Урок на тему обработка боковых срезов фартука. Проект «Изготовление швейного изделия «Фартук

Красота

Обработка фартука во многом зависит от вида ткани и используемых отделочных материалов. Фартуки предлагаемых моделей выполнены из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы (рис. 75).

Рис. 75. Фартуки предлагаемых моделей

Изготовление швейных изделий выполняют в такой последовательности.

  1. Подготовить детали кроя к обработке. Переводят контурные и контрольные линии с одной стороны детали на другую. Для этого можно использовать разные способы: а) с помощью булавок; б) прокладыванием копировальных стежков.
  2. Обработать боковые и нижний срезы фартука. Для этого применяют шов вподгибку с открытым или закрытым срезом. Если при этом используют декоративную строчку, то её выполняют нитками контрастного цвета. Лучше она смотрится на гладкоокрашенной ткани.
  3. Обработать верхний срез фартука.
  4. Подготовить пояс-тесьму. Для изготовления пояса можно использовать декоративную ленту, тесьму или выполнить шнур из ниток (рис. 76). Если пояс выполняют из отделочной ленты или тесьмы, то припуск по верхнему срезу фартука заворачивают на лицевую сторону и притачивают к нему поястесьму. При выполнении шнура из ниток пряжу надо брать в 2 раза длиннее предполагаемого готового шнура.

Рис. 76. Виды поясов: а - декоративная лента; б - витой из ниток

Основные термины и понятия

    Обработка изделия

Вопросы и задания

  1. Вспомните, в какой последовательности выполняют шов вподгибку с закрытым срезом.
  2. Какой вид шва можно использовать для обработки верхнего среза фартука?
  3. Назовите правила безопасной работы при выполнении ручных и машинных работ.

Практическая работа 13. Изготовление швейного изделия

  1. Изучите технологические карты 10, 11, 12. Подберите способы обработки.
  2. Подготовьте учебное место к работе.
  3. Обработайте изделие, соблюдая технологическую последовательность.
  4. Проверьте качество выполненной работы.
  5. Приведите в порядок своё учебное место.

Технологическая карта 10. Подготовка деталей кроя к обработке

Нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, портновский мел, линейка.

Перенесение линии основного контура на симметричную деталь нижней части фартука

  1. Сколоть детали кроя по линии основного контура булавками.
  2. На обратной стороне между булавками начертить линии основного контура детали.
  3. Удалить булавки.
  4. Развернуть детали кроя и наметить прокладочной строчкой линию середины нижней части фартука.
  5. Выполнить прокладочной строчкой контрольные линии по основному контуру изделия.

Проверьте себя! Строчки ровные; линия середины проложена точно; работа выполнена аккуратно.

Технологическая карта 11. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

  1. Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  2. Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Удалить нитки замётывания.
  5. Приутюжить швы.
  6. Срезать выступающие припуски на швы на уголках.
  7. Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.
  8. Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.
  9. Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  10. Удалить нитки замётывания.
  11. Приутюжить швы.

Проверьте себя!

Технологическая карта 12. Обработка верхнего среза фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка, декоративная лента.

Вариант 1

  1. Завернуть верхний срез фартука на изнаночную сторону на 0,8 см и заметать.
  2. Завернуть ещё раз верхний сгиб на 3-4 см по контурной линии и заколоть.
  3. Заметать и застрочить верхний край, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.
  4. Наметить мелом место расположения машинной строчки - 1 см от верхнего края фартука с лицевой стороны.
  5. Выполнить машинную строчку по намеченной линии.
  6. Удалить нитки замётывания.
  7. При помощи булавки вдеть пояс-тесьму в полученную кулиску.
  8. Прикрепить пояс машинной строчкой к фартуку по линии середины.
  9. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные, концы строчек закреплены, влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Вариант 2

  1. Завернуть верхний срез фартука на лицевую сторону на 1 см и заметать.
  2. Приметать и притачать декоративную ленту двумя машинными строчками на расстоянии 0,2 см от верхнего и нижнего краёв ленты.
  3. Удалить нитки замётывания.
  4. Отутюжить фартук.

