Структура процесса психолого педагогического консультирования. Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ

Красота

11.Психолого-педагогическое консультирование и его особенности. Психолого-педагогическое консультирование - Связано с вопросами обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других. Все проблемы можно свести к 3 моментам : 1. выявление причин различного рода трудностей в учебно- воспитательной работе с учащимися; 2. преодоление и профилактика отклонений интеллектуального и личностного развития ученика; 3. помощь в решении сложных вопросов конфликтных ситуации. Выделяют следующие направления: 1) Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками: например, в молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех лет или супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты. 2) Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников: родители, у которых ребенок уже начал учиться в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится или почему-то не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми, или с учителями; 3) Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста: по какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п.; 4) Консультирование родителей юношей и девушек: например, родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей. Функции психолого-педагогического консультирования : 1.псих просвещение, псих профилактика – предупреждение возможного неблагоприятного в психическом и личностном развитии. 2. псих консультация – решение тех проблем с которыми к нему приходят учителя, учащиеся, родители. 3. психодиагностика, психокоррекция – устранение отклонении в психическом и личностном развитии школьника, развитие способностей ребенка, формирование его личности. Основные задачи : Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Высшие учебные заведения – помощь в решении педагогических и психологических вопросов профессиональной ориентации, обеспечение адаптации, повышение мотивации и уровня притязаний учащегося.

12.Организация, функции и направления деятельности психологической службы предприятия, организации. Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Психологическая служба – структура подразделения организации целью которого является решение задач организации или достижение цели организации психологическими средствами и технологиями. Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира. Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации. Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным. Задачи : информационные, обучение, диагностические, консультативная, корректирующая, развивающая, диспетчерская – направление специалиста другому специалисту. Функции: исследовательские, консультативные, педагогические Компоненты: 1.психологическая подготовка руководителей и персонала; 2. психологическое обеспечение процесса деятельности; 3. корррекционная и реабилитационная – восстановление психологических сил сотрудников. В настоящее время в состав службы управления персоналом во многих отечественных организациях входит несколько подразделений – отдел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития, отдел охраны труда, социологическая лаборатория. Из функций этих подразделений и складываются функции службы в целом. Переходим к описанию функций этих основных подразделений: Отдел кадров – обеспечить кадрами организацию (наем, расстановка, увольнение), ведение кадрового делопроизводства, анализ текучести кадров и дисциплины труда, учет движения персонала, подготовка кадровых приказов. Отдел обучения – организовать обучение руководителей, специалистов и рабочих по отдельным программам, организовать обучение и аттестацию по технике безопасности, организовать повышение квалификации, переподготовку всех уровней работников, обобщать опыт лучших работников, организовывать производственную практику. Отдел труда и заработной платы – разработка штатного расписания и изменений к нему, контроль численности по структурным подразделениям, внедрение современных систем оплаты труда, формирование и внедрение системы премирования, формирование коллективного договора и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ в части оплаты труда, разработка графиков работы, составление статистической отчетности. Отдел социального развития – планирование и использование средств социального страхования, организация фондов материальной помощи, оформление пенсионных дел, осуществление медицинского и др. видов страхования, организация выплат ссуд, различных пособий, обеспечение санаторно-курортными путевками, организация общественных мероприятий. Отдел охраны труда – контроль за соблюдением законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда, работа по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, консультирование по вопросам охраны труда, согласование проектной документации в части охраны труда. Социологическая лаборатория - формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в коллективе. Подобная структура службы управления персоналом и ее функции во многом зависят от характера и размеров организации.

