Цель и методика составления топливно-энергетического баланса промышленного предприятия. Перечень исходных данных при его составлении

Досуг 

НАЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГОБАЛАНСА

Разработка и анализ энергетических балансов направлены на решение следующих основных задач:

· оценка фактического состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов;

· разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;

· выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии;

· совершенствование нормирования и разработка научнообоснованных норм расхода топлива и энергии на производство продукции;

· определение рациональных размеров энергопотребления в производственных процессах и установках;

· определение требований к организации и совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей;

· получение исходной информации для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов, совершенствования внутрипроизводственного хозяйственного расчета и системы стимулирования экономии топливно-энергетических ресурсов.

СОСТАВ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И АНАЛИЗУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ БАЛАНСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. К первичной информации по разработке и анализу энергетических балансов промышленных предприятий относят:

· общие сведения о предприятии;

· проектные и отчетные (фактические) данные по энергоиспользованию;

· технические и энергетические характеристики технологических процессов и установок;

· технико-экономические характеристики энергоносителей.

3.1.1. Общие сведения о предприятии должны включать показатели хозяйственной деятельности предприятия.

3.1.2. В качестве проектных и отчетных (фактических) данных по энергоиспользованию принимают:

· проектную документацию (паспорт предприятия, энергетический паспорт предприятия, технико-экономическое обоснование и пр.);

· действующие формы статистической отчетности.

3.1.3. Технические и энергетические характеристики технологических процессов и установок являются основой для разработки аналитических энергетических балансов и должны содержать необходимые данные для оценок эффективности использования энергоносителей, в том числе:

· материальные потоки (материальный баланс);

· расходы и параметры сырья, топлива и энергии, отходов;

· конструктивные особенности установок (габаритные размеры, изоляция, наличие установок по утилизации вторичных энергоресурсов, наличие контрольно-измерительных приборов и автоматики и т.п.);

· режимы работы оборудования (периодичность использования, продолжительность нахождения в «горячем резерве» и т.п.).

Технические и энергетические характеристики выявляют для наиболее энергоемкого энергоиспользующего оборудования.

В табл. 1 справочного приложения 2 приведен пример первичной формы учета технических и энергетических характеристик шахтной печи. В табл. 2 этого приложения представлена аналитическая форма теплового баланса этой печи, рассчитанная на основе данных табл. 1.

3.1.4. Технико-экономические характеристики энергоносителей включают:

· стоимость энергоносителей;

· параметры энергоносителей (для электроэнергии - напряжение, частота); для тепловой энергии - давление, температура, теплоемкость; для топлива - низшая теплота сгорания, зольность, влажность, сернистость (фактические);

· график годового и суточного потребления энергоносителей (для наиболее характерных дней летнего и зимнего периодов).

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2012 г.
Регистрационный N 23101

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159) и пунктом 23 Плана первоочередных мероприятий по реализации положений Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2485-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1132), приказываю :

Утвердить прилагаемый Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Министр С. Шматко

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 16, 16.04.2012.

Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4159) и определяет процедуру составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поселений, городских округов топливно-энергетических балансов соответственно субъектов Российской Федерации и поселений, городских округов (далее - муниципальные образования).

2. Топливно-энергетический баланс субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (далее - баланс) содержит взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.

3. Баланс составляется на основе однопродуктовых энергетических балансов в форме таблицы по образцу согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, объединяющей данные однопродуктовых энергетических балансов в единый баланс, отражающий указанные данные в единых энергетических единицах.

Однопродуктовый энергетический баланс составляется в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку, отражающей в натуральных единицах формирование предложения отдельных видов энергетических ресурсов или их однородных групп и их использование в процессах преобразования, передачи и конечного потребления энергетических ресурсов.


II. Состав баланса

4. Баланс формируется в единых энергетических единицах - единицах условного топлива, в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля равная 7000 ккал.

5. Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются на основе однопродуктовых энергетических балансов.

6. В графу баланса "Уголь" включаются данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксике и коксовой мелочи, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.

7. В графу баланса "Сырая нефть" включаются данные о нефти, включая газовый конденсат.

8. В графу баланса "Нефтепродукты" включаются данные о нефтепродуктах, в том числе газе нефтеперерабатывающих предприятий сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.

9. В графу баланса "Природный газ" включаются данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод.

10. В графу баланса "Прочее твердое топливо" включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.

11. В графу баланса "Гидроэнергия и НВИЭ" включаются данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.

12. В графу баланса "Атомная энергия" включаются данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.

13. В графу баланса "Электрическая энергия" включаются данные об электрической энергии, произведенной на электростанциях, которые суммируются в этой графе в строках 10 - 19.

14. В графу баланса "Тепловая энергия" включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.

15. В графу баланса "Всего" включаются результаты суммирования данных по видам энергетических ресурсов, учтенных в столбцах 1 - 9.

16. Строки баланса должны быть разделены на три блока:

В блок "Энергетические ресурсы" включаются данные о производстве энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и об изменении запасов;

В блок "Преобразование энергетических ресурсов" включаются данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче;

В блок "Конечное потребление энергетических ресурсов" включаются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.

17. В строке баланса "Производство энергетических ресурсов" учитываются данные о количестве всех видов энергии, полученной или произведенной из природных ресурсов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

18. В строке баланса "Ввоз" учитываются данные о ввозе на территорию субъекта Российской Федерации (муниципального образования) всех энергетических ресурсов, указанных в графах 1 - 4 и графе "Электрическая энергия".

19. В строке баланса "Вывоз" учитываются данные о количестве всех энергетических ресурсов, вывозимых с территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

20. В строке баланса "Изменение запасов" учитываются данные об изменении запасов первичных энергетических ресурсов, указанных в графах 1 - 4. При этом если запасы на конец года имеют меньшее значение, чем на начало года, то значение запасов энергетических ресурсов увеличивается на эту величину; если величина запасов энергетических ресурсов на конец года превышает величину запасов энергетических ресурсов на начало года, то объём ресурсов уменьшается на эту величину.

21. В строке баланса "Потребление первичной энергии" учитываются результаты суммирования данных строк 1 - 4. В каждую графу включаются данные о валовом потреблении первичной энергии и ее эквивалентов, исчисляемые как сумма показателей по строкам 1 - 4.

22. В строке баланса "Статистическое расхождение" отражается разность между суммой показателей строки 5 и суммой показателей строк 7 - 12.

23. В строке баланса "Производство электрической энергии" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, используемых для выработки электрической энергии, на основании данных однопродуктового баланса электрической энергии.

24. В строке баланса "Производство тепловой энергии" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии, используемых для выработки тепловой энергии, на основе данных однопродуктового баланса тепловой энергии.

