Перспективное планирование духовно нравственному воспитанию. Перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию детей «Мир — прекрасное творенье»

Здоровье

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

Занятия. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность.
Сентябрь.
«Стоит в поле теремок»

Цель : дать элементарные знания об архитектуре избы, материале, который пользовался для строительства.

- чтение сказки «Теремок»

Хоровод Т.Шутенко

«Строим дом»

Рассматривание инструментов: молоток, топор, пила.

- конструирование «Теремок»
«Ладушки, ладушки»

Цель : продолжать знакомить детей с потешками. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Вызвать желание слушать фольклорные произведения, самостоятельно их использовать.

- разучивание потешки «Кисонька-ласонька»

Чтение потешек, рассматривание иллюстраций

Лепка любимых героев потешек.

- внести в книжный уголок иллюстрации к потешкам

Предложить атрибуты для обыгрывания потешек

Октябрь.
«Без печи изба – не изба»

Цель : обогатить знания о жилище русского человека. Дать представление о предметах быта: печь, лавка, колыбель, ухват, чугунок, коромысло. Воспитывать интерес к истории своего народа.

- чтение сказки «Маша и медведь»

Д/и «Украсим избушку»

- д/и «Наведём в доме порядок».
Ноябрь
«Дрёма - дрёмушка»

Цель : познакомить детей с колыбельной песней. Объяснить её назначение, вызвать эмоциональный отклик, желание слушать, исполнять.

- рассматривание постельных принадлежностей

Разучивание колыбельной пени «Дрёма»

Обыгрывание убаюкивания куклы с пением колыбельной

- внести в музыкальный уголок;

записи колыбельных песен

«Наша Маша маленька, на ней сарафан аленький»

Цель : дать знание о русском национальном костюме, объяснить его назначение, показать отличие от современной одежды. Воспитывать уважение к труду русских мастериц.

- д/и «Оденем Алёнку»

Рисование «Укрась рубашку для Василька»

Опыт с тканью и бумагой

- с/р игра «Магазин одежды»
Январь
«В лесу родилась ёлочка»

Цель : дать представление о праздновании Нового года на Руси, расширить знания о народных приметах, традициях. Продолжать приобщать к народной культуре.

- рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний

Аппликация «Ёлочка красавица»

Разучивание заклички

«Ты Мороз»

- Внести атрибуты ряженья для использования в с/р играх
«Алёнушкины сказки»

Цель : продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать желание слушать, знать и самостоятельно рассказывать короткие знакомые произведения.

- чтение р. н. сказок

Лепка по сказке «Колобок»

Театрализованные игры на развитие пластики.

- внести в книжный уголок

иллюстрации к сказкам для рассматривания

Февраль
«Как у наших у ворот!»

Цель : обогатить знание детей о народных инструментах: ложки, колокольчик. Познакомить с материалом необходимым для их изготовления. Пробуждать интерес к народной музыке, желание её слушать, исполнять.

- д/и «На чём я играю»

Слушание записей русских народных мелодий

Х/ игра «Жмурки с колокольчиком»

ложки, колокольчик

«Здравствуй, Масленица!»

Цель : дать детям знания о традициях празднования Масленицы на Руси. Познакомить с произведениями русского фольклора, используемыми на масленичной неделе.

- экскурсия на кухню: наблюдение за приготовлением блинов

Пальчиковая игра «На блины»

Разучивание п/и «Летят-не летят»

Праздник Масленица

- внести в книжный уголок иллюстрации по теме «Масленица»
Март
«Дымковская ярмарка»

Цел ь: познакомить с народным промыслом, выделить особенности росписи: элементы, цветосочетание.

- рассматривание дымковских изделий

Роспись силуэтов дымковской игрушки

Чтение потешек

- внести в изо уголок для свободного рассматривания изделий дымковских мастеров
«Ладушки – ладушки, мы в гостях у Бабушки - Загадушки »

Цель : поддерживать интерес к устному народному творчеству. Продолжать знакомить с загадкой. Показать её отличие от потешки, сказки. Побуждать к практическому применению загадок детьми.