13.Психологическое профессиональное консультирование, его сущность, содержание и основные подходы. ППК – это вид психологической помощи направленной на согласование индивидуальных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность, профессиональное поведение, взаимодействие и общение. Важно: - реализуется потенциал, - есть внешнее требование рынка труда. – вносим конструктивные изменения. Направления ППК: 1. Профориентированное консультирование оптанта (человек выбирающий профессию). 2. Профконсультирование безработных (цель человек должен получить работу). 3. Консультирование персонала организации (деловое проконсультирование). В современных условиях ППК выступает: 1. ПК как функции профессиональной деятельности, т.е. осуществляется менеджерами по работе с персоналом, организационными психологами, сотрудниками служб управления персоналом в организациях корпоративного типа. 2. ПК как вид деятельности - например, в центрах занятости, центрах профориентации молодежи, социальных службах существует должность профконсультанта. Типы задач ПК: 1. Информационное (сообщение сведений). 2. Психодиагностика (не одного решения без этого нет). 3. Психологическая поддержка (помощь в преодолении отрицательных эмоций). 4. Профессиональное самоопределение. 5. Психологическая помощь (конкретное решение проблемы). Способы обращений за консультацией: 1. Самостоятельное обращение.2. Приглашение на консультацию. 3. Направление на консультацию.

