Воспитание этнической культуры школьников средствами литературы. Методическая разработка на тему: Актуальность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста

Брак и семья

1.В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства .Важным компонентом этнокультурного воспитания выступает этнокультурное воспитание в семье. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного этнокультурного воспитания ребенка и развития его творческих способностей. Содержание этнокультурного воспитания ориентирует развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым относятся гражданская (общенациональная) принадлежность, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует обычно целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ остального мира. Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия - природного мира. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Основные задачи этнокультурного воспитания:



Воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

Формирование многоязычного индивида: подготовка патриотических граждан. Реализация тем самым модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к другим нациям. Так же целью является развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, вероисповеданий, воспитание чувства интернационализма. Для педагогики проблема этнокультурного воспитания не является новой. В разное время к ней обращались такие исследователи, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, рассматривающие этнокультурное воспитание как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. К вопросам национального образования обращались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков и др. К теме воспитания этнокультурной идентичности обращаются многие педагоги и исследователи, но в каждом таком исследовании обычно внимание обращается только на одну сторону, например, в работе Барковой А.М. рассмотрен фольклор в качестве основного инструмента. Эффективность этнокультурного воспитания младших школьников с помощью фольклора обеспечивается специально организованными психолого-педагогическими условиями, направленными на освоение системы национально-культурных ценностей, развитие национального самосознания и творческой активности и самореализации в поликультурном пространстве современного общества. В качестве таких условий определены: ориентация на структурно-содержательную характеристику этнокультурного воспитания, интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, усвоение национальных идеалов и норм поведения и преодоление стереотипного восприятия этнокультурных образов, использование в качестве содержания занятий произведений русского народного творчества, использование наглядность народных игр, основанных на принципах единства сознания и деятельности, единства эмоционального и психофизического начала. Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства. Цель такова - правильное и здоровое этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность народных ценностей. Суть решения этих проблем состоит в следующем. В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура каждого народа является особой; что эта истина складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития человечества.. Так же для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную соотносимость, принципиальную возможность сравнения с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать общее основание для сравнения содержания разных культур. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного, фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Результативность процесса этнокультурного воспитания младших школьников определяется через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), которые выявляются в соответствии с выделенными критериями и показателями, отражающими изменения в познавательной, ценностной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности. В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведомлённость - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа; интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентации, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе);

1. положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность); 2.Коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности); 3.Креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации); 4.Оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры), способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами). Ключевым моментом оценки успешности развития младшего школьника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания. Опыт многих педагогов позволяет нам определить ряд значимых положений:

 смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;

 в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

 важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

 необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

 важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у школьников;

 этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;

 в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Уровень социальной компетентности младших школьников оказывается под воздействием этнокультурного фактора. Это подтверждается тем, что у школьников, проживающих в этнокультурных условиях своего народа, реже встречается самый низкий уровень сформированности социальной компетентности, в то время, как низкий уровень чаще отмечается в выборке детей, менее подверженных этнокультурным методам воспитания. В проявлениях адекватного уровня различий в выборках школьников, проживающих как в условиях монокультурного, так и поликультурного сообщества не обнаружено. Следует отметить, что высокий уровень социальной компетентности чаще отмечается среди школьников, проживающих в условиях относительно монокультурных сообществ. Однако это связано со сформированностью социальной компетентности применительно к конкретным этнокультурным условиям. Влияние этнокультурного фактора отмечается в показателях межличностной толерантности у детей. Чем больше контактов осуществляется детьми на уровне межнационального общения, тем выше показатели толерантности (особенно межэтнической) и ниже уровень конфликтности. Подходы в этнокультурном воспитании: личностно-ориентированный, деятельностно-творческий, индивидуальный, дифференцированный. Этапы этнокультурного воспитания: подготовительный, развивающий интерес детей к фольклорной художественно-творческой деятельности

активного освоения и изучения регионального фольклора, формирующий этнокультурные ценностные ориентации. Ожидаемые результаты этнокультурного воспитания младшего школьника на период окончания им начальной школы: Становление личности с ответственным отношением к родному языку, знающему его основы, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Расширение кругозора, повышение познавательных интересов, творческого и интеллектуального потенциала.Создание этнокультурной среды. Рост эстетической культуры, навыков и умений в различных видах искусства. Повышение национального самосознания обучающихся, признание национально – культурной идентичности. Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий.

Этнокультурное воспитание - чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует полноценной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не просто определенную совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, но и через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа. Этнокультурное воспитание создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов. Итогом реализации такого воспитания является целостное мировосприятие и освоенная система ценностных ориентиров.

