Как читать сказку детям правильно? (важные советы)! Консультация для родителей «Что и как читать детям Что и как читать детям.

Мода и стиль

Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас. У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления. А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным. Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом. К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Выбираем нужный момент

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.
Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Домашние обычаи

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.
Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Пользуйтесь возможностями

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Чтение как игра

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.
Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

Консультация для родителей средней группы

Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира.

Что приобретает ребенок, когда родители ему читают? Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества.

Во-первых, пока вы ему читаете, ваше чадо фантазирует, создает зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности. Если у вас не получается читать часто, то хорошим подспорьем вам могут стать кассеты с аудиозаписями сказок, рассказов, пьес.

Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.

В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, он начинает хорошо запоминать со слуха.

Гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной. Тогда чтение становится желанным и ожидаемым. В течение дня это счастливое время: всегда найдется 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребенку. В режиме необходимо выделить определенное время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что все индивидуально.

Дошкольник не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемому громкому чтению. Воспитывайте у детей вдумчивое отношение к книге, а что это значит – хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей… слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное. »

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Читайте детям неторопливо, старайтесь передать музыку ритмической речи.

Помните – ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Однако именно большие повествовательные тексты создают возможные миры с целостной цепью событий, происходящих с персонажами, временно-причинными связями, зависимостью поведения персонажей от изменяющейся обстановки и внутренних психологических мотивов. Такого рода сложные повествовательные последовательности позволяют ребенку открывать для себя широкий спектр возможных моде лей поведения и переживания в различных меняющихся обстоятельствах, осваивать ценностные установки, принятые в человеческом обществе.

Практикуйте такие чтения, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

Читайте детям вслух не только все дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.


Мартынюк Елена Алексеевна

Чем является книга для ребенка этого возраста? Конечно, еще одной игрушкой. Ее можно рассматривать, трогать руками, проверять на прочность. А чем является книга для малыша, когда ее начинают читать взрослые? Волшебным источником новой информации. Как в этих тоненьких страницах может поместиться такой огромный мир, наполненный событиями и приключениями?

ЧТО ДАЕТ РЕБЕНКУ ЧТЕНИЕ? Чтение дает ребенку новые знания, развивает творческое воображение (а у некоторых детей и буйную фантазию), память, зрительное и слуховое внимание, эмоциональную сферу, усидчивость, собранность. Кроме того, этот процесс является отличным отвлекающим маневром, если ребенок чем-то напуган или расстроен. Но есть еще один важный момент. Период от года до трех — это время, когда детям просто необходимо внимание взрослых. Энергия родителей — самая полезная «пища» в «меню» для ребенка. Он должен прожить этот период своей жизни так, чтобы позже не пришлось «прятаться за мамину юбку». Чтение — хороший момент для того, чтобы просто побыть вместе. И это один из самых лучших и ненавязчивых способов общения между взрослыми и детьми. Не упускайте этот шанс.

◈ Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.

◈ Чтобы привить любовь к чтению , сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом... а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.

◈ Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

◈ Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

◈ Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки. Не всегда смысл стихов малышу может быть понятен. В этом нет ничего страшного. Главное, что он слышит внутреннюю «музыку» стиха (если он, талантливо написан).

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОСЯТ ЧИТАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СКАЗКУ? Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки. Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным. Не стоит уговариват малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое. Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.

Книжная полка

Начинайте с классиков детской литературы:

К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.

Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки,

Речевые упражнения, которые помогут родителям преодолеть аграмматизмы у детей.

«Скажи ласково» или «Скажи про маленький предмет»

Родитель говорит: «Я скажу тебе про большой предмет – «дом», а ты мне скажи про маленький – «домик»; стул – стульчик; дерево – деревце; кресло – креслице; нога – ножка, ноженька; корова – коровка, коровушка…

« Скажи про много»

Я говорю об одном предмете, а ты скажи про много. Например, стоит стол – стоят столы; бежит белка – бегут белки; чирикает воробей – чирикают воробьи; ползёт муравей – ползут муравьи.

«Посчитай и скажи, сколько всего».

Нужно посчитать любые предметы, называя числительное вместе с существительным. Например, одна собака, две собаки, три собаки, четыре собаки, пять собак. Нужно обратить внимание ребёнка, что при счёте слово изменяется 2 раза: первый раз при счёте 2(две собаки), а второй раз при счёте 5 (пять собак).

«Чего не стало?»

Уберите со стола какой-нибудь предмет и спросите у ребёнка: «Чего не стало на столе?»

Примерные ответы: «Не стало ручки, огурца, вилки, книги»

Спрятать несколько одинаковых предметов и спросить: «Чего не стало?» (Не стало карандашей, ручек, тетрадей, листов, игрушек, кубиков, палочек…)

«Из чего сделано?»

Предложите ребёнку определить, из чего сделан(а) стол, ручка, ваза, портфель, свеча, баночка, линейка и т.д.

Примерные ответы: « Ваза сделана из глины, значит, она глиняная. Ваза сделана из хрусталя, значит, она хрустальная. Пальто из кожи, значит, оно кожаное. Стол из дерева, значит, он деревянный. Ручка из пластмассы, значит, она пластмассовая и т.д.

« Чей хвост, чьи следы?» (рассмотреть картинки)

Примерные ответы: «Это хвост лисы, значит, он лисий. Это хвост волка, значит, он волчий. Это следы зайца, значит, следы заячьи.

«Удивительные слова»

(Слова, которые не изменяются)

Девочка играет на пианино. В магазине продают пианино. На пианино лежат ноты.

Мальвина пошла в гости к Буратино . У Буратино золотой ключик. Я люблю Буратино .



Неизменяемые слова: пальто, кофе, кино, кафе, шоссе, алоэ и т.д.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в школе. Поэтому родители, у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны, вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать домадетям. Выработать движение органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков.

Нельзя принуждать ребенка заниматься артикуляционной гимнастикой, надо заинтересовать его.

Каждое новое упражнение следует повторять на последующих занятиях.

Начинать занятие надо с повторения отработанных ранее упражнений.

Все упражнения ребенок должен выполнять свободно, без напряжения.

Упражнения выполняются под счет взрослого.

Заниматься с ребенком должен только тот, кто сам правильно произносит эти звуки.

«Построим забор»

Взрослые говорят ребенку, что у него во рту, как в домике, живет язычок. Чтобы он без дела не выходил наружу, зубы образуют забор. Спрячем язычок, построим из зубов забор. Для этого надо улыбнуться, показать сближенные верхние и нижние зубы и удерживать губы в данном положении под счет от 1 до 5.

Это упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы.

«Загоним мяч в ворота»

Ребенок должен слегка вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на лежащий перед ним ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе и образующими «ворота». Постепенно «ворота» отодвигаются от ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Упражнение способствует выработке плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.

Пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.

Когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
Когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.

Как привлечь малыша к чтению:

Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.

«Прятки с книжкой»

Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.

«Угадай о чём книга»

Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

«Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

«Закончи сказку»

Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

«Прыг – и в другой сказке!»

Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)

Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном возрасте при овладении языком своего народа у детей возрастает интерес к истокам, корням, культуре.
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали – поехали», вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Пестушки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождение словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки – песенки, которые развлекали и потешали детей.

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность.

Сказка - это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека.
Цель сказки заключена в словах: « в сказке - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок» - урок быть добрым, не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

СЛУШАЯ СКАЗКИ, МАЛЫШ МЕЧТАЕТ, ИГРАЕТ, РАЗВИВАЕТСЯ И… ВЗРОСЛЕЕТ! СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ СОМНЕ­ВАЮТСЯ В ТОМ, ЧТО НАЧИНАТЬ ЧИТАТЬ РЕБЕНКУ НУЖНО С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА. ВАЖНО ТОЛЬКО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО ЗАНЯТИЕ ДОЛЖНО ПРИНОСИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ВАМ ОБОИМ.

У детских психологов уже не осталось никаких сомнений: детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание. Хотя некоторые родители это утверждение до сих пор воспринимают скептически: для чего совсем маленьким детям сказки, если они даже смысла простых слов не понимают? Но у ученых есть все доказательства: книги не только помогают малышам взрослеть, но и на всю жизнь прививают им любовь к чтению.