14.Сущность, задачи, виды и направления профессионального консультирования персонала организации. Профессионально-психологическое (деловое) консультирование – вид психологической помощи, направленный на поиск и генерирование клиентом осознанных, нешаблонных действий по отношению к себе и другим, преодоление трудностей в процессе профессиональной деятельности с целью эффективного решения профессиональных задач, гармоничного профессионального развития, а также сохранение о восстановление психического здоровья. ДК - психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.ДК направлено на решение проблем проф. становления: проф. самоопределения, профпригодности, проф. адаптации, реализации профессионально-психолог. потенциала, проф. роста, карьеры, проф. реабилитации, а также преодоления проф. стагнаций, кризисов и конфликтов. Задачи: - уточнение и прояснение проблемы, с кот. столкнулся человек в своей проф. деятельности; - информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности; - изучение психологом личности консультируемого с целью выяснения его способности самостоятельно справиться с возникшей проблемой, психодиагностика социально-психолог. ситуации в организации; - формулирование рекомендаций по поводу того, как наилучшим способом решить проблему; - оказание текущей помощи в виде доп. практических советов в процессе разрешения проф. проблемы; - решение задач психопрофилактики, передача психологом элементарных, жизненно необходимых психолог. знаний, применение кот. возможно самим клиентом без специальной психолог. подготовки.Виды : - адаптационное; - стимулирующее; - карьерное; - реабилитационное; - информационно-аналитическое; - корректирующее; - консультирование увольняемых.Цель : разрешение личностных проблем субъективно воспринимаемых клиентом, как препятствие на пути к личностному и проф. развитию. В общем виде систему делового профконсультирования можно представить след. образом: 1. Технологии: а) акмеологическое консультирование: организованный специальным образом процесс общения психолога-консультанта и клиента, направленный на выработку нестандартных, творческих способов осуществления профессиональной деятельности, повышения личностного и профессионального уровня развития клиента. цель формирование и развитие креативной и творческой личности. задачи: 1. формирование цели профессиональной деятельности и профессионального развития 2. определение технологий профессионального развития 3. формирование карьерограмм 4. формирование профессиограммы специалиста 5. технологическое обеспечение. методы 1) Моделирование образа желаемого будущего в профессиональной, служебной или управленческой деятельности клиента. Решается путем конкретизации. 2) Систематизация и конкретизация ключевых факторов успеха, способствующих продуктивному движению клиента к образу желаемого будущего и от которых зависит преодоление профессиональных затруднений. 3) Переструктурирование, переосмысление «проблемного пространства», формирование представлений клиента о профессиональной деятельности, которые не позволяют добиться большего эффекта в процессе ее осуществления, а также о тех затруднениях, на которые, по мнению клиента, невозможно повлиять. б) коуч- консультирование - вид психологической помощи, направленной на подготовку индивидов и групп, овладение ими профессиональными навыками в целях достижения результата, успеха, цели, в установленные сроки, т.е. подготовка к конкретному событию. в) экспертное консультирование - процесс оказания помощи консультантом-экспертом в определении и решении профессиональной проблемы, с которой столкнулся индивид или группа. Консультант-эксперт решает профессиональные проблемы клиента с использованием методов, средств и технологий психологической науки. Экспертное консультирование проходит на рабочем месте консультируемого. Консультанта-эксперта интересует в первую очередь не внутренний мир клиента, а методы, приемы, способы, средства и технологии разрешения проблемной ситуации, соответствующие возможностям консультируемого. Задачи экспертного консультирования можно объединить в три группы : 1. .Профессионально-информационные - направленные на устранение дефицита знаний и умений. 2. Развивающие - ориентированные на развитие индивидуально-психологических качеств профессионала. 3. Концептуальные - связанные с формированием и развитием принципов и ценностей профессиональной деятельности. г) традиционное психолог. консультирование. 2. Содержание: - адаптация персонала, - мотивация и стимулирование, - разрешение конфликтов, - планирование и развитие карьеры, - проф. развитие и обучение, - социально-психолог. и трудовая реабилитация, - работа с увольняемыми работниками, - организационная культура, СПК и др. Виды ДК которые связаны с содержательной сферой : 1. Информационно-аналитическое профконсультирование осуществля­ется в процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности, на всех этапах профстановления. Информационное консультирование направлено на формирование представлений о закономерностях функционирования психики, формирование и совершенствование навыков профессиональной и управленческой деятельности, навыков психосаморегуляции, построение оптимальных способов взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, а также формирование у специалистов психологического типа мышления, потребности в психологических знаниях и желание использовать их в реальной практической деятельности. Получение информации консультантом базируется на серьезной психодиагностической работе, ибо на ее основе психолог предоставляет ее клиентам: руководителям различных уровней, сотрудникам, заинтересованным лицам. 2. Адаптационное консультирование направлено на оказание помощи лицам при освоении новой должности, специальности, профессии или новой сферы деятельности в целях облегчения процесса адаптации и его ускорения. 3.Стимулирующее профконсулътирование предусматривает оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование. 4. Корректирующее профконсулътирование направлено на оказание психологической помощи лицам, в целях преодоления кризисов профессионального становления и исправления недостатков поведения, общения и деятельности, в случае негативных отклонений от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. 5. психореабилитационное консультирование - это процесс оказания помощи психотравмированным лицам в восстановлении их профессионально важных качеств, психических функций, личного статуса, системы отношений, эффективного поведения и осуществления профессиональной деятельности. 6. Карьерное консультирование - это процесс совместной деятельности консультанта и клиента по определению ценностей и профессиональных интересов, выявлению профессиональной направленности, уровня подготовки, образования, навыков и трудового опыта; анализу ближайших и долгосрочных целей, ресурсов и возможностей клиента для самоактуализации и самореализации в профессиональной деятельности, в организации и на рынке труда. 7. Консультирование увольняемых - это процесс оказания помощи увольняющемуся сотруднику, направленный на «смягчение» психологических последствий увольнения за счет оказания профессионально-психологической поддержки, ориентации на рынке труда в целях быстрого трудоустройства или определения новой социальной роли в обществе. 3. Категория консультируемых: - управленческое консультирование, - консультирование персонала организации. Этапы проведения делового консультирования : 1. установление контакта, 2. выявление запроса. 3. формирование образа желаемого результата, 4. выявление проблем на пути достижения цели, 5. выявление условий способствующих к успеху, 6. осознание причинно-следственной связи, 7. выработка альтернатив, 8. формирования конкретного пути и способа достижения цели, 9. коррекция проведения клиента в процессе осуществления принятого решения, 10. подведение итогов. Основной задачей каждой конкретной консультации является формирование психолог. навыков и развитие тех черт клиента, кот. способствуют преодолению наиболее значимых затруднений на пути к эффективной проф. деятельности и отмеченных специалистом перед проведением консультации как наиболее часто проявляющиеся в его работе. В зависимости от объекта психолог. воздействия в деловом профконсультировании можно выделить следующие формы оказания психолог. помощи: - индивидуальное и групповое консультирование; - консультирование кадров управления и руководителей, консультирование персонала организации.

