Мюнхенская таблица развития ребенка до 3 лет. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии

Чувства

*) При недоношенности у ребенка от хронологического (паспортного) возраста жизни следует отнять число недель, на которое ребенок родился раньше. Например, если 4-х месячный ребенок родился на 4 недели раньше, хронологический возраст составляет 3 месяца (4 месяца минус 4 недели.

Рис. 16. Типичный профиль развития младенца с задержкой умственного развития. Обратите внимание на равномерную задержку в развитии грубой моторики, тонкой моторики (хватании), перцепции и развитии речи, менее выраженную задержку в социальном развитии.

ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА ПОЛЗАНИЯ".

В медицинской литературе нет единой точки зрения по поводу таких понятий, как Kriechen (*ползание), Robben (* ползание, по-пластунски, по-тюленьи, на животе), Krabbeln (* ползание по-крабьи).

Руководствуясь немецким словоупотреблением, мы понимаем под Kriechen (* ползание) способ движения вперед, при котором туловище лежит на полу и все четыре конечности участвуют в перемещении. В "Мюнхенской Функциональной Диагностике Развития" понятие Kriechen используется только для обозначения рефлекторных ползательных движений новорожденного и младенца первых месяцев жизни. При ползании по-пластунски (Robben) туловище остается в соприкосновении с полом, но нижние конечности не принимают решающего участия в продвижении вперед (дети младше 9-го месяца). Словом Krabbeln обозначается продвижение вперед на руках и коленях, то есть на четвереньках (см. 11-й и 12-й месяцы).

Новорожденный

а) поворачивает голову из среднего положения на бок;
б) конечности полностью согнуты;
в) рефлекторные ползательные движения (Kriechen)

Выполнение: раздетого новорожденного кладут на живот, обращая при этом особое внимание на симметрию туловища и конечностей, а также на положение головы по средней линии. Руководствуясь трудами Прехтля (Prechtl) и Байнтема(Beintem), новорожденного и маленького грудного ребенка обследуют в тихом, по возможности равномерно обогреваемом помещении с температурой ~ 27-30 °С. Однако, достаточно также и стола для обследования с обогревательной лампой. В качестве подстилки подойдет нежесткий матрац (пенорезина) толщиной около 2 см. Наилучшее время для обследования - 1-2 часа после последнего кормления.

Оптимальное состояние и поведение новорожденного или младенца: он бодрствует, у него наблюдаются оживленные движения. Крик при обследовании новорожденного часто влияет на проявление функций в положении "лежа на животе" стимулирующим образом. Нельзя оценивать ребенка, если он спит.

(сноска) немецком языке слова Kriechen, Robben, Krabbeln переводятся, как "ползание", при этом они имеют оттеночные значения, которым нет эквивалента в русском языке, поэтому, при необходимости в данном (IX) разделе в скобках будет даваться немецкое слово. Во всех фразах типа "возраст ползания", "период ползания" и т. д. слово "ползание", "ползать" соответствует немецкому слову Krabbeln, как в предыдущем переводе, так и последующем.

Оценка:

a) здоровый новорожденный поворачивает голову в сторону (при одностороннем источнике света) и может на одно мгновение приподнять ее в таком положении. Если рывок при этом достаточно сильный, голова может около одной секунды нетвердо удерживаться на средней линии;

b) конечности полностью согнуты, т.е. руки сильно согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот, стопы согнуты;

c) если новорожденный не остается в состоянии покоя, то видны рефлекторные ползательные движения (Kriechen). Экспериментатор может вызвать их легким нажатием большого пальца на стопу (реакция Бауэра), что приводит к разгибанию затронутой конечности и к движению туловища вперед; голова повернута в сторону и приподнята. Если стопы нажимать поочередно, то новорожденный отталкивается на скользящей подстилке движениями, подобными ползанию. Они должны иметь одинаковую силу с обеих сторон.

Конец 1-го месяца

Минимум 3 секунды высоко держит голову

Выполнение: внешние условия и состояние как у новорожденного.

Оценка: на первых неделях жизни голова постоянно приподнимается из бокового положения. Она на несколько секунд неустойчиво приподнимается над средней линией, при этом угол между лицом и подстилкой ~ 20-30 градусов. (90 % младенцев нашего выборочного эксперимента удерживали голову в 3-недельном возрасте 1-2 сек).

Конец 2-го месяца

a) поднимает голову минимум на 45°;

b) держит так голову минимум 10 сек.

Выполнение: как у новорожденного.

Оценка : голова поднимается вверх уже и из среднего положения и удерживается так более 10 сек. При этом она еще качается в обе стороны. Лицо и подстилка образуют угол 45", что соответствует расстоянию подбородок-подстилка ~5 см (это могли выполнить 90 % наших младенцев на 6-й неделе). Руки вытянуты вперед на большее расстояние, верхняя часть грудной клетки слегка приподнята. Таз приближается к подстилке благодаря уменьшающемуся сгибанию. Часто наблюдаемое на первых неделях жизни преимущественное положение головы в одну сторону должно теперь исчезнуть.

Конец 3-го месяца

a) поднимает голову на 45-90°;

b) держит так голову минимум 1 мин;

c) опирается на оба предплечья;

d) бедра преимущественно разогнуты (умеренно вытянуты).

Выполнение: как у новорожденного.

Оценка:

а) и b) голова теперь может уверенно удерживаться минимум 1 мин, лицо образует с подстилкой угол до 90°;

c) вытягивание и разгибание шейно-грудного отдела позвоночника дает младенцу возможность выдвинуть плечи до 90° по отношению к подстилке и опереться на предплечья;

d) таз почти ровно лежит на подстилке, т.е. угол между туловищем и бедрами превышает 150°. (90 % наших младенцев могли на 12-й неделе при опоре на предплечья держать голову 1 мин).

Конец 4-го месяца

Уверенная опора на предплечья.

Выполнение: как у новорожденного.

Оценка: плечи сильнее вытянуты вперед, так что угол между ними и предплечьями составляет более 90°. Из-за более легкого отведения плеч расстояние между предплечьями стало больше. Ладони полуоткрыты. Голова удерживается более одной минуты вертикально по отношению к подстилке.

Конец 5-го месяца

Перестает опираться на предплечья, поднимая руки при повторных разгибательных движениях приподнятых ног ("плавание").

Выполнение: как у новорожденного.

Оценка: вытягивание туловища захватывает уже поясничный отдел позвоночника. Основная масса тела все еще приходится на живот. Ребенок все чаще отказывается от опоры на предплечья, предпочитая качание на животе: при этом голова, грудная клетка и руки подняты вверх, а ноги совершают толкательные симметричные разгибательные движения. Плечи в положении ретракции, руки согнуты, и ладони слегка приоткрыты. Такой двигательный комплекс у некоторых детей можно наблюдать только в течение короткого промежутка времени (2-3 недели). Если экспериментатор или мать предлагает младенцу красивую игрушку спереди (приблизительно на уровне глаз) и двигает ее по наклонно идущей линии вверх и назад, то это часто приводит к пассивному опрокидыванию на спину. Это происходит в результате потери равновесия, возникшей из-за поворота головы. Активный поворот с живота на спину разовьется только к 7-му месяцу.

Конец 6-го месяца

a) опирается на вытянутые руки на полу - ладони полностью открыты;

b) при боковом приподнимании подстилки рука и нога на вышерасположенной стороне отводятся (реакция равновесия).

Выполнение:

a) как у новорожденного;

b) мат медленно приподнимается сбоку до угла 45 градусов параллельно продольной оси ребенка. В исходной позиции предплечья (кисти рук, ладони) должны опираться (или подпираться), а ноги быть слегка вытянутыми.

В более старшем возрасте поведение ребенка имеет особенно важное значение, так как обследование может оказаться неудачным, если ребенок устал, голоден или испугался. Мать ребенка во многих случаях должна принимать активное участие в проведении обследований.

Оценка:

a) вытянутые руки опираются открытыми ладонями на подстилку, тело вытянуто до поясничного отдела позвоночника. Масса тела приходится на руки и нижние отделы таза, голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°; локти не касаются подстилки;

b) при боковом приподнимании подстилки рука и нога на вышерасположенной стороне отводятся со встречным поиском опоры (реакция равновесия). Эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон. 90 % детей в нашем выборочном эксперименте могли опираться на руки на 23-й неделе, а удерживать равновесие - на 26-й.

Конец 7-го месяца

а) держит одну руку над подстилкой минимум 3 сек;

б) наличие готовности к прыжку для поддержания массы тела.

Выполнение:

a) предложить ребенку привлекательную игрушку на высоте глаз на расстоянии вытянутой руки справа или слева от средней линии;

b) при проверке готовности к прыжку ребенка, которого держат за бока, поднимают вверх и внезапно опускают на подстилку.

Оптимальное состояние при проведении обследования: ребенок бодрствует, он активен и заинтересован игрушками. Нельзя оценивать эту способность, если ребенок спит или плачет.

Оценка:

а) при захватывании предложенной игрушки одной рукой другое предплечье берет на себя функцию опоры. Чтобы эта способность была оценена положительно, свободная рука должна минимум 3 секунды удерживаться на высоте плеча (90 % в выборочном эксперименте выполняли эту пробу на 27-й неделе);

б) при готовности к прыжку обе руки должны быть вытянуты, ладони на полу или полностью открыты, голова удерживается прямо (синоним: реакция парашютиста). Описанные навыки должны быть одинаково выраженными с обеих сторон.

Конец 8-го месяца

Переходная фаза. 7-й – 9-й месяцы.

Оценка : на 8-м месяце попытки двигаться вперед развиваются довольно интенсивно. Зачастую они еще могут быть очень индивидуальными и не вписываться в типичную картину ползания по-пластунски (Robben) или ползания на четвереньках (Krabbeln). Преобладающим все еще является движение на месте, например, вытягивание всего тела. При этом руки и ноги (колени) несколько секунд удерживают тело. Кроме того, ребенок может поворачиваться вокруг собственной оси тела – вертикальной линии, проходящей через пупок.

Конец 9-го месяца

Ползает по-пластунски (как тюлень: Robben)

Выполнение: младенца кладут на один край мата для обследования, мать, находясь на другом краю, зовет его, показывая любимую игрушку.

Оценка: движение волоком вперед с помощью согнутых рук и локтей. Остальная часть тела подтягивается на подстилке. Ноги чаще всего слегка вытянуты, однако, иногда они могут участвовать в процессе ползания, совершая едва выраженные переменные движения. Такое ползание сначала совершается преимущественно боком («движения без определенного направления», круговые движения), а затем вперед (90% детей в нашем выборочном эксперименте могли ползать вперед на 39-й неделе). Период ползания, как правило, короток, и длится дольше, больше двух месяцев, преимущественно у детей с церебральными или мышечными нарушениями.

Конец 10-го месяца

a) раскачивается на руках и коленях;

b) ползает (Krabbeln) не скоординировано;

c) садится из положения лежа на животе, сгибая бедра и поворачивая туловище.

Выполнение: ребенок побуждается матерью к ползанию на четвереньках подобно ползанию по-пластунски на 9-м месяце.

Оценка:

a) из положения «опора на руки» младенец отталкивается назад, так, что центр тяжести перемещается с таза на голень. При поднимании таза посредством умеренного выпрямления коленного и тазобедренного сустава тело держится на руках и коленях (стойка «на четвереньках»). В этом положении наблюдается покачивание вперед - назад в продольном направлении. Вследствие неустойчивого положения младенец теряет равновесие при боковом столкновении с чем-либо;

b) начинающееся ползание на руках и коленях еще не скоординировано, еще отсутствует "перекрестная координация" (см. 11-й месяц);

c) из положения лежа на животе или из положения на четвереньках ребенок спонтанно или придерживаясь за мебель (например, за стойки манежа) садится, это наблюдается с обеих сторон (в выборочном эксперименте 90 % детей раскачивались на четвереньках, не падая, на 40-й неделе и самостоятельно садились из положения лежа на животе на 42-й неделе).

Конец 11-го месяца

Ползает (Krabbeln) на четвереньках с перекрестной координацией

Выполнение: как на 9-м месяце.

Оценка: ползание на четвереньках должно быть координированным, т. е. ребенок двигается в перекрестной координации в ритме левая нога - правая рука, правая нога - левая рука и т. д. При нарастающем балансе движение вперед становится быстрее и свободнее (90 % детей в выборочном эксперименте выполняли на 46-й неделе).

Конец 12-го месяца

Уверенное ползание на четвереньках

Выполнение: как на 9-м месяце. Побуждение к ползанию в этом возрасте, как правило, уже не требуется.

Оценка: годовалый ребенок охотно ползает на четвереньках, уверенно удерживая равновесие. Критерии для оценки ползания на 11-м и 12-м месяцах одинаковы. Может также наблюдаться так называемая "медвежья походка" - движение вперед на руках и ногах. Его можно видеть, когда надо преодолеть небольшие препятствия, например, дверной порог.

Через несколько недель более зрелая фаза ползания становится заметной по появившемуся подошвенному сгибанию. Тыл стопы и голень касаются при этом подстилки. Длительное сохранение ноги в состоянии сгибания кзади, также как и четкое поднимание ноги от подстилки, должны интерпретироваться как патологические, как характерный знак еще сохраняющегося примитивного стереотипа положения вследствие СШТР (симметричный шейный тонический рефлекс). Такая оценка должна записываться в разделе "Примечания" в формуляре обследования.

Основания оценки

Оценка моторного развития ребенка имеет для педиатра решающее значение, поскольку служит для выявления не только отстающих в развитии, но также и патологических двигательных навыков.

Частая причина запаздывания в появлении навыков ползания - недостаточное побуждение к движению (пребывание ребенка в колыбели или в корзине, более старших младенцев - в коляске, в качающейся колыбели или кровати на колесиках и пр.). Еще чаще встречается предпочитаемое матерью укладывание ребенка на спину, которое, несомненно, действует отрицательно на развитие ползания, и особенно если это ребенок с избыточным весом.

Задержка развития изолированных движений в ползании может наблюдаться сама по себе, но может стать и выражением общего запаздывания в развитии, например, при депривационном синдроме. Иногда слишком длительное пребывание в коляске с задернутой занавеской может привести к отставанию в общем психомоторном развитии по меньшей мере в раннем младенчестве из-за недостаточной психосоциальной и визуальной стимуляции. В таких случаях, как правило, легкой депривации правильное консультирование матери приводит к быстрому улучшению в развитии ребенка.

Другая причина задержки в развитии ползания - церебральное двигательное нарушение. По этой причине при каждой задержке в развитии должно производиться основательное обследование двигательной сферы (кинезиологическое обследование). Длительное сохранение примитивных патологических двигательных стереотипов, нарушение тонуса мускулатуры и другие неврологические симптомы являются сигналами, вызывающими беспокойство у врачей.

Если неврологическое обследование не выявит патологических отклонений, то следует принять во внимание нарушения умственного развития. В этом случае речь идет о частном аспекте общего отставания в психомоторном развитии.

Кроме того, задержка в развитии ползания может наступить в результате нарушения физиологических функций органов чувств, например, в случае потери или снижения остроты зрения, так что в зависимости от обстоятельств должно быть проведено офтальмологическое обследование.

Терапевтические выводы

Результаты обследования служат основанием для терапевтических выводов. В легких случаях двигательной депривации чаще всего бывает достаточно обстоятельного совета врача. Только в исключительных случаях малоподвижным младенцам и младенцам с большой массой тела требуется лечение с применением специальной лечебной гимнастики. Она безусловно необходима при подозрении на наличие церебрального нарушения. В этом случае надо привлечь специалиста по физической терапии после тщательного нейропедиатрического обследования, также как и в отношении детей с умственными ограничениями показано срочное применение ранней терапии. В двигательной области физическая терапия также оправдывает надежды.