ВЫБИРАЯ СКАЗКИ ДЛЯ МАЛЫША, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К ГОЛОСУ СВОЕГО СЕРДЦА – ИМЕННО ВАМ ПРЕДСТОИТ «ОЗВУЧИТЬ» ВЫБРАННЫЙ СЮЖЕТ, ПРИЧЕМ НЕ ОДИН РАЗ.
В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Первое время книга для малыша будет прежде всего объектом изучения, стимулирующим развитие всех пяти чувств, включая обоняние и вкус. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать за поведением полуторагодовалого ребенка. Получив книгу в свое распоряжение, он сначала гладит ее, переворачивает вверх ногами, ставит на ребро, а потом нюхает, лижет и тянет в рот! Чтобы не прерывать знакомство в самый интересный момент, заранее позаботьтесь о том, чтобы выбранное вами издание было приспособлено для таких экстремальных способов «прочтения». Это несложно: сегодня многие издательства соревнуются в изобретательности, выпуская малоформатные книжечки «повышенной прочности».

КАК В ЗЕРКАЛЕ
Первые книжки не только приносят ребенку чувственный опыт и удовольствие от общения с родителями, но и учат его наблюдательности. Очень скоро малыш начинает рассматривать картинки. Именно они дают ему представление об окружающем мире, поэтому иллюстрации пользуются неизменным успехом у детей: для них это азбука действительности. Малыш быстро осознает, что на картинках изображены реальные вещи и явления. Исследования, например, подтверждают, что даже самые маленькие дети довольно редко путают верх и низ рисунка. В десять месяцев они уже понимают, что котенок, изображенный в книжке, и кот, свернувшийся на диване, − это совсем не одно и то же. Такой переход к восприятию символов означает запуск процессов мышления.

Примерно в это же время маленький исследователь обнаруживает, что книга умеет «говорить»! На ее страницах «живут» не только картинки, но и слова. Разумеется, сделать это важное открытие без вашего участия у него не получится. Первая книга всегда говорит голосом мамы, и только через несколько лет его сменяет молчание печатного слова. Благодаря вашим интонациям сюжет приобретает для него особую эмоциональную ценность. Вам не хватает актерского мастерства и творческого подхода? Увлеченный слушатель простит вам эти недостатки. Главное, чтобы вы читали сказку с душой, тогда вашу стеснительность или оговорки он пропустит мимо ушей. К тому же, каждый день тренируясь в декламаторском искусстве, рано или поздно вы обязательно откроете в себе такие таланты чтеца и рассказчика, о которых раньше и не подозревали.

ВРЕМЯ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
Если в книжке есть картинки, вы можете описать их своими словами или придумать по ним свой сюжет, когда подписей под ними нет. Сначала опишите рисунок, потом задайте ребенку вопросы − такими нехитрыми способами вы сможете оживить новый для малыша образ. Даже в раннем возрасте ребенок вполне способен воспринять на слух небольшой рассказ, сложенный из самых простых слов. На эту роль идеально подходят сказки, слушая которые малыш будет постепенно пополнять свой лексикон. В этот период в загадочных и непонятных словах для крохи заключается целый волшебный мир. Не пытайтесь превратить чтение сказки в познавательную лекцию. Подробный разбор каждого слова с экскурсом в историю не оставит места для игры воображения. Если ребенок что-то не поймет, это не страшно. Если ему действительно необходимо понять значение незнакомого слова, он сам попросит у вас объяснений.

А что делать, если времени и сил на чтение сказок не остается? Или душа к этому занятию совсем не лежит? Конечно, в мире существует немало родителей, которые с самыми благими намерениями каждый вечер насильно заставляют себя исполнять этот ритуал… В этом случае психологи дают два совета: не драматизировать ситуацию и перестать относиться к чтению как к обязанности. Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Не принуждайте себя только потому, что это полезно для развития малыша.

ЗНАКОМЫЕ НАПЕВЫ
Знакомство с художественным стилем речи не просто обогащает детский словарный запас, но и задает ребенку определенные ориентиры. В отличие от языка повседневного общения, который почти всегда соотносится с настоящим моментом, история, рассказанная в книге, отсылает читателя и к прошлому, и к будущему. Кроме того, у рассказа всегда есть начало и конец, между которыми в логической последовательности разворачиваются перипетии сюжета − чем не модель самой жизни!

