Семинар «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология. Применение социо - игровой технологии на занятиях с детьми консультация на тему Социо игровая технология способствует развитию

Брак и семья

Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе ;коллективные формы дополнительного образования , групповые формы дошкольного обучения и воспитания , интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе . Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание -социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

· на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX векаразрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним изего лучших учеников - М.Чеховым);

· на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователямиА.А.Потебни , а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой )

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980;1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

· Двигательная активность самих обучающихся;

· Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем),темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;

· Работа "малыми группами".

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

· их мотивационной свободы (добровольности);

· их информационной инициативности (коммуникативности);

· их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяетсяособенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства : см. "Режиссура урока" (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов:"Драмогерменевтика" (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)



Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителюорганизации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки отруководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись иотправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составитьо пределенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии сразбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина . При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

·didakticheskie_igry.docx

·http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/%D0%94%D0%98%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%98%D0%93%D0%A0%D0%AB

·Применение дидактических игр в процессе освоения профессиональных компетенций студентами педагогического вузаhttp://naukovedenie.ru/PDF/103PVN215.pdf

ТЕМА 14: Деловые игры

Деловая игра

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

·уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

·наличие тактического и (или) стратегического мышления;

·скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

·способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

·способность прогнозировать развитие процессов;

·способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

·стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.

Профессиональная организация деловых игр - весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

·http://psyfactor.org/personal5.htm

СОЦИО-ИГРОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

В ДОУ

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива является обязательное применение в

непосредственно образовательной деятельности

здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –

обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.

Социо-игровые педагогические технологии оказываются

бесценными в решении данного вопроса.

Ведь важнейшей составляющей этих технологий

является двигательная активность и

коммуникативные умения и навыки.

Социо-игровая технология – это развитие

ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий

как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).

В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро

устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

Основные условия

Движение - под любым предлогом.

Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

Работа малыми группами 3-6 человек

Во всех видах деятельности идти от возможностей

детей.

Открыть широкий путь игре.

Не навязывать детям свои представления, а

создавать условия для высказывания детьми

собственных представлений.

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ

В СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Социо-игровая методика предполагает

интеграцию областей.

Это дает положительный результат в

области коммуникации, познании,

эмоционально-волевой сферы, более

интенсивно развивает интеллектуальные

способности детей по сравнению с

традиционным обучением, способствует

речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Группы игровых заданий

1. Игры-задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во

время выполнения которых выстраиваются деловые

взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с

другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей

доступностью, быстро возникающей азартностью и

смешным, несерьёзным выигрышем. В них

доминирует механизм деятельного и психологически

эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это

задания, выполнение которых подразумевает

художественно-исполнительский результат.

Взгляды традиционной педагогики

Взгляды социоигровой технологии

1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.

1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно».

2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Опора на дискретность

Цель – задачи – приёмы – результат

3. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить.

4. Педагог в роли «судьи»

4. Педагог в роли «советчика»

5. Главные положительные качества детей: послушание,

исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей:- развитие самосознания;

Умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;

Оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;

Тренировка речи, развитие внимания, умения услышать,

запомнить услышанное, умения сообща решать задачи,

обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

6. Педагог в позиции «над», «рядом». Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного

воспитания но оценивается положительно.

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и

одновременно каждым из них.

9. Педагог не выходит за границы намеченного.

9. Педагог должен идти от детей.

10. Дети работают на педагога.

10. Дети работают на себя

СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,

«Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

· Решение задач социального «закаливания».

· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

· Сказкотерапия.

· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

· Тренинги.

· Самопрезентация

Здоровьеразвивающие технологии

Пальчиковая гимнастика.

· Гимнастика для глаз.

· Дыхательная гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.

· Музыкально-дыхательные тренинги.

· Динамические паузы.

· Релаксация.

· Арттерапия.

· Сказкотерапия.

· Двигательная терапия.

· Музыкотерапия.

· Цветотерапия.

· Звукотерапия

· Песочная терапия.

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 339» городского округа Самара

Сообщение

на тему: «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

Подготовил

Воспитатель

Рычнева Елена Викторовна

2013 г.

«Сделать серьёзное занятие для ребенка

занимательным первоначальная задача

обучения»

К.Д. Ушинский

«Социо- игровой стиль работы с детьми,

как эффективная педагогическая технология»

Цель: познакомить с педагогической технологией: « социо-игровой стиль работы с детьми.

