Изучаем мир камней. Путешествие в мир камня Внеклассное мероприятие по географии

Здоровье

Когда мы говорим "камни", мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы - это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему "минералы и горные породы" дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы - это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще - полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще - поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками.

Малахит - ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Янтарь - это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Коралл - это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Жемчуг - это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки - двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них - минералы, часть - горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт) . Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом - это аметист. Если белые - молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах - приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните - это кусочки полевого шпата, темные и блестящие - слюда, белые полупрозрачные - кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как "гранум", отсюда и название породы - гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк - Мел - Мрамор .

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка - мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор - это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора - это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Торф - Бурый уголь - Каменный уголь - Антрацит .

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая - мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений - гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть - полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

Цель и задачи: Изучить камни, которые нас окружают Изучить камни, которые нас окружают Узнать как можно больше о камнях; Узнать как можно больше о камнях; Собрать коллекцию горных пород и минералов; Собрать коллекцию горных пород и минералов; Составлять описание горных пород и минералов коллекции; Составлять описание горных пород и минералов коллекции; Провести опыты. Провести опыты.


Методика проведения исследования: Изучение литературы по данной теме; Изучение литературы по данной теме; Экскурсии по родным просторам; Экскурсии по родным просторам; Сбор коллекции камней; Сбор коллекции камней; Составление описания коллекции; Составление описания коллекции; Фотографирование интересных объектов; Фотографирование интересных объектов; Создание презентации и выступления Создание презентации и выступления


















Опал Опал символ верности и гарантии. Цвет: Чистый опал бесцветен, но почти всегда он более или менее «молочный» и непрозрачный или окрашен в различные тусклые тона окисью железа и другими примесями. Главное достоинство опала способность излучать последовательно различные лучи под действием солнечного света, вызывать разнообразную игру цветов. Известны три вида опала: черный опал, имеющий очень темный синий цвет со «вспышками» других цветов; огненный опал оранжево-красного цвета и белый опал. Черный опал стоит очень дорого долларов за 2 г. Самые крупные опалы встречаются в Австралии. Назад














Ювелирные камни (драгоценные камни) I порядок алмаз, изумруд, рубин, синий сапфир II порядок александрит, сапфиры оранжевый, фиолетовый и зеленый, благородный опал черный, благородный жадеит III порядок демантоид, шпинель, благородные опалы белый и огненный, аквамарин, топаз, родолит, турмалин IV порядок хризолит, циркон, бериллы желтый, зеленый и розовый, кунцит, бирюза, аметист, пироп, альмандин, лунный и солнечный камни, хризопраз, цитрин. Назад


Ювелирно-поделочные камни I порядок лазурит, жадеит, нефрит, малахит, янтарь, горный хрусталь бесцветный и дымчатый, чароит II порядок агат, амазонит, родонит, гематит-кровавик, иризирующий обсидиан, опал обыкновенный, непрозрачные ионизирующие полевые шпаты Назад




Изумруд (смарагд) наиболее ценная и лучше других изученная разновидность берилла; используется в ювелирном деле с античности. Название происходит от лат. smaragdus, греч. (с)марагдос «зеленый». Русское название предположительно происходит от арабско-персидского «изумруд». Изумруд (смарагд) наиболее ценная и лучше других изученная разновидность берилла; используется в ювелирном деле с античности. Название происходит от лат. smaragdus, греч. (с)марагдос «зеленый». Русское название предположительно происходит от арабско-персидского «изумруд». Цвет: от светло- до темно-зеленого; травянисто-зеленый; иногда желтовато-зеленый. Цвет: от светло- до темно-зеленого; травянисто-зеленый; иногда желтовато-зеленый. Блеск: стеклянный. Блеск: стеклянный. Твердость: 7,5 8,0 по шкале Мооса. Твердость: 7,5 8,0 по шкале Мооса. Плотность: 2,69 2,78 г/см куб. Плотность: 2,69 2,78 г/см куб. Спайность: отсутствует; излом неровный до раковистого; хрупкий; многочисленные включения ослабляют связность материала. Спайность: отсутствует; излом неровный до раковистого; хрупкий; многочисленные включения ослабляют связность материала. Изумруд Назад


