Беседы с детьми в начальной школе темы. Этические беседы в начальной школе

Причёстки

Чурепкина Валентина Петровна
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»

Цель:

формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

Задачи:

познакомить учащихся со словами утешения;

воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

научить разделять радости и печали других;

обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал: толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (Ответы детей)

Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

Легко ли вы находите слова для утешения?

Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

Педагог:

В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание: Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.

Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»

Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопрос:

1. Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка

Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон

Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка

Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.

Вопрос: Какие слова выделены? Почему?

Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку!»

Педагог:

А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску):

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!

Разделы: Внеклассная работа

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начиная с 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьник будет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразных явлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию, последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок. Надеюсь, что данные методические рекомендации могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам воспитательных, внеклассных работ, студентам при проведении этических бесед.

Данная разработка посвящена Дню героев Отечества. Беседа о героях- детях нашего времени, которые ценой своей жизни спасали жизни других. Разработка воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм детей. Разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей ГПД.

В настоящее время в современной школе большое внимание должно уделяться нравственно-патриотическому воспитанию школьников, так как материальные ценности у них доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задача учителя - сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление. Данное мероприятие посвящено Дню героев Отечества. Задачи беседы: сформировать представление о Дне Героя Отечества, его истории; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, героизм народа; знать и чтить память героев страны. В ходе беседы названы имена героев России, вошедшие в историю. Мероприятие призывает помнить и чтить бессмертный подвиг тех, кто не жалея своей жизни выступал в защиту Родины.

Целевая аудитория: для 5 класса

Классный час «Будьте добрыми, человечными» воспитывает у детей уважение и любовь к окружающим их людям, стимулирует стремление к самовоспитанию, а также способствует развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Беседа учит их быть добрыми, милосердными, умеющими протянуть руку помощи тем людям, которые в ней нуждаются. Разработкой могут воспользоваться классные руководители, работающие с детьми среднего школьного возраста.

Целевая аудитория: для 5 класса

Беседу «Красная книга. Животные» могут использовать воспитатели ГПД и классные руководители для бесед с детьми любого возраста. Экологическая тема в наше время очень актуальна, т.к. многие животные находятся на грани вымирания. В беседе рассказывается о 15 животных, которые более подвержены исчезновению и позволяет расширить знания обучающихся о них. Беседа формирует нравственное отношение к окружающей среде, стремление беречь природу, любовь и уважение к миру животных. В ходе беседы учитель воспитывает чувство долга и ответственности за сохранение природных богатств.

Целевая аудитория: для 5 класса

В наше время когда нацизм начинает возрождаться во многих странах наиболее остро стоит вопрос памяти. .Молодое поколение должно знать и помнить все ужасы фашизма. Это не должно повториться никогда. Это презентация составлена для учащихся с 5 по 11 классы.

Целевая аудитория: для 9 класса

Беседа для воспитателей ГПД, а также для классных руководителей младших и средних классов. Презентация может пригодиться учителям начальных классов на уроке окружающего мира по теме " Что мы знаем о птицах" в 1 классе.Беседа развивает познавательный интерес. В ходе беседы учитель рассказывает учащимся о птицах, живущих в наших краях и о птицах, живущих в других странах.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация из серии этические диалоги "Сказка - ложь, да в ней намёк" (о трудолюбии для 6 класса), Данная презентация помогает средствами фольклора провести коррекцию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Беседуя с ребёнком на примере героев сказки задеваются вопросы ответственного отношения к труду и к трудовым обязанностям.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация может быть использована для проведения беседы, направленной на помощь при подготовке к экзаменам. Будет полезна для старшеклассников.В ней можно найти ответы на вопросы: "Какие же продукты полезнее перед экзаменами?", "Как питаться во время подготовки к экзаменам?"

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc