Дурные привычки у детей 7 лет. Вредные привычки у детей

Красота

По мере того как ребенок взрослеет, родителям приходится сталкиваться с неожиданными и порой не самыми приятными формами детского поведения. Некоторые из них закрепляются и начинают повторяться, превращаясь во вредные привычки.

Дурные привычки: как они формируются

Какие процессы в нервной системе способствуют развитию у ребенка той или иной привычки? «Детский мозг активно развивается и между нервными клетками формируется все больше и больше нервных связей, — говорит Александрина Григорьева. — Нередко какое-либо действие, совершенное малышом, сопровождается приятным эмоциональным фоном, и он повторяет его снова и снова. Таким образом, возникают устойчивые связи между нейронами головного мозга, и повторяемые действия становятся автоматизмами. Их осуществление происходит уже без участия волевых процессов, поэтому привычки так сложно искоренить».

Какие дурные привычки бывают у детей

Совсем малыши (до трех лет) чаще всего сосут пальцы или соски. Детишки постарше любят грызть ногти (или ручки, карандаши), ковыряться в носу, накручивать на палец пряди волос. Более серьезные психологические отклонения, которые родители зачастую также считают вредными привычками, — это раскачивания или хождение кругами.

«Важно понимать, что любое поведенческое "застревание" у ребенка является тревожным симптомом и свидетельствует либо о невротическом расстройстве разной степени тяжести, либо о психическом нарушении, — говорит Александрина Григорьева. — Поэтому появление у ребенка любых нежелательных привычек должно вызывать, в первую очередь, не стремление с ними бороться, а вопросы, чем это спровоцировано и на фоне чего оно возникло».

Привычка: сосать палец

Эта привычка подготовлена врожденными инстинктами. По словам Александрины Григорьевой, существует интересное медицинское исследование, в результате которого было установлено, что у некоторых малышей привычка сосать палец появляется еще в утробе матери. Они делают это всякий раз, если мама испытывает стресс, находится в плохом настроении. Отрицательные эмоции мамы передаются и будущему малышу. Сосание пальца — защитная реакция, способ самоуспокоения. Поскольку у младенцев потребность в сосании очень выражена и является методом достижения благоприятного эмоционального состояния, она закрепляется в те моменты, когда кроха испытывает выраженный дискомфорт. Что его вызывает? Недостаток внимания со стороны мамы, дефицит тактильного контакта, неудовлетворенные потребности в еде, резкие пугающие звуки и образы. В целом к году стремление у малыша сосать палец или соску должно пройти как свидетельство перехода на новый этап развития. Но если привычка сохраняется и любые попытки отучить от нее вызывает у крохи бурный протест, это означает, что его что-то беспокоит, тревожит. Задача мамы, понять, что в обстановке окружающей малыша не так, что заставляет кроху по-прежнему искать успокоение в сосании.

Привычки: шмыгать носом, часто моргать, покашливать.

Такие привычки формируются на основе рефлекторных действий, закрепляясь и продолжая их. Например, после насморка у ребенка может появиться привычка шмыгать носом, после перенесенного коньюктивита — часто моргать глазами, после кашля — легко покашливать. «Таких видов поведения может быть очень много, и все они также признаки детского невроза, — говорит Александрина Григорьева. — В подобных случаях родители даже не всегда могут это распознать, ошибочно полагая, что это просто отголоски перенесенного соматического заболевания. На самом же деле — признаки перегруженной нервной системы, которая, не справившись с нагрузкой, запустила патологические механизмы самоуспокоения». Не случайна и распространенная привычка грызть ногти. Это также признак внутреннего беспокойства и тревоги. И сам симптом является способом преодоления этого напряжения.

Повторяющиеся действия

Тревожными сигналами являются повторяющиеся действия: раскачивания, стереотипные движения руками, хождение по кругу, прыгание. Если они возникают в возрасте 2,5-3 лет, то часто являются симптомами расстройства аутического спектра, свидетельствуя о сложном психическом нарушении. В случае обнаружения дополнительных признаков — отсутствие потребности в коммуникации, задержка в развитии речи, стремление раскладывать, перебирать предметы — необходимо обратиться к специалистам за коррекционной помощью.

Дурные привычки: как справиться

Как мы уже выяснили, в основе вредных привычек у детей лежит недостаток эмоционального тепла и телесной близости, дефицит внимания к потребностям ребенка, сложности адаптации в социуме, перегрузка и переутомление, хронические стрессы, как внутри семьи, так и в социальном окружении (школа, детский сад).

«Любая вредная привычка является негативным признаком, который свидетельствует о наличии у ребенка невроза в той или иной степени, — говорит Александрина Григорьева. — Попытки запрещать стереотипные действия, пытаясь их остановить, — «не грызи ногти», не ковыряй в носу», «отдай соску» и т.д. — ни к чему не ведут. Любой запрет — это еще большая фиксация на симптоме, которая приводит к его усугублению. Запрет и наказание лишь усиливают проблему. Как же помочь ребенку избавиться от дурной привычки?