В строках баланса 8.1 - 8.3 учитываются данные о выработке тепловой энергии по трем группам производственных установок. В строке 8.1 учитываются данные о выработке тепловой энергии на блок-станциях, производственных теплоэлектроцентралях и теплоэлектроцентралях общего пользования на цели теплоснабжения потребителей тепловой энергии, отпускаемой в виде горячей воды и пара, включая выработку тепловой энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В строке 8.2 учитываются данные о всей тепловой энергии, выработанной на котельных в виде горячей воды и пара, включая производственные котельные. В строке 8.3 учитываются данные о тепловой энергии, выработанной в электрокотельных и в тепловых утилизационных установках.

25. В строке баланса "Преобразование топлива" учитываются данные о расходе всех видов энергетических ресурсов, переработанных во вторичные энергетические ресурсы, учитываемые в графах 1 - 5 и энергетические затраты на осуществление этого преобразования, включая электрическую и тепловую энергию, учитываемые в столбцах 6 - 9.

В строках баланса 9.1 - 9.3 учитываются данные о процессах преобразования в трех группах видов энергетических ресурсов. В строке баланса 9.1 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов в процессах преобразования нефти в другие виды энергетических ресурсов, в том числе электрическую и тепловую энергию, включая данные о потерях нефтяного сырья при переработке. При заполнении указанной строки баланса для получения данных о количестве нефти, преобразованной в другие виды энергетических ресурсов, используются данные о первичной переработке нефти и выпуске отдельных видов нефтепродуктов. При этом из общего объема первичной переработки нефти исключаются данные о безвозвратных потерях нефтяного сырья, выпуске нефтепродуктов, не используемых в качестве топлива. В строке баланса 9.2 учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на преобразование газа и данные о потерях газа при его переработке, а в строке баланса 9.3 - данные о расходе энергетических ресурсов на обогащение угля и данные о потерях угля в процессе обогащения и при производстве кокса.

26. В строке баланса "Собственные нужды" учитываются данные о расходе энергетических ресурсов на собственные нужды.

27. В строке баланса "Потери при передаче" учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.

28. В строке баланса "Конечное потребление энергетических ресурсов" указывается сумма строк с 13 по 19.

29. В строке баланса "Промышленность" указывается детализация по видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Величина, указываемая в строке "Промышленность", является суммой строк 14.1 - 14.п. При учете потребления энергии в этих строках не учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на теплоэлектроцентралях и котельных, которые учитываются в строке "Производство электрической энергии" и в строке "Производство тепловой энергии".

30. В строке баланса "Строительство" учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.

31. В строке баланса "Транспорт и связь" указываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.

32. В строке баланса "Сфера услуг" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.

33. В строке баланса "Население" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.

34. В строке баланса "Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.

35. Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива. В случае невозможности определения фактической калорийности топлива коэффициент пересчета в условное топливо определяется в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.


III. Источники информации для составления топливно-энергетических балансов

36. Для заполнения строк и граф баланса используется официальная статистическая информация, агрегированная по первичным статистическим данным форм федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 48 настоящего Порядка, которая в установленном порядке предоставляется Росстатом в виде отчетов.

37. Объем производства и структура потребления электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливается по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 23-Н "Сведения о производстве и распределении электрической энергии" (по субъектам Российской Федерации), а также № 24-энергетика "Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок)"; № 6-ТП (КЭС) "Сведения о работе электросетей", ПЭ "Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), принадлежащих организациям, не относящимся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии, газа и воды".

38. Объемы выработки электрической энергии по разным группам электрических станций, а также объемы топлива на производство электрической и тепловой энергии, определения расхода электрической энергии на собственные нужды электростанций устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 6-ТП "Сведения о работе тепловой электростанции", № 6-ТП (КЭС) "Сведения о работе электросетей", ПЭ "Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), состоящих на балансе организаций не относящихся к добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электрической энергии газа и воды".

39. Объемы выработки электрической энергии на гидравлических станциях и распределение выработки электрической энергии по отдельным станциям, устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 6-ТП (гидро) "Сведения о работе гидроэлектростанции".

40. Итоговые данные о потреблении энергетических ресурсов по отдельным видам продукции определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, тепловой энергии и электрической энергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)".

41. Объемы производства тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и ее потреблении населением, бюджетными организациями и прочими организациями устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-ТЕП "Сведения о снабжении тепловой энергией".

42. Итоговые данные о потреблении топлива и тепловой энергии по видам экономической деятельности, запасах топлива на предприятиях потребителях, его отпуске населению определяются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 4-ТЭР "Сведения об остатках, поступлении и расходе топливно-энергетических ресурсов, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов".

43. Объемы потребления тепловой и электрической энергии населением устанавливаются по данным отчета по форме федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" и № 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической (тепловой энергии) и мощности отдельным категориям потребителей".

44. Объемы потребления сетевого и сжиженного газа населением и в общественных зданиях устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы".

45. Объемы производства, собственного потребления и изменения запасов энергетических ресурсов устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-натура "Сведения о производстве и отгрузке промышленной продукции".

46. Объемы отгрузки нефтепродуктов потребителям и географию их экспорта устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-нефтепродукт (срочная) "Сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям".

47. Объемы вывоза топлива за пределы субъекта Российской Федерации следует устанавливать по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-вывоз "Сведения о вывозе продукции (товаров)".

48. Объемы потребления и запасов топлива устанавливаются по данным формы федерального статистического наблюдения № 4-запасы (срочная) "Сведения о запасах топлива".

49. Органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных.

IV. Этапы составления баланса

50. Составление баланса осуществляется в несколько этапов.

51. На первом этапе выполняется сбор данных из отчетов по формам федерального статистического наблюдения, указанных в пунктах 37 - 48 настоящего Порядка.

52. На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива.

53. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.

54. На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.

55. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс и проверка данных баланса.

56. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.


V. Разработка однопродуктовых балансов энергетических ресурсов

57. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов включают:

Баланс угля;
баланс сырой нефти;
баланс нефтепродуктов (и отдельные однопродуктовые балансы по каждому нефтепродукту);
баланс природного газа;
баланс прочего твердого топлива;
баланс электрической энергии;
баланс тепловой энергии.

58. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в форме таблицы по образцу согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

59. Однопродуктовые балансы энергетических ресурсов разрабатываются в натуральных единицах измерения в соответствии с данными форм федеральной статистической отчетности в соответствии с пунктами 16 - 35 настоящего Порядка для каждой группы энергетических ресурсов, указанных в пункте 57 настоящего Порядка.


К.э.н. И.А. Башмаков , исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), г. Москва

Практика формирования энергетического баланса в России

Основой методического подхода к анализу потенциала экономии энергии и к разработке комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности является использование единого (сводного) топливно-энергетического баланса (ЕТЭБ) 1 .

Теоретическая концепция энергетического баланса получила научное развитие в СССР уже в 30-х годах. В 1958 г. были разработаны отчетный энергетический баланс для СССР за 1955 г. и прогнозные балансы на 1958-1965 гг. Долгие годы регулярно составлялся предельно сокращенный энергетический баланс, в котором использование первичных энергетических ресурсов было рассчитано только для двух направлений потребления : а) на преобразование в другие виды энергии и б) на производственно-технологические и прочие нужды (включая потери).

