Программа шаг шагом детском саду. Программа «Сообщество» («Шаг за шагом»)

Досуг 

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ «ШАГ ЗА ШАГОМ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатели: Усерева Ф.М.

2 слайд

Описание слайда:

Международная программа «Step by Step» разработана специалистами Джорджтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 28 странах мира. В Казахстане программа идет с 1998 года. Авторы программы

3 слайд

Описание слайда:

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность. ЦЕЛЬ:

4 слайд

Описание слайда:

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

5 слайд

Описание слайда:

«Шаг за шагом» – это не образовательная программа, а скорее подход к обучению, технология. Цель – подготовить детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире, развивать такие качества и способности, как: готовность принимать перемены и активно в них участвовать устойчивое стремление учиться (воспитатель поддерживает мотивацию к обучению) способность критически и творчески мыслить (занятия проходят в форме беседы, у детей спрашивают их собственное мнение, дети слышат мнения других детей, воспитатель не навязывает свою точку зрения, выносит на обсуждение какую-либо проблему, важна форма подачи материала) способность ставить и решать проблемы (Необходимо дать ребенку возможность исследовать среду, будь то приготовление пищи, или драматизация, строительство или письмо, аппликация или математика) умение делать самостоятельный и осознанный выбор (Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей) умение уважать себя и окружающих людей (Поддерживается партнерство и взаимное уважение, существуют не только индивидуальная деятельность, но и совместная работа, например, когда дети вместе готовят салат, делают коллаж, совместные творческие работы и др., года один понимает, что от него зависит успех общего предприятия) правильное восприятие социальных норм и правил поведения (когда детям не просто внушаютя какие-то правила, а они сами принимают участие в их разработке с помощью различных ситуаций, когда они понимают, что нужно вести себя так, а не иначе, т.к. это просто неудобно по разным причинам для них самих)

6 слайд

Описание слайда:

Основные идеи программы: ♦ Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ♦ Осуществление детьми выбора ♦ Наличие развивающей среды и центров активности ♦ Участие семьи Участие семьи создает спокойную, благоприятную обстановку в группах, снижает тревожность, позволяет применить индивидуальный подход к обучению. Мы приветствуем, когда члены семьи принимают участие в занятиях, например по изо-деятельности или кукольному театру, или же, например, ездят с нами на экскурсии. К сожалению, родители не очень активны в этом отношении. Если же родители и помогают, то их внимание направлено только на своего ребенка. В будущем мы надеемся изменить ситуацию.

7 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Понимает, как развивается ребенок Проявляет уважение к детям и высоко ценит их идеи Стимулирует детей к разрешению собственных проблем Поощряет уважительное отношение друг к другу Используемые в программе методы позволяют педагогу разносторонне раскрывать избранную для работы с детьми тему, формировать у детей гибкие и целостные представления о мире, дают возможности ему развиваться. И что наиболее важно – каждый ребенок имеет возможность учиться в соответствии со своими интересами и индивидуальным темпом развития.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Программы отвечают за результаты, включая долгосрочные результаты по развитию детей. Программы развивают сотрудничество и создают партнерство В программах тестируются и документируются инновационные подходы Программы стремятся к межотраслевому сотрудничеству, координации и интеграции услуг Программы являются устойчивыми В программы включены все дети Основные принципы по составление программ

10 слайд

Описание слайда:

Основные принципы по составление программ (продолжение) Программы являются гибкими, актуальными и целевыми. программы заимствуют стратегии у местных культур и лингвистических традиций (начинаются с того, что уже имеется). Программы являются совместными и содействуют значимому участию в них детей, их семей и сообществ. программы направлены на обеспечение безопасности, оздоровление защиту детей.

11 слайд

Описание слайда:

ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ Физическое развитие Социальное и эмоциональное развитие Развитие языка и навыков коммуникации Когнитивное развитие

12 слайд

Описание слайда:

Краткий обзор – сферы развития Четыре основных сферы детского развития и 2 сферы обучения: Физическое здоровье и хорошее самочувствие (включает крупную и мелкую моторику и здоровье) Социальное и эмоциальное развитие Когнитивное развитие и общие знания Развитие языка и навыков коммуникации Грамотность Умение считать

13 слайд

Описание слайда:

Физическое развитие – Здоровье и Хорошее Самочувствие Крупная моторика: способность ребенка использовать крупные мышцы Мелкая моторика: способность ребенка использовать мелкие мышцы Сенсорные способности (слух, зрение) Здоровье (любое состояние здоровья, например, астма, анемия и т.д.) Питание (полноценная и питательная пища для правильного физического и когнитивного развития)

14 слайд

Описание слайда:

Роль педагога Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей

15 слайд

Описание слайда:

II. Среда обучения В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

16 слайд

Описание слайда:

III. Планирование В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

17 слайд

Описание слайда:

IV. Оценка Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«Круг от сердца к сердцу» - обязательный методический приём, который является своеобразным эмоциональным «финалом» учебного занятия, предусматривает обмен впечатлениями и помогает детям формулировать позитивные пожелания друг другу; а также дает возможность определить характер эмоционального состояния каждого ребенка, степень усвоения темы занятия. Сердце я своё открою, Счастьем поделюсь с тобою! Все хорошие слова Говорю я для тебя!

20 слайд

Описание слайда:

«Творческая работа» - важная часть групповой деятельности детей на занятиях по самопознанию, которая включает в себя ролевые игры и упражнения, рисование и театрализованное представление, изготовление макетов, плакатов и коллажей. Совместная творческая деятельность способстует осознанию детьми таких качеств, как сотрудничество, терпимость, внимательность, умение высказывать собственное мнение и уважать мнение другого, формирует у детей уверенность и веру в свои способности и возможности, воспитывает чувство ответственности и самостоятельности при выполнении группового задания.

