История возникновения елки на новый год. Новогодняя елка — история и происхождение

Мода и стиль

История Новогодней елки насчитывает много тысячелетий. «Прообразом» этой очаровательной и нарядной героини новогодних праздников стало Мировое Дерево. В древние времена оно символизировало собой устройство мира и само считалось центром мироздания. Его корни, уходящие глубоко в землю, - преисподняя. Его мощный ствол с ветвями - наш наземный мир, его крона, тянущаяся в небеса, - Рай, связь человека с Высшими Силами. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с березой, у древних египтян - с пальмой. В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме - фиговое дерево, а у кельтских народов - омела.

Окончательно традиция украшать дома деревьями сформировалась только в Средние Века. День зимнего солнцестояния (22 декабря, самый короткий день в году) считался особенным, так как именно на него, по поверьям, выпадал день рождения Адама и Евы. Поэтому в старину в этот день люди устанавливали в своих домах вечнозеленые растения, украшенные красными яблоками. Впрочем, вместо настоящих яблок на хвойные праздничные деревья уже в 15 веке стали вешать стеклянные шары и другие игрушки круглой формы.

Новогодняя елка - символ Нового года и Рождества

Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества (которое отмечается 25 декабря и по дате почти совпадает с днем рождения Евы и Адама). Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную елку установили в немецком городе Страсбурге, в начале 16 века. За несколько столетий эта красивая традиция распространилась по всей Европе. А к началу 19 века она добралась и до Америки.

Новогодняя елка на Руси

На Руси первая новогодняя елка появляется благодаря Петру I. В 1699 году он издал указ вести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными елками, фейерверками и застольями. Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1 марта) оставалась русская березка. Первая «государственная» елка в честь Новогодних праздников было установлена только в 1881 году, по приказу Великой Княгини Александры Федоровны.

Какой-то период времени после революции 1917 года Новогодняя Елка считалась буржуазным пережитком. Но уже с 1935 года традиция встречать с ней Новый Год вернулась. В наши дни в дни новогодних торжеств нарядные елочки украшают не только все дома, но и главные площади многих столиц мира. Причем, некоторые деревца выглядят очень необычно!

Самые необычные Новогодние Елки

Плавучая искусственная Новогодняя Елка на озере Лагоа в Рио-де-Жанейро . Ее вес - более 530 тонн. Эта елочка входит в Книгу рекордов Гиннесса.

Елка в Мехико 2009 года. Ее высота - 110 метров (40-этажное здание, 1/3 Эйфелевой башни), а вес игрушек - более 300 тонн.

Елка в Абу-Даби , в Арабских Эмиратах, установленная в 2010 году. Она была украшена шарами из чистого золота и серебра. Считается самой дорогой новогодней елкой в мире.

Впрочем, даже самая маленькая и скромная елочка обязательно принесет в ваш дом радость и ощущение настоящего праздника. Ведь Новый Год уже немыслим без этого очаровательного живого деревца, красивого символа Вечности и Бесконечности Мира.


Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.


Елка, украшенная золотистыми шарами и звездами.

Райское древо и йольское полено

Некоторые исследователи считают, что рождественская ель - напоминание о райском древе, где разыгрывалась история Адама и Евы. В соответствии с этой идеей традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.

По другой версии, обычай ставить и наряжать елку - это отголосок Йоля, древнего германского праздника в ночь зимнего солнцестояния. На Йоль полагалось украшать, а затем торжественно сжигать полено, как правило, дубовое или ясеневое. (И дуб, и ясень почитались как священные деревья.) Символами Йоля служили также падуб, остролист и плющ - ими украшали дома снаружи и внутри, стебли пшеницы и ветви вечнозеленых растений - из них плели корзины, в которых разносили подарки: яблоки и гвоздику.


Дети и йольское полено. Иллюстрация из книги «Aunt Louisa"s London toy books: the alphabet of games and sports» («Лондонские книжки-игрушки тетушки Луизы: алфавит игр и спортивных состязаний»). Лондон, 1870.

Рождественская ель в Европе

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. Споры об этом далеко не так невинны, как могло бы показаться. Совсем недавно, в 2009-2010 годах между Латвией и Эстонией, выяснявшими, где елка появилась раньше - в Риге в XVI веке или в Таллине в XII столетии, дело едва не дошло до дипломатического конфликта.

Есть также сведения, что в том же XVI веке рождественский праздник с елкой устроил у себя в доме в саксонском городе Айслебене религиозный реформатор Мартин Лютер. Легенда о нем гласит, что однажды, идя в ночь на Рождество по лесу, он увидел, как на верхушку ели упала звезда.


Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей».

Украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то елку подвешивали к потолку макушкой вниз - так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес. Где-то маленьких елочек наряжали столько же, сколько было членов семьи и гостей, которых полагалось поздравить и одарить.

В Германии же - гораздо позднее, когда к концу XIX века оскудели ее леса, - изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.


Вигго Юхансен. «Светлое Рождество».

Немецкие принцы и принцессы, сочетавшиеся браком с иноземными августейшими особами или сами садившиеся на трон, банкиры, торговцы, учителя и ремесленники принесли рождественскую елку в другие страны Европы.

При британском дворе первую елку нарядили еще в 1760 году, в 1819-м лесная красавица стала частью придворного праздника в Будапеште, в 1820-м - в Праге.

В середине XIX века с рождественской елью познакомились Соединенные Штаты, и обязаны этим американцы, опять же, переселенцам из Германии.


Роберт Данкан. «Рождественская елка».

Петровский указ о праздновании Нового года

В декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел в России юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. В указе содержались предписания, как именно верноподданным следует веселиться. Новый год надлежало праздновать с фейерверками и обильным угощением. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.


А. Ф. Чернышев. «Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце».

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I. Новшество домашнего обихода высочайших особ постепенно переняла знать. Поначалу елки почти не украшались. На ветвях укрепляли свечи, которые зажигали дважды: в сочельник и на само Рождество. Под деревце, чаще всего небольшое, стоящее на столе, клали подарки для членов семьи.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.

Упрочившаяся мода на елки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х - начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена. Над украшением не обязательно было ломать голову самому: швейцарские кондитеры продавали елки с готовым декором. Это стоило дорого, хотя и сущие копейки по сравнению с елочным убранством в некоторых богатых домах, где на зеленых ветвях развешивали бриллиантовые колье.

В последних десятилетиях XIX века арсенал украшений пополнился игрушками промышленного производства. Выбор был широк: стеклянные шары, объемные клееные фигурки из картона, съедобные миниатюрные зверюшки из сахара и миндаля, гирлянды, хлопушки и бенгальские огни, «золотой» и «серебряный» дождь.

Православные священники безуспешно, но упорно протестовали против елки как светского и даже «языческого» обычая. Они не могли знать, что пройдет не так уж много времени, и именно рождественскую елку объявят символом «религиозного дурмана».


А. Н. Бенуа. Новогодняя открытка. Конец XIX - начало XX века.

Приключения новогодней елки в СССР

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Елка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького. Новая власть считала елку вполне уместным праздничным атрибутом для жителей послереволюционного Петрограда.


Кадр из диафильма «Ленин у ребят на елке». А. Кононов. Художник В. Коновалов. 1940 год.

«Комсомольские елки» устраивались еще в середине 20-х годов. Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. А вместе с ним, как «поповский обычай», - и рождественскую елку, якобы отравляющую детей «религиозным ядом».

Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно. В окна специально с этой целью заглядывали бдительные добровольцы, патрулировавшие улицы с середины декабря.

Елка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и украинским партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» - спросил Постышев. Сталин идею одобрил, и его собеседник выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря - и всего за несколько дней по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками и налажено производство елочных украшений.

Советская елка никоим образом не должна была ассоциироваться с Рождеством. Украшения отражали дух времени. Голубую рождественскую звезду о семи лучах заменила красная пятиконечная. На елку вешали миниатюрные самолеты и автомобили. Крошечные пионеры, трактористы, представители народов советских республик соседствовали с героями сказок и фигурками животных. В конце 30-х компанию пополнили новые персонажи: Дед Мороз и Снегурочка.
В 1937-м были выпущены стеклянные шары с портретами Сталина, Ленина и членов Политбюро, но это начинание быстро сочли сомнительным с политической точки зрения.


Советская открытка. 1950-е годы.

Главные елки России

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше ста лет, и оно должно достигать примерно 30 метров в высоту. Победительницу определяет конкурс среди лесничеств. На Красной площади, где сотни москвичей и туристов встречают Новый год, в последние годы наряжают огромную искусственную ель.


Наряженная елка на Соборной площади Кремля.

В этой заметке мы расскажем о зарождении европейского обычая наряжать рождественскую елку и о том, как менялись особенности этой традиции на разных этапах истории. Речь пойдет главным образом о традициях Германии и Франции и, в частности, об эльзасском и лотарингском регионах, поскольку именно столица Центрального Эльзаса город считается «официальной родиной» новогодней елки, а соседняя Лотарингия подарила миру такое популярное елочное украшение, как стеклянный шар.

Рождественская или новогодняя ёлка - это образ, который соединяет в себе многочисленные сказки, легенды, воспоминания детства и для большинства людей символизирует радостный момент, когда все, маленькие и взрослые, собираются вместе, чтобы в уютной атмосфере отпраздновать Рождество или Новый год. В нас заложена потребность даже в самую лютую зиму надеяться на обновление и свет, и истоки этой потребности уходят в глубину веков.


Как вечнозелёное дерево елка всегда обладала магической притягательностью как для язычников, так и для христиан, являясь объектом желаний, воплощением тёплых праздников и встреч с родными и близкими. Традиции украшения ёлки менялись в ходе европейской истории и сегодня представляют интерес как своего рода памятник культуры, как отражение нашего прошлого.

Древнейшие истоки рождественских традиций

Традиция почитания и ритуального использования деревьев встречается у европейских народов уже в древности. Дерево считалось у древних народов Европы символом жизни и нередко украшалось фруктами, цветами, злаками. Так, кельты обожествляли деревья и верили, что в них обитают духи. А, например, римляне в день зимнего солнцестояния украшали свои дома ветвями вечнозелёных деревьев в честь бога Януса.

Как и многие другие языческие традиции, этот обычай был впоследствии воспринят христианами, которые лишь заменили ветви целыми свежеспиленными деревьями. Кроме того, популярности «рождественского дерева» у христиан способствовали средневековые рождественские мистерии, одна из которых была посвящена истории об Адаме и Еве, и для изображения райского дерева, как правило, использовали украшенную красными яблоками ель.

Легенда о святом Бонифации и рождественской ели

По некоторым сведениям, обычай устанавливать на Рождество украшенную ёлку зародился именно в Германии. «Изобретателем» рождественской ёлки считается святой Бонифаций (675-754) - английский епископ, который занимался миссионерской деятельностью в Германии, проповедуя христианскую веру. Согласно легенде, однажды в неком баварском селении Бонифацию повстречалось языческое племя, поклонявшееся священному дубу бога Тора (по другой версии - Одина). Чтобы доказать язычникам бессилие их богов, святой срубил этот дуб, и, на удивление германцев, из срубленного дерева не появилось никаких могущественных духов, чтобы наказать Бонифация за его деяние. Под впечатлением от увиденного многие язычники перешли в христианство.

Эта легенда имеет следующее продолжение: на глазах изумленных язычников на месте срубленного дуба выросла молодая елочка (на самом деле эта часть легенды не находит подтверждения в житии святого и считается позднейшей попыткой христианизации языческой традиции). Бонифаций объяснил язычникам, что вечнозелёное дерево является символом Христа и укрепления католической веры, тогда как упавший дуб знаменует собой конец язычества. На следующий год все язычники в округе уже были христианами и с радостью украшали подросшую елочку, отмечая прежде неведомый им праздник Рождества.

По другой версии, с помощью хвойных деревьев, кроны которых имеют треугольную форму, св. Бонифаций пытался донести до язычников идею Троицы.