Проверьте себя! Ширина шва одинакова по всей длине; машинные строчки ровные; концы строчек закреплены; влажно-тепловая обработка выполнена качественно














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Дидактическая цель: формировать понимание необходимости учёта свойств материалов (бумаги и ткани) при работе с выкройками и кроем. Научится применять ручные стежки и машинные строчки при пошиве фартука.

Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».Модуль: «Технология изготовления фартука».

Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающего стенда, отображающего целостный технологический процесс).

Форма урока: урок-практикум.

Предмет, класс: Технология. Обслуживающий труд, 5 класс.

Количество час 2 урока по 45 мин

Цель урока:

  • Образовательные :
    • систематизировать знания и умения учащихся по обработке края изделия;
    • сформировать у учащихся представление о швах предохраняющих край ткани от осыпания.
  • Развивающие :
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
    • формировать навыки творческого мышления.
  • Воспитательные :
    • способствовать формированию коммуникативных качеств личности;
    • способствоватьформированию нравственных качеств личности.

Задачи

  • добиться усвоения учащимися знаний по обработке боковых срезов фартука и умения применять их на практике;
  • добиться самостоятельности выполнения поставленных задач;
  • развивать у учащихсясамостоятельность в получении новой информации;
  • развивать умения учебного труда (работа с информационными стендами);
  • развивать устную речь при выступлениях;
  • воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям;
  • воспитывать толерантное отношение к товарищам;
  • воспитывать аккуратность и точность в работе, эстетический вкус.

Цели каждого этапа данного урока в рамках ФГОС

Этап урока

Цель

Форма использования обучающего стенда

Мотивирование к учебной деятельности Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Самопроверка поузловой обработки. Сравнительный анализ проделанной и предстоящей работы.
Актуализация знаний Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении задания. Сравнительный анализ алгоритма действий при выполнении задания (учебные мотивы).
Постановка учебной задачи Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изготовлению изделия. Ознакомление с содержанием обучающего стенда по изготовлению рабочей одежды – фартука.
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала Изучение новых знаний и способов действий. Решение учебной задачи и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся. Самостоятельное исследование предстоящих технологических операций по изготовлению фартука. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности).
Первичное закрепление Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы.
Рефлексия деятельности (итог урока) Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Изготовление фартука. Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающим стендом, наглядно отражающим целостный технологический процесс по изготовлению фартука.

Методы обучения: презентация обработки боковых срезов фартука,диалог, показ приемов поузловой обработки деталей фартука учи­телем, сравнительный анализ и поиск правильных решений по обработке боковых срезов, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающего стенда), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся пятых классов, самоконтроль, самооценка.

Оснащение урока:

1. Детали кроя фартука.
2. Инструменты для выполнения ручных работ.
3. Обучающий стенд.
4. Швейные машины с ручным приводом.
5. Электрический утюг, гладильная доска.
6. Мультимедийное оборудование.

Литературы для обучающихся: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В.Д.Симоненко. – 2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2005. – 192 с.: ил.

Литературы для учителя:

  1. Веклич С.Н. Конструирование одежды: Практикум к курсу «Конструирование, моделирование и художественное оформление одежды». /Под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.–154 с.
  2. Веклич С.Н. Технология швейных изделий: Учебное пособие./ Под ред. В.Д. Симоненко.Брянск: Издательство БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. –218 с: ил.
  3. Крупская Ю.В. Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 80 с.
  4. Синица Н.И. Технология. 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентена-Граф, 2007. – 80 с.

План урока

  1. Приветствие
  2. Девиз урока (Презентация 1 , слайд 2)
  3. ЦТП на доске выставляют учащиеся и объясняют, чему научились
  4. Задание 1 и 2 (экспресс тест)
  5. Работа по группам с фартуками (дают рекомендации)
  6. Запись в тетради темы урока
  7. Определяют цель урока
  8. Сообщение нового материала (обработка верхнего бокового среза фартука) (слайды 4-6)
  9. Запись в тетради (алгоритм деятельности параллельно со слайдами)
  10. Повторение правил безопасной работы в швейной мастерской (Презентация 2 )
  11. Физкультминутка для глаз
  12. Показ трудовых приёмов при обработке фартука
  13. Практическая работа по выполнению самостоятельной работы
  1. Продолжение самостоятельной работы
  2. Сообщение нового материала (обработка нижнего бокового среза фартука) (слайды 8-12)
  3. Контрольные вопросы (слайд 14)
  4. Подведение итога урока
  5. Выставление оценок
  6. Оценка учащихся собственного самочувствия на эмоциональном уровне
  7. Уборка рабочих мест

Изготовление фартука с нагрудником

Перед раскроем отметь следующие припуски на швы.

