Называл к д ушинский природными педагогами. Педагогические труды К.Д

Хобби

Основные педагогические идеи Ушинского.

Основа педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и др. работах.

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

В статье «О народности в общественном воспитании» (1857) он начинает анализ воспитания в духе народности с характеристики тех черт, которые исторически сложились у различных народов. Ушинский дает меткую характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского воспитания. Особенно подробно он останавливается на критике реакционной немецкой педагогики того времени, на которую ориентировался царизм. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического перенесения этой педагогики на русскую почву.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга.

Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени». Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества.

Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу, и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Родной язык, как указывал Ушинский, - это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

Основывая свой взгляд на воспитание, образование, К. Д. Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем.

Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно-педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании.

Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из "великих наставников человечества", не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательного и воспитательного значения.

В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Показывая несостоятельность формального образования, он подчеркивал, что "рассудок развивается только в реальных знаниях... и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованнее знание". Материальное направление критиковал за его утилитаризм, за преследование непосредственно практической пользы. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и определил соотношение между ними. Заслуга его в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую.

Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей.

Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление.

Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения.

В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство.

Он пишет: "К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные достоинства выше случайных преимуществ". По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности.

Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и "Детский мир", в которых реализовал свои методические принципы. В эти книги он включил обширный материал из естественной истории (природы), а также, связанные с изучением Родины жизненные факты и явления, способствующие воспитанию любви к простому народу; подобрал материал для умственных упражнений и развития дара речи; ввел поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, русские сказки, чтобы развивать чуткость к звуковой красоте языка.

Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества".

В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: "Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории".

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер".

Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского основаны на его практической деятельности, которая проходила в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц.

Особенно много новшеств он предложил в Смольном институте, где показал важность и ответственность роли женщины в семье и обществе. В результате девятилетний срок обучения был сокращён до семилетнего, оба отделения уравнены программой, в младших классах обучение стало наглядным, в основу был положен родной язык. Интересно и живо начали преподавать историю, географию, математику. Большую роль стала играть отечественная история. Он заложил основу педагогическому классу, определил двухлетний срок обучения будущих педагогов.

Именно в педагогической деятельности окончательно сложились взгляды К.Д. Ушинского в целостную систему. Он обратился к проблемам единства обучения и воспитания, важности нравственной стороны воспитания молодёжи, её гражданской и патриотической направленности, соединения обучения с овладением родной речью.

Размышляя о развитии педагогики, её связи с другими науками, Константин Дмитриевич создал фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» - шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано, что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей, знать обстоятельства их жизни.

К.Д. Ушинский смотрел на педагогику как на искусство, которому можно выучиться только на практике, поэтому считал, что педагогу нужна такая книга, которая помогла бы усвоению прежде всего свойств человеческой природы.

Он обосновал, с одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с другой - необходимость специальной теоретической и практической его подготовки. Константин Дмитриевич утверждал, что педагогика - не «собрание правил или педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению психофизиологических и социальных основ воспитания. Он определил понятие педагогики, цель, предмет, средства воспитания, научно доказал важность изучения человека со стороны антропологии, физиологии, биологии, истории, психологии. Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса формирования человека.

Особое место в его трудах занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, твёрдую волю и характер, чувство самолюбия.

Другой важной составляющей формирования личности является трудовое воспитание, и педагог показал важность труда в психическом и воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.

Надо отметить, что К.Д. Ушинский особенно и бережно относился к личности ребёнка - с любовью, уважительно, терпеливо, умея понимать и прощать, часто называя ребёнка «дитя». Такая теплота пронизывает всё его педагогическое и художественное творчество.

В своё время тщательно изучив проблемы воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями, которые складывались на протяжении столетий. С этих позиций определил и пути развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания Константин Дмитриевич выдвинул принцип народности, под которым понимал воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его истории, характера, природных условий.

Важное место в педагогической системе Ушинского занимает родной язык, который и является самой прочной связью между поколениями, объединяя их в одно историческое целое.

Родной язык, считал учёный-педагог, - это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и философию языка. Именно поэтому К.Д. Ушинский занялся составлением книг для первоначального обучения детей до 10 лет.

Педагоги и воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают К.Д. Ушинского как автора двух популярнейших книг. В 1861 г. вышел «Детский мир», а в 1864 г. - «Родное слово». Они выдержали десятки изданий, по ним учились вплоть до 20-х годов XX века.