Рождественская ель XVI века: христианская символика

Для празднования Рождества в XVI веке европейцы стали всё чаще использовать вместо веток - распространенных, как уже было сказано, в языческой традиции - целые молодые деревья. Причем наиболее подходящими для этой цели были сразу же признаны именно хвойные деревья , поскольку они даже в начале зимы остаются зелёными и служат воплощением надежды на новую жизнь, на обновление природы.

Наиболее ранние документальные свидетельства, сохранившиеся в гуманистической библиотеке , рассказывают о том, что для украшения рождественских деревьев - которые именовались старонемецким словом Meyen - в тот период использовались яблоки . Эти ароматные и хрустящие красные яблоки по сей день известны в Германии и Эльзасе под названием Christkindel Apfel («рождественские яблоки»). В Эльзасе их принято собирать в октябре и хранить до декабря-февраля.

Украшение ёлок на тот момент носило чаще всего официальный характер, поскольку эти деревья в основном устанавливали на площадях перед храмами, а также перед ратушей и зданиями цехов. Наряд зелёной красавицы состоял из двух символических элементов : во-первых, собственно яблок , которые напоминали о первородном грехе Адама и Евы, а во-вторых, гостий, или облаток (oublie ), которые служили указанием на искупление грехов через жертву Иисуса Христа. В лицейской капелле эльзасского города Агено (Хагенау) (Haguenau ) сохранилась фреска XV века, в которой эта символика находит визуальное воплощение в виде дерева, крона которого четко поделена по вертикали на две зоны: с одной стороны на ёлке висят яблоки, а с другой - облатки.

После того как рождественские елки начали появляться в обычных домах, дерево сначала было принято подвешивать к потолочной балке, как ранее делали с «языческими» ветками. Через некоторое время ель стали помещать в небольшую кадку, наполненную песком и гравием.

Какие рождественские украшения были наиболее распространены в тот период, помимо, разумеется, вышеупомянутых яблок и облаток? С начала XVI века известно елочное украшение под названием Zischgold , которое изготавливалось из тонких металлических пластин или позолоченных полосок, что придавало праздничному убранству елки еще больше блеска.

Еще одним сходным видом елочных украшений является lametta - канитель, или «дождик», который во Франции принято именовать «волосами ангела» (cheveux d’ange ). По некоторым сведениям, уже в XV веке лионские мастера изготавливали эти блестящие рождественские украшения.

Селеста - родина рождественской ёлки?

Хотя традиция рождественской ёлки , вероятно, существовала в Германии и Эльзасе примерно с XII века, первые письменные упоминания о «рождественском дереве» (Meyen ) в этом регионе относятся к 1521 году. Имеется в виду запись от 21 декабря 1521 года, сохранившаяся в гуманистической библиотеке (Bibliothèque Humaniste ) - эльзасского города, расположенного между и . Впрочем, в те времена Селеста еще не принадлежала Франции и называлась на немецкий манер: Шлеттштадт .

Эта историческая запись в счетной книге гласит: «Item IIII schillinge dem foerster die meyen an sanct Thomas tag zu hieten » («4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы» (21 декабря)). Изучив этот фрагмент городских архивов, историки сделали вывод, что в Эльзасе как раз и зародился обычай украшать дома - в первую очередь, конечно, дома зажиточных горожан - к Рождеству ёлками. Как видите, власти Селесты были вынуждены потратиться, чтобы обеспечить охрану леса от разграбления местными жителями, стремившимися заполучить заветную елочку.


Сохранилось и несколько других, более поздних, архивных записей: например, запись от 1546 года рассказывает о том, что двум рабочим было поручено проложить дорогу в лес, чтобы можно было легче подобраться к елям и срубить нужное количество деревьев. Другая запись свидетельствует о том, что в 1555 году городские власти, пытаясь избежать злоупотреблений, ввели запрет на вырубку елей. Наконец, сохранилось описание, составленное в 1600 году виночерпием городской ратуши Бальтазаром Беком (Balthazar Beck ) (1580-1641) и посвященное тому, как следует украшать рождественскую ёлку и каковы прочие обычаи того времени, связанные с празднованием Рождества в парадном зале (Herrenstube ) ратуши Селесты (тогда еще Шлеттштадта).

В частности, Бек упоминает, что для украшения ёлки использовались яблоки и облатки. Также он описывает обычай приглашения детей членов городского совета, самих советников и прочих муниципальных работников, которым разрешалось «потрясти» ёлку и съесть все украшавшие ее лакомства. К Селесте вскоре присоединились и другие эльзасские города. Так, в 1539 года рождественская ель была установлена в Кафедральном соборе Страсбурга .

В действительности право называться «родиной рождественской ёлки » оспаривают еще несколько европейских городов. Сохранилось, например, краткое документальное свидетельство о том, что на рождественский праздник 24 декабря 1510 года в Риге (Латвия) торговцы танцевали вокруг дерева, украшенного искусственными розами, прежде чем его сжечь (явный отголосок языческих традиций). Нашлись и зловредные эстонцы, которые утверждают, что первая рождественская ель была установлена в Таллине в 1441 году.

Споры по поводу того, где всё-таки впервые появилась рождественская ёлка, не утихают до сих пор. придерживается своей версии, и в церкви Св. Георгия в декабре проходит ежегодная выставка, посвященная истории рождественской елки . Помимо этого, в гуманистической библиотеке Селесты каждый декабрь экспонируется тот самый архивный документ 1521 года, который, как утверждается, доказывает, что в этом эльзасском городе зародился обычай украшать дома к Рождеству ёлками .

Во всяком случае, по-видимому, именно здесь этот обычай был впервые в истории упомянут документально.

Конец XVI - XVII век: протестантские традиции украшения рождественской ёлки

В XVI столетии традиция устанавливать на Рождество украшенную ёлку прочно укоренилась в Германии, Австрии, Эльзасе и Лотарингии. Причем сторонники Реформации всячески поддерживали этот обычай, подчеркивая символику ели как райского Древа познания Добра и Зла.

