медленном, глубоком дыхании способствует расслаблению и восстановлению функций организма.
. Рывковъте и маховые движения рук развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению объема движений.
. Наклоны туловища вперед укрепляют мышцы спины, увеличивают подвижность позвоночника; эти упражнения хорошо сочетаются с глубоким энергичным дыханием.
. Прогибание и другие упражнения для мышц спины способствуют увеличению подвижности позвоночника.
. Выпады с движением рук и туловища хорошо укрепляют мышцы ног, оказывают тренирующее влияние.
. Силовые упражнения для рук увеличивают выносливость и силу мышц.
. Повороты, наклоны, вращения туловища способствуют подвижности позвоночника и укрепляют мышцы туловища.
. Поднимание прямых ног в исходном положении лежа на спине укрепляют мышцы брюшного пресса.
. Бег, прыжки тренируют сердечно-сосудистую систему", повышают ее выносливость.
. Ходьба в конце занятия способствует равномерному снижению физической нагрузки, восстановлению дыхания, отдыху.

Существует такая форма занятий физической культурой, как группы здоровья, в которых под руководством специалиста проводятся занятия в гимнастических залах, лечебном бассейне, парках. Вместе с тем оценка всей совокупности возрастных изменений в старшем возрасте позволяет выделить некоторые методические рекомендации.

Любые групповые занятия пожилых людей — гимнастика, ходьба па лыжах, плавание, игры (волейбол и др.) — должны проходить отдельно от молодежи.

Организация, подбор средств, интенсивность, плотность занятий должны быть иными, чем в молодом возрасте.

Учитывая длительность восстановительного периода (отдыха) после занятий, индивидуальные тренировки, групповые занятия необходимо проводить не более 2—3 раз в неделю.

На эффективность и полезность физической нагрузки при выполнении физических упражнений влияют: а) сознательность действий, интерес, активность; б) исходное положение; в) многосторонность и разнообразие упражнений; г) постепенное нарастание трудности; д) количество повторений и темп исполнения; е) амплитуда (размах) движений; ж) продолжительность занятой и дробность физической нагрузки.

Епифанов В.А.

Книга кандидата медицинских наук Ольги Мясниковой — матери знаменитого доктора Александра Мясникова — нравится пожилым читателям откровениями из личной жизни автора и практическими советами. Сегодня — рекомендации по двигательной активности от 88-летней женщины-врача.

Движение — жизнь. А значит, чтобы постоянно быть живым, надо постоянно двигаться. Когда речь идет о том, чтобы двигаться, обычно в голову приходят традиционные физические упражнения. Но это вовсе и не обязательно! Дело в том, что для нашего организма совершенно не важно, являются ли его движения физкультурными упражнениями или нет.

Например, лучше идти куда-нибудь пешком, а не ехать на транспорте. Или ходить пешком по лестнице, а не ездить на лифте. Или просто чаще ходить гулять. Или чаще заниматься любой физической деятельностью, да хоть просто чаще в квартире убирать. Поэтому я до сих пор мою полы руками и стираю руками, а не в машинке. Если надо залезть наверх, ставлю две табуретки и лезу. Крупы, банки, бутылки — все, что мне нужно, достаю сама, не прибегая ни к чьей помощи.

Очень полезно ходить пешком — в любом возрасте и на любое расстояние. Но по времени ходить нужно не менее часа в день. Я до сих пор хожу по два часа в день. Беру сумку на колесиках и отправляюсь в путешествие по району — то в магазин зайду, то в аптеку, то на почту, то просто хожу. Кстати, хожу и зимой, и летом. В любую погоду!

Почему так важна ходьба? При ходьбе дается хорошая нагрузка на мышцы, которые активизируют работу всех органов и систем организма. При движении температура тела начинает повышаться, что улучшает кровоток и кровоснабжение всех органов, лучше проходят обменные процессы, повышаются защитные силы — иммунитет. Таким образом, благодаря движению происходит наращивание жизненной силы.