- д/и «Волшебный сундучок»

И/у «Доскажи загадку»

Разучивание загадок

- внести в книжный уголок

иллюстрации к загадкам

Апрель.
«Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем!»

Цель : дать знание о праздновании Пасхи на Руси. Обратить внимание на отличительные особенности этого праздника. Познакомить с характерными обрядами, приобщать к духовному наследию наших предков.

- роспись пасхального яйца

Игры с яйцами

Слушание колокольного звона

- внести в музыкальный уголок

колокольчики

Май
«Чудеса из сундучка»

Цель: формировать интерес к русскому народному искусству глиняной и деревянной игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушке, желание её самостоятельно создавать.

- рисование «Весёлые матрёшки»

Обыгрывание потешки

«Наш Козёл»

- внести глину в изо уголок

для самостоятельной деятельности

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной группы

Занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
Сентябрь
« Люди славы – славяне »

Цель: познакомить детей с первыми историческими фактами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме

Значение слов «славяне», «предки». Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.

- рассматривание карты, глобуса.

Чтения ст. « Поезжай за моря, океаны» М.Исаковского.

Рассматривание иллюстрации с изображением природы, городов и деревень.

- д /и « Моё Отечество ».

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Русь деревянная»

Цель: обогатить знания детей о жилище русского человека

(изба, терем), дать представление об устройстве русской избы (сени, горница, красный угол, бабий кут), дать представление о надворных постройках.

- слушание песни «Ах вы сени!»

Экспериментирование с деревом

Коллективное конструирование «Крестьянский двор».

Д/и «Построй избушку»

Д/у «Зачем и почему»

- рассматривание иллюстрации с изображением горницы, терема, сравнение с современными постройками.

Внести игрушечные инструменты

и предметы заместителя для с/р игры.

«В русской горнице»

Цель: продолжать знакомить детей с укладом жизни славян. Расширить представление о предметах быта русского человека, орудиях труда, их назначении.

- слушание песни «Прялица».

Разучивание загадок о предметах быта.

Разучивание колыбельной песни «Я качаю день и ночь»

Плетение «Половик для горницы»

Д/у «Сравни мебель»

-д/и «Украсим горницу»

Д/и «Что было раньше».

Просмотр журналов с интерьерами домов.

«Городецкие узоры».

Цель: на примере изделий декоративно-прикладного творчества воспитывать интерес к творчеству русского народа, продолжать знакомить с предметами городецкой росписи, дать представление об элементах: розан и купавка; дополнительной цветовой гаммой: белые «оживки».

- знакомство с изделиями городских мастеров.

Роспись силуэтов по мотивам городской росписи.

Д/и «Каждый предмет на своё место».

- внести в изоуголок изделия городских мастеров
Октябрь
«Секреты русской кухни».

Цель: познакомить детей с русскими традициями гостеприимства. Дать представление о традиционной русской кухне, подвести к пониманию того, что еда- результат нелегкого труда многих людей. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

- экскурсия на кухню.

Игра-конкурс «Кто больше знает о правилах поведения за столом».

Разучивание пословиц о хлебе.

Чтение рассказа «Пир горой» А. Толстой

Загадывание загадок о посуде, продуктах.

Д/и «Узнай на вкус».

Аппликация «Праздничная скатерть».

- с/р игра «У нас гости».

Д/и «Посуда».

Тестопластика «Каравай».

«Волшебный завиток».

Цель: продолжать знакомить детей с предметами хохломской росписи. Дать знания об элементах: «осочка», «капельки», «усики»; дополнительной цветовой гамме: зелёный, жёлтый. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

- рассматривание хохломских изделий (посуды).

Рисование «Рябина».

Д/и «Волшебные узоры».

Чтение стихотворения «О хохломе».

Рисование элементов узора.

- внести в изоуголок хохломских изделий
«Загадки»

Цель: продолжать знакомить детей с загадками как одним из жанров устного народного творчества. Упражнять в умении самостоятельно составлять. Расширять словарный запас; привлечь интерес к фольклору.