ДИАГНОСТИКА "ВОЗРАСТА СИДЕНИЯ".

Способности свободно сидеть предшествует длительное, в течение нескольких месяцев, постепенное онтогенетически запрограммированное развитие, которое необходимо проследить, начиная с момента рождения ребенка.

Распределение такого развития по месяцам в принципе всегда является несколько произвольным, однако, для практической оценке возраста, когда ребенок начинает сидеть, простые параметры следует систематизировать в упорядоченный ряд. Это важно, чтобы установить, протекает ли развитие навыка сидения патологически или замедленно и следует ли в данном случае начинать другие диагностические или терапевтические мероприятия.

Для определения возраста сидения оценивается развитие способности подниматься из положения лежа на спине. Контроль головы, сгибание бедер и поворот головы - обязательные предпосылки нормального сидения. Поэтому эти функции постоянно проверяются при определении возраста сидения в описанных ниже ситуациях выполнения. Конечной целью развития сидения является не просто способность свободно сидеть; оно заканчивается только после того, когда выполняются показатели продолжительного сидения (см. 10-й месяц).

Правила обследования

При обследовании младенец не должен спать и по возможности должен быть активным и оживленным. Крик и недовольство ребенка вредят оценке, сонливость и сон делают обследование невозможным.

Новорожденный

a) боковое положение головы без предпочтения стороны;

b) попеременно болтает ногами без предпочтения стороны;

c) неоднократно приподнимает наклоненную вперед голову на 1 секунду при тракции за руки до положения сидя

Выполнение и оценка

a) в положении лежа на спине голова в основном не находится еще в среднем положении. Новорожденный поворачивает ее попеременно в правую или левую сторону. Деформация черепа в теменной либо затылочной области в результате кефалогематомы, а также мышечная кривошея могут привести к предпочтению одной стороны или к фиксированному положению головы на одну сторону. В результате опистотонусаасимметричное положение головы становится еще более выраженным;

b) болтание ногами: если мы будет держать голову новорожденного в среднем положении, то его ноги будут попеременно вытягиваться с одинаковой силой без предпочтения какой-либо одной стороны. Следует обратить особое внимание на положение нижних конечностей.

На протяжении всего младенческого возраста для движений ног действует следующее правило: при нормальном развитии моторики ног бедра отведены и находятся в положении наружной ротации, в то время как стопы слегка согнуты кзади или подвержены подошвенному сгибанию. При нарушении движений нижних конечностей по спастическому типу преобладают приведение и внутренняя ротация бедер, голень тонически выпрямляется и стопа подвергается экстремальному подошвенному сгибанию;

c) если новорожденного, которого мать держит на руках, медленно подтягивать вверх в положение сидя, то его голова отклоняется назад. В положении сидя она вяло падает вперед, однако повторно в основном через сторону поднимается на 1 секунду. При этом человек, проводящий обследование, должен держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами. В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад. В нашем выборочном эксперименте 100 % обследованных новорожденных в возрасте от 4 до 7 дней выполняли вышеописанные нормы.

Конец 1-го месяца

В положении лежа на спине держит голову минимум 10 сек в среднем положении.

Выполнение: как у новорожденного

Оценка: голова больше не поворачивается постоянно из среднего положения в сторону, а может чаще и более продолжительное время оставаться посередине.

Конец 2-го месяца

В положении сидя держит голову прямо минимум 5 сек.

Выполнение: обследующий держит младенца в положении сидя за слегка отведенные плечи.

Оценка: в конце второго месяца здоровый младенец в результате лабиринтного установочного рефлекса должен держать голову прямо, даже еще сильно балансируя, в течение минимум 5 сек. Лабиринтный установочный рефлекс влияет на контроль положения головы в пространстве независимо от положения тела - она устанавливается всегда по возможности вертикально ("темя вверху").

Конец 3-го месяца

a) держит голову прямо в положении сидя свыше 1/2 мин;

b) голова не отклоняется назад при поднятии в горизонтальное неустойчивое (висячее) положение.

Выполнение:

a) бодрствующий ребенок пытается практически при каждом изменении положения туловища по вышеописанному правилу установить голову вертикально. Укрепляющаяся сила затылочных мышц позволяет ему более продолжительное время держать голову прямо. Но еще отчетливо наблюдается качание (болтание) головы. В положении сидя шейный отдел позвоночника уже почти выпрямлен, каудальные две трети позвоночника все еще остаются круглыми и согнутыми. (В нашем выборочном эксперименте 90 % младенцев могли на 13-й неделе в положении сидя держать голову прямо полминуты).

b) Если экспериментатор медленно поднимает ребенка вверх в неустойчивое (висячее) положение, то голова больше не опускается сразу вниз, а минимум 2 сек остается на одном уровне с позвоночником, т.е. является как бы продолжением позвоночника).

Конец 4-го месяца

При попытке тракции за руки (медленное подтягивание до 45°) ребенок приподнимает голову и слегка согнутые ноги.

Выполнение: попытка тракции давно известна под названием "подтягивание вверх до положения сидя". Экспериментатор вкладывает большие пальцы с локтевой стороны в руки повернутого к нему младенца и остальными пальцами обхватывает дистальные концы предплечий. Поскольку при тракции следует использовать хватательный рефлекс, нельзя касаться тыла кисти. (Раздражение тыла кисти экспериментатором может противодействовать хватательному рефлексу (см. стр. 130)). Ребенка следует очень медленно подтягивать вверх максимум до угла 45° от подстилки при положении головы на среднем уровне (Войта).

Оценка: голова поднимается вместе с телом, по крайней мере, в начале тракции, однако, через несколько секунд она может опуститься назад. Нижние конечности слегка согнуты во всех суставах (бедра отведены) и рефлекторно приподняты над подстилкой на несколько сантиметров. Руки могут быть в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.

Конец 5-го месяца

a) при попытке тракции поднимает голову вместе с позвоночником (голова как продолжение позвоночника);

b) держит голову прямо в положении сидя и при боковом наклоне туловища.

Выполнение:

a) попытка тракции как на 4-м месяце;

b) в положении сидя: экспериментатор держит младенца за слегка отведенные плечи и осторожно наклоняет верхнюю часть его туловища в правую и левую сторону до угла 45 градусов к подстилке. Реакцию особенно хорошо наблюдать со спины ребенка.

Оценка:

a) при попытке тракции голова держится по меньшей мере на уровне позвоночника, как продолжение позвоночника;

b) в положении сидя голова устанавливается вертикально, т.е. при наклонном положении тела голова удерживается вертикально. Информацию о четкой асимметрии в положении головы следует записать в "примечания" формуляра обследования.

Боковой опоры рук в этом возрасте, как правило, еще не наблюдается. Если экспериментатор хочет зафиксировать эту реакцию, то следует слегка придерживать ребенка сверху за плечи (в нашем выборочном эксперименте 90 % младенцев на 18-й неделе могли держать голову прямо при боковом наклоне и на 19-й неделе поднимать ее при тракции).

Конец 6-го месяца

a) слегка сгибает обе руки при попытке тракции;

b) хороший контроль головы в положении сидя при наклоне туловища во все стороны.

Выполнение:

a) попытка тракйии, как на 4-м месяце;

b) в положении сидя экспериментатор держит ребенка за плечи и наклоняет его верхнюю часть туловища вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии.

Оценка:

a) ребенок испытывает очевидную радость от нового положения тела: если вложить большие пальцы в его руки, то он сразу хватает их и пытается сам подтянуться вверх. Он приводит плечи (верхнюю часть руки) и сгибает предплечья по меньшей мере в начале тракционной попытки (в нашем выборочном эксперименте 90% детей делают это на 26-й неделе). Большинство младенцев могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородок касается груди;

b) в положении сидя голова держится прямо при наклоне туловища во все стороны. Этот так называемый "хороший контроль головы" свидетельствует о достижении решающей фазы в функциональной сфере сидения (в нашем эксперименте 90 % детей - на 23-й неделе).