Александрит Александрит знаменит тем, что изменяет свой цвет при различном освещении: днем его цветовая гамма варьирует от темно-синего до изумрудно-зеленого, а при искусственном освещении александрит приобретает пурпурно-красный цвет. Александрит очень твердый минерал, обладающий высоким светопреломлением и исключительным разнообразием окрасок. Его состав (BeAl2)O4 тетраоксид диалюминия- бериллия. Минерал получил названия в 1842 году в честь царя Александра II, тогда еще царевича-наследника, так как время первой находки минерала совпало с годом совершеннолетия царевича (1834 г.). Назад


Шпинель Минерал с формулой MgAl2O4 это шпинель. Его прозрачные разновидности именуют благородной шпинелью и используют в ювелирном деле. Минерал с формулой MgAl2O4 это шпинель. Его прозрачные разновидности именуют благородной шпинелью и используют в ювелирном деле. Наиболее ценными считают камни рубиново- красной и густо-розовой окраски бали-рубин. Слово «бали», вероятно, произошло от «Баласкус» латинского названия Бадахшана, провинции Афганистана, с давних времён славившейся драгоценными камнями. Наиболее ценными считают камни рубиново- красной и густо-розовой окраски бали-рубин. Слово «бали», вероятно, произошло от «Баласкус» латинского названия Бадахшана, провинции Афганистана, с давних времён славившейся драгоценными камнями. Назад


Аметист Аметист камень, оберегающий от опьянения. Цвет: варьируется от почти бесцветного бледно-фиолетового, голубовато-фиолетового до пурпурного, темно-фиолетового, почти черного. Под действием солнечного света аметист постепенно теряет свою фиолетовую окраску и обесцвечивается. При нагревании до температуры 300 градусов Цельсия он полностью утрачивает свой прекрасный фиолетовый цвет. Минерал: тонкозернистый просвечивающий кварцит с включением слюды или других минералов, придающих камню мерцающий отлив с золотистыми, красными, зелеными «искрами». Назад


Малахит Малахит талисман детей. Цвет: светло-зеленый, ярко-зеленый, изумрудно-зеленый, бирюзовый, темно-зеленый. Минерал: водный карбонат меди. Происхождение названия: Назван от греческого «молоко с» «мягкий». По другой версии, свое название малахит получил от греческого слова «малхе», что означает «трава». Соответствие знаку Зодиака: Весы. Рекомендуется приобретать в двадцать седьмой день лунного месяца. Назад


Гагат Гагат поделочный камень, известный с неолита: на стоянках каменного века найдены округлые кусочки гагата, обработанные кремневыми инструментами. Это черный ископаемый уголь с ярким смолистым блеском бархатного оттенка. Твердость 2,5-4. Хорошо полируется и легко обрабатывается. Другие названия гагата: черный янтарь, гешер. Этот камень был назван по городу или реке Гагес в древней Ликии (Малая Азия). Назад





Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Красноусовская сош»
Пядышева Лариса Витальевна воспитатель