21 слайд

Описание слайда:

Данное занятие направлено на активизацию речи детей через использование интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора и способа выполнения задания. В основе проведения занятия методы критического мышления. Форма организации занятия- работа по центрам активности- технология « Step by step» Практическое применение технологии

22 слайд

Пояснительная записка

В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

По наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети, не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела. Маленькие дети должны уметь расслабляться. Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче более полно. Если тело ребенка напряжено и неподвижно, восприятие информации из окружающей среды или даже от собственного тела становится очень ограниченным, и ребенку трудно правильно отреагировать или принять подходящее решение. Когда ребенок спокоен и чувствует себя безопасно и уютно, он учиться быстрее и легче.

Многие дети, посещающие детские сады, переживают стресс и находятся в постоянном напряжении, важно уметь помочь им расслабиться и успокоиться. Этому способствуют подвижные игры, растяжки, игры в бассейне с шариками, прохождение полосы препятствий, предложенные в данной программе.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Цель: физическая реабилитация гиперактивных детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Развитие произвольности и самоконтроля;

Оптимизация тонуса мышц;

Развитие внимания и памяти;

Развитие координации движений;

Снятие психоэмоционального напряжения;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Целевая группа

Программа рассчитана на гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Набор в группу осуществляется с привлечением СМИ (объявления в местных газетах, на ТВ, на сайте УСЗН), с очных консультаций педагогов-психологов Центра, рекомендующих семьям такую форму работы, а также на основании договора, заключенного с ДОУ.

Условия реализации программы

1. Занятия проводятся в группах численностью 2-3 человека.

2. Занятия проводятся в модульной комнате, где имеются модули, разные по форме, по цвету и по размерам, бассейн с пластмассовыми шариками, маты или коврики для каждого ребенка.

3.Стулья должны быть удобными и их число должно соответствовать количеству участников.

4.Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.

5.Платок или шарф, веревка или скакалка, круги (красный, желтый, зеленый) и квадраты (красный, желтый, синий) из картона, обруч.

6. Магнитофон, кассеты с медленной и ритмичной музыкой.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия проходят 1раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.

Программа включает упражнения, направленные на развитие внимания, произвольности и самоконтроля, растяжки и коммуникативные упражнения. К упражнениям для развития произвольности относятся движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмысленны, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает команду произвести то или иное действие.

Растяжки нормализуют тонус мышц. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивных детей возникают быстро и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1.Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» к партнеру-способности чувствовать, понимать и принимать его.

3.Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Очень важны четкая повторяющаяся структура занятий, неизменное расположение предметов, что является дополнительным организующим моментом при формировании произвольности. Еще одним условием развития произвольности является соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередное приписывание каждому участнику его доминантности, а следовательно, уровень его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.

Ожидаемые результаты:

Восстановление и углубление контакта с собственным телом;

Повышение уровня развития саморегуляции, когда ребенок освоил упражнения, помогающие ритмировать организм, контролировать поведение;

Улучшение внимания, произвольности и самоконтроля;

Элиминация гиперактивности, импульсивности;

Активизация интеллектуальной деятельности;

Расширение «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его;

Развитие навыков взаимодействия в коллективе.

Оптимизация тонуса, когда ребенок начинает чувствовать свой тонус и осваивает упражнения, помогающие оптимизировать тонус мышц;

Список литературы

1. Арцишевская И.А. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

2. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет.

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.

План занятий

Занятие 1.

Задачи:

3. Оптимизация тонуса мышц;

1. Приветствие «Имя, я рад (а) тебя видеть»

2. «Четыре стихии».

3. «Прогулка лес»

5 Растяжки.

8. Обратная связь.

Занятие 2.

Задачи:

3. Оптимизация тонуса мышц.

1. Приветствие. «Имя, я рад(а) с тобой дружить.»

3. «Зоопарк»

4.Дыхательные упражнения и самомассаж

5. Растяжки.

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь.

Занятие 3.

Задачи:

4. оптимизация тонуса мышц;

1. Приветствие «Паровозик с именем»

2. «Изобрази явление»

3. «Самолеты»

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6.«Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 4.

Задачи :

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков

1. Приветствие.

2. «Светофор»

3. «Кто за кем стоит?»

5. Растяжки.

5. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 5.

Задачи:

4.Оптимизация тонуса мышц.

1. «Давайте поздороваемся»

2. «Море волнуется»

3. «Иголка и нитка».

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 6.

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие «Фонтан имен».

2. «Кричалки – шепталки - молчалки».

3. «Кто первый прыгнет в круг»

4. Дыхательные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь.

Занятие 7.

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие.

2. «Одно большое доброе животное»

3. «Насос и мяч»

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

5. Растяжки.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома».

8. Обратная связь.

Занятие 8.

Задачи:

3.Оптимизация тонуса мышц.

4.Профилактика страхов.

1.Приветствие.

2.«Жмурки».

3.«Я кубик несу и не уроню»

4.Дыхателбные упражнения и самомассаж.

5.Растяжки.

6.« Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7.«Коллективное строительство дома».

8.Обратная связь.

Занятие 9.

Задачи:

3.Снятие психоэмоционального напряжения.

4.Оптимизация тонуса мышц.

5.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Приветствие «На ушко».

2. «Расставить посты».

3.«Цирковые артисты».

4. Дыхательные упражнения самомассаж. (см. занятие 7).

5.Растяжка «Травинка на ветру».

7. Коллективное строительство дома.

8Обратная связь

Занятие 10.

Задачи:

1.Развитие произвольности и самоконтроля.

3.Профилактика агрессии.

5.Оптимизация тонуса мышц.

1.Приветствие.

2.«Прошепчи ответ».

4. Дыхательные упражнения самомассаж.

5.Растяжка «Дерево».

6. «Игры в бассейне с шариками»,«Полоса препятствий».

7«Коллективное строительство дома».

8Обратная связь

Занятие 1

Задачи:

1. Налаживание отношений с группой и детей между собой;

2. Развитие произвольности и самоконтроля;

3. Оптимизация тонуса мышц;

4. Снятие психоэмоционального напряжения

1. Приветствие «Имя, я рад (а) тебя видеть»

Ребята стоят в кругу. Первый участник дает руку соседу справа со словами приветствия. Так каждый участник. В конце все ребята,держась за руки хором говорят: «Мы рады видеть друг друга»

2. «Четыре стихии».

Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода»- вытянуть руки вперед, «воздух»- поднять руки вверх, «огонь» - повернуться вокруг себя.

3. «Прогулка лес»

Педагог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

- « Ветер». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

- Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание едленное, глубокое.

- «Кулачки». Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

- «Ушки». Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.

- «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука- от правого виска к левой части затылка.

5 Растяжки.

«Качалка». И.П. – лёжа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант – перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребёнок замирает, на каком либо боку.

-«Кобра». И.П.- лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе, как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ноги и таз при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе – медленный возврат в и. п. и расслабление.

6. «Игры в бассейне с шариками»

Ребята по команде ведущего переползают от одной стенки бассейна к другой,

от одного угла к другому, переворачиваются со спины на живот, с живота на спину, прыгают с бортика в бассейн.

7 «Полоса препятствий»

Ведущий строит из модулей полосу препятствий, в которую включены упражнения для перешагивания, перепрыгивания, спрыгивания, подлезания, ходьбы змейкой,

ползания на четвереньках, ползанье на животе. Дети по очереди проходят полосу препятствий, следят за правильностью выполнения этапов другими детьми. Элементы полосы препятствий меняются в зависимости от фантазии и творческого подхода ведущего.

8. «Коллективное строительство дома»

Дети вместе с ведущим строят из модулей дом. Ведущий следит, чтобы все ребята принимали участие, помогали друг другу.

9. Обратная связь.

Ребята вспоминают, что делали на занятии.

Что понравилось, что не понравилось?

Занятие 2

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля;

2. Развитие внимания, наблюдательности и воображения;

3. Оптимизация тонуса мышц.

4. Развитие координации движений.

5. Развитие совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие. «Имя, я рад(а) с тобой дружить.»

Ребята стоят в кругу. Первый участник дает руку соседу справа со словами приветствия. Так каждый участник. В конце все ребята, держась за руки, хором говорят: «Мы рады все вместе дружить»

Дети стоят в кругу, смотрят на ведущего, повторяют за ним все движения, кроме «запретного» (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять.

3 «Зоопарк»

Дети изображают движения различных животных. Если ведущий хлопает в ладоши один раз - дети прыгают, как зайчики; два раза – ходят вразвалочку, как медведи; три раза – «превращаются» в аистов, которые умеют стоять на одной ноге.

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

Сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом.

И.п. то же. Вдох через нос, на выдохе - длительное произношение звуков

(ж,ш,з,с,о,у,а).

Упражнения «Кулачки», «Ушки» (см.комплекс 1)

- «Веселые носики»- потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

5. Растяжки.

- «Струночка». И.п. – лежа на спине. Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, холодным, гладким; шее и ногам неудобно и т.д.

Упражнения «Качалка», «Кобра» (см. комплекс 1).

(см. занятие 1)

8. Обратная связь.

Занятие 3

Задачи:

1. развитие произвольности и самоконтроля;

2. развитие координации движений;

3. снятие психоэмоционального напряжения;

4. оптимизация тонуса мышц;

5. развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие «Паровозик с именем»

Ребенка, который будет первым изображать паровозик и всех приветствовать, выбирают с помощью считалки. Ребенок встает со стульчика, приветствует всех и медленно бежит по кругу, сделав круг, останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок, приветствует всех и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком».Теперь они вдвоем едут по кругу и «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик». Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик» и поздоровается со всеми.

2. «Изобрази явление»

Педагог показывает детям движения, которые соответствуют приметам осени:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

« Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда дети запомнят показанные движения, объяснятся правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет педагог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.

3. «Самолеты»

Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Педагог говорит:

Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

Полетели, полетели и сели. Дети садятся на корточки, ждут команды педагога.

Так делается несколько раз.

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

- «Ветер» (см. комплекс 1)

- «Шарик». Представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).

И.п. стоя на коленях. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать большие руки пальцами вверх, на выдохе – вниз.

Упражнения «Кулачки», «Ушки» (см. комплекс 1).

- «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять однонаправленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя вперед.

5.Растяжки.

- «Струночка» (см. комплекс 2)

- «Бревнышко». И. П. – лёжа на спине. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы смотрят вверх, ноги вместе. Втянуться всем телом и несколько раз перекатиться сначала налево, затем направо, как «брёвнышко»

6.«Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

(см 1 занятие).

7. «Коллективное строительство дома» (см 1 занятие)

8. Обратная связь

Занятие 4

Задачи :

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

2. Развитие внимания и наблюдательности.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие.

- « Бабочка – ледышка». По кругу из рук в руки передается, который в зависимости от инструкции то ледышка, то бабочка, то горячая картошка.

2. «Светофор»

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу, изображая автобус. Педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение. Затем каждый ребенок становиться водителем собственного автомобиля. Ребята следят за сигналами светофора,

выполняя необходимые действия.

3. «Кто за кем стоит?»

Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и, припоминая кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.(Можно предложить детям поменяться местами, а водящему – расставить детей по порядку.

Дыхательные упражнения (см. занятие 2).

- «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

- «Глазки отдыхают».Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружним углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.

5. Растяжки.

- «Качалка»; «Кобра» (см. комплекс 1)

- «Кошечка».

Из положения лёжа встать на четвереньки, опираясь на ладони и колени. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе спину прогнуть вверх, подбородок прижать к груди и зашипеть.

6. «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 5

Задачи:

1.Развитие внимания и наблюдательности.

2.Развитие произвольности и самоконтроля.

3.Снятие психоэмоционального напряжения.

4.Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. «Давайте поздороваемся»

Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два – плечиками, если три раза – спинками.

2. «Море волнуется»

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Педагог говорит:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте – замри!

Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».

Педагог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры»,хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

3. «Иголка и нитка».

Один из детей становится ведущим- «иголкой», а все остальные «ниткой». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним. Ведущий меняется, игра повторяется. (Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.)

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

См. занятие 3.

5. Растяжки.