Нервная система и психика, склонная к неврозам, нуждается в укреплении и поддержке. Здесь в помощь малышу будет правильный режим дня, водные процедуры, массаж, регулярные прогулки, снижение учебной нагрузки. Большое значение имеет и правильное сбалансированное питание. В детском меню должно быть достаточно продуктов, богатых витаминами группы В. Хорошей пищевой добавкой, укрепляющей хрупкую нервную систему детей, является рыбий жир».

Уделяйте внимание двигательной активности — занятиям спортом, фитнесом, физкульт-минутки во время выполнения уроков.

Создавайте положительный эмоциональный фон, поддерживайте и поощряйте ребенка. Формируйте семейные ритуалы, например, собирайтесь все вместе для совместного ужина, играйте, делитесь новостями и т.д.

Увлеките ребенка интересными играми, творчеством. Важно усилить тактильный контакт, например, заменить привычку поглаживанием, массажем, сенсорными играми (кинетический песок, пластилин, тесто и т.д.).

Исключите то, что дополнительно перегружает нервную систему, — планшет, компьютер, игровые гаджеты, длительный просмотр телевизора.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей.

Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Читайте также: Как оплатить детский сад через Интернет? Часть 1. Сбербанк Онлайн

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Кроме того, специалисты предлагают следующие меры для предупреждения нежелательного поведения у детей:

  • старайтесь подольше кормить ребёнка грудным молоком. Это полезно не только для детского иммунитета, но и для ощущения комфорта и безопасности;
  • осторожнее избавляйте малыша от соски, поскольку в дальнейшем он может выработать вредную привычку сосать палец, одеяло или волосы;
  • поддерживайте детскую гигиену, следите за тем, чтобы одежда не жала ребёнку в области паха;
  • избегайте чрезмерной строгости, которая у эмоциональных детей вызывает стресс и тревогу. Отсюда один шаг до появления «успокоительного» в виде патологического поведения.

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей – действенный способ их предупреждения. Чтобы они не стали неотъемлемой частью детской жизни, необходимо с вниманием и заботой относиться к ребёнку, следить за малейшими изменениями в его поведении, не бояться обращения за квалифицированной помощью.

Способы устранения вредных привычек

Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения. Однако не стоит бороться только с последствиями привычки, необходимо выявить и устранить её причину.

Читайте также: Адаптация детей в детском саду. Часть вторая

Например, если малыш сосёт пальчик из-за отсутствия внимания, нужно с лихвой восполнить его дефицит. Чем больше вы будете играть с ребёнком, гулять и заниматься с ним, тем меньше времени останется для формирования вредной привычки.

1. Привычка грызть ногти

По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Если вы не можете своими силами установить причину возникновения стресса, обратитесь к специалисту. Скорее всего, он также посоветует занять ребёнка рисованием, лепкой, складыванием пазлов, то есть задействовать детские пальчики в двигательном процессе.

Детей постарше, особенно девочек, можно приучить на своём примере ухаживать за ногтями, вовремя состригать и следить за их чистотой. Приобретите для ребёнка маникюрный набор, специально разработанный для дошколят и младших школьников.


2. Сосание пальцев

Советы по искоренению этой вредной привычки во многом схожи с рекомендациями к предыдущей проблеме. Однако сосут пальчики чаще маленькие дети (обычно до двух-трёх лет). Кроме того, сосание пальцев (одежды или постельного белья) может быть и своеобразным снотворным.

Если малыш перед сном тащит кулачок в рот, старайтесь успокаивать его нервную систему заранее: исключите за час-два до засыпания активные игры, покупайте кроху, сделайте ему расслабляющий массаж, почитайте сказки. Не нужно хватать детей за руку, бить по пальцам – этим вы только усугубите проблему.

Фотобанк Лори

Все малыши, к сожалению, рано или поздно обзаводятся дурными привычками - вспомни себя в их возрасте! Это может быть что угодно - от невинного ковыряния в носу или сосания пальца до злостных капризов или, в более старшем возрасте, - о ужас, .

Главная причина возникновения дурных привычек - детский инстинкт подражания. Поэтому тщательно, тщательно следи за собой и призывай к тому же всех родственников. Если твой муж постоянно ковыряется в носу или чешет в затылке, не будет ничего странного в том, что обожающий папу отпрыск будет делать то же самое. А если ты запираешься в туалете с номером Cosmo, то рано или поздно обнаружишь дочь на горшке с «Тремя поросятами».

Главное правило в таких случаях - не наказывать ребенка за то, что ты делаешь сама! Это вызывает в его чуткой душе боль от несправедливости, а особенно сильные характером и упрямые детки будут продолжать «грешить» тебе назло. Объясни ребенку, что то, что он делает, нехорошо, но так же нехорошо и то, что то же самое делаешь ты. Предложи ему: «Давай бороться вместе? Если ты заметишь, что я ковыряюсь в носу, скажи мне об этом, а я скажу тебе, если ты вдруг нечаянно забудешь, что ковыряться некрасиво».