Тема: «Путешествие в мир камня».
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых, через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи обучающие: познакомить детей с разнообразием камней, учить выявлять и называть их свойства: по форме, размеру, окраске, прочности, растворяемости, закрепить представление детей о том, что камни – компонент неживой природы.
Задачи развивающие: - развивать сенсорное ощущение: умение обследовать камни разными органами чувств; - познавательные способности – память, внимание, логическое мышление, речь, познавательную активность, интерес через процесс экспериментирования; - способствовать умению детей анализировать, обобщать, делать выводы.Задачи воспитывающие: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к её богатству, интерес к камням, желание любоваться ими.
Интеграция образовательных областей: познание, (коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, труд, здоровье, музыка).
Словарная работа: полезные ископаемые, ювелир,
Предварительная работа: рассматривание камней, иллюстраций, просмотр презентации, беседа о камнях и их применение в жизнедеятельности человека, чтение отрывка сказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», рассматривание иллюстраций к сказкам, проведение экспериментов.
Материалы и оборудование: у воспитателя - 3 стола: 1-полезные ископаемые, горные породы, 2- изделия их металла (алюминия, железа, меди), 3- шкатулки с драгоценностями. Лимон, схема свойств камней, запись музыки. На каждого ребенка: лупа, камни: торф, уголь, гранит, известняк, мел, известь, 2 баночки с песком, трубочки, 2 стакана с водой, влажные салфетки.Ход деятельности:
Звучит приглушенная музыка гости и Х.М.Г. в зале, заходят дети.
(Х.М.Г.) – Здравствуйте дети, меня зовут Хозяйка медной горы. Я пришла к вам в гости, давайте по приветствуем друг друга:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг другу,
Подарите свои улыбки гостям.
А в гости я к вам пришла не с пустыми руками, а с гостинцами. Посмотрите, какой волшебный сундучок, а внутри, что-то лежит. Вы, хотели бы узнать, что там?
Дети:
Х.М.Г.:- Сейчас вы по очереди будете опускать руки в сундучок и попробуйте определить предмет на ощупь, но уговор пока не называть, что внутри. Хорошо.
Дети по очереди ощупывают предмет. После Х.М.Г. обращается к некоторым детям …. «Как вы думаете, что внутри волшебного сундучка?», «Как вы об этом догадались?»
Вывод: внутри сундучка лежат камни, они неровные, твердые.
После того как дети скажут, что это камни, Х.М.Г. открывает сундучок. Посмотрите сколько здесь разных камней. А вы знаете как все эти камни называются одним словом.
Дети - Полезные ископаемые (фронтальная работа).
Х.М.Г. – Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, узнаем где и как их добывают и чем они полезны. Научимся составлять рассказы про камни, узнав то-то новое мы с вами будем вывешивать карточку. Я вас всех приглашаю пройти со мной (к столу 1 камни, горные породы).
Планета Земля существует миллиарды лет. Природа за это время создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах. Одни сокровища лежат на поверхности Земли, другие скрыты под землей на несколько километров. Одни полезные ископаемые образуются сейчас, другие образовались много миллионов лет назад.
В далеком – далеком прошлом деревья были высотой 100 - 200м., были огромные животные и насекомые. Со временем эти гигантские растения погибали, отмирали, перегнивали, а из остатков растений образовывался ТОРФ.
Опыт № 1 «Определение формы»
Х.М.Г. – Возьмите, пожалуйста лупы, рассмотрите камешек под цифрой 1 - это торф. Расскажите какого цвета, мягкий или твердый.
Х.М.Г. - Торф применяется как топливо и удобрение. Сейчас попробуйте, отломить (отщипнуть). Получилось, торф-рыхлый камень. Повтори - Ваня, Вероника, повторите все вместе: «Торф-рыхлый камень». Посмотрите внимательно на камешки и скажите какой они формы?
Вывод: Мы с вами узнали, что торф темно-бурого цвета, применяется как топливо и удобрение, торф - рыхлый, многоугольной формы.
Мы с вами вывешиваем карточку, которая будет обозначать форму камней:

Опыт № 2 «Твердый- мягкий»
Отгадайте загадку:
Х.М.Г. -Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить стали, делать краски и эмали.
- Как вы думаете, о каком камне говориться в загадке?
Дети: Каменный уголь.
Х.М.Г. Правильно, это каменный уголь. Растения жившие на Земле много миллионов лет назад оставили нам залежи вот этого камня. Возьмите камешек под цифрой 2, рассмотрите его.
Таня, Вероника – как называется этот камень - (индивидуальная работа).
А где человек применяет каменный уголь?
Дети: топят печи, камины.
Х.М.Г – Из загадки мы еще узнали, что уголь используют для получения краски и пластмассы. Где добывают уголь?
Дети: Уголь добывают в шахтах.
Х.М.Г - Как называется профессия людей, которые его добывает?
Дети: - Шахтеры.
Х.М.Г. – Возьмите камень в руку и крепко-крепко сожмите, его в руке. Поменял камень форму?
Дети: - Нет
Х.М.Г. – Что это обозначает?
Дети: - Камень твердый.
Вывод: каменный уголь добывают шахтёры, он черного цвета с блеском, используется для обогрева помещений, для получения краски и пластмассы, он твердый.
Вывешиваем карточку: твердый - мягкий (кирпич- подушка).