Кроме того, происходит улучшение газообмена в легких и тканях, поэтому организм наполняется энергией, что улучшает общее самочувствие человека. За счет задействования многих мышц при ходьбе снимаются стресс и напряжение, которое локализуется в таких частях тела, как шея, спина, поясница и другие отделы позвоночника. Поэтому после того как вы пройдетесь, у вас появится чувство легкости и расслабления. Ходьба, как и любое движение, оказывает разнообразное положительное действие:

  • укрепляет сердечно-сосудистую систему и предупреждает атеросклероз: за счет движений при ходьбе улучшается кровообращение важных жизненных центров, увеличивается энергия, что укрепляет сосуды, а также тренирует сердце, поскольку сердце — это, по сути своей, та же мышца;
  • снимает синдром хронической усталости: при ходьбе происходит снятие эмоциональной напряженности, а за счет усиленной циркуляции чистого и свежего воздуха в легких происходит оздоровление дыхательной, нервной системы и головного мозга в частности;
  • улучшает моторику кишечника и активизирует пищеварение: на стопе имеются так называемые активные точки (проекции внутренних органов), которые при ходьбе задействуются и вовлекают в работу органы пищеварения. Кроме того, из-за мышечных сокращений возникают усилия, которые не дают застаиваться желчи в желчном пузыре, а переваренная пища активнее продвигается по кишечнику, все это хорошо помогает в борьбе с запорами.

Гимнастика: 2 комплекса упражнений

Когда у меня спрашивают, можно ли пожилым людям много ходить, делать упражнения, я отвечаю: «Да!». Утром проснулись — потянитесь! Вытяните ноги, направьте носки на себя и подержите в таком напряжении ноги несколько секунд. Затем вытяните носки вперед и снова задержите движение.

Поднимайте по очереди ноги и руки. Потом очень полезно делать мостик в кровати. Упор на стопы и руки, поднимаете тело максимально вверх. Поднялись — и задержитесь на несколько секунд. Если вдруг упадете — не страшно! Вы же упадете в свою же кровать!

Сегодня постоянно проводятся исследования, результаты которых доказывают, что умеренная гимнастика в пожилом возрасте не только благотворно влияет на физическое здоровье, но и поддерживает память, сохраняет ясный ум и, в конце концов, позволяет человеку чувствовать себя частью социума в любом возрасте.

Даже людям после тяжелых заболеваний, таких как , например, необходима легкая физическая нагрузка. Дело в том, что расстройство мозгового кровообращения приводит к образованию в мозге патологического очага. Ядро очага составляют погибшие нервные клетки, а клетки вблизи от него находятся в состоянии пониженной активности или полного торможения. Своевременно принятые лечебные меры могут вернуть им активность. Поэтому больному надо начать заниматься лечебной гимнастикой. Физическая тренировка стимулирует способность нервных клеток «переучиваться» и в определенной степени брать на себя обязанности погибших, компенсировать их бездействие.

Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, который поможет чувствовать себя бодрым и молодым. Но главное помнить, что упражнения должны выполняться с удовольствием. И если нет сил, нездоровится, то не стоит в этот день заниматься.

Выполняя упражнения, не торопитесь, дышите ровно. Отдыхайте между упражнениями. Если устали — сядьте или даже можно прилечь. Но ненадолго!

Старайтесь выполнять упражнения утром, в хорошо проветриваемом помещении и, конечно же, на голодный желудок.

Комплекс упражнений для всех

  1. Разминаем шею: опускаем голову вперед, вращаем шеей вправо и влево подобно маятнику.

  1. Делаем повороты головой к левому плечу и к правому. Потом тянемся к левому плечу и к правому.

  1. Делаем вращения головой, по 4 раза в каждую сторону.

  1. Кладем руки на плечи и делаем круговые вращения вперед и назад по 6 раз в каждую сторону.

  1. Руки вытянуты в стороны. Сгибаем руки в локтях и выполняем вращения. По 6 раз в каждую сторону.

  1. Вдохнули, развели руки и на выдохе наклоняемся вперед. Затем возвращаемся в исходное положение, прогибаемся в спине с разведением рук.