Этнопедагогика - это наука, сложившаяся как отрасль педагогических исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания, современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценностей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного отношения к родной земле, природе, семье, матери и материнству, к своему народу, педагогические условия развития интереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира. Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая выявлять и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детского и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.). Важное место занимают этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специальных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств). Фольклористика - занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает «народная мудрость»). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благодаря фольклористам были спасены от забвения тысячи памятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобытных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания собранных в них материалов. Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет «банк данных» теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе выявлять его сущностные черты и общие закономерности.

Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.

Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, мутации, благодаря отбору настоящего ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Что нельзя сказать о системе общего образования подвергающейся частому изменению. Поэтому культура народа - это вечный источник обновления и ориентир в воспитании.

Этнокультурное воспитание можно трактовать двояко:

  • · во-первых, как исторически сложившуюся и развивающуюся деятельность этноса по созданию и развитию своей культуры (собственных праздников, обычаев, обрядов, самобытных произведений народного художественного творчества), воплощающей этническое самосознание, этнические стереотипы и характер народа;
  • · во-вторых, как деятельность различных социально-культурных институтов, государственных и негосударственных структур, направленную на изучение, сохранение, развитие традиционной народной культуры и трансляцию ее произведений и ценностей в современное социокультурное пространство.

Этнокультурное воспитание устраняет противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств, с другой стороны и предопределяет адаптацию этнических групп друг к другу; культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

В последние годы обращение к идее этнокультурного воспитания как способу обновления содержания воспитательной деятельности обретает особую значимость. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Руководитель этнокультурного центра - это специалист широкого профиля, область профессиональной деятельности которого связана с социально-культурной сферой, разработкой и реализацией региональной национально-культурной политики, сохранением и развитием традиционной народной культуры. Особенностью педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра является то, что он работает с уникальным материалом, где присутствуют не только художественное начало, но и выработанная веками система народной педагогики. Важной составляющей педагогической деятельности руководителя этнокультурного центра являются его профессиональные и личные качества: стратегическое видение, высокая духовность и профессиональное чутье. Педагогические ценности руководителя этнокультурного центра имеют общие для многих профессий черты, но все же они связанны с особенностью народной культурой общения, воспитания, сохранения, передачи и развития накопленного опыта новым поколениям.

Вывод по первой главе, в которой мы провели ознакомление с теоретической частью нашего исследования, можно сделать такой: что - возрождение традиций народной художественной культуры сегодня - это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Важная составляющая любой культуры - те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе наиболее значимыми, предстают как добродетели. Издревле в традициях многих народов, ценились доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, не стяжательство (приоритет духовных ценностей над материальными) и т.д. Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко воплощенных в традициях нашей народной художественной культуры, грозит российскому обществу духовной деградацией. Особенностью педагогических ценностей руководителя этнокультурного центра является то, что он работает с уникальным материалом, где присутствуют не только художественное начало, но и выработанная веками система народной педагогики. Поэтому, в дальнейшем своем исследовании, мы будем делать акцент на добродетельные качества чувашского народа, его ценности и приоритеты, культура этновоспитания которого базируется на сохранении семейственных традициях.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


этнокультурное воспитание школьников

Овчаренко Н.Е.

Успехи человечества зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако современное мышление еще настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как - то, что заключено в нём самом.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле.

Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных целей профессиональной деятельности педагога, каждое занятие должно быть нацелено на изучения прошлого, настоящего и нахождение точек культурного развития нации.

– развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях русской культуры;
– формирование воспитательной системы на основе культурных традиций русского народа и становления гражданского сознания; национального «культуротворчества», способствующего:

– участию обучающихся в социально-значимой деятельности;
– интеграции этнокультурных эффектов, получаемых в процессе дополнительного образования личности в социуме;
– взаимодействию с социокультуными учреждениями села;
– фокусированию всей образовательной деятельности в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях русской народной культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и семье.

Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, но и получением эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека только тогда, когда расширяется круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине.

Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность ориентироваться на личность ребенка. Однако много возникает вопросов, чтобы учащиеся материал о народной культуре не воспринимали как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе, обществу и к себе?

Сейчас многие находятся в поиске системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры учащихся, включающей бесценный опыт народных традиций. Я в настоящее время пришел к выводу, что к таким методическим подходам следовало бы отнести:

· изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

· систематическое, целенаправленное обращение к содержанию местных народных традиций;

· раскрытие содержания нравственных понятий через народные традиции, для понимания учащимися экологических ценностей своего народа;

· индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность.

Русская культура природосообразна по своей сущности, соответствует экологическим принципам и законам, гуманистична, патриотична, обладает высоким воспитательным потенциалом.