1. Основная деталь фартука:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 10 мм.

2. Нагрудник:

по всем срезам 10 мм.

3. Карман:

по нижнему и боковым срезам - 15 мм; по верхнему срезу - 40 мм.

4. Бретель:

по всем срезам - 10 мм.

5. Пояс:

по всем срезам - 10 мм.

1. Подготовь детали кроя к сметыванию.

2. Обработай карманы (см. табл. 14).

3. Настрочи карманы на основную деталь фартука.

4. Обработай нижний и боковые срезы фартука.

5. Обработай верхний срез основной детали фартука.

6. Обработай бретели (табл. 20).

7. Обработай нагрудник (табл. 21).

8. Соедини нагрудник с поясом (табл. 22).

9. Соедини нагрудник с основной деталью фартука (табл. 23).

Таблица 20. Обработка бретелей

№ п.п. Изображение
Сложи деталь бретели пополам, лицевой стороной внутрь. Уровняй срезы
Сметай бретель по продольному и одному поперечному срезам на расстоянии 9 мм от срезов
Обтачай бретель на расстоянии 10 мм от срезов. Удали нитки сметочной строчки
Срежь припуски шва в уголках наискосок, оставь 3 мм
Выверни бретель на лицевую сторону
Выметай шов обтачивания бретели прямыми стежками
Приутюжь бретель. Удали нитки выметывания

Таблица 21.Обработка нагрудника

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Сложи две детали нагрудника лицевыми сторонами внутрь, уровняй срезы. Сколи боковые срезы булавками
Сметай боковые срезы нагрудника по намеченным линиям. Удали булавки
Вложи между деталями нагрудника обработанные бретели (швами к середине). Сколи булавками детали нагрудника по верхнему срезу, захватывая бретели
Сметай верхние срезы деталей нагрудника по намеченной линии. Удали булавки
Обтачай нагрудник по намеченным линиям. Срежь припуски шва в уголках, оставляя 3 мм. Удали нитки сметочной строчки
Выверни нагрудник с бретелями на лицевую сторону, выправляя уголки колышком
Выметай нагрудник с помощью прямых стежков по трем сторонам, направляя шов обтачивания в сторону нижней детали на 1-2 мм
Приутюжь нагрудник со стороны нижней детали. Удали нитки выметочной строчки

Таблица 22.Соединение нагрудника с поясом



Таблица 23.Соединение нагрудника с нижней частью фартука

№ п.п. Последовательность выполнения работы Изображение
Наложи обработанный пояс с нагрудником на лицевую сторону основной детали фартука, совмещая линии середины деталей
Уровняй срезы, приметай и притачай по намеченной линии. Удали нитки приметывания
Отверни пояс с нагрудником вверх, заутюжь шов притачивания в сторону пояса. Второй срез пояса подогни по намеченной линии на изнаночную сторону и заметай, закрывая шов притачивания на 2 мм
Проложи машинную строчку с лицевой стороны в шов притачивания пояса
Удали стежки временного назначения и приутюжь пояс
Отутюжь изделие

! Складки, мягкие складки.

? Перечисли технологическую последовательность изготовления фартука с нагрудником.

§26. Варианты отделки фартука

Отделка служит дополнением и украшением внешнего вида изделия.

Для отделки фартука используют различные отделочные материалы: ленты, тесьму, сутаж, шитье.

Ленты - это полоски ткани небольшой ширины, применяемые для отделки швейных изделий. Они могут быть шелковыми (атласные ленты), хлопчатобумажными, капроновыми и др. (рис. 53).

Рис.53. Ленты

Фартук можно отделать атласной лентой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника, нижней части фартука. Желательно, чтобы лента была контрастной по цвету к основной ткани и шириной 0,5-1 см.

Отделать фартук лентой можно следующим способом.

1. На лицевую сторону детали переведи с помощью копировальной бумаги узор в виде одного - трех цветков.