Конец 7-го месяца

a) активно переворачивается со спины на живот;

b) лежа на спине играет со своими ногами (координация рука-нога).

Выполнение:

a) экспериментатор наблюдает за ребенком, лежащим на спине. Поворот тела на живот стимулируется с помощью игрушки;

b) если ребенок не прикасается спонтанно к ногам, экспериментатор может прикоснуться к голеням или коленям несколько раз рукой ребенка.

Оценка:

a) начавшееся на 5-6-м месяце активное переворачивание со спины на живот полностью развивается на 7-ом месяце (90 % детей - на 29-й неделе). Без винтообразного движения в области от плечевого пояса до таза активное переворачивание не может оцениваться как нормальное. Процесс движения может начинаться как краниально, так и каудально. В первые недели после овладения этим навыком ребенок обычно переворачивается только в одну сторону. При нормальном развитии эта асимметрия должна исчезнуть не позднее чем через 6 недель, считая от первого активного поворота тела;

b) ребенок хватает ступни или колени поднятых вверх ног, двигает ими и играет с ними минимум 3 сек. Многие дети подносят ноги ко рту. Координация рука - нога предполагает сильное сгибание тазобедренного сустава. Она одновременно характеризует шаг в развитии схемы тела. В нашем выборочном эксперименте установлено, что 76 % обследованных полугодовалых малышей обладают координацией рука - нога, 90 % не могут быть указаны в данном случае по техническим, то есть связанным с процессом обследования, причинам.

На 7-м месяце дети, если их подтянуть вверх, могут уже несколько секунд "сидеть" с опорой на руки. Тело не должно быть при этом наклонено вперед больше, чем на 45° от подстилки, а также опрокидываться набок. Мы считаем, что для обследования и функциональной диагностики развития это преимущественно пассивное и неуверенноеположение не имеет большого значения.

Конец 8-го месяца

a) подтягивается вверх до положения сидя, держась за предложенные пальцы, с приложением собственных сил;

b) минимум 5 сек сидит сам с опорой спереди.

Выполнение:

экспериментатор держит большие или указательные пальцы поперечно на расстоянии 25 см от грудной клетки ребенка ("перекладина из пальцев", "турник"). Если ребенок не хватает их спонтанно, их можно вложить ему в руки, как при попытке тракции. Экспериментатор не должен, однако, больше подтягивать ребенка вверх, а должен лишь удерживать пальцы перед ним в исходном положении. Предплечья больше не обхватывают.

Оценка:

a) ребенок протягивает руки в направлении предложенных пальцев, хватает их и подтягивает свое тело по типу подтягивания на руках, чтобы сесть вертикально (в выборочном эксперименте 90 % детей - на 32-й неделе). Голова держится на линии продолжения туловища, бедра слегка согнуты (угол туловище - бедро больше 120°), а ноги слегка подвержены наружной ротации и слабо вытянуты без перекрещивания;

b) ребенок может минимум 5 сек сидеть без помощи экспериментатора, удерживая при этом равновесие, опираясь вперед на одну или обе руки (в выборочном эксперименте 90 % детей - на 32-ой неделе). Если плечи находятся в положении ретракции, опора может отсутствовать.

В этом возрасте еще может наблюдаться типичное положение тела - так называемое "лежачее положение фигуры садового гнома". Ребенок, уже уверенно поворачивающийся как угодно, часто остается лежать на одной стороне тела, опираясь на находящуюся внизу руку. Другая рука свободна для манипуляций. Расположенная вверху нога используется для гибкого балансирования. Чем дольше тренировка, тем увереннее ребенок сохраняет равновесие. Благодаря опоре на находящуюся внизу руку туловище приближается к естественному положению сидя. Поэтому пребывание ребенка в "лежачем положении фигуры садового гнома" является предварительной тренировкой для прямого перехода к сидению из положения лежа на животе.

Конец 9-го месяца

Минимум 1 мин сидит свободно.

Выполнение: экспериментатор сажает ребенка на твердое ровное основание, на котором могут лежать ноги (но не на стул!).

Оценка:

Ребенок сидит минимум 1 мин свободно с прямо удерживаемой головой. Спина вытянута до каудальной трети, ноги отведены и более или менее согнуты. Тем самым решается задача развития подъема в положение сидя из положения лежа на спине (в выборочном эксперименте 90 % детей - на 39-й неделе).

Легкий, еще наблюдаемый физиологический люмбальный кифоз, а также напряженная концентрация при сидении (Пайпер) указывают, что вновь приобретенная функция еще несовершенна. Неустойчивое равновесие выравнивается возможностью быстрой опоры рук во всех направлениях (Милани-Компоретти и Гидони).

Конец 10-го месяца

a) самостоятельно садится из положения лежа, придерживаясь за мебель;

b) продолжительное сидение: сидит свободно с прямой спиной и слегка вытянутыми ногами.

Выполнение:

a) ребенок сам должен подтягиваться, чтобы сесть из положения лежа на спине, придерживаясь за подходящую мебель (ножка стула, стойка из ограждения детского манежа, ручка на стене и т.д.); если это не происходит спонтанно, то ребенка следует побудить к желаемому действию привлекательной игрушкой.

b) как на 9-м месяце.

Оценка

a) ребенок может садиться без помощи взрослого. Для этого ему нужны обе руки, и он должен приложить четко выраженное усилие;

b) продолжительное сидение: прямая спина, выпрямлен весь позвоночник, умеренно отведенные ноги в положении от слегка согнутого до слабо вытянутого, стопы умеренно согнуты кзади и находятся в положении легкой наружной ротации. Тело расположено под прямым углом к основанию, на котором ребенок сидит, и ребенок может поворачиваться в положении сидя в обе стороны без потери равновесия. В этом стабильном положении он может играть длительное время. Если ребенок захочет заполучить предмет, находящийся вне пределов прямой досягаемости, он чаще всего становится на четвереньки и ползет к нему. Из положений лежа на животе или на четвереньках ему удается сесть с меньшим усилием, чем подтянуться вверх из положения лежа на спине.

При осуществлении ребенком всех движений по изменению положения тела следует обращать внимание на его радость от процесса изменения положения тела, а также на ротационную эластичность позвоночника в области между плечевым поясом и тазом.

(В нашем выборочном эксперименте 90 % детей садились из положения "лежа на спине" на 43-й неделе; могли сидеть продолжительное время на 43-й неделе и переходить из положения сидя в положение лежа на животе или на четвереньки на 40-й неделе).

Приведенные данные о появлении разнообразных частичных функций сидения и их тренировке преимущественно на 10-м месяце подчеркивают важность особенно тщательного оценивания возраста сидения именно в этот возрастной период.

Конец 11-го и 12-го месяца
Уверенное равновесие при продолжительном сидении

Выполнение: э кспериментатор медленно поднимает сначала одну, а затем обе ноги ребенка в положение продолжительного сидения до угла 45° по отношению к подстилке.

Оценка: ребенок наклоняет туловище, вытягивает руки вперед и уверенно балансирует на сузившемся седалищном основании, не падая. Если его наклоняют в сторону или слишком быстро назад, то он немедленно опирается вытянутой рукой в соответствующем направлении (в нашем выборочном эксперименте 90 % детей - на 47-й неделе). Этим навыком развитие сидения на 1-м году жизни достигает своей наивысшей точки.

Нашла на одном сайте. Очень интересная диагностика. Много букв.

Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста.

Развитие общих движений (ходьба)

Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд. 9 мес. - 11,5 м.

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками. 9,5 м. - 1 г. 0,5 м.

Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела. 10 м. - 1 г. 1 м.

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см). 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Идет придерживаемый за руку. 11 м. - 1 г. 2 м.

Минимум 2 секунды стоит свободно. 11,5 м. - 1 г. 3 м.