- «Бабочка». И. п.- сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетёнными в замок, колени в стороны. Пятки быть какможно ближе к ягодицам, мышцы бёдер расслаблены. Движение бёдер подобно взмаху бабочки.

- И.п. сидя со скрещенными ногами. Руки приведены к плечам. Выполнять свободные повороты налево - направо; по возможности максимально скручивать позвоночник. Голову поворачивать сначала в одну сторону с телом, затем в противоположную.

- «Потягивание». И.п. стоя. Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело. Вернуться в и.п., выполняя движения в обратном порядке.

5. «Игры в бассейне с шариками»

6. «Полоса препятствий»

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь

Занятие 6

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

2. Развитие внимания и координации движений.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие «Фонтан имен».

Дети стоят в кругу. Первый ребенок, называя свое имя, вытягивает руку перед собой. Второй ребенок называет имя и кладет свою руку на руку предыдущего участника. Так до конца круга. Затем все ребята хором кричат: «Привет!» и подбрасывают руки вверх.

2. «Кричалки – шепталки - молчалки».

Педагог говорит:

Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат - можно прыгать, бегать и кричать, если желтый – можно только шептаться, а если синий – нужно замереть на месте и замолчать. Педагог показывает квадраты, дети выполняют инструкции.

3. «Кто первый прыгнет в круг»

С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Педагог говорит:

Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.

Педагог говорит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка. После нескольких проигрываний слово-сигнал меняется.

4. Дыхательные упражнения и самомассаж.

Вдох через нос, пауза, на выдохе вокализировать отдельные звуки: а, о, у, ш, щ, х – и их сочетания (з переходит в с, о – в у, ш – в щ и т.д.).

- «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка, 3) от ушей к шее.

- «Теплые ручки». Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья рук, растирания и пожатия рук.

5.Растяжки.

- «Линейные растяжки». И.п. лежа на спине. Ребенок (сначала с помощью педагога) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем только правой стороной тела(рука, бок, нога), потом только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. На выдохе – расслабление.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома»

8. Обратная связь.

Занятие 7

Задачи:

1. Развитие произвольности и самоконтроля.

2. Развитие внимания воображения.

3. Снятие психоэмоционального напряжения.

4. Оптимизация тонуса мышц.

5. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие.

Ребята сидят в кругу. Приветствуют друг друга, соединяя разные части тела (указательные пальцы, локти, носки ног, колени и т. д.)

2. «Одно большое доброе животное»

Дети стоят в кругу. Педагог говорит:

Представьте себе, что мы – одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох. У нашего животного стучит доброе сердце: шаг вперед – стук, шаг назад – стук. Упражнение выполняется по 3 раза.

3. «Насос и мяч»

Педагог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой – насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.

«Мяч сдутый» - ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» - ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…».

«Мяч становится все больше» - ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» - ребенок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» - ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.

4.Дыхательные упражнения и самомассаж.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз.

Дыхание только через левую, а потом через правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем, а левую- мизинцем правой руки.

-«Обезьяна расчесывается» (см. комплекс 1).

-«Тёплые ручки» (см. комплекс 6).

5. Растяжки.

- «Звезда»

Дети ложатся в позу «звезды» - слегка разведя руки и ноги, а затем выполняют растяжки аналогично линейным, но по диагонали. Оттягивается пятка правой ноги и левая рука по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем тоже выполняется по другой диагонали.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. «Коллективное строительство дома».

8. Обратная связь.

Занятие 8

Задачи:

1.Развитие внимания и самоконтроля.

2. Снятие психоэмоционального напряжения.

3.Оптимизация тонуса мышц.

4.Профилактика страхов.

5.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Приветствие. (см. 1 занятие)

2.«Жмурки».

С помощью считалки выбирается водящий. Педагог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать кого – нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

3.«Я кубик несу и не уроню»

На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей). Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков. Педагог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, поучившие кубики, выполняют те же действия. Упражнение повторяется несколько раз. Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется – дети должны двигаться плавно.

4.Дыхателбные упражнения и самомассаж.

-«Ветер», «Ушки» (см. комплекс 1).

-«Шарик», «Рыбки» (см. комплекс 3).

-«Расслабленное лицо» (см. комплекс 4).

5.Растяжки.

«Растяжки для ног». И.п. стоя. Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 секунд и вернуться в и.п. Стараться не сгибать рук и ног. То же – для правой руки и ноги;

б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой

Остаться в этом положении 5 секунд и вернуться в и.п. То же для правой руки и ноги.

- «Повороты в стороны». И.п. то же. Поворот влево- левая рука движется назад, правая лежит на области сердца; поворот вправо – правая рука назад, левая на сердце и т.д. Голова поворачивается вместе с туловищем.

6.« Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7.«Коллективное строительство дома».

8.Обратная связь.

Занятие 9

Задачи:

1.Развитие произвольности и самоконтроля.

2.Развитие внимания и воображения.

3.Снятие психоэмоционального напряжения.

4.Оптимизация тонуса мышц.

5.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Приветствие «На ушко».

Дети сидят в кругу. Педагог предлагает им вспомнить разные слова приветствия. Первый участник говорит соседу справа на ушко свое приветствие, которое проговаривается вслух вторым участником, а свое приветствие он говорит на ушко своему соседу справа. И так до конца круга.

2. «Расставить посты».

Дети строятся в колонну. Педагог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение по залу. Когда педагог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен остановиться. Так «командир» расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.)

В роли командира должен побывать каждый из детей.

3.«Цирковые артисты».

Педагог выкладывает с помощью веревки на полу большой круг и говорит:

Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену(показывает на круг). Можно потихоньку двигаться, переговариваться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить - жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных. После каждого «выступления» педагог выдерживает паузу в5-8 секунд.

(см. занятие 7).

5.Растяжка «Травинка на ветру».

Детям предлагается изобразить всем телом травинку на ветру(сесть на пятки, руки вытянуть, сделать вдох). Ведущий: «Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли(выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх)

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7. Коллективное строительство дома.

8Обратная связь

Занятие 10

Задачи:

1.Развитие произвольности и самоконтроля.