15.Цели, задачи и содержание профориентационного консультирования. ПОК подростков = это вид психологической помощи в выборе профессии и соответствующего учебного заведения на основе формирования личного профессионального плана, в котором согласованы склонности оптанта, его способности и спрос на рынке труда. Характеристика процесса профессионального самоопределения: 1. Информированность учащегося (оптанта: виды профессионального образования, состояние рынка труда, различие учебных заведений). 2. Сформированность значимых мотивов. 3. Выраженность профессиональных интересов. 4. Наличие специальных способностей. 5. Практический опыт в избранной сфере деятельности. 6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений. 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, оценка, волевые качества). 8. Состояние здоровья. Концепция самоопределения: 1.вверху надо (востребованость). 2. Справа могу (это то что обеспечивает реализацию хочу, наши знании, умения, навыки). 3. Слева хочу (наши склонности, интересы). 4. Снизу стремлюсь (та характеристика личности которая характеризует его на рынке труда, его волевые качества). Цель ПОК : помочь выбрать профессию, учебное заведение, получить диплом/запасной вариант; профконсультация направлена на актуализацию и осознание оптантом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы. В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи: 1.установить контакт с оптантом; 2. собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана; 3. принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения; 4. аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана; 5. окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения. Сложность задач, стоящих перед профконсультантом, обусловлена факторами - особенности личности оптанта, - степень его готовности к откровенному обсуждению с консультантом своих проблем, - степень выраженности склонностей и способностей оптанта, - наличие или отсутствие у него профессионального плана.