Разрабатываемые таким образом балансы могут служить только средством для проверки взаимной увязки производства отдельных видов энергии с потребностями в них, но отнюдь не средством для обоснования технической политики во всех областях энергетического хозяйства» 2 . Отсутствовал учет использования топлива и электроэнергии по целям конечного назначения.

Параллельно с развитием учения об энергетическом балансе в СССР за рубежом стали формироваться сначала довольно агрегированные, а затем все более детальные единые энергетические балансы в разрезе первичной и подведенной энергии. Они разрабатывались как в отдельных странах, так и рядом международных организаций (ООН, Международное энергетическое агентство и др.). Эти разработки в большей степени, чем усилия Госплана, или ЦСУ отражали положения «учения о едином энергетическом балансе», которые высказывали ведущие советские специалисты.

В России же до последнего времени при разработке стратегических документов, определяющих развитие ТЭК, продолжалась практика составления архаичных недостаточно взаимоувязанных между собой балансов «котельно-печного топлива», «моторного топлива» и «электроэнергии». Ни в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», разработанной и принятой Распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003, ни в «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», разработанной в 2009 г., не представлены ЕТЭБ.

Это, несмотря на то, что уже в 1988-1990 гг. появились первые работы с оценками ЕТЭБ для СССР, составленные по методике, которая в то время использовалась МЭА с некоторыми ее модификациями. Были построены отчетные балансы за 1970 г., 1975 г., 1980 г. и 1985 г., а также прогнозные балансы за 1990 г., 1995 г. и 2000 г. Эти балансы были построены для международных сравнений единого энергетического баланса СССР, США и Западной Европы 3 .

Уже в современной России эти исследования были распространены на российские регионы. Были развиты методические подходы, заложенные ранее при формировании ЕТЭБ для страны в целом. Это позволило уже в первых работах по формированию ЕТЭБ отдельных регионов формировать их с существенно более детальной разагрегацией блока преобразования энергии и блока конечного потребления на базе данных форм официальной статистики.

В 2007 г. Минпромэнерго выпустило проект «Методических рекомендаций по формированию региональных прогнозных топливно-энергетических балансов, мониторингу их исполнения и порядку взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации при организации этой работы». Однако к этому документу было много претензий. В нем нет рекомендаций по тому, как формировать блоки баланса по преобразованию топлив и по конечному потреблению; вообще нет баланса тепловой энергии; в балансе производства электроэнергии не выделяются дизельные электростанции и новые возобновляемые источники энергии, в балансе нефти нет строки «потребление» вовсе, а у нас сырая нефть еще непосредственно потребляется в котельных, в промышленности; в балансе не отражается статистическая невязка. То есть это методика формирования традиционных советских балансов, где совершенно не ясно как энергоресурсы используются. За основу взяты советские формы, поэтому есть такие термины как «внутриреспубликанское» потребление. Сводный баланс составлен крайне примитивно.

В 2007 г. в рамках проекта ТАСИС «Энергоэффективность на региональном уровне в Калининградской, Архангельской и Астраханской областях» автор совместно с сотрудниками ЦЭНЭФ сформировал динамические ЕТЭБ для этих трех регионов за 2000-2006 гг. и на их основе построил модель для прогноза всех элементов ЕТЭБ на период до 2020 г. В рамках этой работы было подготовлено «Краткое руководство по использованию модели ENERGYBAL» и впервые описана технология формирования ЕТЭБ на основе данных российской статистической отчетности 4 .

Сотрудники ЦЭНЭФ под руководством автора построили ЕТЭБ за 2000-2006 гг. и прогнозные для разных сценариев на 2007-2020 гг. для 28 регионов и для России в целом и разработали процедуры свода региональных прогнозов. В 2011 г. ЦЭНЭФ разработал энергетические балансы для всех субъектов РФ за 2010 г.

Согласно требованиям федеральных законов Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» разработка региональных ЕТЭБ стала обязательной. Однако единая методическая база их формирования нормативно не оформлена. Поэтому в региональных программах, разработанных в 2010 г., качество энергетических балансов очень разное.

Для чего нужен единый топливно-энергетический баланс региона?

ЕТЭБ необходим для понимания, на какие цели расходуются те или иные энергоресурсы, как они трансформируются из одних форм в другие, в каких секторах экономики и в каких пропорциях они потребляются. ЕТЭБ также необходим для:

  • анализа и прогноза индикаторов повышения энергоэффективности, факторов и причин их изменения;
  • разработки и мониторинга программ повышения энергоэффективности;
  • разработки энергетических стратегий, программ развития энергетики страны и регионов;
  • анализа уровней энергетической безопасности и формирования дефицитов энергоресурсов;
  • анализа динамики, факторов и причин изменения потребления энергии ВРП и энергоемкости ВРП, включая использование методов декомпозиции;
  • разработки моделей прогноза потребления энергии в увязке с моделями прогноза развития экономики региона и др.

ЕТЭБ интегрирует балансы производства и потребления отдельных энергоносителей. Это позволяет в одной таблице отразить все важнейшие энергетические связи и пропорции:

  • показать роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе;
  • показать роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов;
  • отразить всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления;
  • учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости;
  • повысить надежность прогнозирования параметров энергопотребления в отраслях и секторах экономики с учетом наличия конкуренции различных секторов экономики за энергетические ресурсы.

Табл. 1.

Концепция единого топливно-энергетического баланса

Степень детализации ЕТЭБ определяется двумя основными факторами: целевой установкой его использования и наличием необходимых статистических данных. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном или региональном уровнях необходимо формирование ЕТЭБ с детальным представлением потребления энергии на производство отдельных видов продуктов, работ, услуг, процессов и энергетических услуг с разбивкой по отдельным видам энергоносителей.

Российская статистика не дает оценок ЕТЭБ, но позволяет с определенной точностью формировать достаточно детализированные ЕТЭБ.

Формат «баланса энергоресурсов», используемый Росстатом, не менялся с 1958 г. В последние годы добавилась только детализации потребления энергии по видам экономической деятельности в промышленности. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном уровне он не пригоден.

Автором был взят за основу формат ЕТЭБ Международного энергетического агентства (МЭА), адаптированный сначала к советской, а затем к российской энергетической статистике (табл. 1). Он представляется матрицей, в которой по вертикали указано целевое назначение расходуемых энергетических ресурсов, а по горизонтали - виды первичных энергетических ресурсов и преобразованных энергоносителей. Его следует рассматривать как обязательный разрез отчетного и перспективного энергобаланса страны. Именно этот разрез и отражает энергетику как единое целое 5 .