2. Конец ленты подогни на изнаночную сторону и закрепи прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты.

3. Уложи ленту по узору.

Цветок можно выполнить двумя способами.

1. Сгибая ленту на концах контуров лепестков, закрепляй ее прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты, длина стежков - 2 - 3 мм (рис. 54).

2. Проложи контуры цветка (середину и край) прямыми сметочными стежками швейными нитками № 50, 60 в цвет ленты. Длина стежков по краю цветка равна ширине ленты плюс 2 мм, расстояние между стежками - 3 - 5 мм. Длина стежков в середине цветка на 2 - 3 мм меньше ширины ленты. Стежки располагай близко друг к другу (без расстояния между ними).

Продевай ленту через сметочные стежки (рис. 55).

Рис. 54. Закрепление ленты прямыми Рис. 55. Продевание ленты через

сметочными стежками прямые сметочные стежки

В середину цветка пришей одну большую или несколько маленьких пуговиц. Цвет пуговиц подбери контрастный к цвету цветка (ленты).

Тесьма , представляет собой плетеную или вязаную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной (рис. 56).

Рис. 56. Тесьма

Фартук можно отделать тесьмой, настрочив ее по краям карманов, нагрудника и основной детали фартука. Для этого нужно наложить тесьму на деталь по намеченной линии, наметать на расстоянии 3 мм от края, настрочить тесьму по одной из ее сторон или по двум сторонам на расстоянии 1 мм от края.

Сутаж - это отделочный шнур, состоящий из двух прядей хлопчатобумажной пряжи, оплетенных вискозными нитями.

В центре сутажа есть углубление, по которому его наметывают (или настрачивают) на изделие (или деталь) (рис. 57, а).

Сутажом можно отделать изделие. Он эластичен, поэтому его используют для вышивания сложных рисунков (рис. 57, б).

Рис. 57. Сутаж (а) и вышивка сутажом (б)

Вышивают сутажом в определенной последовательности.

1. Для изготовления шаблона-лекала переводят рисунок (детали рисунка) на картон, вырезают по контурам ножницами.

2. Накладывают лекало на лицевую сторону детали и выполняют обмеловку (для обмеловки используют портновский мелок или белый карандаш).

3. Конец сутажа подворачивают и закрепляют на лицевой стороне детали. Сутаж накладывают на рисунок и наметывают швейными нитками, контрастными по цвету.

4. Закрепляют его прямыми сметочными стежками длиной 2 - 3 мм швейными нитками в цвет сутажа.

5. Удаляют нитки сметочной строчки.

Шитье это полоска тонкой отбеленной хлопчатобумажной ткани с отверстиями, включенными в композицию вышивки, выполненной на специальных машинах (рис. 58).

Рис. 58. Шитье

Шитье выпускают в виде края (с зубцами), прошивок и полотен; его применяют для отделки блузок, платьев, белья.

Ширина шитья зависит от его вида.

Для отделки фартука используют шитье в виде края (с зубцами).

! Ленты, тесьма, сутаж, шитье.

? Чем можно отделать фартук?

§ 27. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Срок носки одежды зависит от правильного ухода за ней. Вовремя выполненные чистка, стирка и влажно-тепловая обработка надолго обеспечат одежде хороший внешний вид. Каждое изделие имеет товарный ярлык , содержащий информацию о размере, составе ткани, из которой оно изготовлено. Более подробная информация об уходе за изделием указывается с помощью символов на маркировочной ленте , закрепленной с изнаночной стороны в одном из швов изделия. Символы обозначают, как ухаживать за изделием: стирать, сушить, утюжить и выводить пятна. Значение некоторых символов приводится в таблице 34.