16.Психологические особенности и содержание профессионально-психологического консультирования безработных. Безработица – это соц. явление в системе рыночных отношений, понимаемое, как отсутствие работы для трудоспособных граждан. Виды безработицы: 1. Текущая – незанятость в связи с переходом с одной работы на другую. 2. Скрытая – является дисбалансом спроса и предложений на рынке труда. 3. Структурная – отправка работников в вынужденный отпуск. 4. Массовая – как состояние в обществе. 5. Застойная – характерна для бомжей, тунеядцев и т.д. ППКБ – это профессиональная психологическая помощь, которую оказывает консультант в целях содействия клиенту в решении проблемы индивидуальной занятости, с учетом его состояния здоровья, потребностей, желаний, способностей и конкретной ситуации на рынке труда. Цель ППКБ – выбор, перемена профессий, подбор профиля переобучения с учетом поля выбора профессии. Конечная цель – трудоустройство. Задачи профконсультанта : 1. Информированность, т.е. доведение профессиографической информации. 2.Проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей. 3. Снятие негативных психических переживаний. 4. Оценка индивидуальных качеств и их соответствие требованиям избранной специальности. 5. Определение степени проф. пригодности. 6.Предупреждение негативных последствий пребывания в статусе безработного, снижение самооценки. 7. Формирование необходимых навыков поиска работы и трудоустройство. 8. Психологическая поддержка в ситуации преодоления состояния безработицы. 9. Включение безработного в социально-профессиональные отношения.Проблемы безработных: 1. Неприятие ситуации, статуса безработного. 2. Потребность в поддержке и соучастии. 3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах, тревожность 4. Запрос на снятие напряженности и психосаморегуляцию. 5. Конфликтное поведение в целом. 6. Проф. самоопределение (выбор или перевыбор профессии). 7. Расхождение запрашиваемой профессии с профессией по диплому (образованию). 8. Выбор профиля переобучения. 9. Вопросы, связанные с проф. карьерой и становлением.Негативные психические состояния безработных и работа с ними. 1) Состояния депрессии, переживания. 2) Снижение чувства удовлетворенности жизнью. 3) Усиление чувства одиночества. 4) Соц. изоляция (чел. стремится ограничить свои соц. контакты). 5) Потеря ощущения времени (распорядок дня, цикличность и т.д.). 6) Апатия, пассивность, покорность судьбе. 7) Преобладание состояния пессимизма, фатализма. 8) Повышенная возбудимость, агрессивность. 9) Дистресс (сам не может восстановить свои силы) 10) неврозы 11) переживание чувства страха. Работа с безработными . 1. Профконсультант: Формирование уверенности человека в своей способности справиться с трудностями поиска работы, Формирование установки на поиск работы, Формирование или активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, Анализ и активизация профессиональных потребностей и мотивов. 2. Специалист по профобучению: Формирование готовности к преодолению трудностей в профессиональном обучении, Активизация познавательных мотивов, Активизация психических функций, обеспечивающих познавательную деятельность. 3. Специалист по трудоустройству: Создание атмосферы благожелательности и взаимодействия, Активное выслушивание и сочувствие. 4.Психолог консультант: Формирование адекватной самооценки, Формирование установки на поведение преодоления, Устранение или ослабление скрытого эмоционального неблагополучия, Формирование эффективных форм поведения.Характерна гибкая структура консультирования: 1. Установка контакта.2. Снятие негативных эмоциональных переживаний клиента и осуществление психолог. поддержки.3. Выяснение проблемы клиента (тип безработицы и т.д.).4. Формирование образа желаемого будущего.5. Выявление проф. квалификации клиента, личностного потенциала клиента (связи, волевые качества, организаторские способности).6. Изучение проф. мотивов, наклонностей.7. Мотивационные составляющие профессионализации.8. Диагностика проф. способностей проф. пригодностей.9. Оценка направленности личности и уровня проф. определенности клиента.10. Согласование уровня проф. уровня, интересов, способностей с требованиями рынка труда.11. Формирование и корректировка личного проф. Плана; + к консультированию по мере необходимости:- проф. информирование;- минитренинги и т.д.Результат работы психолога с клиентом: Цель – трудоустройство клиента.Задачи: 1. Расширение информированности клиента о содержании различн. профессий.2. Внесение корректив в проф. планы и намерения клиента.3. Согласование самооценки, уровня проф. притязаний и возможностей клиента.4. Принятие решения клиентом о трудоустройстве на конкретную должность.Категории безработных, с которыми в обязательном порядке проводится проф. консультирование: 1) Безработным является выпускник школы-интерната.2) Безработный не имеет четкого надежного плана поиска работы.3) Необходимость смены профессии.4) У безработных серьезные, негативные переживания, высокий уровень стресса, тревожности.5) У безработных неадекватная самооценка.6) У безработных наблюдается потребность в исповеди.7) Безработным является гражданин, уволенный из вооруженных сил.8) Отсутствие навыков и умений поиска работы.9) Безработные, вернувшиеся из мест лишения свободы.Классификация безработных в зависимости от уровня активности в решении проблем занятости. Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.Безработные второго типа , как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.Безработные четвертого типа - люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная государственная система социальной реабилитации.

