Правила воспитания ребенка 3 лет. Психологические особенности поведения ребенка в три года

Любовь и отношения

Родителей малыша в первые 3 года его жизни ждет немало сюрпризов.Такие события как первые шаги, первое слово, первая улыбка или первый зуб остаются в памяти навсегда.

Психологическое развитие детей до трех лет проходит очень интенсивно. На первом году жизни дети накапливают информацию об окружающем мире, а потом начинают уже сознательно ее использовать.

Особенности воспитания ребенка

В возрасте до 3 лет кроха активно изучает мир вокруг себя. Его привлекают абсолютно все окружающие предметы, которые он непременно хочет попробовать на ощупь и на вкус.

Воспитание детей 0 до 3 лет методы и задачи

Для того что бы детская любознательность не привела к неприятным последствиям примените следующую методику :

  • Разрешайте малышу познавать мир. Ну а если ему нельзя что-либо брать в руки, то необходимо сделать так, что бы данная вещь не попадалась ему на глаза.
  • Участвуйте в познавательном развитии малыша. Например, если малютке захотелось залезть на шкаф, то вам тоже стоит залезть вместе с ним.
  • Не спешите сразу на помощь если малыш упал. Падение — обязательный этап для развития ориентировки в пространстве.
  • Игра — замечательный способ обучения и воспитания. На примере игрушек можно показывать как следует относиться к старшим или то, что нельзя кусаться и драться, плохо себя вести.

По достижению трехлетнего возраста дети уже начинают формироваться как личность. Они чутко реагируют на отношение старших членов семьи, поэтому любая ошибка в воспитании впоследствии может привести к серьезным проблемам.

Особенностью поведения в з года является то, что малышу сложно мгновенно переключаться с одного действия на другое. Поэтому не нужно детей в этом возрасте торопить и добиваться немедленного исполнения всех просьб и указаний.

1. Оказывайте малышу помощь в познании мира, который его окружает. Детям интересно практически все, поэтому основная задача родителей активно поощрять все проявления детской любознательности.

2. Формируйте у маленького человечка ощущение безопасности. Научите его справляться с эмоциями, не забывайте о проблемах детского страха. Родители должны помочь выработать у малыша конструктивное отношение к нему.

3. Правильная самооценка. Процесс формирования личности активно идет до достижения ими 2,5 — 3 лет. Все ошибки объясняйте спокойно, ни в коем случае не надо малыша ни с кем сравнивать и вырабатывать у него чувство вины.

4. Развивайте сильные стороны детского характера и работайте над слабыми.

5. Побуждение к самостоятельности. Покажите малышу все преимущества взросления.

Формирование личности и характера происходит с появления маленького человечка на свет. Родители иногда находятся в замешательстве во время конфликтов со своим чадом. Избежать их может и не получиться, а вот сгладить — вполне возможно.

  • Как можно чаще проявляйте любовь к своему отпрыску, так как дети очень ранимые и нежные создания.
  • Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым.Не ущемляйте его права и прислушивайтесь к детским интересам.
  • Все взрослые в семье должны применять одни и те же методы воспитания и не отступать от этой тактики.
  • Одобряйте детскую самостоятельность, однако не идите на поводу у малыша и определяйте границы дозволенности.

Воспитание 3 — 4 года особенности

В возрасте 3-4 года маленький человек — это уже вполне сформировавшаяся личность со своими желаниями и эмоциями.

Иногда бывает, что эти желания абсолютно не совпадают с правилами взрослых и малыш начинает проявлять характер. Попросту говоря капризничать. Воспитание в этот период времени требует от родителей невероятного терпения.

Нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации

В формировании личности самым важным является нравственное воспитание. Именно оно должно выработать у детей такие качества как чуткость и честность, отзывчивость и готовность к взаимопомощи, вежливость и дисциплинированность.

  • Огромное влияние на детей имеет положительный пример взрослых и литературных героев. Родители должны воспитывать у детей чувство патриотизма, рассказывать об истории и традициях своей страны.
  • Важно в этом возрасте ввести малютку в детский коллектив, например детский сад или другую группу сверстников. В таком случае у него будут формироваться чувства дружбы и товарищества.
  • Немного отличаются методы воспитания мальчика и девочки в 3-4 года. Мальчик должен знать, что он сильный и добрый, идеалом же для девочки является мама.
  • Не стоит забывать и о физическом воспитании. Ведь спорт — это не только польза для здоровья, но и положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы малыша.

Методы воспитания и обучения в 3 и 4 года

1. Терпение . Малыш пытается быть самостоятельным, а родители постоянно его поучают. Маме и папе следует запастись терпением и вести себя как можно мягче.

2. Запреты . Они должны быть четко обоснованы. Кроха должен понимать почему нельзя делать так или иначе.

3. Личный пример . Дети подражают поведению взрослых и все в себя впитывают. Если в семье общаются спокойно, то и поведение малыша будет соответствующим.