2.Развитие внимания, мышления и речи.

3.Профилактика агрессии.

4.Снятие психоэоционального напряжения.

5.Оптимизация тонуса мышц.

6.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1.Приветствие.

(см. занятие 2).

2.«Прошепчи ответ».

Педагог задает детям вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда педагог увидит много поднятых вверх пальцев, начинает считать до трех, на счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ, (Какое сейчас время года? Какой сегодня день недели? Сколько лап у собаки? Какое число следует за числом пять? И т.п.)

3«Жужа».

С помощью считалки выбирается водящий - «Жужжа». Он садится на стул. Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:

«Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа догони!»

«Жужа» вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей. Осаленный ребёнок становится «Жужей»

4. Дыхательные упражнения самомассаж.

5.Растяжка «Дерево».

И.п. – сидя на корточках. Ребенку предлагается спрятать голову в колени, колени

обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Пусть ребёнок медленно поднимается на ноги, затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь мышцы тела, и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть ребёнок раскачивает тело, имитируя дерево.

6. «Игры в бассейне с шариками», «Полоса препятствий».

7«Коллективное строительство дома».

Программа «Шаг за шагом» («Сообщество») — это международный проект, реализуемый в настоящее время в 25 странах мира. Написана она коллективом авторов «Центра международных детских программ», который находится в Вашингтоне и занимается внедрением успешных педагогических методик. В основу данной программы положены идеи Л.С.Выготского, Э.Эриксона и Ж.Пиаже, М.Монтессори.

Важным моментом в реализации Программы является наличие механизма ее внедрения, который предполагает поэтапность и определенную последовательность.

Целью Программы является развитие таких способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно: постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

В основе Программы лежит твердое убеждение в том, что ребенок обучается не тогда, когда он что-то повторяет за взрослым, а когда он непосредственно вовлечен в процесс познания, что дети строят свои собственные знания о мире, опираясь на свой личный опыт и непосредственное взаимодействие с предметами, веществами и явлениями окружающего мира.

Это становится возможным, благодаря предметно — развивающей среде, которая организована особым образом. Все оборудование и материалы размещены в так называемых «центрах активности», основные из них — Искусство, Наука и природа, Песок и Вода, Литература, Драматизация, Строительство, Кулинария. Манипулятивные игры. В этих центрах ребенок может заниматься самыми разнообразными видами деятельности. Очень важно, что ребенок имеет возможность сделать свой собственный выбор, в каком центре и чем именно ему заниматься. Задания в центрах подобраны таким образом, что каждому ребенку гарантирован успех.

Важным принципом реализации Программы является принцип индивидуализации, который означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает интересы и потребности каждого ребенка, при этом он сам может выбирать вид деятельности, активные действия или отдых.

Одной из сильных сторон Программы является полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Посредством Программы в практике дошкольного образования семья приобретает статус главного педагога, оказывающего решающее влияние на развитие ребенка. При этом на первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания «семья — детский сад» за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы. В этом смысле особую ценность в Программе представляют подробно расписанные стратегии и технологии взаимодействия педагогов и семьи.

В России Программа начала срою работу в 1994 году, она начиналась как проект для детей 3-7 лет. В настоящее время существует программа, ориентированная на ребенка от рождения до 10 лет и состоит из трех блоков: «Ранний возраст», «Дошкольный проект», «Начальная школа», что обеспечивает преемственность в рамках «Детский сад-школа».

В 1995 г. по заказу Управления дошкольного воспитания МО РФ была произведена экспертиза программы на предмет соответствия государственному образовательному стандарту. Анализ показал не только соответствие Программы требованиям стандарта, но и во многих случаях его превышение.

24 декабря 1998 года учебно-методический комплекс «Сообщество» («Шаг за шагом») получил гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Ключевые положения Программы:

- конструктивизм —

Обучение происходит, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. Дети конструируют или строят свое понимание мира. Они осмысливают происходящее, синтезируя новый опыт с тем, что они поняли ранее. Обучение становится интерактивным процессом, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а также окружающий мир.

- учет особенностей развития ребенка —

Вся деятельность дошкольного учреждения основывается на знании этих особенностей, то есть понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок индивидуален и уникален. Программа включает такие виды деятельности, которые отвечают интересам детей, уровням их когнитивного функционирования, степени их социальной и эмоциональной зрелости. Такие виды деятельности обращены к природному любопытству детей, к удовольствию, которое они получают от сенсорного опыта и желанию проверить на практике собственные идеи.

- прогрессивное образование —

Образование рассматривается не как подготовка к дальнейшей жизни, но как сама жизнь. Методы прогрессивного обучения опираются на принципы развития и конструктивизма. Особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Рамочный принцип

  • Любая «рамочная» программа включает педагогические технологии, однако они представлены в виде общих подходов к решению педагогических задач. В программе «Сообщество» такими технологиями можно считать планирование и наблюдение, которые вместе призваны обеспечить основную задачу образования в дошкольном возрасте - индивидуализацию.

Термин <индивидуализация> часто используется в российском дошкольном образовании и хорошо известен педагогам. Им обозначен один из ведущих принципов, который, к сожалению, носит лишь декларативный характер, поскольку должным образом не обеспечен конкретными педагогическими технологиями. Программа <Сообщество> выгодно отличается от других дошкольных образовательных программ, поскольку значительная её часть посвящена психолого-педагогическому обоснованию индивидуализации образования и очень подробному описанию различных техник, в том числе, наблюдения и планирования.

Ещё раз подчеркнём: с точки зрения развития ребёнка такая образовательная стратегия не только правомерна, но и совершенно необходима - особенно в дошкольном возрасте.

Это, разумеется, не означает, что процесс развития протекает стихийно и определяется исключительно самим ребёнком.