  1. Полуприседы, или плие. Пяточки вместе, носочки врознь, руки на пояс. Делаем полуприседы, колени разводим в стороны.

  1. Делаем полные приседания с круговыми вращениями рук.

5 самых полезных упражнений для пожилых или ослабленных женщин и здоровья тазобедренного сустава

  1. Садимся на коврик, разводим ноги как можно шире. Вдохнули, развели руки, потянулись к правой ноге, затем — к левой ноге и посередине ног.

  1. Ноги свели, вдохнули, развели руки и потянулись к обеим ногам.

  1. Одну ногу выпрямили, вторую согнули в колене. Вдохнули, развели руки и тянемся к прямой ноге. Делаем упражнение на обе ноги.

  1. Сидим на полу, колени согнули, опустили вправо, голова тянется влево. Повторяем и с другой стороны.

  1. Сидим на полу, колени согнуты. Поднимаем левую ногу вверх, вместе с тем отрываем бедро. Не опуская ногу вниз, тянем ее вправо, потом снова вверх и опускаем. Повторяем то же с правой ногой.

Самое главное в физической тренировке — постепенное наращивание нагрузок. То есть не перетруждайтесь. Но и не бойтесь! Многие начинают паниковать: а вдруг я сделаю себе хуже? Ну что вы! Движение продлевает жизнь, а не сокращает! Поэтому гимнастику можно делать абсолютно всем! В любом возрасте и с любым заболеванием.

Группы здоровья на стадионах, в залах, в бассейне, парках - одна из примет развивающегося физкультурного движения. Эта форма массовой физкультурной работы распространяется, став для многих людей, особенно зрелого и пожилого возраста, едва ли не самой популярной. Популярность групп здоровья - в их общедоступности и практической результативности.

Эффективность работы групп здоровья во многом зависит от личной заинтересованности в самосовершенствованию каждого человека.

Планирование работы в группах здоровья должно предусматривать четкую организацию, рациональное распределение и прохождение учебного материала, успешное решение задач по физическому воспитанию взрослого населения.

Основным вопросом организации работы групп здоровья является определение основного содержания занятий. При этом учитываются возможности базы для занятий, уровень знаний и практических навыков преподавателей, а также интересы большинства занимающихся.

Основная форма занятий в группах здоровья - комплексный урок. Такие уроки состоят из нескольких видов гимнастических упражнений, спортивных игр и плавания и др.

В зависимости от места занятий и времени года гимнастике отводится около 60% всего времени занятия, легкой атлетике - 33%, спортивным играм до 30%, лыжам и плаванию - 70%.

Планирование занятий в группе здоровья сводится к распределению учебного материала на четыре этапа, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап продолжается около двух месяцев. Для более молодых он может быть короче, для лиц старшего возраста - более продолжительным. Цель первого этапа - адаптация сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, а также опорно-двигательного аппарата к физическим нагрузкам. Это достигается главным образом с помощью элементарных физических упражнений.

Второй этап. Занятия начинаются с конца второго и продолжаются до седьмого-восьмого месяцев занятий. Цель этапа - дальнейшее укрепление здоровья, повышение физической подготовленности, укрепление нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма посредством постепенного повышения объема и интенсивности физических упражнений. Показатели частоты сердечных сокращений в средине урока находятся в пределах 150-170% исходных величин. Практика показывает, что положительные сдвиги функциональных показателей отмечается в первые 6-10 месяцев занятий.

Третий этап. В этот период занимающиеся чувствуют себя физически окрепшими, о чем свидетельствуют объективные показатели физической и функциональной подготовленности. Это основной этап тренировки нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Его длительность 2-3 года. Стабильные и высокие показатели функциональной подготовленности отмечаются уже в конце второго - начале третьего периодов, а физической подготовленности - в конце третьего года занятий.