В конце XVI века под влиянием протестантских кругов и городской буржуазии обычай дарить подарки по случаю окончания года переместился со дня св. Николая (6 декабря) на 24 декабря. С этого времени в центре празднований всегда находилась рождественская ёлка: именно под нее теперь стали класть подарки. Кроме того, с легкой руки протестантов главным героем Рождества становится не святой Николай (казавшийся им слишком языческим персонажем), а Младенец Иисус (Christkindel ), которого со временем стало принято изображать в виде юной девушки в фате, облаченной в белое одеяние и золотую корону с еловыми ветвями и свечами (одна из ипостасей святой Луции). Она раздаёт подарки послушным детям, тогда как ужасный бука (дед с розгами) (Père Fouettard , а в эльзасской традиции Hans Trapp ), в свою очередь, угощает озорников не мандаринами и конфетами, а плёткой.


Во второй половине XVI века лидеры Реформации отказались использовать для празднования Рождества принятые у католиков вертепы (рождественские сценки), поскольку у протестантов нет доктрины почитания образов. Вместо этого протестанты принялись развивать традиции украшения рождественских елей - ведь этот атрибут Рождества, в отличие от вертепов, напрямую не изображает ни Христа, ни иных библейских персонажей. Мартин Лютер предложил считать рождественскую ель символом Древа жизни в Эдемском саду.

Символика убранства рождественской ели в этот период остается принципиально христианской и не вызывает никаких возражений в лютеранском лагере. Более того, набожные протестанты, ориентированные на внимательное отношение к текстам Ветхого Завета, всячески отстаивали использование соответствующего декора рождественского дерева. Поэтому к дополнение к традиционным красным яблокам и гостиям в конце XVI века для украшения ёлки всё чаще начинают использоваться разноцветные бумажные обёртки в форме роз и других цветов.

Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о «корне Иессееве» - дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа (ср . «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ). Символика этого типа украшений указывала на происхождение и рождение Спасителя. Вдобавок к этому, цветы на ёлке напоминали о словах старинного рождественского гимна Es ist ein Ros entsprungen («Выросла роза»), написанного как раз в ту эпоху.

К 1605 году относится следующая архивная запись на старонемецком языке: “Auff Weihnachten richtet man Dannenbäume zu Straßburg in den Stuben auf. Daran henket man Roßen auß vielfarbigem Papier geschnitten, Aepfel, Oblaten, Zischgold und Zucker “ («В на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром»).

XVIII-XIX век: Рождество - детский праздник

В этот период религиозная символика праздника начинает отступать на задний план. Вместо яблок для украшения ёлок начинают использоваться разнообразные лакомства круглой формы (например, орехи с начинкой, обернутые в золотую или серебряную бумагу).

Место гостий теперь занимают пряники, конфеты, вафли и традиционные бредели (bredele , также bredela или bredle ) - рождественское печенье из пряничного теста.



В Эльзасе, южной Германии и некоторых частях Швейцарии получает распространение особая разновидность бределей - так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle ), которые представляют собой печатные анисовые пряники, чаще всего круглые или в форме сердца. Их пекут именно на Рождество, и традиция эта сохранилась до наших дней.

Помимо собственно печенья, в эльзасских городах продаются и специальные формочки для выпекания этих сладостей. Керамические рельефные формы, или «штампы» для создания на тесте определенного рисунка можно купить в магазинах в качестве сувенира. Раньше такие формочки изготавливались в основном из дерева и украшались резными сценками повседневной жизни или композициями на библейские сюжеты. Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса » .

Конкретная форма сладостей, применяемых для убранства ёлки, в XIX веке постепенно утрачивает значение и становится всё более разнообразной. С этого времени украшение рождественской ёлки и все сопутствующие традиции считаются в основном прерогативой детей . Сразу же после окончания праздника Богоявления, в начале января, мальчишек и девчонок теперь приглашают «потрясти» рождественское дерево и «собрать урожай», что маленькие сладкоежки с удовольствием и проделывают.

В XIX веке пряники и бредели начинают дополнительно украшать глазурью, а иногда еще и мелкими цветными посыпками. Поверх сахарной или шоколадной глазури приклеивают декоративные картинки с разнообразными сюжетами (это были хромолитографии, чаще всего изображавшие ангелов или звёзды). Вокруг ствола ёлки устраивают небольшой деревянный заборчик, напоминающий изгородь палисадника перед традиционным крестьянским домом. Отгороженное таким образом пространство символизирует утраченный вследствие грехопадения человека рай.

Отсюда и слово Paradiesgärtlein («райский садик»), которым этот рождественский садик было принято называть в Германии. Как видите, христианская символика постепенно снова приобретает значение.

Рождественская елка приходит во Францию и Великобританию

Та поддержка, которую оказывали «елочной традиции» лидеры Реформации, объясняет быстрое распространение рождественской ели по протестантским регионам Северной Европы, включая Германию и страны Скандинавии. Не стоит забывать, что и Эльзас на тот момент был частью германского мира , равно как и соседние герцогства Лотарингия и Австрия. Всё это время, на протяжении XVII и XVIII веков, традиция ставить в домах на Рождество ёлку была развита во всех упомянутых регионах.

В конце XIX века, после Франко-прусской войны 1870 года, традиция украшать новогоднюю (рождественскую) елку пришла наконец и во Францию. Честь распространения этой традиции принадлежит жителям Эльзаса и Лотарингии , которые, не желая становиться пруссаками, после аннексии их регионов к Германии решили уехать во Францию, «страну прав человека», вновь ставшую республикой.

Еще до этого, в 1837 году немецкая жена наследника французского престола Фердинанда Филиппа, герцога Орлеанского, лютеранка Елена Мекленбург-Шверинская распорядилась установить рождественскую елку в саду Тюильри, но тогда традиция не прижилась. (Веком ранее, в 1738 году, другую неудачную попытку внедрить при французском дворе традицию рождественской елки предпринимала супруга Людовика XV, Мария Лещинская). Лишь приток иммигрантов из Эльзаса и Лотарингии предопределил массовое распространение рождественской елки на территории Франции. (Кстати, благодаря всё тем же эльзасским переселенцам традиция быстро распространилась и в Соединенных Штатах).

Сегодня гигантскую новогоднюю елку (sapin de Noël, arbre de Noël ) можно увидеть на центральной площади каждого крупного французского города: в Париже и Руане, на Станиславовской площади в Нанси и на площади Клебера в городе Страсбурге , который носит гордое имя «столицы Рождества». Приблизительно с 1930-х годов обычай ставить на Рождество украшенную елку принят практически во всех французских домах.

В Великобританию традицию рождественских елок, что характерно, тоже завезли вездесущие лютеране , а именно супруг королевы Виктории принц Альберт - он же герцог Саксен-Кобург-Готский. По его инициативе в 1841 году в Великобритании (говоря точнее, в Виндзорском замке) была установлена первая рождественская елка. В 1848 году в английской газете появилась фотография собравшейся вокруг елки королевской семьи, растиражированная вскоре в виде многочисленных открыток. Придворная мода быстро распространилась среди буржуазии, а затем и простого народа. В викторианскую эпоху считалось, что рождественская елка должна иметь шесть ярусов ветвей и устанавливаться на стол, покрытый белым полотном. Затем ее украшали гирляндами, бонбоньерками и бумажными цветами.

Любопытно, что еще до появления в Великобритании традиция рождественских ёлок укоренилась в Канаде. И лишь в XX веке этот обычай наконец проник в главные католические страны Европы - Италию и Испанию.

Елочные украшения Нового времени: изобретение стеклянного шара и прочие новшества

В середине XIX натуральные продукты, используемые для украшения ёлки, начинают заменять искусственными. В 1858 году в северных Вогезах и Мозеле разразилась страшная засуха, и урожай яблок и других фруктов выдался крайне скудный, так что местные жители не имели возможности украшать рождественские елки живыми плодами. И тогда стеклодув из лотарингской деревни Гётсанбрюк (Goetzenbruck ), что близ Майзенталя (Meisenthal ), придумал изготавливать стеклянные шары в форме яблок и других фруктов. После этого стеклянные елочные украшения приобрели популярность далеко за пределами Эльзаса.

Городок Майзенталь (Мейзенталь) в Лотарингии и сегодня славится мастерством своих стекольщиков . На этой стекольной фабрике свыше 20 лет (с 1867 по 1894 год) проработал глава художественной Школы Нанси - Эмиль Галле: сначала дизайнер учился у здешних мастеров, а затем, сам став зрелым художником, тесно сотрудничал с фабрикой при создании своих великолепных произведений. Сегодня в Майзентале можно посетить Международный центр художественного стекла (Centre International d’Art Verrier ) и ближе познакомиться с работой стеклодувов. Но этот центр является не просто музеем, а творческой мастерской, где регулярно экспериментируют с новыми современными идеями, не забывая, конечно, о традициях. Одним из главных видов выпускаемой продукции остаются стеклянные шары - чуть ли не самое популярное на сегодняшний день елочное украшение. Кроме шаров, здешние мастера изготавливают стеклянные украшения в виде колокольчиков, елочек, шишек, орехов, птиц и множества других образов.


Помимо стеклянных шаров , в XIX веке богатый арсенал елочных украшений пополнился многочисленными ангелами , одетыми в золотую или серебряную фольгу. Также для украшения елок стали часто использоваться позолоченные еловые шишки и звезды из позолоченной соломки и белого бристольского картона (изготавливаемого из бумаги высшего сорта). Позднее появилась традиция помещать на вершину елки звезду - символ Вифлеемской звезды, указавшей волхвам путь к месту рождения Христа. В качестве альтернативы верхушку елки иногда украшают шпилем (cimier oriental ) или фигуркой золотого ангела с латинской надписью Gloria in Excelsis Deo («Слава в вышних Богу»).

Но главным нововведением этой эпохи стал обычай подсвечивать ёлку праздничными огнями. Первоначально для этой цели использовались, разумеется, свечи - несмотря на риск возгорания (между прочим, первым, кому пришла в голову мысль украсить ёлку свечами, был, как считается, Мартин Лютер , зачарованный красотой звездного неба). Но поскольку воск стоил довольно дорого, вместо свечей нередко применяли заполненные маслом ореховые скорлупки с небольшим плавучим фитилем на поверхности - или гибкие свечи, которые можно было оборачивать вокруг еловых веток. Иллюминация носила не только декоративный, но и символический характер, напоминая о рождении Христа, который является светом миру . В начале XX века появились электрические гирлянды, которые поначалу мало кто мог себе позволить, до того дорого они стоили.

В XX веке также получили широкое распространение искусственные новогодние елки , которые были впервые изобретены в XIX веке в Германии. Многочисленные поклонники искусственных елей сегодня утверждают, что они дешевле, безопаснее и удобнее, чем настоящие деревья. Что же касается экологического аспекта, то по этому поводу продолжаются споры: не существует единого мнения относительно того, чтó наносит бóльший вред природе: вырубка натуральных деревьев (плюс которых заключается в том, что они поддаются биологическому разложению) или же производство искусственных елок из поливинилхлорида с не всегда безопасными добавками.

Рождественская елка в католических странах

Лишь в XX веке обычай украшать на Рождество елку пришел в главные католические страны Европы - Италию и Испанию. Например, в Ватикане традиция рождественской елки появилась только в 1982 году по инициативе Иоанна-Павла II , избранного папой римским четырьмя годами ранее. Первое время не все представители католической церкви одобряли этот обычай, однако постепенно елка стала неотъемлемой частью празднования Рождества в Ватикане, и сегодня ни одно Рождество не обходится без великолепной елки на площади Святого Петра в Риме.

Во время чтения молитвы Ангел Господень в воскресенье 19 декабря 2004 года папа римский Иоанн-Павел II следующим образом объяснил верующим значение и символику рождественской елки : «[...] рядом с вертепом часто устанавливают традиционную рождественскую елку - это тоже очень древняя традиция, связанная с прославлением ценности жизни. Зимой эта вечнозеленая ель становится символом бессмертия. Именно у ее ствола обычно кладут подарки. Этот символ также имеет большое христианское значение, поскольку напоминает о Древе жизни и образе Христа - высшем даре Бога человечеству. Таким образом, рождественская ель несет в себе весть о том, что жизнь не прекращается ни на миг и что она является даром, не материальным, но самоценным, даром дружбы и любви, братской взаимопомощи и прощения, способности делиться и сочувствовать ».