Интеграция балансов производства и потребления отдельных энергоносителей позволяет:

  • отразить всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления, учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости и тем самым повысить надежность прогнозирования параметров энергопотребления в отраслях и секторах экономики с учетом наличия конкуренции различных секторов экономики за энергетические ресурсы;
  • в одной таблице отразить все важнейшие энергетические связи и пропорции: роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе, роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов.

Такая схема систематизации энергетической информации позволяет учитывать эволюцию продуктовой и технологической основы производства, а это позволяет проводить как анализ ретроспективной динамики удельных технологических коэффициентов по каждому сектору, так и анализ технологических перспектив. Избранный подход позволяет развивать модель спроса на энергоносители с использованием гипотез об интенсивности технологической и продуктовой перестройки, а также влияния других факторов и выявить решающие технологии, повышение энергетической эффективности которых способно ослаблять проблему энергодефицита.

Особенности взятой за основу модели ЕТЭБ определяются особенностями российской энергетической статистики и задачами, для решения которых строится ЕТЭБ. В российской статистике по ограниченному перечню видов деятельности можно найти данные о потреблении 21 вида топлив. Агрегирование этих данных в зависимости от задач может производиться разным способом. При разработке сводных программ повышения энергоэффективности достаточно ограничиться формированием следующих групп: уголь (каменный уголь; бурый уголь; сланцы; угольный концентрат; брикеты угольные; коксик и коксовая мелочь; газ горючий искусственный доменный; газ горючий искусственный коксовый, доменный кокс металлургический); сырая нефть, включая газовый конденсат; нефтепродукты (сухой отбензиненный газ, полученный при переработке попутного нефтяного газа на газоперерабатывающих предприятиях; сжиженный газ (пропан-бутан), полученный при переработке попутного нефтяного газа и газового конденсата; бензин, керосин, дизельное топливо, мазут топочный, топливо печное бытовое, полученные при переработке нефти и газового конденсата; прочие нефтепродукты); газ горючий природный (естественный); прочие твердые топлива (торф топливный; дрова для отопления; брикеты и полубрикеты торфяные; прочее твердое топливо). Группировка этих ресурсов может различаться от одной концепции формирования ЕТЭБ к другой. Для решения отдельных задач перечень энергоносителей в ЕТЭБ может быть расширен до 23. Процедура «сборки» ЕТЭБ должна быть организована так, чтобы позволять при необходимости перегруппировать виды топлива в иные группы.

В производстве электроэнергии могут выделяться типы электростанций (например, ГРЭС, ТЭЦ, промышленные ТЭЦ, дизельные станции, ГЭС, АЭС и ГАЭС, ВЭС и др.) и при необходимости - в региональных программах - даже отдельные крупные станции). В производстве тепловой энергии могут выделяться: ГРЭС и ТЭЦ, АЭС, котельные, систематизированные по видам топлива или по мощности, а также теплоутилизационные установки.

Таким образом, в выбранной концепции ЕТЭБ потребление энергии в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте и в жилищном хозяйстве расшифровывается по видам продукции, работ, процессов и услуг. Это главное отличие от схем МЭА, Евростата и ООН, где разбиение ведется по отдельным отраслям, или по видам экономической деятельности. Для анализа технологического аспекта МЭА и Европейскому Союзу затем приходится все же выделять производство энергоемкой продукции 6 . В случае с Россией это делается сразу. Структурирование информации по энергоемкой продукции и работам позволяет отслеживать параметры технической эффективности их производства. При отражении потребления энергии в промышленности и других секторах экономики не отражаются промышленные и ведомственные электростанции и котельные, которые показываются по разделам баланса «производство электроэнергии» и «производство тепла».

Табл . 2. Основные формы статистической отчетности, необходимые для формирования отчетного ЕТЭБ 7

Название статистической формы

«1-ТЭК (нефть)» (сведения об эксплуатации нефтяных скважин)

Данные о добыче нефти и движении нефти (собственные нужды, переработка, изменение запасов и др.)

«1-натура» (сведения о производстве
и отгрузке промышленной продукции)

Производство, собственное потребление и изменение запасов топлива

«1-газ» (Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа)

Данные о потреблении сетевого и сжиженного газа населением, мелкими потребителями и бюджетными организациями, а также о потерях газа

«1-авто-бензин» (сведения о производстве нефтепродуктов)

Данные об объемах переработки нефти и производства нефтепродуктов

«1-ТЕП» (сведения о снабжении теплоэнергией)

Информация о производстве тепловой энергии по группам котельных, по видам используемого на котельных топлива, о потерях тепловой энергии и о ее потреблении населением, бюджетными и прочими организациями

«1-нефтепродукт (сведения об отгрузке нефтепродуктов потребителям)

Данные об отгрузке нефтепродуктов и географии их экспорта

«1-вывоз» (сведения о вывозе продукции (товаров))»

Информация о вывозе топлива за пределы субъекта РФ

«4-запасы (срочная)» (сведения о запасах топлива)

Данные о запасах и потреблении топлива

«4-ТЭР» (сведения об остатках, поступлении и расходе топлива и теплоэнергии, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов)

Используется для определения суммарных масштабов потребления разных видов топлива, изменения в его запасах, отпуска топлива населению. С 2007 г. содержит также фрагментарные данные о потреблении тепловой энергии.

«6-ТП» (производство электрической и тепловой энергии и использование топлива в электроэнергетике)

Основной источник для определения как объемов выработки электроэнергии по разным группам станций, так и для оценки и потребления топлива на производство электроэнергии и тепла и для определения расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций и при формировании ЕТЭБ. Используется для формирования топливного баланса электростанций и районных котельных, определения отпуска электрической и тепловой энергии

«11-ТЭР» (сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии)

Используется для определения потребления топлива при формировании топливного баланса производства электроэнергии и тепла; станций и районных котельных; для формирования баланса потребления энергии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, коммунально-бытовой сфере и у населения. В 2007 г. форма претерпела ряд изменений. Часть ее показателей попала в форму 4-топливо, а часть просто исчезла из статистического учета.

«22-ЖКХ» (сведения о работе предприятий ЖКХ в условиях реформы)

Содержит информацию о потреблении тепловой энергии, сетевого и сжиженного газа, а также электроэнергии населением и общественными зданиями.

Форма 23-н (сведения о производстве и распределении электрической энергии)

Основной источник данных по объемам производства и структуре потребления электроэнергии.

Форма 24 - энергетика (Электробаланс и отчет о работе электростанций (электрогенераторных установок))

Основной источник данных по объемам производства и структуре потребления электроэнергии по секторам экономики и видам экономической деятельности

Данные ЦДУ о суммарном потреблении электроэнергии с системах централизованного электроснабжения

Надежность данные электробаланса за 2005-2007 гг. по многим регионам снизилась. Поэтому данные о суммарном потреблении электроэнергии важно перепроверять на основе данных ЦДУ.