Еще одно важное для малыша качество: сколько бы раз ему ни читали одну и ту же книжку, из нее не пропадет ни единое слово. Эта неизменность и предсказуемость обнадеживает ребенка, дает ему уверенность в прочности собственного существования. Дедка обязательно вытянет репку, а курочка непременно снесет яичко и завтра, и через месяц, и через год. Если бы сюжет сказки менялся каждый вечер, что убедило бы расстающегося на ночь с родителями малыша в том, что папа или мама не станут другими к следующему утру? Именно потребностью в стабильности и объясняется тот факт, что маленький любитель сказок готов слушать знакомую историю по сотне тысяч раз.

СТРАННЫЕ ЗНАКИ
Одно время считалось, что, пока ребенок не научился читать, у него нет ни малейшего представления о том, что такое письменный текст. Но исследования доказали обратное: уже в возрасте двух-трех лет человек интуитивно понимает, что написанные строчки несут в себе какой-то смысл. И поскольку ваш маленький Шерлок Холмс пока не знаком с механизмом письма, он начинает строить собственные гипотезы на этот счет. Часто забавные: дети говорят, что для слова «поезд» потребуется больше букв, чем для слова «машина»: ведь поезд намного длиннее!

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
Хорошую книгу можно распознать прежде всего по тому всплеску эмоций и чувств, которые она у нас вызывает. Ребенок, как и взрослый, находит в ней отражение своих радостей, горестей, страхов, и порой там, где вы этого не ждете. Малыш, например, может разглядеть в углу страницы крошечную птичку и, не обращая внимания на остальные детали рисунка, настойчиво требовать от вас ответа на вопрос: «А почему синичка сидит на ветке одна?» И тут не мудрено растеряться: в сказке-то об этом ничего не сказано! Но такая реакция вполне естественна: ребенок дает выход своим душевным переживаниям, ведь его тоже тревожат вечные человеческие страхи одиночества, смерти, разлуки.

Страшные рассказы тоже выполняют воспитательную функцию, поэтому, если малыш просит вас почитать на ночь сказку про злого великана, не пытайтесь отговорить его от этой затеи. Запрещать такие книжки тоже не стоит: ребенок имеет право выбирать, что ему слушать. Если он заказывает вам страшную историю, значит, сейчас ему необходимо пережить ощущение страха. Чтобы избавиться от негативной эмоции, ребенок должен ее проиграть, а сказка как раз позволяет ему это сделать.

О ДУШЕ И ТЕЛЕ
Позвольте малышу слушать вас так, как он хочет. Если ваш полуторагодовалый малыш, едва вы успели прочитать первые два предложения, убегает в другой конец комнаты играть с машинками, не расстраивайтесь. Это не значит, что он никогда не полюбит книжки. Просто у некоторых детей потребность в двигательной активности выше, чем у других. Во время совместного чтения у крохи может внезапно возникнуть желание прижаться к вам поближе, но уже через минуту ему может срочно понадобиться сделать круг по комнате… Этими и многими другими способами малыш пытается пережить полученные от рассказа эмоции. Свои чувства он выплескивает в движениях и жестах.

Но может случиться и так, что однажды вечером ребенку действительно не захочется слушать сказку. В этом случае его отказ нужно ясно расслышать и не настаивать на своем. Не стоит забывать, что на этом этапе романа, который у него завязывается с книгой, самое главное − удовольствие от процесса.

СТРАШНЫЕ РАССКАЗЫ
Стоит ли оберегать ребенка от встречи с Бабой-ягой или Бармалеем? Психологи решительно отвечают: «Нет!» Сказки в ясной и самой естественной для малыша форме иллюстрируют важнейшие психологические переживания – желание быть любимым, боязнь оказаться отвергнутым, стремление жить, страх умереть. Ребенок получает возможность пережить свои тревоги вместе с главным героем, потому что он часто идентифицирует себя с ним. Злые персонажи наделены силой, коварством, хитростью и колдовскими чарами, но в конечном счете победу всегда одерживает Добро. И ваш малыш побеждает вместе с ним!

ОТ 0 ДО 1,5 ГОДА
Малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первое представление об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов.

Когда кроха научится сидеть и держать в руках предметы, можно дарить ему книжки-игрушки – матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж,чтобы малыш мог с легкостью его опознать, показать, как мяукает киска, где у нее хвостик, ушки и усики.

