Развитие ребенка: восприятие и память у младенцев. Особенности развития памяти у детей Последовательность развития видов генетической памяти у младенцев

Здоровье

Может ли такое быть? Малыши действительно все забывают или у них включается защитный механизм - „блокировка” негативных моментов? Память ребенка избирательна и эмоционально окрашена. Потому вряд ли малыш забудет вас за 1-2 месяца, ведь мама - это самый первый эмоциональный стимул крохи. Да, бывает так, что дети как бы обижаются на маму и после приезда какое-то время не хотят к ней подходить. Но такое поведение, скорее всего, продиктовано не забывчивостью, а другими мотивами.

Причины детского поведения. Можно предположить, что в данном случае есть реакция на прерывание контакта с матерью. В этой психологической ситуации выделяют 3 фазы: протест, отчаяние, отчуждение. Малыш воспринимает разлуку как опасность, угрозу жизни, и это вызывает у него страх. Если расставание с мамой затягивается, то кроха может реагировать апатией, это своего рода торможение психических процессов из-за пережитой эмоциональной травмы. У детей в таких ситуациях вырабатывается психологическая защита - отрицание. Впоследствии это может переноситься и во взрослую жизнь, когда человек отрицает вызывающие тревогу обстоятельства, заглушает внутренние импульсы, не признает черты характера, которые при этом очевидны для окружающих. Такие черты закладываются до 1,5 лет.

Совет родителям при разлуке. Компенсируйте расставание повышенной заботой, вниманием при встрече, акцент - на объятиях и телесном контакте. По приезде возьмите малыша на руки и качайте, как если бы он лежал у вас в животике и качался в околоплодных водах. Даже для взрослых людей применяют это психотерапевтическое упражнение, которое имитирует материнскую утробу и состояние безмятежного покоя. Вы увидите, что через какое-то время стресс уйдет, у ребенка нормализуется психологическое состояние, а ваш эмоциональный контакт с малышом будет восстановлен.

Память ребенка: люди обычно не помнят своего детства до 3–4 (а иногда и до 5) лет

Есть несколько версий об утрате детских воспоминаний.

Воспоминания детства смутные и фрагментарные из-за несовершенства нервной системы. У деток нервные волокна еще не покрыты специальной оболочкой, делающей переходы импульсов от клетки к клетке более точными, целенаправленными и быстрыми. Сами нервные клетки имеют еще мало рефлекторных связей, благодаря которым формируется память ребенка. Полностью завершается формирование нервной системы к 7 годам.

Еще одна теория подарена нам З. Фрейдом, она полностью психологическая. Фрейд связывал детскую амнезию с вытеснением впечатлений сексуального и агрессивного характера из сознания ребенка. Такая амнезия относится лишь к периоду сексуального становления в возрасте 2–4 лет.

Также есть версия, что детские воспоминания столь немногочисленны по причине безличностного восприятия действительности. То есть ребенок просто наблюдает окружающие его события, не связывая их со своей личностью, не анализируя и не оценивая, и поэтому запоминаются как раз те эпизоды, которые эмоционально затрагивают малыша или приносят ему новый опыт.

Память ребенка формируется к школе, и до этого возраста специально тренировать ее не нужно

Память ребенка начинает „работать” уже с 3 месяцев и постепенно „нарабатывается”. Ее нужно тренировать с рождения через игру, через эмоционально окрашенные образы, детали, с помощью развития мелкой моторики. Особое внимание следует уделить развитию внимания. Осмысленное запоминание появляется у детишек примерно в 4–5 лет. В 5–7 лет начинает работать произвольная память ребенка: когда малыш уже может специально запомнить, а потом вспомнить нужную информацию, если ставит себе такую цель.

До 3 лет дети обычно не могут удержать в памяти что-то вне конкретных действий, поэтому в это время с ними лучше играть в сюжетные игры, например в „магазин”, и в процессе предлагать запоминать покупки, просить принести подряд несколько вещей. Так детки научатся строить и запоминать логические цепочки. Есть и специальные игры и упражнения для тренировки памяти.

Запоминаем животных. Эта веселая игра позволит вам раскрыть свои актерские таланты и от души посмеяться. Изобразите, как ходит мишка: „Мишка косолапый (изображаем, как идет топтыгин) по лесу идет, шишки собирает, песенки поет”, как летают гуси: „Гуси-гуси - га-га-га, полетели на луга (изображаем, как летят гуси), пощипали травку (приседаем, щипаем руками „травку”), прыгнули в канавку (подпрыгиваем)”. Затем предложите и малышу показать, как же ходит мишка.

Вспомни, где лежало. Для самых маленьких подойдет такая игра - разложите игрушки по разным коробкам. Машинки - в одну, конструктор - в другую, животных - в третью. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предмету и раскладывайте их на столе. Спросите: „В какой коробке лежал этот предмет? Положи его обратно”. Пусть малыш вспомнит нужную коробочку.