Опыт № 3 «»Определение цвета»
Х.М.Г - Возьмите камешки под цифрой 3, это ГРАНИТ. Он рождается в глубинах Земли при t – 650-750 С., лупы, рассмотрите камень и расскажите какай он?
Дети: -Твердый, розовый, с темными точками, шершавый, острые углы.
Х.М.Г Паша, Вика - как называется камень, который у тебя в руках. Лера – какой он?
Х.М.Г.- Кто мне скажет, где он используется?
Дети: - Строительство памятников, набережных, лестниц.
Вывод: гранит твердый, разного цвета.
Вывешиваем на мольберте карточку: обозначающий цвет – карандаши.

Опыт № 4 «Тяжелый –легкий»
Х.М.Г. – Отгадайте загадку: Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
Дети: - Песок
Х.М.Г- Возьмите камешек №3, как он называется. Правильно, гранит. Под действием температуры, воды, ветра гранит разрушается, образуется ПЕСОК и ГЛИНА. Расскажите какой песок, где он используется в жизнедеятельности человека?
Дети: ……..
Х.М.Г. –У вас на столах стоит 2 банки с песком, обе закрыты крышками. Сквозь отверстие в крышках опущена трубочки. Рассмотрите их, скажите чем они отличаются?
Дети: В первой банке песок – сухой, во второй – мокрый.
Х.М.Г. - Опустить трубку на бок банки и подуйте в банку, где сухой песок. Наблюдаем, что происходит?
Дети: песок рассыпается в разные стороны под воздействием воздуха, затем оседает.
Х.М.Г. А теперь попробуйте подуть в трубочку, где мокрый песок. Что видите? Почему песок не рассыпается? Сейчас, возьмите обе баночки в руки, представьте, что руки весы. Определите в какой баночке песок легкий, в какой тяжелый.
Вывод: песок сыпучая горная порода, состоит из мелких зернышек, крупинок, круглой формы, используется для игр детей в песочнице, на стройке, для изготовления кирпича, стекла. Еще мы знаем, что сухой песок легкий, рассыпчатый, а сырой тяжелый, вязкий.
Х.М.Г. – Молодцы. Прикрепляем карточку, которая обозначает: тяжелый – легкий.

Х.М.Г.- А еще интересные камни образуются в море. Давайте совершим туда путешествие.
Физкультминутка: Мои руки – это волны, ветер гонит их вперед
Мои руки –крылья чаек, небо их к себе зовет
Мои руки – рыбки в море, плавают туда-сюда
Мои руки – это крабы, разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское, там кораллы словно ветки.
Там ракушки обитают, жемчуг свой оберегают.
Х.М.Г. Давайте узнаем, какие камни образуются в воде. Посмотрите на камень под цифрой 4, этот светло - серый камень называется ИЗВЕСТНЯК. Он образовывается из останков крошечных и крупных морских животных и их обломков. Возьмите лупы, рассмотрите его. Известняк используется при строительстве, изготовление скульптур. При обработке известняка получают известь, она у вас под цифрой 5. Рассмотрите и скажите, где применяется известь?
Дети: - при побелке стен в помещение, стволов деревьев.
Х.М.Г. Молодцы. Отгадайте пожалуйста еще одну загадку: Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Дети: Мел.
Х.М.Г. - Из известняка делают МЕЛ. Где же применяется мел?
Дети:
Опыт № 5 «Растворяется - не растворяется»
Х.М.Г. – Как вы думаете мел и известь, растворяется в воде или нет.
Дети:
Х.М.Г. Давайте снова с вами проведем эксперимент с известью и мелом. Опустим камешки в воду и посмотрим, что произойдет.
Вывод: Известняк шипит, появляются пузырьки, пар, стакан горячий – он растворился. Мел – нет.
Х.М.Г. –Сейчас я открою вам один секрет, мел очень боится лимонного сока, посмотрите, что с ним произойдет. Мел шипит, будто злится - ему не нравится лимонный сок.
Вывод: известь – растворилась в воде, мел в воде не растворился.
Х.М.Г. - Молодцы. Вывешиваем карточку, которая обозначает, растворяются камни или не растворяются»
630375-1402664881-1402
Опыт № 6 «Живое - не живое»
Х.М.Г. Ребята, посмотрите внимательно и скажите, камни живые или не живые?
Вывод: камни не живые. Вывешиваем карточку обозначающие: живое – не живое