Высокая духовность, активная гражданственная позиция, патриотические чувства нынешнего молодого поколения будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением России, преодолением её нынешних бед и невзгод. Все это возможно лишь в том случае, если наши люди будут помнить и чтить лучшие традиции прошлого, передавая их будущим поколениям.

Работа построена на воспитание следующих принципов:

Принцип «Чти свои корни» - земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет. Помни, как относились твои предки к земле, природе. Знай традиции и историю своего края.

Принцип « Люби свой край ». Изучайте и любите историю и природу своего края.

Принцип любви, заботы и радости - лучшее в жизни нематериальное.

Принцип единства – все мы являемся частью общества и частью природы.

Принцип смирения – мы представляем собой человека как ценный, однако не более важный, чем другие виды. Живые существа, включая человека, имеют свою значимостью.

Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с обществом и природой.

Принцип « Непосредственный опыт лучший учитель» - чтобы любить и понимать самого себя, общество и природу, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие традиций родного края, взаимоотношений в обществе и природе, компонентов природы.

Комплекс мероприятий позволяет решить сложнейшую задачу синтеза логического и образного познания. Это достигается путем применения нестандартных форм получения теоретических знаний в тесной взаимосвязи с практической работой. Активное познание достигается благодаря большой самостоятельной работе учащихся в исследовании состояния окружающей среды и социальной сферы. Основная задача, которых заключается в том, что на естественных объектах показываются взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Это дает реальную и достоверную информацию о состоянии природных и антропогенных систем, что подвигает учащихся принять посильные практические меры по устранению недостатков, развернуть пропагандистскую работу среди населения.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа открывает путь к сердцу школьника.

Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, вернее начали возрождаться. Когда мы захотели возродить эти традиции, мало кто имел правильное представление о колядках и щедровках. Посредством детей мы записали несколько колядок и щедровок, узнали, как и зачем совершались они. Поэтому сейчас у нас совершаются эти старинные крестьянские обряды - хождение по домам с поздравлениями и песнями.

Уже стал традиционным праздник «Жаворонка», когда дети с печеными жаворонками выходят закликать жаворонков и весну, играют в те игры, в которые играли их предки, поют те песни, которые пели раньше во время этого праздника.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал необходимо широко использовать в обучении и воспитании учащихся. В современных условиях это особенно важно, когда обоснованно, а зачастую и необоснованно наш русский язык засоряется иностранными словами.

Элементы русского народного творчества я часто использую и на занятиях. Ведь как можно лучше изучить тему, об охране почвы, не вспомнив отношение к ней наших предков. При изучении темы охрана растений и животных включить материал об отношении наших предков к сбору растений, к охоте, их бережному и обоснованному использованию растений и животных. При изучении загрязнение и охрана вод существует необходимость напомнить, что отношение наших предков к воде, к родникам было особенное. Ведь вода считалась даром природы, осквернив родник, человек терял всякое уважение к себе. Использование при этом различных поверий, сказаний придает особенный смысл. Это не занимает много времени, но помогает дополнить и расширить основной материал. Данный прием позволяет и развитию чувства ребёнка. На уроке создается атмосфера творческого поиска, высокого эмоционального тонуса. Это не самоцель, не украшение, а необходимое условие получения знаний, которые становятся убеждениями.

Традиционными стали мероприятия, где в совокупности встречаются и элементы современности, и элементы прошлого. Так совсем недавно прошло воспитательное мероприятие, которое называлось « Это моя земля». При проведении использовался краеведческий материал, собранный учащимися, об отношении наших предков к земле, к хлебу. На данное мероприятие были приглашены люди имеющие отношение к земле, к хлебу. Это бабушки, дедушки и родители учащихся. Поднимались вопросы отношения наших предков к земле, как они ее ценили и дорожили ней, почему люди всегда говорили: «Земля матушка, хлеб батюшка».

Рассмотрели, как и чем, наши предки обрабатывали землю, какие поверья были связаны с этим. Рассказ учащихся был дополнен бабушками и дедушками. Учащиеся познакомились с рецептами выпечки хлеба раньше не только теоретически, но и попробовав на вкус.

Мероприятие было закончено словами: «У каждого из нас, помимо огромной земли, являющейся для всех общей родиной, где на ее просторах должен быть, пускай небольшой кусочек или краешек, который был бы тебе и ближе, и роднее, и понятнее других, то есть тот милый, любимый уголок земли, к которому ты прирос, прикипел сердцем, душой своей. Как в крохотной капельке утренней росы на травяном листочке могут отразиться и земля и небо, и солнце, и все, что на этой земле и на этом небе, так и в жизни наших земляков можно увидеть всю Россию.