♦♦♦♦♦♦♦

Сегодня не существует определенных предписаний относительно того, как следует украшать рождественскую елку. Это может быть пышное убранство или аскетичный, простой наряд. Это может быть современная дизайнерская елка, позволяющая человеку максимально проявить свою фантазию. В любом случае это вечнозеленое дерево остается символом рождественских праздников и незабываемых впечатлений детства.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

Тихо в лесу. Снег укрыл опушки, перелески и просеки, забрался в лесную чащу, расположился под стволами. Каждое дерево, каждая веточка отмечена снежными росчерками. Днем снежинки искрятся под тусклым зимним солнышком, ночью перемигиваются со звездами в лунном свете. Больше всего снега задержалось на еловых лапах. Среди всех молоденьких ёлочек, выбежавших на просеку, выделяется одна – стройная двухметровая красавица, статная и пушистая. На одной из веток – красная ленточка, а это значит, ёлочка кому-то приглянулась, и скоро ее заберут в избу.

От недальней деревеньки слышится песенка «В лесу родилась ёлочка…». Потрескивает морозец, ветер слегка покачивает еловые лапы, а ёлочка ждет мужичка с топориком…

Песенка о новогодней ёлочке известна каждому с детства. Ель прочно ассоциируется у нас с лучшим из праздников – Новым годом. Но вот задумывались ли вы о том, почему именно ёлка стала новогодним деревом, откуда пошла эта традиция?

История новогодней ёлки довольно занимательна…

В Древней Руси под Новый год украшали любые деревья. Почему? В древности очень сильна была вера людей во все сверхъестественное и, в частности, в магию растений.

Существовало поверье, что во всех деревьях живут добрые духи, помогающие людям. И никто не хотел этих духов обижать, поэтому возле дома украшали все имеющиеся деревья, не делая меж ними различий.

Справедливости ради надо отметить, что встречали Новый Год (а точнее, праздник Новолетия) наши предки, древние славяне, не зимой, а весной, 1-го марта. Даже поговорка такая была: "Как над землёй поработаешь, так и год проведёшь».

Указом Великого князя Московского Ивана III от 1492 года празднование Новолетия было перенесено с весны на осень, на 1-е сентября, дабы совместить его со сбором податей и окончанием страды.

И вот когда праздник из весеннего и осеннего стал зимним, задумались об украшении не всех деревьев, а какого-то одного. Но и тогда этим деревом не стала ель.

На Руси ель вообще считалась недобрым символом, да и деревом не очень полезным.

И то правда – еловый лес темный и сырой, древесина ели особой ценности не представляет, шишки ее не съедобны.

У древних славян ель символизировала смерть, отсюда и традиция отмечать дорогу из дома умершего еловыми ветками.

В Библии ель называют жилищем аиста, а у христиан аист считается птицей нечистой, поэтому и прибежище нечистой птицы посчитали тоже нечистым.

Среди православных ель считалась прибежищем нечистой силы. О тех, кто водил свадебный хоровод вокруг ёлки, говаривали – «Венчались вкруг ели, а черти им пели».

Над входом в кабак ставили ёлку (причем она стояла там весь год, даже с осыпавшейся хвоей), и в русский язык вошло выражение «Идти под ёлку», то есть идти в кабак, а известное словосочетание «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханьем. Так что никакого почтения на Руси к ёлке не было, поэтому и в голову никому придти не могло делать ее праздничным деревом. А отсюда напрашивается вывод, что новогодняя ёлка – традиция не русская, а заграничная (если уж совсем точно, то немецкая).

И тому есть историческое подтверждение.

Вернулся Петр I из очередной поездки по Европе и привез оттуда, помимо знаний полученных, некоторые традиции новомодные, как то - бороды боярам брить, трубки курить, одеваться в европейский сюртук и праздновать начало года по-европейски - в январе. А был тогда царь Петр в Германии, там и увидел, что улицы да площади ёлками украшают, а на домах да воротах ветки еловые развешаны. Но то была совсем даже не ель, а пихта. Она похожа на ель, но хвоя у нее несколько иная, отчего дерево и без украшений выглядит пышно и нарядно. В Европе она встречается чаще ели, и изначально именно пихту выбрали там в качестве новогоднего, а точнее, «рождественского» дерева.

В Германии есть легенда о том, как английский миссионер 8 века Бонифаций обратил в христианскую веру одно из языческих племен на севере Гессена, близ Гайсмара. Неподалёку от пограничного укрепления франков росло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора), и Бонифаций, чтобы показать бессилие языческих богов, решил срубить его. Перед этим он сказал: «И узрите - пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Язычники, присутствовавшие при этом святотатстве, ожидали гнева своего бога, но ожидания оказались напрасными. Дуб был срублен. Они были поражены тем, как легко пала их святыня, и приняли христианство.

Из срубленного священного дуба Бонифаций распорядился возвести капеллу Святого Петра, а на его месте посадил пихту, символизирующую торжество Христианства над мракобесием Язычества.

Да где ж в России на всех пихт набрать? Из положения вышли, применив вместо пихты ее близких родственников – сосну, ель да можжевельник. Почему их? Да просто потому, что на фоне снега и голых веток берез да осин сочная зеленая хвоя смотрелась очень нарядно. Да и указ Петра I гласил: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... а людям скудным, каждому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь, а стоять тому украшению января в первый день".

Причем украшали так, преимущественно ветками, не жилище, а именно церкви, ворота домов, двор возле дома да улицы. Таким образом, ёлочка в дом на праздник еще не пришла. Однако после смерти Петра I украшать ёлками улицы перестали, и остались ёлочки только как обозначение питейных заведений.

А почему же в последствии все-таки именно ёлка стала новогодним деревом?