Х.М.Г. А сейчас пойдемте со мной. На столе № 2, лежат предметы из железа, алюминия. Посмотрите и скажите, вам знакомы эти предметы?
Дети:
Х.М.Г. – Действительно, этими предметами мы пользуемся каждый день, а из чего же они сделаны?
Дети: - Из железа
Х.М.Г. – Железную руду добывают тоже под землей, везут на завод и плавят при очень высокой t в доменных печах и получаю металлы алюминий, железо. Находят все полезные ископаемые геологи, (проводится индивидуальная и фронтальная работа с новым словом). Назовите, какие еще предметы, изготавливают из железа?
А сейчас я хочу пригласить вас посмотреть на мои драгоценности. Я очень люблю и охраняю свои богатства. Дети под тихую музыку проходят к столу № 3 и рассматривают украшения.
Х.М.Г. Я вижу у Вики и Вероники - сережки, у Саши цепочку, у ваших близких людей тоже есть украшения. Они тоже сделаны из металла. Из какого металла сделаны украшения?
Дети: - золото, серебро.
Х.М.Г. Золото, серебро – полезные ископаемые, это мягкие металлы, поэтому из них можно сделать такие красивые и маленькие вещи. Их изготовили ювелиры. Повтори Таня, Паша, (индивидуальная работа).
Х.М.Г. - В недрах нашей Земли много полезных ископаемых, но мы с вами знаем, что они образуются в течение долгого времени. Залежи когда-нибудь закончатся, поэтому добывать их надо разумно, осторожно и беречь.
Звучит музыка, Х.М.Г. предлагает детям вернуться к мольберту, где вывешены карточки:
Физкультминутка:
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки
Скок, немного отдохнем
И тихонечко пойдем.
Х.М.Г. - Ребята, мы с вами сегодня столько интересного узнали о разных камнях, как они называются?
Дети: - полезные ископаемые
Х.М.Г. – почему они так называются?
Дети: - они приносят пользу, из них можно строить дома, дороги,
Х.М.Г. При проведении опытов мы с вами вывешивали карточки, теперь с их помощью вы сможете составить рассказ о любом камне, который вам очень понравился.
Дети: Паша, Вероника, Динара - выбирают один из камешков, и рассказывают все о нем по схеме.
Х.М.Г. - Мне с вами было очень интересно, но пора мне в свои владения.
А подарить я вам хочу шкатулку, для вас там тоже сладкие драгоценности (конфетка – морские камешки).

Тема: «Путешествие в мир камней»

Цели: продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; развивать у детей представления о ценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Обогащение словаря : природный, искусственный, облицовка, драгоценный.

Ход ОД

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней- герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Кто скажет, как их зовут? (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). Сегодня гномы у нас в гостях.

А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели. В результате многочисленных исследований и поисковой работы у нас образовалась коллекция камней, которая хранится в нашем мини- музее «Удивительный мир камня». Вместе с гномами мы отправляемся туда.

Я гном по имени Понедельник люблю строить и всё знаю о камнях- строителях.). Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей).

А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.

Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку? Интересно, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

- В республике имеются крупные месторождения молибдена и вольфрама, свинца, олова, меди, железной руды, золота, мышьяка, каменных и бурых углей, нефти, туфа, вулканической пемзы и пепла, известняков, гипса, огнеупорных и флоридиновых глин, гравий, щебень, мел.

Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями . Всё своё время я посвящаю драгоценным камням. Я знаю о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости его также применяют в приборостроении.

Я гном Среда - интересуюсь камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

Я гном по имени Четверг, изучаю камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни? (Янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней)

Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – это смола с застывшими кусочками растений и насекомых и т.д.)

- Давайте поиграем в игру «Мешок ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку. Овальный, самый лёгкий камень. Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

- Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

-Гном по имени Воскресенье просит нарисовать ему помощниц- ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровища. Дети приглашаются в «мастерскую Данилы - мастера».

Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале). Верно. А кто написал эту сказку? Сказочник Павел Бажов. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит, добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали? (Дети рассказывают о свойствах камней, о том, что им понравилось, что запомнилось и больше всего удивило т.д.)

- Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие, поблагодарим наших проводников – гномов, за очень интересное путешествие- знакомство с камнями.

Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

«Юный исследователь»

Секция: «Физика. Математика»

Проект на тему:

«Путешествие в мир камней»

Выполнил: учащийся 2-а класса

МБОУ «Нововязниковская оош»

Гуреев Андрей Николаевич

Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ «Нововязниковская оош»

Лазарева Наталья Александровна

г.Вязники

2017 г

    Введение 2-3

    Что такое камень? 3

    Отличительные особенности минералов и горных пород 3-4

    Как на земле появились камни? 4

    Разновидность камней 4-5

    Истории камней 5-7

    Сравнительный анализ минералов и горных пород 7-8

    Выявление свойств камней 8-10

    Заключение 10

    Используемая литература 10-11

Введение

Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улице, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушк и в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Невозможно представить себе мир без камней. Слово «камень» прочно вошло в наш язык. Существует много пословиц и поговорок со словом «камень». Например, есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем – то простым, обыденным, однако в тропических лесах есть племена, которые никогда не видели камней.

Цель исследования . Узнать историю появления на Земле камней , их свойства и значение в жизни человека .

Задачи исследования .

    Найти и изучить литературу по данной теме .

    Выяснить , что знают одноклассники по данной теме .

    Изучить отличительные особенности минералов и горных пород.

    Узнать как можно больше о камнях ( что это такое , названия , как они появились на Земле , какую пользу приносят людям ).

    Изучить свойства камней

Гипотеза исследования . Я могу предположить : 1) камни , окружающие человека , могут обладать необычными свойствами ; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя .

Методы исследования :

    анализ научной литературы ;

    анкетирование ;
    наблюдение ;

    сравнение ,

    обобщение .

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы , я расспросил родителей , прочитал книги по данному вопросу , поработал в Интернет - сети . Вот результаты моего исследования .

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников . В нем приняли участие

18 человек . Возраст - 7 - 9 лет .

Вопросы

Ответили « да »

Ответили « нет »

Собирал ли ты камни ?

Если собирал , то зачем ?

13 чел . ( ответы : « в коллекцию », « интересно », « они красивые », « для игры », « для аквариума », « просто так », «для опытов»)

5 чел .

Знаешь ли ты названия камней ? Запиши названия .

14 чел . ( большинство назвали 1-2 камня )

4 чел .

Знаешь ли ты , как на Земле появились камни ?

8 чел .

10 чел .

Как человек использует камни ?

11 чел . ( ответы : « в строительстве », « для поделок », « делают бусы , браслеты »)

7 чел .

Ты хочешь больше узнать о камнях ?

16 чел .

2 чел .

Выводы : ребята мало знают о мире камней , хотят узнать больше .

Что такое « камень »?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет . Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня . Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи , топоры , иглы , копья . Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком .

В словаре я нашел значение слова « камень ».

« Камень твердая горная порода кусками или сплошной массой , а также отдельный кусок , обломок такой породы ».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней .

Отличительные особенности минералов и горных пород.

Планета Земля образовалась 4, 5 миллиарда лет назад. Её верхняя оболочка – кора, по которой мы ходим, – состоит из разных горных пород. Породы, в свою очередь, состоят из минералов.

Для начала стоит разобраться, что – же такое минерал, а что такое камень (горная порода)?

Минералы – это кристаллы, которые встречаются в природе. Минералы образуются в природе из химических элементов, и каждый имеет определённый химический состав. Они однородны по своей структуре, имеют свою определённую форму. Минералы бывают самых разных цветов и оттенков. Искусственно выращенные кристаллы не относятся к минералам. Минералы – это соль поваренная, лёд, горный хрусталь, алмаз, полевой шпат, гипс, тальк, кальцит, топаз и др.

Драгоценные камни – это минералы, которые ценятся за свою красоту.

Минералы различают по цвету, форме, твёрдости.

Горные породы или попросту - камни – это образования, состоящие из множества минералов. Гранит, например, состоит из следующих минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Гранит неоднороден по структуре и цвету. К горным породам относятся гранит, мрамор, базальт, песчаник, сланец и др.