Согласно программе <Сообщество>, развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Задача педагога заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Конечно, в реальной жизни совсем не приходится так уж сильно акцентировать индивидуальность содержания образования буквально для каждого ребёнка. Как правило, если дети развиваются нормально, то существует некое магистральное русло, и в него обычно вписываются те варианты содержания, один из которых будет интересен конкретному ребёнку. А поскольку, согласно программе, темы планируются педагогом совместно со всеми детьми, то вероятность возникновения такого интереса многократно повышается.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

В центре строительства дети имеют возможность конструировать из различных строительных элементов как фантастические, так и реалистические сооружения.

Строительство помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В этом центре можно проявить творческий подход и приучиться концентрироваться на выполняемой работе.

В центре литературы дети могут спокойно посидеть и посмотреть книжку, почитать друг другу, или воспитатель может почитать им вслух.

Детям предлагают делать книжки-самоделки, придумывать и разыгрывать сюжеты, слушать рассказы.

В центре сюжетно-ролевой игры находятся костюмы и другие предметы, которые пробуждают в детях желание разыграть сценки из реальной жизни.

Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре манипуляции дети могут собирать и разбирать головоломки и конструкторы, а также играть в игры, которые помогают научиться сопоставлять одинаковое, классифицировать разное, считать.

Занятия в этом центре развивают интеллектуальные способности, тонкую моторику, координацию.

Необходимость делиться материалами, договариваться и решать проблемы приводит к развитию социальных навыков.

Центр науки используется для поддержки увлечения детей природными явлениями, найденными на улице предметами, а также для исследований этих маленьких <сокровищ>

Открытая площадка - это важное дополнение к группе. Улица предлагает детям неограниченные возможности исследования окружающего мира и нахождения своего места в нем. На улице можно заниматься чем-нибудь необычным: выращивать цветы, участвовать в соревнованиях, играть в подвижные игры и многое другое

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
В процессе работы в центрах у детей активно развивается речь, математические представления, дошкольники быстро учатся читать и писать.

Еще о программе

I . Роль педагога
Педагог Step by Step (воспитатель дошкольного учреждения или учитель) осуществляет функцию фасилитатора, т.е. его роль состоит в том, чтобы направлять и оптимизировать обучение каждого отдельного ребенка. Педагог мотивирует детей учиться и предоставляет им возможности для индивидуального обучения и исследования окружающего мира. Педагог использует каждую возможность для того, чтобы узнать больше о детях, и соответственно планирует учебный процесс, увязывая его с индивидуальными потребностями ребенка. Для педагогов Step by Step профессиональное развитие играет важную роль для того, чтобы постоянно обновлять свои методические навыки и приспосабливать их к реальным потребностям детей.

II . Среда обучения
В Step by Step классах дети учатся в учебных центрах, где мебель и материалы соответствуют уровню развития детей. В каждом Step by Step классе имеются различные учебные центры – письма, чтения, математики, искусства и естествознания (науки). В центрах имеются в свободном доступе материалы, необходимые для занятий в данном центре. Помимо материалов, которые обычно используются в классе, у детей также имеется доступ к их собственному «ящику сокровищ», самодельным играм, растениям, террариуму или аквариуму – для того, чтобы обогатить процесс обучения на основе опыта. Групповые занятия (такие как групповые обсуждения, рассказывание историй, утренний и вечерний сбор) происходят в классе на большом ковре. Помещение класса украшено работами детей, которые размещены на уровне их глаз.

III . Планирование
В программе Step by Step временные рамки являются гибкими и изменяются в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. В классе вывешивается список ежедневных и еженедельных занятий, который создается с участием детей. Во время утреннего обсуждения, а также во время обсуждения, завершающего день, дети рассказывают о том, что с ними произошло, делятся мнениями; это помогает развивать их социальные и коммуникативные навыки, а также устанавливать и поддерживать правила общения детей в классе и их поведения во время занятий. Обучение происходит и в ходе выполнения различных тематических проектов, с использованием интересных занятий и различных методов работы в разных контекстах. Дети ведут собственные дневники-журналы, изготавливают свои собственные книги, участвуют в различного рода инсценировках и ролевых играх – все это делает процесс познания творческим, приятным и привлекательным для детей, а кроме того, таким образом у детей развиваются коммуникативные навыки. Работа обычно происходит в парах или в группах с использованием методов совместной работы, что имеет большое значение для обучения принципам социально-приемлемого поведения. Индивидуальному развитию детей способствует проведение занятий различного типа: дети участвуют в занятиях обязательных, обязательных с возможностью выбора, и в занятиях по выбору, причем работа может быть дифференцированной и индивидуальной.

IV . Оценка
Оценка основана на непрерывном наблюдении детей, которое служит основой для разработки индивидуальных планов, учитывающих потребности каждого ребенка. Разные занятия (чтение, письмо, занятия для социализации детей и т.д.), проводимые с учетом уровня развития детей, помогают педагогу собрать информацию для оценки. Запись конкретных случаев, проведение оценки по перечню контрольных вопросов, ведение папок, собеседования с ребёнком, а также проведение самооценки способствуют эффективной коммуникации в классе. Оценка основывается на позитивной обратной связи, не выставляются никакие отметки или баллы. Развитие каждого ребенка сравнивается только с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. Самооценка детей играет важнейшую роль в оценке и помогает им принимать на себя ответственность за свои собственные поступки и достижения.