Свободно делает 3 шага. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Идет и несет мяч обеими руками. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Карабкается на диван и с дивана. 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Делает три шага спиной 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Карабкается на стул и со стула с подлокотником 1 г. 3 м. - 1 г. 7,5 м.

Поднимается на три ступеньки приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками. 1 г. 4,5 м. -1 г. 9 м.

Бьет по мячу в положении стоя, не держась. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Идет три шага на носочках, не держась. 1 г. 7 м. - 2 г.

Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой. 1 г. 8 м. - 2 г. 2 м.

Идет пять шагов на носочках, не держась. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Подпрыгивает один раз на месте, не падая. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Прыгает вперед, не падая. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Стоит на одной ноге две секунды, не держась. 2 г. - 2 г. 7 м.

Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее. 2 г. 3 м. - 2 г. 11 м.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали. 2 г. 4 м. - 3 г.

Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой. 2 г. 5 м. - 3 г. 1 м.

Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м. 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась. 2 г. 11 м. - 3 г. 9 м.

Развитие движений кисти руки

Снимает браслет с руки. 8 м. - 10,5 м.

Горизонтально ударяет кубиками один о другой (длина ребра 3 см). 8,5 м. - 11 м.

Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем. 9 м. - 11,5 м.

Хватает маленький предмет согнутым указательным пальцем и большим пальцем. 9,5 м. - 11,5 м.

Катает машинку на колесиках туда-сюда. 10 м. - 1 г. 1 м.

Переворачивает страницы в книге с картинками. 10,5 м. - 1 г. 1,5 м.

Бросает два шарика в банку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Рисует точки или короткие штришки на бумаге. 1 г. -1 г. 3,5 м.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. 1 г. 0,5 м. - 1 г. 4 м.

Надевает два кольца на пирамидку. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Рисует штришки во все стороны. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 5,5 м.

Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см). 1 г. 2 м. - 1 г. 6 м.

Вставляет два колышка в отверстия диаметром 20 мм. 1 г. 2,5 м - 1 г. 4 м.

Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр 27 мм, внутренний 7 мм). 1 г. 3,5 м. - 1 г. 8 м.

Рисует штришки с закругленными концами во все стороны. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы. 1 г. 5 м. - 1 г. 10 м.

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см. 1 г. 6 м. - 1 г. 11 м.

Рисует плоскую спираль, с одним пересечением. 1 г. 7,5 м. - 2 г. 1 м.

Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Крутит ручку музыкальной шкатулки. 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Нанизывает на шнур шарик-бусину. 1 г. 11 м. - 2 г. 6 м.

Умело рисует круглую спираль с тремя витками. 2 г. - 2 г. 7 м.

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет). 2 г. 1 м. - 2 г. 8 м.

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток. 2 г. 2 м. - 2 г. 10 м.

Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый). 2 г. 4 м. - 3 г.

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе - от себя). 2 г. 5 м. - 3 г. 2 м.

Имитирует пишущие движения. 2 г. 6 м. - 3 г. 3 м.

Формирует валик из пластилина (из шарика). 2 г. 7 м. - 3 г. 4 м.

Выделяет при срисовывании горизонтальную линию. 2 г. 8 м. - 3 г. 6 м.

Чертит закрытый круг. 2 г. 9 м. - 3 г. 7 м.

Восприятие взаимосвязей

Находит предмет под чашкой. 8 м. - 11 м.

Показывает указательным пальцем в указанное направление. 9 м. - 1 г.

Подтягивает к себе игрушку за шнур. 9,5 м. -1 г. 1 м.

Кладет крышку на банку. 10 м. - 1 г. 2 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех). 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Пробует рисовать карандашом. 11 м. - 1 г. 3 м.

Показывает на что-либо пальцем. 11,5 м. -1 г. 4 м.

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех). 1 г. - 1 г. 5 м.

Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см). 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Находит предмет под одним из двух стаканчиков. 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Вставляет все три стаканчика один в один. 1 г. 5 м. -1 г. 11 м.

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка. 1 г. 6 м. - 2 г.

Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг. 1 г. 9 м. - 2 г. 3 м.

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см). 1 г. 10 м. - 2 г. 4 м.

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку. 1 г. 11 м. - 2 г. 5 м.

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров - 5,5 см, 8 см, 11 см). 2 г. - 2 г. 7 м.

Сортирует три из четырех кубиков по цвету. 2 г. 1 м. -2 г. 8 м.

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске. 2 г. 2 м. - 2 г. 9 м.

Строит “мост” из трех кубиков по образцу. 2 г. 4 м. - 2 г. 11 м.

Складывает квадрат из четырех кубиков. 2 г. 6 м. - 3 г. 2 м.

Развитие речи

Копирует звуки, как например, вибрация губами, щелкающие. 8 м. 11 м.

Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без значения. 8,5 м. - 1 г.

Говорит двойные или одинарные слоги со значением. 9,5 м. - 1 г. 1 м.

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: “э!”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Использует “папа” или “мама” для людей. 10,5 м. - 1 г. 2,5 м.

Говорит два осмысленных слова. 11 м. - 1 г. 3 м.

Говорит три осмысленных слова. 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Напевает вместе с кем-либо детские песенки. 1 г. 1 м. - 1 г. 6 м.

Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: “киса”. 1 г. 2 м. -1 г. 7 м.

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос. 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Выражает желания словами, как например: “дай”, “ам-ам”. 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Повторяет знакомое слово. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Может вербально отклонить просьбы. 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например: “папа машина”. 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках “А”. 1 г. 8 м. - 2 г. 4 м.

Использует свое имя когда говорит о себе. 1 г. 10 м. - 2 г. 7 м.

Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например: “папа машина ехать”. 1 г. 11 м. - 2 г. 8 м.

Называет все предметы на 12 тестовых картинка “А”. 2 г. - 2 г. 9 м.

Говорит о себе в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке. 2 г. 2 м. - 3 г.

Использует числительное два для обозначения нескольких предметов. 2 г. 3 м. - 3 г. 2 м.

Использует слово “мне” или “тебе”. 2 г. 4 м. - 3 г. 3 м.

Называет предметы на одной из тестовых картинок “С” во множественном числе. 2 г. 5 м. - 3 г. 5 м.

Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор). 2 г. 6 м. - 3 г. 6 м.

Использует вопрос: “Почему?” (ответ не всегда нужен). 2 г. 7 м. - 3 г. 8 м.

По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов. 2 г. 8 м. - 3 г. 9 м.

Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор). 2 г. 10 м. - 4 г.

К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте). 3 г. - 4 г. 3 м.

Понимание речи

Ищет отца или мать, если спрашивают “папа” или “мама”. 8 м. - 11 м.

Поворачивается, когда родители называют его имя. 8,5 м. - 11,5 м.

Реагирует на похвалу или запреты. 9,5 г. - 1 г. 0,5 м.

Выполняет просьбы “иди сюда” или “дай мне”. 10,5 м. - 1 г. 2 м.

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл. 11 м. - 1 г. 3 м.

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку. 1 г. - 1 г. 4 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Понимает слово “открыть” и открывает банку. 1 г. 1,5 м. - 1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок “А” 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы). 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Выполняет просьбу “подними куклу, и положи ее на стол”. 1 г. 3,5 м. 1 г. 9 м.

Правильно показывает или направляет взгляд ни четыре из восьми тестовых картинок “А”. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела. 1 г. 6 м. - 2 г.

Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок “А” (предъявляютсятри картинки одновременно с последующей заменой одной). 1 г. 7 м. - 2 г. 1 м.

Понимает слово “холодный”, указывает на холодные предметы или называет их. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Понимает слово “большой”, в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух). 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Показывает или смотрит на свою руку. 1 г. 10 м. - 2 г. 5 м.

Понимает слово “тяжелый”, показывает на тяжелый предмет. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Распознает два вида передвижения на тестовых картинках “А” (Птица, рыба - летит, плывет). 2 г. - 2 г. 8 м.