Задачи:

    Познакомить участников с методами и приёмами, применяемыми в социо -игровой технологии.

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо -игровой технологии.

    Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Примерный алгоритм: выделение проблемы – вводное слово, описание принципов, содержания форм, средств, используемых в работе.

Ожидаемые результаты: воспитатели на практике будут использовать эффективную педагогическую социо -игровой технологию, освоят приемы по преодолению заорганизованности дидактических игр, познакомятся с табличкой - БАБОЧКОЙ, СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

1.Выделение проблемы

Тема моего сообщения - «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова К.Д. Ушинского

(Слайд 1) «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения».

Уважаемые коллеги.

(Слайд 2) Социо -игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками (Слайд 3) « Не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки»- вот сущность социо- игровой технологии обучения.

Актуальность данной темы:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Соответствовать данному утверждению мне помогает современная педагогическая технология: - «Социо - игровая педагогика» представленная Евгением Евгеньевичем Шулешко, Александрой Петровной Ершовой и Вячеславом Михайловичем Букатовым.

Следуя их советам, образовательную деятельность детей организую как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») Данную технологию использую в организации образовательной деятельности. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.

Ориентируясь, на новые подходы в системе образования и учитывая, требования ФГТ, в своей педагогической практике применяю социо - игровые приёмы, упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Что подразумевается под первой частью составного термина - социо? По Шулешко социо- означает малый социум , поэтому правильное, авторское написание - с дефисом. (А корректоры постоянно исправляют этот дефис, пишут «социоигровая», понимая социо- как социальная. Американцы так и переводят: «социально-игровая педагогика». Что неверно. Правильный смысл, когда при переводе получается группо- игровая педагогика.)

А что кроется под второй частью термина - игровая? Некоторые думают, что это обычные «дидактические игры». Но это далеко от истины.

(Слайд 4) В социо- игровой педагогике для преодоления проблемы скуки и заорганизованности дидактических игр существует:

БАБОЧКА СОЦИО-ИГРОВОГО СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Бабочка придумана для того, чтобы подсказывать нашей интуиции (которая есть абсолютно у всех!), что воспитателю на занятии нужно делать, чтобы избежать заорганизованности и уберечь детей от скуки.

Таблица-БАБОЧКА - только подсказка, а не инструкция. Если любой таблицей пользоваться как однозначной инструкцией, то результат может оказаться банальным и скучным. Чтобы этого не случилось, таблица-БАБОЧКА построена как некая система перспектив, ориентируясь на которые воспитатель понимает, куда ему двигаться и при планировании занятия, и при его проведении.

Есть цепочка процедур , приводящих к пониманию сложного, непривычного, пугающего своей новизной текста. Цепочка эта воспроизведена на правом и левом крылышках БАБОЧКИ . У бабочки два крыла, на каждом из которых по 12 ячеек. В свою очередь каждая ячейка состоит из двух треугольных полусекторов. Детское продвижение по треугольничкам обычно происходит и скачкообразно, и непоследовательно. Для каждого ребёнка траектория оказывается своей . И «групповая работа» обеспечивает каждого ребёнка возможностью находиться в том самом треугольничке, в котором ему «здесь и сейчас» быть лучше всего.

Педагог действует как повар - помешивает, чтобы не пригорало.

Двигать, видеть, слышать себя.

Двигать, видеть, слышать других.

Любая процедура представлена на Бабочке в трёх ипостасях :

    в движении ребёнка;

    в его разглядывании;

    в его слушании;

Например: я раздала на подгруппу картинки. Что обычно происходит? Кто-то двигает картинку к себе или командует другим, куда нужно подвинуться, чтобы всем было видно. А кто-то в это же самое время начинает внимательно сам всматриваться в картинку, тогда как его соседу интересно следить, куда показывает пальцем один из сверстников. Ну и, конечно, кто-то говорит сам, а кто-то - обычно самый робкий - слушает других.

Конечно же, я рассчитываю на сознательность детей, обычно сразу начинаю с того, что прошу детей что-то показать или на что-то ответить. И, часть, детей с лёгкостью оправдывает мои ожидания. Но есть и те, которые начинают почему-то путаться.