Дети после года уже способны самостоятельно есть и одеваться. Главное терпеливо обучать маленького человечка этим процессам, не забывая хвалить за проявление инициативы.

Трехлетке уже можно давать несложные поручения по дому, такие как убрать за собой игрушки или полить цветы.

Ошибки в воспитании мальчиков и девочек

  • Неправильно следовать стереотипам. Необходимо уважать чувство малыша вне зависимости от его пола.
  • Неправильно ограничивать детское развитие из за полового различия. Не обязательно мальчикам играться только машинками, а девочкам куклами. Пусть они играют теми игрушками, которые вызывают у них интерес.
  • Неправильно ругать малыша за несоответствующее общим правилам поведение. Например такие фразы как «разнылся как девочка» или » дерешься как мальчишка» абсолютно неуместны. Необходимо формировать уважительное отношение к представителям противоположного пола.

Воспитание детей в первые годы их жизни процесс и трудный и увлекательный одновременно. Любите своих малышей, постарайтесь находить для них больше времени, проявляйте внимание и заботу, ведь именно от родителей зависит будущее их отпрыска.

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

В возрасте 3-4 лет у детей активно развивается образное мышление, появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию и другой подобной. Когда малыш занимается воспроизведением своего видения на окружающий мир, он обязательно объясняет то, что хочет изобразить. В этом возрасте активно развивается чувство собственных успехов. Когда малыш выполнить поставленную задачу, то обязательно покажет вам и будет радоваться, что у него получилось. Он может расстроиться, если что-то не вышло. В более раннем возрасте дети не особо огорчаются по поводу неудач, либо быстро забывают о них. Сейчас малыш более чувствителен, поэтому будет стараться сделать задуманное, чтобы не допустить состояния собственного неудовлетворения. Именно в 3-4 года у детей активно проявляется чувство гордости за себя. На этом фоне развивается и чувство соперничества. Это не сложно заметить, потому как ребенок рассказывает о том, что он стал первым в садике по определенному виду деятельности или опередил всех сверстников в игре «догонялки». Первое вранье Нередко дети начинают гордиться не только собой, но и своими родителями. Порой можно услышать фразы «Моя мама самая красивая» или «Мой папа самый сильный». В этом возрасте чувство неполноценности может породить желание к вранью. Если ребенок не получает достаточного внимания, то начинает врать, что родители выполняют все его прихоти и тому подобное. Главное, вовремя заметить, что малыш начал обманывать, потому как в дальнейшем исправить данную проблему будет намного сложнее. Реакция ребенка становится более личностной, потому как активно развивается чувство «Я». Если раньше ребенок мог стесняться, реагировать, ориентируясь на выражение лица родителей, то сейчас все происходит крайне искренне. Т.е. ребенок может засмеяться над ситуацией, когда выражение лица мамы или папы крайне строгое. Будь малыш на год младше, он бы еще подумал перед выражением своих эмоций. Дело в том, что все происходит на подсознательном уровне, где контролировать данные процессы может только психологическое развитие. Сейчас малыш стал более внимательным и равнодушие к миру постепенно «затупляется». Ребенок замечает и различает что-то, оценивает обстановку и предметы по определенным критериям. Как было сказано выше, малыш становится более чувствительным. Если кто-то спит, то он не будет выпускать всю энергию в игре, пытаясь не тревожить спящего человека. Он может сопереживать, если кому-то грустно, больно. Замечает огорчение, недовольство, радость, усталость, злость и другие эмоциональные проявление и старается помочь. Реакция распространяется при просмотре фильмов и мультфильмов. Если любимый герой погибает, то малыш может заплакать. Чувство вины Активно развивается чувство вины. Если малыш нечаянно разбил мамину вазу или пролил воду, то не ждет от родителей «мягкой» реакции. Раньше ребенок мог через час забыть о том, что родители его поругали и продолжать жить в соответствии со своими ценностями. Сейчас он может длительное время переживать по поводу наказаний, огорчений родителей, смены настроения по его вине и.т.д. Если ребенок не согласен с наказанием, то может затаить обиду и, «надувшись», не разговаривать ни с кем либо игнорировать возможные контакты. Ребенок может давать свою оценку происходящему. Если мама говорит, что нельзя брать папины вещи, а сама нарушает сказанное, то малыш может напомнить о ее запрете либо сделать «маленькое» замечание. Что такое хорошо, и что такое плохо? Различает хорошее и плохое без указаний родителей. Если папа сломал что-то, то малыш скажет о том, что это нехорошо. Также малыш высказывает свое мнение относительно действий своих сверстников. Если в детском саду кто-то разобьет или сломает что-то, то ребенок может оценить это и высказать виновникам. В таком возрасте ребенок склонен к ревности. Он может замолчать и игнорировать указания воспитателя, если ему покажется, что к нему относятся чуть хуже. То же самое распространяется в семье, на улице и других обстановках. Может обижаться, если кто-то несправедлив к нему. Малыш способен заступиться за сверстника, особенно это часто проявляется в отношении противоположного пола. Если его что-то не устраивает, то кроха может сердиться, делать что-то специально неправильно, выражая свое недовольство. Раньше ребенок ничего не стеснялся, потому как была рядом мама. Сейчас малыш может выражать свое стеснение путем опускания глаз, перетирания ладоней или пальцев. Также малыш выражает свое стеснение, водя ногой по земле. Чаще всего возникает стеснение, при пребывании в незнакомой обстановке, обращении незнакомых людей и постыдных ситуаций. Первые страхи Развивается настороженность, потому как формируется чувство безопасности. Малыш не будет тянуться к собакам на улице, потому как неизвестная реакция его слегка пугает. Ребенок настороженно относится к