«ПЭ» (Сведения о работе электростанций (электрогенераторных установок), стоящих на балансе промышленных организаций)

Данные о работе электростанций промышленных организаций

Энергобаланс Российской Федерации

Кроме данных энергобаланса используются также данные Росстата о производстве важнейших энергоносителей, их экспорте и импорте

Рис. 1 . Структура потребления первичной энергии в 2010 г.


Основные источники информации

Первым шагом на пути разработки единого энергетического баланса является построение системы «однопродуктовых» балансов. Слово «однопродуктовый» взято в кавычки, поскольку во многих из них отражается семейство родственных по тем или иным признакам источников энергии и энергоносителей. Формируются следующие однопродуктовые балансы: угля, прочих видов твердого топлива, сырой нефти, нефтепродуктов; природного газа; электроэнергии и тепловой энергии. Таким образом, общеэнергетическая система страны рассматривается как органическое взаимодействие топливо-, электро- и теплоснабжения и экономики.

При формировании однопродуктовых балансов использовались только статистические данные по производству и использованию топлива, собранные из форм отчетности Государственной службы статистики РФ. Основными источниками статистической информации при формировании отчетных ЕТЭБ, начиная с 2000 г., являются следующие формы статистической отчетности (табл. 2).

Данные из этих форм собираются, обрабатываются, и на этой основе заполняется матрица единого топливно-энергетического баланса за каждый год. Закрашенные серым ячейки матрицы (табл. 1) получаются не из первичных статистических источников, а на основе суммы значений по столбцу или по строке. В ячейки, оставленные пустыми, информация не заполняется. Знак «минус» означает использование одного энергетического ресурса на производство другого, или потери при его передаче. Общая логика заполнения матрицы - по столбцам, которые представляют собой балансы производства и потребления отдельных энергоресурсов.

Оценка ЕТЭБ России за 2010 г.

Единый топливно-энергетический баланс Российской Федерации за 2010 г. получается в результате интеграции в одну таблицу балансов электрической и тепловой энергии, природного газа, угля, жидкого топлива, а также прочих видов твердого топлива (дрова, торф и т.п.) по описанной выше технологии его «сборки». ЕТЭБ дает возможность представить всю картину энергетики страны в одной таблице. Баланс рассчитан автором на основе данных перечисленных форм официальной отчетности формируемой Федеральной службой государственной статистики. База данных по отчетным годам организована в форме таких балансов за каждый год и в форме динамических таблиц ЕТЭБ.

Суммарное производство первичных топливно-энергетических ресурсов в 2010 г. составило 1771,6 млн т у.т., а суммарное потребление первичной энергии - 950,1 млн т у.т. То есть баланс внешней торговли энергоресурсами составляет без малого половину (46%) произведенных энергоресурсов, в основном, нефти, нефтепродуктов и природного газа.

В 2010 г. основными направлениями потребления энергии в России были промышленность (за вычетом переработки топлива), производства электрической и тепловой энергии (25%); потери при выработке электрической энергии (18%); транспорт (16%); жилищный сектор (16%); сфере услуг (7%); неэнергетические нужды (6%); потери при передаче и распределении энергии (5%). На каждый из остальных секторов приходилось менее 3% (рис. 1).

Анализ динамики структуры потребления энергоносителей в 2000-2010 гг. показал, что наименее уязвимыми к кризисному снижению потребления энергии в 2009 г. оказались сфера услуг и жилищный сектор, а наиболее уязвимыми - промышленность, транспорт и электроэнергетика (рис. 2). В 2010 г. потребление первичной энергии вышло на уровень 98% от докризисного максимума 2008 г., а потребление конечной энергии практически вышло на уровень 2008 г.


Рис. 2 . Динамика потребления энергии по основным секторам экономики

Рис. 3 . Приросты потребления энергии по основным секторам экономики в 2000-2010 гг.

Наиболее динамично потребление энергии росло в 2000-2010 гг. на транспорте (54% всего прироста) (рис. 3). За ним следовали потери при выработке электроэнергии, потребление на неэнергетические нужды (нефте и газохимия и т.п.), жилищный сектор и сфера услуг.

Однако в транспортном секторе государство почти не занимается сдерживанием роста потребления энергоресурсов. Анализ более 70 нормативно-правовых актов по энергоэффективности, принятых за последние три года, показал практически полное отсутствие политики энергосбережения на транспорте.

Потери при выработке электроэнергии возросли из-за увеличения потребления электроэнергии в стране.

России удалось в 2000-2010 гг. развивать промышленное производство при снижении потребления энергоресурсов (эффект «дикаплинга»). Это произошло за счет снижения доли энергоемких отраслей промышленного производства.

Анализ динамики потребления первичной энергии и энергоемкости российского ВВП в 1990-2010 гг. показал интересный парадокс: при отсутствии федеральной политики по повышению энергоэффективности энергоемкость быстро снижалась, а сразу после ее запуска снижаться перестала (рис. 4).

В 1998-2008 гг. Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости ВВП: этот показатель снизился на 42% и снижался в среднем более чем на 5% в год.


Рис. 4. Динамика российского ВВП, потребления первичных
энергоресурсов и энергоемкости ВВП в 1990-2010 гг.

Рис. 5. Динамика энергоемкости ВВП и индекса энергоэффективности (ИЭНЭФ) в 2000-2010 гг. в России

в 2000-2010 гг. (анализ по 44 секторам и подсекторам и 8 факторам)



Снижение энергоемкости ВВП в значительной степени нейтрализовало рост потребления энергии и стало главным энергетическим ресурсом экономического роста. Без прогресса в снижении энергоемкости потребление энергии в России в 2008 г. на 73% превышало бы фактический уровень, а чистый экспорт энергоносителей снизился бы на 90%.

Засчет чего же снижалась энергоемкость ВВП России?

На энергоемкость ВВП влияют технологический и структурный факторы. Индекс энергоэффективности (ИЭНЭФ), характеризующий технологический фактор (уровень развития передовых энергоэффективных технологий), в 2000-2010 гг. снизился только на 9%, т.е. вклад технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП не превысил 1% в год (рис. 5). Это примерно, так же как и в развитых странах. Сократить технологический разрыв с ними в уровне энергоэффективности в 2000-2010 гг. практически не удалось. Реализация федеральной политики повышения энергоэффективности должна быть нацелена на сокращение технологического разрыва с ведущими странами для повышения конкурентоспособности российской экономики.

Снижение энергоемкости ВВП в 2000-2010 гг. произошло засчет следующих факторов (рис. 6):

  • сдвигов в отраслевой структуре - 55%
  • сдвигов в структуре на уровне подсекторов (в промышленности, на транспорте и в жилищном секторе) - 2%
  • изменения загрузки производственных мощностей - 15%
  • роста цен - 5%
  • совершенствования оборудования и технологий - 23%

Главными факторами роста энергоемкости в 2009 г. стали порожденные кризисом структурные сдвиги в экономике и снижение загрузки производственных мощностей, а также более холодная, чем в 2008 г., погода при ускорении снижения технологической энергоэффективности.