Для ребятишек постарше усложните задание. Разложите на столе несколько разных предметов, пусть малыш глядит на них в течение 3–5 секунд. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, поменяйте вещи местами, а один предмет уберите. Задача малыша - вспомнить и назвать предмет, которого не хватает.

Стихи. Когда читаете детские стихи, делайте в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка самостоятельно закончить фразу. Так возникает диалог в стихах и хорошо развивается память ребенка - малыш учится запоминать рифмы.

Домашний театр. Проигрывайте с детками известные сказки, например „Колобок”, „Репка”, „Три медведя” и т.д. Постепенно карапуз запомнит всех персонажей и их реплики.

Пальчиковые игры. Очень полезны для развития памяти. Это могут быть и пересыпание круп, и мозаика, и детский пальчиковый кукольный театр - лишь бы малышу нравилось (только не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, будьте рядом с крохой, чтобы он не потянул их в рот).

Память ребенка лучше, чем у взрослых

Память у детей и взрослых разная. Малыши легче запоминают, но быстрее забывают. Так что любое сравнение некорректно. Память ребенка носит непроизвольный, непреднамеренный, избирательный характер и тесно связана с ощущениями и восприятием. Поэтому детишки легче запоминают что-то наглядное, яркое, интересное.
Малыши лучше запоминают с помощью тактильных ощущений, когда могут потрогать, поиграть с предметами. Детки иногда путают образы памяти с образами воображения: так возникает непреднамеренна ложь. Наиболее развита двигательная, образная, эмоциональная память ребенка, слабее - словесная: кроха лучше запоминает предметы и картинки, эмоциональные рассказы и описания.
Дошколята быстро запоминают стишки, считалки, смешные скороговорки на основе „ассоциаций”, но при пересказе малышом знакомых сказок и рассказов включается логическое мышление. Поэтому так важно чаще читать вместе со своим малышом.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми. Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением.

Текст: Юлия Лебедева, консультант - Светлана Гарипова, врач-психиатр, врач-психотерапевт, исполнительный директор Башкирского отделения Российской психотерапевтической ассоциации, руководитель Центра клинической психотерапии и психологии г. Уфы

В утробе матери

Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутри-утробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, – рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. − А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание – это ведь примитивная форма памяти». В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.

Анатомические особенности

Головной мозг человека состоит из нервных клеток − нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет. «На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», − объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.

«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной «учебы», потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, − говорит психолог. − Однако их можно и нужно развивать».

Этапы развития памяти младенца

Внутриутробный период
С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.

1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.

1 месяц
Грудничок выучивает голос папы и других членов семьи.

1,5 месяца
Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.

2 месяца
Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй – к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.

3 месяца
Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.

6 месяцев
Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.

9 месяцев
Догадывается, что у слов есть значение.

1 год
Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.

Какой избирательный!

В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.

Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию. Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя – это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.

Два вида памяти

У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти. «Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, − поясняет Наталья Грюнталь. – Только у детей она функционирует по иному принципу». Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.

Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.

Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов. «Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», − напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа – это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.

7 советов родителям

1 Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.

2 Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.

3 Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.

4 Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.

5 Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.

6 Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.

7 Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2 — 4 — месячного возраста их зрение является относительно слабым.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем — четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”.

На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 — 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений.

Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.

Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.

Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трех — четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 — 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 — 4 — месячного возраста ребенок, по — видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 — 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно — исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно — исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы.

Схема — это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

http://azps.ru/articles/kid/kid14.html

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» – так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей - огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.


Как происходит процесс запоминания?

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек.Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами - произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.


Непроизвольное запоминание - штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами – энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс - сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение - гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.


Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Уз навать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, – малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти - ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.


Забывание - это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Виды памяти

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания - произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации - кратковременная, долговременная, оперативная.


Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного - двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер - мама рядом, малыш спокоен, мама далеко - малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание - он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.


Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.


Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то - чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем «в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.



Особенности у детей

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году - образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.


В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.


Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

С какого возраста ее развивать?

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем - эмоции и слова. Непроизвольную память крохи (ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение - мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.


Способы «тренировки»

Улучшение памяти - не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир , который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.



Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга - лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам - бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.


Эффективные игры и упражнения

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.


  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.


В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».



  • Для младших школьников . Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память , ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.



  • Для детей старше 12 лет . В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, – добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).


Память подростка станет лучше, если он будет много читать, изучать иностранные языки и заниматься спортом. А логические способности возрастут в достаточно короткие сроки, если ребенок будет играть с папой или мамой в шахматы , шашки.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день - утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» – красивой лирической песней.
  • Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают - 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).


    Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

    У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи. Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность - слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет. Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

    Если у ребенка младшего школьного возраста возникли проблемы с запоминанием, учителя жалуются, что он рассеян, не может сконцентрироваться, пересмотрите режим дня чада . Будьте настойчивы, просите убирать вещи на отведенные для них места, а также неукоснительно соблюдать расписание дня.

    Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

    Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.


    Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.