Это счастье жить на своей земле, радоваться жизнью, радоваться каждому солнечному дню, каждому дуновению ветерка, каждой капельке дождя.

Так будем же чтить, и помнить нашу родную землю, которая хранила, согревала и кормила наших предков, которая хранит, согревает и кормит нас, которая будет хранить, согревать и кормить наших потомков.

Нужно жить так, что бы каждый из нас мог сказать: «Это моя земля». Это мероприятие явилось большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость.

Носитель русской культуры – русский народ, в течение многих веков формировался как народ- патриот – талантливый, смелый, добрый, гостеприимный, соборный (общинный), многотерпеливый, высоконравственный.

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, что является основой, средством, условием существования человека. Цель наша будет достигнута, если ребенок поймет, что для мудрого человека, рачительного хозяина, который берет у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа – союзник. В этом контексте ведется природоохранная практическая работа школьников по различным направлениям:

Экологические рейды по защите и улучшению природной среды (очистка родников, рейды по охране редких растений, первоцветов и др);

Выступления с экологическими агитбригадами, устными журналами по выявленным недостаткам и профилактике экологических нарушений, пропаганде красоты и неповторимости родного края, перед жителями села, работниками производственных подразделений, учащимися школы;

Выпуск стенгазет, бюллетеней, съемки видеофильмов о красоте родного края и его экологических проблемах.

В одной из творческих работ детского коллектива - фильме « Мой край родной», который начинается с легенды о символе Вейделевского района – воронце (пионе узколистном). Эта легенда рассказывает о русских воинах защищавших родную землю, мы видим степи и холмы нашего края. Далее фильм переносит нас к лесу и идущей девушке, в исполнении которой звучит песня о России. Девушка наклоняется и на воду пускает венок из цветов – символ красоты, жизни и надежд. И вот мы видим бегущую маленькую девочку по нескончаемой проселочной дороге под слова песни «С чего начинается Родина?», а затем нас фильм приводит к роднику – символу родины, символу чистоты души. И вот на фоне голубого неба мы видим сначала купол, а затем и храм. На нас смотрят лики святых, как - бы призывая нас сохранить свой родник, свой род, свою родину, свою веру в добро.

Я, уверен только, сохраняя народную культуру, свой язык мы сохранимся как великий народ, сохраним родину, сохраним язык. К.Г. Паустовский говорил: « …есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. …Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство».

Этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

На основе проведенного анализа исследований по интересующей нас проблеме, изученной литературы, мы определяем, что этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

Этнокультурное воспитание, развиваясь в рамках психолого-педагогических и социальных концепций, рассматривается нами как целенаправленный процесс в условиях образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей. В основе данного процесса лежит освоение дошкольниками образовательной программы, основанной на региональных традициях. Основными задачами этнокультурного обучения и воспитания мы определяем:



– создание особой образовательной среды (отличной от обычной);– формирование общей культуры личности;

– приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности;

– развитие музыкальных и художественных способностей;

– совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных развлечений, в повседневном труде.



Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ. Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений – к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

Воспитательные традиции существуют на протяжении более двух веков. За столь продолжительное время сформировалась устойчивая система воспитания, организуемая в соответствии с необходимостью усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, наследованием и преемственностью заветов предков, традиций и обычаев. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных воззрений, регламентировали выбор форм и методов воспитания. Обычаи предоставляли конкретные образцы поведения, формировали социально значимые качества, такие как дисциплинированность, ответственность, честность, стремление к самореализации и самоутверждению в общественно-полезной и трудовой деятельности. Обряды, в свою очередь, выступали как элементы проявления традиций и обычаев, связанных с социальной практикой закрепления нравственных норм, категорий зла и добра, справедливости и несправедливости, понятия долга и чести.

Происходившие преобразования древнего общества модифицировали устаревшие традиции, вводя в практику воспитания новое, прогрессивное. В этих условиях трансформации особую значимость начинают приобретать выдвижение в центр проблем народной педагогики, отдельно взятой личности, поиск методов и форм развития таких нравственных и социально значимых качеств, как доброта, отзывчивость, чистосердечность, ответственность, человеколюбие и др. Исходным пунктом педагогической мысли являлось осознание противоречия между новыми потребностями времени и состоянием людей, вышедших из первобытного общества. В этих условиях передовые мыслители и педагоги взяли на себя задачу сделать этот процесс управляемым в соответствии с новыми идеологическими и нравственными установками проводимой культурной политики.