Потешки, прибаутки, колыбельные помогают детям выстроить модель окружающего мира. Пригодятся также книжки, рассказывающие о повседневных событиях в жизни малыша: как он обедает, играет, спит.

ПОЛЕЗНАЯ ПРИВЫЧКА (ОТ 0 ДО 1,5 ЛЕТ)
Если для взрослых чтение – это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению. Главное – читать с выражением, чтобы малышу было интересно, и примерно в одно и то же время – так чтение войдет у малыша в привычку.

ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ
Ребенок начинает говорить, понимает смысл многих слов и может представить, как «чайник за кофейником бежит». Самое время познакомить его со стихотворениями Чуковского, Маршака, Барто.

Раннее чтение – это общение малыша не только с мамой, но и с автором книги и художником-иллюстратором. Ребенок пытается «раскодировать» картинки, поэтому ищите книги с красивыми рисунками и добрыми персонажами: по их лицам малыш будет учиться считывать эмоции. «Кислотные» расцветки и герои, нарисованные в стиле компьютерной графики – не самый удачный выбор.

Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом; мотивы поступков героев – понятны. Благодаря такой структуре текста малыш учится выстраивать последовательность событий и улавливать причинно-следственные связи.

Отдавайте предпочтение коротким рассказам. Начать можно со сказок с иллюстрациями Владимира Сутеева («Три котенка», «Цыпленок и Утенок») и серией книжек про Медведика Кармы Уилсон и Джейн Чапмен. Для 3 лет подойдут рассказы «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Приключения поросенка Петра» Людмилы Петрушевской. Параллельно можно читать общеизвестные сказки.

Аудиокниги можно включать с 2–3 лет. Главное их отличие от обычной книги – отсутствие живого общения с мамой.

ШИРЕ КРУГ (ОТ 1,5 ДО 3 ЛЕТ)
Кроха начал говорить, и отныне книжка станет прекрасным подспорьем в пополнении словарного запаса и развитии речи. Предлагайте ему разные книжки, даже если вы видите, что маленький «консерватор» прекрасно обходится парой-тройкой любимых сказок. Пробудить интерес к новым сюжетам можно прямо в книжном магазине. Полистайте вместе издания и позвольте ребенку выбрать на свой вкус. Если сюжет вам не понравится, не беда – по картинкам вы сможете придумать свою историю, ведь малыш еще не умеет читать.

ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Есть соблазн обложить малыша познавательными энциклопедиями и азбуками. Но в дошкольном возрасте у большинства детей ведущую роль играет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление и эмоциональное развитие. Левое полушарие, отвечающее за логические операции и обработку информации, созревает только к 6–7 годам. Перегруженность малыша знаниями может привести к нервным срывам.

Ребенок учится слышать и воспринимать художественный текст, наслаждаться музыкой стиха, видеть за словами образ. Здесь важны стихи и классическая детская проза с целостными сюжетами: рассказы Н. Носова, А.Раскина, В. Драгунского, сказки Андерсена и т. п.

Время для игровой поэзии (стихов-перевертышей): малыш уже способен смеяться над миром, опрокинутым вверх тормашками. Предлагать их раньше не имеет смысла: ребенок ничего не поймет и запутается в странных образах. Можно почитать А. Усачева, Ю.Мориц, О. Григорьева.

«Психотерапевтические» книги современных авторов о смерти, рождении детей и т. п. можно почитать малышу в том случае, если этот вопрос его волнует и он проявляет к теме повышенный интерес. Читать их в чисто познавательных целях или ради разнообразия не стоит.

Стоит избегать и книжек, где знакомые сюжеты изложены в стиле учебного пособия, с задачками вроде: «А теперь посчитай, сколько козлят осталось в домике!» Такая подача нарушает целостное восприятие художественного текста.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ (ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ)
Важно не только выбрать «правильную» книжку, но и подать малышу личный пример. Если мама с папой годами не подходят к книжкой полке, им вряд ли удастся внушить чаду любовь к чтению.Отбить у ребенка желание брать в руки книгу может, как ни странно на первый взгляд, раннее обучение чтению. Большинство психологов не рекомендуют покупать детям первый букварь до 6–7 лет: до этого момента малыши практически не способны понять смысл прочитанного.