К сожалению или счастью, ребенок берет пример не только с родителей. Если ты заметила, что ребенок «притащил» какую-то дурную привычку из садика или школы, объясни ему, что такой пример брать не следует. Аргументы: «Ни я, ни папа, ни брат так не делаем!», «Твой любимый мультипликационный герой никогда не подбирает мусор на улице!».

Кстати о мультгероях: тщательно выбирай примеры для подражания в искусстве. Герои книжек, фильмов, мультяшные персонажи могут сильно помочь тебе в воспитании ребенка, если ты следишь за тем, что он смотрит и читает, и навредить, если он читает и смотрит все без разбора, потому что с ним никто не занимается. То же относится и к интернету: следи за тем, какие сайты посещает ребенок, и установи режим пользования компьютером, ибо игромания - тоже вредная привычка.

Даже если уговоры помогают плохо, не спеши переходить к карательным мерам, кричать и наказывать ребенка: иногда у его упрямства, капризов есть психологические причины. Если малыш не просится на горшок, в пять лет продолжает сосать пальчик или «патологически» лжив, отведи его к психологу: возможно, эти привычки помогают хрупкому чаду спасаться от страхов, окружающих его в мире, или позволяют создать иллюзию, жизнь в сказке.

Много сказано о том, что надо отличать ложь от фантазии. Если ребенок без всяких корыстных помыслов часто придумывает истории и выдает их за реальность, он просто творческая личность. Поощряй его: «Давай напишем книжку! Это ведь сказка, так почему бы тебе не рассказать ее сестренке?». Ты должна дать понять сыну или дочке, что ты не поддаешься на обман, но в то же время считаешь его творчество достойным уважения.

Очень плохо, если родители наказывают ребенка за творческие порывы или излишнюю подвижность: не шлепай малыша, если он разрисовал обои или несколько раз подряд подпрыгнул на новом диване. Лучше запиши его в , купи мольберт и рулон бумаги, занимайся с ним спортом. Если ребенок ломает дорогие игрушки, возможно, он склонен к технике - не покупай ему коллекционные машинки, замени их на пару наборов конструктора.

Если ребенок часто отбирает у других детей игрушки или даже ворует их, это, безусловно, дурная привычка, и она требует решительных мер. Но задай себе вопрос: а может ли быть, что ты обделяешь ребенка в том, чего ему хочется? Зачастую увлеченные развивающими играми родители так панически боятся Барби, что кончается дело тем, что дочка эту самую Барби крадет. Принципы, конечно, дело серьезное, но каждый ребенок индивидуален, и иногда его воспитание требует внесения корректив в соответствующий принцип. Кстати, детская клептомания, как и мания мелких краж у взрослых, может быть признаком депрессии , тревожности и других психических расстройств. Так что если ты заметила, что твой отпрыск крадет ненужные ему вещи и то, что у него и так есть, запишись к психологу.

Капризы маленьких детей - не вредная привычка, а попытка «определить границы» родительской приемлемости и терпения. Если ты считаешь, что конфет ребенку давать нельзя ни в коем случае, не поддавайся на его капризы: одна уступка создает у ребенка ощущение, что граница расширена на еще один шаг. Однако и жестко реагировать - бить ребенка, кричать на него - не следует. Правильная позиция с «определителем границ» - доброжелательная, но жесткая. Границы определяет не ребенок, а ты, с учетом его справедливых требований. Не забывай, что ты отвечаешь за ребенка и обязана, в его интересах, запрещать ему то, что ему вредно.

Тут как раз и возникает вопрос о мастурбации. Ранее эта привычка считалась безусловно вредной и греховной. Современные сексологи, напротив, находят ее нормальной стадией развития детской сексуальности. Если ты обнаружила, что ребенок занимается «этим» (а это может случиться раньше, чем ты думаешь - даже в дошкольном и младшем школьном возрасте!), не спеши ругать и наказывать ребенка: страх в связке с сексом легко приводит к тяжелому неврозу.

Дай ребенку понять, что то, что он делает, нормально, но не подлежит огласке и демонстрации, подобно другим физиологическим отправлениям. «Все писают, но никто не писает на виду у других, правда? Вот это тоже иногда делают, но об этом никто не должен знать». Таким образом, ребенок поймет, что его привычка условно приемлема, она не влечет наказания, но афишировать ее, говорить о ней на людях не следует. И никто не отменял, разумеется, рецепта наших бабушек: регулярная гигиена и занятия спортом не заставят темпераментного ребенка отказаться от мастурбации, но у нее не будет сил и желания злоупотреблять ею.

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ ( нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, высокого ).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго. При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

Эксперты не рекомендуют запрещать исследовать тело, ругать или насмехаться над ребёнком. Важно переключить детский интерес на что-то другое. Если вы заполните досуг малыша, ему не будет скучно, следовательно, говорить о мастурбации не придётся.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.