17.Отбор содержания по учебному курсу «Психология»: источники и принципы отбора содержания. Подготовка преподавателя к занятиям по психологии. При подготовке учебного курса по психологии используют в качестве источников следующие материалы, которые подразделяются на следующие виды: 1) Учебная литература в виде учебников и учебных пособий обычно является основным источником, на который опирается преподаватель. 2) Научная литература в виде монографий, статей в научных журналах и сборниках научных трудов часто используется преподавателями психологии в высших учебных заведениях. Научные книги и статьи представляют развернутое содержание научных исследований и предназначаются для коллег - профессиональных психологов, поэтому они не всегда доступны пониманию студентов. В отличие от учебных пособий они являются предметно-ориентированными и не рассчитаны на учебные цели. В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография - книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования. Преподавателю необходимо при подготовке к учебным занятиям изложить соответствующий материал в дидактически более доступной форме. 3) Научно-популярные книги и статьи также могут использоваться при подготовке и проведении учебных занятий по психологии как вспомогательные пособия. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии, поскольку предназначены для широкого круга лиц. 4) Новым источником информации по психологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий - подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку. Планирующей документацией являются перспективно-тематический план и планы занятий. Подготовка преподавателя к занятиям по ПС : Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. 1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины , которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы по видам занятий в соответствии с выделенными часами. 2.Знания преподавателя, не должны ограничиваться рамками учебников . Ему необходимо знакомиться со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с др. преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции. 3. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы , используя теоретические положения, исследования, исторические факты. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии. 4. Чёткое и детальное представление о содержании курса позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического плана . Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия. Перспективно-тематический план - это рабочий документ преподавателям, который никем не утверждается. Его форма зависит от принятой методической системы преподавания. А) Тематический план может быть составлен на один или два семестра соответствующего учебного года.Б) Структура тематического плана должна содержать: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, кол-во часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу. Объём знаний, который должен получить студент. В) Составление тематического плана следует начинать с распределения материала внутри каждой темы, на отдельные занятия. На изучение сложных и больших по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. 5. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру , то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и объем самостоятельной работы. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов : объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их. В плане занятия, преподаватель вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определенными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной. работы.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ.

В наше время родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Непосредственно в семье ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Родители, не всегда уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей. Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом, включает в себя не только психические процессы и механизмы, но и духовность человека как высшее проявление человеческой реальности. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и ценности. Такие как : недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры. В следствии этого, необходимо знать и учитывать возрастные аспекты развития личности ребенка, т.е. когда и как протекают возрастные кризисы. Возрастные особенности дошкольников могут играть как позитивную, так и негативную роль в развитии ребенка, в зависимости от условий его жизни и воспитания. По мере развития, у ребенка повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, появляется возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, желания и мысли. Желая, как можно быстрее воспитать в ребенке эти особенности, взрослые дают ему инструкции, советы и ограждают массой запретов. Они ограничивают активность и самостоятельность ребенка, что может вызвать у него агрессию или чувство неполноценности.

Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников.

Венгер отмечал, что «в дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психологических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями». Поэтому они и становятся основным объектом психологического воздействия. Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования .

Поскольку современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов, консультации нужны не только родителям детей из неблагополучных семей, но они необходимы и благополучным семьям. Также психологическая помощь является необходимой составляющей в работе педагогов и воспитателей.

Особенность психолого-педагогического консультирования в ДОУ в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога).

Психолого-педагогическое консультирование подразумевает под собой обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других .

В основном работа психолога-педагога в ДОУ должна проходить через психологическую профилактику и психологическое просвещение.

Психологическая профилактика связана с систематической работой психолога, воспитателей и родителей; с предупреждение возможных психолого-социальных проблем у детей; выявление детей группы риска (по разным основаниям); с созданием благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах; профилактикой профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Психологическая профилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Выделяют три уровня психопрофилактики:

1. Первичная профилактика. Психолог работает со всеми детьми, включая и тех, у кого наблюдаются незначительные отклонения в психологическом развитии.
2. Вторичная профилактика. Психолог работает с детьми «группы риска», у которых проблемы уже проявились, но не стали неуправляемыми. Здесь психолог встречается с родителями и учителями, ведет активную работу по преодолению трудностей.
3. Третичная профилактика. Психолог занимается коррекцией
только с детьми с ярко выраженными психологическими проблемами.

Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Психолог работая с родителями должен максимально глубоко и объективно понять их ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования .

Любой вид работы педагога-психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть его профессиональной деятельности, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Как правило, усилия педагога-психолога ДОУ сосредоточены на том,чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса добиваться следующего:

Своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности ребенка;

Изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде;

Предотвращать возможность развития трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.