Главными факторами стабилизации энергоемкости в 2010 г. стали структурные сдвиги в экономике, рост энергоемкости, а также еще более холодная чем, в 2009 г. погода. Эти факторы в значительной мере были нейтрализованы ростом загрузки производственных мощностей при выходе из кризиса.

Заключение

Основой методического подхода к анализу потенциала экономии энергии и к разработке комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности является использование модели единого топливно-энергетического баланса. В ЕТЭБ в явном виде отражены параметры использования энергии при производстве наиболее энергоемких продуктов и услуг и преобразовании энергоносителей, что позволяет в явном виде учитывать эффекты изменения технологической политики. Для целей разработки комплексной долгосрочной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях необходимо формирование ЕТЭБ с детальным представлением потребления энергии на производство отдельных видов продуктов, работ, услуг, процессов и энергетических услуг с разбивкой по отдельным видам энергоносителей. Российская статистика не дает оценок ЕТЭБ, но позволяет с определенной точностью формировать достаточно детализированные ЕТЭБ. Предложенный автором подход к их построению на основе систематизации и обработки официальной статистической информации позволяет учитывать в анализе эволюцию продуктовой и технологической основы производства, а это позволяет проводить как анализ ретроспективной динамики удельных технологических коэффициентов по каждому сектору, так и анализ эффектов от перспективной технологической модернизации российской экономики.

Примечания

1 Л.А. Мелентьев указывал на тавтологию в словосочетании «топливно-энергетический». Автор с этим полностью согласен. Однако, из-за того, что в России такое служебное словосочетание прочно устоялось и даже можно сказать укоренилось, оно принято к использованию в данной работе.

2 Вейтц В.И., А.Е. Пробст и Е.А. Русаковский. Проблема единого энергетического баланса народного хозяйства в третьей пятилетке. // Плановое хозяйство. 1937, №9-10. С. 34.

3 П/ред. Башмакова И.А. и А.А, Бесчинского. Сопоставительный анализ показателей развития энергетики и энергетической эффективности СССР, США и Западной Европы в 1970-2000 гг. ИНЭИ. Москва. 1990. т. 1. 225 с. и т. 2. 223 с.; Башмаков И.А., А. Бесчинский. Д.Б. Вольфберг. Сопоставительный анализ развития энергетики СССР и США. Энергетика и транспорт. №4. 1988. cc.28-37; Башмаков И.А., Н. Богославская, Т. Инаури, Т. Клокова, Е. Шитиков. Сопоставление структуры единых энергетических балансов СССР и США и Западной Европы. Теплоэнергетика. №9. 1989. cc.7-76; Башмаков И.А., Н. Богославская, Т. Клокова, Т. Инаури, С. Молодцов, У. Шитиков. Потребление энергоресурсов отраслями топливно-энергетических комплексов СССР, США и Западной Европы. « Энергохозяйство за рубежом », №5, 1989. cc.1-6; Bashmakov. I. The structural changes in the USSR energy balance: 1970-2000. Energy Exploration and Exploitation. Vol. No. 1 and 2 , 1990 UK. pp. 52-59.; Bashmakov I. and A.A. Makarov. The Soviet Union: A Strategy of energy development with Minimum Emission of Greenhouse Gases. PNNL. April 1990. 15 p.; Bashmakov I., A.A. Makarov. An energy development strategy for the USSR: Minimizing greenhouse gas emissions. Energy policy. Pp. 987-994; Bashmakov. I. Costs and benefits of C О 2 emission reduction in Russia. In "Costs, Impacts, and Benefits of CO2 Mitigation. Y. Kaya, N. Nakichenovich, W. Nordhouse, F. Toth Editors. IIASA. June 1993. pp.453-474.

4 Башмаков И.А. Топливно-энергетический баланс как инструмент анализа, прогноза и индикативного планирования развития энергетики. «Энергетическая политика», вып.2, 2007. с. 16-25.

5 Л.А. Мелентьев. Очерки истории отечественной энергетики. М., Наука, 1987. С. 106-107.

6 Energy technology perspectives 2010. Scenarios and strategies to 2050. IEA/OECD. Paris. 2010; Energy technology transitions for industry. Strategies for the next industrial revolution. IEA/OECD. Paris. 2009; World Energy Outlook. 2011. IEA/OECD. Paris. 2011; Transport, energy and CO 2 . Moving toward sustainability. OECD/IEA. 2009; Promoting energy efficiency investments. Case studies for residential sector. OECD/IEA. 2008; Tracking industrial energy efficiency and CO 2 emissions. OECD/IEA. 2007; база данных ODYSSEE.

7 Содержание всех этих форм можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики

Как известно, наша страна является крупнейшим экспортёром энергоресурсов и не испытывает затруднений с их добычей и поставкой за рубеж. Однако, на уровне субъектов федерации, и особенно на уровне отдельных муниципальных административно-территориальных образований каждый отопительный сезон проблема энергообеспеченности приобретают особую остроту. На её решение бросаются силы МЧС, выделяются резервные средства из федерального бюджета, однако бедственное положение в условиях низких температур сохраняется достаточно долго. Одна из основных причин такого явления - несбалансированность поставок и потребления первичных энергетических ресурсов по территории страны. Более глубинные причины следует искать в институциональной среде. Вся мера ответственности за потребность населения и организаций бюджетной сферы: здравоохранения, образования и т.д. лежит на муниципальных властях, а энергоресурсы принадлежат частному сектору. Финансовые возможности муниципальных образований (МО) очень часто не соответствуют запросам продавцов энергетических благ.

Попытка решить эту проблему посредством разработки энергетических балансов как основной информационно-статистической базы управленческих решений по энергообеспеченности территорий начала осуществляться Росстатом, после принятия Постановления от 23 июня 1999г. «Об утверждении «Методологических положений по расчёту топливно-энергетического баланса РФ в соответствии с международной практикой». Тогда предполагалось, что негативное воздействие на экономику МО или субъекта федерации, вызванное дефицитом или перепроизводством энергетических ресурсов, можно снизить посредством развития инструментов государственного управления энергетическим комплексом. Одним из основных инструментов в рыночной экономике, обеспечивающим сбалансированное развитие добычи и потребления энергетических ресурсов в регионах России, и является система энергетических балансов: аналитических, проектных, перспективных и др.

Названные балансы – это взаимосвязанная система показателей, отражающая соотношение энергетических ресурсов и их распределения в границах административно-территориальных образований.

Категория «муниципальное образование» особенно актуальна для исследования, потому, что является ключевым в изучении местного самоуправления. Определение муниципального образования содержится в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": «Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»:

Поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

Выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

Муниципальная собственность и бюджет.

Юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли в границах муниципального образования независимо от их целевого назначения, а равным образом от нахождения в той или иной форме собственности.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений - гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Как известно, местные вопросы – это, прежде всего, вопросы благополучия населения, улучшения уровня его жизни.