незнакомцам, животным, новым обстановкам, порой родителям, которые слишком строго с ним обращаются. В этом возрасте у детей появляется много страхов относительно темноты и страшных персонажей фильмов и мультфильмов. Чтобы не «подливать масла в огонь», рекомендуется отказаться от запугиваний, иначе это негативно отразиться на психике малыша. Нередко родители, в целях приучения, пугают детей различными выдуманными существами. Например, если не будешь кушать, то тебя заберет баба яга. Нельзя пугать детей отказом от него. Например, если ты сейчас не пойдешь, то мы с папой отдадим тебя серому волку. Именно с 2.5 до 4 лет, дети активно познают такие понятия, как безопасность, вред, опасность, польза. Раньше ребенок мог заниматься чем-либо только потому, что ему это нравится. Сейчас же он больше выбирает общение со сверстниками. Сейчас довольно сложный период, поэтому вам необходимо активно объяснять ребенку что такое хорошо, плохо, полезно, безопасно, опасно, вредно и.т.д. Когда малыш интересуется подобными «вещами», то нужно помогать ему в этом. Интерес так и останется интересом, если не подключатся родители. Малыш может знать, что собака способна укусить, но все равно полезть к ней, чтобы погладить ее. Ребенок все пробует применять на практике, а ваше слово поможет избавиться от многих проблем. В возрасте 3-4 лет, ребенок чувствует себя менее зависимым от мамы и папы, поэтому может отказываться от их опеки. Это вполне нормально, потому как в 3-4 года прогрессирует возрастной кризис. Малыш может специально отказываться от ваших предложений, демонстрируя свою самостоятельность и личность. Ребенок выполняет просьбы, которые были поручены близкими людьми. На этот фактор влияет темперамент, поэтому просьбы могут выполняться в зависимости от воспитания. У ребенка активно развивается речь, поэтому ему нравится запоминать новые слова, демонстрировать свои навыки, пытаться заводить новых друзей, и набираться опыта у других детишек. Нередко множено заметить картину, когда у одного ребенка получилась песочная башенка, а второй сидит и не может понять, почему у него не выходит. После чего второй ребенок спросит у первого, как у него это получилось. Услуга за услугу Развивается чувство «услуга за услугу». Вы можете попросить ребенка принести тарелки, а он вам выдаст «а тогда я дольше буду смотреть мультики» или что-то подобное. Если ребенку помогли, то он может выполнить услугу того человека, в знак благодарности. Ребенок все больше осознает разницу между прошлым и будущем. Он не станет требовать немедленного похода в зоопарк, если это возможно только с папой, который освободится через несколько дней. Нередко дети начинают задумываться, что же будет дальше в их жизни. Активно развивается настойчивость, поэтому ребенок может подолгу требовать от родителей новой игрушки. Порой дело может доходить до целых сцен в отношении несправедливости мамы и папы. Если родители уделяют внимание малышу, а именно его воспитанию, то ребенок становится менее вспыльчивым. Несмотря на кризис 3 лет, можно снизить эмоциональные реакции ребенка. Главное, показать ребенку, что можно делать, а чего нет. Вам необходимо завоевать авторитет в глазах крохи, тогда он будет послушным. Нужно проявлять строгость, настойчивость, но в то же время комбинировать с пониманием. Когда ребенок видит, что его ценят, заботятся, то чаще прислушивается к родителям.

В этой статье:

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение. А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат - пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать. Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места.
Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис - сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла. Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно. Изменения личности копятся
на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае - трехлетнего ребенка.

Кризис - это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис - это момент появления на свет новой, полноценной личности. Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного. В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка.
Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм - одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его - это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм - это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так. Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится. В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма - его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы. Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался. Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом,
в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие - это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года - нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание - дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут
в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев. Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут
выполнять любые их прихоти. В таких цель малыша - стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис - это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное - не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных
наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:


Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

Главная ошибка взрослых в период кризиса 3 лет - общение с детьми как со взрослыми. Родители
твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.


Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года - это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так. Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него - эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности - исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания - что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать , и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные - плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.