Четвертый этап - период стабилизации функционального состояния и физической подготовленности, его продолжительность от 1 года до 3 лет. Цель этапа - сохранить на возможно длительный период хорошее состояние здоровья, высокий уровень работоспособности, обеспечение активной деятельности человека. Допуск лиц, желающих заниматься в группах здоровья, подбор средств, планирование нагрузок осуществляется с учетом данных врачебного контроля и врачебнопедагогических наблюдений. На каждого занимающегося заполняется врачебно-контрольная карта. Обследования проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев.

Главный вопрос в методике занятий с лицами 35 лет и старше состоит в определении их уровня физической подготовленности для того, чтобы обоснованно назначить вид и характер нагрузки. При этом всегда нужно учитывать их возраст, пол, вид основной деятельности.

При проведении занятий преподаватель должен тщательно следить за тем, как занимающиеся переносят физические нагрузки. Об этом судят по ряду субъективных и объективных показателей. Особенно осторожно надо дозировать нагрузку в течение первых двух месяцев занятий, поскольку в группу могут попасть лица, неоднородные по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья.

Приступая к организации и проведению занятий в группах здоровья с лицами зрелого и пожилого возраста, нужно тщательно познакомиться с их возрастными особенностями. Занятия в группах здоровья можно начинать почти в любом возрасте, если нет на это врачебных противопоказаний.

В работе по физической культуре с лицами зрелого и пожилого возраста особое значение имеет правильное комплектование учебных групп, т.е. в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью занимающихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовленности все занимающиеся делятся на три медицинские группы. К первой группе относятся лица практически здоровые, без особых жалоб и с хорошим самочувствием или с незначительными возрастными изменениями организма, но с достаточной физической подготовленностью. Во вторую группу зачисляются лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья преимущественно возрастного характера, без существенных функциональных нарушений, а также лица с некоторыми умеренными отклонениями патологического характера при достаточной физической подготовленности.

Естественно, чем старше возраст человека, пришедшего в группу здоровья, тем больше у него жалоб на состояние здоровья, физическую слабость, психические расстройства и, как правило, таким лицам определяется третья медицинская группа.

Для правильной организации занятий самым существенным является подбор средств занятий, их методика и величина нагрузки - все это должно соответствовать функциональным возможностям занимающихся. При этом необходимо учитывать, что от периода к периоду под влиянием занятий происходят положительные изменения в состоянии здоровья, соответственно должна меняться и медицинская группа.

Следует очень точно регулировать физическую нагрузку на занятиях, так как чрезмерный ее уровень может переутомить и даже нанести вред занимающимся, а слишком низкий уровень не окажет достаточно благоприятного воздействия на организм.

В начальный период организации групп здоровья, особенно на небольшом спортивном сооружении, на предприятии или в учреждении, наибольшие трудности возникают именно с комплектованием групп. Очень часто занятия начинаются только с одной, а иногда даже со смешанной группой по полу, возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности занимающихся. В подобной ситуации рекомендуется в первую очередь подразделить всех занимающихся по полу; основанием для дальнейшего подразделения служат данные медицинских показаний, по которым занимающиеся определяются в первую, вторую и третью медицинские группы. Лица одной или двух смежных (I-II, II-III) медицинских групп могут быть сведены в учебные группы по возрасту с диапазоном 10-12 лет. Например, могут быть созданы группы из занимающихся, имеющих возраст 35-40 лет; 40-49 лет; 50-60 лет и старше. В эти группы могут быть зачислены отдельные лица и другого возраста.

В случаях, когда организуется всего 1-3 группы со смешанным составом по возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности, необходимо сформировать подразделения внутри каждой группы. Такое подразделение будет сводиться главным образом к выделению слабой, средней и сильной подгрупп.

Количество занимающихся в каждой учебной группе определяется в зависимости от их принадлежности к определенной медицинской группе: первая медицинская группа 25-30; вторая 16-20; третья 10-15 занимающихся. Комплектование групп надо завершать, когда определятся итоги врачебного освидетельствования, контингент занимающихся, их количественный состав. Разрешение на занятия в группе здоровья дается лечащим врачом поликлиники. Последующий и повторные осмотры осуществляются врачом той организации, на базе которой развернута работа групп.