По данным Росстата, на 1 января 2012 г. в России насчитывалось 23118 муниципальных образований, среди них 1821 муниципальный район, 517 городских округов, 236 городских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве, 1711 городских поселений и 18833 сельских поселений.

Понятно, что территориальные ТЭБ для основной массы МО практически не составляются вследствие сложности данного процесса и отсутствия специалистов. Локальные поселенческие ТЭБ не востребованы в силу забытой практики энергетического планирования, хотя роль и значение ТЭБ для оценки текущего состояния и выработки планов развития систем энергоснабжения поселений трудно переоценить.

Исходной информацией для составления территориальных ТЭБ являются данные по нормативам потерь и другая официальная информация от Минэнерго РФ, результаты энергоаудита, фактические данные от энергоснабжающих организаций по отпуску, потреблению и потерям энергии, информация от местных органов власти о потребностях основных социально значимых потребителей.

Результатами разработки ТЭБ являются данные по фактической структуре производства и потребления энергоресурсов, фактические потери, потенциал энергосбережения, резервы мощностей. Необходимо отметить, что именно ТЭБ является основой для разработки программ энергосбережения.

Работа по его составлению ТЭБ для каждого МО должна вестись непрерывно, и не менее одного раза в год. Данные ТЭБ должны аудироваться независимыми специалистами и корректироваться с учётом климатических особенностей и метеорологических прогнозов для данной территории. Одной из целей энергоаудита является анализ топливно-энергетических балансов энергообъектов, что позволит оценить возможности энергосбережения, как экономически и технически обоснованных, так и мероприятий, основанных на модернизации оборудования, новых методах технического обслуживания или управления режимами эксплуатации, реструктуризации

потребления топливно-энергетических ресурсов и т.д. Данные предложения активно обсуждаются специалистами, но практическая реализация, как правило, тормозится нерешённостью организационных и институциональных проблем.

Продвижение в решении энергетических проблем МО предусмотрено Приказом Минэнерго РФ от 14.12.2011 N 600 "Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2012 N 23101). Далее Приказ.

Система энергетических балансов каждого региона включает в себя:

  • балансы основных видов органического топлива: природный и попутный газ, энергетический и коксующийся уголь, нефть и газовый конденсат, мазут;
  • балансы тепловой и электрической энергии
  • сводные балансы технологического топлива и первичной энергии,
  • Спрос и предложение первичных энергетических ресурсов по районам.

В соответствии с Приказом ТЭБ субъекта РФ (муниципального образования) должен содержать взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ и их потребления, закрепить распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определить эффективность использования энергетических ресурсов.

В основе территориального ТЭБ лежат однопродуктовые энергетические балансы, которые затем объединяются в единый баланс (ЕТБ), отражающий суммированные данные в единых энергетических единицах.

Однопродуктовый энергетический баланс составляется в натуральных или условно-натуральных единицах измерения - единицах условного топлива, в качестве которого принимается теплотворная способность 1 кг каменного угля равная 7000 ккал. Рассмотрим в общих чертах состав ТЭБ.

Баланс состоит из девяти групп данных об отдельных видах энергетических ресурсов, которые формируются в виде матрицы на основе однопродуктовых энергетических балансов по углю, сырой нефти, нефтепродуктам, природному газу, прочему твердому топливу, гидроэнергии и НВИЭ, атомной энергии, электрической энергии и тепловой энергии. Матрица баланса состоит из граф и строк, в которых последовательно отражаются следующие блоки показателей. Соответственно по вертикали отражаются графы, по горизонтали строки баланса.

Показатели графы баланса по углю включают данные об угле, сланцах, угольном концентрате, коксе металлургическом, коксите, продуктах переработки угля, отходящих газах, в том числе газе горючем искусственном доменном, газе горючем искусственном коксовом.

Показатели графы баланса по сырой нефти содержат данные о нефти, включая газовый конденсат.

Показатели графы баланса «Нефтепродукты» включают данные, в том числе о газе нефтеперерабатывающих предприятий, сухом, газе сжиженном, автомобильном и авиационном бензине, керосинах, дизельном топливе, мазуте топочном, топливе печном бытовом, мазуте флотском, газотурбинном и моторном топливе.

Показатели графы баланса "Природный газ" отражают данные о газе газовых и газоконденсатных месторождений и попутном газе нефтяных месторождений, а также метане, улавливаемом в угольных шахтах, и газе сточных вод. В графу баланса "Прочее твердое топливо" включаются данные о видах твердого топлива, в том числе о торфе, торфяных топливных брикетах и полубрикетах, дровах для отопления, твердых бытовых и промышленных отходах.

Показатели графы баланса "Гидроэнергия и НВИЭ" включают данные об электрической энергии, произведенной на установках, использующих в качестве первичных ресурсов нетрадиционные и возобновляемые энергетические ресурсы, в том числе на гидравлических, геотермальных, солнечных, ветроэлектрических установках.

Показатели графы баланса "Атомная энергия" содержат данные об электрической и тепловой энергии, произведенной на атомных электростанциях.

Показатели графы баланса "Электрическая энергия" отражают данные об электрической энергии, произведенной на электростанциях.

Показатели графы баланса "Тепловая энергия" включаются данные о тепловой энергии, произведенной тепловыми и атомными электростанциями, котельными, утилизационными установками, а также получаемой из геотермальных источников, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и предназначенной для потребления потребителями тепловой энергии.

В графе баланса "Всего" отражаются результаты суммирования данных по видам энергетических ресурсов, учтенных выше.

Строки баланса разделены на три блока: "Производство энергетических ресурсов", "Преобразование энергетических ресурсов" и "Конечное потребление энергетических ресурсов".

В первом блоке "Производство энергетических ресурсов" отражаются данные о производстве энергетических, ресурсов на территории субъекта РФ МО, о ввозе энергетических ресурсов на территорию субъекта РФ МО, о вывозе энергетических ресурсов с территории субъекта РФ МО и об изменении запасов.

Во втором блоке "Преобразование энергетических ресурсов" содержатся данные о преобразовании одних видов энергетических ресурсов в другие, о расходах энергетических ресурсов в процессе преобразования, на собственные нужды и данные о потерях энергетических ресурсов при их производстве и передаче.

В третьем блоке "Конечное потребление энергетических ресурсов" собираются данные о потреблении энергетических ресурсов конечными потребителями.

В строке баланса "Промышленность" указывается детализация по видам экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Величина, указываемая в строке "Промышленность", является суммой строк, отражающих виды промышленной деятельности, представленные в данном административно-территориальном образовании.

В строке баланса "Строительство" учитываются данные о потреблении энергии в процессе строительства, реконструкции, сноса объектов капитального строительства гражданского и промышленного назначения и монтаже оборудования на указанных объектах, а также данные о расходе энергетических ресурсов в процессе разведочного бурения скважин.