Выход же довольно прост: стараться не нарушать на занятиях естественной последовательности в путешествиях детей за индивидуальным пониманием. То есть каждому ребёнку стараться обеспечить возможность найти и осуществить свою личную траекторию понимания.

А именно : сначала дать выход непроизвольным детским движениям (левый край таблицы), затем обеспечить возможность восприятия ими «работы других» (центральная вертикаль таблицы), - вот тогда, «как по маслу», даже самые слабые начнутдовольно правильно и показывать, и отвечать . А главное - вызывать неподдельный и вполне деловой интерес у своих более сильных соседей .

Конечный результат деятельности, построенной по таблице-БАБОЧКЕ - помочь ребёнкунаучиться слышать себя. А всё благодаря групповой работе , построенной по тем советам, которые воспитатель может интуитивно выудить из таблицы - БАБОЧКИ.

В рамках данной технологии поставила перед собой такие задачи:

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитывать желание узнавать новое.

Социо - игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Изучая труды основателей социо - игровой педагогики, мне очень понравились предлагаемые законы общения.

« Законы общения»

    Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

    Не ворчать, не ныть, не бурчать;

    Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

    Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

    Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

    Поддержи, помоги подняться и победить;

    Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

    Не возноси себя над другими. Вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблемы .

(Слайд 5) Общение детей в рамках данной технологии организуется в три этапа:

на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

(Слайд 6) Плюсы социо - игрового стиля:

Отношения: «ребенок - сверстники»;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль говорящих и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо - игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

(Слайд 7) Принципы:

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Применение социо -игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Например : освоения детьми грамоты. Подготовительная группа. Проблема: «некоторые дети знают буквы, уже печатают их, но они ещё не читают. Отказываются. Боятся».

Шулешко предлагает такой прем. Написать, каллиграфически и размашисто - через всю доску (но без разрывов в словах между буквами) .например, «Приехалигости.»

После чего закрыть всю фразу большущим листом бумаги, и объяснить детям: «Мы сейчас будем читать. Но читать с конца. Я буду сдвигать свой лист бумаги, и открывать постепенно вам буквы. Если вы увидите какую-то знакомую буковку - но только одну! - вы молчите. А вот если букв будет столько, что получится слог, то вы тогда всё, что будет справа от моего листа, произносите вслух. Дружно, хором».

И начинаем свой бумажный экран сдвигать влево, оголяя хвост написанного. Дети переглядываются, потом что-то робко произносят. Звучит «ти». Но тут же оказалось, что не «ти», а «сти». Эта вторая версия слога звучала уже громче, дружнее, увереннее…

И так - ползком, ползком, - уже даже словосочетание осилили. Прочитали все вместе. Даже те, кто не доверял себе, присоединились. Потому что каждый раз надо было всё заново и до конца прочитывать. И когда в конце открыл ась заглавная буква «П», все хором прочитали «Приехали гости».

Прочитали и возникла пауза. Было видно, как до детей доходил смысл того, что они только что хором прочитали!

Среди детей - эффект разорвавшейся гранаты: мы смогли прочитать (то есть ПОНЯТЬ!)

В образовательной деятельности детей я решила испробовать некоторые приемы: умение объединяться детей в пары, компании по 6-8 человек, придумывала такие задания, которые бы побуждали детей работать сообща, обсуждать задание и приходить к единому правильному решению.

При объединении детей в команды, компании, использовала разные варианты: объединится по симпатиям, по одинаковому признаку в одежде, по цветным карточкам, по цифрам и пр.

Поначалу обратила внимание, что некоторые дети затруднялись при объединении в компании, при выполнении задания. Были совершенно пассивные или молча наблюдали за детьми из своей компании, как те обсуждали задание и выполняли его.

После многократных заданий объединиться в команды (компании) затруднений у детей уже не было, но дети, которые по себе пассивные, не проявили инициативы, но если их члены компании заставляли что-то делать, они выполняли. К концу месяца отметила для себя, что дети стали с желанием участвовать в общей деятельности, даже при обсуждении пытаются высказывать свои мнения и другие дети к ним прислушиваются.

Уважаемые слушатели, я рассказала Вам некоторые приемы игровой технологии.

Итог:

(Слайд 8) Широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

Все начинается с детского сада. Уже сейчас ребята подготовительных групп проходят тестирование с психологами, а родители и воспитатели получают рекомендации по подготовке к школе. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада.