Поскольку в России пихты не являются повсеместно растущими деревьями, сосны очень высоки, можжевельники низки и порою не очень опрятны, а вот ёлок полным-полно – так, методом исключения, и стала ёлка новогодним деревом вместо пихты. Если в Европе и есть замена пихте, то это отнюдь не ель, а сосна, потому что ее хвоя длиннее еловой, что и придает сосне сходство с пушистой пихтой.

Именно еловыми деревьями, а уже не только ветками, стали украшать улицы, вытесняя с них сосну и можжевельник. Ёлочки ставили по краям ледяных горок, на катках. В Петербурге ёлками стало принято

обозначать пути зимних перевозов на санях через Неву. Однако все это не имеет никакого отношения к нарядной новогодне-рождественской ёлке, установленной в доме и украшенной яблоками, орехами, бумажными розами, игрушками и свечами. Так как же пришла мысль забрать ёлку с улицы в дом и подобным образом украсить под праздники. И кто это впервые сделал?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Вернее, можно, но только на первую часть вопроса. Подобным образом на Рождество ёлки устанавливали в доме и украшали немцы, живущие в Петербурге. Да это и не удивительно - ведь подобная традиция родилась именно в Германии приблизительно в XVI-м веке, но только к середине XVIII века рождественская ёлка получила в Германии повсеместное распространение.

Упоминаний о рождественской ёлке нет ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни в повестях Сомова, Погодина и Полевого периода 1820-1830 годов. Что же получается? Уважаемые авторы, подробно описывая уклад жизни и устройство празднования, упустили столь важную деталь? Отнюдь нет! Вывод прост - в те времена рождественской ёлки, в привычном нам сейчас виде, просто не существовало! И только накануне1840 года на страницах газеты "Северная пчела" начинает упоминаться сама ёлка в качестве рождественского дерева и обсуждаться коммерческая сторона вопроса о покупке-продаже уже украшенных ёлочек.

Вот что было написано в одном из выпусков: "Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками и книгами составляет отраду детей... получить в праздник за хорошее поведение внезапное награждение..."

Точно определить, кто же первым поставил в доме ёлочку, практически невозможно. В повести С. Ауслендера "Святки в старом Петербурге" (1912 г.) можно прочесть, что первая рождественская ёлка была установлена в конце 1830-х годов государем Николаем I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в знатных домах Петербурга.

К концу 1840 года рождественское дерево становится привычным предметом праздничного интерьера, распространяясь из Петербурга по всей России.

Но где бы ни родилась эта традиция, какое бы дерево ни было первым символом Нового года, мы ни на что не променяем ставшую такой родной ёлочку.

Наш сказочный Новый год напоен ароматами оттаивающей с мороза смолы и хвои, украшен увешанными игрушками еловыми ветками. И пусть он приходит поскорее, чтобы мы могли поздравить друг друга, подарить подарки и сказать

Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного праздника ее устанавливают в каждом доме, украшают игрушками, мишурой и гирляндами. Ароматный запах свежей хвои, вкус мандаринов - вот с чем ассоциируется новогодний праздник у большинства российских детей. Под елочкой детвора находит свои подарки. На утренниках вокруг нее водят хороводы, поют песни. Но так было не во все времена. Откуда на Руси появилась новогодняя елка? История традиции украшать ее на Новый год описана в данном материале.

Тотемное дерево язычников

Наши предки верили, что все деревья живые, в них обитают духи. В дохристианские времена в друидическом календаре кельтов есть день поклонения ели. Для них она являлась символом храбрости, силы, а пирамидальная форма дерева напоминала небесный огонь. Еловые шишки также символизировали здоровье, крепость духа. Древние германцы считали это дерево священным и поклонялись ему. Оно отождествлялось у них с Мировым Древом - источником вечной жизни, бессмертия. Существовал такой обычай: в конце декабря люди шли в лес, выбирали самое пушистое и высокое дерево, украшали его разноцветными лентами и делали различные подношения. Затем вокруг ели водили хороводы и пели обрядовые песни. Все это символизировало цикличность жизни, ее возрождение, начало нового, приход весны. У славян-язычников же, наоборот, ель ассоциировалась с миром мертвых и нередко использовалась в погребальных обрядах. Хотя считалось, что если разложить еловые лапы в углах дома или сарая, то это защитит жилище от бурь и гроз, а ее обитателей - от хворей и нечистой силы.

Новогодняя елка: история ее появления в Европе после Рождества Христова

Украшать ель в доме на Рождество первыми стали немцы еще в средние века. Появилась эта традиция в средневековой Германии неслучайно. Существует легенда, что святой апостол Бонифаций, ярый миссионер и проповедник слова Божьего, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Сделал он это для того, чтобы показать язычникам бессилие их богов. Срубленное дерево повалило еще несколько деревьев, а ель уцелела. Св. Бонифаций объявил ель священным древом, Christbaum (деревом Христа).

Также есть сказание о бедном лесорубе, который в предрождественскую ночь приютил у себя потерявшегося в лесу маленького мальчика. Он согрел, накормил и оставил у себя ночевать заблудившегося ребенка. На следующее утро мальчик исчез, а вместо себя оставил у дверей небольшое хвойное деревце. На самом деле под видом несчастного дитя к лесорубу приходил сам Христос и таким образом поблагодарил его за теплый прием. С тех пор ели стали главным рождественским атрибутом не только в Германии, но и в других европейских странах.

История появления звезды на макушке рождественской ели

Сначала люди украшали свои дома только веточками и большими еловыми лапами, в дальнейшем стали приносить целые деревья. Но намного позднее появился обычай наряжать новогоднюю елку.

История о появлении на елке звезды связана с именем основателя протестантизма — немца Мартина Лютера, главы бюргерской Реформации. Однажды, гуляя вечером в Сочельник по улице, Лютер загляделся на яркие звезды ночного неба. Их было так много на ночном небосводе, что казалось, будто они, как маленькие огоньки, застряли в верхушках деревьев. Придя домой, он украсил маленькую ель яблоками и горящими свечками. А на макушку дерева водрузил звездочку, как символ Вифлеемской звезды, возвестившей волхвам о рождении младенца Христа. Впоследствии эта традиция распространилась среди последователей идей протестантизма, а в дальнейшем и по всей стране. Начиная с 17-го века это ароматное хвойное дерево стало основным символом сочельника в средневековой Германии. В немецком языке даже появилось такое определение, как Weihnachtsbaum — рождественская ель, сосна.