В строке баланса "Транспорт и связь" представляются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями транспорта, с выделением железнодорожного, трубопроводного, автомобильного и других видов транспорта, и организациями связи.

В строке баланса "Сфера услуг" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов организациями сферы услуг.

В строке баланса "Население" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов на отопление, горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение жилищного фонда.

В строке баланса "Использование топливно-энергетических ресурсов в качестве сырья и на нетопливные нужды" учитываются данные о потреблении энергетических ресурсов в качестве сырья в химической или иной промышленности.

Несомненный интерес в этом блоке представляет строка баланса "Потери при передаче", в которой учитываются данные о потерях, возникших при передаче энергетических ресурсов, в том числе потери электрической энергии в электрических сетях, потери тепловой энергии в тепловых сетях, потери нефти и газа при транспортировке по магистральным нефте- и газопроводам, угля и других твердых углеводородов (парафин, церезин и озокерит и их смеси с маслами) при перевозке их железнодорожным или другими видами транспорта, потери нефтяного сырья при транспортировке нефтепродуктов.

Для пересчета топлива и энергии в тонны условного топлива единица натуральных показателей, в которых исчисляются энергетические ресурсы (1 тонна, тыс. куб. м., тыс. кВт. ч, Гкал), умножается на коэффициент пересчета в условное топливо исходя из фактической калорийности топлива.

Особое внимание в данном порядке составления территориального баланса представляют интерес две строки «Сфера услуг» (прежде – Бытовой сектор) и «Население». Две названные категории учитывают: данные о потреблении топлива и энергии в тех отраслях экономики, которые не нашли отражения в предыдущих строках ТЭБ, а именно: в жилищно - коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, материально - техническом снабжении и сбыте, заготовках, здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении, народном образовании, культуре и искусстве, науке и научном обслуживании, управлении, связи, торговле и в других отраслях.

Группа показателей описывающих потребителей социальной сферы, включая домохозяйства, представлены в балансе суммарно и сгруппированы они по остаточному признаку. Именно эта часть баланса отражает антагонистическое противоречие между социальной потребностью в энергоресурсах и рыночным механизмом ее удовлетворения.

Одной «социальной ответственности» бизнеса недостаточно для решения этого противоречия, необходимо государственное регулирование.

Заслуживают внимания предложения Лукьянца Л.А. и других , изучающих вопросы использования ТЭБ при разработке программ комплексного развития муниципальных образований. Актуальность этого направления исследования подтверждается тем, что, во-первых, МО являются «основными структурными составляющими социально-экономической системы под названием государство, которые … «нарабатывают» жизненные блага обществу». Во-вторых, данное направление ещё мало исследовано. Авторы считают, что формирование территориального ТЭБ – это один из эффективных способов оптимизации программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Как нам представляется, муниципальное образование (МО), является основной базовой единицей административно-территориального устройства РФ. Исходя из этого, на основании энергетических балансов МО могут вырабатываться реально реализуемые управленческие решения по их социально-экономическому развитию, как в среднесрочном, так и долгосрочном периодах. Однако разработка ТЭБ малых МО не всегда рациональна. Одной из причин является то, что ТЭБ может формироваться на базе относительно «оконтуренного технологического узла из производителей энергии и её потребителей, что в рамках муниципального образования из-за небольших её размеров сгруппировать невозможно». Необходимую информацию можно получить из территориального ТЭБ субъекта федерации, что « в условиях рыночного хозяйствования без отраслевого планирования является наиболее приемлемой структурой для оптимального состояния производства и потребления при рациональном использовании ресурсов.

Составление ТЭБ осуществляется поэтапно. На первом этапе при составлении ТЭБ используются централизованные формы федерального статистического наблюдения, обязательные для отчёта всеми предприятиями и организациями на территории РФ, а также нецентрализованные (отраслевые) формы.

На втором этапе выполняется определение расхода энергии на производство промышленной продукции, необходимого агрегирования показателей по видам топлива. На третьем этапе выполняется сравнительный анализ одноименных данных разных форм федеральной статистической отчетности и определение основных причин расхождений, способов взаимной увязки данных и отбор данных, подлежащих включению в баланс.

На четвертом этапе разрабатываются однопродуктовые балансы угля, сырой нефти, жидкого топлива, природного газа, прочих видов твердого топлива, электрической и тепловой энергии с минимизацией статистических расхождений.

Однопродуктовый энергетический баланс – это таблица, отражающая в натуральных единицах отдельные виды энергетических ресурсов, а также их использование в процессах преобразования, транспортировки и конечного потребления. При разработке ЕТЭБ субъекта федерации все однопродуктовые балансы, входящие в его состав, форматируются в одних и тех же единицах условного топлива. На пятом этапе выполняется объединение данных однопродуктовых балансов в единый топливно-энергетический баланс (ЕТЭБ). При разработке ЕТЭБ субъекта федерации все однопродуктовые балансы, входящие в его состав, форматируются в одних в одних и тех же единицах условного топлива.

Следует подчеркнуть, что фактические балансы, строящиеся на основе статистической отчётности по потреблению топлива и энергии, охватывают только те предприятия и организации, которые представлены в отчетности Росстата, и охватывает примерно 80% всего потребления энергоносителей. Остальные объёмы потребляемых энергоресурсов определяются методом досчёта.

Важнейшей проблемой, мешающей составлять точные и объективные балансы, является то, что статистика о движении запасов топливно-энергетических ресурсов у производителей-поставщиков и посредников не всегда доступна даже специалистам, а статистика движения запасов у потребителей наименее достоверна. В то же время сами эти запасы достаточно велики. Все встречающиеся в научной и справочно-информационной литературе данные о расчётных ТЭБ являются лишь более или менее точным отражением тех реальных процессов, которые происходят в экономике России.

Наконец, совершенно очевидно, что необходимо, чтобы система показателей текущей статистической отчетности и общего энергетического баланса по терминологии и определениям значений коэффициентов соответствовала системе показателей международной энергетической статистики.

Литература:

1. Руководство по Энергетической статистике. – МЭА- ОЭСD- Евростат, 2007.

2. Мамий И.П. Методологические проблемы энергетической статистики на этапе модернизации экономики. Вопросы статистики № 6. 2010 г.

4. Мамий И.П.Введение в энергетическую статистику. М., "ТЕИС", 2011г, 160с.

5.Мамий И.П. Статистика энергетических ресурсов: вопросы теории и практики, М., Макс-пресс, 2012, 232 с.

6.Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. . www.minenergo.gov.ru

7. Использование топливно-энергетических балансов при разработке программ комплексного развития муниципальных образований / [А.А. Лукьянец, В.Г. Ротарь, А.А. Шумский и др.] // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 310(май). - С. 137-142.

8.http://www.energo21.ru/methodology/teb.html 9.http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/IssWWW.exe/Stg/d1/02-02.htm

10. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/en_balans.htm

11. http://www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/Ekupr/2012_1/d1.pdf