Таблица 34. Символы по уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей

Символ Значение символа Вид ткани
Стирать при температуре не выше 95 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани, устойчивые к окраске
Стирать только вручную при температуре не выше 40 °С, обращаться с осторожностью с неустойчивой окраской
Разрешена сушка в барабане стиральной машины Хлопчатобумажные и льняные ткани
Утюжить при температуре не выше 200 °С Все хлопчатобумажные и льняные ткани
Сухая чистка с применением любых растворителей Хлопчатобумажные и льняные ткани
Можно отбеливать средствами, содержащими хлор Все хлопчатобумажные и льняные ткани с устойчивой окраской
Отбеливать нельзя Цветные ткани

Перед началом стирки необходимо рассортировать грязные вещи по видам ткани, цвету и загрязненности. Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других. Стирать одновременно цветное и белое белье нельзя, так как цветное может полинять. Цветные вещи из хлопка и льна стирают в растворах различных моющих средств или мылом при температуре воды не выше 60°С в определенной последовательности: мало загрязненные белые вещи, сильно загрязненные белые, а в конце - цветные. Перед стиркой одежды нужно проверить все карманы, чтобы они были пустыми.

Выстиранные вещи и белье лучше сушить на свежем воздухе. Изделия выворачивают на изнаночную сторону, чтобы они не выгорали на солнце, и встряхивают, чтобы расправились складки и легче было утюжить. Постельное белье лучше сушить, развешивая за длинную сторону, а полотенца - за короткую. Чтобы сорочки и блузки не деформировались, их сушат на плечиках, а брюки прикрепляют к веревке за пояс несколькими прищепками. Прикреплять изделие к веревке нужно за швы, чтобы оно не деформировалось.

Белье утюжат чуть влажным. Температура нагрева утюга для разных видов ткани различна. Изделия из хлопка и льна можно утюжить при верхнем температурном режиме (150-210 °С).

Если белье пересохло, его можно завернуть на несколько минут в мокрое махровое полотенце или сбрызнуть водой.

Чтобы избежать деформации, юбки и платья, скроенные по косой, нужно утюжить по направлению долевой нити.

Чистят льняные и хлопчатобумажные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими общепринятыми средствами. Пользоваться такими препаратами следует очень осторожно.

! Товарный ярлык, символы, маркировочная лента.

? 1. Какую информацию содержит товарный ярлык?

2. для чего производители одежды используют символы?

3. Как правильно ухаживать за изделием из хлопчатобумажных и льняных тканей?

4. Как правильно сушить белье и одежду?

Технологическая карта урока.

Тема: Технология обработки боковых и нижнего срезов фартука. Замётывание, застрачивание.

Цель урока:

1.Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний о технологической последовательности изготовления изделия.

2.Воспитывать аккуратность и опрятность в работе, культуру безопасного труда.

Задачи:

1.Ознакомить с общей технологической последовательностью изготовления швейного изделия.

2.Ознакомить с технологией пошива фартука.

3.Ознакомить с профессиями портной, швеи.

4.Приступить к обработке проектного изделия по индивидуальному плану.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, материалы ЭОР, швейная машина, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности; учебник технологии, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Формируемые УУД:

личностные - проявлять интерес к теме урока, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, уметь осуществлять поиск необходимой информации; проявлять познавательную активность на уроке; формировать навыки самообразования; навыки общения и сотрудничества; навыки экологического сознания и бережного отношения к природным ресурсам, формирование нравственно-этической ориентации, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

предметные – последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места. метапредметные - умение выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог. Самостоятельная постановка и формулировка темы и задач урока. Планирование собственной познавательной деятельности. Формирование навыков работы с учебной литературой. Освоение навыков проведения лабораторной работы. Формирование навыков анализа и систематизации. Осознанное использование речевых средств для выражения собственных мыслей. Организация сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками. Оценивание правильности выполнения поставленных задач, диагностика собственной познавательной деятельности в соответствии с разработанными критериями. Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа. Тип урока: комбинированный Межпредметные связи: математика, история, литература, ИЗО

Технологическая карта урока.

Этап занятия

Форма работы

Деятельность учащихся

1. Организационная часть

(3 минуты)

1. Приветствие, контроль посещаемости

2. Проверка готовности учащихся к уроку

НА ДОСКЕ НАПИСАНО: «Не начавши - думай, а начавши – делай».

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация знаний учащихся

I . Тесты по теме машинные швы

1 . Найдите лишнее. На какие три группы делятся все машинные швы?

А) соединительные;

Б) разъединительные;

В) краевые;

Г) отделочные.

2. Выбрать правильный ответ. Для чего служат соединительные швы?

А) для закрепления подогнутого края изделия;

Б) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

В) для временного соединения двух деталей.

3. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к соединительным?

А) стачной взаутюжку;

Б) шов вподгибку с открытым срезом;

В) накладной с закрытым срезом;

Г) шов вподгибку с закрытым срезом.

4. Выбрать правильный ответ. Какие швы относятся к краевым?

А) накладной с закрытым срезом;

Б) шов вподгибку с закрытым срезом;

В) стачной вразутюжку.

5. Выбрать правильный ответ. Для чего применяются краевые швы?

А) для прочного соединения деталей швейного изделия между собой;

Б) для закрепления подогнутого края изделия;

В) для украшения изделий.

6. Выбрать правильный ответ. Для чего применяется накладной шов с закрытым срезом?

А) для присоединения накладных карманов;

Б) для притачивания манжет;

В) оба ответа верны.

II . Выдать модульные папки «Машинные швы» (разложить карточки).

III . Впиши в клетки слова-ответы.

1.Постоянное закрепление подогнутого края.

2.Предохранение срезов от осыпания.

3.Постоянное соединение примерно одинаковых деталей.

4.Название строчки, с помощью которой можно обметать срез детали.

5.Тройная машинная строчка длиной не более 7 мм в начале и в конце шва.

IV ..Впиши в клетки слова-ответы.

1.Устройство в утюге для увлажнения ткани.

2.Устройство в утюге для регулирования температуры его подошвы.

3.Уменьшение толщины шва, сгиба посредством утюжильной обработки.

4.Закрепление утюгом припусков шва, уложенных в одну сторону.

5.Закрепление утюгом припусков шва, разложенных в разные стороны.

демонстрация слайдов

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, рассуждают, дискутируют, приводят примеры.

Отвечают на вопросы.

3. Формирование новых знаний

Стихотворение

Мы девчонки мастерицы,

Фартук мы сошьем сейчас
Сложностей не побоимся
Нарядим, украсим враз!
Для начала мы измерим
сколько нужно ткани нам,
раскроим и вновь проверим,
не мало ли будет нам.

А теперь сошьём мы смело
И украсим низ тесьмой,
Полюбуемся на дело,
Как красиво сшито мной!

Составить и записать последовательность изготовления фартука:

1.Обработать нижний и боковые срезы фартука.

2. Обработать кулиску (верхний срез фартука).

3. Обработатькарманы и настрочить на фартук.

4.Обработать пояс-завязку.

5.Провести окончательную обработку фартука.

Технологическая карта. Обработка боковых и нижнего срезов фартука

Инструменты, материалы и приспособления: нижняя деталь фартука, хлопчатобумажные нитки № 40 (50), ножницы, ручная иголка, булавки, игольница, напёрсток, линейка.

    Завернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть боковые сгибы ещё раз по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить боковые края фартука, ширина шва - 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

    Срезать выступающие припуски на швы на уголках.

    Завернуть нижний срез на изнаночную сторону на 1 см к контурной линии и заметать.

    Завернуть ещё раз нижний сгиб по контурной линии и заколоть.

    Заметать и застрочить нижний край на 0,1-0,2 см от внутреннего сгиба.

    Удалить нитки замётывания.

    Приутюжить швы.

Пробуют назвать тему урока

Слушают, смотрят иллюстрации, презентацию.

Записывают.

4. Практическая работа

Выполнение практической работы по инструкционной карте.

Технологическая карта.

Тема: технология обработки нижней части фартука - заметывание, застрачивание; обработка боковых срезов фартука - заметывание, застрачивание.

Инструменты и приспособления

Подвернуть нижний срез фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть нижний срез фартука еще раз по намеченной линии подгибки низа и заметать

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла, утюг.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутого края. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить. Срезать выступающие припуски шва.

Швейная машинка, ножницы, утюг.

Подвернуть боковые срезы фартука на изнаночную сторону на 5 мм и заутюжить. Подвернуть боковые срезы фартука второй раз по намеченным линиям и заметать. Аккуратно заправляя припуски швов в уголках.

Линейка, мелок, булавки, нитки, игла.

Застрочить на расстоянии 2 мм от подогнутых краев фартука. Удалить нитки заметочных строчек. Приутюжить.

Швейная машинка, утюг.