- разучивание загадок

Игр/упр «Придумай загадку»

Д/и «Рисунок-загадка».

- рисование иллюстраций к загадкам

Д/и «Умные загадки»

Ноябрь
«Какова пряха, такова и рубаха».

Цель: Расширять представления детей о русском народном костюме. Обогатить знания о роли орнамента в декоре одежды. Дать сведения о праздничной одежде русского народа, её назначении и отличии от повседневной. Воспитывать интерес к труду русских мастериц.

- экспериментирование с тканью и природными красителями.

Д/у «Из чего изготовлены ткани»

И/у «Придумай одежду похожую на старинную».

Беседа по ОБЖ о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.

Пришивание пуговицы.

Слушание песни «Красный сарафан».

- х/б труд- стирка кукольной одежды.

Д/и «Выложи узор».

Показ мод нарядной одежды.

«Разноцветные стежки».

Цель: познакомить детей с вышивкой, как видом декоративно- прикладного творчества. Обратить внимание детей на то, что вышивка это творчество русских мастериц. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, развивать творческие способности.

- слушание произведений «Прялица», «Крутись веретёнце».

Аппликация «Украсим сарафан»

Рисование « Нарядная рубашка».

Разучивание потешки «Иголка - иголочка».

д/и «Выложи узор».

Внести в изоуголок экспонаты с элементами вышивки.

«Не по Сеньке шапка».

Цель: Обогатить знания детей о разнообразии головных уборов славянских женщин (кокошник, кичка, платок, колпак), материалах для их изготовления. Дать представление о национальных традициях, их использовании. Воспитывать эстетический вкус.

- рассматривание иллюстраций с изображением головных уборов.

Аппликация «Кокошник»

Д/и «Укрась головной убор»

Конкурс головных убор.

- внести лоскутки ткани, тесьму, бусы для самостоятельного составления узоров
«Эх, лапти, да лапти».

Цель: продолжить знакомство с русским национальным костюмом. Расширить знания о том, какой была обувь, из какого материала она изготавливалась. Поддерживать интерес к жизни наших предков.

- слушание песен «Эх, лапти»

Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Д/и «Обувь».

Рисование «Красивый сапожок».

- внести для рассматривания лапти.

Предложить материал для плетения.

Декабрь
«Русский сувенир»

Цель: уточнять знания детей о русской народной игрушке; познакомить с соломенной и тряпичной куклами; сформировать представление об их характерных особенностях, различиях. Воспитывать интерес к произведениям декоративно – прикладного творчества, желание самим создавать поделки. Развивать навыки изготовления тряпичной куклы.

- изготовление кукол-самоделок.

Рисование «Моя любимая игрушка»

Д/и «Узнай по описанию»

- внести в изоуголок для рассматривания обереги

Предложить новые игрушки для самостоятельной игровой деятельности.

«В гостях у сказки».

Цель: приобщать детей к богатству устного народного творчества, продолжать знакомство со сказками. Воспитывать умение слушать художественные произведения, запоминать его, желание самим придумывать сказки.

- чтение русских народных сказок.

Театрализованные этюды.

Коллаж сказок.

- предложить атрибуты к театрализованной деятельности.

Рисование по сказке.

«Новый год встречай, веселье начинай!»

Цель: познакомить детей с новогодними обычаями и традициями русского народа. Развивать кругозор, воспитывать интерес к народной культуре. Расширять словарный запас. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

- выставка поделок «Зимняя сказка»

Разучивание колядок.

Рассматривание иллюстраций с изображений Деда Мороза и Снегурочки.

П/и «Два Мороза»

- внести атрибуты для ряжения.

Д/и «Укрась рукавицу Дедушке Морозу».

Январь
«Коляда пришла, Рождество принесла!».

Цель: Расширять представление детей о народных обрядах и обычаях празднования Рождества. Объяснить значение народных примет, воспитывать уважение к традициям народных праздников.

- рассматривание иллюстраций из «Библии».

Разучивание колядок.

Изготовление масок для колядования

Оригами «Рождественская открытка».

Чтение сказки «Морозко».

П/и «Жмурки», «Скакалка».