Несомненным являлось влияние гуманистических традиций народной жизни, обрядов. Противопоставляя мудрость, духовность, ценностные позиции, выраженные в фольклоре, во всем укладе народной жизни и обрядах, просветители проводили идею об обязательной свободе личности, равенстве всех людей, их инициативности и самодеятельности, творческой самореализации в практической деятельности, независимо от их происхождения. Так, Иван Федоров и Петр Мстиславец писали: «Всем равно даны солнце, луна, звезды, земля. Равно сияет солнце на всех, так же и дождит. И всякие блага достаются всем… и плоды земные» . Согласно позиции И. Пересветова к определению основ патриотического воспитания, только свободная личность способна стать защитником своего Отечества: «Порабощенный человек срама не боится, а чести себе не добывает» . Выбираемые способы воспитания и обучения были направлены на удовлетворение потребности языческих верхов и религиозно культовые потребности появляющихся христианских общин. В летописи мы находим свидетельства тому, что Владимир создал школу для детей – «нарочитой чади» – придворной знати, бояр, дружинников, городской аристократии. Именно этой знати нужно было «книжное учение» для осуществления внутренней и внешней политики развивающегося феодального государства. Дворцовая школа «книжного учения» была государственным заведением господствующего класса феодалов. В этих условиях народная педагогика, выраженная в поэтических формулах и бытовой обрядности, выступала средством выражения важных истин, регулирующих общение с окружающими, гуманизацию межличностных отношений .

Реализация культурной политики в древнерусском государстве требовала переосмысления роли образования в укреплении государственной власти. Проводимые в жизнь преобразования морального характера через призму воспитания и образования были основаны на опыте предшествующих поколений, соблюдении сложившихся традиций, примере старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в ее формировании, определении средств и способов воспитания нравственного поведения подрастающего поколения. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха значительное место отводится приучению молодых людей к соблюдению общечеловеческих норм, которые он считает ориентирами личного и общественного поведения подрастающего поколения в обществе: повиновение старшим, уважение равных себе и младших, верность данному слову, предоставление защиты слабым, умение подавлять гнев и творить добро, проявление сочувствия чужому горю, отрицание лености. Соблюдение молодым поколением перечисленных нравственных правил является критерием достижения истинной воспитанности .

В «Наставлении о детях» князя владимирского Константина также предпринята попытка выделить круг нравственных качеств, которые должны составлять основу воспитания детей: быть способными на добрые дела, воздерживаться от гнева, ярости, неоправданных желаний, не слушать наветов льстецов, которые думают только о своем благополучии. Средством формирования нравственности подрастающего поколения, по его мнению, выступает опыт, фактором успешности развития нравственных качеств является следование обычаям и традициям .

Одним из приоритетных направлений культурной политики современности также является сохранение культурной преемственности, охрана объектов культурного наследия народов России, возрождение традиционной культуры российской провинции. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели и стиля управления Концепции художественного образования в РФ, Концепции этнокультурного образования, разработанной авторским коллективом под руководством Т.И. Баклановой. Проект носит универсальный характер и может быть внедрен на уровне региональных и муниципальных органов управления культурой и образованием, по делам семьи, молодежи, в различных типах образовательных и культурно-досуговых учреждениях – дошкольных учреждениях, учебно-воспитательных комплексах (УВК), общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, национальных школах, инновационных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях с этнокультурным (национальным) компонентом, в системе профильного обучения, в культурно-образовательных центрах (КОЦ), библиотеках, клубных учреждениях, центрах народной культуры и центрах досуга, любительских объединениях, клубах по интересам. В реализации проекта могут участвовать различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами детей и подростков. Целью проекта является развитие целостной системы этнокультурного воспитания регионального уровня. Для достижения поставленной цели в рамках проекта выделен комплекс основных задач:

– разработка нормативов и создание механизмов финансового, материально- технического и иного ресурсного обеспечения системы этнокультурного воспитания;

– расширение состава субъектов этнокультурного воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия социальных партнеров образовательных и культурно-досуговых учреждений;

– создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере этнокультурного воспитания, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения;

– привлечение ресурсов этнокультурного воспитания в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

– оказание помощи семье в этнокультурном воспитании детей и подростков, развитие этнокультурного и психолого-педагогического просвещения родителей.

Субъектами этнокультурного воспитания выступают: дети, подростки, их родители, администрация, педагоги, методисты, штатные и нештатные сотрудники образовательных и культурно-досуговых учреждений.

При разработке и реализации социально-культурного проекта мы исходили из того, что процесс воспитания учащихся на основе традиций народной культуры подчиняется общим педагогическим закономерностям и основывается на соблюдении следующих принципов: принцип гуманистической направленности; комплексного подхода к организации этнокультурного воспитания; преемственности, систематичности и последовательности; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; эффективности социального взаимодействия; мотивации деятельности детей и подростков. Проект включает четыре программы.