Ушинский создал «Детский мир» как школьное пособие для первоначального преподавания русского языка учащимся младших классов. Его цель - дать детям знания, развить их мыслительные и логические способности, в соответствии с этим и подобран материал.

«Детский мир» - попытка преподнести энциклопедические знания. Тематика книги разнообразна: рассказы о строении человеческого организма, о знакомых явлениях природы (дождь, ветер, роса, иней), предметах из неорганической природы (глина, железо, соль, золото), о важнейших географических открытиях и путешественниках (Коперник, Ньютон, Колумб), об истории. В первом издании опубликованы рассказы «Дети в роще», «О человеке», «О животных», «О растениях», «Отрывки из истории России».

В то время детям было важно дать не только научное объяснение разных природных явлений, но и показать, как человек воздействует на природу. Хрестоматию, которая дополняет книгу, составляют стихи, басни, рассказы лучших писателей. Здесь мы находим произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, В.Ф. Одоевского, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, А.Н. Майкова, В. Гёте, П. Беранже, Г.Х. Андерсена. Исторический отдел представляют отрывки из «Бориса Годунова», «Полтавы» Пушкина, «Бородино» Лермонтова.

К.Д. Ушинский умело разрешил трудную задачу популяризации исторического материала, следуя принципам В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова - воздействовать не только на рассудок, но и на чувства и воображение ребёнка. Стремление к систематизации и стройной логической последовательности определило как положительные качества, так и недостатки этих книг, которые критиковали за излишнюю перегруженность специальными сведениями. Несмотря на это, «Детский мир» сыграл важную роль в продвижении в школу классической литературы, практически осуществил идею реального образования.

«Родное слово» - это азбука и первая после азбуки книга для чтения с прописями, образцами для зарисовок, картинками в тексте. Первые две части книги содержат богатый материал для практического изучения русского языка, в третьей части даны сведения по грамматике и другим предметам (географии, истории, арифметике).

Придерживаясь индуктивного метода, великий педагог знакомил детей со знаниями об обычной жизни и окружающей природе, с основами религии, письмом, счётом и первоначальным рисованием. Свои дидактические принципы он отразил в «Руководстве к преподаванию «Родного слова», которое вышло несколько позже. Издание затрагивало широкий круг представлений и понятий: мир школы и семьи, обряды и обычаи, церковные праздники, домашние животные и растения, трудовые процессы. Ушинский последовательно проводил в жизнь принципы: от знакомого - к незнакомому, от простого - к сложному. Он дал комплекс знаний, группируя материал вокруг определённой темы: зима, лето, весна, осень, предметы обихода, орудия труда, деревня, город и т.д. Книга богата в жанровом отношении, здесь представлены рассказы, стихи, загадки, песни, пословицы…

Незаметно для себя, на увлекательном материале, на знакомых предметах дети учились различать видовые и родовые понятия, классифицировать и систематизировать. Каждая тема книги, в отличие от «Детского мира», была проиллюстрирована. К.Д. Ушинский ставил цель - развивать одновременно и логические способности, и речь ребёнка. Поэтому большое место отведено произведениям классиков и лучших писателей.

Особое место занимал в «Родном слове» фольклор. Первая книга целиком была посвящена народной литературе - сказкам, пословицам, загадкам, басням. В составлении фольклорной части Ушинский показал себя как блестящий педагог и методист. В расположении сказок соблюдена строгая последовательность, основанная на учёте возрастных особенностей детей. Сначала шли, к примеру, сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», во второй книге - сказки, раскрывающие внутренний мир героев («Сивка-Бурка», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка») и другие. Пословицы использовались как заглавия к басням, стихам, сказкам, рассказам. Так решалась дидактическая задача - раскрыть более глубокий смысл произведения, подчеркнуть мудрость пословицы. Эти знания без труда, гармонично усваивались ребёнком через «Родное слово», помогали вживаться ему в быт народа, развивали любознательность, самодеятельность. Большое место в «Родном слове» занимали рассказы самого К.Д. Ушинского: «Четыре желания», «Как Мите сшили сюртук», «История одной яблоньки», «Как рубашка в поле выросла», «Булочник», «Сапожник» и др.

Рассказы великого педагога и писателя и сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства - благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок не навязчива. Детям дошкольного возраста рекомендуют читать рассказы и сказки писателя: «Бишка», «Васька», «Коровка», «Лошадка», «Уточка», «Ласточка», «Петушок с семьёй», «Два козлика», «Четыре желания», «Орёл и кошка», «Гусь и журавль», «Медведь и бревно» и др.