Как на Земле появились камни ?

Камни различаются по цвету , внешнему виду и свойствам потому , что « родились » в разных условиях .

Есть горные породы , которые « родились » из магмы расплавленного вещества из глубин Земли . Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине , не дойдя до земной поверхности . Это магматические породы . Так образовались гранит и базальт .
Осадочные породы « родились » из обломков других пород . Их обработала и принесла вода . Например , песчаник , каменная соль .

Горные породы могли « родиться » из остатков древних растений и животных . Так образовались известняки .

Разновидность камней:

Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести , , , , , и .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Драгоценные и полудрагоценные камни - , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства , собирают в , используют как активы.

Применение минералов и горных пород в современной медицине.

Наши предки издавна наделяли камни и горные породы всевозможными целебными свойствами. Достаточно обратиться к истории – почти в каждой стране на протяжении многих веков существовали поверья об оберегах из камней и их положительном влиянии на организм. Но уже в наше время большинство подобных утверждений перешли в разряд «мифов». Вместе с тем, некоторые драгоценные камни и минералы нашли практическое применение в современной медицине – для изготовления инструментов и лекарственных средств (алмаз, рубин, сапфир), жемчуг - источник кальция, гипс применяется в хирургии, тальк - в лекарствах, присыпка для малышей, глина - в косметике.

Истории камней .

Камень первый : каменный уголь .

Этот камень я нашел в нашем дворе . Он черного цвета , с блеском , на ощупь шершавый , твердый , прочный . У камня есть одно замечательное свойство он в огне раскаляется , красным пламенем наливается , горячим , как огонь становится и сам горит . Это каменный уголь .

Откуда он взялся ?

Все началось много миллионов лет назад , когда Земля была царством лесов и болот . Наступая на леса , болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов , подмывала их корни , деревья погибали и падали в мутную болотную жижу . За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений . Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу торф . Сдавленный пластами земли , торф постепенно твердел , каменел и превращался в камень бурый уголь . А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался , то постепенно превращался в черный каменный уголь , а потом в антрацит . Это лучший сорт угля . Он горит почти без дыма и дает много тепла .

При горении уголь дает много тепла . Вот почему человек использует его как топливо .

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков : пластмассовые игрушки , лекарственные и ароматические вещества , автомобильные шины , рыболовецкие сети , краски и лаки .

Камень второй : известняк .

Этот камень я увидел дома , когда родители готовились к побелке . Если его разварить , то получится известка . А сам камень называется известняк . Известняк - это белый или беловато - серый камень , он оставляет белые следы на руках .

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом . Люди , которые добывают в карьере известняк , работают как бы на дне моря . Конечно , сейчас моря в этом месте нет , но оно было много миллионов лет назад ( тогда материки , океаны и моря располагались не так , как сейчас ). Морские организмы , погибая , оседали на дно . Из их скелетов , раковинок образовались постепенно толщи известняка .

Когда нужны крупные , ровные камни известняка , их выпиливают в карьере особыми пилами . Если же необходимы мелкие , неровные камни , их добывают с помощью экскаватора .

Это очень полезное ископаемое . Ни одна стройка не обходится без известняка . Он расходуется на выработку цемента , который нужен для скрепления между собой строительных деталей : кирпича , плит , блоков . Из известняка получают известь , которая идёт на побелку стен , потолков . Известь так же входит в состав штукатурки . Она даже входит в состав стекла .

У известняка есть ещё один « родственник », с которым знаком каждый школьник . Мы пишем и рисуем им на доске , асфальте . Это мел . Он , конечно , мало похож на камень : менее прочный , легко раскалывается на кусочки , крошится . Но при этом мел наш незаменимый помощник в школе .

Камень третий : гранит .