- внести атрибуты ряжения для использования в сюжетных играх.
«Песня русская родная».

Цель: Накапливать опыт восприятия колыбельных, хороводных, частушечных песен. Побуждать к высказыванию об эмоционально – образном содержании песен. Совершенствовать умение детей передавать характер русских песен.

- слушание рус. нар. песен

Разучивание частушек.

Д/и «Какая песенка звучит».

-внести в музыкальный уголок записи русских народных песен.

Рассматривание иллюстраций к песням

«Голубые узоры».

Цель: продолжать знакомство с гжельской росписью, учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Воспитывать уважение к творчеству русского народа.

- рассматривание гжельских изделий.

Роспись силуэтов по мотивам гжельской росписи.

Д./у «Дорисуй узоры».

- внести в изоуголок изделия гжельских мастеров.
Февраль
«Сказ о русских богатырях».

Цель: познакомить детей с былиной, показать сложность языка. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

- чтение отрывков из былин «Садко», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слушание музыкальных произведений из опер: «Сказка о Царе Салтане», «Садко».

- внести в книжный уголок иллюстрации к былинам.
«Защитники Отечества»

Цель: Поддерживать интерес детей к истории отечества. Закрепить знания о богатырях как о защитниках Родины, уточнить представление о воинском снаряжении. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма.

- рассматривание картины «Богатыри» М. Аргунова

Экскурсия в военно – исторический музей.

Чтение отрывков из былин «Илья Муромец»

- рассматривание иллюстраций с изображением старинного и современного военного снаряжения.

Просмотр видео.

«Ах вы гусли, мои гусли!»

Цель: познакомить детей с древним русским народным инструментом гусли. Рассказать детям об их истории; обогащать музыкально – слуховой опыт детей в процессе игры на народных инструментах, воспитывать интерес к ним.

- рассматривание гуслей

Слушание песни «Царевна - Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане»

Чтение былины «Садко», сказки «Лиса и гусли».

- внести в музыкальный уголок гусли
«Государыня Масленница!».

Цель: продолжать развивать интерес детей к обычаям и обрядам русского народа. Расширить знания о народном празднике Масленница. Воспитывать уважение к русской национальной культуре, самобытности её традиций.

- изготовление масок.

Разучивание песни «Наша Масленица годовая»

П/и «Чехарда».

Хоровод «Золотые ворота».

Изготовление чучела Масленницы.

Праздник «Масленница».

- внести иллюстрации для рассматривания по теме «Масленница».

Внести атрибуты для самостоятельной театрализованной деятельности.

Слушание записей русских народных песен, плясовых, музыкальных инструментов.

Март
«Широка страна моя родная».

Цель: вызвать интерес к истории и культуре России. Дать представления о размерах родины, природных богатствах русской земли. Расширять кругозор, воспитывать любовь к родной земле.

- рассматривание глобуса, карты.

Слушание песни «Родина» А.Прокофьева.

Экскурсия в музей: знакомство с экспозицией- «Растительный и животный мир».

Рисование «Люблю берёзу русскую».

- д/и «Моё отечество».

Внести в книжный уголок иллюстрации с изображением природы России.

С/р.игра «Путешествие».

«Москва златоглавая».

Цель: дать детям понятие- столица. Вызвать интерес к Москве, желание узнать историю города, познакомить с достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к труду архитекторов.

- рассматривание иллюстраций с изображением старинной и современной Москвы.

Рассматривание герба, флага.

Слушание песни «Гимн Москве». О. Газманова.

Чтение рассказа С. Баруздина «Главный город».

Чтение А. С. Пушкин «Москва».

Лепка «Царь-колокол».

- конструирование «Кремль».

Рассматривание альбома «Москва».

С/р игра «Строители».

«Санкт-Петербург».

Цель: вызвать интерес к истории создания города, познакомить с жизнью и деятельностью Петра 1. Пополнить знания дошкольников об отдельных страницах истории и людях оставивших след в истории и культуре. Воспитывать чувство патриотизма.

- рассматривание иллюстраций с изображением Санкт-Петербурга.