Целевые обходы учителя: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом, оказание помощи слабо подготовленным учащимся, контроль за бережным отношением к имуществу, контроль соблюдения правил безопасной работы на шв. машине. Самоконтроль.

Критерии оценки

Количество баллов

1.Организация рабочего места

2. Ровность строчки

3.Ширина шва одинаковая по всей длине

5.Наличие закрепок в начале и конце строчки

6.Наличие ВТО

7.Соблюдение правил безопасности

Уборка рабочих мест.

демонстрация презентация

практическая работа.

Выполняют практическую работу.

5. Итоговая часть.

Вопрос.

– Какую цель и задачи мы ставили в начале урока?
– Удалось ли их решить?
– Что нужно сделать еще?
– Хотите шить красивые вещи?
– Как вы оцениваете свою работу?

Анализ практических работ; отметить наиболее правильные.

Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы.

Рефлексия: раздать карточки, девочки отвечают…….

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я научилась…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее задание: 1. Доделать работу тем, кто не успел в классе.

2.Принести швейные принадлежности, недошитое изделие.

беседа, дискуссия

Участвуют в обсуждении результатов работы. Рефлексия.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.

Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2012г.

2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013

Тобурак Саглана

Творческий проект «Фартук».

Выполнила ученица 5 «в» класс. МБУ Тоора-Хемская СОШ Тобурак Саглана

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

Обосновать возникшую проблему и потребность.

Выбрать модель. Описать ее внешний вид.

Выбрать ткань.

Определить необходимые инструменты, приспособления.

Оборудование.

Выполнить конструирование и моделирование изделия.

Выполнить раскрой изделия.

Составить технологическую последовательность

изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

Потребность, проблема.

Материалы и инструменты, приспособления.

Оборудование.

Конструирование, моделирование.

Технология изготовления.

Безопасность труда.

Стоимость.

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1)Швейная машина;

2)Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3)Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4)Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5)Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6)Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

материал Количество цена за единицу руб. стоимость
ткань 40 40
нитка 1 20 20
косая бейка 10 40
итого - - 100

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

эксперт самооценка
я

Фартуки мне очень понравились. Я с удовольствием буду одевать дома и

Одноклассники

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Родственница Пожелала еще лучше мастерить

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБУ Тоора-Хемская

Творческий проект на тему : "Фартук"

Выполнила ученица 5 «в» класса: Тобурак Саглана

с. Тоора-Хем

2012.

Творческий проект «Фартук».

Цель проекта:

1.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

2.Разработать и выполнить проект.

3.Изготовить по проекту фартук.

4.Оценить проделанную работу.

Моя задача - разработать и сшить для себе фартук.

Последовательность выполнения проекта.

  1. Обосновать возникшую проблему и потребность.
  1. Выбрать модель. Описать ее внешний вид.
  1. Выбрать ткань.
  1. Определить необходимые инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Выполнить конструирование и моделирование изделия.
  1. Выполнить раскрой изделия.
  1. Составить технологическую последовательность
  1. изготовления изделия и изготовить его.

10 Оценить проделанную работу.

11. Защитить проект.

Для того чтобы не упустить какие-либо вопросы выполнения творческого проекта, можно составить план работы изделия, в которой отразить основные его составляющие:

  1. Потребность, проблема.
  1. Модель.
  1. Материалы и инструменты, приспособления.
  1. Оборудование.
  1. Конструирование, моделирование.
  1. Технология изготовления.
  1. Безопасность труда.
  1. Стоимость.
  1. Мода

Можно было купить фартук, но оригинально лучше всего сшить самой, потому что я уже многое умею делать сама (кроить, выполнить ручные и машинные швы, обрабатывать края и срезы).

Мне будет интересно увидеть результат своего, порадовать родителей и удивить подруг.

Обоснование возникшей проблемы.

В школе на уроках технологии мне понравилась шить фартук и поэтому я взяла творческий проект на тему «Фартук», разработала несколько моделей Затем приступила к выполнению творческого проекта.

Выбор модели.

Из разработанных мной вариантов фартука больше всего мне понравилась модель 1 и модель 5, но решила, что буду шить все модели в которые я разработала.

Модель 1.