В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

(Слайд 9) Литература:

1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Переработанная в соответствии с Ф. Г. Т. -Детство Пресс,Санкт-Петербург,2011г.

2 «Азбука общения»-Детство Пресс,Санкт-Петербург,2007г.

3. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников»-Детство-Пресс, Санкт-Петербург,2009г.

4. «Давай поиграем» -Детство-Пресс,Санкт-Петербург,2008г.

5.« Бабочка социо - игрового стиля обучения. Руководство по конструированию драмогерменевтических процедур».

Елисеева Ольга. Методист: Иванова Ульяна Михайловна.
Социо-игровая технология в детском саду

1. Введение.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Подготовка к школе еще в недалеком прошлом рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хотя многочисленные исследования психологов и педагогов всегда говорили о том, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

ФГОС ДО расставил все точки над «i» , узаконив принципы дошкольного образования в Российской Федерации.

Теперь «обучать» дошкольника - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

В соответствии с данными требованиями в МАДОУ ДСОВ № 40 разработана Программа развития, целью которой является создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного достижения целевых ориентиров дошкольного образования при целенаправленном использовании современных развивающих технологий .

Таким образом, обозначилась проблема – несовершенство организации детской деятельности посредством социо-игровой технологии в соответствии с современными требованиями.

1.1. Применение социо – игровой технологии на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста

Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка : стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И, прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться» .

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология .

Главная задача применения «социо - игровых » технологий : усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности : формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения.

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают) . Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна : взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта» , а как «субъекта» развития и воспитания.

Основа социо-игровой технологии заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том , чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко) .

1. «Не учить!»

Если большинство из привычных технологий ориентированы на то , как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой технологии воспитателям надо , прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!»

В народе как говорят : «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» . А вот, если по социо-игровому , то дело обстоит иначе : «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!»

Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. В общем, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

2.2. Методы и игры для активизации мыслительной деятельности :

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности :

I. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр :

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень» , «Встань по пальцам» , «Стою, на кого-то смотрю» , «Замри» , «Волшебная палочка» , «Летает - не летает» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент» , «Составь слово» , «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво» , «Сценки-истории» , «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет» , «Ловишки» , «Колечко – колечко» , «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» , «День и ночь» и др.

Таким образом, на основании всего выше сказанного следует, что муниципальный эксперимент по изучению использования социо-игровой технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет способствовать решению основных задач Концепции непрерывного образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Обобщение, выводы.

В заключении кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе» . Мне было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу» . Раньше был один ответ ребенку : «Твой вопрос мы решим после занятия» , а теперь я пытаюсь услышать каждого.

С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Дурягина Галина Петровна

воспитатель

МБДОУ № 24 комбинированного вида

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

Уважаемые коллеги! Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться».

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Социо -игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения .

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики

Социо - игровая педагогика

Традиционная педагогика

Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата.

Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ

Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения)

Диктат воспитателя (субъект - объектные отношения)

Развитие самостоятельности

Послушное повторение формулировок

Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом)

Наличие дискретности - дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты)

Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая»)

Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре

Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе.

Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть

Равноправие детей и взрослых - основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения

Основа социо - игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила следующие задачи :

1.Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Снять страх и зажим перед деятельностью.

2.Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3.Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой

2. Разработка перспективного плана

3. Соблюдение вариантов деления на группы:

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центрах, за столами, на полу, в любимом уголке).

Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

5. Смена темпа и ритма

6. Использование игр разнообразного характера (которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества). Эффект понимания непредсказуем. В любой момент занятия на любого из присутствующих детей может снизойти: «ЭВРИКА!» и тогда он совершит для себя открытие.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности.

I. Методы, повышающие познавательную активность:

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Предлагаю группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

(Для чего на старшем возрасте разработала перспективное планирование).

Перспектива, направленная на последующую деятельность (ребенок запоминает лучше действие, которое осталось незавершенным, у них остается желание продолжить его и получить результат. Дети с готовностью возвращаются);

Беседа;

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Опыт.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.

В конце своего выступления кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне, как и коллеге, было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!

В этом мы убедились на собственном опыте. Наши воспитанники уже на начало учебного года в старшей группе умеют:

  • слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.