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади). 2 г. 1 м. - 2 г. 9 м.

Понимает два вопроса: “Что ты делаешь ложкой? (расческой, с чашкой)”. 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Понимает слово “легкий”, берет легкий предмет. 2 г. 3 м. - 3 г.

Понимает два вопроса из трех: “Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)”. 2 г. 4 м. - 3 г. 1 м.

В ответ на вопрос, показывает свой подбородок. 2 г. 5 м. - 3 г. 3 м.

Знает мальчик он или девочка. 2 г. 8 м. - 3 г. 7 м.

Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий. 2 г. 10 м. -3 г. 9 м.

Социальное развитие

Может отклонять просьбы протестом. 8 м. - 11 м.

В ответ на просьбу дает матери предмет. 9 м. - 1 г. 0,5 м.

Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает “пока-пока”. 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Ласкает куклу или мягкую игрушку. 11 м. - 1 г. 2,5 м.

Катит мяч взрослому. 11,5 м. - 1 г. 3,5 м.

Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию. 1 г. 0,5 м. -1 г. 4,5 м.

Помогает убирать игрушки. 1 г. 1 м. - 1 г. 5 м.

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали. 1 г. 2,5 м. - 1 г. 7 м.

Выполняет простые поручения по дому. 1 г. 3 м. - 1 г. 8 м.

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 минут). 1 г. 4 м. - 1 г. 9 м.

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро. 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Охотно играет с ровесниками в догонялки. 1 г. 6 м. - 2 г.

Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.). 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Пробует утешить, если кто-то печален. 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Вербально выражает чувства. 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Выражает желание в “Я”-форме. 2 г. 1 м. - 2 г. 10 м.

Придерживается правила игры: “один раз “Я”, один раз “Ты”!”. 2 г. 3 м. - 3 г.

Самостоятельность

Стягивает шапку с головы 7,5 м. - 10,5 м.

Берет кусочки хлеба и съедает их 8,5 м - 11 м.

Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат 9 м. - 1 г.

При одевании пробует помочь собственными движениями 10 м. - 1 г. 1,5 м.

Сам снимает расстегнутые туфли 11 м. - 1 г. 3 м.

Сам держит стакан, когда пьет 1 г. - 1 г. 4,5 м.

Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается) 1 г. 1 м. -1 г. 6 м.

Иногда ест вилкой 1 г. 2 м. - 1 г. 7 м.

Самостоятельно пьет из чашки 1 г. 2,5 м. - 1 г. 8 м.

Трет руки под струей воды 1 г. 3 м. - 1 г. 9 м.

Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может) 1 г. 4 м. - 1 г. 10 м.

Перемешивает чайной ложкой в наполненной на треть чашки, не проливает при этом жидкость черезкрай 1 г. 5 м. - 1 г. 11 м.

Поверхностно вытирает руки полотенцем 1 г. 6 м. - 2 г. 1 м.

Снимает расстегнутую куртку 1 г. 7 м. - 2 г. 2 м.

Интересуется секрецией взрослых 1 г. 8 м. - 2 г. 3 м.

Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть 1 г. 9 м. - 2 г. 4 м.

Снимает нижнюю сорочку, без рукавов 1 г. 10 м. - 2 г. 6 м.

Надевает сапоги или туфли 1 г. 11 м. - 2 г. 7 м.

Надевает нижнюю сорочку, без рукавов 2 г. -2 г. 7 м.

Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем 2 г.1 м. - 2 г. 7 м.

Сам расстегивает большие пуговицы 2 г. 2 м. - 2 г. 11 м.

Иногда остается сухим в течение дня 2 г. 3 м. - 3 г. 1 м.

Остается сухим во время обеденного сна 2 г. 4 м. - 3 г. 2 м.

В течение дня, как правило, сух и чист 2 г. 6 м. - 3 г. 5 м.

Сам одевает брюки 2 г. 7 м. - 3 г. 6 м.

Как правило, сухой ночью 2 г. 9 м. - 3 г. 9 м.

Полностью одевается под руководством 3 г. - 4 г. 1 м.

Первое издание "Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития" (МФДР) вышло в 1997 году. В первом издании данная книга состояла из двух томов - МФДР первого года жизни и МФДР второго и третьего года жизни. В настоящем издании было решено выпустить один том, так как для целей практической работы с детьми необходимо иметь сразу две книги.

Эта книга стала очень востребованной у русскоязычного читателя. Ее спрашивают родители, имеющие детей с особенностями развития, врачи и детские психологи. Изданная тиражом всего 1000 экземпляров, она по определению не могла не стать библиографической редкостью. И не только из-за небольшого тиража, скорее, из-за того, что в ней действительно нуждаются многие люди, имеющие отношение к практической работе с детьми. Эта книга сочетает в себе высокую научность и доступность для широкого использования даже теми людьми, которые не обладают познаниями в области медицины и детской психологии.

Специалисты в области психодиагностики и студенты - будущие психологи найдут для себя систематическое изложение истории и теории диагностики детского развития. Педиатры, практические детские психологи, родители, имеющие детей в возрасте до трех лет, получат практическое руководство, в котором подробно изложена технология проведения диагностического обследования, оценка и интерпретация полученных результатов и рекомендации для раннего вмешательства в развитие маленького ребенка.

Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития считается надежным диагностическим инструментов, с помощью которого оценивается развитие ребенка в разных функциональных областях - от общей моторики до социального развития. При выделении функциональных областей авторы ориентировались на богатый опыт измерений в медицине и психодиагностике, который восходит еще к классической работе 18 века по измерению роста ребенка от рождения до 18 лет, к работам Арнольда Гезелла, заложившего основы детской психологии как нормативной дисциплины, к использованию классических диагностических методик и шкал немецкоязычными и англоязычными специалистами, среди которых в основном детские врачи и детские психологи. Для разработки собственной диагностической системы (МФДР) авторы провели обследование нескольких тысяч детей в возрасте от рождения до пяти лет, что позволило получить действительно надежный измерительный инструмент для всесторонней многомерной оценки психомоторного развития детей.

В Республике Беларусь МФДР первого года жизни, МФДР второго и третьего года жизни используется достаточно широко. Развернутая система ранней комплексной помощи детям с особенностям в развитии нуждается в диагностическом инструментарии и разработанных критериях показаний к терапии развития. В Брестском областном Центре медицинской реабилитации детей "Тонус" данная диагностическая система используется с 1996 года, после того как специалисты прошли обучение на семинаре, организованном в г.Кракове Акцией "Солнечный Свет".

Мы используем эту диагностическую систему для решения разнообразных задач: диагностических, развивающих, коррекционно-терапевтических, для обучения родителей, имеющих детей с особенностями в развитии. В начале нашей работы с МФДР у нас не было оригинальных наборов диагностических материалов, которые Центр получил позже благодаря "Солнечному Свету", которым руководит господин профессор Теодор Хельбрюгге. Однако и при отсутствии этих наборов можно подобрать в основном все материалы, необходимые для обследования, или изготовить их самим, ориентируясь на приведенную в книге инвентарную опись тестовых материалов.

Опыт длительного применения Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития разными специалистами позволяет сделать вывод, что нормы развития для детей в разных функциональных областях являются несколько заниженными, то есть современные дети показывают более высокие результаты. Однако, в этой ситуации есть определенный плюс. Если внимательно читать те разделы книги, в которых говорится об основаниях МФДР, то становится очевидным, что ее основная задача - выявление тех детей, которые действительно отстают в развитии в отдельных функциональных областях и поэтому нуждаются в ранней терапии. Если у ребенка с помощью МФДР выявлено отставание в развитии, то уже нельзя сказать, что ребенок устал, что он ленится или пугается посторонних людей, и поэтому не показывает нужный результат. Этот ребенок отстает в развитии, несмотря ни на что, и поэтому нуждается в терапии, которая должна быть начата как можно раньше.