Фартук из хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, мягкими складками, карманами-вставками из отделочной ткани, притачным поясом. Нижний срез косынки выполнена из отделочной ткани с печатным рисунком.

Модель 5.

Национальный, современный двухсторонний фартук из шелковой ткани с узорами, овальной формы. Верхний срез нагрудника и нижний срез фартука выполнены из тесьмы. Бретели застегиваются на обметанную петлю и пуговицу. Расход ткани минимальный.

Теперь, когда я с учителем определилась с моделями фартуков, мне предстоит выбрать подходящую ткань для их изготовления.

Ткань для фартука:

1) Ситец, сатин;

2) Шелк;

Вывод: Выбираю ситцевую ткань, т.к тонкая и легкая. Поэтому «Фартук»- самая подходящая тема, чтобы испытать себя в роли модельера.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений:

1) Швейная машина;

2) Утюжильная доска, утюг, пульверизатор;

3) Нитки, хлопчатобумажные №50 – для машинных работ, №60 – для ручных работ;

4) Ручная игла №3, булавки, ножницы, наперсток;

5) Сантиметровая лента, линейка, мелок;

6) Учебник, рабочая тетрадь.

Дополнительные материалы:

Бумага для построения выкроек (выкройку фартука сделано во время урока), журналы мод, книги по шитью.

Конструирование и моделирование фартука.

Я на занятиях технологии научилась снимать мерки, построить чертеж фартука и выполнить моделирование.

Раскрой фартука.

Я раскроила фартук с учетом лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой нити, припусков на швы и экономного расположения деталей кроя на ткани.

Технологическая последовательность изготовления фартука.

Я выполнила ряд последовательных операций:

1) Обработала карман (соединила детали кармана стачным швом вразутюжку, обработала верхнюю, нижнюю и боковые стороны кармана швом вподгибку с закрытым срезом);

2) Настрочила карман на нижнюю часть фартука (накладным швом с закрытым срезом);

3) Обработала нижние боковые срезы фартука (швом вподгибку с закрытым срезом);

4) Обработала верхний срез фартука (мягкие складки);

5) Обработала пояс;

6) Притачала пояс к нижней части фартука;

7) Отутюжила готовые изделия.

Расчет материалов и денежных затрат

(цены условные)

Для фартука понадобится 1 м ткани, при ширине- 70 см.

Материал

Количество

Цена за единицу,

Стоимость

Ткань

1 м.

40 р.

40 р.

Нитки

20 р.

20 р.

Косая бейка

4 м

10 р.

40 р.

Итого:

100 р.

Экспертная оценка и самооценка о проделанной работе.

Эксперты

Оценка (самооценка)

Сшитые мной фартуки полностью отвечают всем требованиям, предъявленным на этапе конструированию:

Я смогла шить все модели (от №1-до №5) продуманной мной;

Не требовалось большого количества ткани;

Фартуки простые по конструкции;

На изготовление было потрачено немного времени;

Фартуки удобные, а модель №5- можно одевать на праздник «Шагаа».

Благодаря красивой яркой расцветке и натуральной ткани фартуки выглядит модной.

Фартуки мне очень понравилось. Я с удовольствием буду одевать дома и

на занятиях кулинарии, а национальный фартук в праздничные дни – «Шагаа».

Мама

Мама похвалила меня, сказав: « Наконец-то у меня появилась хорошая помощница и рукодельница»

Одноклассники

Одноклассники похвалили меня, и сказали: «Молодец».

Учитель географии: Кунгаа А.Н.

Учительница по географии тоже похвалила меня и сказала, что если я принесу ткань, то сошьешь мне фартук. Я ответила: «Да».

Предметный учитель:

Хунан-Кара А.М.

Учительница отметила, что работа выполнена самостоятельно и в срок. Качество изделия хорошее, хотя можно было выполнить более ровные строчки.

Защита проекта

Все вышеизложенное я повторю на защите проекта, представлю творческий проект, чертежи выкроек и готовые изделия. Учитель и жюри из одноклассниц зададут мне вопросы по оформлению проекта и изготовлению фартука, выскажут свое мнение о внешнем виде и качестве изделия.

Результат:

Свою работу я защитила перед жюри в школьном актовом зале «Защита творческих проектов». (Май месяц. 2013год).