Основная задача - восстановление и укрепление здоровья занимающихся. Повышение и сохранение на долгие годы относительно высокого уровня их всесторонней физической подготовленности определяет и другие, более частные задачи. В содержание занятий входит комплексное использование разнообразных средств физической культуры и элементов спорта.

Методика занятий основывается на дидактических принципах при особом внимании к систематичности, последовательности, индивидуализации. Все построение поурочного материала исходит из этих положений. В тех случаях, когда имеется другой возрастной состав группы, следует повышать или снижать нагрузку. Так, повышение нагрузки на 10-15% дается для лиц 40-50 лет, еще на 10-15% увеличивается нагрузка для лиц моложе 40 лет. В возрасте старше 60 лет нагрузка, наоборот, снижается также в пределах 10-20%. Регулируется нагрузка в зависимости от состояния здоровья (медицинской группы) и уровня физической подготовленности.

Целесообразно придерживаться следующих уровней физической нагрузки в уроке, контролируя их по изменению частоты сердечных сокращений по отношению к исходным величинам. Для занимающихся, отнесенных к третьей медицинской группе, в вводной части урока нормальным можно считать учащение сердечных сокращений на 25- 30% исходного состояния, в основной части на 50-60% с последующим урежением частоты сердечных сокращений в заключительной части почти до исходной величины. Для занимающихся второй медицинской группы во вводной части частота сердечных сокращений может повыситься на 30-35%; в основной части на 60-75%. Для занимающихся первой медицинской группы соответственно на 40 45% и 80-90%.

Повышение или снижение нагрузки в каждом занятии достигается главным образом путем увеличения или сокращения количества повторений каждого упражнения или ряда упражнений, а также за счет большей или меньшей интенсивности их выполнения (более быстро или более медленно). В процессе выполнения упражнений, когда вдох или выдох обозначаются на несколько счетов, дыхание не прерывается, а выполняется слитно.

Упражнения подбираются так, чтобы большая их часть повторялась в каждом последующем уроке с небольшими изменениями исходных положений или деталей движений.

При выполнении упражнений, особенно в первых уроках, большинство занимающихся обычно допускает ошибки и неточности в движениях. Однако преподаватель не может сразу исправить их. Работа над четким и правильным выполнением движений должна начинаться с исправления самых грубых ошибок, которые мешают достижению определенного физиологического эффекта. В последующем исправлению подвергаются уже детали движений. Однако это не надо делать при выполнении всех упражнений, а только в тех случаях, когда встречаются наиболее типичные ошибки. Ни в коем случае нельзя ставить перед собой цель за несколько уроков исправить все замеченные недостатки, если даже их допускает большинство занимающихся, потому что урок может стать скучным, неинтересным.

В начале каждого занятия преподаватель обязан поздороваться с занимающимися и выяснить, кто чувствует себя нездоровым, утомленным или имеет плохое настроение. Занимающиеся отвечают на эти вопросы. Преподаватель осведомляется о причинах и в зависимости от них дает указания об уменьшении нагрузки на уроке, а за некоторыми из занимающихся наблюдает в процессе урока. Вслед за этим подается команда подсчитать частоту сердечных сокращений за минуту. Если у кого-либо из занимающихся пульс учащен, то преподаватель осведомляется о причинах повышения частоты пульса и в ходе урока, особенно первой его части, ограничивает для них нагрузку. Подсчет частоты сердечных сокращений может быть проведен и в ходе урока, особенно в момент, когда преподаватель считает, что достигнута «вершина нагрузки», и обязательно сразу же по окончании урока.

«Вершина нагрузки» должна приходиться примерно на вторую треть всего времени занятия. В особых случаях, когда у занимающихся выявляется неблагоприятная реакция на нагрузку, они задерживаются после урока для дальнейших наблюдений и принятия необходимых мер.

В ходе годичного периода занятий проводятся контрольные уроки для выявления результатов занятий. В контрольные уроки включаются испытания по некоторым упражнениям, результаты которых при сравнении могут послужить оценкой влияния проведенных занятий.