Рисование «Старинный город».

- конструирование «Мост через Неву».

Внести для рассматривания альбом с архитектурой и фотографиями Петербурга

«Русская тройка».

Цель: продолжать знакомство с историей жизни наших предков. Дать элементарные знания о развитии транспорта в старину. Расширять кругозор.

- рассматривание иллюстраций с изображением русской тройки.

Конструирование «Тележка».

Слушание песни «Вот мчится тройка…».

Чтение сказки «По щучьему велению».

- с/р игра «Путешествие».

Д/и «Транспорт».

Предложить для игровой деятельности санки, тележку.

Апрель
«Ехала деревня».

Цель: закрепить знания детей о потешках, сказках, загадках. Продолжить знакомство с небылицами, обратить внимание на их отличительную особенность. Доставить детям веселье и радость от слушания небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

- чтение небылиц.

Д/у «Нелепицы».

Придумывание небылиц.

Разучивание небылицы «На горе стоит телега»

Рисуем и придумываем шутки.

- внести в книжный уголок произведения с небылицами.

Иллюстрирование к небылице.

«Вербочка кудрявая»

Цель: обогатить знания о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Продолжать знакомить детей с приметами, обрядами и обычаями, связанными с этим праздником. Поддерживать интерес к народной культуре

- рассматривание вербы.

Рисование ветки вербы.

Разучивание хоровода «Заря-заряница».

Разучивание заклички «Жаворонушки»

Лепка из теста «Жаворонки»

-внести ветки вербы в уголок природы.

Д/и «Времена года».

«Пасха».

Цель: приобщать детей к обычаям и традициям своего народа. Пополнить сведения о праздновании Пасхи, народных приметах, обрядах этого праздника. Расширять кругозор.

- экскурсия к собору

Роспись пасхального яйца.

Игры с яйцами.

Хоровод «Веснянка».

Разучивание заклички «Синички - сестрички».

- рассматривание иллюстрации

Методическая разработка: «Планирование работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Перспективный план работы с дошкольниками 5-6 лет


п/п

Время проведения

Тема

Форма проведения

Сентябрь

Рассказ о родном селе, показ иллюстраций.

Сентябрь

Знакомство с районом, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями.

Наше село – посёлок тружеников.

Закрепить представления детей об особенностях расположения села (рассматривание карты района).

Улицы родного села.

Дать знания о том, чем славится родной район и поселок (рассказать о сельскохозяйственном труде, производственных предприятиях).

беседа, ширма- раскладушка

Памятники родного села.

Они защищали Родину. Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Беседа о родном селе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия).

Дом, в котором я живу.

Природа родного края.

Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

наблюдение

Закрепить навыки поведения на улицах села.

Знакомство с местами отдыха селян. Летний отдых.

беседа, рисунок

Игры по краеведению

Герб района (игра).

Цель: закрепить представление детей о гербе района; уметь выделять герб из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба района; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба района в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб района и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб.

Исторические места и здания села (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре села.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий села; “мозаика” этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре “Герб района”.

Заколдованный поселок (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного села; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” село.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений села; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии села и улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного села” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

Наше село (игра).

Цель: дать информацию детям о родном селе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением села, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители села; на другой – труд людей; транспорт; здания села.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в селе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками на которых изображены здания села и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.

Перспективный план по нравственному воспитанию дошкольников старшей группы.

Основные задачи нравственного воспитания детей старшей группы:

  1. воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
  2. формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  3. формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
  4. ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
  5. приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

Формы и методы реализации:

СЕНТЯБРЬ

№п / п

Мероприятие

Программные задачи

1.

Игра - занятие на тему: «Русь, Россия, Родина моя» (см. ПРИЛ.1)

Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;

Продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

Систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

Воспитание положительного отношения к народам нашей страны;

Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

2.

Чтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное- к скромности, отрицательное - к хвастовству;

Продолжать формировать представление о скромности.

3.

Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» (см. ПРИЛ.2)

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Продолжать формировать умение обращаться к взрослым на «Вы», использовать в своей речи слова вежливости.