Рассказы и сказки Ушинского для детей младшего школьного возраста помогают легче овладеть русским языком, разными формами общения, формируют миропонимание и умение жить в окружающем мире, прививают устойчивый интерес к чтению.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения писателя, ставят детей перед проблемой выбора героя, времени, учат мыслить, сопереживать, делать выводы и поступать правильно. Детям младшего школьного возраста рекомендуют читать рассказы

К.Д. Ушинского о детях: «Дети в роще», «Дедушка», «Трусливый Ваня», «Гадюка», «Бодливая корова»; рассказы о природе: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Ветер и солнце», «Утренние лучи», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел»; сказки: «Золотое яичко», «Умей обождать», «Плутишка кот», «Как аукнется, так и откликнется», «Мена», «Варёный топор», «Мужик и медведь», «Лиса и козёл», «Петух да собака», «Страшная коза», «Петух и кот» и другие.

Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - основоположник научной педагогики и народной школы в России. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, где были отмечены блестящие способности и выдающиеся успехи студента. В 1844 г. ученый совет университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В возрасте 23 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославский Демидовский лицей. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея. Последовали доносы на Ушинского и установление негласного надзора за ним. В 1849 г. после обвинения в неблагонадежности был отстранен от занимаемой должности. Через полтора года, проведенных в безуспешных попытках утроиться на преподавательскую работу в Ярославле, Ушинский переехал в Санкт-Петербург. Некоторое время зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами.
В 1854 г. Ушинскому удалось устроиться преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы. Задачей этого института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью: за небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института дети выходили только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859) Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 г. Так, ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества Ушинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах института Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов этого учебного заведения — Е.О. Гугеля, в котором нашел, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, почерпнутых из этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике — «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха статьи Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

Педагогические идеи Ушинского

В 1859 г. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести ряд преобразований: модернизировать учебный план, ввести новые методы обучения и др. Он приглашал преподавать в институте известных педагогов В.И. Водовозова, Л.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова и др. Придерживаясь своего главного принципа - демократизации народного образования и народности воспитания, — он сумел ликвидировать существовавшее до этого разделение контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (т.е. из мещанского сословия), ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка девушек для работы в качестве воспитательниц. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который, благодаря ему, превратился в прекрасное педагогическое издание, лояльно относившееся к новым течениям в области народного образования.
Преобразования Ушинского вызвали недовольство части сотрудников Смольного института. Он был обвинен в атеизме и политической неблагонадежности. Под благовидным предлогом в 1862 г. Ушинского удалили из института — он был направлен на пять лет за границу. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где посещал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, считавшиеся самыми передовыми по части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей педагог написал книги «Родное слово» и «Детский мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Эти книги оказали огромное влияние на русскую народную школу. По ним изучало русский язык не одно поколение школьников. Одновременно с изданием книг Ушинским было написано «Руководство к преподаванию по „Родному слову" для учителей и родителей», представлявшее собой рекомендации по методике преподавания родного языка. Оно пользовалось огромной популярностью среди педагогов и родителей. Достаточно сказать, что до 1917 г. книга выдержала 146 изданий.
В середине 1860-х гг. Ушинский вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» он начал печатать в 1867 г. Первый том вышел в 1868 г., а через некоторое время последовал второй. К сожалению, третий том остался незавершенным. В этой работе Ушинский дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов, рассмотрел педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философией, историей, психологией).
Ушинский был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Он отличался широкой эрудицией, стал автором целостной дидактической системы начального обучения, в которой рассмотрел вопросы отбора содержания учебного материала, методы и приемы обучения, выступал против рецептурной педагогики, был сторонником реального образования, отстаивал идею народности воспитания. В последние годы жизни Ушинский выступал как видный общественный деятель: писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.

Биография Константина Дмитриевича Ушинского

Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой. Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.

Уже летом 1844 года Ушинский получает кандидатскую степень по юриспруденции. В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.

После этого Ушинский был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону. Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога. В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.

Сам Ушинский расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг. В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы . Закончить его он не успел – в 1870 году он умер. Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.

База учений Ушинского и их влияние на современную педагогику

Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания» . В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово» . В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир» , в 1864 году – «Родное слово» , книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.