Абсолютно все разновидности гранита образовались вследствие извержения магмы внутри земной коры. В процессе остывания этой магмы и под действием высокого давления, создаваемого вышележащими пластами земной коры, образуется гранит, который характеризуется ярко выраженной полнокристаллической, а иногда и гранобластовой структурой. По своей текстуре гранит очень напоминает мрамор, однако пористость у него меньше, да и минеральные компоненты в нем расположены параллельно. Исходя из величины зерен, гранит разделяют на несколько разновидностей: крупнозернистый - диаметр зерен превышает 5 мм, среднезернистая - от 2 до 5 мм и мелкозернистая - менее 2 мм. От размера зерен напрямую зависят прочностные характеристики гранита: чем крупнее зерна, тем более хрупким будет гранит.

Данный минерал славится своими декоративными, прочностными и износостойкими характеристиками.

Область применения гранита весьма широка, начиная от различных гранитных мемориалов и заканчивая отделочными материалами для стен домов. Очень часто гранит используют там же где и мрамор. Например, при обустройстве ступеней и слэбов. Что же касается гранитных облицовочных плит, то они совершенно не уступают своим аналогам из натурального камня. Нередко гранит используется для создания мозаичных ступеней и напольных покрытий.

Глина: История глины довольно занимательна и интересна. Пожалуй, она начинается с легенд о сотворении мира. И первая легенда касается появления человека, ведь как известно, первого человека - Адама - Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь. Возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины, а уже затем стали делаться из камня.

Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни. Даже пять тысяч лет тому назад, когда была изобретена письменность, первая бумага представляла собой тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Затем таблички сушили на солнце и хранили.

В Древней Руси гончары ле-пили из глины чаши, кувшины, печные горшки и все это расписывали тоже гли-ной, но уже цветной. Эта краска носила название керамической. Но изобретена глиняная краска, конечно же, была намного раньше, еще первобытными племенами, которые расписывали свои тела цветной глиной для устрашения врагов и совер-шения некоторых ритуалов. До сих пор глина является основой для красок, и замену ей еще не нашли.

Глина была незаменима и как лекарственное целебное средство. Из желтой глины, разведенной в уксусе, делали пластырь дли лечения растяжений. При болях в пояснице и суставах применялся пластырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Лишай, которого не избежать людям, постоянно контактирующим с животными, наши бабушки излечивали прикладыванием к нему теплого детского кала, смешанного с глиной.

Шла глина в ход и при ворожбе, лечении сглаза, лихорадки. В глиняных сосудах готовили снадобья, хранили растительное сырье, а маленькие горшочки ис- пользовали для лечения простуды в качестве обычных медицинских банок. Да и первая грелка тоже была глиняной. Она представляла собой кувшин с узень-ким горлышком, в который заливали горячую воду. Затем горлышко плотно закрывали, а грелку подкладывали под больное место.

Сравнительный анализ минералов и горных пород.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Известняк

Коричневая,серая, голубая, черная

Белый, серо-белый

Разноцветный – красный, серый

По внешнему виду, свойствам

Однородный, твердый

Однородный, мягкий,рыхлый, хорошо пишет на доске

В воде становится мягкой, высыхает становится твердой

Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий

Где использ

В изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

В школе, в строительстве

В медицине, косметологии, изготовлении посуды, в строительстве

В строительстве

В строительстве

Выявление свойств камней.

О
пыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Р
ассматривание камней разного размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

П
оверхность у камней одинаковая или разная? Нахождение самого гладкого камня и самого шершавого на ощупь.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспользуемся лупами.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Держа камни в ладошках определяем самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5: Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Плотность.

Б

ерем в одну руку камень, в другую - губку и сильно сжимаем. Губка сжимается, а камень - нет.

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Плавучесть.

Берем банку с водой и осторожно кладем один камень в воду. Наблюдаем.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

О
пыт №8. Притяжение магнитом

Я подносил магнит ко многим камням. Вот результат:

Вывод: Некоторые камни притягиваются магнитом.

Заключение:

Из прочитанных книг, сайтов интернета я многое узнал о горных породах и минералах.

    я узнал , что такое « горные породы » и « минералы »;

    узнал , как на Земле появились камни ,

    свойства отдельных камней ,

    как человек их использует .

Камни обладают разнообразными свойствами. Камни используют в различных отраслях: в строительстве, в медицине. Камни мне дарят хорошее настроение, радость, отвлекают от забот. На камнях можно рисовать, а можно просто любоваться их красотой, изучать их, коллекционировать. Камнями можно лечиться.