4.

Чтение художественной литературы. «Что я видел» Б.Житков

Воспитывать патриотические чувства;

Формировать представления о Москве;

Развивать интерес к изучению главного города нашей страны.

ОКТЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Занятие на тему:

(см. ПРИЛ.1)

Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

Воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

Развивать познавательный интерес у детей;

Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

2.

Чтение художественной литературы. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.)

Знакомить с художественным произведением русского писателя;

Воспитывать чувство дружбы, товарищества;

Продолжать формировать представления о справедливости.

3.

Чтение художественной литературы. « Карасик» Н.Носов

Воспитывать правдивость и справедливость;

Продолжать формировать представление о честном, справедливом отношении к окружающим.

4.

Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

(см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о разных настроениях человека;

Воспитывать способность к состраданию, умению порадоваться за кого-то;

НОЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Ссоры с бабушкой» Л. Воронкова

Воспитывать уважение к труду взрослых, заботливому отношению к старым людям, желание делать для старших добро;

Познакомить с художественным произведением соотечественника.

2.

Занятие на тему:
«Граница» (см. ПРИЛ.1)

Развивать словарный запас детей, познавательный интерес.

3.

(см. ПРИЛ.3)

Пополнить словарный запас «добрыми» словами;

Учить использовать «добрые» слова в речи.

4.

Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята» М. Игнатьева (см. ПРИЛ.3)

Продолжать формировать представление о дружбе и о добром отношении к окружающим;

Развивать память и чувство ритма в стихотворении.

ДЕКАБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Индивидуальная беседа с детьми (Катя Ц, Лев Б., Вероника Р, Костя О.) « Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?» (см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.

2.

Викторина «Красноярск - мой родной город»

Развивать мышление;

3.

Рассматривание картин местных художников

Учить обращать внимание на все содержание изображения;

Познакомить с творчеством художников Красноярского края;

Воспитывать любовь к природе, изображенной на пейзажах художников.

4.

Чтение художественной литературы. «Россия» Г. Цыферов

Воспитывать положительное отношение к народам нашей страны;

ЯНВАРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Карасик» Н.Носов.

«Почему» В. Осеева

Воспитывать честность и справедливость;

Формировать умение сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов);

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

2.

Чтение художественной литературы. «Кукушка» (ненецкая сказка)

Воспитывать чуткость, заботливое отношение к матери;

Формировать представление о том, что жестокость людей справедливо наказывается;

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

3.

Рассматривание памятников г. Красноярска

Познакомить с памятниками родного города;

Воспитывать положительное отношение к городской архитектуре;

Развивать память.

4.

Викторина «Места родного города»

Продолжать формировать представление о местности родного города;

Воспитывать любовь к родному городу;

Воспитывать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

ФЕВРАЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Почему армия родная» А. Митяев

Воспитывать уважение и благодарность воинам Российской Армии;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

2.

Чтение художественной литературы. «На заставе» А. Барто

Воспитывать интерес и уважение к воинам;

Формировать представление о службе пограничников;

3.

Индивидуальная беседа «Мой город»

Формировать представление о профессиях людей нашего города;

Формировать представление о географическом положении города;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

Продолжать воспитывать любовь к малой родине.

4.

Лепка «Мой дворик»

Воспитывать положительное отношение к месту, в котором проживаешь;

Формировать представление об архитектуре городских дворов;

Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

МАРТ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Айболит» К.Чуковский

Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Серебряное копытце» П. Бажов

Воспитывать доброту;

Формировать представление о доброте и отзывчивости;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе русских писателей.

3.

Оформление выставки «Родной Красноярск»

Воспитывать гордость за свою Родину;

Продолжать формировать представление об отличии нашего города от других городов;

Воспитывать положительное отношение к своему городу.

4.

Рассматривание фотографий Государственного природного заповедника «Столбы»

Формировать представление о национальном достоянии;

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

АПРЕЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

Воспитывать чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки;

Формировать представление о смелости и скромности.

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Финист -Ясный сокол» обраб. А. Платонова

Формировать представление о честности и справедливости;

Формировать представление о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к литературе.