Марцинковская Т.Д. выделила психологическое консультирование в условиях детского сада, как «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера» .

В связи с тем, что объектом внимания педагога-психолога являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация, он вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.

Основными направлениями в психолого-педагогической работе с воспитателями чаще всего выступают: возрастные новообразования, консультирование по результатам диагностики, особенности игровой деятельности, типичные проблемы развития детей «группы риска» и специфика взаимодействия педагогов с ними, педагогическое общение.

Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Исходя из обозначенных проблем, определяется вид консультирования и форма проведения, для кого оно будет проводиться.

В условиях ДОУ можно выделить следующие основные виды консультативной работы: индивидуальное и групповое; однократные и многократные; по личному обращению или в результате вызова, направления; без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием; без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов; консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.

Прежде всего, групповые консультации организуются для родителей по инициативе педагогов и администрации ДОУ и связаны с основными проблемами и особенностями психического развития ребенка-дошкольника, а именно: психологические особенности детей разного возраста, адаптация детей к детскому саду, готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностических процедур, особенности детско-родительских отношений.

Формы работы по групповому консультированию педагогов разнообразны- педчасы, практические занятия, выступления на педсоветах, печатные материалы в папке «Взаимодействие с педагогом-психологом». А групповое консультирование родителей проходит в форме родительского собрания, различных тренингов.

Форма же работы психолога-консультанта с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ имеет три направления:

Индивидуальные игровые занятия (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы);

Групповые игровые занятия (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей);

Консультация родителей детей (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка).

Индивидуальное консультирование, как было отмечено ранее, осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение "реального" запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. Основным методом психологического консультирования родителей в условиях ДОУ является беседа, а формой проведения - индивидуальная консультация.

Наиболее часто родители обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами, имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок». Значительная часть вопросов, составляющих содержание индивидуальных консультаций родителей детей дошкольного возраста, касается проблем общения и взаимоотношений в семье. К сожалению, часто родители не имеют мотивации работать над проблемами семьи, им проще находиться в позиции «жалобщика». Как правило, в таких случаях предметом работы становятся личностные проблемы взрослого или ребенка, причем изначально родители приходят с запросом по поводу уровня развития психических процессов, а в ходе беседы определяются проблемы взаимоотношений в семье. Здесь задача педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - определить, обозначить, «прояснить» для клиента наличие проблемы.

Своевременная консультация родителей и избавление их от подобных воспитательных заблуждений является важным фактором профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

Таким образом, основная цель психолого-педагогического консультирования в ДОУ, достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка со стороны родителей и также воспитателей, установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем .

В настоящее время в практической деятельности педагога-психолога ДОУ индивидуальная работа с родителями должна быть направлена на пропаганду психологических знаний, на психологическую профилактику отклонений хода психического развития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации развивающе-коррекционной работы.

Список литературы:

1. Венгер А.Л., Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство.Часть 1,2/А.Л.Венгер. - М.:Генезис,2001.-160с.

2. Верещагина Н. В., Особенности работы с семьей и консультирования

Родителей детей с особыми образовательными потребностями/Н.В.Верещагина //Дошкольная педагогика.- 2009. –33 с.

3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям - Москва: Гардарики, 2000. - 255 с.

4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.



К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа . Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Разновидности интервью:

Ø стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

Ø частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

Ø свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

Ø заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

Ø уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

Ø получение ответа на свой вопрос;

Ø повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

Ø переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

Ø поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

Ø обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

Ø эмпатия- сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

Ø рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

Ø идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

v метод личностно-центрированного консультирования,

v метод экзистенциального консультирования,

v метод психоаналитического консультирования,

v метод поведенческого консультирования,

v метод когнитивного консультирования,

v метод консультирования, фокусированного на решении,

v мультимодальное консультирование и т.д.

3. Принципы психолого - педагогического консультирования

Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи психолого - педагогического консультирования, включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развиваюшие цели.