  • 13. Сущность понятий «метод» и «прием» обучения. Классификация методов обучения.
  • 14. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  • 4. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.
  • 15. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
  • 1. Методы эмоционального стимулирования.
  • 2. Методы развития познавательного интереса.
  • 3. Методы формирования ответственности и обязательности.
  • 16. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
  • 17. Дидактические средства обучения, их классификация.
  • 18. Сущность понятий «форма обучения» и «организационная форма обучения».
  • 19. Урок как основная форма обучения. Современные требования к уроку.
  • 20. Типы и структура уроков.
  • 21. Подготовка учителя к уроку и её влияние на результат урока.
  • 22. Нестандартные формы организации обучения, их характеристика.
  • 24. Домашняя учебная работа как форма контроля знаний.
  • 25. Рациональная организация учебного труда.
  • 26. Процесс воспитания, его структура и особенности.
  • 27. Закономерности и принципы воспитательного процесса, их характеристика.
  • 28. Методы воспитания личности, их классификация и характеристика.
  • 1. Методы формирования сознания личности.
  • 2. Методы организации деятельности и формирования опы­та общественного поведения.
  • 3. Методы стимулирования поведения и деятельности.
  • 29. Формы организации воспитательного процесса, особенности их подготовки и проведения.
  • 30. Формирование научного мировоззрения у школьников.
  • 31.Формирование политической культуры и гражданственности у школьников.
  • 32. Формирование нравственной культуры у школьников.
  • 33. Эстетическое воспитание школьников.
  • 34. Трудовое воспитание.
  • 35 Профессиональное самоопределение школьников.
  • 36. Воспитание физической культуры школьников.
  • 37. Экологическое воспитание как составная часть формирования здорового образа жизни.
  • 38. Организация самовоспитания школьников.
  • 39. Коллектив как фактор воспитания школьников. Этапы становления и развития коллектива.
  • 40. Формы и методы совместной работы семьи и школы.
  • 41. Этапы становления понятия «технология» в образовании. Структура технологии.
  • 42. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методика».
  • 43. Признаки педагогической технологии и критерии ее эффективности.
  • 44. Критерии выбора педагогической технологии:
  • 45. Технология проектирования и конструирования учебного процесса.
  • 46. Гуманно-личностная технология ш.А. Амонашвили.
  • 47. Система развивающего обучения л.В. Занкова.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
  • 3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
  • 51. Использование методов триз в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 52.Игровые технологии: цели,научные основы, компоненты. Классификация педагогических игр.
  • 53. Организация игровых технологий, особенности их применения в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 54. Технология проблемного обучения
  • 55. Технология проектного обучения: цели, научные основы.
  • 57. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала(в.Ф.Шаталов)
  • 58. Технология программированного обучения.
  • 59. Технология дифференцированного обучения
  • 60. Технология индивидуализации обучения.(и.Э.Унт, а.С.Границкая, в.Д. Шадриков)
  • 61.Коллективный способ обучения(а.Г.Ривин, в.К.Дьяченко)
  • 62. Технология групповой деятельности
  • 63. Технология модульного обучения.
  • 64.Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (н.А.Зайцев)
  • Раздел I. "Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год".
  • Раздел II. "Цели и задачи воспитательной деятельности"
  • Раздел III. Написание перспективного плана:
  • Раздел IV. Написание календарного плана на месяц.
  • 69.Технология мастерских.: целевая направленность, этапы работы в мастерской.
  • 70.Технология обучения детей с признаками одарённости.
  • Классификация видов одарённости
  • Классификационные параметры технологии
  • Акценты целей
  • Концептуальные позиции
  • Выявление (диагностика) одарённости
  • Особенности содержания и организации
  • Предтечи, разновидности, последователи
  • 71.Вальдорфская педагогика (р.Штейнер)
  • 73. Технология само (м.Монтессори)развития
  • 74.Школа –парк, как модель свободного образования (м.А.Балабан)
  • 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
  • 77.Технология авторской школы самоопределения (а.Н.Тубельский)
  • 78. Модель гуманистической воспитательной системы в.А. Караковского
  • 79. Сущность методической работы в школе. Основные формы организации методической работы.
  • 48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».

    В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников. Продолжением модели «Первый шаг» стала образовательная модель «Шаг за шагом» для начальной школы (1996 год)

    Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют техно­логией семейно-общественного взаимодействия. Работа с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:

    1.Знакомство с семьёй с целью первичного сбора информации о ней, разъяснения направленности работы детского сада, ознаком­ления с особенностями paботы в группах, работающих по техноло­гии «Первый шаг».

    2. Изучение семьи .

    – опрос родителей;

    – наблюдение;

    – посещение на дому.

    – анкетирование;

    – интервьюирование;

    – тестирование;

    – проективные методики.

    3 . Дальнейшее семейно-обшественное взаимодействие представ­лено следующими формами:

    3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.

    Вовлекая родителей в педагогический про­цесс, мы задействуем их в праздниках, развлечениях и других зрелищ­ных мероприятиях, при работе в центрах деятельности; привлекаем к пополнению предметно-образовательной среды группы (через учас­тие в смотрах, конкурсах и т. п.), совместному созданию проектов для изучения детьми.

    Консультативно-просветительская работа с родителями.

    Выбор форм этой работы зависит от уровня психологической, педа­гогической культуры родителей, их запросов, творчества самих педаго­гов и других причин. На практике опробованы следующие формы:

    посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления доверительных, теплых отношений с семьей;

    групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации (вос­питателями и другими специалистами дошкольного учреждения);

    выпуск информационных бюллетеней (тематических, проблемных);

    использование тренинговых технологий;

    групповые собрания и мини-собрания (с просветительской це­лью и для изучения опыта семейного воспитания);

    выставки (работ детей, воспитателей, родителей; литературы):

    смотры-конкурсы;

    презентации семей (с целью активизации родителей, распро­странения опыта семейного воспитания, выработки единой направлен­ности в работе по проблеме и т. д.);

    праздники «Родители -детям»;

    совместные развлечения;

    совместные экскурсии, прогулки;

    спортивные праздники;

    издание тематических газет, оформление папок;

    «ящик идей и предложений» от сотрудников детского сада (мож­но выделить разделы «Каши идеи», «Творческие планы в области вос­питания, развития, обучения детей»):

    4. Важным направлением в работе с семьей является также изуче­ние опыта семейного воспитания, которое включает такие формы наглядного представления семейного опыта, как:

      семейные альбомы;

      семейные газеты;

      визитные карточки семей;

      выступление родителей на семейных праздниках, презента­циях семей:

      выставки.

    Работники дошкольного учреждения должны всегда помнить, что конечная цель их деятельности - создание максимально благоприят­ных условий для воспитания, развития ребят в семье и детском саду. Нужно стремиться к "ому. чтобы родители были не формальными участ­никами мероприятий, а активными помощниками.