3.

С/и «Волшебные слова»

Воспитывать доброе отношение к окружающим;

Пополнить словарный запас «волшебными» словами;

Учить использовать «волшебные» слова в речи.

4.

Просмотр видео-ролика о парке флоры и фауны «Роев Ручей»

Формировать представление о парке;

Воспитывать любовь к растениям и животным;

Продолжать развивать бережное отношение к окружающему миру.

МАЙ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

Воспитывать у детей добрые чувства;

Воспитывать у детей умение характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним;

2.

Посещение Краеведческого музея

Воспитывать гордость за свой родной край;

Формировать представление о том, что представлено в музее;

Познакомиться с историей родного края.

3.

Рассматривание «Красной книги животных России и Красноярского края»

Формировать представление о том, кто занесет в Красную книгу и каким должно быть отношение к особям, занесенным в эту книгу;

Воспитывать гордость за свой край.

4.

Чтение художественной литературы. «Серая Звездочка» Б.Заходер

Воспитывать гуманное отношение к окружающему;

Формировать представления о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе.

Работа с родителями по нравственному воспитанию детей

Формы и методы работы с родителями

  • индивидуальные беседы
  • памятки
  • консультации
  • мастер-классы
  • демонстрационный материал (папки-передвижки, информационный уголок)

«Телевидение в жизни вашего ребенка»

«Учите детей быть вежливыми»

«О культуре поведения»

«Пример окружающих в воспитании детей»

«Учите детей любить природу»

«О честности и правдивости»

«Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

«Формирование волевых качеств»

«Нравственное воспитание ребенка - основа формирования будущей личности»

«Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект игры - занятия на тему: «Русь, Россия, Родина моя»
в старшей группе

Программные задачи:

  1. закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;
  2. продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  3. систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
  4. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  5. воспитание положительного отношения к народам нашей страны;
  6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

Предшествующая работа:

  1. разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  2. чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
  3. чтение стихотворения «Россия» Г. Цыферов;
  4. рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края,
  5. прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Ход игры - занятия:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чем эта песня?

Дети: (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родных местах. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна…)

Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру - соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Силачи»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них - «Географический». Вам необходимо на географической карте ХМАО показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап - «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется...

Дети: (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб - у нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Наш флаг еще называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель: На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети: Родина - это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род - обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень - главный город племени россов - славян; он назван в честь бога Рода.

Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич - родственник, член рода, одной крови.

Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети: (исполняют русский народный танец)

Воспитатель: черёд настал задать вам вопросы.

  1. Назовите рода войск Российской армии.
  2. Чем отличаются рода войск друг от друга?
  3. Назовите военную технику.
  4. Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
  5. А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
  6. В каких войсках хотели бы служить мальчики?

Воспитатель: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы! Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети: (исполняют изученные песни)

Подведение итогов:

Ребёнок:

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Конспект занятия на тему: «О, Русь моя!» в старшей группе

Программные задачи:

  1. расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;
  2. воспитывать интерес, уважение к этим традициям;
  3. развивать познавательный интерес у детей;
  4. продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;
  5. воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря:

Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон - плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан - лагерь, миновала, лютые - жестокие, злые, гостеприимные, холст.

Подготовительная работа:

  1. чтение былин;
  2. рассматривание иллюстраций к былинам;
  3. разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

Ход занятия:

(Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья.)

Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню и танец вы исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

Дети: Россия

Воспитатель: Россия - это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

Дети: это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад;

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

Слышишь песенку ручья -

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья -

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я

Это - Родина моя!

Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл - станиц. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки - мирные, трудолюбивые люди - славяне.

Дети: Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце - это жар-птица, мороз - это Кощей Бессмертный, вьюга - это Баба Яга.

Воспитатель: Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

Дети: Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили: «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

Воспитатель: Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными, т. е. верили в разные приметы, природные явления которые для них были предсказаниями будущего.

Дети: вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры, а в других странах оружие делали.