В данной книге витает явный оптимистический дух, вера в огромные возможности детского развитии, которые задаются чрезвычайной пластичностью детского организма, его нервной системы. Задача близких ребенку взрослых и профессионалов в области детского развития - вовремя распознать какие-либо проблемы в развитии ребенка и поставить задачи по их разрешению, чтобы максимально использовать богатейшие возможности такого уникального периода, каким является возраст от рождения до трех лет.

Научный редактор второго русскоязычного издания - Ирина ВАЛИТОВА, психолог-консультант по проблемам развития ребенка, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии развития Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, психолог Брестского Центра медицинской реабилитации детей "Тонус".

Предисловие

Книга, которую мы передаем в руки нашего читателя, описывает систему «Мюнхенской Функциональной Диагностики Развития». С помощью ранней диагностики система дает возможность описания восьми важнейших психомоторных функций в младенческом возрасте. Данная диагностика основывается на том, что развитие в этих функциональных областях характеризуется способами поведения, которыми овладевают здоровые дети в определенные месяцы жизни. Итак, нам следует иметь представление не о морфологической или физиологической диагностике развития, а об этологической диагностике развития.

Именно поэтому «Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития» содержит в своей основе новый диагностический принцип современной педиатрии. В этом томе будут подробно и последовательно описываться основы диагностики как системы распознавания нарушений психомоторного развития на ранних стадиях. Наряду с этим впервые приняты во внимание особенности довербального и социального развития младенца. Основная задача социальной педиатрии, а тем самым и современной педиатрии и детской психологии, - своевременное раннее распознавание врожденных и рано приобретенных нарушений и повреждений.

Детское развитие дает именно в раннем детстве шанс так называемой абилитации, то есть улучшения, а не излечения, который мало до сих пор исследован и поэтому используется недостаточно. Особенно это касается так называемых пиковых периодов развития различных функций.

С другой стороны, игнорирование решающих факторов со стороны окружающих может привести к возникновению негативных последствий в развитии отдельных функций, которые будут сказываться на протяжении всей жизни человека. Уже сегодня известно, что, безусловно, это в первую очередь относится к развитию речи и социальному развитию. По этой причине раннее распознавание отставания в развитии таких детей позволяет без условностей отнести их к группе «детей социального риска», в которую входят дети в домах ребенка, круглосуточных яслях и неполных семьях, дети, над которыми осуществляет опеку сменяющийся персонал. Причины нарушений в развитии таких детей не могут быть изучены при помощи методов, разработанных в морфологической и физиологической педиатрии. Существует единственный критерий распознавания таких нарушений - этологический.

Таким образом, "Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития" является не только основой лечения детей младенческого возраста, но и применяется в профилактике нарушений развития у детей группы "социального риска". Диагностическая система не служит для определения коэффициента нарушений развития у младенцев, а позволяет обнаружить отставание в каждой из исследуемых областей. На этой основе можно в дальнейшем разработать соответствующую терапию. Хотелось бы, чтобы эта книга помогла в вопросах педиатрической практики и психологии ребенка. Мы надеемся, что в будущем она получит такую же известность, какой пользовалась в предыдущие годы.

Мы выражаем надежду на то, что наша книга поможет многим детям, имеющим различные отклонения в развитии.

Профессор, доктор Теодор Хельбрюгге

Очевидно, что успешность раннего выявления, а, следовательно, и ранней коррекции отклонений в развитии у детей, в значительной степени определяется наличием адекватных этой цели методик, их качеством и надежностью. До начала 90-х годов в отечественной практике для контроля за психомоторным развитием детей первого года жизни использовались только методики, разработанные известными отечественными специалистами (Э.Л. Фрухт и др.).

В последние годы благодаря развитию международных связей, информационных технологий и телекоммуникаций российских специалистов «захлестнул» поток зарубежных диагностических методик, которые активно внедряются в практику, конкурируя между собой, а, подчас, вытесняя привычные отечественные. В связи с этим особенно острыми и дискуссионными становятся вопросы о преимуществах одних методов диагностики психомоторного развития детей первого года жизни перед другими, об обоснованности использования методик, созданных в рамках определенных подходов к выхаживанию детей, применительно к оценке развития детей, находящихся в других условиях воспитания, о сопоставимости результатов, полученных с помощью разных шкал развития и т.п. Не претендуя на исчерпывающее и подробное обсуждение всего круга заявленных вопросов, попытаемся затронуть некоторые из них, проведя сравнительный анализ четырех шкал развития, с которыми нам приходилось работать, а именно:

  • диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанной в 1973 году на кафедре физиологии развития и воспитания детей раннего возраста РМАПО (Э.Л. Фрухт);
  • показателей развития детей первого года жизни, созданных на кафедре профессора И.М. Воронцова (г. С.-Петербург) и включенных в экспериментальную историю развития (э.ф. № 112);
  • Денверской шкалы развития, разработанной группой специалистов Университета в Денвере (США);
  • Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни, созданной и широко применяемой в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут).

Все названные диагностические методики обеспечивают стандартизированную процедуру обследования для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни методами тестирования, наблюдения и сбором дополнительной информации, сообщаемой матерью ребенка. Они характеризуются единой возрастной и содержательной направленностью (контроль за ходом психического развития младенцев); общностью конструирования диагностического инструментария в соответствии с возрастной дифференциацией и иерархичностью ступеней развития младенцев; общностью методов, количественных показателей и репрезентативностью нормативной выборки (все диагностические методики созданы на основе лонгитюдных исследований нормального развития младенцев в своих странах, нормы для методик установлены на выборках из более, чем 1000 детей, распределенных примерно поровну в возрастных группах); единым подходом к оценке результатов диагностики развития (устанавливается уровень развития ребенка в рамках заявленных в методиках содержательных функциональных систем). Различия перечисленных методик обнаруживаются при сопоставлении выделяемых для изучения областей развития, показателей развития, сроков осуществления проверок. Хотя во всех четырех методиках контроль за ходом психического развития ребенка осуществляется помесячно, в дни близкие ко дню рождения (+/- 2-3 дня), но даты первых проверок у отечественных и зарубежных методик не совпадают. В Денверской шкале развития и Мюнхенской функциональной диагностике первый возраст проверки соответствует второму месяцу жизни младенца. Показатели развития новорожденных детей (10 дней, 20 дней и 1 месяц) и сроки их контроля имеются только в двух отечественных методиках. Выделение наиболее ранних возрастных сроков и показателей развития новорожденных детей существенно отличает отечественные методы контроля за ходом психического развития младенцев от аналогичных зарубежных методов диагностики, т.к. позволяет, с одной стороны, выявлять отставание в развитии детей на наиболее ранних этапах, а с другой - использовать их для диагностики развития недоношенных и физиологически незрелых детей.

В отечественных методиках выделены содержательные линии развития младенца: развитие зрительных ориентировочных реакций, слуховых ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок социального поведения, движений общих, движений руки и действий с предметами, предпосылок активной речи и понимания речи, навыков в режимных процессах. В зарубежных методиках выделены не линии развития, а определенные содержательные сферы развития, характеризующиеся показателями нескольких линий развития, комплексно отражающие определенные области развития и поведения младенца. Так, в Денверской шкале развития выделено 4 содержательных сферы развития: социально-адаптационные функции, включающие развитие эмоций, движений руки, предпосылок понимания речи, навыков и первых проявлений социального поведения ребенка; тонкая моторная координация, объединяющая такие линии развития, как зрительные ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация и движения руки; речь, включающая показатели развития слуховых ориентировочных реакций, эмоций, предпосылок развития активной речи и понимания речи; общая грубая моторика, включающая показатели последовательного развития общих движений малыша.

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первого года жизни охватывает 6 содержательных сфер развития младенца: движения; хватание; восприятие, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций; понимание речи; активная речь, рассматриваемая как сочетание развития эмоций и предпосылок активной речи; социализация, включающая показатели развития зрительных ориентировочных реакций, эмоций и предпосылок понимания речи.