    Представляем!Ъч чекоторые мероприятия, которые практикуют­ся в работе дошкольного учреждения 4 к Могилева» работающего по образовательной модели «Первый шаг». При желании они могут быть исполмованы и в Вашем дошкольном учреждении при осуще­ствлении взаимодействия с семьями воспитанников.

    Согласно концепции образовательной программы “Шаг за шагом” в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.

    Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:

    – предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;

    – образование носит индивидуальный характер;

    – построение учебных планов подчинено центрам обучения (чаще всего их от 5 до 9);

    – в образовательные стандарты включены не только академические области.

    Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом

    Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.

    Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.

    Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?

    Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей: мыслителя, деятеля, регистратора, слушателя, участника диалога, организатора, партнёра, друга

    Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.

    Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.

    49 .Технология творческого развивающего обучения И.П.Волкова.

    Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ. Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

    По уровню применения: общепедагогические.

    По основному фактору развития: психогенные.

    По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

    По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей).

    По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

    По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

    По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.

    По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

    По преобладающему методу: творческие.

    По направлению модернизации: альтернативные.

    Акценты целей:

    Выявить, учесть и развить творческие способности;

    Приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

    Школа творчества И. П. Волкова

    Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

    Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

    Блочно-параллельная структура учебного материала.

    Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

    Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

    Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

    Особенности содержания по И.П. Волкову

    Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

    Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

    Приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).

    В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической - проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.

    Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

    В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

    50. Альтшуллер Генрих Саулович (Г.Альтов) - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

    Классификационная характеристика технологий творчества (см. И.П. Волкова).

    Акценты целей:

    Обучить творческой деятельности.

    Ознакомить с приемами творческого воображения.

    Научить решать изобретательские задачи.

    Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллера

    Теория - катализатор творческого решения проблем.

    Знания - инструмент, основа творческой интуиции.

    Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

    Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

    Особенности содержания:

    Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

    Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

    В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

    К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

    Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

    Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

    Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

    Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

    Образовательная программа

    «Шаг за шагом»

    Музыкальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хоровым и ансамблевым пением приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус, учат детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Эти занятия хорошо снимают напряжение, усиливают эмоциональную реакцию, повышают жизненный тонус детей. Выступления перед зрителями являются мощным воспитательным средством: переживания успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитывается чувство единения, сопереживания, дружбы, ответственности за себя и товарищей по искусству. Ребенок знакомится с разными жанрами вокального искусства: классикой, народной музыкой, современными песнями. Совместное пение воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться желаемой цели, развивает ассоциативное мышление, укрепляет память. Эстрадный вокал-один из самых актуальных и востребованных жанров в современном музыкальном мире.

    ^ Программа «Шаг за шагом» относится к художественно- эстетическому направлению. Уровень освоения: общекультурный.

    Цель программы: Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и развитие вкуса и музыкальных способностей детей через обучение вокально-хоровому пению.

    Задачи образовательной программы:

    Образовательные.


    • Сформировать систему знаний, умений и навыков по основам вокального пения

    • Познакомить с приемами и терминами музыкального языка

    • Научить различать жанровые особенности и средства музыкальной выразительности (стиль, темп, ритм, интонация).
    Развивающие.

    Развить:


    • Общую музыкальность ребенка

    • Эмоциональную отзывчивость на разные музыкальные жанры и характерные особенности музыкальных произведений.

    • Творческое воображение

    • Устойчивый интерес к музыке

    • Укрепить голосовой и дыхательный аппараты
    Воспитать:

    • Хороший музыкальный вкус

    • Чувства коллективной и индивидуальной ответственности

    • Трудоспособность

    • Толерантное отношение к ошибкам других

    • Критическое отношение к собственным ошибкам.
    Срок реализации программы: 4 года

    Возраст детей: 4 - 8лет

    Условия реализации программы:

    Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

    Группа формируется из детей, желающих заниматься эстрадным вокалом на базе ДДТ" Град чудес". Форма приема: прослушивание детей в присутствии родителей.

    Наполняемость групп: 1 г. обучения - 15 человек

    2 г. обучения - 12 человек

    3 г. обучения - 10 человек

    4 г. обучения - 10 человек

    ^ Формы и методы проведения занятий:

    1. Словесные методы обучения : устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения

    2. Наглядные методы обучения: показ голосом песенного материала, прослушивание музыкального произведения.

    ^ 3. Практические методы обучения: работа над дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над музыкальным произведением (проговаривание литературного текста, повторение за педагогом мелодии, пропевание трудных интонационных мест)

    ^ Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая

    Формы проведения занятий: а) учебное занятие,) занятие- игра, занятие – репетиция, контрольный урок, итоговый концерт, праздник

    ^ Ожидаемые результаты:

    1 год обучения:

    Ребенок должен знать: Основные правила охраны голоса

    Овладеть: понятиями артикуляции и дикции, звукообразования

    Получить опыт: интонирования в пределах октавы

    ^ 2 год обучения: Знать артикуляционные упражнения

    Овладеть понятиями «опора звука»

    Уметь отрабатывать дикционные упражнения, петь фразами

    Иметь опыт работы с микрофоном

    ^ 3 год обучения: Знать правильное произношение гласных и согласных звуков

    Уметь поставить и выполнить актерскую задачу

    Различать разные виды атаки

    Иметь представление о резонаторах

    Закрепить навык работы с микрофоном

    ^ 4 год обучения: Знать актерскую задачу, воплотить её в исполнении песни

    Уметь выполнить упражнения для распевания самостоятельно

    Использовать при пении резонаторы

    Уметь справляться со стрессовой ситуацией

    Иметь опыт работы на сцене в ансамбле и сольно.

    ^ Форма подведения итогов:

    1 год обучения: Участие в концертах, организуемых ДДТ «Град чудес» в течение года (календарные даты). Итоговые занятия для родителей – 1 раз в полугодие.

    2 год обучения: Участие в творческих фестивалях и конкурсах города и района.

    3 год обучения: Выступления с собственными творческими программами (шоу, мюзиклами).

    4 год обучения: Концертное выступление коллектива с исполнением каждым учащимся песен разных жанров, мюзикл совместно с другими коллективами (хореографическими, театральными).