Воспитатель: Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Ну-ка! Молодцы! Мальчики-богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»

Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

Дети: Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод - все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего.

Воспитатель: Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

Дети: Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй - это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

(инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

Ребёнок: Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей малых, и девушек, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах - сжигали всё дотла.

Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

Воспитатель: Вот так начинается история об Авдотьи-Рязаночке.

Хвастал хан Батый:

Как сожгу сперва я Русь,

Так и к немцам доберусь.

И со всей своей ордой -

Налечу на них грозой.

Ребёнок: Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

Ребёнок: А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Воспитатель: Среди убитых искала своих родных - не нашла. Среди сожжённых - не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли родных ей людей в полон враги лютые. Долго-ли, коротко-ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы - не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла - не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И, наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: Кто такая? Зачем пришла?

Авдотья-Рязаночка: Авдотьей меня зовут - прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

Хан Батый: Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

Воспитатель: Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

Хан Батый: Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

Авдотья-Рязаночка: Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

Воспитатель: Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал хан цветок, удивился, глазам своим не поверил.

Ребёнок: долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

Авдотья-Рязаночка: Вот хан родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

Хан Батый: Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Воспитатель: Страшный выбор стал перед Авдотьей.

Авдотья-Рязаночка: Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

Я молода и снова могу выйти замуж.

Будет у меня муж, родится и сын - постоять за Русь.

Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

А без брата на Руси человеку нельзя быть.

Без родной кровной родни не отстоять земли русской.

Отпусти со мной брата, хан!

Хан Батый: Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Ребёнок: Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

Воспитатель: Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

Дети: Александр Невский - он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов - они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский - воевали с фашистскими захватчиками.

Воспитатель: Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

Дети: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

Ребёнок:

Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей!

(В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)

Конспект занятия на тему: «Граница» в старшей группе

Программные задачи:

  1. воспитание интереса и уважения к воинам;
  2. формирование представлений о службе пограничников;
  3. развитие словарного запаса детей, познавательного интереса.

Активизация словаря: Пограничник, часовой, застава, граница.

Предварительная работа: Рассматривание физической карты мира с обозначенными границами Российской Федерации.

Ход занятия

Дети прослушивают музыкальную композицию «У высоких берегов Амура».

Воспитатель: Ребята, на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о солдатах охраняющих рубежи нашей Родины, о пограничниках (часовых). Послушайте стихотворение А. Барто «На заставе», а потом мы о нем поговорим.

  • Как называется стихотворение, о ком и о чем оно?
  • Что такое застава?
  • Как в стихотворении говорится о заставе?
  • Кто такие пограничники?
  • Кто прибежал к пограничникам? (мальчик)
  • Что мальчик рассказал пограничникам?
  • Как об этом говорится в стихотворении? (дети вспоминают строки из стихотворения)
  • Чем окончилась тревога на заставе?
  • Вспомните, что сказал начальник мальчику?

(Воспитатель читает стихотворение еще раз, дети по желанию повторяют его за ним.)

Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она может называться? (дети предлагают свои варианты)

Воспитатель: Называется она «Пограничник», а написал ее художник Б.Окороков. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине (вызываются 2-3 детей для составления рассказа).

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного: пограничники - это солдаты, охраняющие рубежи нашей Родины, покой и сон простых людей. Служба пограничников интересна, тяжела и очень ответственна, все пограничники смелые, отважные, находчивые, выносливые бойцы и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к стихотворению «На заставе». (Рисование можно провести в свободное от занятий время)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа

«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем:

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин...

Как вы думаете? Можно сказать так:

Будьте добры.

Будьте любезны.

Если Вас не затруднит.

Помогите мне, пожалуйста.

Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Беседа

«Как можно узнать настроение человека?»

У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

Почему бывает так грустно?

Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

Каким бывает лицо у такого человека?

Как вы можете поднять настроение?

Как можно спросить о причине плохого настроения?

Если человеку просто хочется побыть одному?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

Как погода действует на настроение человека?

Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему. Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра - эстафета: «Добрые слова»

Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

Стихотворение «Все мы дружные ребята…»

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло

М. Игнатьева

You have no rights to post comments