Таким образом, во всех четырех диагностических методиках выделены определенные содержательные области развития ребенка, близкие по названию, но часто разные по содержанию. Например, такое понятие, как развитие социального поведения, у разных авторов раскрывается в разных содержательных сферах: у одних - через призму понятий «социализация» или «социально-адаптивные функции», у других - это понятие интерпретируется как предпосылки формирования взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми. Наблюдаемый разброс в содержательных сферах, по которым предлагается оценивать развитие ребенка первого года жизни, можно отнести за счет различных научных концепций и методологических подходов, на которые опирались авторы при создании тех или иных шкал развития, что создает определенные трудности при интерпретации результатов обследования детей.

Рассматривая конкретные показатели, характеризующие ту или иную линию или сферу развития, мы выделили ряд различий. Сравнительный анализ показал также большой разброс в сроках формирования тех или иных умений. В Мюнхенской функциональной диагностике, например, отсутствуют такие значимые показатели, как «первая улыбка в ответ на разговор взрослого» и «комплекс оживления». В Денверской шкале они присутствуют, однако, наблюдается большой разброс в сроках формирования, а, следовательно, и в сроках проверки этих показателей по сравнению с отечественными методиками диагностики. Так, «ответная улыбка на разговор взрослого» и «комплекс оживления» проверяются в возрастном диапазоне от 2 до 5 месяцев. Наиболее детально и последовательно показатели, характеризующие развитие эмоциональных реакций младенца, представлены в отечественной диагностике нервно-психического развития детей (Э.Л. Фрухт).

Анализ некоторых показателей развития общих движений выявил еще большие различия в сопоставляемых нами шкалах. Показатели, определяемые как «удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого» и «упор ног в вертикальном положении», развитие которых является важнейшими предпосылками формирования сидения и ходьбы, имеются только в отечественных методиках диагностики развития. Отсутствие этих показателей в зарубежных шкалах развития, по нашему мнению, существенно затрудняет диагностику возможных ранних нарушений в развитии движений, ближайший прогноз развития и своевременную коррекцию двигательной сферы ребенка. Показатель развития общих движений, характеризующийся как «сам садится, сидит, ложится», в зарубежных методиках по сравнению с отечественными (в диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни возраст проверки по этому показателю отнесен к 8 месяцам жизни младенца) имеет большой возрастной разброс: в Денверской шкале развития - от 8 мес. до 11 мес., в Мюнхенской функциональной диагностике указан возраст 10 мес. Большие расхождения в возрастных нормативах развития отмечаются в таком важном моторном умении, как «самостоятельная ходьба (без опоры)». По данным зарубежных методик дети овладевают ходьбой без опоры после 12 месяцев, т.е. в возрастном диапазоне от 1 г.2 мес. - 1 г. 3 мес., что по показателям, принятым в России, считается значительным отставанием в развитии общих движений ребенка.

Недостаточно отражены в зарубежных шкалах последовательность и иерархичность такой линии развития, как предпосылки понимания речи. В общепринятой в России диагностике нервно-психического развития детей первого года жизни показатели развития понимания речи впервые вводятся в содержание тестового материала в 7 мес., а в показателях развития детей первого года жизни (г.С.-Петербург) - в 8 мес., и далее усложняются и проверяются ежемесячно. В Мюнхенской функциональной диагностике впервые они введены только в 10 мес. В Денверской шкале развития - с 9 до 12 месяцев дается только один показатель – «в ответ на просьбу взрослого играет в ладушки» т.д. Объяснение нормативных сроков формирования тех или иных реакций, а также большой разброс показателей в зарубежных методиках, очевидно, надо искать, с одной стороны, в специфике воспитания детей в различных странах мира, т.е. в различных социокультурных условиях их воспитания и развития, а с другой - в разных научных подходах к определению возрастной нормы, выделению содержательных областей развития младенца и выстраиванию иерархии показателей внутри каждой из рассматриваемых функциональных систем. Поэтому диагностические шкалы развития, валидность которых установлена относительно критерия возрастной дифференциации, требуют экспериментальной проверки и сопоставления с имеющимися аналогичными методиками, но созданными в данной культурной среде. Поскольку различные культуры могут стимулировать развитие различных поведенческих характеристик, то и методы диагностики могут быть достоверными и действительно указывающими, «что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982), только для определенной культурной среды.

Экспериментальное апробирование Мюнхенской функциональной диагностики развития детей первого года жизни и сопоставление результатов, полученных этой методикой и диагностикой нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л. Фрухт) при обследовании одних и тех же детей, подтвердило наши опасения об ограниченных возможностях использования в качестве скрининг-диагностики зарубежных методов.

Экспериментальные данные показали, что при единичном срезовом обследовании младенцев с использованием Мюнхенской функциональной диагностики выделяется только группа детей с явными множественными отклонениями в развитии, что соответствует 8 -10% от всей группы детей с ранним отставанием в развитии, попадающих в поле зрения специалистов при обследовании отечественной методикой и действительно нуждающихся в ранней психолого-педагогической коррекции. При постоянном помесячном контроле развития ребенка результаты выявления ранних отклонений в развитии сближаются. Отечественные шкалы развития, на наш взгляд, обладают большей надежностью при выявлении отклонений в развитии детей. В качестве примера приведем данные, полученные с помощью диагностики нервно-психического развития за период с 1988 по 1998 гг. (экспериментальные материалы Э.Л. Фрухт и Ю.А. Разенковой). Результаты диагностики детей первого года жизни на выборке более, чем 1500 детей в возрасте от 10 дней до 12 месяцев, воспитывающихся в семье, и более 400 детей-сирот позволили говорить о том, что только 32,1 % семейных детей и 6 % детей-сирот из обследованных развиваются в пределах возрастной нормы, 67,9 % и 94 % - соответственно отстают в развитии. Из них у 19,8 % семейных детей и 47,3 % детей-сирот во втором полугодии жизни выявлено отставание по всем показателям развития более, чем на 3-5 мес.

Итак, даже беглый анализ обнаружил ряд преимуществ отечественных методик, перед зарубежными в качестве инструментария, приспособленного для условий раннего выявления отклонений в развитии детей, что исключает однозначно положительную оценку замены и вытеснения отечественного диагностического инструментария на зарубежный. Для решения вопроса о возможности сочетания одних шкал развития с другими, их взаимного дополнения требуются специальные исследования по сопоставлению, сравнительному анализу и апробации имеющегося в мировой диагностической практике инструментария в целях создания диагностического банка данных, а также разработка собственных надежных и валидных методов, как скрининг-диагностики, так и дифференциальной медико-психолого-педагогической диагностики ранних нарушений в развитии всех категорий детей. Научный поиск в этом направлении уже многие годы ведется в исследовательских центрах страны: Институте коррекционной педагогики РАО, Российской Медицинской Академии последипломного образования, Центре психического здоровья детей и подростков (г. Москва). Их актуальность в последние годы возрастает еще в связи с тем, что сегодня, в контексте проектирования системы раннего выявления и ранней коррекции как нового структурного компонета специального образования ХХI века, проблема адекватности качества и надежности методов диагностики развития выступает на первый план.

В заключение представляется необходимым подчеркнуть, что, признавая привлекательность, прогрессивность современных тенденций расширения диапазона диагностического инструментария, многообразия подходов к решению задач оценки уровня развития маленького ребенка, привлекательность свободы в выборе возможности знакомства специалистов со всеми известными методиками, возможность расширения арсенала диагностических методик, мы считаем неприемлемым стихийное развитие этих процессов.

Разенкова Ю.А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы // Альманах Института коррекционной педагогики. 2015..12.2019)

Список литературы

  1. Дети–сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред Е.А. Стребелевой – М.: Полиграф сервис, 1998.
  2. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Компания «Петит» 1994. – 32 с.
  3. Стребелева Е.А., Орлова А.Н., Разенкова Ю.А. Шматко Н.Д. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
  4. Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: ЦОЛИУВ, 1983. – С. 6-56.