Появление рождественской елки на Руси

История появления новогодней елки в России началась с 1699 года. Обычай устанавливать рождественскую ель появился в стране во времена царствования Петра I, в начале 18-го века. Российским царем был издан указ о переходе на новый счет времени, отчет летоисчисления начинался от даты Рождества Христова.

Датой начала будущего года стали считать первое января, а не первое сентября, как было ранее. В указе было также упомянуто о том, что знати перед Рождеством надобно украшать свои дома сосновыми и можжевеловыми древами и ветвями на европейский манер. Первого января также повелевалось запускать ракеты, устраивать фейерверки и наряжать здания столицы хвойными ветвями. После смерти Петра Великого эта традиция забылась, разве что питейные заведения в сочельник украшались еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать находящиеся внутри зданий кабаки.

Возрождение петровских обычаев в первой половине 19-го века

История новогодней елки и традиция наряжать ее к святому празднику на этом не закончилась. Обычай ставить на елку зажжённые свечи, дарить друг другу подарки на Рождество получил широкое распространение в России во времена правления Николая I. Эту моду среди придворных ввела его супруга - царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Позже ее примеру последовали все знатные семьи Петербурга, а затем и остальные слои общества. В начале 40-х годов в газете «Северная пчела» отмечалось, что «у нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества» украшением заветной елки сладостями и игрушками. В столице, на площади у Гостиного двора, устраиваются грандиозные елочные базары. Если бедный люд не мог купить даже маленькое деревце, то знатные особы в этом соперничали между собой: у кого ель выше, пышнее, наряднее. Иногда в украшении зеленой красавицы использовались драгоценные каменья, дорогие ткани, бусы, канитель (тонкая серебряная или золотая нить). Елкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.

История рождественской ели в СССР

С приходом к власти большевиков все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были отменены. Рождественскую ель было принято считать буржуазным атрибутом, пережитком имперского прошлого. На несколько лет эта чудесная семейная традиция стала нелегальной. Но в некоторых семьях она все равно сохранялась, несмотря на запрет властей. Лишь в 1935 году, благодаря заметке партийного деятеля Павла Постышева в главном коммунистическом издании тех лет - газете «Правда», этому вечнозеленому дереву вновь вернулось незаслуженно забытое признание его как символа наступающего года.

Повернулось вспять колесо истории, и новогодние елки для детей стали устраиваться вновь. Вместо Вифлеемской звезды ее верхушку украшает красная пятиконечная звезда — официальный символ Советской России. С тех пор елки стали называться «новогодними», а не «рождественскими», а сами деревья и праздники - не рождественскими, а новогодними. В истории России впервые появляется официальный документ о нерабочих праздничных днях: первое января официально становится выходным.

Кремлевские елки

Но на этом не заканчивается история новогодней елки в России. Для детей в 1938 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, установили огромную многометровую елку с десятками тысяч стеклянных шаров и игрушек. С тех пор каждый год в этом зале стоит гигантская новогодняя ель и устраиваются детские праздники. Каждый советский ребенок мечтает попасть на Новогоднюю елку в Кремле. И до сих пор излюбленным местом встречи будущего года у москвичей является Кремлевская площадь с установленной на ней огромной, нарядно украшенной лесной красавицей.

Елочные украшения: тогда и сейчас

В царские времена елочные игрушки можно было съесть. Это были фигурные пряники, обернутые в разноцветную металлическую бумагу. На ветки также развешали засахаренные цукаты, яблоки, мармелад, золоченые орехи, бумажные цветы, ленты, картонные фигурки ангелочков. Но основным элементом елочного декора были зажженные свечки. Стеклянные надувные шары привозили, в основном, из Германии, стоили они довольно дорого. Сильно ценились фигурки с фарфоровыми головами. В России только в конце 19-го века появляются артели по производству новогодних изделий. Также делают ватные, картонные игрушки и фигурки из папье-маше. В советские времена, начиная с 60-х годов, началось массовое производство фабричных елочных игрушек. Эти изделия не отличались разнообразием: одинаковые «шишки», «сосульки», «пирамидки». Благо сейчас на полках магазинов можно встретить много интересных изделий елочного декора, в том числе с ручной росписью.

Откуда появилась мишура и гирлянды?

Не менее интересна история появления другой новогодней атрибутики: мишуры и гирлянд. Раньше мишуру изготавливали из настоящего серебра. Это были тонкие нити, наподобие «серебряного дождика». Существует красивый миф о происхождении серебряной мишуры. Одна очень бедная женщина, у которой было много детей, решила нарядить елку перед Рождеством, но так как на богатые украшения денег не было, убранство дерева получилось очень невзрачным. За ночь еловые ветки оплели пауки своей паутиной. Зная о доброте женщины, Бог решил вознаградить ее и превратил паутину в серебро.

В наше время мишуру производят из цветной фольги или ПВХ. Изначально гирлянды представляли собой длинные полоски, переплетенные цветами или ветками. В 19-м веке появилась первая электрическая гирлянда со множеством лампочек. Идею ее создания выдвинул американский изобретатель Джонсон, а воплотил в жизнь англичанин Ральф Моррис.

Истории про маленькую елочку для детей и их родителей

Для маленьких и больших детей написано много сказок, рассказов, смешных историй про новогоднюю елку. Вот некоторые из них:

  1. «Сказка о маленькой елочке», М. Аромштам. Трогательная и добрая история для малышей о маленьком деревце, которое наградили за желание приносить радость другим.
  2. Комиксы от четы Снегиревых «Кешка в погоне за елкой». Коротенькие, смешные истории про кота Кешку и его хозяина.
  3. Сборник стихотворений «Новогодняя елка». Автор - Аг Ятковска.
  4. А. Смирнов «Ёлка. Старинная забава» — перепечатанное на современный лад старинное издание рождественского лото 1911 года.

Более взрослым детям было бы интересно почитать «Историю новогодней елки» в книге Александра Ткаченко.