К принципам психолого - педагогического консультирования относятся:

a. этические;

b. стратегические;

c. тактические.

Важнейшими этическими принципами являются : принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта.

Стратегические принципы , определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

Заключение

Психологические консультирование - это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование похоже на психотерапию, но отличается от нее тем, что:

Имеет относительно короткий период;

Может нести эпизодический характер;

В основном клиент сам решает свою проблему, консультант лишь направляет его;

При консультирование решаются мелкие проблемы в отличии от психотерапии;

Не проводятся дополнительный сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);

Консультант не несет ответственности за результат работы с клиентом.

Психологическое консультирование членов педагогического коллектива - это работа, заключающаяся в налаживании отношений между педагогом и ребенком. Показывается, объясняется педагогу, в чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими и организационными мероприятиями).

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 2004г.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2006г.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М. 2005г.

7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование СПб. «Питер» 2003г. С. 464

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002г.

9. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2002г.

10. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.

11. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС. 2005г.

12. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб., 2006г.

13. Осухова Н.Г. Теоретическая позиция и практика: Сопоставительный анализ двух подходов к консультированию. М. 2004г.

14. Пиз Алан Язык телодвижений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.

15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универсум, 2000г.

16. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

17. Серова И.В. Консультативная работа со страхами у детей дошкольного возраста. М. 2003г.

Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Разделы: Школьная психологическая служба

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическое консультирование.
  3. Психопрофилактика.
  4. Психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом консультировании. Оно включает в себя следующие частные виды работ:

  1. Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться и взрослым и детям в форме, понятной и доступной для практической реализации.
  2. Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением детьми и взрослыми людьми необходимых им психолого-педагогических советов.
  3. Работа с учителями и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации. Консультативная работа психолога школы проводится последующим направлениям:

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а так же в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей). У педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, обучающихся на каждом возрастном этапе, с также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным “получателем” психологической помощи (клиентом) является не её окончательный адресат – ребёнок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребёнка. Он только даёт советы; реализовывать их – задача клиента.

Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся ещё на этапе своего становления, учёт возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

  1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка;
  2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
  3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
  5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
  6. Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы”.

Консультирование педагогов

В консультативной работе с педагогами можно выделять ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога

с педагогическим коллективом в решении проблем и профессиональных задач самого педагога:

  1. Равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  2. Формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т.е. снятие установки на “готовый рецепт”;
  3. Ппринятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  4. Распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

  1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки. Организация по запросу учителя наиболее эффективна, а форме индивидуальных консультаций.
  3. консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др. в рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает " снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьной проблемах ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене жиля, “Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях. Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога, а процессе проведения бесед во время первых встреч:

  • умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
  • обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;
  • формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребёнка;
  • предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе её реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

  • подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариативного прогноза его дальнейшего развития;
  • совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
  • обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
  • планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяются 4 основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребёнка, часто это придаёт большую убедительность вывода консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребёнка.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы.

Если исходить из устоявшегося в практике семейного консультирования а оно на сегодняшний день наиболее развито – деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, то в области родительско-детских отношений существуют три направления, три способа работы:

  • повышение социально-психологической компетенции родителей, обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций, улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной осведомлённости и т.п.;
  • работа с семьёй как целым с точки зрения как диагностики внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
  • работа преимущественно с ребёнком.

Было бы наивно полагать, что какое-то из этих трёх направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребёнка. И возрастной психолог консультант работает отнюдь не только в третьем модусе. Однако одним из организационных принципов его работы является отказ от консультирования родителей без обследования ребёнка. Таким образом, процедура консультирования родительско-детских отношений в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребёнка, а не только его межличностных отношений и тем более не только этих отношений глазами родителей. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое обследование родителей.

Литература:

1. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.2: Психология образования. – 608 с.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. – Ростов н/д: “Феникс”, 2004.– 448 с.